Батюшков биография, батюшков константин николаевич биография читать, батюшков константин николаевич биография читать онлайн

Адреса

Адреса в Санкт-Петербурге

Мемориальная доска в Санкт-Петербурге на доме Е. Ф. Муравьёвой — наб. реки Фонтанки, 25; открыта 29 мая 2001 года. Скульптор В. Э. Горевой.

  • Лето 1812 года — доходный дом Балабина (Большая Садовая ул., 18);
  • весна 1813 года — дом Баташова (Владимирская ул., 4);
  • май — июль 1813 года — дом Сиверса (Почтамтская ул., 10);
  • конец 1814 — февраль 1815 года — дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
  • 1818 года — дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
  • весна 1822 года — гостиница «Демут» (наб. реки Мойки, 40);
  • май — июнь 1823 года — дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
  • ноябрь 1823 — май 1824 года — доходный дом Имзена (наб. Екатерининского канала, 15).
Адреса в Вологде
  • 1833—1844 — Советский пр., 20 — Дом Соковикова;
  • ул. Батюшкова, 2 — Дом (построен в 1810 году) Г. А. Гревенса, племянника и опекуна К. Н. Батюшкова. Здесь Батюшков прожил в угловой комнате на верхнем (втором) этаже последние 22 года жизни.
  • Усадьба Батюшковых

Личные отношения

Любовь появлялась в жизни поэта только два раза в жизни. Сначала он привязался к девушке Эмилии в Риге. Но юная красавица не смогла переехать к нему в Россию, поэтому роман быстро закончился.

В Санкт-Петербурге Константин влюбился в Анну Фурман. Писателю тогда исполнилось 27 лет, он дважды побывал на фронте, был отмечен наградой и состоял на государственной службе. Можно было назвать Батюшкова завидным женихом, но девушка не испытывала к нему взаимных чувств. Хотя ее опекуны дали согласие на брак с таким выгодным претендентом, сам поэт отказался от брака по расчету.

Благодаря этому его легко приняли в литературный кружок «Арзамас». До конца жизни поэт оставался одиноким, он так и не связал себя узами брака. Детей у Батюшкова не было.

Детство и юность

В Вологде 18 мая 1787 года появился на свет Батюшков Константин Николаевич. Он родился в дворянской семье и провел все детство в усадьбе села Даниловского. Отец будущего поэта был грамотным и образованным человеком. Он мечтал дослужиться до высокого звания. Но дядю Константина обличили в заговоре против Екатерины Второй, после чего Николая Львовича тоже арестовали.

Мать мальчика, Александра Григорьевна, скончалась, когда тому было восемь лет. Эта утрата плохо отразилась на состоянии здоровья Батюшкова. Несколько лет он пребывал в глубокой депрессии.

Под влиянием отца Константин учился в классах нескольких школ и пансионов Санкт-Петербурга, но в 16 лет он бросил учебные заведения и решил заняться самообразованием. Юноша интересовался французской и русской литературой, древнеримской классикой и изучал латынь.

В Питере молодой человек познакомился с уже известным поэтом Гавриилом Державиным. Его родственник, Михаил Муравьев, помог парню устроиться работать в Министерство народного просвещения. После трехлетней службы Батюшков получил должность письмоводителя, а в 1807 он записался в народное ополчение.

В Прусском походе Константина ранили и отправили лечиться в Ригу. Через два месяца он вернулся домой. В Риге юноша познакомился с Эмилией. Хотя их роман не был продолжительным, под влиянием чувств Батюшков написал первые стихи:

  • «Воспоминания 1807»;
  • «Выздоровление».

Они и стали началом его творческой карьеры.

Творчество[править | править код]

Файл:BatushExp.jpg

Титульный лит первого издания книги «Опыты в стихах и прозе»

Стихотворения первого периода литературной деятельности поэта проникнуты эпикуреизмом: человек в его лирике страстно любит земную жизнь; главные темы в поэзии Батюшкова — дружба и любовь. Отказывшись от морализма и манерности сентиментализма, он находит новые способы выражения чувств и эмоций в стихе, предельно ярких и жизненных:

Стройный стан, кругом обвитый
Хмеля жёлтого венцом,
И пылающи ланиты
Розы ярким багрецом,
И уста, в которых тает
Пурпуровый виноград —
Все в неистовой прельщает!
В сердце льет огонь и яд!
«Вакханка» ()

В ответ на события отечественной войны 1812, Батюшков создал образцы гражданской поэзии, патриотический настрой которых соединяется с описанием глубоко индивидуальных переживаний автора:

… пока на поле чести
За древний град моих отцов
Не понесу я в жертву мести
И жизнь и к родине любовь;
Пока с израненным героем,
Кому известен к славе путь,
Три раза не поставлю грудь
Перед врагов сомкнутым строем —
Мой друг, дотоле будут мне
Все чужды музы и хариты,
Венки, рукой любови свиты,
И радость шумная в вине!
«К Дашкову» ()
Ты помнишь, сколько слез младенцем пролил я!
Увы! с тех пор добыча злой судьбины,
Все горести узнал, всю бедность бытия.
Фортуною изрытые пучины
Разверзлись подо мной, и гром не умолкал!
Из веси в весь, из стран в страну гонимый,
Я тщетно на земли пристанища искал:
Повсюду перст её неотразимый!
«Умирающий Тасс» ()

Биография К.Н. Батюшкова

Константин Николаевич Батюшков родился 18 мая 1787 г. в Вологде. Семи лет от роду он лишился матери. Десятилетнего мальчика отправляют в Петербург, где в пансионах француза Жакино и итальянца Триполи он изучает иностранные языки, а также историю и статистику. В 16 лет оставив пансион, Батюшков под влиянием античной литературы стал горячим поклонником Тибулла и Горация. Вступив в департамент министерства народного просвещения, Батюшков сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, членами Вольного общества любителей словесности, наук и художеств; дружба с Н.И Гнедичем, поэтом и переводчиком длилась многие годы. С 1807 по 1816 гг. (правда, со значительными перерывами) Батюшков на военной службе – участвует в войне со Швецией и Наполеоновских войнах, становится свидетелем капитуляции Парижа. Вернувшись в Россию, он вступает в литературное общество «Арзамас» под гордым именем Ахилла. Сам Батюшков с горькой иронией (но не сильно преувеличивая) так говорит о себе: «Ах! Хил!»

В 1816–1817 гг. поэт переживает большой творческий подъем: за год пишет 12 стихотворных и 8 прозаических произведений, готовит к печати свои сочинения в стихах и прозе.

В 1818 г. Батюшков определен на службу в Неаполитанскую русскую миссию. Поездка в Италию всегда была любимою мечтою Батюшкова, но, отправившись туда, он почти сейчас же почувствовал невыносимую скуку, хандру, тоску. Через 3 года он вынужден оставить службу и Италию – душевная болезнь, от которой умерла его мать и страдала старшая сестра, победила и самого поэта. Батюшков получил бессрочный отпуск и неизлечимо больным вернулся в Россию. Он сжигает свои книги и рукописи. Все попытки вылечить поэта были безуспешны. В 1833 г. ему выхлопотали пожизненную пенсию, отвезли на родину – в Вологду, где 7 июля 1855 г. он умер.

***

Первое стихотворение Батюшкова в печати: «Послание к стихам моим» (1805 г. «Новости русской литературы»). В последующие годы стихотворения Батюшкова появляются в различных литературных журналах: «Северный вестник», «Лицей», «Цветник» и мн. др. В 1817 г. он издает свои «Опыты в стихах и прозе» (I изд.). II и III издания были предприняты в 1834 и 1850-х гг. родственниками поэта.

Обычно поэзию Батюшкова принято делить на два периода: 1804–1812 гг. (стихотворения, проникнутые эпикуреизмом) и 1812–1821 гг. (поворот в сторону элегической лирики).

Биография

Павел Львович родился 17 июня 1765 года, происходил из старинного дворянского рода Тверской губернии Батюшковых, был сыном Льва Андреевича Батюшкова (ум. 1798), члена Уложенной комиссии 1767 года и предводителя дворянства Устюженского уезда, от брака его с Анной Петровной Ижориной (1728—1765). Внук прокурора Полицмейстерской канцелярии и Штатс-конторы Андрея Ильича Батюшкова. Его брат, Николай Львович — отец поэта К. Н. Батюшкова.

Батюшков начал службу 26 февраля 1774 года рядовым в лейб-гвардии Семёновском полку, а 1 января 1789 года был произведён из сержантов в прапорщики этого полка. В том же году, находясь с полком на гребной флотилии в Финском заливе, участвовал в военных действиях против шведов. Продолжая службу в лейб-гвардии Семёновском полку, был произведён в подпоручики, поручики, капитан-поручики и в 1796 году — в капитаны.

В 1798 году Батюшков был назначен советником Военной коллегии, а после вступления на престол Александра I 17 марта 1801 года «в сравнение с сверстниками» был произведён из военных советников в генерал-майоры c оставлением в занимаемой должности. В 1803 году назначен членом Военной коллегии и занимал этот пост до реорганизации в структуре Военного министерства в 1812 году.

20 сентября 1821 года Батюшков был пожалован в тайные советники и назначен к присутствию в Правительствующий Сенат. В 1826 г. был включён в Верховный уголовный суд по делу декабристов. Являлся сенатором Второго департамената Сената, в 1832 году был определён во Временное Общее Собрание Сената и 16 апреля 1841 года произведён в действительные тайные советники. В 1843 году перемещён в неприсутствующие сенаторы, а в январе 1847 года уволен от службы.

В 1819 году Батюшков был награждён орденом Святой Анны 1-й степени, в 1824 году — орденом Святого Владимира 4-й степени за 35 лет службы, имел знак отличия за XL лет, затем за L лет (1839 год) беспорочной службы. В 1828 году ему было пожаловано имение Ключ Народицкий в Волынской губернии на 12 лет с 23 марта 1828 года, а до вступления во владение оным было повелено производить выплату по 2000 рублей сереьром с 23 марта 1828 года.

Похоронен в Сергиевой пустыни близ Санкт-Петербурга.

Софья Евстафьевна

Елизавета Павловна

Годы жизни

Батюшков прожил долгую жизнь – с 1787 по 1855 гг. Но лишь первая часть ее оказалась счастливой: детство и юность юного дворянина отмечены любовью и заботой близких, которые рано рассмотрели его поэтическое дарование. Родившийся в Вологде отпрыск просвещенного дворянского семейства получил прекрасное образование в нескольких частных пансионах Санкт-Петербурга. Он легко освоил несколько иностранных языков.

Далее последовала дипломатическая служба. Пятилетие Батюшков посвятил трудам в Министерстве народного просвещения. В 1807 г. он почувствовал тягу к мундиру – и вступил в народное ополчение. Участвовал в Прусском походе.

После он вернулся к мирной жизни, в Санкт-Петербурге свел близкое знакомство с цветом тогдашнего просвещенного общества – с Вяземским, Карамзиным, влился в ряды членов «Арзамаса», куда чуть позже пришел и юный лицеист Пушкин. Отныне основную часть времени Батюшков посвящает литературному творчеству. Его стихи легки и воздушны – современники даже считали их предтечей пушкинской поэзии и были правы: Пушкин поначалу учился у Батюшкова, перенимая простоту слога, четкость ритмов.

Батюшков стал одним из первых, кто разгадал в мальчике-Пушкине будущее «солнце русской поэзии». В 1815 г. он, блестящий офицер, побывавший в сражениях, навестил Царскосельский лицей – специально с целью вдохновить Александра на активное занятие литературой. Можно себе представить, какой восторг и восхищение у 15-16-летних мальчишек вызвало прибытие к ним воина, принимавшего участие в заграничных походах против самого Наполеона!

После Батюшков направляется по службе в Италию. Жизнь обещала великолепные перспективы. Но грянула болезнь. Душевное здоровье поэта пошатнулось. Он сошел с ума и все оставшиеся годы провел у родных. В периоды просветления сам он с горечью говорил: «Я похож на человека, несшего прекрасный кувшин, но он разбился. Поди угадай теперь, что в нем было…»

В 1830 г. неизлечимо больного Батюшкова посетил Пушкин. Зрелище так потрясло его, что вскоре родилось полное боли стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума…».

Письма к друзьям

Рассказ о творческой биографии Батюшкова Константина Николаевича будет неполным, если не вспомнить его письма к друзьям. Это настоящие произведения искусства, часто предвосхищающие его стихи.

Они написаны от чистого сердца, с частыми жалобами на болезни, скуку, бедность и другие горести. Но это еще и спектакли, полные изюминки, переходящие от фамильярности к насмешливой помпезности — что-то вроде мини-пьесы, которую предстоит читать вслух.

Впрочем, в те годы дружеские послания писателей и поэтов являлись частью литературы, и существовала традиция читать их в салонах.

Как и в элегиях, так и в письмах Батюшкова заметно особое, даже возвышенное отношение к дружбе. Очевидно, таким образом Константин стремился компенсировать детское одиночество.

Прогрессирующая параноидальная шизофрения

В 1817 году погружается в душевную тоску Константин Батюшков. Биография говорит о том, что имели место непростые отношения с отцом (Николаем Львовичем), которые завершились полным раздором. И в 1817 году родитель умирает. Это послужило толчком для обращения поэта в глубокую религиозность. Его морально в этот период поддерживает Жуковский. Другой друг, А. И. Тургенев, выхлопотал для поэта дипломатическую должность в Италии, где Батюшков пребывает с 1819 по 1921 год.

Сильный психологический срыв поэта произошел в 1821 году. Вызвал его хамский выпад (пасквильные стихи «Б..ов из Рима») против него в журнале «Сын Отечества». Именно после этого в его здоровье стали проявляться устойчивые признаки параноидальной шизофрении.

Зиму 1821-1822 годов провел в Дрездене, периодически впадая в безумие, Батюшков Константин Николаевич. Биография его творчества здесь прервется. Лебединой песней Батюшкова становится стихотворение «Завещание Мельхиседека».

Военная карьера

Зимой 1807 года К. Н. Батюшков вопреки отцовскому запрету записывается в народное ополчение и уже весной выступает в Пруссию в качестве сотенного начальника Петербургского милиционного батальона. Даже во время военных действий поэт находит время для творчества, в походе он пишет несколько стихотворений и принимается за перевод поэмы Тасса «Освобожденный Иерусалим». 29 мая, получив ранение в сражении под Гейльсбергом, был отправлен на лечение в Ригу, а после восстанавливал силы в родительском доме под Вологдой.

В 1809 году поэт возвращается на военную службу и в составе гвардейского егерского полка участвует в войне со Швецией. По возвращении Константин, взяв длительный отпуск, отправляется в Ярославскую губернию навестить сестёр Варвару и Александру. Именно в этот период времени даёт о себе знать унаследованная от матери болезнь: впечатлительность Батюшкова порой граничит с галлюцинациями, он хандрит и живёт в постоянном предчувствии приближающегося безумия.

Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова

«Мой гений»- прекрасное стихотворное творение великого русского поэта Константина Николаевича Батюшкова.

Элегия «Мой гений», написанная в 1813 г, посвящена неразделенной любви поэта к очаровательной девушке Анне Фурман. Несмотря на то, что чувства Константина Батюшкова остались без ответа, образ возлюбленной сохранился у него на всю дальнейшую жизнь, вдохновив поэта на написание цикла стихотворений, в который и входит эта элегия.

Тема

Тема стихотворения — неразделенная любовь поэта.

В начале произведения автор описывает противоборство сердца и разума, в котором победа остается за чувствами. Воспоминания, хранящиеся в сердце героя, пленяют его даже в самых далеких краях. Эти признания дают нам понять, что в вопросах, касающихся любви, разум не властен над влюбленным.

Идея

В свое стихотворение автор заложил идею о том, что искренней любви не страшны ни время, ни расстояние. Батюшков показал, что «образ милый, незабвенный» является для него ангелом- хранителем, который всегда сможет утешить печальную душу героя.

Размер и рифмовка

Рассматриваемое произведение К. Батюшкова написано четырехстопным ямбом. В стихотворении автор использует перекрестную рифмовку АВАВ, а также мужские и женские рифмы.

Композиция

«Мой гений» условно можно разделить на две смысловые части: в первой герой обращается к своему сердцу, а в следующей части представлен портрет возлюбленной героя. Стоит выделить, что визуального деления на строфы в произведении нет.

Жанр

Жанр стихотворения- элегия, в нем переданы глубокие душевные переживания автора, проникнутые печалью. В произведении чувствуется любовь и ноты грусти, вызванные разлукой.

Средства выразительности

К. Н. Батюшков использует различные средства художественной выразительности. Описывая память сердца, автор обращается к синтаксическому параллелизму, а создавая образ возлюбленной, использует выразительные эпитеты, усиливающие экспрессивную окраску произведения («очи голубые», «образ милый», «память печальная» и т.д.).

Для передачи читателю внутреннего состояния героя, поэт использует метафоры, например, «вьющиеся власы», «страна дальняя», «локоны златые».

Стихотворение «Мой гений» К. Н. Батюшкова — одно из самых прекрасных произведений поэта. Оно отражает то, насколько глубокими и искренними могут быть чувства человека. В русской поэзии лирика Константина Батюшкова занимает особое место.

Биография

Константин Николаевич Батюшков происходил из старинного дворянского рода Батюшковых. Он был пятым ребёнком и первым сыном. Его отец, Николай Львович Батюшков, — человек просвещённый, но неуравновешенный, с юности уязвлённый незаслуженной опалой, постигшей его в связи с делом его дяди, Ильи Андреевича, который был уличён в составлении заговора против Екатерины II. Мать, Александра Григорьевна (урождённая Бердяева), заболела, когда сыну исполнилось 6 лет; вскоре, в 1795 году, она умерла и была похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Её душевная болезнь по наследству перешла к Батюшкову и его старшей сестре Александре.

Годы своего детства провёл в родовом имении — селе Даниловское. Образование его, после смерти матери, прошло в петербургских пансионах О. П. Жакино (с 1797) и И. А. Триполи (с 1801). На шестнадцатом году жизни (1802) Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. В это время он под влиянием своего двоюродного дяди, Михаила Никитича Муравьёва, в совершенстве изучил латинский язык и занялся изучением литературы древнего классического мира; стал поклонником Тибулла и Горация, которым он подражал в первых своих произведениях. В Петербурге Батюшков познакомился с представителями тогдашнего литературного мира: Г. Р. Державиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным.

М. Н. Муравьёв помог племяннику на первых порах его самостоятельной жизни: в 1802 году Батюшков был определён на службу в министерстве народного просвещения, в конце 1804 — начале 1805 года служил письмоводителем в канцелярии Муравьёва по московскому университету. В это время Батюшков сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, которые примыкали к карамзинскому направлению и основали «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Особенно близко он подружился с И. П. Пнином и Н. И. Гнедичем. Вращаясь в их кругу, Батюшков и сам начал пробовать свои силы в литературе и писать стихи. В 1805 году в журнале «Новости русской литературы» появилось стихотворение «Послание к стихам моим» — первое выступление К. Н. Батюшкова в печати.

В 1807 году Батюшков, несмотря на запрет отца, записался в народное ополчение, был назначен, 22 февраля, сотенным начальником в Петербургском милиционном батальоне и в начале марта выступил в Пруссию. С мая участвовал в боевых действиях; 29 мая был ранен в битве под Гейльсбергом (за неё награждён орденом Св. Анны 3-й степени) и отправлен на лечение в Ригу, а затем в родное село Даниловское. Во время похода им написано несколько стихотворений и начат перевод поэмы Тасса «Освобождённый Иерусалим». Во время двухмесячного лечения в Риге он влюбился в дочь местного купца Мюгеля, Эмилию; продолжения роман не имел, остались лишь два стихотворения Батюшкова — «Выздоровление» и «Воспоминания 1807 года».

В 1808 году Батюшков вернулся к действительной службе и в составе гвардейского егерского полка принял участие в войне со Швецией, по окончании которой он взял длительный отпуск и поехал к родным незамужним сёстрам, Варваре и Александре, — в село Хантаново Новгородской губернии. В это время уже начало проявляться материнское наследство: его впечатлительность стала доходить до галлюцинаций необыкновенной яркости, в одном из писем Гнедичу он писал: «если я проживу еще лет десять, то наверное сойду с ума».

В конце 1809 года, 25 декабря, Батюшков, по приглашению Е. Ф. Муравьёвой приехал в Москву. Батюшков встретился здесь с А. Ф. Воейковым, В. Л. Пушкиным, П. А. Вяземским, — с двумя последними он сошёлся наиболее близко. Тогда же познакомился он и с В. А. Жуковским. В это же время состоялось знакомство Батюшкова с Н. М. Карамзиным, часто бывавшим в семействе Е. Ф. Муравьевой. Карамзин быстро оценил достоинства К. Н. Батюшкова, который вскоре сделался постоянным посетителем его дома. Летом 1810 года по приглашению Карамзиных Батюшков провёл три недели в подмосковной усадьбе Вяземских — Остафьево.

Детство и отрочество

Константин Николаевич Батюшков родился 18 мая 1787 года в Вологде в родовитой дворянской семье. Он был желанным ребенком: Батюшковы, у которых уже было 4 дочери, давно мечтали о сыне. Отец мальчика, Николай Львович, отличался вспыльчивым и непредсказуемым нравом, но при этом был весьма умен и образован. Мать Александра Григорьевна (в девичестве Бердяева), едва Костеньке исполнилось 6 лет, занедужила и вскоре скончалась. От неё сыну и дочери Александре передалось тяжёлое психическое заболевание.

Детство будущего поэта прошло в родовом имении – селе Даниловское, что в нескольких верстах от Вологды. Домашним воспитанием детей руководил дед, предводитель уездного дворянства. С малых лет мальчику прививали любовь к искусству и литературе. В доме свободно говорили на двух языках – русском и французском.

С десятилетнего возраста Константин воспитывается в частных иностранных пансионах О. П. Жакино и И. А. Триполи, успешно осваивая европейские языки, математику, историю и философию. Однако в 15 лет оставляет обучение, чтобы посвятить себя чтению русской и французской литературы.

Личная жизнь

Женат Константин Николаевич никогда не был, но некоторые сведения о его личной жизни сохранились. Ещё будучи на лечении в Риге, поэт не на шутку увлекся дочерью местного купца Мюгеля Эмилией, но продолжения роман не имел, и вскоре молодые люди расстались. На память о том времени остались лишь два стихотворения: «Выздоровление» и «Воспоминание».

Вторично испытать романтическое чувство поэту довелось испытать во время его приезда в Петербург в конце 1812 года. На этот раз он влюбился в юную воспитанницу Олениных Анну Фурман и даже сделал ей предложение. Свадьба должна была состояться после окончания войны. И, хотя опекуны благословили молодых, вскоре Батюшков отказался от брака, объяснив свой поступок отсутствием взаимности со стороны невесты. После очередной любовной неудачи в начале 1815 года поэт на несколько месяцев слег с тяжелейшим нервным расстройством. Годом позже в письме к Е. Ф. Муравьёвой он напишет о причинах своего решения следующее: «Не иметь отвращения и любить – большая разница. Кто любит, тот горд.».

Опыты в стихах[править]

Элегииправить

  •  Надежда (Мой дух! доверенность к Творцу!..) (1815)
  •  На развалинах замка в Швеции (Уже светило дня на западе горит…) (1814)
  •  Элегия из Тибулла (Месалла! Без меня ты мчишься по волнам…) (1814)
  •  Воспоминание (Мечты! — повсюду вы меня сопровождали…) (1807—1809)

    Вариант: Семейство мирное, ужель тебя забуду…

  •  Воспоминания. Отрывок (…Я чувствую, мой дар в Поэзии погас…) (1814)

    Вариант: Исполненный всегда единственно тобой…

  •  Выздоровление (Как ландыш под серпом убийственным жнеца…) (?)
  •  Мщение. Из Парни (Неверный друг и вечно милый…) (1814—начало 1815)
  • Привидение. Из Парни (Посмотрите! в двадцать лет…) (февраль 1810)
  • Тибуллова элегия III, из III книги (Напрасно осыпал я жертвенник цветами…)
  • Мой Гений (О, память сердца! ты сильней…)
  • Дружество (Блажен, кто друга здесь по сердцу обретает…)
  • Тень друга (Я берег покидал туманный Альбиона…)
  • Тибуллова элегия XI, из I книги (Кто первый изострил железный меч и стрелы?..)
  • Весёлый час (Вы, други, вы опять со мною…)

    Вариант: Совет друзьям

  • В день рождения N (О ты, которая была…)
  • Пробуждение (Зефир последний свеял сон…)
  • Разлука (Напрасно покидал страну моих отцов…)
  • Таврида (Друг милый, ангел мой! Сокроемся туда…)
  • Последняя весна (В полях блистает Май веселый…)
  • Судьба Одиссея (Средь ужасов земли и ужасов морей…)
  • К Гнедичу (Только дружба обещает…)
  • К Дашкову (Мой друг! я видел море зла…)
  • Источник (Буря умолкла, и в ясной лазури…)
  • На смерть супруги Ф. Ф. Кокошкина (Нет подруги нежной, нет прелестной Лилы…)
  • Пленный (В местах, где Рона протекает…)
  • Гезиод и Омир, соперники (Народы, как волны, в Халкиду текли…)
  • К другу (Скажи, мудрец младой, что прочно на земли?..)
  • Мечта (Подруга нежных Муз, посланница небес…)

    Вариант: О, сладостна мечта, дщерь ночи молчаливой…

Посланияправить

  • Мои Пенаты (Отечески Пенаты…)
  • Послание г. Велеурскому (О ты, владеющий гитарой трубадура…)
  • Послание к Тургеневу (О ты, который средь обедов…)
  • Ответ Гнедичу (Твой друг тебе навек отныне…)
  • К Жуковскому (Прости, Балладник мой…)
  • Ответ Тургеневу (Ты прав! Поэт не лжец…)
  • К Петину (О, любимец бога брани…)
  • Послание И. М. Муравьёву-Апостолу (Ты прав, любимец Муз! от первых впечатлений…)

Смесьправить

  • Хор для выпуска благородных девиц Смольного монастыря (Прости, гостеприимный кров…)
  • Песнь Гаральда Смелого (Мы, други, летали по бурным морям…)
  • Вакханка (Все на праздник Эригоны…)
  • Сон воинов (Из поэмы Аснель и Аслега)
  • Разлука (Гусар, на саблю опираясь…)
  • Ложный страх. Подражание Парни (Помнишь ли, мой друг бесценный!..)
  • Сон могольца. Баснь (Могольцу снилися жилища Елисейски…)
  • Любовь в челноке (Месяц плавал над рекою…)
  • Счастливец. Подражание Касти (Слышишь, мчится колесница…)
  • Радость. Подражание Касти (Любимца Кипридина…)
  • К Никите (Как я люблю, товарищ мой…)
Эпиграммы, надписи и пр.править
  1. Всегдашний гость, мучитель мой…
  2. Как трудно Бибрису со славою ужиться…
  3. Памфил забавен за столом…
  4. Совет эпическому стихотворцу (Какое хочешь имя дай…)
  5. Мадригал новой Сафе (Ты Сафо, я Фаон, — об этом и не спорю…)
  6. Надпись к портрету Н. Н. (И телом, и душой ты на Амура схожа…)
  7. К цветам нашего Горация (Ни вьюги, ни морозы…) 
  8. Надпись к портрету Жуковского (Под знаменем Москвы, пред падшею столицей…) 
  9. Надпись к портрету графа Эммануила Сен-При (От родины его отторгнула судьбина…) 
  10. Надпись на гробе пастушки («Подруги милые! в беспечности игривой…») 1810 
  11. Мадригал Мелине, которая называла себя Нимфою (Ты Нимфа Ио, — нет сомненья!..)
  12. На книгу под названием «Смесь» (По чести, это смесь…)
  • Странствователь и домосед (Объехав свет кругом…)
  • Переход через Рейн (Меж тем как воины вдоль идут по полям…)
  • Умирающий Тасс (Какое торжество готовит древний Рим?..)
  • Беседка муз (Под тению черемухи млечной…)

Война, болезнь, любовь…

Началась Отечественная война 1812 года. Она заставила Константина Батюшкова изменить прежним идеалам, усилила в нем патриотические чувства. У него была беспокойная жизнь, в своих переживаниях Константин чем-то напоминал одного из юных героев «Войны и мира». Константин хотел сражаться с врагами, но болезнь и другие обстоятельства позволили ему присоединиться к войскам только после изгнания Наполеона из Москвы.

Он стал свидетелем сожжения Москвы, военных конфликтов, охвативших Европу, въехал в Париж с победоносной армией Александра I. Патриотические чувства, охватившие его, поэт выразил в стихотворении «К Дашкову».

Тогда же, в 1812 году, поэт влюбился. Страстно, горячо. И по возвращении в Петербург в 1814 году сделал предложение своей избраннице.

Анна Федоровна Фурман хотя и дала согласие на брак, не была в него влюблена. Любовь оказалась полна печали и страданий. Не встретив ответных чувств, Батюшков решил, что она сделала это под давлением опекунов, в доме которых проживала, и отказался от брака.

В 1815 году Константин Батюшков заболел тяжелым нервным расстройством. Длилась болезнь несколько месяцев, но в тот раз поэт смог ее преодолеть.

Потом был невероятный творческий подъем. 1816-1817 гг. являются самыми значимыми в творческой биографии Батюшкова. Он издал свой первый сборник стихотворении, присоединился к литературному кружку «Арзамас».

В 1817 году он писал В. Жуковскому: «Какую жизнь я вел для поэзии. Три войны, все время верхом и на дорогах мира».

Переводы

В первые два десятилетия XIX века русская поэзия была салонной, авторами были исключительно поэты-аристократы. Стихи распространялись в рукописях. Батюшков знал почти каждого автора достаточно хорошо, чтобы обмениваться письмами или пародировать.

Константин был великолепным переводчиком. Для поэзии Золотого века характерно частое обращение к греческим, латинским или более поздним европейским произведениям. Русские поэты и писатели не стеснялись обращаться к зарубежным источникам и переводить их.

Благодаря переводам Батюшков создал свой индивидуальный стиль, который принципиально отличался от существующей русской поэзии.

Константин Николаевич создал жанр, который, благодаря одаренности основателя, быстро стал образцом литературы мирового уровня. Николай Карамзин, Василий Жуковский и Петр Вяземский были в числе друзей и корреспондентов Батюшкова и очень высоко ценили его стихи.

Библиография

  • Батюшков К. Н. Сочинения / Вступ. ст. Л. А. Озерова; Подг. текста и примечания Н. В. Фридмана. — М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1955. — 452 с. Тираж 75000 экз.
  • Батюшков К. Н. Полное собрание стихотворений / Вступит. ст., подготовка текста и примечания Н. В. Фридмана. — М., Л.: Сов. писатель, 1964. — 353 с. Тираж 25 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
  • Батюшков К. Н. Сочинения / Вступ. ст. и сост. В. В. Гуры. — Архангельск: Сев-Зап. кн. изд-во, 1979. — 400 с. Тираж 100000 экз.
  • Батюшков К. Н. Избранные сочинения / Сост. А. Л. Зорина и А. М. Пескова; Вступ. ст. А. Л. Зорина; Комм. А. Л. Зорина и О. А. Проскурина. — М.: Правда, 1986. — 528 с. Тираж 500 000 экз.
  • Батюшков К. Н. Стихотворения / Сост., вступ. ст. и примеч. И. О. Шайтанова. — М.: Худож. лит., 1987. — 320 с. Тираж 1 000 000 экз. (Классики и современники. Поэтическая библиотека)
  • Батюшков К. Н. Сочинения в двух томах. Т.1: Опыты в стихах и прозе. Произведения, не вошедшие в «Опыты…»/ Сост., подгот. текста. вступ. статья и коммент. В. А. Кошелева. — М.: Худож. лит., 1989. — 511 с. Тираж 102 000 экз.
  • Батюшков К. Н. Сочинения в двух томах. Т.2: Из записных книжек; Письма. / Сост., подгот. текста, коммент. А. Л. Зорина. — М.: Худож. лит., 1989. — 719 с. Тираж 102 000 экз.

Выводы о поэте

Константин Николаевич Батюшков – это видный деятель русской литературы. Он много работал над реформированием Российской поэзии. Привнес в стихотворную речь пластичность, податливость, гармонизировал художественный язык. Русская лирика с этим столкнулась впервые. У Батюшкова слово превращается в искусство, поэт им владел виртуозно. Он истинный мастер, речь становится податливым оружием.

Прелесть и абсолютное изящество формы достигают в произведениях Константина Николаевича совершенства. Его литературные работы близки к идеалу русской словесности. Его слог безукоризненно правилен, ему присущи чистота и понятность. Над всяким словом он проводил много времени, страдал и переплавлял.

Константин Батюшков правдив и открыт перед читателем, у него нет какой-либо натянутости и фальши. Его лирики благородна. У него важны лирические образы, сентиментальность и изящество. В художественном творчестве множество ассоциаций. Александр Сергеевич Пушкин отмечал, что поэзия у Батюшкова очаровательна, она легко льется. Переплетаются традиции древних мифов и традиции русской деревни.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий