Педагогическая система коменского

Образовательные принципы Коменского: история и современность

Наука в целом и педагогика в частности сегодня сделали в сравнении с тем временем большой шаг вперёд, но, несмотря на это, главная награда ЮНЕСКО в области научных исследований и инноваций называется «медалью Коменского». Но ещё более яркой иллюстрацией его вклада является то, что хоть Я. Коменский и жил в XVII веке, основные принципы его «Великой дидактики» легко прослеживаются в современной организации учебного процесса.

Основополагающая идея системы образования Коменского – воспитание детей в духе христианской протестантской церкви. Сегодня она неактуальна, поскольку школа и церковь разделены государством, зато успешно работают другие принципы. Например, классно-урочная система. До этого ученики обучались индивидуально, а чешский педагог предложил организовывать детей в классы, где они совместно бы занимались одним и тем же предметом, на протяжении одного и того же времени. Помимо коллективности и целостности, Я. Коменский говорил и об обоеполости образования – общем образовании для мальчиков и девочек. Также он ввёл понятие школьного года и связанного с ним понятия программы. Учёба делилась на периоды, содержание которых определялось возрастом ученика.

В наше время появляются отдельные материалы и даже экспериментальные школы, критикующие классно-урочную систему как устаревшую. Тем не менее, она во всём мире остаётся доминирующей формой организации учебного процесса (конечно же, не в первозданном виде) и таких же популярных альтернатив не имеет.

Но основные нововведения реформы «старой» школы касались не организации, а самого обучения. Помимо традиционных для школ того времени «свободных искусств», Я. Коменский вводил в гимназиях обучение естествознанию, истории и географии. Всем предметам ученики должны были обучаться постепенно, от общего к частному. Так появились учебники для каждого класса, которые писались с учётом возраста и предшествующей подготовки.

Одним из главных принципов дидактики Коменского было требование наглядности. Любые научные правила и законы должны были подводить черту под доступными и понятными примерами. С высоты сегодняшних дней это может казаться несуразным, но именно «учитель народов» потребовал от педагогов связывать житейскую практику и преподаваемую в школе теорию. И сам написал «Мир чувственных вещей в картинках» – первый учебник, в котором иллюстрации использовались как дидактическое средство. А изречение Я. Коменского: «Без примера ничему не выучишься», – даже стало крылатым.

В целом подача материала должна быть сжатой, но точной, и сопровождаться не просто примерами, а примерами разнообразными, чтобы у детей формировалось максимально широкое представление о событиях и предметах. А то, как ученики усваивают новые знания, предлагалось проверять с помощью упражнений на закрепление.

В «Великой дидактике» говорилось и о требованиях к учителям. Одним из обязательных аспектов работы педагога должно было стать умение не просто давать детям информацию, а и прививать стремление к познанию, мотивировать на обучение. Революционным было и следующее суждение: «Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий».

А в завершение – о нелюбимой многими школьниками теме дисциплины, без которой, по мнению автора, школа и образование немыслимы. Для её поддержания среди учащихся сами учителя должны были подавать верный пример. Ну а основой были наставления, увещевания, а иногда и выговоры. К слову, «иногда», как показала дальнейшая практика, трактовалось каждым по-своему – во многих странах мира физические наказания школьников отменили лишь в XX веке. Но в этом вины Я. Коменского нет.

В качестве итога отметим, что даже такой краткий пересказ основных образовательных принципов великого чешского педагога помогает оценить, насколько современная система образования построена на идеях, которым уже почти 4 столетия. Конечно, они были усовершенствованы и детализированы в ходе дальнейшего развития научной мысли, и приспособлены к требованиям времени. Благодаря этому, традиционное образование продолжает хорошо выполнять свою прямую функцию. Но тот этап развития технологий, на котором мир находится сегодня, всё больше перекраивает ситуацию. Интерактивность, геймификация, MOOC и дистанционное образование позволяют судить о том, что мы находимся в начале нового пути. И, несмотря на это, очевидно, что даже в случае революционных перемен, полностью от идей Коменского отказаться невозможно.

Деление по Я.А.Коменскому

Опираясь на природу человека, основоположник педагогики подразделял человеческую жизнь на возрастные периоды:

  • детство — от рождения до 6 лет;
  • отрочество — от 6 до 12 лет;
  • юность — от 12 до 18 лет;
  • возмужалость — от 18 до 24 лет.

Для каждого возрастного периода, вновь учитывая естественную природу подрастающего ребенка, педагог описывал свою ступень развития и образования.

Так, дети до 6 лет, согласно его идеям, нуждаются в материнской школе, т.е. дошкольном развитии под контролем матери; в период отрочества ребенку следует обучаться в шестилетней школе родному языку; молодые люди периода юности должны окончить латинскую школу, а возмужалую молодежь ждала высшая ступень развития в академиях.

Замечание 2

Коменский основой обучения считал систематичность: необходимость идти поэтапно, переходя от фактов к выводам, от примеров к закономерностям, от конкретики к абстракции, от легкого к сложному, от общего к частному.

Коменский впервые выдвинул к образованию дидактическое требование учета возрастных особенностей: ребенку можно предложить для обучения лишь то, что будет доступным для понимания в его возрасте. Процесс обучения должен носить посильный характер при сопутствующей прочности полученных знаний. Важными методами обучения языку и другим наукам Коменский называл постоянные упражнения и повторения.

Учитель в трудах Коменского занимает видное место. Педагог настаивал, что учителю должны быть присущи такие качества как честность, доброта, активность, убедительность, развитость, объективность; учитель обязан быть примером тех характеристик, которые он будет стремиться привить ученикам.

Коменский говорил о том, что учительство – это не просто профессия, это призвание, накладывающее высочайшую ответственность по воспитанию нового поколения. Это подразумевает основательную теоретическую подготовку педагога, прежде чем он будет иметь право заниматься преподаванием. Также Коменский уточнял, что для эффективной работы и приверженности учителя делу заботу о его благополучии должна взять на себя община.

Идеи и дидактика Яна Коменского

Прочитав краткую биографию Коменского, предлагаем вам ознакомиться с основными идеями великого педагога.

Путь света

Путь света представляет собой разработанную Коменским программу, направленную на просветление человека. Основными ее темами стали благочестие, знание и добродетель.

По мнению автора, мудрость человек мог достичь только после освоения и применения всех 3-х качеств. Из этого следует, что источником и целью всех его работ было богословие.

Большое внимание Коменский уделял Богу. Он считал, что человек обязан открыться для 3-х откровений:

  • видимому творению, в котором видна сила Творца;
  • человеку, созданному по подобию Бога;
  • слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку.

Все знания и незнания должны быть взяты из 3-х книг: природы, разума (духа человека) и Священного Писания.

Для того чтобы достичь такой мудрости, индивиду надо задействовать чувства, разум и веру.

В связи с тем, что человек и природа созданы Богом, у них должен быть похожий порядок вещей, благодаря которому можно достичь гармонии во всем.

Знать себя и природу

Данная доктрина макрокосма-микрокосма позволяет удостовериться в том, что человек может постичь до сих пор нереализованную мудрость.

Вследствие этого, каждый индивид становится пансофистом – маленьким богом. Язычники не в состоянии постичь такой мудрости по причине нехватки явленного Слова, которым, согласно христианству, является Иисус Христос.

По мнению Яна Коменского, человеку необходимо обращаться только к божественным произведениям и познавать что-либо посредством прямого столкновения с вещами.

Он утверждал, что любое обучение и получение знаний начинается с чувств. Жизнь и мир любого человека являются школой.

Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты – священниками в храме природы. Исходя из всего сказанного, каждый человек должен стремиться познать себя и природу.

Энциклопедия всезнания

Под этим понятием подразумевается метод, посредством которого человек способен видеть порядок вещей, осознавая их причины.

Благодаря этому, каждый индивид в полной мере сможет постичь различные знания. Более того, человеку удастся достичь состояния, в котором он находился до грехопадения Адама и Евы.

Новаторство в образовании

По мнению Яна Коменского, ребенка следует воспитывать таким образом, чтобы он мог сопоставлять вещи и слова. Обучая его родному языку, родителям нужно избегать пустых слов и сложных понятий.

Книги в учебных заведениях должны быть распределены по группам. То есть, ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь на данный момент времени.

Жизнь как школа

Ян Коменский считал, что вся жизнь является для человека школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны обучаться вместе.

Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию.

Процесс обучения должен проходить в игровой манере. Если ребенок не сможет овладеть той или иной наукой, это ни в коем случае не является его виной.

В своих трудах Ян Коменский утверждал, что в основе преобразования человечества должна стоять пансофия, в то время как теология будет являться направляющим мотивом.

В собственных произведениях педагог использовал множество цитат из Священного Писания.

Среди библейских книг его больше всего интересовали пророчества Даниила и Откровение Иоанна Богослова.

Он считал, что читая эти книги, человек сможет получить важнейшие знания, необходимые для библейского тысячелетия.

Педагог Ян Амос Коменский

Когда читаешь биографию Яна Коменского (1592-1670) даже в кратком пересказе, возникает чувство, схожее по своей природе с теми, что появляются в процессе знакомства с другими жизнеописаниями великих людей. Бесспорно, оно во многом индивидуально, но невольный вопрос: «Как можно столько всего успеть сделать за жизнь, да ещё и в стольких областях?», – возникает, наверное, у каждого.

А список того, что сделал за свою «учитель народов», поистине велик. Ещё обучаясь в  университете, Я. Коменский принялся за написание своеобразной энциклопедии «Театр всех вещей». К этому же времени относится и начало работы над созданием полного словаря – «Сокровищницы чешского языка», которая продолжалась более 40 лет. Этот, а также другие его труды из данной области, сыграли очень важную роль в становлении литературного чешского языка.

После окончания обучения Я. Коменский стал работать в той же латинской школе, с которой началось его собственное образование. Но канонов традиционного воспитания, доставшихся в наследие от средневековой схоластической традиции, он не придерживался. В то время провести урок вне класса и приправить его рассказом не по учебнику, а исходя из опыта реальной жизни, как делал молодой учитель, было верхом новаторства. Кроме того, будущий «отец педагогики» совершенствовал не только практическую сторону процесса обучения, но и теоретическую. Он был убеждённым последователем идеи доступности образования для всех сословий и работал над несколькими трактатами, которые, как покажет история, навсегда изменили подход к образованию.

Над «универсальным искусством обучения всех всему», как называл дидактику сам Я. Коменский, он начал работать в 1627 г. Спустя 5 лет почти в одно время появились два его значимых педагогических труда. Один из них – «Материнская школа», первое в мире руководство по семейному воспитанию. Его основная идея сводилась к убеждению, что образование должно начинаться не со школы, а ещё раньше – в семейном кругу. Второе – «Дидактика», с которой чаще всего и ассоциируется имя Коменского, хотя он и был автором многих других учебников по разным предметам и трактатов, посвящённых отдельным аспектам педагогики (о них мы поговорим в последующих статьях).

Пансофическая школа


Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия). Фото: Michal Manas/wikipedia

Молодость заканчивается незаметно. Зрелые годы проходят один за другим. Работа над книгами, преподавание, церковные проповеди. Нет времени перевести дух.

Женится, но чума уносит и супругу, и двоих детей. Женится снова – и опять его супруга вскоре умирает. Женится в третий раз.

Постоянные перемещения. «Вся жизнь моя была странствием», – напишет впоследствии педагог.

Квест получился внушительным. Еще в детстве он, будучи сиротой, живет то в Стражнице, то в Нивнице. Братская же школа была в городе Угерский брод. В шестнадцать Ян переезжает в Пшеров, там расположена латинская школа. Затем Прага – попытка получить образование в Карловом университете. Но, к сожалению, там правят бал активные противники его вероисповедания, и юноша перемещается в Германию, в Гернборнский университет.

Продолжительное путешествие по северу Европы – и снова Пшеров. Ян теперь преподает в той братской школе, где когда-то был учеником. Затем он в Фульнеке, учительствует и проповедует. В 1628 году начинаются гонения на Чешских Братьев, и он переезжает в польский городок Лешно.

Тут бы устать душой, озлобиться, проклясть бы все на свете. Но нет – этот камень обтачивается иначе. Ян Коменский делается все добрее к людям, все мудрее его тексты.

Ян всю жизнь переезжал с места на место, в первую очередь из-за гонений на церковь Чешских Братьев. Кто-то, возможно, назовет ее сектой, но для Коменского это была вера отцов, преданность которой он сохранил до последних секунд своей жизни.

И только в 1651 году ему предоставляется возможность сделать то, к чему он шел всю свою жизнь, выступить в роли реального преобразователя учебного процесса. Даже по нашим временам 59 лет – немало. А в XVII веке – тем более.

Трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предлагает Яну провести в его владениях школьную реформу. Ученый радостно хватается за это предложение. Ради него он слагает с себя обязанности епископа протестантской общины Чешских Братьев (а делами церкви Амос занимался постоянно) и спешно пишет очередной труд – «Пансофическая школа». Пансофизм – от греческого слова «всезнание».

Но именно на этом принципе была – во всяком случае, формально – построена советская система среднего общего образования. Когда абсолютно все – гуманитарии и технари, девочки и мальчики, двоечники и отличники, гении и злодеи, будущие адвокаты и сантехники, матросы и доярки должны были дружно и в одних и тех же рамках, в одном и том же возрасте, в одно и то же время года изучать строение цветка, химическую формулу воды, правило буравчика и кольца, которые отличают Сатурн от других планет Солнечной системы (а саму систему тоже изучают, только в другом месяце).

То есть, до него все было как раз по-другому. Это учебный год, система обязательных уроков (с категорическим запретом их пропуска), годовой школьный план, проверка усвоенных знаний. Весь материал должен подаваться с учетом возраста учеников, новые знания должны ложиться на уже полученные. Каждое изучаемое правило должно сопровождаться примерами.

Утренние часы – самые подходящие для занятий. Учитель должен быть не только знатоком своего предмета, но и хорошим педагогом. По каждому предмету у каждого ученика должен быть только один учитель.

«Школа без дисциплины – что мельница без воды». Вместе с тем, «голос учителя должен сам проникать в души учащихся наподобие самого нежного масла».

И это лишь немногие из его тезисов.

Кроме того, именно Коменский впервые стал использовать кроме классических лекций различные театральные сценки, творческие вечера и так далее. Он называл это «драматизацией».

Коменский Ян Амос цитаты

* Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

* Без примера ничему не выучишься.

* Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

* Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

* Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

* Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше?

* Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.

* Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

* Книги — это инструмент насаждения мудрости.

* Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе.

* Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.

* Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

* Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

* Нет ничего труднее, как перевоспитать человека плохо воспитанного.

* Ничто притворное не может быть продолжительным.

* Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

* Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений.

* Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.

* Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

* Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.

* Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

* Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее.

* Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

* Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.

* Тот, кто мало знает, малому может и учить.

* Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

* Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.

* Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай?

>> Коменский Ян Амос цитаты…

Все авторы:Бруно ДжорданоЛопе де ВегаГалилей ГалилеоДекарт РенеДжонсон БенджаминМильтон ДжонМишель Эйкем де МонтеньПьер де РонсарИван ГрозныйМигель де СервантесСильвестр МедведевTacco ТоркватоШекспир Уильям
Все цитаты:Читать

Предложения партнеров

Коменский Ян Амос краткая биография (1592 — 1670 гг.)

Коменский Ян Амос цитаты. Великий чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель, основоположник дидактики.

Родился в протестантской семье Общины чешских братьев. Обучался в братской латинской школе. Учился в Гейдельбергском университете, затем отправился путешествовать по Голландии. Вернувшись в Чехию, работал школьным учителем в Приерове, используя свой новый метод обучения латыни, описанный в «Правилах более легкой грамматики».

В 1616 г. стал священником Общины. В течение 44 лет работал над полным словарем чешского языка — «Сокровищница чешского языка».

Написал книгу «Великая дидактика», перевел ее на латынь, а также создал труд «Новейший метод языков», в котором развивал идею народных языков.

Им было создано много педагогических трудов: «Открытая дверь к языкам», «Материнская школа», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Пансофическая школа». Выпустил первый в мире иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках».

Позже работал в Венгрии, занимаясь перестройкой школьного образования. Вернувшись на родину, испытал все тяготы войны. Его дом был сожжен вместе со всеми рукописями и книгами.

В 1657 г. уехал в Голландию, где прожил до самой смерти.

Методики и школьные реформы Коменского

Из желания научить детей сразу нескольким наукам Яну приходит в голову идея о создании пансофии – обучения всех всему. Говоря более простым языком, мужчина решает внедрить в школьное образование сразу несколько предметов, которым будут обучаться ученики для того, чтобы у них сформировалось устойчивое и расширенное видение мира. Первым городом, где Коменскому разрешают открыть так называемую «пансофическую школу», является Шарошпатак. Благодаря накопленным знаниям и умениям, он не только успешно начинает процесс обучения, но и демонстрирует положительные результаты своей деятельности в виде заинтересованных учеников, которые жаждут изучения таких наук, как математика, физика, астрономия.

Кроме всего прочего, Ян придумывает еще одно не менее интересное и полезное педагогическое нововведение – драматизацию учебного материала. И если раньше знания преподавались педагогами исключительно в формате обычной лекции, то с приходом Коменского учебные заведения начинают ставить сценки и проводить творческие вечера, возбуждая у студентов еще большую тягу к знаниям.

Педагогическая система Я. А. Коменского

Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон, Ф.Рабле.
Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система.
Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Биография Яна Коменского

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в небольшом городке Нивнице, что в Чехии. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Богемских братьев. Кроме него, в семье Каменских было еще четверо детей.

Детство и юность

В 1604 г., предположительно от чумы, умерли его родители и две старшие сестры. В 16-летнем возрасте Ян поступил в латинскую школу в Пршерове, в которой проучился 2 года.

После этого Коменский продолжил учебу в Реформаторской академии Херборна. Когда ему исполнилось 19 лет, он крестился и стал священником Богемских братьев.

Окончив обучение в 1614 г., Ян вернулся домой и начал работать учителем в школе. Через 2 года он был уже пастором. Тогда же Каменский написал книгу «Грамматика латыни».

В это время началась Тридцатилетняя война (1618-1648), в которую были втянуты многие европейские страны. Она серьезно отразилась на жизни и взглядах Каменского, поскольку военный конфликт произошел вследствие столкновения протестантов и католиков Германской империи.

Стоит заметить, что это противостояние, длившееся около 30 лет, стало последним крупным религиозным конфликтом в истории.

В это время Ян Коменский написал множество статей, направленных на возвращение его народу законных территорий и веры. Вскоре он начал подвергаться гонениям, как, впрочем, и его братья по вере.

В результате, реформатор оказался в польском Лешно, где он находился в относительной безопасности.

Первой супругой Яна Коменского была Магдалина Визовская, с которой он прожил 4 года. В 1622 г. она и двое их детей скончались от чумы.

Спустя 2 года Коменский снова вступил в брак, женившись на дочери епископа Марии-Доротее.

Несмотря на беспрерывные войны и религиозное преследование, Коменский продолжал заниматься писательской деятельностью. Одним из самых известных его произведений является «Великая дидактика», в которой он собрал большинство своих работ.

Серьезное внимание Коменский уделял реформированию знаний. Он постоянно стремился усовершенствовать педагогические методы

В связи с этим он опубликовал книгу «Материнская школа», в которой подробно описал свое видение на воспитание ребенка в первые 6 лет его жизни.

Признание в обществе

В начале 1630-х годов, популярность Яна Коменского стала набирать обороты. Его книги переводились на разные языки и вызывали большой интерес в обществе.

Например, учебник «Открытая дверь к языкам» (1631), позволял быстрее и легче изучать латынь.

В этой книге, в отличие аналогов, вместо традиционных склонений, спряжений и правил, давалось описание реальной действительности.

В скором времени Ян Коменский написал очередную книгу «Христианское всезнание». Она была переведена на английский язык и опубликована под названием «Реформа школ».

Его видение воспитания и образования детей было совершенно новым, вследствие чего оно активно обсуждалось в обществе.

Яна стали приглашать в Великобританию и Францию, где у него было много сторонников. Кардинал Ришелье даже предлагал ему продолжить работать в Париже, обещая создать для него все необходимые условия. Но Коменский отказался.

Вскоре, ему удалось встретиться с Рене Декартом (см. интересные факты о Декарте), имя которого было известно всей Европе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий