Космодром байконур. досье

Площадки

Стартовые комплексы

Наименование пусковой установки Тип ракет-носителей Первый пуск Последний пуск Всего пусков Координаты Комментарии
СК 17П32-5 (ПУ № 5)
(Гагаринский старт)
Площадка № 1 Семейство «Р-7» 15 мая 1957 29 мая 2013 602 на
23.12.2007
СК 17П32-6 (ПУ № 6) Площадка № 31 Семейство «Р-7» 14 января 1961 27 июня 2013 204 на
14.12.2007
ПУ № 15 Площадка № 41 «Р-16», «Космос» 25 мая 1963 27 августа 1968 22 1964—1968 гг.
СК 11П877 (ПУ № 1) Площадка № 45 «Зенит-2», «Зенит-3SLБ» 13 апреля 1985 30 ноября 2009 41
ПУ № 2 Площадка № 45 «Зенит-2» 22 мая 1990 4 октября 1990 2 Разрушена в 1990 году при взрыве РН «Зенит»
ПУ № 23 (81Л) Площадка № 81 «Протон-К» 16 июля 1965 27 марта 2004 104 Не используется с 2004 года
ПУ № 24 (81П) Площадка № 81 «Протон-К», «Протон-М» 22 ноября 1967 15 декабря 2014 67 Дооборудована под РКН «Протон-М» в 2000 году
ПУ № 19 (90Л) Площадка № 90 «УР-200», «Циклон-2» 5 ноября 1963 9 декабря 1997 113 Не используется с 1989 года
ПУ № 20 (90П) Площадка № 90 «УР-200», «Циклон-2» 24 сентября 1964 24 июня 2006 11
ПУ № 95 (90П) Площадка № 109 Р-36М, «Днепр» 4 июля 1974 9 апреля 2010 30
ПУ № 37 (110Л) Площадка № 110 «Н-1», «Энергия» — «Буран» 18 мая 1970 15 ноября 1988 3 Не используется с 1988 года
ПУ № 38 (110П) Площадка № 110 «Н-1» 21 февраля 1969 3 июля 1969 2 Не используется с 1969 года
ПУ № 59 Площадка № 175 «Рокот» (вариант 14А01Р), «Стрела» 26 декабря 1994 19 декабря 2014 4
ПУ № 39 (200Л) Площадка № 200 «Протон-М», «Протон-К» 20 февраля 1980 19 марта 2015 143 Дооборудована под РКН «Протон-М» в 2003 году
ПУ № 40 (200П) Площадка № 200 «Протон-К» 23 июля 1977 31 марта 1991 64 Не используется с 1991 года; технологическое оборудование снято — планировалось переоборудование под РН «Ангара»
УКСС Площадка № 250 «Энергия» 15 мая 1987 1 Не используется с 1987 года

Другие площадки

Площадка 15А. Аэропорт «Крайний», обслуживающий космодром. Отсюда выполняются пассажирские и грузовые рейсы в Москву, эпизодически — в другие города России и Казахстана.

  • Площадка 92. Находится вблизи площадки 95, содержит МИК 92-1, в котором находятся технические комплексы сборки и проверки РН «Протон-К» и космической головной части. Из него происходит вывоз сборки ракеты с установленной полезной нагрузкой на стартовый комплекс. Площадь этого МИК около 7000 квадратных метров, объём — около 200 000 кубических метров.
  • Площадка 95. На ней расположены гостиницы «Комета», «Полет», «Фили», прачечная, станция очистки воды, культурно-просветительный центр «Протон», спортивный комплекс, гаражная зона, круглосуточный медицинский пост. На расстоянии, не превышающем 5 километров, расположены МИК 92-1, МИК 92А-50, ТЗП РБ «Бриз-М», пусковые установки (ПУ) № 23, № 24 и № 39, вместе и ними площадка 95 образует единую компактную инфраструктуру.
  • Площадка 251. Аэродром экспериментальной авиации «Юбилейный», способный принимать все типы самолётов. Сюда специальными рейсами доставляются космические аппараты. Использовался в качестве посадочной полосы для орбитального корабля «Буран».

Интересные подробности

Что еще можно сказать о таком объекте, как космодром Байконур? История космодрома сохранила множество интересных фактов того времени.

Интересно прежде всего происхождение его названия. В районе северных отрогов Алатау располагалось небольшое казахское селение Бойконыр (по-русски это звучит как Байконур).

Так как ракетный полигон был секретным объектом, было решено начать строительство ложного космодрома недалеко от этого селения и назвать его Байконур, чтобы сбить с толку американскую разведку. Советские СМИ местом последующих запусков спутников указывали селение Байконур, хотя в действительности это осуществлялось с полигона № 5, который какое-то время носил условное название «Тайга».

Интересно, что «космодром» охранялся вплоть до конца 60-х годов.

При рытье одного котлована под стартовую площадку было найдено костровище древних людей (возраст находки составлял от 10 до 30 тыс лет). Когда об этом узнал генконструктор Королев, он назвал это место счастливым для будущих стартов ракет.

Были факты из области «анекдоты из жизни». Как-то для обслуживания систем выписали 12 (двенадцать!) тонн спирта. В реальности на промывку систем ушло лишь 7 тонн. Чтобы не урезали план будущих поставок, решили тайком слить оставшийся спирт в яму и засыпать.

Однако эта тайна была каким-то образом раскрыта персоналом стройки, и «сухой» закон, царивший на объекте, был моментально попран. Правда, эта проблема была быстро решена руководством космодрома Байконур: спирт в яме был выжжен.

С чего начинался Байконур

50-е годы XX века проходили под знаком все усиливающегося соперничества СССР и США в военной сфере, в частности, в создании межконтинентальных баллистических ракет. Строительство космодрома Байконур было одним из этапов соперничества, в ходе которого должна была быть испытана первая советская межконтинентальная баллистическая ракета.

Так как проектная дальность её полёта составляла более восьми тысяч километров, возникла потребность в новой трассе, проходящей через азиатскую часть СССР и при этом обладающей пустынными районами, пригодными для ликвидации отработавших свое ступеней ракеты и строительства измерительных пунктов.

Созданная специальная комиссия рассмотрела несколько вариантов: Дагестан, Марийская АССР, Астраханская и Кызылординская области. Последний вариант больше остальных отвечал требованиям разработчиков ракеты Р-7, так как позволял оптимально расположить пункты радиоуправления баллистической ракетой и использовать вращение Земли при старте.

В феврале 1955 года Совет Министров СССР принял постановление № 292-181, предписывающее начать строительство объекта. Так в пустыне Казахстана появился «Полигон № 5» — будущий космодром Байконур.

Что ожидает космодром?

Байконур все еще остается главными космическими воротами нашей страны, но сейчас его будущее туманно. Между Казахстаном и Россией периодически возникают трения относительно эксплуатации объекта. Например, в 2012 году по требованию казахской стороны были отложены запуски нескольких космических аппаратов. Причиной такого решения стали разногласия относительно использования полей падения первой ступени РН.

Топливом для РН «Протон» является ядовитый гептил

Надо признать, что эксплуатация космодрома создает серьезные экологические проблемы, связанные, в первую очередь, с использованием в ракетах высокотоксичного топлива. Страдают даже территории, над которыми проходят трассы ракет, куда больший ущерб наносят утечки топлива во время аварий. Например, в 2007 году после неудачного запуска РН «Протон» в окружающую среду попало несколько тонн крайне ядовитого гептила, который по своей «убойности» мало уступает химическому оружию. Тогда запуски «Протонов» на длительное время были приостановлены. Сегодня в Казахстане существует общественное движение «Антигептил», которое периодически устраивает акции протеста.

Однако главной проблемой Байконура является не экология. Россия не может смириться с тем, что важнейший стратегический объект находится за пределами ее границ. Сегодня отношения с Казахстаном вполне дружеские и добрососедские, но кто может сказать, что будут завтра. Поэтому в 2007 году Путин подписал указ о строительстве «Восточного» – нового космодрома на Дальнем Востоке. Именно оттуда будет летать «Ангара», когда ее, конечно, сделают. Уже к концу следующее десятилетия Россия планирует проводить до 90% запусков со своей территории.

В этом ракурсе будущее космодрома выглядит печальным. На его содержание нужны гигантские суммы, которых у Казахстана нет, да и зачем ему этот объект? Еще дороже будет стоить реконструкция Байконура, а она крайне необходима. Сегодня в Нур-Султане (бывшая Астана) прорабатывают планы самостоятельного использования космодрома, однако, насколько они реалистичны – это очень большой вопрос.


Автор статьи:

Никифоров Владислав

Юрисдикция

В официальных публикациях казахстанских официальных органов Байконур (под названием Байконыр) фигурирует в качестве городского акимата (города областного подчинения) в составе Кызылординской области Республики Казахстан, но, согласно российско-казахстанскому договору аренды, на весь период аренды космодрома в отношениях с Российской Федерацией временно наделён статусом города федерального значения Российской Федерации.

В соответствии с договором России и Казахстана глава администрации города назначается совместным решением президентов двух стран по представлению российской стороны. На территории города действует российское законодательство, а также казахстанское, применимое для граждан Республики Казахстан. Регион в налоговой службе РФ — 99.

Хотя Байконур находится за пределами Российской Федерации, на его территории работают российские структуры:

  • российский военный суд (рассматривает все категории дел), в который жители города могут обжаловать решения администрации города, её органов и должностных лиц;
  • управление внутренних дел комплекса Байконур из состава МВД РФ;

Автомобильные номера на автомобилях жителей города (граждан РФ) и российских организаций — стандарта РФ, имеют код региона 94RUS.

Система городского управления определяется статьей 5 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. Высшим органом общественного самоуправления населения города Байконур является общественный совет, формируемый из представителей органов территориального общественного самоуправления, организаций и предприятий, зарегистрированных в качестве юридических лиц в городе. Его деятельность регламентируется положением, утверждаемым конференцией жителей города.

Население осуществляет права самоуправления посредством референдума, путём участия в общих собраниях (конференциях) граждан по месту жительства, а также путём участия в выборах органов территориального общественного самоуправления. Избирательные участки входят в состав территориальных комиссий заграничных округов (Одинцовский округ Московской области) по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации .

Под юрисдикцией Казахстана находится пограничный пост «Байконыр», обслуживающий аэропорты космодрома, представительство МВД Республики Казахстан, следящее за порядком в пригородах Тюратам и Акай, а также осуществляющее регистрационные функции.

Кто же первый казахстанский космонавт?

Как бы независимый Казахстан ни гордился Токтаром Аубакировым, Талгатом Мусабаевым и Айдыном Аимбетовым, стоит признать, что уроженцы Сарыарки с завидной регулярностью летали в космос и до них.

Первым казахстанцем в космосе ещё в 1969 году стал уроженец Петропавловска, лётчик-космонавт №13, генерал-лейтенант авиации Владимир Шаталов. Вторым «нашим» стал, но трагически погиб при возвращении, актюбинец Виктор Пацаев. Он был первым астрономом, работавший за пределами земной атмосферы.

Казахстанскую «квоту» во времена СССР также использовали Александр Викторенко, родившийся в селе Ольгино Сверо-Казахстанской области, и Игорь Лончаков из Балхаша. Из 565 космонавтов (данные на 12 марта 2018 года) во всемирной истории каждый третий стартовал с «Байконура».

История космодрома и города Байконур

Уход России с «Байконура»

К 2009 году российские военные покинули комплекс «Байконур», космодром полностью передан Роскосмосу (этот процесс поэтапно шёл с 1997 года). В 2010 году на космодроме оставалась лишь одна малочисленная войсковая часть 11284 (отдельное испытательное управление космических войск РФ, бывший штаб космодрома), оказывающая содействие в запусках спутников оборонного назначения, которая была расформирована в конце декабря 2011 года.

Россия считает для себя перспективным перенос пилотируемых пусков на новый российский космодром «Восточный» в Амурской области (после 2018 года). Таким образом, в 2020—40 годах с Байконура будут запускаться автоматические космические аппараты (на ракетах-носителях «Союз-2», «Зенит»). К 2030 году 90 % космических запусков Россия будет проводить с собственных космодромов Плесецк и Восточный, доля Байконура упадёт с 75 % до 10 %.

Казахстан в настоящее время прорабатывает вопросы самостоятельной эксплуатации «Байконура» после окончательного переноса стартов в Амурскую область и прекращения аренды космодрома «Байконур» Российской Федерацией (на период после 2050 года). По одной из неподтверждённых версий, после 2050 года космодром будет реконструирован в международный центр космических полетов совместно с Европейским и Израильским космическими агентствами.

В октябре 2010 года президент АО «Қазақстан ғарыш сапары» (дочернее предприятие «Казкосмоса») заявил, что казахстанская сторона считает возможным приступить к самостоятельной эксплуатации Байконура Казахстаном уже в 2014 году.

10 декабря 2012 года глава Национального космического агентства Казахстана («Казкосмос») Талгат Мусабаев заявил о том, что договор об аренде космодрома 1994 года устарел и может быть пересмотрен в сторону отхода от аренды и передачи космодрома и города Байконура под юрисдикцию Казахстана. По мнению экспертов из РФ, такое развитие событий приведёт к массовому отъезду российских специалистов с комплекса «Байконур» и породит большие кадровые проблемы; для России «уход» с Байконура целесообразен лишь после 2020 года, когда будет полностью введён в строй новый космодром «Восточный».

В целях совершенствования договорно-правовой базы, обеспечивающей эффективное сотрудничество при эксплуатации космодрома Байконур, создания необходимых условий для жизнеобеспечения персонала комплекса, проживающего в г. Байконур, 15 июня 2012 года президенты России и Казахстана договорились о воссоздании Российско-Казахстанской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур». Такая комиссия была создана Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2012 г. № 1301, председателем комиссии назначен Первый заместитель Председателя Правительства РФ Шувалов И. И.

15 октября 2015 года в Астане, Россия и Казахстан подписали межправительственное соглашение о порядке взаимодействия при проведении пусков ракет из позиционного района Домбаровский с использованием земельного участка на территории Казахстана в качестве района падения их отделяющихся частей.

Космодрома в Казахстане могло и не быть

Новую стартовую площадку для межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая была разработана для доставки водородной бомбы, эксперты и военные начали активно искать ещё в 1954-м.

Одними из главных условий выбора были удалённость от крупных городов, наличие железной дороги и больших территорий, непригодных для сельского хозяйства. Последний пункт был необходим не только для сохранения секретности. Военные уже тогда предполагали, что в районах падения ступеней вероятны серьёзные экологические последствия. Впоследствии эти опасения подтвердились.

На строительстве были задействованы лучшие специалисты и техника в СССР / Фото сайта pastvu.com

Конкуренцию Кызылординскому региону в общесоюзном конкурсе составляли Марийская ССР (сегодня – Республика Марий Эл), Дагестан и Астраханская область. Стоит уточнить, что первые модификации ракеты Р-7 были оснащены системой радиоуправления. Для её функционирования необходимо было иметь три наземных пункта подачи радиокоманд: два симметричных по обе стороны от места старта на расстоянии 150-250 км, а третий пункт должен был находится по трассе полёта на расстоянии 300-500 км от космодрома. Этот фактор в конечном счёте и стал решающим: была выбрана Кызылординская область, поскольку в марийском варианте пункты радиоуправления оказались бы в непроходимых лесах и болотах, в дагестанском – в труднодоступной горной местности, в астраханском – один из пунктов пришлось бы размещать в акватории Каспийского моря.

Так для полигона была выбрана пустыня в Казахстане к востоку от Аральского моря, вблизи одной из крупнейших рек Средней Азии Сырдарьи и железной дороги Москва – Ташкент.

Военные геодезисты делают карту местности будущего космодрома / Фото сайта livejournal.com

Трудности на пути в космос

Прежде всего строители встретились с суровым климатом Казахстана и неустроенностью быта. Сначала это были палатки, затем, с приходом весны, – землянки. Первые деревянные бараки появились только в мае.

В конце июля 1955 года началось сооружение стартовой площадки № 1. Строительство велось круглосуточно, так как сроки сдачи объекта были сжатые.

Первоначально имелся дефицит техники. Со слов участника стройки космодрома полковника в отставке Сергея Алексеенко, в распоряжении строителей было всего 5 скреперов, 2 бульдозера, 2 экскаватора и 5 самосвалов. С помощью этих средств надо было в короткий срок сделать котлован в 50 метров глубиной. А это более 1 млн кубических метров породы!

Встречалась и ломовая глина, которую невозможно было взять экскаватором. Ситуацию спасли двадцать тонн взрывчатки. Риск был огромный, так как взрывные работы были запрещены. Но все делалось ради первого старта ракеты.

Образование

  • ГБОУ СШ № 1 им. Г.М. Шубникова (РФ)
  • ГБОУ СШ № 3 им. С.П. Королева (РФ)
  • ГБОУ СШ № 4 им. В.П. Глушко (РФ)
  • ГБОУ СШ № 7 им. М.К. Янгеля (РФ)
  • ГБОУ СШ № 10 им. В.П. Бармина (РФ)
  • ГБОУ НШ № 12 (РФ)
  • ГБОУ НШ № 15 (РФ)
  • ГБОУ Лицей МКШ им. В.Н. Челомея (РФ)
  • Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа № 272» Кармакшинского районного отдела образования (Казахстан)
  • Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа № 273» Кармакшинского районного отдела образования (Казахстан)
  • Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа № 274» Кармакшинского районного отдела образования (Казахстан)
  • Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа № 275» Кармакшинского районного отдела образования (Казахстан)
  • Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа № 276» Кармакшинского районного отдела образования (Казахстан)
  • Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа № 277» Кармакшинского районного отдела образования (Казахстан)
  • ГБДОУ д/с № 2 «Апельсин» (РФ)
  • ГБДОУ № 5 «Дюймовочка» (РФ)
  • ГБДОУ № 9 «Звездочка» (РФ)
  • ГБДОУ № 10 «Теремок» (РФ)
  • ГБДОУ д/с 12 «Жемчужинка» (РФ)
  • ГБДОУ д/с 17 «Сказка» (РФ)
  • ГБДОУ д/с 19 «Ивушка» (РФ)
  • ГБДОУ № 21 «Василек» (РФ)
  • ГБДОУ д/с № 22 «Семицветик» (РФ)
  • ГБДОУ д/с № 23 «Радуга» (РФ)
  • ГБДОУ д/с № 25 «Солнышко» (РФ)
  • ГБДОУ д/с № 26 «Красная шапочка» (РФ)
  • ГБДОУ д/с № 63 «Золотая рыбка» (РФ)
  • Коммунальное государственное казенное предприятие «Детский сад №24 «Кармакшинского районного отдела образования» (РК) (бывший ГБДОУ д/с № 30 «Байтерек»)
  • ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова» (РФ)
  • ГБУ ДО ДМШ 1 (РФ)
  • ГБУ ДО ДМШ 2 (РФ)
  • ГБУ ДО ДХШ (РФ)
  • Байконурский электрорадиотехнический техникум (РФ)
  • Байконурский медицинский техникум (РФ)
  • Байконурский индустриальный техникум (РФ)

Распоряжением Правительства РФ от 23.12.2014 № 2657-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о передаче образовательных организаций г.Байконура» общеобразовательные организации с казахским языком обучения (5 школ и 1 детский сад) переданы под юрисдикцию Республики Казахстан.

Выбор места, строительство и начало работы

В 1954 году было принято решение о создании площадки для испытаний новых типов баллистических ракет с дальностью более 7 тыс. км. Также в будущем ее планировали использовать для осуществления пилотируемых космических полетов. До этого испытания советской ракетной техники проводились на полигоне Капустин Яр.

К месту строительства будущего объекта были выдвинуты серьезные требования:

  • для него предстояло найти малозаселенный и обширный район, неинтересный для сельского хозяйства;
  • расположить полигон нужно было так, чтобы трассы полёта ракет не проходили над крупными населёнными пунктами;
  • объекту требовалась развитая транспортная инфраструктура и наличие серьезных источников воды;
  • для проведения испытаний баллистических ракет расстояние между новой стартовой площадкой и полигоном Кура на Камчатке должно было составлять не менее 7 тыс. км.

На рассмотрение комиссии было представлено четыре варианта, из которых, в конце концов, выбрали участок пустынной местности в Казахстане, восточнее Аральского моря. Если внимательно посмотреть, где находится Байконур на карте, нетрудно заметить, что рядом протекает полноводная Сырдарья и крупная железная дорога Москва – Ташкент. Были у данной площадки и другие преимущества: значительное количество солнечных дней в году и большая близость к экватору (Байконур находится на 45° северной широты).

На протяжении всей своей истории Байконур был не только «воротами в космос», но и важнейшим военным объектом

Строительство космодрома началось в феврале 1955 года, первоначально он получил обозначение НИИП № 5. А чтобы ввести в заблуждения вражеские разведки, около поселка шахтеров Байконур, расположенного за несколько сот километров от реального объекта, начали сооружать ложный полигон с муляжами оборудования и пусковых установок. Для поддержания режима секретности во всех официальных объявлениях сообщалось о пуске с космодрома Байконур. Впрочем, эта схема не сработала: американцы с помощью самолетов U-2 довольно быстро получили фотографии нового советского полигона.

Первая стартовая площадка была готова в мае 1957 года, и уже через несколько дней с нее ушла в небо МБР Р-7 – знаменитая королевская «семерка». На ее основе было создано целое семейство ракетной техники. Этот запуск – как и несколько последующих – закончился неудачей, только в августе 1957 года ракета смогла доставить полезную нагрузку на Камчатку. А 4 октября 1957 года Р-7 вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли – так для человечества началась космическая эра.

Развитие космодрома

Одним стартовым комплексом не ограничилось строительство космодрома Байконур. В дальнейшем на отведённой под него территории были построены комплексы, предназначенные для ракет разных классов грузоподъёмности: «Циклон-М» лёгкого, «Союз», «Зенит», «Молния» среднего, «Протон» тяжелого и «Энергия» сверхтяжёлого класса.

Через 4 года после введения в эксплуатацию первого стартового комплекса для «Союза» был построен еще один, аналогичный первому.

В 1965 году была введена в действие первая пусковая установка для «Протона», а через год – вторая. В 1967 году сданы в эксплуатацию две установки для ракеты-носителя «Циклон». Далее строительство и ввод новых объектов прекращается до 1979 года. В 1979 году в Кызылординской области, где находится космодром Байконур, начинают эксплуатироваться еще две установки «Протон».

Продолжает развиваться сопутствующая инфраструктура космодрома.

План поездки

Павел Старостин: В 2014 году году я впервые увидел фотографии с космодрома. Меня поразили масштабы, и я решил, что надо как-нибудь добраться, но идея так и пролежала до июня этого года. Однажды вечером на YouTube мне стали попадаться влоги с «Байконура». Я загорелся, сразу начал писать друзьям, кидать фотографии. Сереге эта идея показалась интересной, и он сразу сказал: «Я в деле».

Мы начали продумывать план, разделили обязанности. Самым важным было решить вопрос с картой, а также с дорогой и жильем. Ехать мы решили на машине, так как самолетом лететь неудобно, а поездом долго, расстояние от Екатеринбурга до Жосалы — 1600 км. Гостиницу тоже нашли быстро, а вот с картой пришлось повозиться — в интернете было мало достоверной информации, поэтому пришлось искать тех, кто уже там был и спрашивать у них

Важно еще было понимать, что мы идем в настоящий поход, надо было преодолеть от трассы до заброшенных ангаров около 40 км пешего хода, а еще взять палатку, спальники и еду. Ехать решили на мой день рождения, потому что я люблю встречать его в разных необычных местах, и поэтому мы запланировали выезд на 27 сентября. 

Сергей и Павел с огромными рюкзаками в степях Казахстана

От первого барака до первого старта

В начале 1955 года в район будущего космодрома «Байконур» прибыли первопроходцы – военные строители в составе восьми батальонов.

Первой задачей прибывших специалистов стало строительство жилья. Сначала были построены деревянные бараки.

Далее военным и гражданским строителям предстояло формирование производственной базы, которая включала в себя заводы по производству бетона, узлы для приготовления раствора, склады для стройматериалов, а также деревообрабатывающее и лесопильное производство.

К концу 1956 года первоочередные объекты космодрома были построены. Начались подготовительные работы к проведению испытаний ракетных комплексов.

К весне 1957 года на всей территории Байконура был создан измерительный комплекс. 5 мая 1957 года правительственной комиссии был сдан первый стартовый комплекс. Космодром был готов к старту межконтинентальной ракеты.

Решение этой задачи в столь сжатые сроки было связано с серьезными трудностями.

Исторические рекорды

На начало 2018-го «Байконур» является вторым в мире по суммарному количеству запущенных ракет и спутников после российского Плесецка. Речь идёт о примерно 1500 запусков, начиная с 1957 года. Пик стартов пришёлся на 1987 год, тогда одних только спутников отсюда отправили 48.

«Байконур» – пока ещё один из мировых лидеров по количеству коммерческих запусков / Фото сайта pronedra.ru

Первый искусственный спутник, полёт Белки и Стрелки, Юрий Гагарин с его легендарным «Поехали!», первые орбитальные космические станции, исследовательские модули Луны и Венеры, – всё это произошло в истории космонавтики благодаря «Байконуру».

Челнок «Буран» на стартовой площадке / Фото сайта roscosmos.ru

Легендарный космический челнок «Буран», являющийся по сути более продвинутым аналогом американских «Шатлов», 15 ноября 1988 года именно из «Байконура» совершил свой единственный полёт. В городе после этого остался уникальный аэродром.

В 2002 году единственный летавший в космос челнок («изделие 1.01») был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий