«ящик пандоры»

Откуда взялось выражение: «ящик Пандоры»? Миф о Пандоре

Согласно древнегреческой мифологии, долгое время Землю населяли одни мужчины, в то время как женщинами были лишь богини. Имя Пандоры связано непосредственно с Прометеем и Зевсом. Прометей известен в мифологии как покровитель людей. Он вызвал гнев главного бога Олимпа, когда подарил людям огонь, различные знания и обучил ремеслам. Благодаря этому их жизнь стала лучше и счастливее.

Зевс был недоволен тем, что людям доступны многие знания и умения. Он беспокоился, что те перестанут приносить дары олимпийцам, ведь Прометей научил их защищаться от природных стихий, охотиться, создавать лекарства и т.п. К тому же, титан не просто дал человечеству огонь, а сделал это обманным путем, вопреки воле Зевса.

Громовержец придумал наказание для Прометея, не забыв и о людях. По приказу Олимпийца Гефест (бог-кузнец) создал из глины и оживил девушку. Афина-Паллада соткала для нее красивый наряд. Афродита наделила неотразимой красотой, а Гермес – умом, хитростью и изворотливостью.

Девушку назвали Пандорой – от древнегреческого «всем одаренная» или «одаряющая всем». Следующие события немного отличаются. По одной версии, Зевс вручил Пандоре тот самый ящик, в котором были заперты всевозможные бедствия. Он отправил девушку на Землю, запретив открывать ларец, но втайне надеялся, что любопытство возьмет верх.

Пандора открывает сундук с людскими бедами, иллюстрация

По другой версии – емкость уже была у людей и хранилась в доме титана Эпиметея, брата Прометея. При этом все знали, что ее нельзя открывать, иначе придется столкнуться с различными бедами. Возможно, этот ящик принес сам Прометей, который собрал и запер все невзгоды, чтобы защитить от них людей.

Так или иначе, вскоре Пандора затмила разум Эпиметея и стала его женой, несмотря на все советы Прометея не доверять Зевсу и не принимать его даров. Будучи весьма любопытной, девушка открыла ящик и выпустила зло, хранящееся в нем. Осознав свой поступок, она закрыла крышку, поэтому на дне осталась лишь надежда.

Интересный факт: имя Эпиметей в переводе с древнегреческого обозначает «думающий после», а Прометей – «думающий прежде». По наименее распространенной версии Пандора не сама открыла ящик с людскими бедами, а хитростью заставила сделать это Эпиметея.

Этот момент вызывает больше всего споров среди мифологов, философов и психологов. После того, как Пандора открыла ящик, люди столкнулись со всевозможными невзгодами, которых не знали раньше, и оказались лишены надежды. Либо же, по другой версии, надежда все-таки выбралась из ящика, что лишь усугубило ситуацию, так как именно это чувство иногда не дает человеку двигаться дальше.

Что находится в ящике Пандоры?

Содержимое ящика Пандоры в мифе описывается скупо и крайне обобщенно. Это все самые страшные беды человечества.

Если основывать предположения на главных страхах людей, живших в эпоху подобных мифов, то в ларце могли быть заключены:

  1. Болезни. Медицина в древние времена была достаточно примитивной, поэтому любой серьезный недуг воспринимался со страхом;
  2. Войны. Хотя славные сражения и подвиги воспевались поэтами, мало кто из простого народа желал испытать на себе тяготы военных походов;
  3. Голод. Еще один из важнейших страхов, преследовавший человечество с незапамятных времен. Ведь голод приносил не только физические страдания, но и становился причиной хаоса в различных государствах.

Пандора сегодня стала олицетворением женского любопытства. Будучи прекрасно осведомленной об опасности открытия ящика, она все равно сделала то, что хотела. В какой-то степени это демонстрирует неудержимое желание человека узнать, что таит в себе запретная и таинственная вещь.

Видео: греческий миф про ящик Пандоры

В этом ролике историк Анатолий Воеводин расскажет, почему на самом деле Пандора не сдержалась и открыла злополучный ящик:

Браслеты

Украшения Пандора – это наборные элитные шармы, сделанные из сплавов драгоценных металлов. Из шармов собираются браслеты разных комбинаций – при желании их всегда можно изменить.

Производство брендовых ювелирных изделий началось как семейный бизнес в Дании в 1982 году. Постепенно на месте маленькой фирмы образовалась крупная компания, продукция которой продается во многих странах мира.

Компания и ее украшения носят имя Pandora, но к реальному назначению украшений миф не имеет никакого отношения. Это, скорее, красивое слово, которое у всех на слуху и легко запоминается.

А смысл в наборные браслеты каждый покупатель вложит свой. Подвески с сердечками намекнут на влюбленность, с мотоциклами – на страсть к байкам, а крестики укажут на веру.

Миф о Пандоре

Давным-давно в мире жили одни мужчины без женщин. Они жили без старения, страданий и усталости, а умирали лишь засыпая.

Но однажды Прометей украл для них огонь, доступ к которому до этого имели только боги. Зевс захотел отомстить, и придумал ужасное наказание для человечества.

Он повелел богу-кузнецу Гефесту создать из глины первую женщину Пандору (от др. греч. pan + doron — «всем одарённая» или «дающая всё»). Потом каждый из богов наделил её одной из своих характеристик: Афродита дала ей красоту и талант обольщения, Афина сделала её проницательной, а Гермес дал ей изворотливость и способность обманывать.

Затем Зевс подарил её Эпиметею, брату Прометея. Эпиметей, вопреки предупреждению своего брата о том, что никогда нельзя принимать никаких подарков от богов, соблазнился прекрасной Пандорой и женился на ней.

Пандора принесла с собой подарок от отца богов — ящик Пандоры.

Героический эпос

Гесиод и его схолиаст называют людей серебряного века «маменькиными сынками», которые так привыкли во всем подчиняться женщинам, что прославились только нытьем и сварливостью, за что Зевс их всех в конце концов и извел. О мучительном сходстве серебряновечных с людьми так называемых «серебряных веков» в императорском Риме и в царской России перед концом последней Гесиод совсем ничего не говорит. Следующее за серебряным медное поколение уже умело пользоваться оружием, их воинственность стала источником их жестокости, и медное поколение скосила чума.

Четвертое, так называемое героическое, поколение, сменившее людей медного века, было продуктом смешанных союзов богов и богинь и смертных мужчин и женщин. Это о них повествует героический эпос. Воинская и политическая слава не помешала им, однако, перед смертью и отбытием на острова блаженных отметиться в многочисленных кейсах убийства родственников, инцеста, похищения людей и так далее.

Героический век не мог бы продержаться долго, потому что как раз в самом его начале Зевс и велел создать Пандору. Гермес, сопровождавший Пандору к тяжелодуму Эпиметею, с точки зрения многих исследователей, ― это аллегория фундаментального недоверия, которое только и могут испытывать друг к другу люди и боги, даже такие чрезвычайно близкие друг другу сугубые обманщики, как Гермес и Пандора. Не забудем, что Гермес регулярно приводит Персефону к матери от Аида, а потом ведет ее назад, в подземное царство. И Евридику — сначала к Орфею, а потом — в обратном направлении — отвел Гермес-Психопомп (то есть Снаряжающий Душу в последний путь).

Пандора. Dante Gabriel Rossetti // wikimedia.org

Трагизм людей героического века еще и в том, что они понимали невольно заложенное в Пандоре сильное эротическое начало, постоянно нуждающееся в толковании. Что же это такое — «Пандора»? А это еще и та, ради которой даже рациональный человек героического века может «отдать все». Вот почему еще Гермес сопровождает Пандору к Эпиметею. Об этой функции таинственной пары рассуждает Эрих Фромм, предчувствовавший, как и критикуемый им Зигмунд Фрейд, опасность, исходящую от плоского человека следующего века.

Да, на смену всем этим поколениям придут железные люди, главной характеристикой которых считаются уже не сами преступные деяния, но ожесточенная коллективная ложь нашего века. Вот почему нет ничего удивительного в любопытстве, с каким мы ждем новостей о Пандоре, воплощении двойной или даже тройной рекурсии. Это любопытство особенно разогрето вспышками огненного женоненавистничества, которые время от времени случаются даже в развитых странах, оставаясь печальной нормой для большинства стран земли.

&nbsp

Всесторонняя одаренность

Итак, Гефест создал из влажной глины тело Пандоры. Его жена, богиня красоты Афродита, наделила истукан неизъяснимыми прелестями. Афина-Паллада выткала для нее богатые одежды. Гера – мать богов – наделила ее умом, а крылатый Гермес передал ей находчивость, изворотливость и ораторское искусство. Ну а Зевс вдохнул в нее душу. Другие боги также передали девушке что-то от своей силы. Отсюда и исходит значение имени Пандора. С древнегреческого оно переводится как «всеми одаренная». Но главным презентом, который вместе с душой передал ей Зевс, было неуемное любопытство. Далее мифы Греции и Рима касательно Пандоры и ее ларца расходятся.

Происхождение «ящика»

Примечательно, что в мифе о Пандоре не говорилось о каком-либо ящике. Вместо него упоминался специальный кувшин большого размера, который называли пифосом. Такие керамические емкости были распространены в Древней Греции, а особенно на территории Средиземноморья. Их использовали для хранения различных продуктов (масла, вина, рыбы и т.п.).

Исследователи проводят аналогию между Пандорой и пифосом с бедствиями, ведь по легенде девушка тоже была создана из глины. Почему же в таком случае до наших дней дошел именно «ящик Пандоры»?

Древнегреческий пифос, в котором по изначальной версии мифа хранились несчастья

По литературной традиции впервые слово пифос неверно перевел Эразм Роттердамский – «князь гуманистов» 16 века. В 1508 году ученый написал книгу «Пословицы» на латыни. В ней содержалось латинское выражение «Malo accepto stultus sapit», что в переводе означает «Глупый становится умнее после ущерба» или в русской интерпретации «Своей бедой всяк себе ума купит».

Чтобы объяснить эту пословицу примером, Эразм изложил историю о Пандоре. Здесь он как раз и допустил ошибку в переводе, либо же это было решение автора – заменить сосуд на ящик. Вместо «пифоса» он использовал слово «пиксис» – деревянный ящик или коробочка. К слову, именно по версии Эразма ящик был открыт Эпиметеем, а не Пандорой.

Ящик Пандоры (миф древней Греции)

После того, как Прометей принес людям огонь из кузницы Гефеста и научил их разному ремеслу, люди трудились, и жизнь их стала счастливее. Да и сами люди стали лучше, добрее и внимательнее друг к другу. Ведь у них теперь всего было много, а если чего не хватало, то все они могли сделать сами. Не нравилось это великому громовержцу, и он решил опять испытать людей и послал им на землю Зло. А чтобы люди не поняли, что это Зло, оно должно было прийти к ним в образе прекрасной девушки.

Позвал Зевс своего сына, бога Гефеста, и повелел ему смешать землю с водой и сделать девушку необыкновенной красоты. Афина Паллада соткала для нее чудесную одежду из серебряных нитей и надела на голову золотой венец. Афродита подарила девушке неотразимую прелесть, а Гермес вложил в ее грудь лживую и хитрую душу. Назвали девушку Пандорой, что означало – «наделенная всеми богами». И это действительно было так, ведь она получила дары от всех богов. Когда девушка была готова, Зевс велел Гермесу отвести ее в дом Эпиметия – брата Прометея. Прометей всегда предупреждал своего неразумного брата, чтобы он не принимал никаких даров от хитроумного Зевса. Он знал, что дары эти могут принести людям одни только бедствия и невзгоды. Но Эпиметий не послушался мудрых советов своего брата, а кроме всего, девушка была так прекрасна собою, что он с радостью принял ее и взял Пандору себе в жены. Вскоре Эпиметий убедился, что и на этот раз прав был его мудрый брат. Вместе с Пандорой в доме Эпиметия появился большой сосуд. Он долго стоял в темном углу, и его никто никогда не открывал. Все знали откуда-то, что, если сосуд открыть большая беда обрушится на землю. Так сосуд и стоял себе в укромном месте, и никто даже и думать не смел близко к нему подойти. Но однажды любопытная и хитрая Пандора, изнывая от любопытства, потихоньку пробралась к сосуду. – Я не буду его открывать, – подумала она, – а лишь чуть-чуть приоткрою крышечку и загляну внутрь, что же там лежит. И она чуть приоткрыла сосуд. Но этой щелочки оказалось достаточно, чтобы сразу все зло, все людские пороки и несчастья, болезни и невзгоды, которые были заключены в сосуде вылетели из него. Перепуганная Пандора захлопнула крышку, но было уже поздно. Все людские пороки и несчастья успели разлететься по земле, а на самом донышке сосуда осталась одна только надежда. Так что теперь люди были лишены даже маленькой надежды на лучшую жизнь. Опять зло поселилось на земле, люди страдали от разных бедствий, которые обрушивались на них одно за другим. Появились новые болезни, их уже не могли исцелить те лекарства, которые дал людям Прометей.

— КОНЕЦ —

Что такое ящик Пандоры

Пифос – глиняный сосуд (или чаша, ваза), который использовался древними греками. В зависимости от цели применения он мог быть разного размера. В нем хранили вино, зерновые культуры или масло. Обычно пифос закапывали в землю. Иногда сосуд выступал в качестве своеобразного гроба для захоронения умерших.

Так или иначе, таинственная емкость – божественный артефакт. По одной интерпретации, ее создал сам Зевс. В других источниках говорится, что ящик впервые начал использовать Прометей.

Внутри емкости не были собраны тайные знания, ревностно оберегающиеся и недоступные для людей. Туда складывалось все самое скверное, что только существует во Вселенной, начиная от болезней и заканчивая сильными отрицательными эмоциями.

Из-за того, что артефакт, имеющий божественное происхождение, содержал в себе один только негатив, под крылатой фразой – «открыть ящик Пандоры» – понимается поступок, который влечет за собой опасные, неприятные, дурные последствия.

Фразеологизм используется в быту в качестве предостережения, предупреждения. В русском языке его условным аналогом может выступать известная пословица: «не буди лихо, пока оно тихо».

Но при чем тут какая-то Пандора? Дело в том, что именно она, будучи первой женщиной на земле, не смогла справиться с искушением и откупорила проклятый сосуд.

Ящик Пандоры — миф или реальность?

Ученые не одно десятилетия спорят, существует ли ящик Пандоры на самом деле. Если взять за основу теорию, что до появления на Земле Пандоры с вредным багажом человечество не знало болезней, можно предположить, что речь идет о развитии расы. Есть версии, что таинственный ларец Пандоры это:

  1. Экологическая катастрофа, изменившая генетику людей.
  2. Подарок инопланетных цивилизаций, которые проводили эксперимент над населением Земли.
  3. Предмет, уничтоживший более развитые цивилизации нашей планеты, оставив одну, которая выжила, но потеряла в мутациях задатки здоровья и умение повелевать энергиями.

Пандора: кто это в мифологии?

Если верить преданиям древних греков, то Пандору создало несколько богов по приказу Зевса. Он был разгневан на то, что человечество благодаря Прометею стало владеть огнем.

Чтобы своеобразным образом наказать людей, Зевс и повелел послать к простым смертным первую женщину – Пандору, которая затем должна была своим любопытством обрушить на мир много несчастий.

Считалось, что до Пандоры на земле проживали лишь мужчины, а все женщины были богинями и находились на Олимпе.

Фактически, ее создали по образу и подобию богинь древнегреческого пантеона. Сотворение Пандоры было начато богом Гефестом, который соединил воду и глину. Из полученной массы он слепил женское тело, руководствуясь советами мудрой Афины.

Афродита одарила Пандору удивительной красотой, а хитрый Гермес наделил ее красноречием. После чего первую сотворенную женщину боги Олимпа одарили множеством подарков. Именно поэтому ее и назвали Пандорой, что на древнегреческом означает «обладающая дарами».

Имея прекрасную внешность, Пандоре не составило труда соблазнить одного из титанов – Эпиметея. Он взял ее в жены, и они стали жить вместе.

Вскоре муж поведал ей о том, что в доме хранится подаренный Зевсом ларец. Открывать его было запрещено, иначе на мир обрушатся неисчислимые несчастья.   

Обладающая неутомимым любопытством Пандора не удержалась и открыла запретный ящик. Итог был предсказуем: человечество постигло множество бед.

После того, как любопытная женщина захлопнула крышку, на дне ларца осталась лишь надежда. Но так как ящик вновь оказался закрыт, то мир лишился надежды на избавление от постигших несчастий.

Что это такое «ящик пандоры» ?

Сергей попов

Ящик Пандоры
Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и пере­дал людям огонь богов (см. «Прометеев огонь») , отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небо­жителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного — и они завоевали бы себе полное счастье.. .
Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто — хитрость, кто — смелость, кто — необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткры­ла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике из всех несчастий осталась одна только обманчивая надежда

Вспоминая об этом, мы и называем теперь «ящиком Пандоры» все то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий

Пазитифффчик

Прродлор

Пандора – была такая богиня в Древней Греции. Гефест создал Пандору по воле Зевса в наказание людям за то, что Прометей дал им огонь. Пандора стала женой брата Прометея, которого звали Эпиметей. В доме Эпиметея Пандора увидела ящик и открыла его. В ящике хранились всевозможные бедствия, от которых и сейчас страдает человечество. Все они распространились по земле. Поэтому значение выражения «ящик Пандоры» — источник бед и несчастий.

Есть такая легенда древнегреческая о том, что Пандора это первая женщина, которую изготовил Гефест для человека, и Зевс вручил ей кувшин, в который было заключено все зло мира, и сказал чтобы ни в коем случае не открывала его, но женщина существо любопютное и она открыла кувшин, и вылетело зло и мир стал злым, но она успела закрыть кувшин и внутри осталась надежда

Рождение Пандоры

Итак, Пандора родилась не сама по себе. Как и другая женщина, знакомая нам из древнееврейской мифологии, и эта женщина была вылеплена по приказу верховного божества ― специально для того, чтобы обольстить или самого первого, или самого умного человека, или недавно покоренное божество.

Бог, создавший Адама без особого плана, счел себя вынужденным дорабатывать проект. Так возникла первая, если не считать Лилит, женщина — Ева. А греческий Зевс собирался отомстить титану Прометею за кражу огня для людей (мужчин) и велел своему одаренному сыну Гефесту создать существо, которое поставило бы границы почти бесконечным возможностям человека.

Он добился своего благодаря двум уловкам. Первая, действенность которой была подтверждена в ходе Троянской войны, навсегда прервавшей отношения между богами и людьми, ― это невероятная красота женщины. Нужно помнить, что Гефест был супругом Афродиты — ревнивым, но и ценимым самой прекрасной из богинь — теткой его отца. Поэтому и в Пандору Гефест, внучатый племянник своей супруги, вложил не только всю свою страсть к Афродите, но и всю свою ревность к жене.

Альтернативные версии

В мифах древних греков и прочих произведениях тех времен неоднократно упоминаются различные сосуды, емкости с таинственным содержанием. При этом суть истории о Пандоре существенно меняется. Например, в эпической поэме «Илиада» Гомер писал о двух урнах, принадлежащих Зевсу. В одной из них были «счастливые» дары, а в другой – «несчастные».

Отрывок из поэмы “Илиада” древнегреческого поэта Гомера

Противоречит мифу Гесиода и произведение поэта Феогнида. По его версии в сосуде содержались не беды или пороки, а блага. То же самое говорит в своей басне древнегреческий баснописец Эзоп. Боги послали людям сосуд с благами, а какой-то человек, которого автор не называет по имени, открыл эту емкость и все блага разбежались. Но на дне осталась надежда, как символ того, что люди все же получат свои дары.

Итальянский живописец Джулио Бонасоне тоже изобразил на своей гравюре титана Эпиметея, который выпустил из сосуда 9 из 10 положительных качеств в виде женских образов, которые там хранились: счастье, свободу, справедливость, радость и другие. На краешке сосуда осталась надежда.

Ящик Пандоры в искусстве

1 из 5

На гравюре изображен Эпиметей, который открывает сосуд с невзгодами
Джулио Бонасоне, гравюра, XVI век

Английский художник известен женскими образами, заимствованными из мифологии. На картине Пандора приоткрывает крышку ящика
Джон Уильям Уотерхаус, 1896 г.

Пандора собирается открыть сосуд. Картина хранится в Лувре (Франция, Париж)
Никколо дель Аббате, 1555 г.

Слева — эскиз 1878 года. Справа — завершенная картина 1871 года, нарисованная по образу возлюбленной художника
Данте Габриэль Россетти

Статуя Пандоры на восточной лестнице Большого каскада в Петергофе. Бронза, 1802 г.
Ф. И. Шубин, статуя Пандоры в Петергофе

Что представляет собой ящик пандоры?

Нередко в повседневной жизни, по телевизору или в кинотеатре можно услышать фразу «Он открыл Ящик Пандоры!». «Подписывая этот документ, ты открываешь ларец Пандоры», «Эта девушка – просто ходячий сосуд Пандоры, беги!» — разные ситуации, разные люди, но всегда одно и то же значение: множество внезапных неприятностей, идущих как следствие какого-либо невинного действия. Откуда же взялся этот фразеологизм, и что именно он означает?

Пандора

У многих народов и во многих религиях существует своя интерпретация акта зарождения человечества. Обычно это созидание первых людей руками Высшего Существа, так как идея самозарождения людей как каких-то мух в мясе не слишком прельщала древних философов и религиозных деятелей. В Древней Греции развился целый пантеон богов-демиургов, отвечающих за свою определенную деятельность. Довольно антропоцентричная идея. Собственно, за созидание и прочий ручной труд у древних греков отвечал Гефест – бог огня, строитель, кузнец и оружейный мастер, создавший своему отцу Зевсу фирменное оружие – метательные молнии.

Не только Гефест увлекался созданием различных сущностей. Титан и двоюродный брат Зевса – Прометей – создал людей «смотрящими в небо подобно богам», вылепив их из глины, земли и воды. Прометею и его брату Эпиметею было поручено распределить среди тварей земных различные способности и умения, но Эпиметей, любящий животных, отдал все способности им. Люди, созданные Прометеем и лишенные способностей в результате несправедливости, прозябали беззащитными, во тьме, нищете и несчастье.

Прометей не выдержал подобного зрелища и выкрал у Гефеста частичку изначального огня, передав вместе с ним людям дух изобретательства и созидания вещей своими руками. За это деяние Прометей и поплатился – он был прикован к скале, к которой регулярно прилетал орел, выклевывающий его печень. Не только Прометей был наказан. Созданные люди тоже сильно раздражали Зевса, за что верховный громовержец подослал им самое страшное наказание из всех – женщину. Первую женщину человечества, созданную мастером-кузнецом Гефестом: Пандору.

Таинственный ящик

Эпиметей, брат Прометея, уже показав недалекость в истории с животными, принял в дом подарок Зевса. Да и кто бы отказался? Пандора — это первая женщина на земле, до ее появления человечество состояло только из мужчин. Афродита подарила ей красоту, Гермес вложил в нее хитроумие и сладкоречие, а Афина нарядила ее в лучшие одежды. Разумеется, Пандора легко обольстила Эпиметея и стала его женой. Все же в одиночку она не являлась несчастьем для человечества. Разве что только для самого Эпиметея. Здесь в историю входит вторая часть плана мстительного Зевса – запечатанный ящик.

Этот ящик, по сути вещей, совсем не ящик. На самом деле это пифос – древнегреческий кувшин из глины. В отличие от более известной амфоры, пифос просто огромный, размером с человека или больше. В Древней Греции он выполнял функции бочки: хранил в себе зерно, оливковое масло, соль, мед или воду. Имел плоское дно и множество ручек, от четырех до шести. Именно такой кувшин и был выдан Зевсом в злополучную семью Эпиметея и Пандоры. Как же подобный пифос трансформировался в ящик? Эразм Роттердамский, средневековый ученый, историк и писатель, примерно в 1490х годах вольно обошелся с пересказом и изданием древнегреческих историй, превратив обычный сосуд в мистический ящик.

Пандора получила в дар от Гермеса не только хитрость, но и любопытство. Услышав от тонкого психолога Зевса, что этот пифос ни в коем случае нельзя открывать, любопытная Пандора, разумеется, поступила как истинная женщина – тут же открыла кувшин. Из злополучного сосуда на человечество обрушились неисчислимые грехи, беды и страдания. Пандора незамедлительно захлопнула крышку, оставив на дне сосуда только позабытую надежду – символ того, что надежда теперь утеряна для людей.

Значение крылатого выражения

Теперь смысл этого изречения понятен: «открыть ящик Пандоры» значит совершить поступок, который приведет к неожиданным и неприятным последствиям. Существуют и другие значения:

  • Пандорами в семнадцатом веке называли европейские манекены для показа мод;
  • Пандорой в биологии назван род вирусов;
  • Именем Пандоры названы река в Новой Зеландии, острова в Канаде и Тихом океане;
  • Пандорой назван естественный спутник Сатурна;
  • «Ящик Пандоры» как название широко представлен в литературе, киноискусстве и музыке.

Значений и смыслов множество, но вывод один: помните, сколько бы несчастий ни сыпалось на вас, за ними всегда следует надежда.

Что же было в ларце?

Насчет содержимого ящика и греческий, и римский мифы совпадают. Там были заперты несчастья, болезни и беды, которые Зевс-Юпитер захотел напустить на род людской. И в этом ему помогло любопытство Пандоры. Когда Эпитемей, чье имя, кстати, переводится как «думающий позже», решил жениться на прекрасной девушке, царь Олимпа вручил невесте ларец в приданое, наказав никогда не открывать его. Верховный бог знал, что она при первой же возможности заглянет внутрь. И карой для всех людей будет именно ящик Пандоры. Мифы Древней Греции рассказывают о том, как испуганная девушка захлопнула крышку, а потому на дне ларца осталась надежда.

Всесторонняя одаренность

Итак, Гефест создал из влажной глины тело Пандоры. Его жена, Афродита, наделила истукан неизъяснимыми прелестями. Афина-Паллада выткала для нее богатые одежды. Гера — мать богов — наделила ее умом, а крылатый Гермес передал ей находчивость, изворотливость и ораторское искусство. Ну а Зевс вдохнул в нее душу. Другие боги также передали девушке что-то от своей силы. Отсюда и исходит значение имени Пандора. С древнегреческого оно переводится как «всеми одаренная». Но главным презентом, который вместе с душой передал ей Зевс, было неуемное любопытство. Далее мифы Греции и Рима касательно Пандоры и ее ларца расходятся.

По версии эллинов, которая находится в поэме Гесиода «Труды и дни», сатиры доставили девицу с Олимпа на землю прямо к дому Эпитемея — младшего брата Прометея. Ларец у нее был с собой — как приданое от Зевса. Римская версия более логичная: ящик в дом Эпитемея приносит хитрый Гермес-Меркурий, оставляя его на время как свой багаж.

Другие Пандоры

Имя со значением «всем одаренная» было популярным в Древней Греции, поэтому им нарекали девочек. Известно, что так звали дочь Эрехтея, дочь царя Афин. Также Пандора является действующим лицом драмы Софокла и комедии Никофона. Миф о созданной из земли и воды прекрасной девушке, для которой соткала наряды Афина, оказался живучим и проник в европейскую культуру Нового Времени. В XVII веке, когда стали торговать готовой одеждой, пандорами стали называть манекены для демонстрации образцов модных фасонов. Но есть и другие значения этого слова. Если вы спросите у астронома, что такое Пандора, он вам тут же ответит, что это один из Он вращается на орбите этой планеты вместе с «супругом» — Эпитемеем. А еще именем Пандоры был назван удивительно живучий вирус, найденный биологами в водоемах Чили и Австралии. Кроме того, в республике Хакасия, в на берегу Белого Июса есть пещера, которая носит название Ящик Пандоры.

Миф о ящике Пандоры

Данный миф описан в поэме греческого поэта Гесиода «Труды и дни». История началось с того, что Прометей похитил у богов огонь и дал его людям, желая облегчить их нелегкую жизнь. Кроме этого он обучил людей разным ремеслам и искусству, а также наделил их различными знаниями. Когда об этом узнал Зевс он пришел в ярость.

Главный бог Олимпа покарал Прометея, а также решил наказать все человечество. Для этого Зевс приказал Гефесту (богу-кузнецу) создать красивую женщину, которая была бы похожа на человека и обладала несравненной привлекательностью.

Афина нарядила ее в прекрасный наряд, Афродита подарила ей прелесть и великолепие, а Гермес наделил ее мудростью и коварством. Женщина была названа Пандорой, что означает «всем одаренная».

По задумке Зевса Пандора должна была принести в мир много горя.

Гермес привел Пандору к брату Прометея – Эпиметею, отличавшемуся упрямством и глупостью. Когда он увидел прекрасную Пандору, то позабыл обо всех наставлениях Прометея, умолявшего его не принимать никаких даров от богов.

В результате, обвороженный красотой Пандоры Эпиметей забыл обо всем на свете и взял ее в жены.

Существует 2 варианта развития дальнейших событий.

  • Согласно одной версии боги подарили Пандоре искусно украшенный ларец или ящик, который ни в коем случае нельзя было открывать.
  • По другой версии, этот ящик находился в доме Эпиметея. Его никогда не открывали, так как это могло навлечь несчастья на людей.

Увидев ящик, сгоравшая от любопытства Пандора, решила открыть его. Как только она это сделала, из ящика по всей земле разлетелись злые духи, несущие с собой несчастья.

Когда Пандора осознала, что натворила, она сразу же закрыла ящик крышкой, не успев выпустить из него лежавшую на дне Надежду. Таким образом, люди оказались лишены этого чувства.

До открытия ящика Пандоры, все люди на земле жили счастливо, не зная бед, болезней и изнурительного труда. Однако после этого зло быстро распространилось по миру.

Интересен факт, что Зевс создал несчастья и болезни немыми, чтобы те не могли предупреждать о своем появлении людей.

Согласно древнегреческой мифологии дочь Эпиметея и Пандоры – Пирра, и сын Прометея – Девкалион, смогли выжить в потопе и стать прародителями всего человечества.

Литература

  • Beall, E. «The Contents of Hesiod’s Pandora Jar: Erga 94-98,» Hermes 117 (1989) 227-30.
  • Gantz, Timothy, Early Greek Myth: A Guide to Literary and Artistic Sources, Johns Hopkins University Press, 1996, Two volumes: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Vol. 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Vol. 2).
  • Griffith, Mark. Aeschylus Prometheus Bound Text and Commentary (Cambridge 1983).
  • Leinieks, V. «Elpis in Hesiod, Works and Days 96,» Philologus 128 (1984) 1-8.
  • Meagher, Robert E.; The Meaning of Helen: in Search of an Ancient Icon, Bolchazy-Carducci Publishers, 1995. ISBN 978-0-86516-510-6.
  • Panofsky, Dora and Erwin. Pandora’s Box. The Changing Aspects of a Mythical Symbol (New York: Pantheon, Bollingen series) 1956.
  • Revard, Stella P., «Milton and Myth» in Reassembling Truth: Twenty-first-century Milton, edited by Charles W. Durham, Kristin A. Pruitt, Susquehanna University Press, 2003. ISBN 9781575910628.
  • Schlegel, Catherine and Henry Weinfield, «Introduction to Hesiod» in Hesiod / Theogony and Works and Days, University of Michigan Press, 2006. ISBN 978-0-472-06932-3.
  • West, M. L.. Hesiod, Works and Days, ed. with prolegomena and commentary (Oxford 1978)
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий