25 малоизвестных фактов об аристотеле

Философское учение

Аристотель разделял все науки на 3 категории:

  • Теоретические – метафизика, физика и метафизика.
  • Практические – этика и политика.
  • Творческие – все виды искусства, включая поэзию и риторику.

В основе учения философа лежали 4 главных первоначала:

  1. Материя – «то, из чего».
  2. Форма – «то, что».
  3. Производящая причина – «то, откуда».
  4. Цель – «то, ради чего».

В зависимости от данных первоначал Аристотель относил действия субъектов к благу или злодеянию.

Философ был родоначальником иерархической системы категорий, которых насчитывалось ровно 10: страдание, положение, сущность, отношение, количество, время, качество, место, обладание и действие.

Все сущее разделяется на неорганические образования, мир растений и живых существ, мир разных видов животных и человека.

Аристотель и Александр Македонский

В течение нескольких последующих столетий практиковались типы государственных аппаратов, которые описал Аристотель. Свое видение на идеальное государство он представил в труде «Политика».

По мнению ученого каждый индивид реализуется в обществе, поскольку живет не только для себя. С другими людьми его связывают родственные, дружеские и другие виды отношений.

Согласно учению Аристотеля, цель гражданского общества состоит не только в экономическом развитии, но и в стремлении достичь всеобщего блага – эвдемонизма.

Мыслитель отмечал 3 положительных и 3 отрицательных формы правления.

  • Положительные – монархия (единовластие), аристократия (власть лучших) и полития (государство).
  • Отрицательные – тирания (власть тирана), олигархия (власть немногих) и демократия (власть народа).

Кроме этого Аристотель уделял большое внимание искусству. К примеру, размышляя о театре он заключил, что наличие феномена подражания, по своей природе свойственное человеку, доставляет ему настоящее удовольствие

Одним из фундаментальных трудов древнегреческого философа считается сочинение «О душе». В нем автор поднимает множество метафизических вопросов, связанных с жизнью души любого существа, определяя разницу существования человека, животного и растения.

Помимо этого, Аристотель размышлял о чувствах (осязании, обонянии, слухе, вкусе и зрении) и 3-х способностях души (рост, ощущении и размышлении).

Стоит заметить, что мыслитель исследовал все науки, которые существовали в ту эпоху. Он написал немало книг о логике, биологии, астрономии, физике, поэзии, диалектике и других дисциплинах.

Собрание трудов философа называется – «Аристотелев корпус».

Считал мыслительным центром сердце, а не мозг

Аристотель предполагал, что сердечная мышца – это главный орган души. А разум представлял как способность души. По мнению Аристотеля, кровь и мышцы выполняли функции нервов, так как в те времена еще не было науки неврология.

В отличие от Платона (его учителя), философ не отделял душу от тела, поэтому вполне логично, что сердце он считал главным мыслительным центром. Сердце, как он предполагал – это орган, отвечающий за регулировку кровотока, а мозг регулировал «жар крови».

Аристотель придерживался мнения, что за все психические процессы и мышление отвечает сердечная мышца, а мозг играет лишь вспомогательную роль.

Суть учения

Учение Аристотеля отличается цельностью и обширностью, широчайшим охватом тем. В Древней Греции философ не занимался, как сегодня, лишь абстрактными вопросами знания как такового. Это был ученый, разбиравшийся во всем. При тогдашнем уровне развития науки и культуры одному человеку было под силу охватить все знание, накопленное человечеством.

Бюст Аристотеля. Фото: Depositphotos

Аристотель смог постичь учения предшественников и систематизировать их в единый кодекс. Он создал всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития от социологии и политики до физики и логики.

В политике Аристотель выделял три правильных строя, которые могут вырождаться в неправильные: монархия — в тиранию, аристократия — в олигархию, полития — в демократию.

В физике Аристотель первым заговорил о гравитации, прямолинейном движении, конечности вселенной, структуре Солнечной системы. Представления Аристотеля о космосе, в том числе геоцентрическая модель мира, считались неоспоримыми до конца Средневековья.

Памятник Аристотелю. Фото: Depositphotos

В философии он выдвинул идею души, Бога как абсолютного начала всех начал, теорию познания и логики. Аристотель основал современную этику, сформулировав основные добродетели и раскрыв внутренний конфликт человека.

Биография Аристотеля

Аристотель появился на свет в 384 г. до н.э. в городе Стагире, расположенном на севере Восточной Греции. В связи с местом своего рождения его часто называли – Стагиритом.

Философ рос и воспитывался в семье потомственного врача Никомаха и его супруги Фестиды. Интересен факт, что отец Аристотеля был придворным врачом македонского царя Аминты 3 – деда Александра Македонского.

Детство и юность

Обучаться разным наукам Аристотель начал еще в раннем возрасте. Первым учителем мальчика был его отец, который за годы своей биографии написал 6 трудов по медицине и одну книгу по натурфилософии.

Никомах стремился дать сыну наилучшее образование. Кроме этого ему хотелось, чтобы Аристотель также стал медиком.

Стоит заметить, что отец обучал мальчика не только точным наукам, но и философии, которая в то время пользовалась большой популярностью.

Родители Аристотеля умерли, когда он был еще подростком. В результате, воспитанием юноши занялся муж его старшей сестры по имени Проксен.

В 367 г. до н. э. Аристотель отправился в Афины. Там он увлекся учениями Платона, став впоследствии его учеником.

Платон и Аристотель на картине «Афинская школа»

В то время биографии любознательный парень интересовался не только философий, но и политикой, биологией, зоологией, физикой и другими науками. Стоит заметить, что в академии Платона он обучался на протяжении приблизительно 20 лет.

После того, как у Аристотеля сформировались собственные взгляды на жизнь, он подверг критике идеи Платона относительно бестелесных сущностей всего сущего.

Философ развил свою теорию – первичности формы и материи, и неотделимости души от тела.

Позже Аристотель получил предложение от царя Филиппа 2 переехать в Македонию, чтобы воспитывать юного Александра. В итоге, он был учителем будущего полководца на протяжении 8 лет.

Когда Аристотель вернулся обратно в Афины, он открыл свою философскую школу «Ликей», более известную под названием перипатетической школы.

Достижения.

Аристотель. 10 основных вкладов и достижений.

Наряду с Платоном Аристотель считается «отцом западной философии». В течение своей жизни он много писал, внося заметный вклад в многочисленные области, включая физические науки, такие как астрономия, анатомия, эмбриология, геология, география, метеорология, зоология и физика. В области философии Аристотель писал об этике, эстетике управления, политике, метафизике, экономике, риторике, психологии и теологии. Он также изучал изобразительное искусство. Внес значительный вклад в такие предметы, как литература, поэзия, драма и риторика. Во многих из этих многочисленных областях работы Аристотеля имели огромное влияние в течение почти двух тысячелетий. Более того, Аристотель продолжает влиять на некоторые из этих областей даже в современную эпоху. Узнайте больше о вкладе Аристотеля через его 10 основных достижений.

Аристотелевская теория универсалий

Только на первый взгляд может показаться, что аристотелевская теория универсалий достаточно проста, но это не совсем так. В языке бывают имена собственные и прилагательные. Предметы, лица, которые обозначаются именами собственными, являются единственным предметом или лицом, к которому применимо данное имя.

Пример 3

Солнце, Луна, Россия, Пушкин – это единственные в своём роде. Невозможно найти другие вещи, которым подойдёт данное обозначение.

Обратная сторона теории Аристотеля в том, что существуют имена такие, как «птица», «лошадь», «человек» и они могут быть применимы ко многим вещам и лицам. Основная проблема универсалий в значении именно таких слов. Такая же ситуация и с прилагательными типа «жёлтый», «тёплый, «овальный» и т.п. Всё, что обозначено именем собственным, является субстанцией. То, что можно обозначить прилагательным типа «смертный» или каким-то общим словом типа «человек», является универсалией. Субстанция есть это, иными словами она обозначает конкретную отдельную вещь. Однако универсалия есть такое, что значит, что она указывает на род, к которому эта вещь относится. Универсалия не является субстанцией, потому что она не есть «это». Согласно воззрениям Аристотеля, универсалия на существует самостоятельно, она наличествует в отдельных вещах.

Кроме этого Аристотель поднимал проблему различия формы и материи в метафизике.

Пример 4

В ситуации, когда человек делает бронзовый шар, бронза является материей, а шаровидность есть форма. Говоря о спокойном море, можно заметить, что вода – это материя, а гладкость является формой.

Аристотель обращает своё внимание на то, что именно благодаря форме материя приобретает очертания определённой вещи, и это есть субстанция вещи. Полагаясь на мысли Аристотеля, можно говорить о том, что вещь должна быть ограничена и её граница как раз и составляет форму

Сложное для понимания и восприятия утверждение Аристотеля о том, что душа является формой тела. Логично только то, что форма не означает очертание. Система Аристотеля предполагает, что душа есть то, что делает тело единым организмом, который может обладать единством цели и специфическими чертами. Очевидно, что основная цель глаза заключается в том, чтобы видеть, но он не может видеть, если он отделён от тела. Исходя из этого, можно сделать вывод, что видит не сам глаз, а душа с помощью глаза. Аристотель исследует душу в связке с телом.

Замечание 1

Аристотель высмеивает теорию пифагорейцев о переселении душ.

Мыслитель выдвигает идею о том, что душа погибает вместе с телом, потому что они связаны как материя и форма.

Аристотель утверждает, что разум – это часть души, которая наименьшим образом связана с телом. Разум понимает математику и философию. Объекты познания разума имеют абстрактный образ и они вне времени, в силу этого он и сам вне времени. Душа выступает как двигатель тела, поэтому она способна реагировать на чувственные предметы. Ей характерны силы типа питательной, ощущающей, разумной и движущей. Как следствие обладание разума высокой функцией мышления. От этого он имеет бессмертное состояние в отличии от тела и души.  

Как представлял Вселенную Аристотель

Подробности
Категория: Этапы развития астрономии
Опубликовано 14.09.2012 09:02
Просмотров: 22261

«Корень учения горек, а плоды его сладки», — сказал Аристотель. А уж в учении он знал толк!

Древнегреческий философ Аристотель родился в 384 году до н.э. в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит) в семье врача. Отец и был первым учителем Аристотеля. В подростковом возрасте он осиротел, но его опекун  Проксен сделал все, чтобы любознательный юноша продолжил учение.

Аристотель был воспитателем Александра Македонского. Он основал Ликей (Лицей), или перипатетическую школу. Она называлась так от (от греч. περιπατέω — прогуливаться, прохаживаться) – так как Аристотель во время чтения лекций прогуливался с учениками.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

Он разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве).

Очень интересно познакомиться со всеми учениями Аристотеля. Но в этой статье мы будем говорить только о его учении о Вселенной.

Десять малоизвестных фактов о древнегреческом учёном

Биография Аристотеля известна большинству людей лишь в очень общем виде. Действительно, мало кто представляет, каким великий философ был в жизни и как именно он приходил к своим научным идеям.

Вот некоторые факты из его жизни:

Современники сообщают, что Аристотель имел короткие ноги, обладал неким дефектом речи. Также он любил носить разноцветную одежду и множество перстней и украшений; бороду он аккуратно подстригал. Манеру Аристотеля одеваться и весь образ его жизни очень не одобрял Платон. Аристотель обладал странными привычками; так, чтобы не спать слишком долго, он ложился в постель с бронзовым шаром в руках: во время сна хватка ослабевала, шар падал в металлический таз, и получающийся звук будил философа. Учение Аристотеля было основательно забыто европейской культурой во время «тёмных веков» раннего средневековья. А вот арабы изначально питали к нему особое уважение, сохраняли, изучали и развивали его учение. Именно арабская наука возродила наследие Аристотеля и передала его впоследствии европейским учёным

Рассуждая о правильном построении государства, Аристотель особое внимание уделял среднему классу. Его развитие, по мнению философа, позволит избежать двух крайностей: олигархии как власти богатого меньшинства, заботящегося лишь о собственном благе, и «демократии» как власти неимущих и необразованных, заботящихся только об удовлетворении первичных низменных желаний

Аристотель считал, что метеки (иностранцы) не могут называться гражданами страны и обладать гражданскими правами; при этом сам Аристотель в Афинах был как раз метеком. Аристотель считал, что органом мышления является сердце, а мозг лишь вырабатывает кровь. Сейчас нам известно, что всё устроено с точностью до наоборот. Когда Александр Македонский завоёвывал какую-нибудь новую территорию, он по просьбе Аристотеля собирал для него образцы почв из этой местности. Одни свои труды Аристотель писал для учёных, а другие – для широкой публики; таким образом, Аристотеля можно назвать первым в мире популяризатором науки.

Презентация на тему: » АРИСТОТЕЛЬ БИОГРАФИЯ Аристотель (384 до н.э. – 322 до н.э.) – древнегреческий ученый, философ. Родители Аристотеля умерли, когда ему было всего 15 лет.» — Транскрипт:

1

АРИСТОТЕЛЬ

2

БИОГРАФИЯ Аристотель (384 до н.э. – 322 до н.э.) – древнегреческий ученый, философ. Родители Аристотеля умерли, когда ему было всего 15 лет. Первое образование в биографии Аристотеля дал ему опекун Проксен, который увлек Аристотеля чтением. Учение Аристотеля охватило все доступные в то время науки. Он занимался философией, как совокупностью систем. Идеи Аристотеля охватили такие направления, как социология, политика, логика, естествознание. Взгляды Аристотеля оказали значительное влияние на будущее развитие этих наук. Труды Аристотеля можно условно разделить на три части, как делал сам ученый. К первой относится физика, метафизика (теоретические знания), ко второй – этика, политика (практические знания), к третьей – творчество (поэтические знания). Философия Аристотеля включает рассмотрение онтологии, гносеологии, этики, политики. Аристотель (384 до н.э. – 322 до н.э.) – древнегреческий ученый, философ. Родители Аристотеля умерли, когда ему было всего 15 лет. Первое образование в биографии Аристотеля дал ему опекун Проксен, который увлек Аристотеля чтением. Учение Аристотеля охватило все доступные в то время науки. Он занимался философией, как совокупностью систем. Идеи Аристотеля охватили такие направления, как социология, политика, логика, естествознание. Взгляды Аристотеля оказали значительное влияние на будущее развитие этих наук. Труды Аристотеля можно условно разделить на три части, как делал сам ученый. К первой относится физика, метафизика (теоретические знания), ко второй – этика, политика (практические знания), к третьей – творчество (поэтические знания). Философия Аристотеля включает рассмотрение онтологии, гносеологии, этики, политики. Онтологическая теория Аристотеля представляла физику как науку, в которой движение возникает из-за различий силы и энергии тел. Также в биографии Аристотеля было дано определение метафизики, которое базировалось на четырех понятиях: форме, материи, причине, цели. За всю жизнь Аристотеля было написано громадное количество трудов, среди которых выделяются логические, физические, биологические, этические трактаты.

3

Онтологическая теория Аристотеля представляла физику как науку, в которой движение возникает из-за различий силы и энергии тел. Также в биографии Аристотеля было дано определение метафизики, которое базировалось на четырех понятиях: форме, материи, причине, цели. За всю жизнь Аристотеля было написано громадное количество трудов, среди которых выделяются логические, физические, биологические, этические трактаты.

4

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. А. допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников — педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. Он предлагал проводить в семье предварительное обучение с 5 до 7-летнего возраста. Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда — рисование.

5

Начинать воспитание школьника предлагалось с «заботы о теле», а затем «заботиться о духе», чтобы «воспитание тела способствовало воспитанию духа». Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в «диких животных». Гимнастика предназначена для формирования «прекрасного, а не дикого животного», — писал в этой связи Аристотель. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

6

РАБОТЫ АРИСТОТЕЛЯ Этика Риторика Политика О душе Метафизика И другие.

Ученик Платона, учитель Александра Македонского

Аристотель родился на полуострове Халкидики на севере Греции. Он учился в Афинах, центре культурной жизни Древней Эллады. Аристотель был учеником Платона, который, в свою очередь, учился у Сократа.

Фреска Рафаэля Санти

До 40 лет Аристотель преподавал в различных греческих полисах. В 341 г. до н.э. он получил приглашение от македонского царя Филиппа II Одноглазого стать воспитателем его сына Александра, которому тогда было 14 лет. В середине IV века до н.э. Македонское царство сумело подчинить себе ослабевшие греческие города-государства. Воинственные македонцы хотели научиться от образованных греков основам науки и культуры.

Нимфейон в г. Миеза, где Аристотель преподавал Александру Македонскому. Фото: Wikimedia

Философ привил царевичу любовь к поэзии Гомера, обучил основам всех известных тогда наук, в том числе медицины. Обучение продлилось шесть лет, после чего юный Александр взошел на престол после убийства своего отца.

Аристотель вернулся в Афины и основал свою школу, которая получила название Ликей. Во время философских бесед Аристотель любил прогуливаться, поэтому его школу называли перипатетической (с др. греч. περιπατέω — прогуливаться, гулять), а учеников — перипатетиками.

Памятник Аристотелю. Фото: Depositphotos

После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. в Афинах началось антимакедонское восстание. Аристотеля обвинили в коллаборационизме и хотели казнить. Философ решил не повторять судьбу Сократа, приговоренного афинянами к смерти, и удалился из города. Через год он умер в изгнании, по некоторым данным, отравившись ядом.

Презентация на тему: » Философия Аристотеля (384–322 до н.э.) Т. Ю. Быстрова 2011.» — Транскрипт:

1

Философия Аристотеля (384–322 до н.э.) Т. Ю. Быстрова 2011

2

Литература – Аристотель «Метафизика» общее изложение теории Аристотеля комментарий А. Доброхотова

3

Метафизика Аристотеля: «Что такое бытие как бытие?» (on he (i) on) «… естествоиспытатель (physikos) занимается всем тем, что составляет действительности и состояния такого-то тела и такой-то материи… , неотделимые от тела, но, с другой стороны, поскольку они не являются состояниями определенного тела и в абстракции, математик, поскольку же они отделены метафизик» // Аристотель. О душе, I, 1, 403 b

4

Метафизика Аристотеля Возражения против теории идей Платона: 1.Приписывая всем вещам одноименные идеи, платоник удваивает мир, как будто думая, будто большее число сущностей легче познать, чем меньшее. 2.Ни один из способов доказательства существования идей не достигает своей цели. 3.»Третий человек»: Связь предмета и идеи требует «посредника». Так, между человеком вообще и отдельным человеком, Платоном, должен существовать еще один «человек», скажем, «грек». Но в таком случае между человеком вообще и греком должен существовать еще один «человек», допустим, «белый человек», и т.д. до бесконечности. 4.Идеи провозглашают причинами, но не могут им быть, так как неподвижные идеи не могут быть причиною движения. 5.Платон не выяснил, что означает «причастность» вещей идеям, — это «пустые слова и поэтические метафоры». 6.Наконец, вообще невозможно, «чтобы врозь находились сущность и то, сущностью чего она является» // Метафизика. I, 81

5

Метафизика Аристотеля Аристотель – панлогист 1 найти значение термина 2 уметь его пояснить применительно ко взглядам Аристотеля Категории – роды бытия? Формы мысли? Грамматические формы? (от греч. kategoreo – высказывать, утверждать, судить) Три основных категории, согласно «Метафизике», — сущность, свойство, отношение. Почему от десяти категорий Аристотеля приходит к трем?

6

Метафизика Аристотеля Два критерия сущности, по Аристотелю: мыслимость, или познаваемость, в понятии и «способность к отдельному существованию». Отсюда: Первые сущности – отдельно существующие предметы Вторые сущности – роды и виды бытия

7

Метафизика Аристотеля «А о причинах (aitian), — пишет Аристотель, — речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия, «основание, почему» (вещь такова, как она есть) восходит в конечном счете к понятию вещи, а то основное, благодаря чему ( вещь именно такова), есть некоторая причина и начало, другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третьей — то, откуда идет начало движения; четвертой… «то, ради чего» (существует вещь) и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и движения)». Формальная, материальная, действующая и целевая (конечная) — если принять более позднюю номенклатуру — исчерпывают все возможные причины.

8

Трактовка формальной причины Форма = суть бытия = первая сущность Форма – минимально общее, что есть в вещи «Форму никто не создает и не производит» Форма составляет суть вещи, то, без чего ее нет Форм столько, сколько низших видов, далее не распадающихся Форма – смысл вещи Форма активна Форма вечна Форма неподвижна

9

Трактовка материальной причины Хюлэ – лес, кустарник; осадок, гуща, муть – бесформенное и неопределенное вещество Стеросис – «лишенность» — «то, из чего вещь состоит» В чем отличие платоновской трактовки материи от аристотелевской?

10

Трактовка динамической причины Возможность Действительность Природа и технэ как движущие причины -Материя – возможность или действительность? -Кирпич — … глины -Глина — … кирпича -Дом — … кирпича

11

Трактовка целевой причины Цель – в самой вещи Энтелехия Цель – стремление к благу, т.е. осуществленности Достижение цели – реализация потенциала Осуществление цели – существование Не осуществленная цель = отсутствие существования

12

Контроль /philosophie_wse/platon_samost.html самостоятельная работа по философии Платона и Аристотеля /philosophie_wse/platon_samost.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий