Стиль барокко: что это такое, эпоха живописи и искусства

Архитекторы барокко. Характерные черты барокко

«Barocco» — жаргонное слово, которым португальские моряки называли бракованные жемчужины, можно перевести как «склонный к излишествам», «странный».

В барочных произведениях отражены внутренние конфликты человека, его метания и страдания, противоборство добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти. Архитектура, скульптура и живопись сливаются воедино. Обилие деталей, сочетание контрастных цветов, вычурная пышность форм реализуют цель стиля — поражать своей роскошностью, приковывать взгляды зрителей.

Искусствовед И.Э.Грабарь так характеризует особенности барочной архитектуры: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, какая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».

Остановимся на основных чертах барокко:

слияние воедино архитектуры, скульптуры и живописи (лучше всего эту особенность отражают городские и парковые ансамбли);

стремление к гигантизму: массивность, масштабность, увеличение классических пропорций;

создание единого фасада здания, который выглядит как театральная декорация;

текучесть форм и объемов, намеренное искажение геометрических фигур;

заполнение пространства множеством украшений, лепниной, скульптурами, зеркалами;

обилие мелких деталей;

создание оптических эффектов за счет игры света и тени, сочетания контрастных цветов;

атмосфера торжественности и напряженности (проявляются в позах и выражениях лиц скульптур).

Музыка барокко

Декоративизм, великолепие, вальяжность — это характеристики, привычно приписанные музыке барокко.

Барочный период соответствует XVII веку и первой половине XVIII века — время, уже частично классифицируемое как рококо.

Это время имеет в качестве международных показателей таких композиторов, как Клаудио Монтеверди, Андреа и Джованни Габриэлли, Генри Пёрселл, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.

Но одним из самых типичных композиторов музыки в стиле барокко можно считать Орацио Беневоли (1605—1672), он творил в основном церковную музыку (мессы и мотеты).

На протяжении долгого времени считалось, что Орацио Беневоли написал колоссальную 53-голосную мессу, которая была исполнена для освящения Зальцбургского собора, в котором различные оркестровые группы и хоры расположены не вместе, а в нескольких точках церкви.

Однако этот факт оспорил исследователь Эрнст Хинтермайер и доказал, что в 1628 г. на празднество освящения храма в Зальцбурге исполнялось другое произведение, а «Зальцбургская месса» принадлежит не Беневоли, а скорее всего Хенриху Игнацу Францу фон Биберу.

Особенности музыки барокко

  • Контраст как динамический элемент — композиторы эпохи барокко использовали контраст в качестве драматического элемента в своей музыке. Контраст — это разница между частями или различными звуками инструмента, например: громко — тихо, соло — ансамбль, и т. д.;

  • Монодия, если это бассо континуо (итал. basso continuo «непрерывный бас», также генерал-бас, цифрованный бас) — пытаясь подражать древней музыке, композиторы стали меньше сосредотачиваться на сложной полифонии (многоголосие), которая доминировала в пятнадцатом и шестнадцатом веках и больше на едином голосе с упрощённым сопровождением или монодии;

  • Омофония — музыка с одним мелодичным голосом и с ритмично подобным ему аккомпанементом (омофония и монодия контрастировали с типичным Ренессансом);
  • Новые приёмы игры на музыкальных инструментах, такие как тремоло (дрожащий эффект) и пиццикато (для смычковых струнных музыкальных инструментов, звук играется щипком струны, а не смычком);
  • Понятная и последовательная мелодия;
  • Стиль кончертато — стиль музыки, в котором группы инструментов или голосов делят мелодию, обычно в чередовании (будто «соревнуясь»), и почти всегда произведение создано согласно бассо континуо (генерал-бас).

История барокко

На излете эпохи Возрождения в Италии возникает новый стиль. Он стал противовесом классицизму и рационализму. Специалисты считают, что появление его обусловлена тремя факторами: это изменения о мире, связанные с великими географическими открытиями, контрреформация в католицизме и развитие в архитектуре ордерной системы. Также есть точка зрения, что возникновение барокко вызвано желанием Италии и Рима удержать за собой звание культурного центра Европы. К 16 веку итальянская аристократия растратила свои богатства, и средств на возведение роскошных дворцов уже не хватало. Тогда, чтобы продолжать поражать представителей других стран своим богатством, и были придуманы новые выразительные формы, призванные поражать воображение зрителей. В эту эпоху меняется жизнь людей, набирает вес научное познание мира, люди начинают заниматься разными видами деятельности.

Из Италии стиль распространяется по всей Европе. Во Франции он выразился в виде «большого стиля» Людовика Четырнадцатого, в котором объединились классицистические традиции и элементы барокко. Этот стиль охватил разные виды искусства, но наиболее ярко он проявился в архитектуре и оформлении интерьеров.

В нескольких странах была популярна барочная литература, в Италии и Нидерландах расцветает живопись в стиле барокко. В Испании и ее колониях данный стиль получил не только массовое распространение, но и усиление, его еще называют ультрабарокко. Испанцы распространяют свою версию стиля и на Латинскую Америку. А вот Англия почти полностью избежала повального увлечения барочной пышностью.

Барокко и рококо стали разными формами диалога с классицизмом. Барокко было его явным антиподом, а вот рококо позже пыталось примирить избыточность, присущую барочной архитектуре и живописи, и строгость классицизма. Эпоха барокко продлилась с 16 до 18 века и оставила огромное художественное наследие, которое и сегодня восхищает людей и находит продолжателей этой традиции.

↑ Ф. Б. Растрелли

Франческо Бартоломео Растрелли (1700 – 1771) – наиболее выдающийся представитель елизаветинского барокко. В Россию этот архитектор прибыл в 1715 году вместе с отцом – известным итальянским скульптором; с молодых лет Растрелли-младший привлекался к строительству дворцов и особняков сподвижников Петра – Дмитрия Кантемира, А. Д. Меньшикова.

Аничков дворец фото

Первоначально Растрелли держался линии строгого петровского барокко, но затем, совершив поездку в Москву, познакомился с традиционным русским зодчеством. Это и наложило отпечаток на его зрелое творчество – и на весь елизаветинский стиль в целом. Для императрицы Растрелли возвёл тот самый Летний дворец, о котором говорилось выше.

Другая известная постройка архитектора – Аничков дворец, принадлежавший фавориту Елизаветы А. Г. Разумовскому. Будучи при этой императрице главным архитектором страны, Растрелли выполнял заказы частных лиц, в том числе на возведение имений, находящихся вдали от столицы; при этом чаще всего он ограничивался разработкой общего плана здания, а остальную работу выполняли другие архитекторы.

Архитектура

Первыми, кто представил художественный стиль в начале XVII столетия, были архитекторы. Радикальный представитель итальянского барокко Франческо Борромини (Francesco Borromini) закладывает основы для последующего развития европейской архитектуры. Благодаря Борромини Италию называют родиной архитектурного барокко.

Франческо Борромини (1599 − 1667)

Совместно с Лоренцо Бернини архитектор работал над проектом 29-ти метрового балдахина в соборе святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане (Stato della Citta del Vaticano). Витые колонны украшены ветвями лавра. Четыре статуи отцов церкви поддерживают кресло святого Петра. Киворий покрыт бронзой, взятой из Пантеона. Имя резкого, неистового Франческо осталось в тени. Слава досталась его сопернику Лоренцо Бернини.

Выдающийся архитектор принимал участие в реконструкции кафедрального римского собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano).

За четыре года работы (1646 − 1650) он обогатил базилику элементами барочной архитектуры, спроектировал ниши главного нефа, сделал эскизы статуй святых и пророков. Автор проектов величественных дворцов руководил строительством палаццо Барберини (Palazzo Barberini, 1629 − 1633) в Риме.

https://www.youtube.com/watch?v=UvnyRjhh91cVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Francesco Borromini, scala elicoidale a Palazzo Barberini (manortiz) (https://www.youtube.com/watch?v=UvnyRjhh91c)

Винтовая лестница в виде улитки, двойные колонны, причудливые детали восхваляли могущество Маффео Барберини (Maffeo Barberini), избранного в 1623 году папой Римским (Урбан VIII).

Советую почитать про: площадь Барберини (piazza Barberini)

Филиппо Юварра (1678 − 1736).

Римский зодчий, яркий представитель позднего барокко, Филиппо Юварра (Filippo Juvarra) строил в Италии церкви, палаццо герцогов, проектировал королевский дворец в Испании (Palacio Real de Madrid).

Барочные находки Франческо Борромини вдохновили архитектора на создание в 1732 году купола церкви Сант-Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea). В Турине сооружены дворцовый комплекс палаццо Мадама (Palazzo Madama, 1721), загородная резиденция монархов Савойской династии − стильный охотничий замок Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi). Важнейшие постройки − собор Суперга (Basilica di Superga) и палаццо Бираго ди Боргаро (Palazzo Birago di Borgaro).

Собор Суперга

Строительство пышной католической базилики Суперга началось в 1717 году.

Архитектор барочного стиля Филиппо Юварра воздвиг храм, ставший «соперником колоссального собора святого Петра и Павла в Риме» (М.Н. Загоскин).

Палаццо Бираго ди Боргаро

В 1716 году граф Ренато Аугусто Боргаро (Augusto Renato Birago di Borgaro) поручил архитектору построить дворец в Турине. Особенности сооружения: величественная лестница, многочисленные колонны, украшенный статуями главный зал для торжественных приёмов и балов, чередование изогнутых и треугольных фронтонов на окнах.

Пирро Лигорио

Художник итальянского барокко, антиквар, инженер Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) был архитектором папского двора Пия IV (1559 − 1565). После критики проекта Микеланджело Буонарроти по сооружению собора Святого Петра, Пирро Лигорио теряет престижную должность и возвращается на службу к Ипполито II д’Эсте (Ippolito II d’Este).

В 1567 году по заказу кардинала архитектор приступает к проектированию фонтанов и парка виллы в Тиволи. Мастер строит сад в соответствии с символикой династии д’Эсте, связанной с прародителем рода − Гераклом. Сорок два водоёма, окружающие виллу, создают «Кипящую лестницу».

Грандиозное сооружение «Дорога ста фонтанов» построено в соответствии с сюжетом «Метаморфоз» Овидия. Знакомство с «Фонтаном Органа» вызвало восторг современников. При попадании воды в сводчатую ёмкость, воздух проникал в органные трубочки и вызывал звуки музыки. После масштабной реставрации ландшафтной архитектуры, созданной Пирро Лигорио, объект назван самым красивым парком Европы (2007).

Литература

Стихотворное творчество первым воспринимает идеи новой эпохи. Поэты считают реальный мир иллюзией. Произведения наполнены метафорами, символами, аллегориями. Исследователи литературы выделяют две стилевые линии в творчестве итальянских писателей конца XVI − начала XVIII веков: • Аристократическое, элитарное барокко. • «Низовое» демократическое направление с низменными сюжетами и пародиями.

Джамбаттиста Марино

Родоначальником барочной поэзии был Джамбаттиста Марино (Giambattista Marino, 1569-1625). Поэт находился под покровительством кардинала Пьетро Альдобрандини (Pietro Aldobrandini) и герцога Савойи Карла Эммануила Великого (Carolus Emmanuel Magnus).

Сборники стихов «Лира» (La Lira, 1608 − 1614), «Эпиталамы» (Epitalami, 1616) являются образцом придворной поэзии. Лирические сонеты написаны в привычных формах Ренессанса, но наполнены новым содержанием. Характерный приём − использование метафор, словесная игра сочетаний с противоположным значением («учёный невежда», «богатый нищий»), пасторальные мифологические сюжеты.

Поэт отходит от ренессансного понятия универсальной гармонии и утверждает: миром правит дисгармония. Автор произведения «Слово о музыке» представляет Бога дирижёром хоровой капеллы, распределившим роли между людьми и животными, белыми и чёрными клавишами. Люцифер был первым музыкантом, поддавшимся «диссонансу ада» и сбившимся с нот.

Разгневанный маэстро бросил партитуру на землю, которая стала домом для людей. Творчество придворного поэта легло в основу маринизма − литературного направления эпохи барокко в Италии.

Эмануэле Тезауро

Теорию литературы нового стиля сформулировал итальянский историк, писатель Эмануэле Тезауро (Emanuele Tesauro) в трактате «Подзорная труба Аристотеля» (Il cannochiale aristotelico), опубликованном в 1654 году. Автор назвал произведение главной своей работой, над которой трудился 40 лет.

Теоретик искусства утверждал: литература живёт по своим законам, не связанным с логикой и рациональным мышлением. Новое искусство «быстрого разума» напоминает фокусника, умело использующего Метафору − «Мать поэзии и Остроумия». «Подзорная труба…» следит за всеми удивительными и неожиданными открытиями. Философ восторгается победой человеческой мысли, проникшей с помощью телескопа в загадки Вселенной. Определив критерии прекрасного и отвратительного, Эммануэле Тезауро сформулировал понятие идеала в искусстве своего времени.

Характерные черты стиля

Барокко часто путают с такими стилями как классицизм и рококо. Главное отличие от классицизма состоит в том, что при оформлении экстерьера здания барокко используется избыток украшений. Рококо отличается большей утонченностью, мягким изяществом.

Форма и ордера

Стиль барокко предполагает создание искривленного пространства. В планах построек преобладают эллипсы и прямоугольники.

Для создания еще большей рельефности применяются эркеры, башенки и балконы. В античной ордерной системе создаются нарушения. Различные части ордера накладываются, вытягиваются или сворачиваются.

Фонтан Мавра от Джованни Лоренцо Бернини.

Внутренний и внешний декор

Интерьеры в стиле барокко предполагают использование росписи, лепнины, большого количества мягкой мебели, которая по стилю должна совпадать с оформлением стен. Ведущим цветом чаще становится красный. Для украшения мебели и стен применяется позолота. Обязательным считается яркое освещение.

Барокко не позволяет оставлять не декорированные участки пространства.

Внешний декор отличается чрезмерным использованием элементов, из-за которых может быть не видно стен. Оформления требуют не только интерьер и экстерьер здания, но и пространства вокруг него. При наличии возможности вокруг постройки разбивают сад с газонами, барочными фонтанами и скульптурами.

Архитектурные элементы барокко

Вилла Джулия.

Среди традиционных элементов стиля широко использовалась лепнина, принимавшая вид:

  1. Музыкальных инструментов. Архитекторы позднего барокко часто заменяли их оружием.
  2. Цветочных ваз с цветами.
  3. Арабесок.
  4. Маскарон. Эти элементы представляют собой маски в виде морды животного или человеческого лица. Выражение лица или морды может быть комическим, страдальческим, устрашающим и т. д. Маскароны выбирают в соответствии с профилем постройки. Например, на церкви изображают лица ангелов, на здании суда — львиные морды.
  5. Рога изобилия.
  6. Барельефов.
  7. Гирлянд. Данный элемент используется для обрамления окон. Гирлянда может быть изготовлена из фруктов или напоминать присобранную в некоторых местах ткань.

Распространение получили скульптурные композиции. В зависимости от здания скульптуры могут представлять библейских (на культовых постройках) или мифологических (на жилых домах) персонажей.

Статуи нередко выполняют не только декоративную, но и практическую функцию: скульптуры языческих богов могут поддерживать свод крыши.

Практически каждое здание в стиле барокко украшено колоннами. Элементы небольших размеров могут располагаться даже рядом с окнами.

Архитектура

Основная статья: Архитектура барокко

Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим

в сицилийском городе Рагуза, образец сицилийского барокко

Замок Милотице, Чехия

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны: пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусные, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 год). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 году. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Карло Фонтана, Карло Райнальди, Гварино Гварини, Бальдассаре Лонгена, Луиджи Ванвителли, Пьетро да Кортона. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко — сицилийское барокко. Свет выступает как принципиально важный элемент барочного пространства, попадая в церкви через нефы.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (—1652 годы).

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Испанское барокко, или по-местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — Собор Святого Иакова, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.

В отношении архитектуры Франции XVII в. иногда употребляют термин «барочный классицизм». К такому классицистически-барочному стилю причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.

Позже, в начале 18 века французы выработали свой стиль — рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России.

В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.

В России предпосылки стиля барокко появляются в XVII веке. Однако согласно работам Б. Р. Виппера и по относительно недавним исследованиям О. М. Иоаннисяна так называемое «нарышкинское барокко» не является барокко в полном смысле этого слова, как и «голицынское барокко», за исключением безусловно барочной церкви Знамения в Дубровицах (1690-1703). Поэтому правильнее говорить «нарышкинский стиль». В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг (нем.)русск., Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).

В Великом княжестве Литовском получили распространение стили сарматское барокко и виленское барокко, крупнейший представитель — Ян Кристоф Глаубиц. Среди его известных проектов — перестроенные Костёл Вознесения Господня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк) и др.

Рембрандт

Продолжительность жизни: 15 июля 1606 г. — 4 октября 1669 г.

Национальность: D utch

Рембрандт ван Рейн

Рембрандт доминировал в Голландский золотой век, и с тех пор он остается самым известным голландским художником. Рэмбрандт известен как властитель света и тени. Его картины отличаются исключительным реализмом, которого он смог достичь благодаря своим фирменным световым и теневым эффектам. На протяжении своей плодотворной карьеры Рембрандт работал в нескольких жанрах, но наиболее известен он портретами и изображениями библейских и мифологических сцен. Как художник-портретист, он известен тем, что улавливает настроение своих героев. Групповой портрет в то время процветал в Нидерландах, и Рембрандт создавал одни из самых известных групповых портретов. Он также считается одним из величайших художников-автопортретистов, известных тем, что не проявляли к себе милосердия. Хотя Караваджо оказал большее влияние на эпоху барокко, Рембрандт, несомненно, является самым известным художником эпохи.

Шедевр: Ночной дозор (1642)

Ночной дозор (1642) — Рембрандт

Другие известные произведения: —

Похищение Европы (1632 г.)

Автопортрет с беретом и поднятым воротником (1659)

Развитие направления в разных странах

Искусство барокко проявлялось по-разному. Каждая нация стремилась привнести в новое направление нечто особенное, только свое.

Барокко, как художественный стиль, подразумевало непринужденность изображения, простоту подачи сюжета. В отличие от средневековых картин, живопись не ограничивалась библейскими сценами: в изобилии появлялись портреты, пейзажи, зарисовки из жизни людей.

Художники разных стран привнесли собственную изюминку в общие правила европейского барокко: работы итальянцев заметно отличается по стилю, содержанию от творчества мастеров других держав (французов, голландцев, испанцев).

Италия

Италия – страна, где зародился и получил дальнейшее развитие стиль барокко. Первоначально в ходу были мифологические и религиозные сюжеты. Постепенно начался переход к портретной живописи. Появились новые приемы, техники написания полотен: контраст света и тени, диагональное расположение фигур, эксперименты с цветовой гаммой.

Ярчайшие представители итальянской живописи:

  • М. Караваджо,
  • А. Карраччи,
  • С. Роза,
  • Б. Строцци,
  • Д. Кастильоне.

Испания

Первоначально шедевры испанского барокко отличались строгостью, жесткостью. Представители этого направления в работе придерживались принципов реализма. Большая часть первопроходцев была крайне религиозна, их картины на библейские сюжеты украшали храмы, так как главными заказчиками были священнослужители.

Постепенно живопись начала «оживать», покидать пределы религии: появились портреты, строгость изображения осталась в прошлом. Позднему периоду испанского барокко свойственно ощущение движения, игра света и тени, колоритность и плавность линий.

Главными заказчиками барочной живописи в Испании был королевский двор и католическая церковь. Как следствие – некая скудость сюжетов (портреты, картины на религиозные темы). Направления, присущие другим странам (пейзаж, натюрморт, живопись на бытовые темы) распространения не получили.

Художники-живописцы, представители испанского барокко:

  • Д. Веласкес,
  • Х. Рибейра,
  • Ф. Сурбаран,
  • Эль Греко.

Франция

Эпоха барокко во Франции началась с середины XVII века. Стиль развивался параллельно с главенствующим на тот момент классицизмом, пока не слился с ним воедино.

Ярче всего проявилось французское барокко в архитектуре: помпезные, пышные дворцы, кажущиеся нереальными, поражающие тысячами мелких деталей, завитков, скульптур. Внутреннее убранство помещений удивляло не меньше: обязательная позолота, лепнина, причудливые декоративные украшения.

Живопись не отставала, и была представлена в основном праздничными портретами знатных людей.

В начале XVIII века от барокко отделяется стиль рококо – не такой вычурный, более скромный и спокойный.

Голландия

Голландия, несмотря на мизерные размеры, была прогрессивным, открытым всему новому государством. В XVI веке там создавались Академии искусства, изучающие передовые направления в живописи, скульптуре, архитектуре. Голландцы одними из первых приняли зарождающийся в Италии стиль барокко, начали активно работать в данном направлении.

В отличие от большинства империй, в Голландии процветал средний класс, и заказчиками картин становились не только аристократы, но и купцы, зажиточные горожане. Ограничения по сюжету не было: художники писали портреты, натюрморты, пейзажи, бытовые сцены. В ходу были небольшие по размерам полотна, которыми украшали дома.

Голландские мастера строго разделялись по жанрам: портретисты никогда не писали натюрмортов, пейзажисты не брались за портреты. Каждый занимал свою нишу, оттачивая мастерство, пытаясь достигнуть совершенства.

В XVII веке Голландия стала независимым государством, и это радостное событие немедленно нашло отражение в искусстве. Голландская живопись эпохи барокко – яркая, насыщенная, раскрепощенная. Художники воспевали все, что видели: не только аристократию, но и простых людей, красоты природы.

Жанровая живопись периода XVII-XVIII веков была представлена маринистами, пейзажистами, портретистами, художниками, воплощавшими бытовые сцены из жизни горожан и т.д. Главный акцент на картинах голландских мастеров – буйство цвета, выраженная игра света и тени.

Прославленные голландские живописцы той эпохи:

  • А. ван Дейк,
  • П. Рубенс,
  • Я. Вермеер,
  • Ф. Халс,
  • Я. Ливенс.

Барокко в архитектуре

Для архитектуры эпохи типичны размах, асимметрия, наличие куполов, колонн, балконов и башен. В моду входят сочетание белого с золотым, красный, голубой с желтым, использование богатой палитры от бордового до изумрудного.

Убранство собора Святого Петра в Риме. Getty Images

Родиной стиля считается Италия. В тот период страна теряет экономическое и политическое могущество. Чтобы развеять слухи о кризисе и подчеркнуть влияние папы Римского, Рим начинают застраивать богато оформленными зданиями.

Фонтан Треви в Риме. Getty Images

Образцом итальянского барокко становится собор Святого Петра в Риме.

Собор Святого Петра в Риме. Getty Images

Художники направления барокко

В дальнейшем возникла необходимость власти создать имитацию собственного величия на фоне материального упадка. Для этого стали использовать художественный стиль, прославляющий могущество знати и церкви. Однако человек стал ощущать себя деятелем и созидателем и уже в сам стиль прорвались дух свободы и чувственность.

Этот художественный стиль возник в Италии, в частности в Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции, и распространился в другие страны после эпохи Ренессанса. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике. Ее территория начинает подвергаться нападению со стороны иностранцев – испанцев и французов.

Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. Культурным центром Европы все равно осталась Италия. Церковь и знать стремилась показать свою мощь и состоятельность, но так как денег на это не было, они обратились к сфере искусства. Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества.

Основными чертами данного стиля являются торжественность, парадность, пышность, жизнеутверждающий характер, динамичность.

Искусство барокко обладает смелыми контрастными масштабами колористики, тени и света, совмещении фантазии и реальности. Живописи этого направления характерны прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничном и многообразном мире, его непостоянстве.

Святое Семейство, Антонис ван Дейк

Томас Говард, 2-й граф Арундель, Антонис ван Дейк

Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон, Антонис ван Дейк

Человек – это часть мира, сложная личность, которая переживает жизненные конфликты. Интерьер стали украшать портретами, подчеркивающими положение человека в обществе. Также очень популярны портреты правителей, на которых они изображены с античными Богами. Для барокко также свойственны натюрморты с изображением даров природы.

Джованна Гарцони

Благая весть, Филипп де Шампень

Джованна Гарцони

Известными представителями барокко являются Рубенс, Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс, Маульберч. Немного художников, даже выдающихся, заслужили честь быть основоположниками этого стиля в искусстве живописи. Рубенс оказался исключением. Он создал волнующую, живую манеру художественного выражения.

Этот способ письма присущ его раннему произведению «Святой Георгий, поражающий дракона». Стиль Рубенса характеризуется показом крупных и тяжелых фигур в действии – они возбуждены и эмоциональны. Его картины наделены огромной энергией.

Никому не удавалось изобразить людей и животных в смертельной схватке так, как Рубенсу.

Раньше художниками изучались прирученные звери, они изображали их вместе с людьми. Эти работы обычно демонстрировали анатомические знания о строении животных. Их образы брали из рассказов Библии или мифов. Воображение художника порождало реальные картины сражающихся людей и зверей в настоящей схватке.

К этому стилю относятся и другие мастера живописи, к примеру, Караваджо и его последователи. Их картины реалистичные и обладают мрачными цветами. Караваджо – наиболее значимый творец среди итальянских художников.

Его картины основываются на религиозных сюжетах. Им создан контраст эпох между поздней античностью и Новым временем.

Марта и Мария Магдалина, Караваджо

Музыканты, Караваджо

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий