Виссарион белинский

Знаменитые люди о Лермонтове

Ф. Боденштедт, один из переводчиков Михаила Юрьевича, заметил, что хотя тот был «субъективный поэт, он умел в то же время быть и объективным», а потому «имеет то общее с великими писателями всех времен, что творения его верно отражают его время со всеми его хорошими и дрянными особенностями».

Михаил Лермонтов был не только литературным гением, но и представителем того общества, к которому принадлежал. Значит, тем ценнее для изучения творческого наследия поэта разнообразные высказывания великих людей о Лермонтове. Примечательно, что далеко не все эти люди были близко знакомы с поэтом, а мемуары многих написаны спустя годы после его смерти, поскольку лермонтовская биография находилась под запретом царской цензуры. Однако в имеющихся письменных источниках от знаменитых современников Лермонтова можно найти много интересного и познавательного материала.

Не столь широко известны, как критические статьи Виссариона Белинского, но представляют не меньший интерес высказывания о Лермонтове другими поэтами, которые можно встретить в посвящённых ему стихотворениях, письмах современников, мемуарах, статьях и т. д.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
О текущем моменте №1(141), 2021г. «Давосская повестка дня 2021», выступление В.В. Путина: оглашения и умолчания 
(5/1)
Власть над умами: «послание» из Швейцарии 
(4/1)
Свинство матрицы «успешности» и молодёжь  
(5/4)
Путеводные заметки: Свет Лей 
(5/3)
Социогенез – траектория купирования рисков 
(5/1)
О текущем моменте №1(141), 2021г. «Давосская повестка дня 2021», выступление В.В. Путина: оглашения и умолчания 
(5/1)
Уйгур, новая граница и гульфик Навального 
(4/3)
Власть над умами: «послание» из Швейцарии 
(4/1)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года 
(5/11)
О создании фильма «Час Быка» 
(5/7)
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)
Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)
Коронавирус как средство инициирования глобализации нового типа 
(5/5)
Главный итог уходящего года 
(5/5)
Маски и перчатки убивают 
(5/5)
Вирус спрашивает: Вы Рус? 
(5/4)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Последователь Белинского

На многих в то время будущих критиков и публицистов повлияла деятельность Белинского. Одним из них был Николай Добролюбов, литературный критик и подпольный революционер. Он продолжал начатое дело Белинского. За свою недолгую жизнь Добролюбов написал большое количество критических статей, которые затрагивали различные социальные, духовные, моральные темы общества. Яро выступал против крепостного права и всего с ним связанного. Он был приверженцем равенства всех людей. В своих работах также критиковал русскую систему образования, которая подавляла в детях свое «я». Критиковал литературу и учебники для детей, в которых печаталось большое количество заведомо ложных материалов. Критик считал, что по ним невозможно было нормально воспитывать «личную самостоятельность ребенка и духовных сил его натуры». Цитаты Белинского и Добролюбова похожи своей идейностью и рвением изменить русскую литературу, в частности, ее критическую область, в лучшую сторону.

Другие персонажи

Азамат – черкесский княжич, неуравновешенный и корыстолюбивый юноша, брат Бэлы.

Казбич – молодой черкес, влюбленный в Бэлу и ставший ее убийцей.

Грушницкий – молодой юнкер, человек самолюбивый и несдержанный. Соперник Печорина, убитый им на дуэли.

Вера – бывшая возлюбленная Печорина, появляется в романе как напоминание о его прошлом в Петербурге. Вера искренне любит Печорина.

Ундина – безымянная контрабандистка, поразившая Печорина своей внешностью («ундина» – это одно из имен русалок, настоящего имени девушки читатель так и не узнает).

Янко – контрабандист, друг Ундины.

Вернер – доктор, умный и образованный человек, знакомый Печорина.

Вулич – офицер, серб по национальности, молодой и азартный человек, знакомый Печорина.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Герой нашего времени»
  • для самых любопытных — Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
  • для самых крутых — Читать «Герой нашего времени» полностью

Главные герои

Печорин Григорий Александрович – центральный герой всего повествования, офицер царской армии, натура чувствительная и возвышенная, но эгоистическая. Красив, великолепно сложен, обаятелен и умен. Тяготится своим высокомерием и индивидуализмом, но не хочет преодолеть ни того, ни другого.

Бэла – дочь черкесского князя. Вероломно похищенная своим братом Азаматом, становится возлюбленной Печорина. Бэла красива и умна, чиста и прямодушна. Погибает от кинжала влюбленного в нее черкеса Казбича.

Мери (княжна Лиговская) – знатная девушка, с которой Печорин случайно познакомился и приложил все силы для того, чтобы влюбить ее в себя. Образованна и умна, горда и великодушна. Разрыв с Печориным становится для нее глубочайшей трагедией.

Максим Максимыч – офицер царской армии (в чине штабс-капитана). Добрый и честный человек, начальник и близкий приятель Печорина, невольный свидетель его любовных похождений и жизненных коллизий.

Рассказчик – проезжий офицер, ставший случайным знакомым Максима Максимовича и выслушавший и записавший его рассказ о Печорине.

Список персонажей романа «Герой нашего времени» и их краткая характеристика

  • Григорий Александрович Печорин – ключевой персонаж романа. Впервые появился в неоконченном прозаическом произведении «Княгиня Лиговская». Печорин – аналог Онегина, так называемый «лишний человек», а точнее – скучающий великосветский щёголь. Герой и злодей в одном лице, во многом списанный с самого Лермонтова.
  • Максим Максимыч – штабс-капитан, приятель Печорина и матёрый вояка. Начал службу на Кавказе под началом А.П. Ермолова. Отлично знает быт народов Кавказа.
  • Казбич – один из ключевых персонажей главы «Бэла». Влюблён в девушку по имени Бэла. После того, как Печорин провернул коварный план, украв лошадь и уведя любимую, Казбич решил отомстить обидчику и вскоре осуществил свой план. Интересно, что Казбич жил на самом деле.
  • Бэла – девушка-черкешенка, вскружила голову Казбичу и Печорину. Ужасно огорчалась, когда светский щёголь разлюбил её. Погибла от руки Казбича.
  • Мария/Мери Лиговская – юная княжна. За ней ухаживали Печорин и Грушницкий. Правда, всё кончилось печально: оказалось, что Грушницкий погиб на дуэли, а Печорин – любитель «поматросить и бросить». Результат – расставание княжны и офицера было недружеским.
  • Грушницкий – приятель Печорина. Приятельство постепенно превращается во вражду усилиями самого Григория Александровича. Результат вражды – дуэль и гибель Грушницкого.
  • Вера – любимая женщина Печорина. Только при встречах с ней Григорий Александрович искренен.

Краткая биография

Виссарион Григорьевич Белинский — русский мыслитель, публицист, критик, философ, писатель — появился на свет в 1811 г., 11 июня, в семействе флотского врача, проживавшем в Свеаборге (Финляндия). Когда мальчику было 5 лет, они переехали в Пензенскую губернию, город Чембар. Там Виссарион учился в уездном училище, позднее, с 1825 г., – в Пензенской гимназии. Желание юноши стать студентом Московского университета было настолько большим, что он даже не окончил гимназический курс и, несмотря на многочисленные сложности, в 1829 г. был зачислен на словесный факультет.

Родное слово с малых лет представляло для Белинского огромный интерес, он пробовал себя на литературном поприще. Написанная в 1830 г. драма «Дмитрий Калинин», затрагивающая тему крепостного права, была представлена Цензурному комитету университета, которая отреагировала резко отрицательно, назвав детище Белинского безнравственным и пригрозив ему самым суровым наказанием. Из-за нервного потрясения студент попал в больницу. В сентябре 1832 г. вольнолюбивый Белинский был отчислен, т.к. его здоровье сочли слишком слабым, а способности – ограниченными. Чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию, Виссарион давал уроки и понемногу переводил.

Сближение с основателем журнала «Телескоп» стало поворотным пунктом в его биографии: именно на его страницах в сентябре 1834 г. появилась дебютная статья, положившая начало блестящей деятельности критика. Уже через два года журнал был закрыт из-за опубликования ставших знаменитыми «Философических писем» , что навлекло на Белинского неприятности и ввергло его в нужду. Сложное финансовое положение и неудачи в личной жизни привели его к разгульному образу жизни и затем — к болезни, поэтому весной 1837 г. он благодаря помощи друзей лечился на Кавказе. Через год он снова трудился в журнале — «Московский наблюдатель», созданном его хорошими знакомыми, где был и литературным критиком, и редактором.

В 1739 г. Белинскому поступило предложение переехать в Москву, чтобы возглавить критический отдел в журнале «Отечественные записки». Принять его заставило тяжелое финансовое положение, и из Москвы в Петербург Белинский переехал с тяжелым сердцем. Между тем именно работа в «Отечественных записках» стала периодом настоящего расцвета его деятельности как литературного критика. С 1840 по 1846 гг. на страницах издания появлялись не только обозрения выходящих произведений, статьи о театре, заметки библиографического и политического характера, но и серьезные статьи, посвященные творчеству , , , Майкова и других авторов, и эти очерки, по сути своей, являлись историей русской литературы, охватывающей период от Ломоносова до Пушкина.

В творчестве дела Белинского шли намного лучше, чем в его личной жизни. В ноябре 1843 г. он не слишком удачно женился на женщине немолодого уже возраста, но главное — с еще большей силой дала себе знать чахотка — это заболевание мучило его еще до переезда в Петербург. Осенью 1845 г. Белинский тяжело переболел, после чего ему было все сложнее справляться с работой в журнале, которая требовала оперативности и сильного умственного напряжения. Его отношения с редакцией заметно ухудшились, и в начале 1846 г. критик перестал быть сотрудником журнала. С конца весны по середину осени он путешествовал по югу России со знаменитым актером Щепкиным (этот вояж ему организовали друзья).

Вернувшись в Петербург, Белинский устраивается на работу в новый журнал «Современник», однако тяжелая болезнь помешала ему работать в полную силу. В этот период из-под пера критика вышла единственная большая статья. В начале 1847 г. Белинский вынужден был снова вплотную заняться здоровьем: врачи отправили его на воды за границу. Друзья помогли организовать оздоровительную поездку, но возлагаемые на нее надежды не оправдались. Осенью 1847 г. Виссарион Григорьевич возвратился в Петербург, где 7 июня 1848 г. его настигла смерть.

Память

В честь В. Г. Белинского были названы:

Космические объекты

  • В 1985 году — кратер Белинский на Меркурии.
  • 25 сентября 1988 года в честь Белинского астероиду, открытому 5 ноября 1975 года Л. И. Черных в Крымской астрофизической обсерватории, присвоено наименование «3747 Belinskij».

Населённые пункты

Почтовая марка СССР, 1957 год

  • В 1918 году железнодорожная станция в городе Каменка Пензенской области названа станцией Белинская.
  • В 1948 году город Чембар Пензенской области был переименован в город Белинский. Он является административным центром Белинского района Пензенской области.

Другие топонимы и объекты

В 2013 году имя Белинского носили 478 площадей, улиц и переулков в России, в том числе в Абакане, Бердске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Губкине Белгородской области, Екатеринбурге, Иркутске, Йошкар-Оле, Калининграде, Каменке, Казани,Кисловодске, Кузнецке, Липецке, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Кисловодске, Новоуральске, Пензе, Перми, Пскове, Петрозаводске, Россоши, Санкт-Петербурге, Махачкала, Старом Осколе, Сыктывкаре, Тольятти, Торжке, Томске, Тюмени, Уфе, Череповце, Якутске, Ярославле.

Улицы Белинского есть также в Алчевске (Луганская область), Ташкенте (сейчас — улица Халкобод), Бишкеке (сейчас — улица Манаса), Минске, Кишинёве, Севастополе, Талдыкоргане, Караганде, Ужгороде, Харькове (также назван и мост), Херсоне. Ранее именем Белинского называлась одна из улиц Алма-Аты (сейчас — улица Джансугурова).

Площадь, улица и мост в Санкт-Петербурге. Центральный парк культуры и отдыха им. В. Г. Белинского и один из скверов в городе Пензе.

Теплоход «Виссарион Белинский» в 1980 году.

Учебные заведения

Имя В. Г. Белинского присвоено:

  • Пензенскому педагогическому институту имени В. Г. Белинского
  • классической гимназии № 1 города Пензы
  • средней общеобразовательной школе № 25 города Киева
  • средней школе в г. Белинском Пензенской области
  • московской школе № 19. На здании установлена мемориальная доска
  • ташкентской школе № 51;
  • средней школе города Каскелен, Карасайского района, Алматинской области, Республика Казахстан
  • средней школе 38 города Еревана, Республики Армения.
  • Николаевский государственный педагогический институт (Николаев, Украина)
  • средней общеобразовательной школе № 2 имени Белинского В. Г. города Горняк Алтайского края.

Библиотеки

Библиотеки имени В. Г. Белинского существуют в Пензе (библиотека основана в 1895 году, имя Белинского носит с 1898 года), Екатеринбурге (основана и носит имя Белинского с 1899 года), Калуге, Ленинск-Кузнецком, Краснодаре, Красноярске, Новосибирске, Якутске, Нижнем Новгороде, Керчи.

Премия

АН СССР учредила литературную премию его имени. Первоначально премия вручалась за работы, связанные с наследием критика, позже стала вручаться за книги, в которых рассматривался труд других революционных писателей; после распада СССР премия не вручается.

Музеи

В 1938 году в городе Чембаре Пензенской области был открыт единственный в России литературно-мемориальный музей В. Г. Белинского, а впоследствии был установлен памятник критику.

Памятники

Пенза

В городе Пензе установлено четыре памятника В. Г. Белинскому:

  • бюст на входе в Центральный парк культуры и отдыха им. В. Г. Белинского;
  • в сквере Белинского, расположенном в центре города, перед областным драматическим театром (скульптор — Евгений Вучетич; архитектор Поляков Л. М.). Этот памятник является объектом культурного наследия федерального значения;
  • Бюст на улице Белинского рядом со зданием гимназии, в которой он учился (в здании гимназии ныне расположен Литературный музей);
  • Скульптура «Юный Белинский» на территории Пензенского педагогического института им. В. Г. Белинского.

Памятники в Пензе

Бюст работы скульптора Е. А. Кочуашвили (1948)г. Пенза. Главный вход в Центральный парк культуры и отдыха имени В. Г. Белинского (со стороны улицы Лермонтова)Памятник работы скульптора Е. В. Вучетича и архитектора Л. М. Полякова (1954) г. Пенза. Театральная площадь. Сквер им. В. Г. БелинскогоБюст работы скульптора Н. А. Теплова (1981) г. Пенза. Сквер им. В. Г. Белинского на улице БелинскогоСкульптура «Юный Белинский» работы Н. А. Матвеева (1994) г. Пенза. Главный корпус Педагогического института имени В. Г. Белинского Пензенского государственного университета (улица Лермонтова, 37)

В 1951 году был снят фильм «Белинский»

Луна русской поэзии

Появление трагичного и гневного стихотворения, написанного мало кому тогда известным корнетом Михаилом Лермонтовым, не только вызвало недовольство в высших кругах, но и продемонстрировало, что на литературном небосклоне восходит новое светило. Если Пушкин был безвременно закатившимся солнцем русской поэзии, то пришедший ему на смену Лермонтов стал восходящей луной. В этом аллегорическом сравнении двух великих поэтов кроется даже больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Творчество Пушкина, будь то поэзия или проза, пронизано солнечными лучами и сверкает ярким золотом. В то время как произведения Лермонтова излучают свой неповторимый, яркий и чистый свет, наполненный таинственной, мистической красотой и благородным серебряным сиянием.

Краткая биография

Родился Виссарион Белинский 1 июня 1811 года в финском городе Свеаборг, в семье морского врача. Его детство прошло в городе Чембара Пензенской губернии, куда его отец перевелся работать на должность уездного лекаря. Детство было нелегким, много неприятных воспоминаний осталось у Виссариона, связанных как с отцом, так и матерью. Родителей своих Белинский где-то наверное любил, но практически не уважал и даже стыдился. Ведь они совершенно не уделяли нужного внимания своему единственному ребенку. Мать мало занималась воспитанием сына, оставив это занятие нянькам, а отец был тираном, унижал его, оскорблял, часто бил. Это наложило на Виссариона свой тяжелый отпечаток.

Но, несмотря на сложную жизненную ситуацию, Белинский начал изучать грамоту и письмо в уездном училище своего города, с которого перевелся в губернскую гимназию. Поскольку та не удовлетворяла его в полной мере, он бросил учебу, не доучившись полгода до полного окончания. В 1829 году Виссарион поступил на филологический факультет Московского университета. Там и начинает формироваться его статус создателя русской литературной критической мысли. Но через три года его исключили за слишком резкую критику крепостного права. Где-то в это же время он начинает писать свои первые литературно-критические статьи.

В 1843-м Виссарион Белинский женился на Марии Орловой, которую уже знал много лет. В браке у них родилась в 1845 году дочь Ольга (еще двое их детей умерли, не дожив до года). В этом же году Белинский переносит тяжелую болезнь, которая давала о себе знать до конца его жизни. Даже лечение за границей не принесло положительных результатов. В итоге, доживая последние дни своей жизни в Санкт-Петербурге, 7 июня 1848 года, от обострившейся болезни Белинский скончался.

Проявление нового гения

Необычайный талант Лермонтова стал известен широкой публике в 1837 году, после стихотворения, посвящённого Александру Сергеевичу Пушкину и его роковой гибели. С того времени практически ни один очерк о Лермонтове не обходится без упоминания имени Пушкина, и многие критики начинают считать молодого поэта его преемником.

Известно, что на похоронах Пушкина друг погибшего гения, литератор и общественный деятель В. Ф. Одоевский в отчаянии произнёс: «Закатилось солнце русской поэзии!» Впоследствии эти слова появились и в его некрологе. Казалось, что больше нет и никогда не будет второго такого же мастера русского слова, каким был Пушкин. Но очень скоро стало очевидно, что это далеко не так.

Оценки, критика и значение

Значение В. Г. Белинского и его влияние в русской литературе было очень велико. Он явился учителем и руководителем молодого поколения писателей, — плеяды 1840-х годов. Как литературный критик Белинский выдвинул и обосновал теорию реализма. Его статьи-монографии о творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, , М. Ю. Лермонтова содержали ряд принципиальных для революционных демократов эстетических принципов и положений: народность, соответствие действительности, верность характеру героя, современность. Художественная точка зрения всегда сочеталась у него с исторической и социальной.

Г. В. Плеханов считал Белинского «самым глубокомысленным из наших критиков», обладавшим «чутьём гениального социолога».

Восторженная оценка Белинского, характерная для русского революционного движения и советского периода, сочетается в русской культуре с критическим подходом к его фигуре и философии. Например, высоко оценённый Белинским в «Дневнике писателя» критически отнёсся к его социально-реформаторским взглядам:

так характеризовал его:

Библиография

Работы

  • Дмитрий Калинин (1830—1832).
  • Литературные мечтания. Элегия в прозе (1834).
  • О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород») (1835).
  • Ничто о ничём (1835).
  • Стихотворения В. Бенедиктова (1835).
  • Основания русской грамматики (1837).
  • Гамлет. Драма . Мочалов в роли Гамлета (1838, цикл статей).
  • Сочинения в стихах и прозе Д. Давыдова.
  • «Герой нашего времени». Соч. М. Лермонтова (1840).
  • Русская литература в 1840 году (1841).
  • Стихотворения М. Лермонтова (1841).
  • Похождения Чичикова, или Мёртвые души (1842).
  • Русская литература в 1841 году (1842).
  • Русская литература в 1842 году (1843).
  • Русская литература в 1845 году (1846).
  • Взгляд на русскую литературу 1846 года (1846).
  • Николай Алексеевич Полевой (1846).
  • Письмо Н. В. Гоголю (1847).
  • Взгляд на русскую литературу 1847 года (1848).
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий