Что означает выражение «ящик пандоры»?

Браслеты

Украшения Пандора – это наборные элитные шармы, сделанные из сплавов драгоценных металлов. Из шармов собираются браслеты разных комбинаций – при желании их всегда можно изменить.

Производство брендовых ювелирных изделий началось как семейный бизнес в Дании в 1982 году. Постепенно на месте маленькой фирмы образовалась крупная компания, продукция которой продается во многих странах мира.

Компания и ее украшения носят имя Pandora, но к реальному назначению украшений миф не имеет никакого отношения. Это, скорее, красивое слово, которое у всех на слуху и легко запоминается.

А смысл в наборные браслеты каждый покупатель вложит свой. Подвески с сердечками намекнут на влюбленность, с мотоциклами – на страсть к байкам, а крестики укажут на веру.

Где встречается[править]

Литератураправить

  • Братья Стругацкие, «Пикник на обочине» — вынесенный протагонистом Рэриком Шухартом и проданный мафии контейнер с «ведьминым студнем». Произошла катастрофа в Карригановских лабораториях (вероятно, имеется в виду город Корриган, штат Техас). Тамошние учёные «поместили фарфоровый контейнер со „студнем“ в специальную камеру, предельно изолированную… То есть это они думали, что камера предельно изолирована, но когда они открыли контейнер манипуляторами, „студень“ пошел через металл и пластик, как вода через промокашку, вырвался наружу, и все, с чем он соприкасался, превращалось опять же в „студень“. Погибло тридцать пять человек, больше ста изувечено, а все здание лаборатории приведено в полную негодность… теперь „студень“ стек в подвалы и нижние этажи». Некоторые вещи лучше не выносить из Зоны…
  • «Сага о Форкосиганах

    В «Дипломатической неприкосновенности» антагонист оставил в такой капсуле на станции заражённого Бела Торна.

    »: Майлз называет спасательную капсулу, из которой его достали, ящиком Пандоры. Не без оснований: его появление на космической станции принесло кое-кому крупные неприятности.

  • Кристофер Раули «Боевая форма»: семья космических старателей находит необычный объект и решает посмотреть, что там внутри. Кто же знал, что объект этот — космический корабль древней и опасной цивилизации вэнгов, которые делают с людьми такое, что даже Чужие покрылись бы холодным потом.

Киноправить

  • «28 дней спустя»: активисты-защитники животных открыли ящик Пандоры в виде клетки с обезьянами, заражёнными зомби-вирусом.
  • Примерно та же фигня плюс путешествия во времени в «12 обезьянах».
  • «Восставший из ада» — шкатулка Лемаршана, правда в основном для того, кто её открыл.
  • Кайдзю в доброй половине фильмов тихо-мирно спали, пока не пришли человеки.

Видеоигрыправить

  • HoMM III—IV: ящик Пандоры — объект на карте, при использовании которого может произойти… много чего.
  • Legendary: в начале игры ГГ, наёмный вор по профессии, находясь на очередном задании в Нью-Йоркском музее, должен (по идее) украсть содержимое некой коробочки. Когда он вставляет в замочную скважину ключ, оказывается, что коробочка-то была угадайте чем. В итоге воришке приходится расхлёбывать самый что ни на есть апокалипсис, устроенный мистическими тварями, в то время как на него охотится личная армия бывшего «нанимателя». Хорошо, хоть есть клан воинов, готовившийся к такому, и помогающий хоть кое-как.
  • Street Fighter vs. Tekken: здесь это макгаффин, за который все сражаются.
  • Half-Life: учёные решили изучить кристалл неизвестной природы при помощи антимасс-спектрометра — и получили портал в другое измерение, откуда поналезло всяких тварей. А когда Гордон Фримен всё же закрыл портал — открылся другой, из которого пришли намного более опасные парни Альянса. Через 7 часов всё сопротивление землян было подавлено…
  • S.T.A.L.K.E.R.

    Причём как минимум в одной из книг серии оказывается, что Зона сродни раковой опухоли — она расширяется после каждого Выброса.

    же! Учёные в Чернобыльской зоне отчуждения занимались секретными экспериментами, в результате которых создали много чего нехорошего. А потом одна из исследовательских групп решила подключиться к ноосфере. Результат — Чернобыльская Аномальная Зона.

  • Devil May Cry — в 4-й части у Данте появляется оружие Пандора, представляющее из себя чемодан, способный (согласно описанию) принимать 666 обликов. Одна из комбинаций подразумевает открытие чемодана, из которого льётся загадочный свет, уничтожающий врагов.
  • Don’t Starve — при открытии объекта «Мешок с добром» вместо добра появляется босс Клаус. И нет, подарки он вам не принесет.

Реальная жизньправить

  • Захоронения ядерных отходов. В США ведутся исследования на тему, надо ли обозначать места таких захоронений, и если надо, то как, чтобы не дать потенциально поглупевшим потомкам сунуть туда свой нос.
  • Геном человека. Устроен так, что если туда что попало и прижилось, то потом обратно уже не выковырять.
  • Оспа. Возбудитель оспы официально объявлен вымершим видом, но на самом деле это, скорее всего, не так: есть инфа, что культуры этого вируса продолжают культивироваться в военных лабораториях. Говорят, что там их ещё и злее делают. Не дай божок — она снова выберется за пределы пробирки.

Героический эпос

Гесиод и его схолиаст называют людей серебряного века «маменькиными сынками», которые так привыкли во всем подчиняться женщинам, что прославились только нытьем и сварливостью, за что Зевс их всех в конце концов и извел. О мучительном сходстве серебряновечных с людьми так называемых «серебряных веков» в императорском Риме и в царской России перед концом последней Гесиод совсем ничего не говорит. Следующее за серебряным медное поколение уже умело пользоваться оружием, их воинственность стала источником их жестокости, и медное поколение скосила чума.

Четвертое, так называемое героическое, поколение, сменившее людей медного века, было продуктом смешанных союзов богов и богинь и смертных мужчин и женщин. Это о них повествует героический эпос. Воинская и политическая слава не помешала им, однако, перед смертью и отбытием на острова блаженных отметиться в многочисленных кейсах убийства родственников, инцеста, похищения людей и так далее.

Героический век не мог бы продержаться долго, потому что как раз в самом его начале Зевс и велел создать Пандору. Гермес, сопровождавший Пандору к тяжелодуму Эпиметею, с точки зрения многих исследователей, ― это аллегория фундаментального недоверия, которое только и могут испытывать друг к другу люди и боги, даже такие чрезвычайно близкие друг другу сугубые обманщики, как Гермес и Пандора. Не забудем, что Гермес регулярно приводит Персефону к матери от Аида, а потом ведет ее назад, в подземное царство. И Евридику — сначала к Орфею, а потом — в обратном направлении — отвел Гермес-Психопомп (то есть Снаряжающий Душу в последний путь).

Пандора. Dante Gabriel Rossetti // wikimedia.org

Трагизм людей героического века еще и в том, что они понимали невольно заложенное в Пандоре сильное эротическое начало, постоянно нуждающееся в толковании. Что же это такое — «Пандора»? А это еще и та, ради которой даже рациональный человек героического века может «отдать все». Вот почему еще Гермес сопровождает Пандору к Эпиметею. Об этой функции таинственной пары рассуждает Эрих Фромм, предчувствовавший, как и критикуемый им Зигмунд Фрейд, опасность, исходящую от плоского человека следующего века.

Да, на смену всем этим поколениям придут железные люди, главной характеристикой которых считаются уже не сами преступные деяния, но ожесточенная коллективная ложь нашего века. Вот почему нет ничего удивительного в любопытстве, с каким мы ждем новостей о Пандоре, воплощении двойной или даже тройной рекурсии. Это любопытство особенно разогрето вспышками огненного женоненавистничества, которые время от времени случаются даже в развитых странах, оставаясь печальной нормой для большинства стран земли.

&nbsp

Альтернативные версии

В мифах древних греков и прочих произведениях тех времен неоднократно упоминаются различные сосуды, емкости с таинственным содержанием. При этом суть истории о Пандоре существенно меняется. Например, в эпической поэме «Илиада» Гомер писал о двух урнах, принадлежащих Зевсу. В одной из них были «счастливые» дары, а в другой – «несчастные».

Отрывок из поэмы “Илиада” древнегреческого поэта Гомера

Противоречит мифу Гесиода и произведение поэта Феогнида. По его версии в сосуде содержались не беды или пороки, а блага. То же самое говорит в своей басне древнегреческий баснописец Эзоп. Боги послали людям сосуд с благами, а какой-то человек, которого автор не называет по имени, открыл эту емкость и все блага разбежались. Но на дне осталась надежда, как символ того, что люди все же получат свои дары.

Итальянский живописец Джулио Бонасоне тоже изобразил на своей гравюре титана Эпиметея, который выпустил из сосуда 9 из 10 положительных качеств в виде женских образов, которые там хранились: счастье, свободу, справедливость, радость и другие. На краешке сосуда осталась надежда.

Ящик Пандоры в искусстве

1 из 5

На гравюре изображен Эпиметей, который открывает сосуд с невзгодами
Джулио Бонасоне, гравюра, XVI век

Английский художник известен женскими образами, заимствованными из мифологии. На картине Пандора приоткрывает крышку ящика
Джон Уильям Уотерхаус, 1896 г.

Пандора собирается открыть сосуд. Картина хранится в Лувре (Франция, Париж)
Никколо дель Аббате, 1555 г.

Слева — эскиз 1878 года. Справа — завершенная картина 1871 года, нарисованная по образу возлюбленной художника
Данте Габриэль Россетти

Статуя Пандоры на восточной лестнице Большого каскада в Петергофе. Бронза, 1802 г.
Ф. И. Шубин, статуя Пандоры в Петергофе

Ящик Пандоры (миф древней Греции)

После того, как Прометей принес людям огонь из кузницы Гефеста и научил их разному ремеслу, люди трудились, и жизнь их стала счастливее. Да и сами люди стали лучше, добрее и внимательнее друг к другу. Ведь у них теперь всего было много, а если чего не хватало, то все они могли сделать сами. Не нравилось это великому громовержцу, и он решил опять испытать людей и послал им на землю Зло. А чтобы люди не поняли, что это Зло, оно должно было прийти к ним в образе прекрасной девушки.

Позвал Зевс своего сына, бога Гефеста, и повелел ему смешать землю с водой и сделать девушку необыкновенной красоты. Афина Паллада соткала для нее чудесную одежду из серебряных нитей и надела на голову золотой венец. Афродита подарила девушке неотразимую прелесть, а Гермес вложил в ее грудь лживую и хитрую душу. Назвали девушку Пандорой, что означало – «наделенная всеми богами». И это действительно было так, ведь она получила дары от всех богов. Когда девушка была готова, Зевс велел Гермесу отвести ее в дом Эпиметия – брата Прометея. Прометей всегда предупреждал своего неразумного брата, чтобы он не принимал никаких даров от хитроумного Зевса. Он знал, что дары эти могут принести людям одни только бедствия и невзгоды. Но Эпиметий не послушался мудрых советов своего брата, а кроме всего, девушка была так прекрасна собою, что он с радостью принял ее и взял Пандору себе в жены. Вскоре Эпиметий убедился, что и на этот раз прав был его мудрый брат. Вместе с Пандорой в доме Эпиметия появился большой сосуд. Он долго стоял в темном углу, и его никто никогда не открывал. Все знали откуда-то, что, если сосуд открыть большая беда обрушится на землю. Так сосуд и стоял себе в укромном месте, и никто даже и думать не смел близко к нему подойти. Но однажды любопытная и хитрая Пандора, изнывая от любопытства, потихоньку пробралась к сосуду. – Я не буду его открывать, – подумала она, – а лишь чуть-чуть приоткрою крышечку и загляну внутрь, что же там лежит. И она чуть приоткрыла сосуд. Но этой щелочки оказалось достаточно, чтобы сразу все зло, все людские пороки и несчастья, болезни и невзгоды, которые были заключены в сосуде вылетели из него. Перепуганная Пандора захлопнула крышку, но было уже поздно. Все людские пороки и несчастья успели разлететься по земле, а на самом донышке сосуда осталась одна только надежда. Так что теперь люди были лишены даже маленькой надежды на лучшую жизнь. Опять зло поселилось на земле, люди страдали от разных бедствий, которые обрушивались на них одно за другим. Появились новые болезни, их уже не могли исцелить те лекарства, которые дал людям Прометей.

— КОНЕЦ —

Что такое ящик Пандоры

Пифос – глиняный сосуд (или чаша, ваза), который использовался древними греками. В зависимости от цели применения он мог быть разного размера. В нем хранили вино, зерновые культуры или масло. Обычно пифос закапывали в землю. Иногда сосуд выступал в качестве своеобразного гроба для захоронения умерших.

Так или иначе, таинственная емкость – божественный артефакт. По одной интерпретации, ее создал сам Зевс. В других источниках говорится, что ящик впервые начал использовать Прометей.

Внутри емкости не были собраны тайные знания, ревностно оберегающиеся и недоступные для людей. Туда складывалось все самое скверное, что только существует во Вселенной, начиная от болезней и заканчивая сильными отрицательными эмоциями.

Из-за того, что артефакт, имеющий божественное происхождение, содержал в себе один только негатив, под крылатой фразой – «открыть ящик Пандоры» – понимается поступок, который влечет за собой опасные, неприятные, дурные последствия.

Фразеологизм используется в быту в качестве предостережения, предупреждения. В русском языке его условным аналогом может выступать известная пословица: «не буди лихо, пока оно тихо».

Но при чем тут какая-то Пандора? Дело в том, что именно она, будучи первой женщиной на земле, не смогла справиться с искушением и откупорила проклятый сосуд.

Ящик Пандоры — миф или реальность?

Ученые не одно десятилетия спорят, существует ли ящик Пандоры на самом деле. Если взять за основу теорию, что до появления на Земле Пандоры с вредным багажом человечество не знало болезней, можно предположить, что речь идет о развитии расы. Есть версии, что таинственный ларец Пандоры это:

  1. Экологическая катастрофа, изменившая генетику людей.
  2. Подарок инопланетных цивилизаций, которые проводили эксперимент над населением Земли.
  3. Предмет, уничтоживший более развитые цивилизации нашей планеты, оставив одну, которая выжила, но потеряла в мутациях задатки здоровья и умение повелевать энергиями.

Содержимое «ящика»

В греческой мифологии существовали альтернативные описания ёмкостей, содержавших блага и несчастья, дарованные человечеству, самое раннее из которых имеется в «Илиаде» Гомера:

Гравюра Джулио Бонасоне XVI века с изображением Эпиметея, открывающего роковой сосуд

Древнегреческий поэт Феогнид в своей элегии предлагает противоположную версию истории Гесиода, в которой сосуд наполнен не пороками, а благами. Эта версия подтверждается в современную эпоху басней Эзопа, записанной Бабрием, в которой боги посылают людям сосуд с благами. Вместо конкретной женщины в ней «глупый человек» (κκρατννρρωπος) открывает ёмкость из любопытства и позволяет им убежать. После того, как крышка была закрыта, осталась только надежда, «обещая, что она одарит каждого из нас хорошими сущностями, которые ускользнули». Эта басня имеет номер 312 в индексе Перри.

В эпоху Возрождения история сосуда Пандоры была вновь интерпретирована двумя известными писателями: Андреа Альсиато в его «Книге эмблем» (1534) и неолатинским поэтом Габриэле Фаэрно в его сборнике «Сто басен» (Fabulum Centum, 1563). Альциато лишь намекнул на эту историю, изобразив богиню надежды, сидящую на кувшине, в котором, как она заявляет, «Я одна осталась дома, когда зло витало вокруг, как рассказала вам почтенная муза старого поэта ». В короткой поэме Фаэрно также говорится о происхождении надежды, но в данном случае речь идёт об уцелевших «Вселенских благах» (bona universa): «из всех благ, которых недостаёт смертным, одна надежда в душе осталась».

Идея о заключённых в сосуд благах отображена и в ренессансной гравюре Джулио Бонасоне, где виновником произошедшего является супруг Пандоры Эпиметей. Он держится за крышку большого сосуда, из которого в воздух взлетают женские изображения римских добродетелей. Они идентифицируются их названиями на латыни: безопасность (salus), согласие (concordia), справедливость (aequitas), милосердие (clementia), свобода (libertas), счастье (felicitas), мир (pax), стойкость (virtus) и радость (laetitia). Надежда (spes) задерживается на крае сосуда и держит высоко цветок, который служит её атрибутом.

Всесторонняя одаренность

Итак, Гефест создал из влажной глины тело Пандоры. Его жена, богиня красоты Афродита, наделила истукан неизъяснимыми прелестями. Афина-Паллада выткала для нее богатые одежды. Гера – мать богов – наделила ее умом, а крылатый Гермес передал ей находчивость, изворотливость и ораторское искусство. Ну а Зевс вдохнул в нее душу. Другие боги также передали девушке что-то от своей силы. Отсюда и исходит значение имени Пандора. С древнегреческого оно переводится как «всеми одаренная». Но главным презентом, который вместе с душой передал ей Зевс, было неуемное любопытство. Далее мифы Греции и Рима касательно Пандоры и ее ларца расходятся.

Что представляет собой ящик пандоры?

Нередко в повседневной жизни, по телевизору или в кинотеатре можно услышать фразу «Он открыл Ящик Пандоры!». «Подписывая этот документ, ты открываешь ларец Пандоры», «Эта девушка – просто ходячий сосуд Пандоры, беги!» — разные ситуации, разные люди, но всегда одно и то же значение: множество внезапных неприятностей, идущих как следствие какого-либо невинного действия. Откуда же взялся этот фразеологизм, и что именно он означает?

Пандора

У многих народов и во многих религиях существует своя интерпретация акта зарождения человечества. Обычно это созидание первых людей руками Высшего Существа, так как идея самозарождения людей как каких-то мух в мясе не слишком прельщала древних философов и религиозных деятелей. В Древней Греции развился целый пантеон богов-демиургов, отвечающих за свою определенную деятельность. Довольно антропоцентричная идея. Собственно, за созидание и прочий ручной труд у древних греков отвечал Гефест – бог огня, строитель, кузнец и оружейный мастер, создавший своему отцу Зевсу фирменное оружие – метательные молнии.

Не только Гефест увлекался созданием различных сущностей. Титан и двоюродный брат Зевса – Прометей – создал людей «смотрящими в небо подобно богам», вылепив их из глины, земли и воды. Прометею и его брату Эпиметею было поручено распределить среди тварей земных различные способности и умения, но Эпиметей, любящий животных, отдал все способности им. Люди, созданные Прометеем и лишенные способностей в результате несправедливости, прозябали беззащитными, во тьме, нищете и несчастье.

Прометей не выдержал подобного зрелища и выкрал у Гефеста частичку изначального огня, передав вместе с ним людям дух изобретательства и созидания вещей своими руками. За это деяние Прометей и поплатился – он был прикован к скале, к которой регулярно прилетал орел, выклевывающий его печень. Не только Прометей был наказан. Созданные люди тоже сильно раздражали Зевса, за что верховный громовержец подослал им самое страшное наказание из всех – женщину. Первую женщину человечества, созданную мастером-кузнецом Гефестом: Пандору.

Таинственный ящик

Эпиметей, брат Прометея, уже показав недалекость в истории с животными, принял в дом подарок Зевса. Да и кто бы отказался? Пандора — это первая женщина на земле, до ее появления человечество состояло только из мужчин. Афродита подарила ей красоту, Гермес вложил в нее хитроумие и сладкоречие, а Афина нарядила ее в лучшие одежды. Разумеется, Пандора легко обольстила Эпиметея и стала его женой. Все же в одиночку она не являлась несчастьем для человечества. Разве что только для самого Эпиметея. Здесь в историю входит вторая часть плана мстительного Зевса – запечатанный ящик.

Этот ящик, по сути вещей, совсем не ящик. На самом деле это пифос – древнегреческий кувшин из глины. В отличие от более известной амфоры, пифос просто огромный, размером с человека или больше. В Древней Греции он выполнял функции бочки: хранил в себе зерно, оливковое масло, соль, мед или воду. Имел плоское дно и множество ручек, от четырех до шести. Именно такой кувшин и был выдан Зевсом в злополучную семью Эпиметея и Пандоры. Как же подобный пифос трансформировался в ящик? Эразм Роттердамский, средневековый ученый, историк и писатель, примерно в 1490х годах вольно обошелся с пересказом и изданием древнегреческих историй, превратив обычный сосуд в мистический ящик.

Пандора получила в дар от Гермеса не только хитрость, но и любопытство. Услышав от тонкого психолога Зевса, что этот пифос ни в коем случае нельзя открывать, любопытная Пандора, разумеется, поступила как истинная женщина – тут же открыла кувшин. Из злополучного сосуда на человечество обрушились неисчислимые грехи, беды и страдания. Пандора незамедлительно захлопнула крышку, оставив на дне сосуда только позабытую надежду – символ того, что надежда теперь утеряна для людей.

Значение крылатого выражения

Теперь смысл этого изречения понятен: «открыть ящик Пандоры» значит совершить поступок, который приведет к неожиданным и неприятным последствиям. Существуют и другие значения:

  • Пандорами в семнадцатом веке называли европейские манекены для показа мод;
  • Пандорой в биологии назван род вирусов;
  • Именем Пандоры названы река в Новой Зеландии, острова в Канаде и Тихом океане;
  • Пандорой назван естественный спутник Сатурна;
  • «Ящик Пандоры» как название широко представлен в литературе, киноискусстве и музыке.

Значений и смыслов множество, но вывод один: помните, сколько бы несчастий ни сыпалось на вас, за ними всегда следует надежда.

Происхождение фразеологизма

Титан Прометей подарил людям огонь и научил их ремёслам. Олимпийские боги разгневались, ведь это сильно подорвало их авторитет: теперь смертные получили тайные знания и стали почти богоравными. Зевс решил наказать гуманиста-просветителя и выдумал достойную месть.

У Прометея был брат Эпиметей. Ему не досталось и толики того ума и сообразительности, которыми славился титан.

В его-то дом Зевс и поставил загадочный ящик, прикосновение к которому грозило страшными катастрофами. Домочадцы Эпитемея берегли святыню как зеницу ока и не показывали посторонним.

Второй частью плана мести стало создание необыкновенной женщины, которой было предначертано выполнить угрожающую миссию.

Согласно преданию, Зевс вылепил её из земли и воды, а остальные божества одарили всеми возможными достоинствами: Афина наградила Пандору (так назвали девушку) прекрасной одеждой, Афродита научила добиваться расположения мужчин, а Гермес отдал часть так присущего ему любопытства.

Прекрасная и сладкоречивая незнакомка с первого взгляда покорила Эпитемея и стала его женой.

В один прекрасный (или ужасный) день она обнаружила секретный ящик и открыла его, выпустив наружу всё зло, которое доселе было сокрыто от глаз людских. На Землю обрушились голод, холод, нужда, ревность, злоба и зависть, люди вкусили не изведанной прежде боли. На самом дне ящика осталась надежда. Пандора в ужасе захлопнула крышку и не успела выпустить её наружу.

Так, в древнегреческом мифе повторилась библейская идея грехопадения Адама и Евы. Вкусив запретного плода с Древа Познания, праматерь навлекла на мир горести и страдания, лишившись вместе с мужем рая. Женское любопытство сыграло злую шутку со всем человечеством.

Так, в древнегреческом мифе повторилась библейская идея грехопадения Адама и Евы.

Вкусив запретного плода с Древа Познания, праматерь навлекла на мир горести и страдания, лишившись вместе с мужем рая. Женское любопытство сыграло злую шутку со всем человечеством.

Ящик Пандоры

Этот фразеологизм обычно употребляется с глаголом «открыть» и означает источник серьезных проблем и горя. Ящик (сосуд) – один из даров Зевса. Внутри него хранились человеческие беды и пороки.

Пандора не прислушалась к брату и приняла сосуд. Открыв его, девушка выпустила на волю болезни и несчастья. С тех пор они распространились по планете. Девушка не имела права открывать ларец без разрешения божественной «администрации», но любопытство взяло верх над запретом.

Когда посланница Олимпа поняла, что сделала, то захлопнула крышку. Она не знала, что на дне ящика находилась надежда. Так человечество ее лишилось.

Яркий мифический образ прочно укоренился в обществе. Он живет тысячелетия, обретая новое рождение в литературе, живописи, кинематографии и других сферах искусства. Каждый творец трактует его по-своему – не всегда эти трактовки однозначны.

Миф о Пандоре как антифеминистская притча

Писатель и мифолог Роберт Грейвс был уверен, что весь этот рассказ «не настоящий миф, а антифеминистская притча, причем не исключено, что изобретенная самим Гесиодом, хотя и на основе истории Демофонта и Филлиды. Пандору («одаренную всеми») Грейвс отождествляет с богиней земли Реей, которой под этим именем поклонялись в Афинах и кое-где. Рею пессимистически настроенный Гесиод обвинял в том, что из-за нее человек стал смертным, претерпел в жизни столько зол, а жены столь склонны к супружеским изменам.

Можно сказать, что миф о Пандоре — это хитро сплетенная идеологема «опасной и бездумной женщины, запущенной в производство без соответствующих испытаний». В схолиях к стихам Гесиода о Пандоре чувствуется желание примирить самую примитивную женоненавистническую идеологию с первыми попытками антропологической периодизации вселенной.

Согласно этой периодизации, первый урожай людей сняли в Аттике, а первый человек, Алалкоменей, сразу оказался в свите Зевса и Геры, всячески разрешал их ссоры и даже воспитывал Афину, когда та была ребенком.

Мы, однако, помним, что Афина родилась сразу во всеоружии и совершенно взрослой из головы своего отца. Он, незадолго до этого, проглотил свою возлюбленную беременную Метиду из опасения, что их общий сын свергнет Кронида. Первое поколение людей и поклонялось отцу Зевса, Крону, хотя никаких жертв они не приносили, были вегетарианцами, радостно жили, не старели и вместо смерти впадали в приятный сон. Золотое поколение и до сих пор каким-то образом сопровождает человечество в счастливых снах. Его блаженными представителями считают правдолюбцев и защитников справедливости.

С другой стороны, многим архаистам и консерваторам близка интенция Гесиода-женоненавистника, и в более поздние времена то и дело появляются на свет философы, можно сказать живущие с мифом Гесиода. Таков известный немецкий философ-пандорианец — Артур Шопенгауэр.

Рождение Пандоры

Итак, Пандора родилась не сама по себе. Как и другая женщина, знакомая нам из древнееврейской мифологии, и эта женщина была вылеплена по приказу верховного божества ― специально для того, чтобы обольстить или самого первого, или самого умного человека, или недавно покоренное божество.

Бог, создавший Адама без особого плана, счел себя вынужденным дорабатывать проект. Так возникла первая, если не считать Лилит, женщина — Ева. А греческий Зевс собирался отомстить титану Прометею за кражу огня для людей (мужчин) и велел своему одаренному сыну Гефесту создать существо, которое поставило бы границы почти бесконечным возможностям человека.

Он добился своего благодаря двум уловкам. Первая, действенность которой была подтверждена в ходе Троянской войны, навсегда прервавшей отношения между богами и людьми, ― это невероятная красота женщины. Нужно помнить, что Гефест был супругом Афродиты — ревнивым, но и ценимым самой прекрасной из богинь — теткой его отца. Поэтому и в Пандору Гефест, внучатый племянник своей супруги, вложил не только всю свою страсть к Афродите, но и всю свою ревность к жене.

Легенда о ящике Пандоры

Сразу возникает вопрос: почему сосуд несчастий связывают с именем девушки, и не Зевса, который начинил его? Эту историю излагает миф про ящик Пандоры, который сохранили жители Эллады. Когда люди получили огонь от титана Прометея и почти сравнялись с богами, властелины Олимпа сильно рассердились и решили всех наказать. Они создали красавицу Пандору, чтобы она принесла на Землю ящик с бедами.

Имя переводится, как «всеми одаренная», каждый бог постарался наделить девушку лучшими качествами:

  • Гефест изваял дивную фигуру;
  • Афродита наделила красотой;
  • Афина приготовила самые богатые одежды;
  • Гера подарила большой ум;
  • Гермес – находчивость и красноречие;
  • Зевс вдохнул душу и неуемное любопытство.

Для чего нужен ящик Пандоры?

Ящик Пандоры – миф, похожий на историю про троянского коня, ведь сама девушка не знала, куда и зачем ее направляют, да еще и с непонятным багажом, который дал сам Громовержец. Изначально красавицу предлагали в жены Прометею, но тот отказался, поскольку ждал подвоха от богов. В Пандору влюбился брат титана Эпитемей и принял в свой дом со скромным приданым. По версии римлян поклажу невесты принес сам бог Меркурий.

Что означает ящик Пандоры — это изощренная кара для людей, которую подготовил Зевс. А позже стал олицетворением того, чем его начинили:

  • бед;
  • болезней;
  • несчастий.

Что хранится в ящике Пандоры?

Некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что содержимое подарка Зевса было мудро зашифровано сказателями древности. Тайна ящика Пандоры многие столетия оставалась не разгаданной, а ведь беды и болезни, заключенные в сосуде, можно растолковать, как:

  • смертельные или опасные вирусы;
  • невидимые глазу семена, отравляющие землю;
  • излучения, провоцирующие всевозможные катаклизмы.

Если предположить, что богами в древние века люди называли пришельцев с других планет, вполне реально допустить и существование ящика с опасным содержимым. В пользу версии говорит и то, что Зевс создал несчастья немыми, чтобы подкрадывались к людям тихо и незаметно. Ведь вирусы и излучения тоже не заметны человеческому глазу. Философы объясняют суть мифа по-своему, якобы ящик Пандоры был вместилищем энергетики зла, которое распространилось по свету.

Кто открыл ящик Пандоры?

Зевс запретил Пандоре открывать подарок, но при этом рассчитывал, что любопытная красавица не сможет удержаться от соблазна. Тайна ящика Пандоры быстро перестала таковой быть, избранница богов поинтересовалась содержимым. Миф повествует, что оттуда вылетели крохотные существа, которые стали жалить девушку. Если опираться на это изложение, можно предположить, что в реальности красавица выпустила насекомых – носителей страшных вирусов. Про ключи от ящика Пандоры легенды умалчивают. В поэмах некоторых греческих поэтов говорится, якобы ключи дал девушке сам Зевс.

Что осталось в ящике Пандоры?

В мифе сказано, что после того, как красавица открыла опасный ларец и пострадала от укусов крылатых существ, то быстро закрыла крышку. Но тут чей-то голос велел снова открыть ее, чтобы исцелиться от ран. Это говорила Надежда, которую дал людям в утешение Зевс. Дальше сохранилось два варианта событий:

  1. Пандора послушалась, выпустила Надежду и исцелилась.
  2. Девушка побоялась снова открыть ларец, и на дне навечно осталась Тщетная Надежда.

Что осталось на дне ящика Пандоры? По одной из современных версий, в сосуде с вирусами имелось противоядие, больше похожее на газ. Но не блокировало вред по таким возможным причинам:

  • вещества было мало;
  • газ выпустили из сосуда слишком поздно, носители вирусов уже разлетелись;
  • противоядие подействовало не на всех пострадавших.

В древности финал сказания о ящике Пандоры интерпретировали так: какие бы страдания ни выпали, человека всегда будет поддерживать надежда. Что находится в ящике Пандоры, до сих пор остается загадкой. Философы делают свои выводы: добро и зло не возникают из ниоткуда, их творят сами люди. И только от решения человека зависит, какой выбор он сделает, и с кем останется: с отчаянием зла или с надеждой добра.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий