7 произведений прокофьева

Прокофьев интересные факты. Сергей Прокофьев — интересные факты из жизни

Сергей Прокофьев с детства воспитывался на музыке. Его мать часто исполняла при нем произведения Шопена и Бетховена. Его первым наставником по музыке была его мать, она хорошо играла на пианино. Представляем интересные факты о Прокофьеве.

Биография

Есть некая путаница, связанная с датой рождения композитора. Сам он утверждал, что родился 23 апреля. Однако, по официальным источникам известно, что день его рождения 27 апреля 1981 года. Был единственным сыном у родителей.
Первую пьесу сочинил, когда ему было 5 лет.
В семье родители активно занимались образованием Сергея: отец обучал его математике, а мать – немецкому и французскому языкам.
Был учеником Н. А. Римского-Корсакова.
Будучи студентом консерватории, изучал композицию, музыкально-теоретические дисциплины, фортепиано и дирижирование

Чуть позже получал уроки по классу органа.
По словам некоторых знакомых, Сергей всегда любил привлекать к себе внимание и мог странно одеваться.
Отличался резкостью и дерзостью высказываний, не боялся сказать правду в лицо. Временами мог резко высказываться о других композиторах.
Его творчеством восторгался Маяковский.
Любил шахматы и литературу

Играл в шахматы с именитыми личностями, как Э. Ласкер (немецкий шахматист), Д. Ойстрах (скрипач и дирижёр), Х. Р. Капабланка (кубинский шахматист), М. Эльман (советский скрипач) и С. Тартаковер (шахматист).
Прокофьев утверждал, что игра в шахматы помогает ему в написании его произведений.
Был лично знаком с Рахманиновым и Стравинским.
Прокофьев немного злился из-за популярности Стравинского в Европе, а о Шостаковиче всегда высказывался резко.
Первым шагом к популярности стало выступление на концерте клуба «Вечера современной музыки» — критики широко оценили творчество композитора, отметив, что он от части является «модернистом».
На одном из вечеров представил свои произведения К. Дебюсси, который тогда посещал Россию.
Довольно быстро заработал популярность. В свой первый заграничный тур он отправился спустя, буквально, 5 лет после своего первого выступления.
Продолжая свою карьеру в качестве исполнителя, не раз сталкивался с жесткой критикой. Так, его Второй фортепианный концерт вызвал жесткий общественный резонанс и грубые высказывания в адрес композитора. Еще более жесткую критику получило его произведение «Скифская сюита».
В определенный период своей жизни решает, что стоит ехать в Америку, чтобы продолжать там заниматься творчеством и давать концерты. В те времена он считал, что Америка — это то место, где жизнь бьет ключом, в то время, как в России полный застой. И он отправился.
Гастролировал в Америке, Европе. Побывал с концертами в Японии.
Одно из его первых выступлений во Франции окончилось полным провалом. Публика была недовольна.
За рубежом больше выступал, как пианист, и меньше как дирижер.
Первой его женой была Лина Кодина. В браке у них родилось двое сыновей: Олег и Святослав. Так как брак был заключен не на территории СССР, и не был заверен в консульстве – советской властью такой брак позже был признан недействительным.
Второй его женой стала Мира Мендельсон. На ней он женился уже в СССР.
За период его гастролей и путешествий он теряет советское гражданство в связи с окончанием срока командировочного удостоверения.
Не служил в армии.
Лишь спустя почти 20 лет странствий он с супругой вернулся на территории СССР, однако продолжал давать выступления за границей, но не часто.
Наравне с другими известными композиторами (Шостакович, Мясковский, Хачатурян и др.) был обвинен советской властью в «формализме».
Умер в один день со Сталиным – 5 марта 1953 года.
По его завещанию, архивы о нем можно открыть и изучить только спустя 100 лет после его смерти – в 2053 году.
Некоторые критики и исследователи в области музыки сравнивают творчество и деятельность Прокофьева с Чайковским, Моцартом и прочими именитыми личностями.

Балеты прокофьева.

Балеты зарубежного периода

Балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915–1920) начал создаваться в России и был завершен за рубежом. Либретто написано композитором. Это шесть картин по русской народной сказке, взятой из сборника А.Н. Афанасьева. По жанру это комедийный балет в народном духе. Претворение в музыке национальной образности не привело композитора к использованию народных мелодий: он без «цитирования» воспроизводит русские народные жанры – плясовые и хороводные. Музыкальные характеристики персонажей русской сказки плакатны, как в народном балагане. Отдельные ситуации стремительно раскручивающегося сюжета представляются музыкой изобразительного характера, иногда даже с элементами натурализма. Балет был впервые поставлен труппой Дягилева в Париже (1921).

Балет «Трапеция» (1924) отражает тенденцию французского искусства 20-х годов ХХ в. к демократизации академических жанров, к сближению с жизнью индустриального города. Отсюда и слияние «академического» балета с «площадным» цирком. Опыт Прокофьева в этом плане ( трапеция – акробатический снаряд) близок балетным произведениям Д. Мийо. Музыка «Трапеции» вошла в Квинтет оп. 39.

Балет «Стальной скок» (1925) воплощает тему индустриализации Советской России. И этот балет создавался по инициативе Дягилева. Замысел принадлежит художнику Якулову, который наблюдал процесс социалистического строительства. Он совместно с композитором написал либретто.

По жанру «Стальной скок» – агитационный плакатный дивертисмент, несущий на себе печать театрализованных представлений с музыкой, характерных для Советской России начала 20-х годов. В балете 11 номеров, которые группируются в две картины (№ 1–6 и 8–11). Они соединяются сценой, которая делает частью спектакля то, что обычно скрывают от зрителей. Эта сцена называется «Перемена декораций».

Действие 1-й картины происходит на вокзале. На сцене – мешочники, продавцы ирисок и папирос, комиссары и оратор, наконец, появляются два ведущих персонажа – Матрос в браслете и Работница.

Во 2-й картине отражена индустриальная романтика. Главные номера в ней «Фабрика» и «Молоты» – яркий образец урбанизма в музыке. Современников поражала их ликующая токкатность и звончатость, основанная на остинатности «вращающихся» фигур. Возникала иллюзия работающих механизмов.

Музыкальные характеристики персонажей несколько шаржированы. Основные жанровые прототипы музыки – частушки и фабричные песни. По мнению Асафьева, в музыке «Стального скока» великолепно схвачено и отражено все жизненно сильное и волевое, что можно услышать в русских плясовых напевах песенно-лирической и частушечной формаций в ее лучших образцах.

Балет был впервые поставлен труппой Дягилева в Париже (1927). На основе музыки балета сделана оркестровая сюита, в которую вошли четыре номера: «Явление участников», «Комиссары», «Матрос в браслете и Работница», «Фабрика».

Балет «Блудный сын» (1928) написан по мотивам евангельской притчи (общеизвестная картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»). В музыке этого балета появляются новые черты: некоторая экономия средств – «графичность» письма, использование лейтмотивов (как и в завершенной одновременно опере «Огненный ангел»), создание поэтичного, изысканного лирического образа (№ 3 – «Красавица»). Балет был поставлен в Париже (1929). Музыка этого балета использована композитором в его Четвертой симфонии.

Последний балет зарубежного периода творчества – «На Днепре» (1930) – памяти Дягилева. Основа либретто, написанного после создания музыки, – драма «треугольника», которая раскрывается в 2-х картинах, включающих танцевальные и мимические сцены. Балет был поставлен в Париже (1932).

Все балеты Прокофьева зарубежного периода творчества – одноактные. Почти все они написаны на либретто, созданные композитором или при его самом активном участии (за исключением «Блудного сына»). Все балеты различны по жанровому наклонению: народно-сказочный и грубовато-комедийный «Шут», «цирковая» «Трапеция», «индустриальный» «Стальной скок», лирико-драматический «Блудный сын».

Гастроли С. С. Прокофьева по всему миру

Творчество композитора совершенствовалось в противоречивой атмосфере в сфере искусства. Возникали новые течения, спорные темы. Сергей Сергеевич проявлял самостоятельность, независимость, не плыл «по общему течению». Дореволюционные его произведения отличались разножанровостью.

Первое выступление в период 1908 года уже известного музыканта состоялось в Петербурге. Впоследствии концертная деятельность велась регулярно.

Начиная с 1918 года, начались его многочисленные гастроли в разных странах:

  • США,
  • Франции,
  • Японии,
  • Англии.

В продолжение 15 лет длились зарубежные гастроли. Временами Sergei Prokofiev жил на постоянной основе в Германии, во Франции.

В период постоянных гастролей Прокофьев посещал с концертами и города СССР. Возвращение на родину с поселением в Москве произошло в 1932 году.

Личная жизнь

Будучи на гастролях в Испании, Сергей Прокофьев познакомился с Каролиной Кодиной, чьи родители были русскими эмигрантами. Вскоре после знакомства возлюбленные поженились, в браке родилось двое сыновей — Олег и Святослав. В 1936 году Прокофьев вернулся жить в Москву, а жена и дети последовали за ним. Когда началась Великая Отечественная война композитор отправил своих сыновей и жену в эвакуацию, но так больше не жил с ними вместе.

Сергей, Каролина и дети

Причиной расставания с женой стало знакомство композитора со студенткой литературного университета Марией Цецилией Мендельсон. Девушка была на 24 года младше Прокофьева, композитор называл её Мирой. Под влиянием новой любви Сергей Прокофьев подал на развод, но жена отказала ему, так как для рождённой за границей женщины единственным спасением в период арестов и репрессий был брак с влиятельным человеком.

Сергей и Мира

В 1947 году правительство Советского Союза признало брак недействительным, теперь композитор мог жениться на своей возлюбленной. Лину вскоре после развода арестовали и сослали в лагерь в Мордовии. В 1956 году она освободилась и уехала жить в Лондон, где прожила до 1983 года.

Помимо музыки у композитора была ещё одна страсть — шахматы. Он играл на профессиональном уровне, однажды ему удалось переиграть чемпиона мира по шахматам Хосе Рауля Капабланку.

Сочинения

Основная статья: Список произведений Сергея Прокофьева (по опусам)

Основная статья: Список произведений Сергея Прокофьева (по жанрам)

Оперы

  • «Пир во время чумы»
  • «Маддалена» (1911; 2-я редакция 1913)
  • «Игрок» (по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва)
  • «Любовь к трём апельсинам» (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград)
  • «Огненный ангел» (по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь; 2011, Москва)
  • «Семён Котко» (1940, Москва)
  • «Обручение в монастыре» (опера) («Дуэнья», по Р. Шеридану, 1946, Ленинград)
  • «Война и мир» (по Л. Н. Толстому), 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же; 2012, Москва)
  • «Повесть о настоящем человеке» (по Б. П. Полевому, концертное исполнение 1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва)
  • «Далёкие моря» по В. А. Дыховичному, не окончена (сохранилась первая картина, написанная летом 1948; концертное исполнение 2009, Москва)
  • «Борис Годунов» по А. С. Пушкину, концертное исполнение 2010, СПб

Балеты

  • «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (, Париж)
  • «Стальной скок» (, Париж)
  • «Блудный сын» (, там же)
  • «На Днепре» (, там же),
  • «Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, (, Брно; , Ленинград),
  • «Золушка» (, Москва)
  • «Сказ о каменном цветке» (по П. П. Бажову, (, Москва, , Ленинград)

Вокально-симфонические произведения

  • Семеро их, халдейское заклинание для солиста, хора и оркестра (слова К. Д. Бальмонта в переделке Прокофьева, 1917—1918)
  • К XX-летию Октября, кантата (текст-монтаж П. П. Сувчинского и самого Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, 1936—1937)
  • Александр Невский, кантата (слова Прокофьева и В. А. Луговского, 1939)
  • Здравица, кантата к 60-летию Сталина (слова «народные», 1939)
  • Зимний костёр, сюита (слова С. Я. Маршака, 1949)
  • На страже мира, оратория (слова С. Я. Маршака, 1950)
  • Александр Невский, кантата (op 78., 1938)

Для оркестра

  • Симфония № 1
  • Симфония № 2
  • Симфония № 3
  • Симфония № 4
  • Симфония № 5
  • Симфония № 6
  • Симфония № 7
  • Ала и Лоллий (Скифская сюита, 1915),
  • Петя и волк (Симфоническая сказка,1936)
  • Два пушкинских вальса (1949), различные сюиты, поэмы, увертюры и др.;

Инструментальные концерты

  • Шесть концертов для фортепиано с оркестром (1912; 1913 (2-я редакция 1923); 1921; 1931 (для левой руки); 1932; 1952 (для двух фортепиано, не окончен)
  • Два концерта для скрипки с оркестром (1917, 1935)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1938)
  • Симфония-концерт для виолончели с оркестром (новая редакция предыдущего концерта, 1952)
  • Концертино для виолончели с оркестром (1952, не окончено)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • Две сонаты для скрипки и фортепиано (Вторая — переложение Сонаты для флейты и фортепиано)
  • Соната для скрипки соло
  • Соната для двух скрипок (1932)
  • Соната для виолончели и фортепиано
  • Соната для флейты
  • Два струнных квартета

Произведения для фортепиано

  • Соната № 1 фа минор — ор.1 (—)
  • 4 этюда для фортепиано — ор.2 ()
  • 4 пьесы для фортепиано — ор.3 (—)
  • 4 пьесы для фортепиано — ор.4 ()
  • Концерт № 1 ре бемоль мажор для фортепиано с оркестром — ор.10 (—)
  • Токката Ре-минор — ор.11 ()
  • 10 пьес для фортепиано — ор.12 (—)
  • Соната № 2 ре минор — ор.14 ()
  • Концерт № 2 соль минор для фортепиано с оркестром — ор.16 (—)
  • «Сарказмы» — ор.17 (—). Первое исполнение в 1916 году. Пять пьес цикла организованы с чередованием наступательных скерцозных (нечётные номера пьес) и призрачно-фантастических образов (чётные номера пьес).
  • «Мимолётности» — ор.22 (—)
  • Концерт № 3 до мажор для фортепиано с оркестром — ор.26 (—)
  • Соната № 3 ля минор — ор.28 (—)
  • Соната № 4 до минор — ор.29 (—)
  • «Сказки старой бабушки» — ор.31 ()
  • 4 пьесы для фортепиано — ор.32 ()
  • Соната № 5 до мажор — ор.38 ()
  • Дивертисмент — ор.43b ()
  • 6 транскрипций для фортепиано — ор.52 (—)
  • Концерт № 4 (для левой руки) для фортепиано с оркестром — ор.53 ()
  • 2 сонатины для фортепиано — ор.54 (—)
  • Концерт № 5 соль мажор для фортепиано с оркестром — ор.55 ()
  • 3 пьесы для фортепиано — ор.59 (—)
  • «Музыка для детей» — ор.65 ()
  • «Ромео и Джульетта» — 10 пьес для фортепиано — ор.75 ()
  • Соната № 6 ля мажор — ор.82 (—)
  • Соната № 7 си бемоль мажор — ор.83 (—)
  • Соната № 8 си бемоль мажор — ор.84 (—)
  • 3 пьесы для фортепиано — ор.96 (—)
  • «Золушка» — 10 пьес для фортепиано — ор.97 ()
  • «Золушка» — 6 пьес для фортепиано — ор.102 ()
  • Соната № 9 до мажор — ор.103 ()

Также: романсы, песни; музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.

Краткая биография Прокофьева. Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Прокофьев – знаменитый русский композитор . Родился Сергей Сергеевич 11 апреля 1891 года, в селе Красное. Сегодня это село часть Донецкой области.

Отец его — Сергей Алексеевич был ученым агронимом. Мать — Мария Григорьевна была родом из крепостных Шереметева. Хорошо играла на пианино.

Музыкой Сергей Прокофьев начал заниматься с раннего детства. Он даже сочинял произведения: пьесы, вальсы, песенки. А в 10 лет написал две оперы: «На пустынных островах» и «Великан». Родители Прокофьева стали брать частные уроки музыки для сына.

Будучи тринадцатилетним мальчиком, Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Учителями Сергея Прокофьева в столице, стали такие известные музыкальные деятели, как Римский-Корсаков , Есипова, Лядов.

В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию, как композитор, а отучившись еще пять лет — получил образование пианиста, золотую медаль и премию Рубенштейна.

В 1908 году Прокофьев начал выступать как пианист, через три года появились его первые нотные публикации, а еще через два года Прокофьев отправился на зарубежные гастроли.

Музыкальные критики называли Сергея Сергеевича музыкальным футуристом. Дело, в том, что он был сторонником шокирующих средств выразительности.

Музыка Сергея Прокофьева, на раннем этапе его творчества, обладает всесокрушающей радостной энергией. Однако этому творчеству не чужда и простая, стеснительная лирика.

Во многих своих произведениях, Сергей Прокофьев старается отобразить, так называемую общительность музыкального языка, показать богатство контрастов.

Творчество композитора представляет собой симбиоз лирики, юмора, иронии. Прокофьев пишет музыку для балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», а так же несколько романсов на слова Анны Ахматовой .

В начале 1918 года Сергей Прокофьев покидает свою Родину . Четыре года композитор жил в Америке, потом уехал в Париж. В эмиграции композитор плодотворно и кропотливо работал. Плодами его трудов стали опера «Любовь к трем апельсинам», концерт номер 3 для фортепьяно с оркестром, соната номер пять для фортепьяно и многие другие.

В 1927 году Прокофьев дает гастроли в СССР. Концерты в Москве, Киеве, Харькове и Одессе имели огромный успех. После этого, гастроли Прокофьева в «бывшей Родине» участились.

В 1936 году Сергей Сергеевич возвращается в Россию, композитор остался жить в Москве. В этом же году закончил работу над балетом «Ромео и Джульетта». В 1939 году Прокофьев представил публике кантату «Александр невский». На 60-летие Сталина, он написал кантату – «Здравица».

В годы Великой Отечественной Войны , композитор написал балет «Золушка», а также несколько потрясающих симфоний. Особое место занимает опера по роману Л.Толстого «Война и мир».

Не стало Великого русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева 5 марта 1953 года. Умер знаменитый деятель культуры в один день с товарищем Сталин ым, поэтому его смерть прошла для общества почти не заметно. В 1957 году Прокофьеву, посмертно, была присуждена Ленинская премия.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из самых известных русских композиторов 20 века.

Николай Андреевич Римский-Корсаков Николай Римский-Корсаков – один из величайших русских композиторов 19 века. Имя его имеет

Сергей Васильевич Рахманинов В 19 веке Российская Империя бурно развивалась. Активно проходили реформы Александра II, общество

Помните! Через века, через года помните! Прокофьев Александр Николаевич Помните! Через века, через года, — помните! О тех, кто уже не придет никогда, — помните!

Санкт-Петербургская Консерватория Консерватория в Санкт-Петербурге является одним из старейших музыкальных учебных заведений России.

Годы обучения в Петербургской консерватории

В консерватории Прокофьев учился композиции и гармонии у Римского-Корсакова и у Лядова, а игре на фортепиано — у Есиповой. Живой, любознательный, острый и даже едкий на язык, он приобретает не только множество друзей, но и недоброжелателей. В это время он начинает вести свой знаменитый дневник, который закончит только с переездом в СССР, подробно записывая почти каждый день своей жизни. Прокофьев интересовался всем, но больше всего его занимали шахматы. Он мог часами простаивать на турнирах, наблюдая за игрой мастеров, и сам достиг в этой области значительных успехов, чем невероятно гордился.

Фортепианное творчество Прокофьева пополнилось в это время Первой и Второй сонатами и Первым концертом для фортепиано с оркестром. Стиль композитора определился сразу — свежий, абсолютно новый, смелый и дерзкий. Он, казалось, не имел ни предшественников, ни последователей. На самом деле это, конечно, не совсем так. Темы творчества Прокофьева вышли из недолгого, но весьма плодотворного развития русской музыки, логически продолжая путь, начатый Мусоргским, Даргомыжским и Бородиным. Но, преломившись в энергичном уме Сергея Сергеевича, они породили совершенно самобытный музыкальный язык.

Впитав в себя квинтэссенцию русского, даже скифского духа, творчество Прокофьева действовало на слушателей как холодный душ, вызывая либо бурный восторг, либо возмущённое неприятие. Он в буквальном смысле ворвался в музыкальный мир — Петербургскую консерваторию он закончил как пианист и композитор, сыграв на выпускном экзамене свой Первый фортепианный концерт. Комиссия в лице Римского-Корсакова, Лядова и других пришла в ужас от вызывающих, диссонирующих аккордов и бьющей наповал, энергичной, даже варварской манеры игры. Однако они не могли не понять, что перед ними мощное явление в музыке. Оценка высокой комиссии была пять с тремя плюсами.

Детство и учёба в консерватории

В конце 19 века была в Российской империи Екатеринославская губерния, а в ней Бахмутский уезд. Вот в этом уезде 23 апреля в 1891 году в селе, или, как тогда было принято называть, имении Сонцовка родился Сергей Прокофьев (ныне его родина больше известна всему миру, как Донбасс).

Его папа Сергей Алексеевич учёный-агроном, на момент рождения сына работал управляющим в имении у помещика. В семье до этого были рождены две девочки, но они умерли в младенческом возрасте

Поэтому мальчик Серёжа был очень долгожданным ребёнком и родители отдали ему всю свою любовь, заботу и внимание. Воспитанием практически полностью занималась мама мальчика Мария Григорьевна

Она из крепостного рода Шереметовых, где детей с раннего возраста обучали музыке и театральному искусству (причём не просто так, а на самом высоком уровне). Мария Григорьевна тоже была пианисткой.

Это и повлияло на то, что маленький Серёжа уже в 5 лет занимался музыкой, и постепенно в нём стал проявляться дар сочинительства. Он придумывал музыку в виде пьес и песенок, рондо и вальсов, а мама писала за ним. Как вспоминал композитор, самым сильным детским впечатлением для него оказалась поездка в Москву с мамой и папой, там они были в театре и слушали «Князя Игоря» А. Бородина, «Фауста» Шарля Гуно. Увидев «Спящую красавицу» П.Чайковского, мальчик вернулся домой просто одержимым скорее написать что-то подобное. Уже в десять лет он пишет два произведения под названиями «Великан» и «На пустынных островах».

Второй московский приезд Серёжи был в начале зимы 1901 года. Его слушал профессор консерватории Танеев С. Опытный педагог заметил талант у ребёнка и порекомендовал заниматься музыкой со всей серьёзностью и систематичностью. Летом в село Сонцовку приехал в будущем известный композитор Рейнгольд Глиэр. Он недавно окончил консерваторию, получил золотую медаль и по рекомендациям Танеева прибыл в имение. Он обучал маленького Прокофьева музыкальным теориям импровизации, гармонии, композиции, стал помощником в написании произведения «Пир во время чумы». Осенью Глиэр вместе с Марией Григорьевной, мамой Серёжи, снова повезли ребёнка в Москву к Танееву.

По поводу талантливого мальчика было принято решение, и Сергей становится учеником Петербургской консерватории. Его учителя – А.Н.Есипова, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, Н.Н. Черепнин. В 1909 году он заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 году как пианист. По окончании консерватории Прокофьев получил золотую медаль. А на выпускных экзаменах комиссия единогласно присудила ему премию им. А. Рубинштейна – рояль «Шредер». Но он не ушёл из консерватории, а продолжил заниматься по классу органа до 1917 года.

С 1908 года солировал, исполнял собственные произведения. После окончания консерватории Прокофьев впервые поехал в Лондон (такой подарок обещала ему мама). Там он знакомится с Дягилевым, который в то время устраивал во французской столице «Русские сезоны». С этого момента молодому музыканту открылась дорога в популярные европейские салоны. Его вечера с фортепиано имели в Неаполе и Риме огромный успех.

С детства характер Сергея не был простым, это даже нашло отражение в его ранних произведениях. Во время учёбы в консерватории он частенько эпатировал окружающих своим внешним видом, всегда старался захватить лидерство и находиться в центре внимания. Люди, знавшие его в те годы, отмечали, что он всегда выглядел особенно. У Прокофьева был отменный вкус, он очень красиво одевался, позволяя себе при этом яркие цвета и броские сочетания в одежде.

Много позже о нём скажет Святослав Рихтер:

«Однажды солнечным днём я гулял на Арбате и встретил необычайного человека, который нёс в себе силу и вызов, прошёл мимо меня как явление. Он был в ботинках ярко-жёлтого цвета и красно-оранжевом галстуке. Я не удержался, обернулся и посмотрел ему вслед. Это был Сергей Прокофьев».

Сотрудничество с Эйзенштейном

С. С. Прокофьев участвовал в создании гениальных произведений киноискусства совместно с Эйзенштейном. Это доказала премьера кинокартины «Александр Невский». С. Эйзенштейн отмечал кристаллическую чистоту и лаконичный стиль музыки Прокофьева С.

После этого сотрудничество продолжилось над кинокартиной «Иван Грозный», однако работа была подвергнута строгой цензуре со стороны Сталина. Работа же над фильмом «Любовь поэта» закончилась из-за смерти Эйзенштейна. Творчество Прокофьева в кино обогатило возможности звукозрительного контрапункта экрана.

Мировая классика признаёт Сергея Сергеевича Прокофьева русским музыкальным новатором, проводником национальных традиций. В честь великого новатора музыки открыты памятники, музеи, названы улицы, музыкальные учебные заведения и даже кратер на Меркурии.

Увековечение памяти композитора

  • Музей С. С. Прокофьева — первый музей Прокофьева, который был открыт в 1966 году в музыкальной школе № 1 им. С. С. Прокофьева в Москве (Токмаков переулок, 8). Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве композитора, в ней представлены вещи, окружавшие композитора, книги и ноты, пианино, мебель и фотоматериалы семьи Прокофьева.
  • Северодонецкое областное музыкальное училище имени С. С. Прокофьева — открыто 1-го июня 1966 года (г. Северодонецк Луганской области).
  • Музей С. С. Прокофьева — открыт 24 июня 2008 года по адресу Камергерский переулок, д 6/5 в квартире № 6, где жил, работал и скончался С. С. Прокофьев. В музее собраны нотные и литературные автографы композитора, редкие фотографии, документы и личные вещи Прокофьева.
  • Международный конкурс имени Сергея Сергеевича Прокофьева в Санкт-Петербурге, который ежегодно проводится по трем специальностям: композиция, симфоническое дирижирование и фортепиано.
  • Памятник Прокофьеву возле музыкальной школы им. Прокофьева в Москве.
  • Памятник и концертный зал им. Прокофьева в Челябинске.
  • Концертный зал им. Прокофьева Донецкой областной филармонии
  • Донецкая государственная музыкальная академия им. С. С. Прокофьева
  • Симфонический оркестр им. Прокофьева Донецкой областной филармонии
  • Северодонецкое областное музыкальное училище имени С. С. Прокофьева
  • Улица Прокофьева в г. Сумы (Украина)
  • Музей Прокофьева (на родине композитора) в селе Красное Красноармейского района Донецкой области (Украина) был открыт к 100-летию Прокофьева в 1991 г.
  • В 1991 году была выпущена памятная монета СССР, посвященная столетию со дня рождения С. С. Прокофьева.
  • В 1991 году в Советском Союзе был поставлен документальный фильм о Прокофьеве «Сюита жизни»
  • В 2011 году именем Прокофьева назван международный аэропорт в Донецке.
  • В 2003 году вышел документальный фильм «Гений Прокофьев»
  • 2012 году открыт международный аэропорт имени Сергея Прокофьева в городе Донецке, Украина

Год Прокофьева в России

2016 год в нашей стране по предложению В. В. Путина носил имя Прокофьева в связи с празднованием его 125-летия. Всё музыкальное содружество отмечал это событие.

Торжественное открытие мероприятия состоялось в Мариинском театре. Завершился же год концертом «Прокофьев – ГАЛА ».

В программе юбилейного года были предусмотрены:

  • ВДНХ-выставка,
  • экспозиции в различных музеях,
  • фестивали работ студентов,
  • научно-практический музыкальный Форум и другие.

Мероприятия в течение года были представлены ярко и нестандартно. Они помогли современникам (с акцентом на молодёжную аудиторию) открыть красоту и притягательность творений великого музыканта.

Композитор

Если не считать ранние, то есть детские работы, то с самого начала сочинительства Сергей Прокофьев проявил себя как новатор музыкального языка. Его гармонии были настолько насыщены звуками, что это не всегда находило положительный отклик у публики. Например, в 1916 году, когда в Петербурге впервые исполнялась Скифская сюита, многие слушатели уходили из концертного зала, так как музыка обрушилась на них, словно природная стихия, и вызвала в душе страх и жуть.

Композитор Сергей Прокофьев

Прокофьев достигал такого эффекта за счет сочетания сложной, часто диссонирующей, полифонии. Особенно явно подобный эффект слышен в операх «Любовь к трём апельсинам» и «Огненный ангел», а также во Второй и Третьей симфониях.

Но постепенно стиль Сергея Сергеевича становился спокойнее, умереннее. К откровенному модерну он добавил романтизм и в результате сочинил самые знаменитые произведения, вошедшие в мировую летопись классической музыки. Более светлые и мелодичные гармонии позволили признать шедеврами балет «Ромео и Джульетта» и оперу «Обручение в монастыре».

А симфоническая сказка «Петя и волк», написанная специально для Центрального детского театра, и вальс из балета «Золушка» и вовсе стали визитными карточками композитора и до сих пор, наряду с Седьмой симфонией, считаются вершиной его творчества.

Нельзя не упомянуть и музыку для фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный», с помощью которой Прокофьев доказал, что может писать в иных жанрах. Интересно, что для западных слушателей и музыкантов именно композиции Сергея Прокофьева являются воплощением русской души. В таком ракурсе использовали его мелодии, например, британский рок-музыкант Стинг и американский кинорежиссёр Вуди Аллен.

Произведения

Ни одна работа о творчестве Прокофьева, ни одна из многочисленных рецензий и статей о его стихах не обходится без определений «самобытный», «неповторимый», «своеобразный»

  • На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известна «Товарищ» (музыка О. Б. Иванова, первая песня композитора, стихотворение Прокофьева было посвящёно А. Крайскому), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. В. Пушкова) из одноимённого кинофильма.
  • На стихи Прокофьева композитор Георгий Свиридов написал хоровую поэму «Ладога».
  • В 2003 году в честь празднования 1250-летия Старой Ладоги петербургский композитор Владислава Малаховская написала 3 хора на стихи А. А. Прокофьева.

Краткая биография Прокофьева. Детские годы

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля) 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (современной Донецкой области Украины). Родители маленького Сережи любили музыку, а рано проявившийся у сына интерес к ней охотно поощряли.

Отец Прокофьева, Сергей Алексеевич Прокофьев — выпускник Петровской сельскохозяйственной академии, ученый-агроном, управляющий имением одного из своих бывших однокурсников Д.Д. Сонцова.

Мать, Мария Григорьевна (в девичестве Житкова) — уроженка Санкт-Петербурга, хорошо образованная, способная пианистка. Именно мать заметила одаренность своего маленького сына. Сергей вначале внимательно слушал игравшую на фортепиано Марию Григорьевну, а затем и сам стал пробовать играть незамысловатые мелодии.

Произведения Шопена и Бетховена в исполнении матери чаще всего звучали в доме Прокофьевых.

Уже в пятилетнем возрасте Сережа сочинил маленькую пьеску для фортепиано, названную им «Индийский галоп». Мария Григорьевна, первая музыкальная наставница сына, записала ноты этого произведения. А затем она научила Сергея самостоятельно записывать мелодии сочиняемых пьес, которые мальчик называл «песенками».

Первые общеобразовательные уроки Сергей также получал дома. Математике его обучал отец, языкам — мать. Сережа всерьез был увлечен шахматами (интерес к этой игре он пронесет через всю свою жизнь) и литературным творчеством.

Зимой 1900 года после прослушивания в Москве опер «Фауст» и «Князь Игорь», находясь под необыкновенным впечатлением от классической музыки, девятилетний Сергей решает и сам написать серьезное произведение. «Великан», так называлась первая опера маленького композитора. Мария Григорьевна понимала, что одаренного сына необходимо показать авторитетному музыканту, и зимой 1902 года мальчика везут в Москву, где отрывки произведений в исполнении юного автора прослушивает С.И. Танеев. Композитор, удивленный дарованием Сережи, просит Р.М. Глиэра позаниматься с мальчиком теорией композиции.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий