«поединок на куликовом поле»: описание картины м.и. авилова

Сочинение по картине Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок Пересвета с Челубеем был написан как раз в то время, когда началась Великая Отечественная война. Она полностью наполнена тем самым духом патриотизма, которого так не хватает. Каждый человек старался сделать хоть что-нибудь для своей страны для того чтобы защитить ее и не дать врагам захватить ее.

Все происходит перед битвой на Куликовом поле. И для этой битвы были отобраны по одному воину с каждой территории. Каждая сторона надеялась, что именно их воин принесет им победу, и они смогут потом захватить территорию своего врага. Кроме этого если их воин победит, то они будут чувствовать себя намного увереннее и сильнее, чем их враги. Да к тому же их потом будут бояться.

Авилов хотел показать на этой картине практически завершающий этап в схватке. Вот только в итоге-то победа не досталась никому, а все, потому что враги ранят в раз друг друга и ни один из них даже не ожидал такого исхода. Рядом с татарским воином оказался его верный помощник, который на протяжении долгого времени выручал и всячески помогал ему, а также оберегал от смерти. Вот только сейчас этого не удалось сделать. Но у него есть еще один шанс, если он вовремя доставит его в расположение, то может быть, другие воины помогут ему и поэтому скорым шагом он поскакал.

Всадники находятся прямо на середине холста, и это значит, что они являются центральными фигурами. А поскольку полотно занимает большое расстояние, то благодаря этому эффекты становятся ярче и четче. Художнику удалось изобразить не только крупным планом Пересвета, а вот его враг закрыт от глаз смотрящих, потому что находится к ним спиной. Кроме этого здесь показана вся ненависть одного врага к другому и их попытка сделать все для того чтобы в этой войне победа досталась только ему, а не кому-то другому.

Их лица жестоки и каждому из них поскорее хочется покончить со своим врагом, но пока этого не удается сделать. Копья развиваются на ветру.

Обратите внимание, как художнику удалось изобразить цвета на этой картине, они выполнены в разнообразном виде. Он использовал масляные краски для того чтобы еще раз подчеркнуть всю трагичность картины, а также для того чтобы привлечь внимание окружающих именно к своей картине

Цена победы и значение

По окончании битвы Владимир Андреевич, один из героев дня, стал под великокняжеским знаменем и приказал трубить сбор для князей и воевод. Среди съехавшихся не было Дмитрия Иоанновича. Обеспокоенные воины долго искали его и нашли под срубленным деревом.

Фото из архива
Дмитрий Донской на Куликовом поле. Художник В. К. Сазонов.

Великого князя в ходе сражения оглушили сильным ударом. Он потерял сознание и упал с коня, однако не погиб. Доспехи Дмитрия были иссечены и смяты множеством сабельных ударов, но защитили владельца. На теле не оказалось ни одной раны.

Придя в себя, Дмитрий сел на коня, поблагодарив князей, воевод и простых воинов за одержанную победу. Очень многие отдали за нее жизнь. Русское войско потеряло убитыми и тяжелоранеными от трети до половины своего состава. Но враг потерял еще больше. Намного больше! Мамай смог собрать только девятую часть своей огромной армии. Почти все остальные погибли.

А вот для русских урон был намного более ощутим. Во многих княжествах и городах число ратных людей сократилось вдвое. Из-за этого нашествие Тохтамыша (1382) оказалось невозможно отразить в полевом сражении, а Москву он сумел взять и сжечь посредством подлого обмана.

Но Куликовская битва изменила очень многое. Это была поистине великая и эпохальная победа. Она была одержана не только над Золотой Ордой, но и над укоренившимся в душах русских людей страхом перед ней. Стало ясно, что, объединившись, Русь сможет сбросить с себя ненавистное ярмо.

Фото из архива
Возвращение победителей домой (картина С.Н.Присекина «С победой»).

Знаменитый историк и этнограф Л.Н.Гумилёв так написал об историческом значении этой битвы: «…На Куликовом поле сражались уже не владимирцы, москвичи, суздальцы, тверичи, смоляне. Не представители разобщенных междоусобицей княжеств — но русские, великороссы, совершенно осознанно шедшие защищать свой мир и свое отечество, свой культурно-философский смысл бытия».

И с ним трудно не согласиться!

Поединок

Пред началом битвы два самых сильных воина от каждой стороны должны были сразиться между собой.

Это был ритуальный поединок, результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предсказывающее исход битвы.

На поле боя вышли два воина, два монаха…

Схимник Александр Пересвет и «бессметный» воин-маг Челубей…

Поединок предполагал бой на копьях верхом на лошадях.

Оба воина были одеты в доспехи и готовились к сражению.

Однако, вопреки логики, перед началом поединка Александр Пересвет откладывает в сторону щит, снимает с себя доспехи и остается лишь в монашеском облачении (схиме расшитой крестами), подаренной ему преподобным Сергием Радонежским.

Пересвет берет в руки копье, садится на коня и едет навстречу Челубею…

Орда и Москва

Во второй половине XIV века Золотая Орда все еще была сильна, хотя давно уже не представляла собой того монолитного механизма разрушения, коим она являлась при Батые и первых его преемниках.

Приближенные ханов превратились из аскетичных воинов в изнеженных и корыстолюбивых царедворцев. Они плели интриги, искали личной выгоды в любых государственных делах и мало заботились о том, чтобы государство процветало и крепло.

Подвластные Орде соискатели титула великого князя из числа наследников Мономаха конкурировали друг с другом, покупая благосклонность влиятельных ханских вельмож. При этом суммы взяток намного превышали размер официальной дани, отправляемой русскими князьями в ханскую казну.

Наиболее могущественные ордынские военачальники, такие как Ногай или тот же Мамай, порой откровенно узурпировали власть, меняя ханов и делая из них послушных проводников своей воли. Это вызывало резкое неприятие у тех чингизидов, которые еще не растеряли воинственный дух предков и часто открыто выступали с войском против всесильных временщиков.

В это же время происходило постепенное усиление и возвышение Москвы. И не только хитрость и финансовая расчетливость московских князей стали его первопричиной. Важнейшим фактором превращения Москвы в новый центр всей северо-восточной Руси было закрепление за ней статуса резиденции митрополита, единственного тогда в этих русских землях.

Уплата дани в Орду («ордынский выход»), это вынужденное, но совсем еще недавно незыблемое условие сохранения русской государственности, теперь вызывало все большую досаду и раздражение московских князей.

Конфликт исподволь нарастал, но до поры до времени не находил выхода наружу. К власти ханов уже успели привыкнуть, она считалась законной и не подлежащей сомнению. А вот узурпация власти Мамаем дала благовидный повод для перехода к открытому неповиновению Орде.

Фото из архива
Узурпация власти Мамаем дала благовидный повод для перехода к открытому неповиновению Орде.

Описание картины «Поединок на Куликовом поле»

Описание картины Михаила Авилова «Поединок на Куликовом поле»

Ноя 01 2015

Знаменитая картина Авилова. Создана она в 1943 году. Художник изобразил легендарный бой, который произошел между богатырем Пересветом и воином татарского войска Челубеем. Этот поединок положил начало сражению на Куликовом поле. Как ни печально, но оба воина погибли. Но принято считать, что победил все же Пересвет. Его конь довез хозяина до войска. Челубея же попросту выбили из седла.

Художник создает максимально простую композицию. В центре полотна два коня, которые взвились на дыбы. На них сидят сражающиеся. Слева мы видим Персвета. А справа –Челубея. Герои изображены максимально крупно. Все остальное становится лишь фоном, так как основные фигуры подавляют собой другие детали. Кони действительно страшные. Их гривы вьются по ветру, зубы оскалены, морды пугают свирепостью.

Выделяется попона коня Челубея. Авилов изображает ее пестрой. Щит воина такой же пестрый. Мы видим, что Пересвет проткнул его свои копьем. Кольчуга и шлем богатыря ярко блестят на солнце. Художник смог передать динамику этой битвы. Его полотно максимально осязаемо. Кажется, еще мгновение, и мы услышим шум ветра, ржание коней и треск ломающихся копий.

Живописец – настоящий мастер, умело пользующийся красками. Его полотно поражает буйством и богатством цветов. Именно оттенками Авилов смог передать настроение русского и вражеского войска.

Слева преобладает серый тон. Он говорит о том, что солдаты замерли в тревожном ожидании, но при этом они выдержанны и спокойны. Справа мы видим пестрые цвета. Татаро-монголынеуверенны. Мы чувствуем, что они беспокоятся и неуверенны в том, чем закончится этот грандиозный поединок.

Картина Авилова была создана в годы Великой отечественной войны. Неслучайно он берет именно этот исторический сюжет

Важно было поддержать дух русских воинов и провести яркие параллели с Куликовским сражением

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mixaila-avilova-poedinok-na-kulikovom-pole/

Художник Авилов, «Поединок на Куликовом поле»: описание картины

На картине мы с первого взгляда узнаем легендарного русского богатыря Пересвета (художник изобразил его слева). Он облачен в снаряжение русского воина: поблескивающий на солнце шлем, русская рубаха, а поверх нее надета кольчуга с металлическими пластинами, которые крепились в качестве дополнительной защиты. Но это не спасет богатыря. Пересвет погибнет вместе со своим противником Челубеем. Также мы видим, что на русском воине надеты не лапти, а кожаные сапоги. Это говорит нам, что Пересвет – человек богатый или знатного рода.

Что еще изобразил Авилов? «Поединок на Куликовом поле» (картина) представляет нашему взгляду и отрицательного героя «рассказа» — татарского богатыря Челубея. Художник подробно расписал все зло (для нас это татаро-монгольское иго) в одном лице воина-татарина. На картине этого воина мы увидим справа. Красный малахай на бритой голове уже говорит нам, что это не русский воин, а татарин, наш враг. Обе фигуры (Пересвет и Челубей) запечатлены в самом центре полотна. Они динамичны, изображены крупно, и все это выделяет их на общем плане. Талантливый художник — М. Авилов. «Поединок на Куликовом поле» (описание картины представлено в нашей статье) — исторически значимая работа.

Поединок с Челубеем

Поединок Пересвета с Челубеем – один из ключевых моментов Куликовской битвы. Средневековые сражения часто начинались схватками соперников, которых выставляли обе стороны. Это был своего рода воинский ритуал, ведь победа одного и поражение другого истолковывалась обеими армиями как предзнаменование.

Из рядов войска Мамая на поле выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению. Правда, в «Сказании о Мамаевом побоище» имя татарского поединщика Темир-мурза. Имя Челубей впервые появляется в XVII веке в компилятивном изложении русской истории «для широкой публики» под названием «Синопсис». Оттуда это имя перекочевало в многочисленные лубочные издания, а затем и в учебную, и в художественную литературу.

Темир-мурза-Челубей был, как повествует «Сказание о Мамаевом побоище», человеком огромной силы и отменной воинской выучки. Вот как он описан в этом источнике: «Перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его».

Есть версия, что Темир-мурза был не просто искусным воином, а последователем древней тибетской секты бон(г)-по. Он достиг в этом культе вершин посвящения и имел статус «бессмертного». Перевести выражение «бон(г)-по» можно как «школа боевой магической речи». Это такое воинское искусство, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих демонов. Впрочем, это не более чем версия, не имеющая ни одного серьезного подтверждения.

Как бы там ни было, а Пересвет принял вызов Челубея (Темир-мурзы). «Сказание…» говорит об этом так: «Выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!»

Автор «Сказания…» сообщает, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба скончались.

Церковное предание повествует об этом поединке несколько иначе. Пересвет видел, что у Челубея копье длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не успев воспользоваться своим оружием. Пересвет бестрепетно вышел против своего соперника без воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на расстоянии удара. Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел нанести такой удар, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, смог доскакать до рядов русского воинства и испустил дух на руках у товарищей. Погибли оба, но выглядело так, что Челубей был повержен, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Нельзя не упомянуть о том, что в «Задонщине» нет ни слова о поединке с Челубеем. Но Пересвет в тексте «Задонщины» есть. В разгар битвы он еще жив и «злаченым доспехом посвечивает».

Секрет Челубея

Мастер конных поединков, Челубей не знал поражений еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.

В поединке с ним ни один противник не мог нанести ему удар, так как более длинное копье Челубея выбивало противника из седла.

Знал ли об этом Пересвет. Неизвестно. Но именно отсутствие доспех позволило ему нанести смертельный удар непобедимому Челубею.

Всадники разъехались и разогнав коней, начали сближаться.

Богатыри ринулись на встречу друг другу, как две молнии…

А когда ударились копьями, как сказано в летописи «едва земля не преломилась под ними».

Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев вышибить его из седла и тогда он смог приблизится к противнику и нанести ему удар.

Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея, пробил щит насквозь и поразил его насмерть.

Челубей, получил смертельную рану и рухнул на землю, головой к ордынским войскам.

Несмотря на пробитую копьем грудь, Пересвет остался сидеть в седле и сумел доскакать до русского войска.

Гибель «бессмертного» и непобедимого воина-мага на глазах войска Золотой Орды, вызвало замешательство.

В воздухе витал вопрос:

Кто это русский, сумевший противостоять сильнейшему из всех воинов.

Был нарушен привычный ход вещей.

У воинов Орды пошатнулась вера и появился страх.

Жертвенный подвиг Пересвета вдохновил русских воинов, которые ринулись в бой.

И первым среди них был Андрей Ослябя.

Победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению ига Золотой Орды.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память совершается 7 (20) сентября.

С большим уважением к памяти Пересвета относятся в Китае и на Тибете.

Так в одном из тибетских монастырей имя русского воина-монаха Пересвета записано в особой священной книге, где фиксируются важнейшие духовные события.

Поединок Пересвета и его победа над бессмертным ДАБДОБОМ занесена туда как событие, вышедшее за рамки обычного хода вещей.

Описание картины Поединок Пересвета с Челубеем

Традиция, когда от двух войск выставляют по одному воину, для того чтобы решить исход битвы, существует довольно давно. Конечно, на практике не всегда хватало только такого поединка, ведь пришедшие на поле битвы, зачастую приходят туда, чтобы там остаться и многие понимают этот факт. Как известно, побоище на Куликовом поле унесло много человеческих жизней и русских и татарских, после битвы поле было обильно удобрено сильными, молодыми и старыми телами.

Авилов предлагает нам картину до битвы, практически перед самой битвой. Два войска сошлись и стоят неподалеку друг от друга сомкнутыми рядами. На свободном пространстве сошлись главные богатыри.

Согласно легенде, Дмитрий Донской приезжал к Сергию Радонежскому для того чтобы получить благословение и духовное наставничество. Одним из монахов Радонежского был Пересвет, который относился к боярскому роду и имел познания в воинском искусстве. Поэтому Сергий Радонежский не только благословил князя, но и отправил с ним своего инока, который смог бы не только молитвой, но и мечом помочь собственной земле.

Таким образом фигура Пересвета представляет собой монаха-воина, который противостоял чужеземному воину Челубею, кстати, профессиональному поединщику. Далее сведения из легенды немного расходятся, однако, практически всегда указывается на гибель каждого воина. Они вонзили друг в друга собственные копья и скончались.

Тем не менее, эти подробности не столь существенны, как художественная ценность рассматриваемой картины и те мысли, которые хотел передать художник. Перед нами два воина на крупных, ретивых конях, ставших на дыбы. Кони изогнулись и ржут свирепо, а воины сломили друг о друга копья.

Нужно сказать, Авилов не пишет пронзенных воинов, если присмотреться, то копье Пересвета уперлось в щит Челубея, а Челубей погрузил свое копье куда-то к щиту Пересвета. Стоит поразмыслить почему художник изображает поединок именно таким образом, а не следует легенде. Ведь согласно логике его картины, спустя мгновение оба воина слетят с седла и окажутся на земле со сломленными копьями.

Основной акцент сделан на центральные фигуры, но на заднем фоне располагается два войска, которые увлечены зрелищем. Они смотрят как сражаются богатыри, кто-то подбадривает своего воина выкриками, другие просто с интересом слегка наклонились вперед. Богатыри тут изображают как бы квинтэссенцию сил своего народа, собственной цивилизации, за ними стоят остальные воины, которые спустя какие-то минуты станут удобрением для земли.

«Баскакы посажаю по всем градам русским»

Ордынский властитель, несмотря на жгучее желание как можно быстрее расправиться с мятежным князем и его подданными, долго собирал войско из татар, половцев, туркменов, черкесов, осетин, горских евреев, армян и представителей многих других народностей. В подавляющем большинстве своем это были наемники, оплаченные генуэзским золотом.

Моральные принципы абсолютно не обременяли эту интернациональную сволочь. Так, один из предводителей кондотьеров Вернер фон Урслинген, наводивший ужас на Италию в 1334–1352 годах, носил на щите девиз: «Враг бога и милосердия»!

Но это были прежде всего отличные профессионалы, опытные, хорошо вооруженные и всегда готовые воевать против любого противника.

Общую численность собранных Мамаем полчищ в прежние времена сильно завышали, теперь же, наоборот, сводят чуть ли не к 3–5 тысячам всадников. Основанием для занижения называют то, что нынешние размеры Куликова поля не могли бы вместить более 20 тысяч сражающихся с обеих сторон, и потому, мол, число ордынских бойцов вряд ли намного превышало половину от этого количества.

Сам ордынский временщик для устрашения русских назвал число «семьсот и три тысячи». Возможно, с помощью этой подсказки и на основании принятого в старинных источниках 10-кратного преувеличения мы можем с большой долей вероятности принять численность армии Мамая за 70–73 тысячи бойцов. Не считая обозных, слуг и прочих «нестроевых», среди которых, кстати, находились десять богатейших крымских купцов, в основном генуэзцев из Кафы (ныне — Феодосия), «разжиревших» на поприще работорговли.

Генуэзцы представляли интересы кредиторов Мамая, вложивших огромные деньги в его разбойничье предприятие. Сделано это было, конечно, отнюдь не бескорыстно. Расплачиваться за долги ордынский авантюрист должен был многими тысячами взятых в полон русских людей, которых итальянские торгаши продали бы на невольничьих рынках. Остальных жителей русских городов и деревень ожидала ненамного лучшая участь.

Мамай в своих планах шел дальше Батыя, оставившего покоренным русским княжествам автономию и сохранившего власть князей над их единоверными и единокровными подданными.

В 1380 году такому порядку должен был наступить конец. «Баскакы посажаю по всем градам русским, а русских князей изобью. Казним рабов строптивых! Да будут пеплом грады их, веси и церкви христианские!», — вот что задумал ордынский изувер! Собрав войско, он выступил летом в поход, согласовав действия с литовским союзником Ягайло.

Мурза Челубей

От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы. В верховых сражениях он использовал копьё на метр длиннее обычного, что позволяло убивать противника ещё до столкновения. Источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком и ранее он уже более 300 раз побеждал соперников в поединках на копьях. Люди Мамая наняли его специально для подобных поединков.

Челубей (в некоторых источниках Чалабай, Челибей, Темир-Мирза либо Таврул) был не просто опытным воином и богатырем. Это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по.

В результате он достиг вершин посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приёмов боя беспредельно возрастает за счёт привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов).

В результате человек впускает в себя «силу зверя» или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти тела не сможет освободиться от посмертных объятий сил тьмы.

Согласно древним источникам, Челубей отошёл от войска на белом коне, облачённый в серые одежды.

Сочинение по картине Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок Пересвета с Челубеем был написан как раз в то время, когда началась Великая Отечественная война. Она полностью наполнена тем самым духом патриотизма, которого так не хватает. Каждый человек старался сделать хоть что-нибудь для своей страны для того чтобы защитить ее и не дать врагам захватить ее.

Все происходит перед битвой на Куликовом поле. И для этой битвы были отобраны по одному воину с каждой территории. Каждая сторона надеялась, что именно их воин принесет им победу, и они смогут потом захватить территорию своего врага. Кроме этого если их воин победит, то они будут чувствовать себя намного увереннее и сильнее, чем их враги. Да к тому же их потом будут бояться.

Авилов хотел показать на этой картине практически завершающий этап в схватке. Вот только в итоге-то победа не досталась никому, а все, потому что враги ранят в раз друг друга и ни один из них даже не ожидал такого исхода. Рядом с татарским воином оказался его верный помощник, который на протяжении долгого времени выручал и всячески помогал ему, а также оберегал от смерти. Вот только сейчас этого не удалось сделать. Но у него есть еще один шанс, если он вовремя доставит его в расположение, то может быть, другие воины помогут ему и поэтому скорым шагом он поскакал.

Всадники находятся прямо на середине холста, и это значит, что они являются центральными фигурами. А поскольку полотно занимает большое расстояние, то благодаря этому эффекты становятся ярче и четче. Художнику удалось изобразить не только крупным планом Пересвета, а вот его враг закрыт от глаз смотрящих, потому что находится к ним спиной. Кроме этого здесь показана вся ненависть одного врага к другому и их попытка сделать все для того чтобы в этой войне победа досталась только ему, а не кому-то другому.

Их лица жестоки и каждому из них поскорее хочется покончить со своим врагом, но пока этого не удается сделать. Копья развиваются на ветру.

Обратите внимание, как художнику удалось изобразить цвета на этой картине, они выполнены в разнообразном виде. Он использовал масляные краски для того чтобы еще раз подчеркнуть всю трагичность картины, а также для того чтобы привлечь внимание окружающих именно к своей картине

В монастыре

Пересвет и Ослябя были братьями, происходили из старинного боярского рода на Брянщине и славились своим воинским мастерством. Впрочем, возможно, родными братьями они и не были, а зафиксированное в тексте «Сказания о Мамаевом побоище» обращение их друг к другу «брате!» объясняется тем, что они оба были монахами.

Все источники повествуют о том, что, незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известно подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Одни истолковывают это место так, что преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, а другие говорят о том, что оба они уже были к тому моменту схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на крест, чем на доспехи.

Пересвет

Александр Пересвет происходил из боярского рода. Он был одним из лучших воинов своего времени.

Незадолго до поединка на Куликовом поле Пересвет был пострижен в монахи (Великую схиму) преподобным Сергием Радонежским.

Великая схима – является высшей ступенью монашеского посвящения.

Принятие Великой схимы Пересветом, означало его отказ от мира.

Принявший Великую схиму монах, как бы умирает для мира и принимает на себя великий Ангельский образ, становясь схимонахом, или схимником.

Также от Сергия Радонежского оба инока, Пересвет и Осляби получили благословение на битву и монашеское облачение (схимы расшитые крестами).

На Куликово поле Пересвет и Осляби вышли вместе…

На бой с Челубеем пошел Пересвет.

Поединок Добра со Злом

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем» была написана Авиловым в тяжелые для страны годы — Великую Отечественную войну.

Авторский замысел, вызревавший около 25 лет, был реализован всего за шесть месяцев. Хотел ли автор через легендарные образы аллегорически отразить события своего времени или нет — неизвестно, но так получилось. Если рассматривать картину с точки зрения вечной борьбы в мире Добра и Зла в образе Пересвета и Челубея, то почему бы не представить себе Добром Советский Союз и его армию, насмерть сошедшуюся в схватке с фашистской Германией, гитлеровской армией — олицетворением Зла.

Так что картина Авилова «Поединок на Куликовом поле» всегда будет актуальной и может рассматриваться с точки зрения воплощения идеи единения русского народа против врагов, а образ Пересвета — как ориентир для подражания в любви к Родине, готовности отдать свою жизнь за родную землю.

Первые победы

Задолго до Куликовской битвы, в 1317 году, тверской князь Михаил Ярославич одержал решительную победу над превосходящими силами непобедимых доселе татар и союзных им москвичей, под предводительством ханского военачальника Кавгадыя и московского князя Юрия Данииловича.

И хотя нападение на Тверь было совершено без прямого повеления хана Узбека, разгром ордынского войска Михаилу не простили. Когда его вызвали в Сарай — столицу Золотой Орды, князь отправился туда, твердо зная, что едет на смерть. Он предпочел пожертвовать жизнью ради спасения города и семьи, отведя от них месть хана за пережитый позор.

В 1360–1375 годах владения Золотой Орды подвергались опустошительным и дерзким нападениям новгородских ушкуйников (от слова «ушкуй» — боевой корабль русских пиратов). Они трижды брали штурмом богатый город Булгар (в четвертый раз наученные горьким опытом жители поспешили откупиться, уплатив большую дань). Но верхом дерзости стало ограбление (1374), а затем и полное разорение (1375) ушкуйниками самой столицы хана — города Сарай-Берке!

Разгромив охранявшие столицу отряды, дерзкие разбойники овладели всем самым ценным, что было в городе, присвоив себе и казну. После этого они сожгли Сарай-Берке и удалились восвояси до того, как кочевавшие вблизи тумены смогли прийти на помощь разграбляемой столице.

Ушкуйники облагали данью целые ордынские города, а бывалые купцы советовали новичкам: «Если хочешь добраться спокойно к нам по реке и свой товар сберечь, прежде договорись с ушкуйниками, иначе весь груз потеряешь, а с ним и живот свой».

Князья все еще вынуждены были раболепствовать перед ханами, когда эти новгородские разбойники уже наводили ужас на татар. Но все же походы и победы ушкуйников были ничем иным, как банальным разбоем. При всей их дерзости и смелости, такие действия не могли серьезно поколебать власть Орды над Русью.

А вот в 1378 году произошло событие, поставившее эту власть под сомнение. Всесильный временщик Орды темник Мамай послал против прогневившего его великого князя московского Дмитрия Иоанновича войско в составе пяти туменов под общим командованием мурзы Бегича. В сражении на реке Воже эта армия была разгромлена и практически полностью уничтожена русскими полками. Бегич и все остальные темники пали в битве.

Фото из архива
Дмитрий Донской (картина Д.А.Белюкина).

Войско Золотой Орды, насчитывавшее до 30 тысяч всадников, лихо атаковав построенную полукругом московскую рать, не смогло преодолеть грамотно организованную оборону. После этого русские перешли в контрнаступление, и татары «побежали за реку за Вожу, побросав копья свои, и наши, вслед за ними погнавшись, их били, секли, кололи и напополам рассекали, и убили их множество, а иные в реке утонули», рассказывают летописи.

Битва на Воже показала, что страшная в первом натиске ордынская конница пасует перед стойкой обороной и не выдерживает решительных ответных ударов. Но моральное значение победы превзошло значение собственно военное. Миф о непобедимости татаро-монголов был развеян.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий