Агностик

Агностицизм

АГНОСТИЦИЗМ (греч. αγνωστος — непознаваемое) — разновидность идеалистической философии, отрицающая возможность познания мира и его закономерностей. Агностицизм проповедовался уже античными скептиками (см.

Скептицизм), но полное развитие получил в идеалистической философии Юма и Нанта и их последователей.

«Мы, материалисты,— пишет Ленин,— вслед за Энгельсом, называем кантианцев и юмистов агностиками за то, что они отрицают объективную реальность как источник наших ощущений.

Агностик — слово греческое: а — значит по-гречески НЕ; gnosis — ЗНАНИЕ. Агностик говорит: не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая, отображаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это.

Отсюда — отрицание объективной истины агностиком и терпимость, мещанская, филистерская, трусливая терпимость к учению о леших, домовых, католических святых и тому подобных вещах»(Соч., 4 изд., т. 14, стр.

115).

Между взглядами Канта и Юма имеется некоторое различие: Кант признаёт существование объективного мира, «вещей в себе», непознаваемых нами, а Юм ставит под сомнение и самое существование объективного мира.

Но это различно находится в пределах агностицизма, ибо отрицание того, что источником восприятия является объективная реальность, неминуемо ведёт «к субъективизму, к агностицизму,— все равно, будете ли вы отрицать познаваемость вещи в себе, объективность времени, пространства, причинности (по Канту) или не допускать и мысли о вещи в себе (по Юму)» (т а м ж е).

Агностицизм Юма и Канта перепевался на разные лады в многочисленных школах буржуазной философии 19 и 20 вв. Отвергая материалистическую теорию отражения, агностицизм широко открывает двери антинаучным идеалистическим измышлениям. Агностическая формула «ignoramus et ignorabimus» («не знаем и не узнаем») стала одним из основных лозунгов буржуазных мракобесов.

По море того как капитализм всё больше превращался в тормоз общественного и культурного развития и особенно когда он достиг стадии своего загнивания, агностицизм получал в буржуазной философии всё более широкое распространение, служа выражением стремления идеологов буржуазии ограничить науку в интересах реакционных классов.

Наряду с этим некоторые идеалистические течения (т. н. критический реализм, феноменология Гуссерля и др.) протаскивают Агностицизм более замаскировано, не утверждая прямо и открыто принципиальную непознаваемость мира.

Диалектический материализм решительно борется против всяких проявлений агностицизма, в какой бы форме они пи выступали, и раскрывает историческую классовую почву, которая питает агностицизм. Опровержение агностицизма основывается на роли материальной общественной практики в качестве решающего критерия истинности познания.

Энгельс доказал, что учения агностицизма «лучше всего разбиваются… самою практикой, т. е. опытом и промышленностью. Мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что мы сами его вызываем, порождаем его из его условий и заставляем служить нашим целям» (Маркс и Энгельс, Соч., т. 14, стр. 645).

Типичным агностическим вывертом было объявление естественнонаучных, в частности физических, теорий и понятий «рабочими гипотезами», т. е.

Вся история пауки и общественной жизни подтверждает правильность этого положения.

Общественную основу лжеучений современного агностицизма образует углубление кризиса капиталистической системы, историческая бесперспективность буржуазии. Это находит теоретическое выражение в различных формах отрицания возможности познания законов, управляющих развитием общества и возможности научного предвидения.

Не случайно поэтому распространение на грани 19—20 вв. агностицизма в СОЦИОЛОГИИ, отрицающего возможность научного познания и предвидения явлений общественной жизни (неокантианство Виндельбанда и Риккерта, исторический идеализм Кроче и др,).

Подобные лжеучения яростно борются против исторического материализма, поскольку он даёт научное объяснение действительности на основании законов исторического развития общества и позволяет делать величайшие научные предвидения, помогающие в борьбе за её революционное преобразование.

Агностик – кто это? Общее понятие термина

Агностиками называют людей, которые придерживаются агностицизма. Слово происходит от древнегреческого “”, что переводится как “непознаваемый”, “непознанный”. Люди, относящие себя к агностикам придерживаются теории невозможности познания аксиомы существования любых богов, а следовательно они не причисляют себя ни к одной из существующих вер. Отличной чертой от атеизма является то, что агностицизм не отрицает возможного существования божественных квинтэссенций.

История возникновения идеологии

Первые упоминания об агностицизме относятся к философии античности (конец VII – VI в. н. э.), где древнегреческий философ Протагор, представитель философского направления софистов, утверждал, что наше сознание относительно и субъективно. Его древнеиндийский современник поддерживал агностические взгляды на бытие и считал, что после смерти нас ждет какая-либо жизнь.

Впервые определение было дано Томасом Генри Гексли, английским зоологом, в 1869 году. Он первым официально высказал суждение о том, что не может и не собирается относить себя к какой-либо из существующих религий. По его мнению, агностик – это человек, который не отрицает существование высшей силы, но и не примет существование какого бы то ни было определенного бога. В то время как агностик не отрицает, также он и не подтверждает существование богов, считая, что первичное – неопознано, а потому неизвестно.

Идеи агностицизма получили широкое распространение среди английских естествоиспытателей в 19 веке.

Агностицизм в общем виде

Агностики отрицают существование какой-либо определенной истины, и утверждают, что окружающий нас мир нельзя познать объективно. Согласно обсуждаемой концепции, мы ничего не можем знать о божественных проявлениях, о Боге, загробной и иной жизни, ведь наши знания невозможно подтвердить свидетельствами опытной науки.

Иными словами, у нас нет неопровержимых доказательств существования божественных сил, но также нет и доказательств того, что этих сил не существует – тоже нет. Доказать наличие души научными методами не представляется возможным либо на данный момент развития человечества, либо вообще.

При всем вышесказанном, агностик может быть как верующим, так и неверующим. Для приверженцев агностической философии сама идея споров о существовании, либо не существовании высших сил является ненужной.

Чем отличается агностик от атеиста?

Периодически агностиков путают с атеистами. Переплетение этих философских течений является в корне неверным. Атеисты резко отрицают существование Бога, в то время как агностики воздерживаются от суждения. Они не знают, ведь ничто не доказано.

Атеизм не является противоборством какой-либо определенной вере: атеист одинаково скептичен по отношению к христианскому Богу и Зевсу. Аналогичным образом агностики относятся к проявлениям божества – в равной мере к Аллаху и Тору. Они не признают проявление “чудес”, если они противоречат законам природы.

Отношение между агностицизмом и другими религиями

Затронутые выше атеисты с недоверием относятся к агностикам за их “неопределенность”. Приверженцы атеизма считают, что на вопрос “Верите ли вы в Бога?” есть только два варианта ответа, в то время как агностики выбирают третий. По мнению первых, если ответом будет “нет” то вы автоматически атеист, а если “нет”, то вы верующий по обозначению.

Исключительно верующие люди считают агностиков банальными “лентяями”, которые могут перекреститься в тяжелый момент жизни, но ни за что не придут на службу в воскресенье. Учитывая, что вера основывается не только на библии, но и на личном опыте, зачастую верующие пытаются повернуть агностиков на свою сторону путем рассказов о “божественном даре” или “чуде”.

Естественным образом, верующие лучше относятся к агностикам, чем к атеистам, по причине того, что любой агностик имеет возможность найти свой путь и примкнуть к религии. Несомненным плюсом также является хотя бы теоретическая возможность существования внеземного разума.

Кто может считать себя агностиком?

Современное общество по праву может считать агностицизм “удобным”. Способны ли вы внутри себя поставить на один уровень существование души в целом как понятия, Бога, лесных нимф, Орфея и Будду? Агностик может. Для него любое верование – интересно, и он может с благоговением относиться как к Евангелию, священному писанию, так и найти что-то стоящее в законах шариата.

Кто такой агностик?

Агностиком может быть как человек верующий, так и атеист. Такой человек не стремится всеми возможными и невозможными способами узнать истину.

Для него весомей аргумент о том, что человечество не может ни доказать, ни опровергнуть существование высшей силы над нами. Кроме того, он будет воздерживаться от суждений большинства, к какому лагерю они бы не принадлежали.

У агностика просто нет достаточных оснований полагать или утверждать обратное.

Нередко агностик отказывается вообще от каких-либо философских рассуждений в силу того, что явление не может быть описано или доказано по определению. Но это не значит, что такого человека вообще ничего не трогает, ни интересует и не волнует помимо житейских вопросов.

Суть агностицизма

Столь своеобразное мировоззрение и значение слова «агностик» популяризировано в одном из философских направлений – в агностицизме. Агностики не считают, что человечество познает мир объективно.

В то же время, они никому не навязывают своего мнения и своего понимания этой жизни. Они даже верят в то, что истина у каждого своя, так зачем «ломать копья». Абсолютную истину все равно не дано узнать. Но это в теории.

На практике нередко люди, придерживаясь агностических принципов, очень ярко выражают свои мысли и эмоции. Поэтому оценку их суждений дают окружающие люди.

Что значит – агностик?

Агностики верят в научное познание. Но им кажется трудным и невозможным, а главное, бессмысленным, решение таких вопросов, как поиск жизни на других планетах, доказательство существования Бога и бессмертной души.

Агностики больше склонны доверять результатам научных и социальных экспериментов, чем экспериментальным учениям и теориям. Они не предпринимают серьезных попыток ни что-то доказать, ни что-то опровергнуть.

И они очень не любят, когда их пытаются перетянуть в свой лагерь враждующие стороны.

Хоть и говорят, что в споре рождается истина, агностик бы усомнился в этом утверждении. А упрощенные варианты ответов «верю/не верю» его тоже не устраивают. Со стороны может показаться, что агностицизм как философское направление в мировоззрении сильно тормозит прогресс – «раз ничего не добиться, то и не стоит». Но суть проблемы гораздо глубже.

Агностиков можно уважать за то, что они не подвержены чужому влиянию, не признают навязываемых авторитетов. Но в то же время, зная, кто такой агностик в религии, вряд ли можно судить о человеке в общепринятом религиозном понимании. Так как такой человек просто отвергает любое навязываемое ему мнение, в том числе религиозное. А, как известно, в религиях ценится общность суждений.

Хорошо это или плохо, можно судить в конкретном случае.

Агностическое восприятие мира

В истории сохранились имена таких известных агностиков, как Эммануил Кант, Дарвин, Эйнштейн. Они были непоколебимы в своих собственных суждениях.

И есть примеры, когда из-за агностических убеждений известный или не очень человек не хотел вникать в суть проблемы, когда его об этом просили.

Обычные люди считают, что «агностик» означает человека, которому нравится делать самостоятельные выводы, иногда идущие вразрез с общепринятыми суждениями. Но здесь многое решают обстоятельства – будь то на работе, в семье, в общественных организациях.

У агностиков нет готовых (шаблонных) ответов на риторические вопросы.

Человек со столь независимыми (хотя иногда противоречивыми) взглядами не сможет придти к определенному выводу просто по той причине, что сделать этот вывод ему мешает ряд объективных причин, отсутствие ресурсов для постижения истины, недостаточный потенциал знаний, отсутствие мотивации и т.д.

Вампиры в реальной жизни — фактыИстории о вампирах интересны многим и часто являются излюбленной темой книг и фильмов. В этой статье мы расскажем о реальных фактах существования вампиров в истории человечества и в наше время.

Интересные факты о Москве

В этой статье мы расскажем о самых удивительных и интересных фактах о столице России Москве, которые будут интересны не только туристам и гостям столицы, но и коренным москвичам.

5 фактов о мужском оргазмеСреди множества интересных фактов, связанных с организмом представителей сильной половины человечества, нельзя не коснуться темы мужского оргазма. Эта статья предлагает несколько интересных и малоизвестных фактов об оргазме мужчины.
Интересные факты о книгахКнига – главный помощник в саморазвитии человека. Люди, у которых нет тяги к литературе, зачастую деградируют. В мире насчитывается около 10 миллиардов книжных изданий. Эта статья расскажет об интересных фактах о книгах и писателях.

Философский агностицизм

Зачатки агностицизма можно увидеть еще в учениях античных философов. Так, древнегреческий философ Протагор (485-410 гг. до н.э.) утверждал, что, цитируем: «человек есть мера всех вещей». Т.к. все люди разные и воспринимают окружающий мир по-разному, объективная истина как таковая не может существовать в принципе. В том или ином аспекте агностицизм представители разных философских направлений – позитивизма,  эмпиризма, эволюционизма и других – использовали в своих учениях и в более поздние периоды.

Наиболее знаменитые философы-агностики:

  • Джордж Беркли (1685-1753).
  • Дэвид Юм (1711-1776).
  • Иммануил Кант (1724-1804).
  • Герберт Спенсер (1820-1903).

Остановимся подробнее на взглядах некоторых наиболее ярких представителей этого направления в философии.

Джордж Беркли

Джордж Беркли утверждал, что «бытие – это то, что воспринимается, либо тот, кто воспринимает». Таким образом, весь окружающий мир опосредован восприятием человека, и существует в сознании человека лишь в том виде, в каком его воспринимают люди.

Соответственно, любое познание окружающего мира опосредовано восприятием человек, а значит, не может быть абсолютным. Таким образом, единственной реальностью для человека может быть только его собственное сознание и восприятие окружающего мира.

Дэвид Юм

Дэвид Юм высказывал во многом похожие идеи. В своем «Трактате о человеческой природе» Юм уделяет много внимания теме достоверности знания как такового и возможности убедиться в правильности того или иного посыла. Это не означает тотальный скептицизм, однако указывает на необходимость зачистки познавательного пространства как первого шага к знанию, хотя бы относительному.

По Юму, любое знание строится на опыте, полученном путем чувственного восприятия, и дополняется собственными выводами человека, сделанными в процессе получения опыта. Таким образом, процесс познания всегда связан с определенными предположениями и даже фантазиями, которые не всегда можно проверить опытным путем.

Иммануил Кант

Иммануил Кант полагал, что окружающий мир существует как «вещь в себе», т.е. независимо от нашего сознания, воздействуя на человека и его органы чувств. Поэтому ключевым становится вопрос исследования самого разума и его границ, т.к. от этого напрямую зависит, возможно ли чистое знание и как возможно чистое знание.

Кант  считал, что, пока мы этого не поняли, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (то, что мы видим) похожа на «вещь в себе» (то, что существует в реальности). В этом и заключается агностицизм Канта, фактически занявшего позицию невозможности абсолютного знания до тех пор, пока неизвестны возможности человеческого разума.

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер в своей работе «Основные начала» утверждает, что человек ничего не может знать о так называемой «последней реальности», т.е. той, которая выходит за рамки возможностей познания человеческим разумом на данном этапе.

Этим пользуется религия, объясняя различные явления с помощью домыслов и метафор, которые, опять же, не представляется возможным проверить ввиду ограниченности человеческой способности к познанию. Однако такая ограниченность возможностей познания отнюдь не означает отсутствие эволюции, прогресса человеческого общества, человеческой мысли и науки.

Таким образом, агностицизм в философии – это понимание, что человек не может ничего знать о боге и прочих явлениях, которые нельзя исследовать опытным путем. Подобный подход представляет ценность и для науки.

Известные агностики

Агностицизм, как система взглядов существовал ещё задолго о появления самого термина и поддерживался многими философами.

Иммануил Кант утверждал одновременное существование внешней реальности (окружающий мир) и внутренней (система представлений, чувствований и оценок внешнего мира человеком) реальность, причём внешняя является независимой, но вот влияет на внутреннюю

В итоге он с осторожностью относился к любым утверждениям о мире, а говорил, что знания мы получаем только опосредовано через призму собственного опыта и потом этот же опыт формирует призму преломления последующих фактов

Дэвид Юм поддерживал идеи агностицизма, утверждая, что личность существует только в чувственном мире, где нет объективности и материальности, а соответственно реальной картиной мира обладать не может. Беря во внимания любые научные исследования, как инструмент агностицизма Герберт Спенсер указывает на то, что всегда будут вещи и процессы, превосходящие возможности осознания и понимания. Он пытается донести до общества абсурдность попыток это всё обосновать, показывая, как упрощается модель религиозными объяснениями. В некоторых моментах критика религиозного мировоззрения такова, что она убирает чувство экзистенциальной тревоги и ежедневное ощущение бессмысленности существования, с которым всегда сталкиваются сторонники агностицизма.

Нил Тайсон является современным представителем агностицизма, говоря, что он не относится ни к одной концепции, т.к. (при любой широте взглядов) навешивает ярлык на самого человека и ограничения на его возможности познавать мир

Он всегда акцентировал внимание на том, что он ученый и выбирает объективное и доказательное знание, как базу для построения дальнейших собственных выводов. Практически все учёные любой сферы, а особенно физики и астрофизики это агностики, поскольку напрямую изучают те материи, которые для простых обывателей являются чудесами. Чёрные дыры, странные звуки в пустой комнате, иллюзии, называемые привидениями и пустота космоса, где нет всевластного дяди с бородой – это мир агностиков, где ежедневно они видят научные и обоснованные доказательства отсутствия бога

Чёрные дыры, странные звуки в пустой комнате, иллюзии, называемые привидениями и пустота космоса, где нет всевластного дяди с бородой – это мир агностиков, где ежедневно они видят научные и обоснованные доказательства отсутствия бога.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Агностицизм в истории философии

В философии агностицизмом называют не самостоятельную концепцию, а общую скептическую позицию в познании: как сомнение в адекватности доступных человеку методов, так и гносеологический пессимизм относительно объективной реальности вообще. В различной форме такие взгляды формулировались в самых разных философских школах. Например, субъективный идеализм Канта считает познание объективных сущностей принципиально невозможным для субъективного разума, а позитивизм утверждает бессмысленность постановки вопросов, выходящих за пределы доступного эмпирической проверке.

Впервые агностическую тенденцию озвучивали уже греческие софисты: Протагор учил, что «всё таково, каким оно кажется нам» (в духе гносеологического релятивизма), а Горгий сформулировал своего рода манифест агностицизма: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо, то необъяснимо для другого».

Философы-эмпирики обращали внимание, что приобретаемый опыт знакомит нас только с ощущениями, а не с самими вещами. Д

Юм сделал поэтому вывод, что мы не можем знать не только того, насколько субъективное восприятие соответствует объективной реальности, но даже и того, существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант в своей Критической философии постулировал существование объективных «вещей-в-себе» (сущностей, ноуменов), реальных источников наших ощущений, однако считал единственной формой познания субъективный чувственный опыт, поэтому сделал вывод о принципиальной ограниченности познания устройством познавательных возможностей самого субъекта: мы можем познать не реальный объект, а лишь то, как он предстаёт в человеческом опыте — явление («вещь-для-нас», феномен).

Агностицизм игнорирует базовый для философии императив поиска универсального объективного основания, поэтому подвергается постоянной критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма, которые видят такое основание в Боге и в материи соответственно. Так, Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперёд мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога». А В. И. Ленин, рассуждая о противоположности материализма и идеализма, напротив, упрекал агностицизм в интеллектуальной нерешительности и реакционности: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные „махисты“». В диалектическом материализме гносеологическим основанием агностицизма называлась абсолютизация относительности, а его исторической предпосылкой — конфликт религиозного и научного мировоззрения, желание избежать этой альтернативы либо попытка их синтеза.

Чем атеисты отличаются от агностиков

В агностицизме два основных направления. Агностицизм теологический отделяет мистическую составляющую любой веры или религии от культурно-этической. Последняя с точки зрения теологического агностицизма является значимой, поскольку выступает в роли светской шкалы морального поведения в социуме. Мистической стороной веры принято пренебрегать. Нужно отметить, что существует целое направление агностиков- , которые отказались от мистической составляющей христианской веры, но взяли себе христианскую мораль.

Научный агностицизм предполагает, что любой полученный в процессе познания опыт искажается сознанием субъекта, то сам в принципе не может постичь и составить полную мира. Научный агностицизм указывает на невозможность полного познания мира и субъективность любого знания. Агностики считают, что в принципе нет предмета, который можно понять до конца, поскольку процесс познания связан с субъективным личным опытом.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Если вы зададитесь вопросом: кто такой агностик, ответ простой. Это человек, придерживающийся мировоззрения агностицизма ().

Слово «агностицизм», в свою очередь, происходит из древнегреческого и означает в переводе «непознаваемый»
. Имеется в виду, что окружающий нас объективный мир в принципе нельзя познать через субъективное восприятие (глаза, уши, мозг), ибо такое восприятие может искажать реальность.

По-прежнему ничего не понятно? Давайте разбираться пошагово.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий