Ибн сина авиценна: биография, вклад в науку

Работы

Аль-Кифти утверждает, что Авиценна выполнил 21 основную и 24 второстепенные работы по философии, медицине, теологии, геометрии, астрономии и тому подобное. Другой историк, Брокельман, приписывает Авиценне 99 книг, в том числе 16 по медицине, почти 70 по теологии и метафизике, 11 по астрономии и четыре по стихам.

Двумя первыми работами Авиценны, написанными под влиянием аль-Фараби, являются «Компендиум по душе», короткий трактат об интеллекте и «Философия просодиста», его первая книга по аристотелевской философии.

Позже он написал три энциклопедии философии. Написанный по просьбе его учеников, аш-Шифа, завершенный в 1027 году, был создан по образцу произведений Аристотеля. Его латинский перевод был широко прочитан средневековыми европейскими учеными.

Две более поздние энциклопедии были написаны для покровителя Авиценны Абу Яфар Ала Ад Даула. Книга знаний для Ала аль-Давла, написанная на персидском языке, предназначена для введения в философию и стала основой целью ученых и мыслителей.

Другой трактат Авиценны, аль-Ишарат ва’л-Танбихат («Указатели и напоминания»), обсуждает логику и метафизику. В двух своих работах «Аль-Инсаф» («Суд») и «Восточные люди» («Аль-Машрикьюн») или «Восточная философия» («Аль-Хикма аль-Машрикия»), написанных в конце 1020-х годов, Авиценна высказывает радикальные философские идеи, но большинство оригинальных текстов об этом были потеряны.

Авиценна написал не менее 16 работ по медицине. Его 14-томный «Канон медицины» и части энциклопедий были переведены на латынь еще в 12-м веке Жераром Кремонским, Доминикусом Гундиссалином и Джоном Авендеатом. Труды были опубликованы в Венеции. Говорят, что полные тексты на арабском языке находятся в рукописи Бодлианской библиотеки.

Арабский текст «Канона» и «Наджи» был опубликован в Риме в 1593 году, а еврейская версия — в Неаполе в 1491 году. В латинской версии было около тридцати изданий, основанных на оригинальном переводе Жерара Кремонского. В 15-м веке к тексту канона был составлен комментарий. Другими медицинскими работами, переведенными на латынь, являются Medicamenta Cordialia, Canticum de Medicina и Tractatus de Syrupo Acetoso. Канон использовался в качестве стандартного медицинского текста в Западной Европе на протяжении нескольких столетий.

Зрелые годы

С 1015 до 1024 года Авиценна, не останавливая занятия наукой, участвовал в политике и государственных делах Хамадана. За то, что вылечил эмира Шамс ад-Давла, он был удостоен должности визиря, но у него появились враги среди военных. Эмир отклонил их требование казнить Ибн Сину, но решил выслать из владений. Спустя месяц правитель опять занемог, это заставило вернуть лекаря и снова предложить пост министра.

Достопримечательности современного ИсфаханаФото: Khaju Bridge, ru.wikipedia.org

За время заточения Авиценна доработал «Книгу о коликах», написал «Книгу о правильном пути» и философскую повесть «Живой, сын Бодрствующего». Герой ее повстречался с вечно бодрствующим стариком. И тот рассказал о своих странствиях. Душа его путешествовала всюду: и спускалась в ад, и поднималась в высшие сферы… Современники зачитывались повестью с мудрыми раздумьями и философскими мыслями.

Самым важным трудом Авиценны стала энциклопедия «Канон медицины». Она приобрела большую известность, множество раз переводилась. В «Каноне» автор обобщил взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских лекарей многих веков. Он стал руководством для докторов Европы и Востока.

Естественнонаучные и философские трактаты Авиценны были очень популярны на Востоке и Западе не одно столетие. В философии ученый был продолжателем традиций восточного аристотелизма.

Последние годы Авиценна жил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Непрерывные скитания, напряженная работа, бессонные ночи, тюремные заключения подорвали его организм. Он страдал желудочными коликами.

Могила Авиценны, Хамадан, ИранФото: Nick Taylor, ru.wikipedia.org

Умер гений по имени Авиценна в 1037 году в возрае 58 лет. Перед уходом в мир иной распорядился отпустить своих рабов, наградив их, и раздать имущество бедным.

В историях об Ибн Сине долгие века жила вера в его могущественные знания. В одной легенде говорится, что Авиценна изготовил 40 лекарств, способных вернуть к жизни умершего. Ученик, с которым он договорился, должен был после смерти оживить ученого, применяя их в строгой последовательности. Когда ученый умер, юноша начал оживление.

Используя одно лекарство за другим, он наблюдал их необыкновенное действие. Тело умершего становилось все моложе. Когда оставался последний препарат, тело Авиценны было прекрасным и юным. Казалось, он вот-вот оживет. Это настолько потрясло ученика, что он выронил сосуд с эликсиром и… содержимое вылилось в песок…

Сущность и Существование

Авиценна отверг классическую исламскую теологическую доктрину сотворения, а вместо этого развил неоплатоническую идею эманации. Он утверждал, что космос не имеет временного начала, но является естественным логическим продуктом Божественного. По своей природе Божественный производит упорядоченный и хороший космос, который не наследует Его во времени, только в логическом порядке и в существовании.

Авиценна разработал хронологию доказательств и логических объяснений существования Бога: мы знаем из нашего феноменального опыта мира, что вещи существуют; ни одна сущность не может существовать без причины; цепь причинности не может быть бесконечной, но в конечном итоге должна прийти к Первой причине, которой является Бог.

Бытие было разделено на три класса: необходимое, возможное и невозможное. Первопричина по своей природе необходима, и характеристики первой причины наделяют все условные сущности своими собственными потребностями в нисходящей иерархии необходимости, которая достигает кульминации во всем подлунном мире.

Авиценна провел различие между сущностью и существованием. Чтобы сущность была реализована во времени, как бытие, существование должно быть необходимым самой сущности. Эта конкретная причинно-следственная связь является неотъемлемым свойством сущности, заключающейся в том, что оно не обусловлено.

Смерть

Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году. Похоронен выдающийся научный деятель в Хамаране, а спустя 8 месяцев после церемонии его тело перевезено в Исфахал для погребения в мавзолее.

Памятник Ибн Сине

Существует легенда, что при жизни Хусейн создал снадобье, позволяющее жить вечно. Этот секрет он рассказал своему лучшему ученику. Когда же учитель умер, то молодой юноша пытался воскресить тело старца. Ему почти это удалось, но в последний момент, шокированный изменениями в теле ученого во время проведения ритуала, он выронил волшебный сосуд из рук и не смог завершить начатое. Помолодевшее вмиг тело снова перешло в состояние дряхлости.

Другие отрасли

Психология

Разработал также свое собственное учение о темпераменте и характере человека. Так, по Авиценной натура человека делится четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая. Эти натуры нестабильны, а изменяются под влиянием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Алиментарные факторы, а также изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал еще четыре сложных натуры, на основе превалирование одной из четырех жидкостей организма (крови, слизи, желтой и черной желчи).

Химия

В области химии Авиценна открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Астрономия

Находясь в Горган, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и ее сравнении с высотой в Багдаде путем вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, что преобладает над другими способами при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им инструмент для наблюдения, который по его мнению, должен был заменить астролябии; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

В своих трудах Авиценна критиковал астрологию. Считал ее лженаукой и отрицал утверждение астрологии о том, что по расположению созвездий и движением планет можно предсказать будущие события, судьбы народов и отдельных людей:

Говорят, что вхождение Луны в созвездие Скорпиона — признак дождя. Но дождь имеет много других причин. Дождь идет том, что с влажной земли поднимаются испарения, которые конденсируются в облака под действием холода. Это явление часто может происходить в момент вхождения Луны в созвездие Скорпиона, но если это явление происходит в горных и прохладных областях, как, например, в Табаристан, то оно может произойти в тот же момент в пустынях, над которыми поднимается теплый воздух

Логика и Знание

Авиценна использовал логику в служении метафизике как средство понимания исламской религиозной доктрины и даже интерпретации Корана. Логика была стандартом для оценки понятий, приобретенных четырьмя навыками разума: чувство к восприятию, удержание, воображение и оценка. Среди них воображение было ключевым, поскольку оно могло сравнивать и связывать новые явления с существующими концепциями.

Логика также может быть использована для выводов и получения новых знаний, а также для оценки обоснованности аргументов. Получение знаний было необходимо для обучения и совершенствования интеллекта, для достижения спасения. Логика также была средством передачи знаний другим.

Эпистемология Авиценны основана на теории души, которая не зависит от тела. Его Трактат о душе начинается с так называемого аргумента «летающий человек»: если человек был создан в состоянии совершенства, но слеп и неспособен что-либо воспринимать своими чувствами и отстранен в воздухе, он знал бы, что он существовал? Он не мог сомневаться в своей бытности, потому что думал, но он не смог бы подтвердить существование своего физического тела. Этот аргумент используется для подтверждения существования души и ее способности осознавать себя независимой от тела.

Десять интеллектов и человеческий разум

В рассказе Авиценны о сотворении мира, происходящем из Аль-Фараби, сотворение мира основывается на Первопричине, или Первом Разуме. Начальный Интеллект, созерцая необходимость своего существования, порождает Второй Интеллект. Созерцая свое излучение от Бога, оно порождает Первый Дух, который оживляет Сферу Сфер, то, что мы считаем вселенной. Созерцая себя как обреченную сущность, то есть как нечто, что могло бы потенциально существовать, она порождает материю, которая наполняет вселенную и формирует Сферу Планет, которые Авиценна называет Первыми Небесами в аль-Фараби.

Это тройственное созерцание устанавливает первые стадии существования и продолжается, порождая последовательные интеллекты, которые создают между собой две небесные иерархии: Высшую Иерархию Херувимов и Нижнюю Иерархию, называемую Авиценной «Ангелами Великолепия». Эти ангелы оживляют небеса, они лишены всяких чувств и обладают воображением, которое помогает им желать интеллекта, из которого они пришли. Их тщетный поиск воссоединения с этим Высшим Разумом вызывает вечное движение на небесах. Они также вызывают у людей пророческие видения.

Ангелы, созданные каждым из следующих семи Разумов, связаны с другим телом в Сфере Планет. Это Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна. Последний из них имеет особое значение, так как он связан с Архангелом Гавриилом.

Этот Девятый Разум появляется на шаге, настолько удаленном от Первого Разума, что возникающее из него излучение взрывается на фрагменты, создавая не новую небесную сущность, а человеческие души, обладающие сенсорными функциями, которых не хватает Ангелам Великолепия.

У Авиценны человеческие умы сами по себе не были сформированы для абстрактного мышления. У людей есть только потенциал для интеллекта, и только свет от «Ангела» дает им возможность реализовать этот потенциал. Этот человеческий интеллект является десятым в небесной иерархии. Степень, в которой ангелы освещают умы, варьируется. Пророки посвящены настолько, что обладают не только разумом, но и воображением и способностями, которые позволяют им передавать свою высшую мудрость другим. Некоторые получают меньше, но достаточно для написания, обучения, принятия законов и содействия распространению знаний. Другие получают достаточно для собственной реализации, а третьи получают еще меньше.

Согласно этой точке зрения, все человечество разделяет единый интеллект, коллективное сознание. Согласно учению Авиценны, последний этап человеческой жизни — воссоединение с эманацией Ангела. Таким образом, Ангел наделяет тех, кто пронизан своим интеллектом, уверенностью в жизни после смерти. Для Авиценны бессмертие души является следствием ее природы, а не целью ее выполнения.

Филолог и музыкальный теоретик

Персидскии ученый Авиценна, биография которого известна каждому соотечественнику, часто писал свои научные труды и публикации в виде стихотворных поэм. Этот стиль был популярным на мусульманском Востоке. Интересно, что ученый увлекался еще и музыкой. Его перу принадлежит несколько работ по теории композиции. Он относил музыку к математической науке и говорил в своих трудах о закономерности построения музыкальных произведений.

Известные тогда инструменты были описаны и классифицированы в одной из книг, автором которой являлся Авиценна. Ученый (биография перса позволила ему бывать на множестве официальных мероприятий, где проводились концерты) заложил основы музыкальной науки. На родине она не получила распространения, зато в Европе в Новое время переосмыслили многочисленные изыскания средневекового исследователя. Разных теоретиков тогда интересовала биография Авиценны. Кратко говоря, его труды стали фундаментом для музыкальной теории современности.

В Хорезме

После этого Авиценна, биография которого в качестве ученого еще только началась, отправился в город Ургенч

Это был центр Хорезма – богатого и важного региона. Здесь философ и врач продолжал оттачивать свое образование

Он получил важное задание – составить свод законов для единого государства Хорезма. Ему удалось справиться со своей задачей. За молодым придворным пристально следил везир, а также шах.

Авиценне пришлось столкнуться с косностью и сервильностью здешних начетчиков из государственного совета. Они жили согласно Корану и резко сопротивлялись любым нововведениям в жизни Хорезма. Молодому ученому пришлось вести долгие споры и диспуты со старейшинами, которые и слышать не хотели о любых реформах. Только благодаря напору молодости и помощи шаха Ибн Сина смог протолкнуть свой проект, добившись широкого признания не только в Хорезме, но и за его пределами.

Однако когда к власти в 1008 году пришел Махмуд Газневи, Авиценна отказался служить при его дворе. Это привело к его изгнанию и долгим скитаниям.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
О текущем моменте №1(141), 2021г. «Давосская повестка дня 2021», выступление В.В. Путина: оглашения и умолчания 
(5/1)
Власть над умами: «послание» из Швейцарии 
(4/1)
Свинство матрицы «успешности» и молодёжь  
(5/4)
Путеводные заметки: Свет Лей 
(5/3)
Социогенез – траектория купирования рисков 
(5/1)
О текущем моменте №1(141), 2021г. «Давосская повестка дня 2021», выступление В.В. Путина: оглашения и умолчания 
(5/1)
Уйгур, новая граница и гульфик Навального 
(4/3)
Власть над умами: «послание» из Швейцарии 
(4/1)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года 
(5/11)
О создании фильма «Час Быка» 
(5/7)
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)
Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)
Коронавирус как средство инициирования глобализации нового типа 
(5/5)
Главный итог уходящего года 
(5/5)
Маски и перчатки убивают 
(5/5)
Контакт с «тонким миром» 
(5/4)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Последние годы

В конце концов ученый прибыл в персидский город Хамадан, где прожил около 10 лет. Ему удалось вылечить местного эмира, за что он получил титул визира. Из-за этого философ часто конфликтовал с различными партиями при дворе правителя и военными. Именно в Хамадане он занялся политикой и стал работать на государственной службе.

Самые плодотворные годы с точки зрения занятий наукой пришлись на жизнь Ибн Сины в Исфаане. Местный эмир предоставил ему все условия для продуктивной деятельности. Именно здесь Авиценна, биография которого известна многочисленными скитаниями и путешествиями, нашел покой и занялся сочинением своих основных книг. Некоторые из них погибли во время нашествия вражеских войск. Тем не менее наследие персидского писателя дошло до наших времен в большом объеме. Оно состоит из множества трактатов по медицине, химии, астрономии, механике.

Авиценна скончался в 1037 году, после того как переболел желудочной болезнью. Его прах был помещен в мавзолей Исфахана, где также находили последний покой местные эмиры.

О пульсе

Пульс у мужчин в дороге жизни всей
Быстрее, чем у женщин, и сильней.
Пульс в юности свой ускоряет бег,
Замедлен он, коль полон человек.
Зимою склонен к большему покою,
Уравновешен раннею весною.
Пульс у ребенка тоньше и быстрей.
У взрослого — замедленней, слабей….

Гениально, не правда ли? А самое главное — насколько эти наставления соответствуют здоровому образу жизни. Поэтому всегда полезно перечитывать труды великих учёных.

Афоризмы и цитаты Ибн Сины

Чтобы иметь общее представление об этом великом учёном, приведём его ряд цитат и высказываний, которые свидетельствуют о его уме и мировоззрении.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Коль смолоду избрал к заветной правде путь,
С невеждами не спорь, советы их забудь.

Когда к невеждам ты идёшь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослинных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.

Послесловие

О нём рассказывают легенды, поют песни. Он стал героем сказок.

Авиценна умер в дороге. Полузнакомый человек написал с его слов завещание. Все имущество своё Авиценна велел раздать бедным, слуг отпустить на волю.

Спустя 500 лет его труды изучали и цитировали Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. В фантастическом плане о нём упоминается в «Божественной комедии» Данте и «Валенсианских безумцах» Лопе де Вега. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния. Его именем названа малая планета 2755 Avicenna. В 2006 году пик Ленина на Памире переименован в пик Абу Али ибн Сина.

В 1954 году, по мусульманскому летосчислению, исполнилась тысяча лет со дня рождения Авиценны. По призыву Всемирного Совета Мира эту дату отмечали во многих странах. В иранском городе Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны. На открытии мавзолея среди ученых мира присутствовала и советская делегация.

Ибн Сина — блистательный достижение огромного пройденного человечеством пути. Есть поколения — корни, поколения — завязи, поколения, на которые падает тысячелетиями подготавливаемый расцвет. Работа всех бессмертна. Благородные мысли не умирают, а собираются в некое Хранилище, как говорил Ибн Сина, — в Ноосферу, как говорил Вернадский. Ноосфера сохраняет и улучшает мир.

Главное — осуществить точное «хронологическое распластавание» Ноосферы — этого великого накопленного человечеством интеллектуального богатства. Главное — выстроить из хаоса камней стройный горный хребет, где каждая прожитая во имя Истины жизнь стала бы той или иной вершиной. Но сколько забытого, исчезнувшего, непонятого… И порою в стране гор не хватает как раз самой главной, самой ослепительной, купающейся в облаках вершины.

При его жизни и потом, в каждом веке, учёные спорили о книгах мудреца, яростно защищая или яростно ниспровергая их. Жизнь великого непокорённого скитальца стала символом честного служения Истине. Он весь — тайна. В последний период жизни зашифровывал свои мысли так, что до сих нор учёные не могут найти им однозначное толкование, Его жизнь, рассказанная им самим своему наипреданнейшему ученику, — сплошной ребус. Учёные до сих пор пытаются объяснить мотивы тех или иных поступков Ибн Сины, выстроить его характер, найти закономерность его судьбы. Но сложны не только его жизнь, его труды, сложна и эпоха — восточное средневековье. Учёные мира в течение многих веков размышляют над всем этим, совершая подвиги преданности и титанического труда.

Авиценна известен и не известен. Но его знают как символ великой восточной мудрости.

Научные труды

Помимо объединения имеющихся тогда знаний, книга богата оригинальным авторским откровением. Это своего рода биография Авиценны как ученого. Его важный оригинальный вклад включает в себя такие достижения, как признание заразительной природы туберкулеза, распространение болезней по воде и почве, а также взаимодействие между психологией и здоровьем. Помимо описания методов лечения и диагностики, книга описала почти восемь сотен видов лекарств и стала самой подлинной и первой фармакопеей эпохи. Ибн Сина также был первым, кто описал менингит и внес значительный вклад в анатомию, гинекологию и здоровье детей. Биография врача и философа Авиценны пестрит достижениями в разных областях науки.

Философия и религия

Энциклопедия, написанная Авиценной, называется «Китаб аш-Шифа». Книга стала монументальным трудом, охватывающим обширную область знаний от философии до науки. Он классифицировал всю область следующим образом: теоретические знания: физика, математика и метафизика; и практические знания: этика, экономика и политика. Его философия синтезирует аристотелевские традиции, неоплатонические влияния и мусульманское богословие.

Как говорится в биографии, Абуали ибни Сино также интересовался математикой, физикой, музыкой, искусством и другими точными и гуманитарными науками. Он объяснил «изгнание девяток» и его применение для проверки квадратов и кубов. Авиценна сделал несколько астрономических наблюдений и разработал устройство, похожее на вернье, чтобы повысить точность инструментальных чтений.

Его вклад в физику невозможно переоценить. Авиценна посвятил несколько трудов проблемам изучения различных форм энергии, тепла, света и механики, а также таких понятий, как сила, вакуум и бесконечность

Он сделал важное наблюдение: если восприятие света происходит из-за излучения какого-либо вида частиц источником света, скорость света должна быть конечной. Ученый предположил, что существует взаимосвязь между временем и движением, а также провел исследования по удельному весу и использовал воздушный термометр

В области химии он не верил в возможность химической трансмутации, потому что, по его мнению, металлы отличались в фундаментальном смысле. Эти взгляды были радикально противоположны тем, которые преобладали в то время. Как говорится в биографии Абуали ибни Сино, его трактат о минералах был одним из «главных» источников геологии христианских энциклопедистов тринадцатого века. Помимо «Шифа», известны его трактаты по философии — «Ан-Наджат» и «Ишарат».

Исцеляющий королей

Будучи еще молодым, он достиг такого уровня знаний в области медицины, что его известность распространилась повсюду. В биографии Авиценны-врача говорится, что в семнадцать лет ему повезло вылечить правителя Бухары Нуха Ибн Мансура от болезни, когда все известные врачи потеряли надежду. После того как выздоровел, король хотел наградить его, но молодой врач желал только разрешения использовать уникальную библиотеку правителя. Благодарный король разрешил молодому врачу читать любые труды и книги из своей коллекции. Юноша воспользовался случаем, есть упоминание в биографии Авиценны и о его учениках, которым он передавал знания.

После смерти отца Бу Али покинул Бухару и отправился в Джурджан, где его приветствовал хаваризм-шах. Там юноша познакомился со своим знаменитым современником Абу Райханом аль-Бируни. Позже Авиценна переехал в Рэй, а затем в Хамадан, где написал свою знаменитую книгу «Аль-Канун фи-аль-Тибб». Некоторое время спустя талантливый молодой врач лечил Шамса аль-Даула, здешнего короля, от тяжелой колики.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий