Чем прославился авиценна?

Другие отрасли

Психология

Разработал также свое собственное учение о темпераменте и характере человека. Так, по Авиценной натура человека делится четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая. Эти натуры нестабильны, а изменяются под влиянием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Алиментарные факторы, а также изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал еще четыре сложных натуры, на основе превалирование одной из четырех жидкостей организма (крови, слизи, желтой и черной желчи).

Химия

В области химии Авиценна открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Астрономия

Находясь в Горган, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и ее сравнении с высотой в Багдаде путем вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, что преобладает над другими способами при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им инструмент для наблюдения, который по его мнению, должен был заменить астролябии; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

В своих трудах Авиценна критиковал астрологию. Считал ее лженаукой и отрицал утверждение астрологии о том, что по расположению созвездий и движением планет можно предсказать будущие события, судьбы народов и отдельных людей:

Говорят, что вхождение Луны в созвездие Скорпиона — признак дождя. Но дождь имеет много других причин. Дождь идет том, что с влажной земли поднимаются испарения, которые конденсируются в облака под действием холода. Это явление часто может происходить в момент вхождения Луны в созвездие Скорпиона, но если это явление происходит в горных и прохладных областях, как, например, в Табаристан, то оно может произойти в тот же момент в пустынях, над которыми поднимается теплый воздух

Великий врач и философ Авиценна – биография, интересные факты

Авиценна родился в 980 году и умер в 1037 году 18 июня. Он родился в семье эмира, губернатора Хармасона в деревне Авшена, недалеко от Бухары.

Позже его родители переехали в Бухару. Он был очень способным, но из-за его передовых идей он был вынужден покинуть Бухару, потому что против него началось преследование. Он отправился жить в столицу Хорезма в Гургане, образованную землями нынешних советских республик Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан и стал врачом.

Здесь он проводит десять лет, а затем отправляется в Персию, где снова работает врачом.

Ранние годы

Его отец принадлежал к исламской секте. Это были люди, которые не принимали Коран буквально, но позволяли себе интерпретировать его. Они думали, что он полон аллегорий, что он наука о жизни и его буквальное и фанатичное понимание привело к некоторому извращению учения.

Правитель Бухары предоставил ему свою библиотеку, где были очень редкие книги. Работа в этой библиотеке была заключительным этапом его обучения.

В возрасте 18 лет Авиценна был первым ученым не только в Центральной Азии, но и во всем мире. Он охватывал все области тогдашней науки, а также оккультную науку во всех областях. Он занимался музыкой и поэзией.

Величие достижений Ибн Сины

За 800 лет до Декарта Авиценна произносит замечательные слова, которые сделали Декарта бессмертным: «Я думаю, а следовательно существую». Вокруг него образовывалась целая школа учеников. Из его многочисленных учеников оставался наиболее верным Абу Убейту Юсса всю оставшуюся жизнь. Благодаря ему многие работы Авиценны сохранились и по сей день.

Авиценну очень преследовали и его работы сжигали, он нашел убежище в Хургане на южном побережье Каспийского моря. Здесь Авиценна писал «Канон медицинской науки», который сделал его всемирно известным.

Он написал большую 20-томную энциклопедию «Аль Инсуфф» – «Справедливость», которая была разрушена. Затем он написал вторую энциклопедию «Аль Шифа» – «Исцеление».

Будучи ученым и философом, Авиценна целостно рассматривает различные области знаний, классифицирует разные известные знания. Также он выводит и концепцию наиболее общих и даже метафизических воззрений на этот мир.

Концепция форм и сил

Согласно доктрине формы, он говорит, что силы формируют формы. Каждая форма является выражением некоторой силы. Если мы знаем язык форм, мы будем знать силы, которые их создают. Те силы, которые создали планеты, Солнце и Луну, – это те же силы, которые создает человеческое тело.

Для того, чтобы человек мог изучать прикладные науки, он должен знать четыре состояния материи, а также науку о взаимодействии этих материй.

Некоторые открытия

Как врач, Авиценна был гением. Вот почему он получил титул Эль-Шейха Варзиса – принца врачей. Он также создал медицинскую школу для обучения многих студентов. В 12 веке его основная книга была переведена на латынь и стала настольной книгой для всех врачей в Европе.

Он обнаруживает мышцы, которые двигают глазное яблоко. Объясняется диета – какую пищу нужно давать при разных болезнях. Его знаменитое правило: холодная голова, ноги теплые и живот слегка голодный. Интересно, что его рецепт – есть один раз в день, купаться один раз в неделю и принимать один раз в год пост.

В своей философской работе он сделал очень глубокие мысли. Например, он говорит: «Вселенная возникла на пути эманаций от Бога». Бытие не имеет границ и состоит из чего-то, что находится в состоянии покоя и чего-то, что находится в движении. Далее он говорит, что в материи нет абстрактных форм. Он также говорит, что материя – это модифицированная энергия.

Семья и детские годы

16 августа 980 г. н. э. в небольшой деревне Афсан неподалёку от Бухары (столица государства Саманидов) родился будущий философ. Мать учёного Сетарег была уроженкой Бухары, отец Абдулла был родом из города Балх в Афганистане. На момент появления в семье Ибн Сины отец был богатым и уважаемым чиновником. До сих пор нет точного ответа на вопрос, кем был Авиценна по национальности. Одни исследователи склоняются к мысли, что он был таджиком. Тогда как другие говорят, что он тюрок. Достоверно известно лишь то, что он был мусульманином.

С самого раннего детства мальчик проявлял интерес ко всему новому и был чрезвычайно любознательным. Когда семья перебралась в столицу, Авиценна получил доступ к знаниям и изучению старинных книг, ведь Бухара в то время была центром образования. В возрасте 5 лет отец отдал одарённого мальчика в начальную мусульманскую школу, где тот изучал богословие и некоторые светские науки.

Параллельно с программой школы Авиценна изучал арабский язык, стилистику, грамматику. К 10 годам он уже знал наизусть священную книгу мусульман — Коран. В 14 лет в вопросах элементарной логики будущий философ разбирался лучше своего преподавателя. Увидев успехи сына, отец забрал мальчика из школы и для продолжения образования приглашал учителей домой. Благодаря этому Авиценна изучал астрономию, математику, правоведение, физику. Он мог цитировать Аристотеля, Пророка и арабских классиков.

Биография

Абу Али ибн Сина (Авиценна) родился в небольшом поселении Афшана, поблизости от Бухары. Его отец был родом с г. Балха (современный Афганистан). От отца Авиценна узнал основы математики и выучил арифметические действия. Некоторое время мальчик изучал фикх (мусульманскую юриспруденцию), также знал наизусть практически весь Коран. Знакомый отца, ученый ан-Натили, обучал Ибн Сину основам логики, философии, астрономии и других наук. Но с 14 лет Авиценна начал заниматься самостоятельно, поскольку учитель уже был не в состоянии отвечать на бесчисленные вопросы своего ученика.

Кроме этого, с 12 лет Авиценна начал интересоваться медициной. Сначала он работал под руководством бухарского врача Абдул-Мансура Камари, а со времен начал собственную медицинскую практику. В шестнадцатилетнем возрасте Авиценна был приглашен в дворец лечить эмира Бухары. Лечение было вполне успешным и молодому медику разрешили пользоваться крупной библиотекой Самонидов.

После смерти отца в 1002 г. Ибн Сина с братом решили переехать в Ургенч, во дворец правителей Хорезма. После того, как врач отказался служить султану Газневидского государства Махмуду Газневи, он был вынужден бежать с Ургенча. Его временными пристанищами были города Гордан, Рей и Казвин.
С 1015 г. по 1024 г. жил в Хамадане, где был врачом эмира Шамса ад-Авлю и получил должность визира. За попытку перейти в дворец эмира Исхафана (который воевал с правителем Хамадана) врача заточили в крепость на четыре месяца. После падения Хамадана Авиценна всё таки отправился в Исхафан, где жил до конца своей жизни. Умер от тяжелой желудочной болезни в 1037 г., согласно завещанию распорядился отпустить своих рабов и раздать свое имущество беднякам.

Скитания и новые открытия

Слава о выдающихся ученых и их открытиях разнеслась по всему арабскому миру и соседним восточным странам. Их пригласил к себе правитель соседнего государства, известный своей жестокостью и коварством султан Махмуд Газневи. На словах он оказывал почтение мудрецам, а на деле, как было хорошо известно, свободомыслящим ученым при его дворе постоянно грозила смертельная опасность.

Потому-то Авиценна в сопровождении Масихи решил бежать подальше от опасного соседства. Но путь к спасению лежал через бесплодную пустыню Кара-Кум. Через пару дней пути их настигла песчаная буря. Путники остались без воды и пищи, да еще и заблудились.

Масихи был уже в преклонном возрасте, он погиб от истощения и обезвоживания. Авиценна чудом уцелел и сумел выбраться из песчаного плена. Но разгневанный султан Газневи потребовал найти беглеца и пообещал награду за его поимку, разослал по окрестным провинциям описание внешности бунтаря.

Авиценне несколько лет пришлось провести в постоянных скитаниях. Он менял внешность, назывался другим именем. Правда, оставалась неизменной главная примета: кормился он врачеванием и делал это весьма искусно.

Каким-то непостижимым образом он продолжал научные разработки и за годы странствий написал более десяти книг.

Наконец, ему посчастливилось обрести крышу над головой и длительный покой. В городке Гордан, что располагался близ Каспийского моря, он нашел настоящего друга. Тот приютил скитальца и позволил брать в дом учеников. Основными науками, которым теперь Авиценна обучает воспитанников, стали астрономия и логика.

Параллельно он занимается любимой медициной, здесь написаны около 30 солидных трактатов. В том числе, большая часть главного труда своей жизни — «Канона врачебной науки».

Но потом безмятежное существование ученого вновь омрачили распри соседствующих государей. Напомним, то были времена так называемой феодальной раздробленности. Небольшие государства создавались, рушились под натиском агрессивных соседей. Происходили бесконечные завоевания, территориальные слияния и распады. Заложниками этих «разборок» становились люди, особенно, такие заметные как наш герой.

Ибн Сина опять вынужден отправиться на поиски лучшей доли. На какое-то время он вновь оседает в Хамадане, где получает возможность заниматься врачебной практикой. И даже совершает карьерный взлет, дослужившись до должности визиря.

Но… Видимо, небеса не уготовали ему судьбу отрешенного от мира мыслителя. Вновь и вновь у свободолюбивого исследователя возникают разногласия с местными властителями. Не стану тут подробно пересказывать перипетии его новых испытаний. Скажу лишь, что снова пришлось скрываться, переходить с места на место, становясь «яблоком раздора» между местными «восточными царьками». Авиценна был даже на некоторое время пленен и заключен в крепость. Но и там он продолжал размышлять, анализировать, писать новые книги и совершенствовать созданные ранее.

Абу али ибн сино узбек или таджик. КЕМ ЖЕ БЫЛ АВИЦЕННА – ТЮРКОМ ИЛИ ТАДЖИКОМ?

Фотография памятника Абуали ибн Сина в столице Турции Анкаре вызвала ожесточенную полемику в соцсетях по поводу национальной принадлежности этого прославленного ученого и искусного целителя. На памятнике, установленном на территории больницы медицинского факультета Университета Анкары, Сина представлен тюрком, о чем гласит надпись на табличке: «Великий турецкий ученый Ибни Сина». Кем же был по национальности Абуали ибн Сина? Это спор, который длится веками. Таджики считают его соотечественником, так как большинство жителей Бухары являются таджиками. Это мнение подтверждает то, что большинство своих трудов великий ученый писал на таджикском языке. Большинство узбеков уверены, что Сина их земляк, ведь город Бухара, где он родился, находится на территории Узбекистана. А в Афганистане вас заверят, что род Ибн Сина перебрался в Бухару из местной провинции Балх. Жители Ирана также считают его своим, так как похоронен великий мыслитель Востока в городе Хамадан. Но фотография памятника Сина в больнице имени Ибни Сина медицинских факультетов Университетат Анкара с надписью: «Великий тюркский мыслитель Ибн Сина»подлила еше больше масла в огонь споров о его национальной принадлежности. Больница медицинских факультетов Университета Анкары, где установлен этот памятник, построена в 1985 году, она рассчитана на прием 902 пациентов и считается одним из лучших лечебных заведений Турции. Ежегодно здесь принимают на лечение более 425 тысяч человек, диагностируют около 4 миллионов, проводят 15 различных тысяч операций в год, в том числе 30 по пересадке почек. Представление Абуали ибн Сина «великим турецким ученым» вызвало негативную реакцию пользователей в таджикском сегменте соцсетей. Некоторые даже призвали отправить коллективную петицию в ООН, чтобы там наконец определили кем по национальности был Сина: турком, таджиком или арабом. Другие же пишут, что какая разница какой национальности велики люди? Ведь   служат   они   всему  человечеству. Один ин таджикских пользователей даже привел цитату из стихов известного таджикского поэта Лоика Шерали, где он пишет, «какая разница какой нации Сина, если его лекарства лечат вас, несмотря на то что тюрк вы, или араб, или таджик». Абуали ибн Сина родился в 980 году в таджикском селе Афшана неподалеку от Бухары, скончался в 1037 году в городе Хамадан (Иран). Его перу принадлежат более 450 научных и литературных трудов в разных сферах – философии, медицины, географии, поэзии, химии, математики, астрономии, психологии, педагогики, истории, геологии и десятков других наук. Ибн Сина сделал огромный вклад в развитие медицины, а его книга «Канон врачебной науки» использовалась почти до начала 20-го века, как один из основных медицинских учебников во всем мире, включая европейские страны. В Таджикистане его именем назван Медицинский университет, один из столичных районов и больница, а в 1980 году в честь 1000-летия великого мыслителя Востока в Душанбе был воздвигнут памятник.

Последние годы

В конце концов ученый прибыл в персидский город Хамадан, где прожил около 10 лет. Ему удалось вылечить местного эмира, за что он получил титул визира. Из-за этого философ часто конфликтовал с различными партиями при дворе правителя и военными. Именно в Хамадане он занялся политикой и стал работать на государственной службе.

Самые плодотворные годы с точки зрения занятий наукой пришлись на жизнь Ибн Сины в Исфаане. Местный эмир предоставил ему все условия для продуктивной деятельности. Именно здесь Авиценна, биография которого известна многочисленными скитаниями и путешествиями, нашел покой и занялся сочинением своих основных книг. Некоторые из них погибли во время нашествия вражеских войск. Тем не менее наследие персидского писателя дошло до наших времен в большом объеме. Оно состоит из множества трактатов по медицине, химии, астрономии, механике.

Авиценна скончался в 1037 году, после того как переболел желудочной болезнью. Его прах был помещен в мавзолей Исфахана, где также находили последний покой местные эмиры.

Философские взгляды

Авиценна был известным философом средневекового ислама, последователем античной традиции, прежде всего аристотелевской, стоической и неоплатонической, которую он стремился приспособить к практическим потребностям жизни и задач естественнонаучных исследований. Его философские труды были написаны под влиянием Аль-Фараби, Аристотеля и неоплатоников, и в свою очередь, повлияли на схоластики 13 века.

В философском учении Ибн Сины идеи Аристотеля и неоплатоников сложно переплетаются с общими принципами мусульманской теологии. Ибн Сина отрицал сотворение мира во времени, разглядывая его, вслед за неоплатониками, как вневременную эманацию божества, но не по воле последнего, а в силу объективной необходимости, или как проявление «необходимо-сущего самого по себе» (аналогия — Единственное в неоплатонизме). Природа за Ибн Сино, в дальнейшем существовании развивается независимо от Бога, по принципу самодвижения, но вместе с тем является замкнутой в пространстве и времени.

В целом в учении о структуре знания и бытия Авиценна был перипатетики. В своей классификации наук, Ибн Сина придерживается принципов и критериев, которыми пользовался Аристотель, разделяя все науки на практические и теоретические. Практические науки рассматривают проблемы поведения человека в обществе и семье, а также человека в целом, как таковую. Теоретические науки направлены на достижение знания. В состав теоретических наук Ибн Сина включал «первую» (высшую) науку (учение об абсолютном бытии), «среднюю» науку (математика, астрономия, музыка) и «физику» (все естественнонаучные знания своего времени).

Теория науки Авиценны основывается на его убежденности в познаваемости мира. В этом его позиция прямо противоположна представлениям мусульманской религии и философским взглядам метукаллимив. Авиценна не сомневается в возможности познания мира силами самого человека и в ценности такого познания.

Рационализм Авиценны оказывался также в его высокой оценке логики. Как и Аристотель, он не включал логики к одной из теоретических наук, а во всех своих философских трудах вступлением к философскому и любого другого знания.

В то же время в свое распределение наук Авиценна включал дисциплины, не имеют логического научного метода, и не могли считаться науками, как таковыми. Так, к физике он относит физиогномику, толкование снов, теургию, алхимию, естественную магию, талисманознавство; к метафизике — учение о высшем на низший мир ангелов чудеса, откровение. Описывал физическое воздействие души на объекты внешнего мира, о влиянии дурного глаза. Это дает основания говорить об определенной двойственность взглядов Авиценны как философа

Концепция о строго упорядоченный мир, который существует по законам детерминизма, является одним из центральных пунктов его философии. Следуя перипатической традиции в учении о причинности, Ибн Сина все же отказался от жесткого детерминизма: существование «возможно-сущего» не является необходимым само по себе, а становится таким в результате изменения воли «необходимо-сущего», как Первой причины, которая дает начало следующему ряда сущих и делает их необходимыми. Исток — это единственное, что необходимо само по себе. Все остальное является производным от него, и потому лишь возможным. Первая причина является только первым толчком, дальше мир сущего определяется причинной зависимостью внутри него самого.

Другим важным пунктом философии Авиценны является учение о душе. Считал душу нетелесное субстанцией, которая находясь в теле, отлична от него и доминирует над ним. Она не просто форма, существующая в телесном субстрате, она не приедуеться к телу, а создает человеческое тело, является его причиной. Именно душа позволяет человеку жить осмысленно, руководит делами, направляет их к нравственности. Справедливость, как идеал, возможна при постоянном совершенствовании души через познание, постепенно освобождает душу от оков чувственности и приближает ее к ангелов ». На этой стадии, подчеркивал Авиценна, достигается «последняя ступень человечности».

В теории общих понятий, которая в Западной Европе получила название универсалий, придерживался позиции аристотелизма. Считал, что универсалии могут существовать к вещам, в вещах и после них. Эти взгляды стали в дальнейшем в Европе источником для так называемого умеренного реализма

В области психологии, вслед за Аристотелем, подчеркивал важность различения в живых созданий растительного, животного и умственной функций

Основными работами по философии является «Книга исцеления», «Книга спасения» «Книга указаний и наставлений» и «Книга знания» («Даниш-наме») на языке фарси, которая также является энциклопедией.

Десять интеллектов и человеческий разум

В рассказе Авиценны о сотворении мира, происходящем из Аль-Фараби, сотворение мира основывается на Первопричине, или Первом Разуме. Начальный Интеллект, созерцая необходимость своего существования, порождает Второй Интеллект. Созерцая свое излучение от Бога, оно порождает Первый Дух, который оживляет Сферу Сфер, то, что мы считаем вселенной. Созерцая себя как обреченную сущность, то есть как нечто, что могло бы потенциально существовать, она порождает материю, которая наполняет вселенную и формирует Сферу Планет, которые Авиценна называет Первыми Небесами в аль-Фараби.

Это тройственное созерцание устанавливает первые стадии существования и продолжается, порождая последовательные интеллекты, которые создают между собой две небесные иерархии: Высшую Иерархию Херувимов и Нижнюю Иерархию, называемую Авиценной «Ангелами Великолепия». Эти ангелы оживляют небеса, они лишены всяких чувств и обладают воображением, которое помогает им желать интеллекта, из которого они пришли. Их тщетный поиск воссоединения с этим Высшим Разумом вызывает вечное движение на небесах. Они также вызывают у людей пророческие видения.

Ангелы, созданные каждым из следующих семи Разумов, связаны с другим телом в Сфере Планет. Это Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна. Последний из них имеет особое значение, так как он связан с Архангелом Гавриилом.

Этот Девятый Разум появляется на шаге, настолько удаленном от Первого Разума, что возникающее из него излучение взрывается на фрагменты, создавая не новую небесную сущность, а человеческие души, обладающие сенсорными функциями, которых не хватает Ангелам Великолепия.

У Авиценны человеческие умы сами по себе не были сформированы для абстрактного мышления. У людей есть только потенциал для интеллекта, и только свет от «Ангела» дает им возможность реализовать этот потенциал. Этот человеческий интеллект является десятым в небесной иерархии. Степень, в которой ангелы освещают умы, варьируется. Пророки посвящены настолько, что обладают не только разумом, но и воображением и способностями, которые позволяют им передавать свою высшую мудрость другим. Некоторые получают меньше, но достаточно для написания, обучения, принятия законов и содействия распространению знаний. Другие получают достаточно для собственной реализации, а третьи получают еще меньше.

Согласно этой точке зрения, все человечество разделяет единый интеллект, коллективное сознание. Согласно учению Авиценны, последний этап человеческой жизни — воссоединение с эманацией Ангела. Таким образом, Ангел наделяет тех, кто пронизан своим интеллектом, уверенностью в жизни после смерти. Для Авиценны бессмертие души является следствием ее природы, а не целью ее выполнения.

Авиценна интересные факты. Детство и юность

С раннего возраста Ибн Сина проявлял большие способности к разным наукам. Когда ему едва исполнилось 10 лет, он выучил наизусть почти весь Коран – главную книгу мусульман.

Поскольку Ибн Сина обладал впечатляющими знаниями, отец отправил его в школу, где глубоко изучались мусульманские законы и принципы. Однако преподавателям пришлось признать, что мальчик гораздо лучше их разбирался в самых разных вопросах.

Интересен факт, что когда Ибн Сине было всего 12 лет, к нему за советами приходили как учителя, так и местные мудрецы.

В Бухаре Авиценна обучался философии, логике и астрономии у приехавшего в город ученого Абу Абдаллаха Натли. После этого он самостоятельно продолжил получать знания в этих и других областях.

Ибн Сина проявлял интерес к медицине, музыке и геометрии . Большое впечатление на парня произвела «Метафизика» Аристотеля.

В 14-летнем возрасте юноша исследовал все имеющиеся в городе труды, так или иначе связанные с медициной. Он даже пробовал лечить особо больных людей, чтобы применить свои знания на практике.

Случилось так, что эмир Бухары заболел, но никто из его лекарей не мог излечить правителя от недуга. В результате, к нему пригласили молодого Ибн Сину, который поставил правильный диагноз и прописал соответствующее лечение. После этого он стал личным врачом эмира.

Хусейн продолжил получать знания из книг, когда у него появился доступ к библиотеке правителя.

В 18-летнем возрасте Ибн Сина обладал такими глубокими познаниями, что начал свободно дискуссировать с самыми известными учеными Востока и Средней Азии по переписке.

Когда Ибн Сине было только 20 лет, он издал несколько научных трудов, включая обширные энциклопедии, книги по этике и медицинский словарь.

История жизни Авиценна

Ибн Сина, развивший учение о причинах болезни, различал причины внешние (зной, травма и др.), предшествующие и связующие. Предшествующие причины выражали, по его мнению, то, что сейчас мы обозначаем как причины предрасполагающие или способствующие. Причины связующие — это свойства организма, в той или иной мере опосредующие действие внешних болезнетворных причин

Интересно, что Ибн Сина уже различал важность обуславливающих факторов в развитии болезней, то есть подчеркивал значение того, что сейчас мы называем условиями их возникновения. 

Ибн Сина, раскрывший в духе своего времени процессы «уравновешивания натур» людей, определяющие состояние здоровья в различных географических, климатических, социальных, бытовых ситуациях, изучал также вопросы приспособления здорового и больного человека. Важнейшим из признаков здоровья, по его мнению, является «уравновешенность натуры» — «уравновешенность цвета лица между белизной и румянцем, уравновешенность телосложения в смысле полноты и худобы…» и т.д. Интересно, что уже в то время ученый поддерживал значение социальных факторов в определении жизни людей. Он, в частности, писал, что «основное в искусстве сохранения здоровья — это уравновешивание необходимых факторов, которые суть 1) уравновешенность натуры, 2) выбор пищи, 3) очистка от излишков, 4) сохранение телосложения, 5) улучшение того, что вдыхается через нос, 6) приспособление одежды, 7) уравновешенность физического и душевного движения». 

Книга Ибн Сины

Есть смысл заметить, что термин «уравновешенность» в смысле «приспособление» дошел до наших дней и широко применялся в различном контексте И.П. Павловым в работах по пищеварению и особенно при изучении высшей нервной деятельности. 

Идея о зависимости психики в целом от мозга проводилась в «Каноне» неуклонно. Аффективную сторону душевной жизни Ибн Сина также непосредственно связывал с телесными изменениями. В этом он следовал прочно установившейся в психофизиологии традиции. Но совершенно новаторским следует считать его исследовательский подход к аффектам. Предание рассказывает, как ему удалось определить душевную причину телесного истощения одного юноши.

Говоря ему определенный ряд слов, он зафиксировал по изменению его пульса, какие из них провоцируют аффект, вызвавший заболевание. Возможно, это был первый в истории психологии случай психодиагностики, причем принцип, на котором она строилась, предвосхищает последующий ассоциативный эксперимент, «детектор лжи» и другие сходные приемы поиска эмоционального комплекса по экспериментально вызванным изменениям в вегетативной сфере. Учение Ибн Сины о воздействии психических (аффективных) состояний на глубинные органические процессы – то, чего еще не знала античность. 

Русское издание книги Ибн Сина «Канон врачебной науки»

В последние годы здоровье Ибн Сины ослабло. Когда-то он написал книгу о желудочных коликах, а теперь сам страдал этой болезнью. Ибн Сина лечил себя успешно, до тех пор, пока эмир Ала уд-Даула, находящийся в походе, не вызвал его к себе. Врач, который готовил лекарство по рецепту Ибн Сины, бросил в лекарственную смесь в пять раз больше семян сельдерея, чем полагалось. От такой лекарственной смеси язвы в желудке и кишечнике, которые уже затягивались, снова открылись. «Управитель, управляющий мною, бессилен управлять, и ныне бесполезно лечение», — сказал Ибн Сина самому себе. 

О пульсе

Пульс у мужчин в дороге жизни всей
Быстрее, чем у женщин, и сильней.
Пульс в юности свой ускоряет бег,
Замедлен он, коль полон человек.
Зимою склонен к большему покою,
Уравновешен раннею весною.
Пульс у ребенка тоньше и быстрей.
У взрослого — замедленней, слабей….

Гениально, не правда ли? А самое главное — насколько эти наставления соответствуют здоровому образу жизни. Поэтому всегда полезно перечитывать труды великих учёных.

Афоризмы и цитаты Ибн Сины

Чтобы иметь общее представление об этом великом учёном, приведём его ряд цитат и высказываний, которые свидетельствуют о его уме и мировоззрении.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Коль смолоду избрал к заветной правде путь,
С невеждами не спорь, советы их забудь.

Когда к невеждам ты идёшь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослинных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.

Послесловие

О нём рассказывают легенды, поют песни. Он стал героем сказок.

Авиценна умер в дороге. Полузнакомый человек написал с его слов завещание. Все имущество своё Авиценна велел раздать бедным, слуг отпустить на волю.

Спустя 500 лет его труды изучали и цитировали Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. В фантастическом плане о нём упоминается в «Божественной комедии» Данте и «Валенсианских безумцах» Лопе де Вега. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния. Его именем названа малая планета 2755 Avicenna. В 2006 году пик Ленина на Памире переименован в пик Абу Али ибн Сина.

В 1954 году, по мусульманскому летосчислению, исполнилась тысяча лет со дня рождения Авиценны. По призыву Всемирного Совета Мира эту дату отмечали во многих странах. В иранском городе Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны. На открытии мавзолея среди ученых мира присутствовала и советская делегация.

Ибн Сина — блистательный достижение огромного пройденного человечеством пути. Есть поколения — корни, поколения — завязи, поколения, на которые падает тысячелетиями подготавливаемый расцвет. Работа всех бессмертна. Благородные мысли не умирают, а собираются в некое Хранилище, как говорил Ибн Сина, — в Ноосферу, как говорил Вернадский. Ноосфера сохраняет и улучшает мир.

Главное — осуществить точное «хронологическое распластавание» Ноосферы — этого великого накопленного человечеством интеллектуального богатства. Главное — выстроить из хаоса камней стройный горный хребет, где каждая прожитая во имя Истины жизнь стала бы той или иной вершиной. Но сколько забытого, исчезнувшего, непонятого… И порою в стране гор не хватает как раз самой главной, самой ослепительной, купающейся в облаках вершины.

При его жизни и потом, в каждом веке, учёные спорили о книгах мудреца, яростно защищая или яростно ниспровергая их. Жизнь великого непокорённого скитальца стала символом честного служения Истине. Он весь — тайна. В последний период жизни зашифровывал свои мысли так, что до сих нор учёные не могут найти им однозначное толкование, Его жизнь, рассказанная им самим своему наипреданнейшему ученику, — сплошной ребус. Учёные до сих пор пытаются объяснить мотивы тех или иных поступков Ибн Сины, выстроить его характер, найти закономерность его судьбы. Но сложны не только его жизнь, его труды, сложна и эпоха — восточное средневековье. Учёные мира в течение многих веков размышляют над всем этим, совершая подвиги преданности и титанического труда.

Авиценна известен и не известен. Но его знают как символ великой восточной мудрости.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий