Олег басилашвили биография личная жизнь актера!

Олег Басилашвили: биография

Сегодня советские фильмы считают не просто классикой, а настоящим произведением искусства. Олег Валерианович украсил своим присутствием немало картин, он исполнял запоминающиеся роли, которые по сей день не покидают сердца поклонников. Чего стоит один лишь Воланд из кинофильма «Мастер и Маргарита» или Юрий Самохвалов из «Служебного романа». В 2019 году артист справил свое 85-летие, 60 из которых он посвятил Большому драматическому театру.

Детство и юность, образование

26 сентября 1934 года на свет появился Олег Валерианович Басилашвили. Он родился в Москве, в грузинской семье. Отец, Валериан Ношреванович, являлся выходцем древнего рода, а в столице работал директором политехникума связи им. Вадима Подбельского. Мама Олега, Ильинская Ирина Сергеевна, была филологом по призванию, она автор ряда учебников по русскому языку.

Бабушка Олега не раз отмечала его застенчивость, которая может помешать ходу жизни

У Басилашвили был старший брат Георгий, получивший звание капитана во время Великой Отечественной войны. Но она унесла его жизнь, Георгий получил тяжелое ранение и скончался в Смоленской области. Долгое время его считали пропавшим без вести, лишь в 2017 году выяснились настоящие факты. Однако места, где была война, и кладбища, где хоронили Георгия, уже не существует.

Большое влияние на будущего артиста оказала его бабушка Ольга Николаевна, она занимала в семье лидирующее положение, будучи по характеру сильной, властной женщиной.

Точные науки Басилашвили тянул с трудом, школьная программа угнетала мальчика

Олег Валерианович делился в интервью, что учеба ему давалась тяжело, радости не приносила. В качестве примера он рассказал случай из десятого класса, когда написал хвалебный отзыв к произведению «Золотой теленок», который был запрещен в СССР. Юноша пытался найти себя в художественном искусстве, но оттуда его выгнали едва ли не со скандалом, обвинив в подражании постимпрессионизму.

Но тяга к творчеству была сильной, Олег часто бывал на спектаклях Художественного театра, принимал участие в самодеятельности. Однажды он подал заявление в школу-студию МХАТ, куда его сразу же взяли. Олег Валерианович учился наряду с Михаилом Козаковым, Евгением Евстигнеевым, Владимиром Любимовым. Правда, это решение было принято наперекор семейным устоям, отец считал профессию артиста недостойной мужчины. Впрочем, однажды он пришел на спектакль сына и признал, что был неправ.

Басилашвили всегда тянулся к театру, хотя дорога к нему была наполнена препятствиями

Театральная карьера

Олег Валерианович поступил на курс педагога Павла Массальского. В отличие от школьных лет, студенческие годы были наполнены тяжелым трудом. Будущий артист уважал это время и не тратил его на фривольности, посиделки. Юношей он был видным и статным, выделялся ростом более 180 см. С годами будущий актер становился только привлекательнее, покоряя все новых и новых поклонниц. Именно в студенческие годы Олег впервые женился на студентке Татьяне Дорониной.

В театральной карьере был период, когда Олег Валерианович чуть не сдался

Занимательно, что у супруги дела в театре сложились быстрее, а вот Басилашвили пришлось ждать своей славы едва ли не десяток лет. Он играл небольшие роли, дошло до того, что актер хотел уже уходить из театра. Но режиссер вдруг признался, что Олег ему очень нужен. У Басилашвили появились новые силы на работу, сменилось отношение к репетициям, а с помощью Георгия Александровича Товстоногова актер стать постигать новые глубины собственного мастерства.

Съемки в кино

Поначалу Олегу доставались эпизодические роли. Дела в фильмографии шли примерно так же, как и в театре. Слава пришла немногим позже, чем хотелось артисту. Наряду с театральным успехом в гору пошли дела и на съемочной площадке. Немудрено, ведь Олега начали приглашать в кинокартины после того, как видели его качественную игру в постановках.

Басилашвили сыграл роли в фильмах, которые сегодня являются частью Золотого фонда российского кинематографа

Он снимался в работах Георгия Данелия, Эльдара Рязанова, Владимира Бортко. Играл с молодыми российскими звездами – Сергеем Безруковым, Анной Ковальчук, Анатолием Руденко. Также Олег Басилашвили делил площадку с легендарными советскими артистами – Алисой Фрейндлих, Людмилой Гурченко, Никитой Михалковым. И это лишь минимум примеров.

Политическая и общественная деятельность[ | ]

Олег Басилашвили (крайний слева) на встрече Владимира Путина с представителями российской интеллигенции, 29 ноября 2006 года В 1990 году Олег Басилашвили был избран Народным депутатом РСФСР, выступал за переименование Ленинграда в Санкт-Петербург. Вспоминая об этом периоде, к успехам Михаила Горбачёва отнёс включение граждан в избирательный процесс, однако отметил большое количество демагогии и недостаточную скорость проведения политических и экономических преобразований. Положительно оценивая правление Бориса Ельцина, главными его достижениями Басилашвили считает признание частной собственности, реформы Гайдара, возникновение многопартийной системы, свободу слова; главными ошибками — попытки решить чеченский вопрос военными методами и излишнюю доверчивость в желании найти компромисс с консерваторами и коммунистами.

В 1995 году входил в состав регионального списка кандидатов в депутаты Госдумы РФ от избирательного блока «Демократический выбор России — объединённые демократы». Позже был членом партии «Союз правых сил», после её роспуска поддерживал «Гражданскую платформу» Михаила Прохорова и «Яблоко»; на президентских выборах — кандидатуры Ирины Хакамады в 2004 и Григория Явлинского в 2012 году. В 2011 году вместе с другими деятелями культуры и правозащитниками подписал открытое письмо с требованием о и допустить к выборам все политические силы страны.

В 2000 году Басилашвили был среди деятелей культуры, осудивших возвращение к советскому гимну на музыку Александрова. В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ. Выступал за освобождение Михаила Мирилашвили, Игоря Сутягина, Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Светланы Бахминой, Максима Резника, Олега Навального, Кирилла Серебренникова, участников групп «Война» и «Pussy Riot». Негативно отзывался о так называемом «законе Димы Яковлева», запрещающем усыновление детей иностранными гражданами. В 2008 актёр назвал «безнравственным» и «бессмысленным» проведение фестиваля гей-кино «Бок о бок», подчеркнув при этом, что он против преследования ЛГБТ, а сексуальная ориентация — личное дело каждого. Поддерживал идею создания мемориала памяти жертв сталинских репрессий. Высказывался против установки памятников Иосифу Сталину и Григорию Романову, строительства небоскрёба «Охта-центра», постройки храма на месте зелёной зоны в парке Малиновка, закрытия 31-й клинической больницы Санкт-Петербурга.

Комментируя в 2008 году конфликт в Южной Осетии, Олег Валерианович назвал ввод российских войск на эту территорию «оккупацией», так как де-юре регион является частью Грузии. Он призвал деятелей культуры в этой ситуации стараться воспитывать в людях гуманизм и уважение к другим народам. Аналогичное мнение актёр высказал в 2014 по вопросам присоединения Крыма к России и войны на Донбассе. Басилашвили отметил, что ему непонятны цели, которых добиваются повстанцы, а также усомнился в объективности освещения происходящих событий средствами массовой информации. Позже призвал российское общество прекратить идеологическое преследование деятелей культуры, имеющих отличное от российских властей мнение о ситуации на Украине. Был включён Минкультом Украины в так называемый «белый список» артистов, которые «поддерживают территориальную целостность и суверенитет страны», хотя сам при этом выразил сомнение в необходимости составления таких списков.

Мысли о театре

С детства Басилашвили отличался бунтарским характером, ему нравилось быть лидером, заводилой. Из-за своей активности и любознательности, ему не удавалось и не хотелось концентрироваться на учебном процессе.

Олег еще школьником твердо знал, что когда он вырастет, то непременно станет известным артистом театра. Даже во время войны он готов был встать на защиту художественного театра, взяв в руки пулемет.

Получив аттестат зрелости, Басилашвили отправился сдавать вступительные экзамены во МХАТ. Настойчивого и харизматичного парня приняли с первой пробы, а его сокурсниками стали Евгений Евстигнеев и Татьяна Доронина.

После окончания ВУЗа Олег получил направление в драматический театр Сталинграда, где проработал около двух лет. Не видя карьерного роста, начинающий актер решил пробовать свои силы в Ленинграде, а именно, в Большом драмтеатре.

Фильмография Олега Басилашвили

Год Фильм Роль
1939 Подкидыш

мальчик на велосипеде (нет в титрах)

1956 Невеста

Андрей Андреевич

1959 Горячая душа Стрельников
1959-1961 Поднятая целина казак
1964 Гранатовый браслет Василий Львович
1965 Заговор послов

Роберт Локкарт, глава британской миссии

1966 Старшая сестра Олег Медынский
1967 Седьмой спутник

арестованный офицер

1968 Живой труп

Виктор Михайлович Каренин

1968 Наши знакомые

руководитель самодеятельности

1969 Невероятный Иегудиил Хламида Костерин
1970 Баллада о Беринге и его друзьях

Иван Алексеевич Долгоруков, князь

1970 Возвращение «Святого Луки»

Юрий Константинович Лоскутов, инженер, спекулянт антиквариатом

1973 Подзорная труба (короткометражный) папа Дениски
1973 Вечный зов (фильм 1)

Арнольд Михайлович Лахновский

1974 День приёма по личным вопросам Дятлов
1974 Врача вызывали?

Пётр Иванович, главврач поликлиники № 8

1974 Выбор цели Паш
1975 Воздухоплаватель

Дмитрий Тимофеевич Пташников

1975 Автомобиль и немного статистики

коллекционер автомобилей

1975 Раба любви

Савва Яковлевич Южаков

1976 Всегда со мною…

Василий Антонович Рубцов

1976 Дни Турбиных

Владимир Робертович Тальберг

1976 Жизнь и смерть Фердинанда Люса

Юрген Кройцман

1977 Служебный роман

Юрий Григорьевич Самохвалов / голос по телефону мужа Верочки

1977 Смешные люди!

Фёдор Акимович, следователь

1978 Полковник Шабер

Дервиль, адвокат

1978 Ограбление в полночь «Шеф»
1978 Особых примет нет Николаев
1979 Несколько дней из жизни И. И. Обломова

господин в Петербурге, показавший Обломову язык

1979 Осенний марафон

Андрей Павлович Бузыкин

1980 О бедном гусаре замолвите слово

граф Мерзляев, действительный тайный советник

1982 Вокзал для двоих

Платон Рябинин

1983 Вечный зов (фильм 2)

Арнольд Михайлович Лахновский

1984

Вместе с Дунаевским

1984 И вот пришёл Бумбо…

Илья Митрофанович, отец Сашеньки

1985 Противостояние

Владислав Николаевич Костенко, полковник милиции, сотрудник уголовного розыска

1985 Грустить не надо

исполнение песни «Осень» и танца

1985 Соучастие в убийстве

Томас Хобсон, богатый любовник Бет Тайсон

1986 Курьер

Семён Кузнецов, отец Кати

1986 Лицом к лицу Гадилин
1987 Единожды солгав…

посетитель выставки

1987 Конец света с последующим симпозиумом Стенли Баррет
1988 Большая игра Бреннер
1989 Город Зеро

Василий Чугунов, писатель

1990 Чернов/Chernov

Всеволод Ярмак

1991 Дело

Кандид Касторович Тарелкин

1991 Небеса обетованные

Фёдор Степанович Елистратов, брат Фимы

1992 Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя

подполковник милиции Кузнецов

1993 Предсказание

Олег Владимирович Горюнов

1993 Сны

Дмитрий Призоров, граф

1995 Орёл и решка

Савицкий, профессор

1996 Агнус Дей (не был завершен)

Лежава, офицер НКВД

1998 Судья в ловушке Скуизем
1999 Что сказал покойник шеф мафии
2000 Романовы. Венценосная семья

Фёдоров, профессор

2000 Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат

Николай Степанович Прохоренко, прокурор Санкт-Петербурга

2001 Яды, или Всемирная история отравлений

Прохоров / Папа Александр VI

2002 Азазель

Мизинов, генерал

2002 Под крышами большого города Димов
2003 Идиот

Епанчин, генерал

2004 Дорогая Маша Березина

Геннадий Норштейн

2005 Мастер и Маргарита Воланд
2005 Ленинградец

Николай Савицкий

2006 Сонька Золотая Ручка

Левит Санданович

2006 Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя

ансамбль ложкарей

2007 Ликвидация

Игорь Семёнович, старик-ясновидец

2008

Большой вальс (не был завершен)

2008 Не думай про белых обезьян

один из Авторов

2008 Марево

Афанасий Иванович Товстогуб

2008 Взятки гладки

господин Вышневский

2009 Вербное воскресенье

Геннадий Матвеевич Никитин, дед Артура, член Политбюро ЦК КПСС

2010 Демон и Ада
2011 Новые приключения Аладдина рассказчик
2013 Хуторянин

Павел Игнатьевич Сухомлинов, хозяин

2015 Без границ Георгий

Зрелость, кинокарьера

Одновременно с подъемом творческого потенциала в театре, у актера появились первые значимые роли в кино. Арнольд Лахновский из многосерийного «Вечного зова» (режиссеры – Владимир Краснопольский и Валерий Усков) в исполнении Басилашвили должен был быть исключительно отрицательным персонажем. Но актер в корне не соглашался с такой односторонней трактовкой образа белого офицера и смягчил некоторые, особо лживые, по его мнению, эпизоды.


Кадр из фильма «Вечный зов»

Следом он снялся у Никиты Михалкова в «Рабе любви» вместе с Еленой Соловей, Родионом Нахапетовым, Александром Калягиным и у Владимира Басова в «Днях Турбиных» с Андреем Мягковым, Василием Лановым, Андреем Ростоцким.


«Дни Турбиных» (Тальберг)

Но поистине знаменитым на весь Советский Союз Басилашвили стал после роли Самохвалова в картине Эльдара Рязанова «Служебный роман». Артисту летели тысячи гневных писем со всех концов страны, ведь он так достоверно сыграл подлеца!


«Служебный роман»: Олег Басилашвили в роли Самохвалова

Кто знает, каким был бы фильм «Ирония судьбы или с легким паром», если бы там снялся Олег Валерьянович? На него были сшиты костюмы, сыграны несколько эпизодов. Но в это время умер его отец, а труппа театра БДТ прощалась с безвременно ушедшим Ефимом Копеляном. Артист отказался от роли, зрителю осталась «на память» лишь его фотография, которую выбросил из окна герой Андрея Мягкова.


Фото актера можно заметить в «Иронии судьбы»

Самыми запоминающимися для актера стали съемки у Георгия Данелия в «Осеннем марафоне». Вместе с Евгением Леоновым, Натальей Гундаревой, Галиной Волчек, Мариной Нееловой был создан потрясающий по драматизму, юмору и ироничности фильм.


«Осенний марафон»: Олег Басилашвили и Наталья Гундарева

Басилашвили в своей автобиографичной книге «Неужели это я?! Господи…» так описывает своего героя и значимость роли: Далее были еще роли в кино, которые каждый раз поражали новизной и своеобразием, присущими только Басилашвили. Например, чтобы войти в образ сыщика для съемок у Семена Арановича в «Противостоянии», актер устроился стажером в уголовный розыск и на протяжении двух лет участвовал в разработках версий, наблюдал за ведением допросов.


Кадр из фильма «Противостояние»

У Эльдара Рязанова это «добрейшей души человек» граф Мерзляев («О бедном гусаре замолвите слово»), невинно осужденный и нашедший свою любовь музыкант Платон Рябинин («Вокзал для двоих»), нелепый бомж Федор Степанович, в седьмой раз решивший жениться («Небеса обетованные»), писатель Олег Горюнов («Предсказание»).


«Вокзал для двоих»: Олег Басилашвили и Людмила Гурченко

У Карена Шахназарова Басилашвили – отец Кати («Курьер»), писатель («Город Зеро»), граф Призоров («Сны»), Прохоров («Яды, или всемирная история отравлений»).


Кадр из фильма «Курьер»

У Владимира Бортко актер – генерал Епанчин («Идиот»), Воланд («Мастер и Маргарита»). Что касается роли Воланда, блестяще воплощенную артистом на экране, сам он интерпретирует ее так: После Воланда Басилашвили снялся в нескольких нашумевших сериалах – «Ликвидации» Сергея Урсуляка, «Мареве» Константина Худякова, «Вербном воскресенье» Антона Сиверса, «Соньке – Золотой Ручке» и «Хуторянине» Виктора Мережко.


Олег Басилашвили в роли Воланда («Мастер и Маргарита»)

Запомнили почитатели таланта Басилашвили и его Георгия в комедийной мелодраме Карена Оганесяна, Резо Гигинеишвили, Романа Прыгунова «Без границ», где актер снялся в паре с блистательной Инной Чуриковой. Олег Басилашвили. Линия жизни

Юность, МХАТ, первая семья и БДТ

Вопреки запретам папы, Басилашвили подал документы в Школу-студию любимого МХАТа и поступил туда с первого раза, на курс педагога Павла Массальского. Учебу Олег вспоминал как серьезный труд, никаких особенных студенческих историй о посиделках, вечеринках, привольной жизни.


Первокурсники МХАТа: Басилашвили, Поболь, Козаков, Любимов

С ним вместе учились Михаил Козаков, Виктор Сергачев, Евгений Евстигнеев, ставшие впоследствии знаменитыми актерами. Была в рядах его товарищей и первая красавица курса, талантливая ленинградка Татьяна Доронина. Влюбленность и страстный роман обернулись их свадьбой на третьем курсе. По воспоминаниям педагога Ивана Тарханова, торжество отпраздновали у него на квартире, скромно, даже без свадебного платья и обручальных колец. Шел 1955 год, а молодожены – комсомольцы до мозга костей.


Татьяна Доронина и Олег Басилашвили в молодости

Через год семья уехала в Сталинград, куда распределили Олега. Татьяне предложили остаться во МХАТе, но девушка уже была знакома с подвигом жен-декабристок и отказалась, чтобы быть вместе с мужем. Увы, на тот период пришелся эпизод, который впоследствии приведет к окончательному расставанию пары. О нем написала Доронина в своих воспоминаниях.


Олег Басилашвили в роли поручика Кригера («Лермонтов», МХАТ)

Олега пригласили сниматься в «Невесте» и сразу на главную роль, Андрея Андреевича. Он уехал на съемки, а вскоре молодая жена приехала навестить супруга, чтобы сообщить ему серьезную новость – она ждала ребенка. И застала неприглядную картину в комнате мужа – он выпивал с актрисой Татьяной Пилецкой, тоже снимавшейся в картине.


Басилашвили и Пилецкая в фильме «Невеста»

Утром Доронина собрала вещи и отправилась на станцию. В Волгограде, после мучительных размышлений, она сделала аборт, после которого больше не могла иметь детей. А женщина-хирург сказала, что у нее была двойня – мальчик и девочка.


Олег Басилашвили в молодости

Доронина окунулась в работу на провинциальной сцене, семья еще была, но это уже была совсем другая семья. Спустя три года, положенных к отработке, они переехали в Ленинград, где первое время жили у родителей Дорониной. Сначала вместе поступили в Театр имени Ленинского комсомола, а затем стали работать у Георгия Товстоногова в БДТ.


Становление актера прошло под наставничеством Георгия Товстоногова

В 1963 году «простая девочка из рабочей семьи», как о ней рассказывал Басилашвили, подала на развод. Талантливая и востребованная в театре, она больше не видела смысла продолжать жить с мужем под одной крышей. Их брак продлился восемь лет, за это время Олег успел сняться еще в одном фильме («Горячая душа» 1959 года), но в театре долгое время у него не ладилось. Спустя годы Басилашвили скажет о режиссере и художественном руководителе: Актер играл какие-то бледные маленькие роли и собирался уходить из театра. Но режиссер, словно почувствовав его настрой, попросил его этого не делать, сказав всего лишь одну фразу: «Вы мне очень нужны». После этого у Басилашвили словно открылось второе дыхание. И репетиции стали проходить по-другому, он находил в ролях такие глубины с помощью Товстоногова, о которых раньше и не догадывался. Редкие фрагменты из выступлений и репетиций Басилашвили в БДТ Вскоре зритель увидел прекрасные театральные работы актера, в числе которых Хлестаков в «Ревизоре» (спектакль о страхе, как его называет Басилашвили), Серпуховский в «Истории лошади», Басов в «Дачниках». Репетируя Войницкого из «Дяди Вани», актер поражался видению каждого персонажа режиссером и эту его работу критики назвали лучшей на тот период. Сам актер считает своей лучшей работой того времени образ простого человека в пьесе Василия Шукшина «Энергичные люди».


Олег Басилашвили в телеспектакле «Дядя Ваня» (1986)

Начало карьеры

Но судьба оказалась к нему благосклонной. Закончив школу, он тут же отнес документы в школу-студию при любимом театре. Даже он сам был шокирован, когда увидел себя в списке студентов. Зная, сколько человек претендует на одно место, он совершенно не рассчитывал на успех с первой же попытки.

Курс Олега Басилашвили оказался одним из самых сильных за всю историю школы-студии. Большинство его выпускников стали настоящими звездами, в том числе Татьяна Доронина, будущая жена нашего героя. На их фоне скромный и обаятельный парень не слишком выделялся, поэтому распределение получил не в один из московских, а в Сталинградский театр.

Но Басилашвили быстро понял, что в Сталинграде перспектив стать известным очень мало. Отработав положенные два года, он перебирается в Ленинград. Там ему удалось получить место в театре Ленинского комсомола. Но очень скоро его пригласили играть в Большом, где очень быстро он стал одним из ведущих актеров.

Награды и звания

  • Заслуженный артист РСФСР (26.06.1969)
  • Народный артист РСФСР (04.08.1977)
  • Народный артист СССР (30.11.1984)
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979) — за роль Самохвалова в фильме «Служебный роман»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени () — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени () — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства
  • Почетный доктор СПбГУП с 2010 года
  • Орден Почёта (25.09.2014) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • Орден Дружбы (17.12.1994) — за заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами
  • Орден Трудового Красного Знамени ()
  • Президентский орден Сияние (, Грузия)
  • Орден Мира[источник не указан 1175 дней]
  • Царскосельская художественная премия (, 2012)
  • Премия «Кумир» в номинации «кумир года» (2007)
  • Премия «Золотой софит» в номинациях «Лучшая мужская роль» за исполнение роли Креона в спектакле «Антигона» (), «За мастерство и совершенство» за роль Уилфреда Бонда в спектакле «Квартет» (), за исполнение роли Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» (), «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» ().
  • Премия «Золотая маска» за лучшую мужскую роль (, роль князя К. в спектакле «Дядюшкин сон»)
  • Международная театральная премия им. К. С. Станиславского в номинации «за вклад в развитие российского театра» (2009)
  • Театральная премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» ()
  • Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «Самый лучший» ()
  • Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «Честь и достоинство» ()
  • Театральная премия «Золотая маска» — «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (Москва, 2014)
  • Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (2014, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, )
  • Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры
  • КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (2007, Приз «За создание выдающихся образов в кинематографе»)
  • Почётный член Российской академии художеств
  • Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»
  • Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002)
  • Почётный гражданин Тбилиси ()
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2012 год)

Кинолента «Служебный роман»

Слава и всенародная любовь приходят к Басилашвили в 1977 году, когда на экраны выходит комедийная мелодрама «Служебный роман». Герой нашей статьи воплощает на экране образ самодовольного и надменного Самохвалова. Стоит отметить, что эта роль наложила определенный отпечаток на всю его дальнейшую карьеру, с тех пор ему редко удается избежать участи антигероя.

В 1979 году Георгий Данелия снимает Басилашвили в одной из главных ролей в ленте «Осенний марафон». Ему достается положительный герой, но при этом выходит откровенно нелепый и мягкотелый персонаж, который изменяет жене, но не может во всем признаться, коллеги постоянно сваливают на него свою работу, а тот не в состоянии отказать даже назойливому соседу, который постоянно предлагает выпить.

Следующим триумфом Басилашвили становится роль в мелодраме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». Его герой хоть и отбывает срок в исправительной колонии, но остается трогательным и благородным персонажем, к которому зрители сразу проникаются сочувствием.

Роли в кино

  1. Первую совсем маленькую роль в кино Олег Басилашвили получил в 1956 году в фильме «Невеста». Роль была настолько короткой, что на неизвестного тогда никому молодого актёра, сыгравшего её, никто не обратил никакого внимания.
  2. После 1956 года Басилашвили так и продолжал сниматься в кино не слишком часто и исключительно в незначительных эпизодических ролях. Эти киноработы не приносили славы и популярности.
  3. Кинематографисты совершенно иначе стали относиться к Олегу Басилашвили после того, как он сыграл в 1966 году отрицательного героя второго плана в одном из первых советских телесериалов «Вечный зов». Персонаж, которого Басилашвили сумел изобразить очень реалистично, царский жандарм Лахновский, перешедший на службу к гитлеровцам, выглядел на экране человеком очень умным и последовательным в своих целях и устремлениях, умеющим приводить аргументированные доводы в оправдание своей жизненной позиции.
  4. После роли Лахновского у Басилашвили уже не было недостатка в приглашениях для участия в съёмках новых кинокартин. А после успеха в кино, стала успешнее развиваться и его театральная карьера.
  5. В 1967 году на экраны вышел фильм «День приема по личным вопросам», в котором Басилашвили доверили сыграть главную роль.
  6. Ещё через 10 лет в 1977 году актёрская слава и популярность Олега Басилашвили вышла на новый виток. После фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман» имя Басилашвили знала уже почти вся зрительская публика Советского Союза. И опять он сыграл отрицательного персонажа, но уже современника. Созданный им кинообраз карьериста Самохвалова был настолько интересным и близким к правде жизни, что это не могли не оценить не только профессиональные искусствоведы, но и миллионы рядовых советских людей.
  7. Другим грандиозным успехом в 1979 году была главная роль в фильме Георгия Данелия «Осенний марафон». Эта роль спасла Басилашвили от ловушки, в которую попадают многие талантливые актёры, когда и режиссёры и зрительская публика начинают видеть их исключительно только в одном амплуа. На этот раз персонаж был человеком добрым и положительным, но серьёзно запутавшимся в своей личной жизни.
  8. В 1980 году состоялась новая работа в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре запомните слово». Басилашвили сыграл роль тайного советника графа Мерзляева, устраивающего полицейскую провокацию. Этот образ несколько перекликается с образом Лахновского из «Вечного зова».
  9. В 1982 году Эльдар Рязанов пригласил Басилашвили на главную роль в фильме «Вокзал для двоих», в котором в дуэте с Людмилой Гурченко они рассказали очень трогательную историю о настоящей любви и бескорыстной самоотверженности.
  10. В 1985 году в детективном телесериале по мотивам романа Юлиана Семёнова «Противостояние» Басилашвили сыграл полковника МВД Костенко, которому приходится проявить огромные интеллектуальные усилия, чтобы собрать доказательства, изобличающие вину предателя, перешедшего в годы войны на службу к гитлеровцам.
  11. В 1986 году в фильме «Курьер» Карена Шахназорва Басилашвили досталась роль столичного профессора педагогики, отца девушки, с которой завязываются сложные отношения у главного героя этого фильма, работающего курьером в ожидании призыва на срочную службу в армию. Коллизии сюжета этого фильма разворачиваются вокруг классического конфликта поколений, принявшего в годы Перестройки особо острые формы.
  12. Замечательную роль либерального провинциального писателя Чугунова Басилашвили исполнил в 1989 году в необычном фильме Карена Шахназарова «Город Зеро». Все роли в этом фильме исполняли очень талантливые и опытные актёры, а сюжет иллюстрировал ту ломку массового сознания, которая в это время происходила в головах советских людей, в связи с крахом прежней советской идеологии.
  13. В 90-е годы в кино наступил трудный период «малокартинья», у многих актёров карьеры рухнули или затормозились. Но Басилашвили стал к тому времени одним из самых ведущих актёров и продолжал получать хорошие роли. В частности он играл главных героев в фильмах «Предсказание» Эльдара Рязанова и «Сны» Дмитрия Призорова.
  14. В 2005 году режиссёр Владимир Бортко доверил Олегу Басилашвили роль Воланда в многосерийной экранизации бессмертного романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Эта роль получила разноречивые оценки, но значительная часть зрителей именно таким Воланда и представляла. Другим пришлась более по душе принципиально иная трактовка этого образа, которую в другой экранизации романа создал Валентин Гафт.
  15. В последние годы Басилашвили участвовал в нескольких телесериалах, в частности «Новая жизнь» и «Хуторянин».

В роли Воланда

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий