Биография а.с.пушкина кратко для детей

Краткая биография Пушкина для детей

Малышам-дошкольникам будет интересен и понятен период раннего детства Пушкина.

Им можно кратко рассказать основное из биографии поэта и сказочника того времени, когда он еще жил дома с родителями и находился под присмотром любимой няни Арины Родионовны.

Биографию поэта по датам пересказывать ребятам не стоит, поскольку многое им будет неясно. Ссылки, гонения, дуэль – все это слишком сложно для понимания в столь юном возрасте.

Маленький Саша Пушкин часто гулял в парке, где однажды увидел царя Павла Первого, который велел снять с ребенка картуз, дабы убедиться в верноподданических чувствах россиян, даже малышей, к своей особе.

Саша любил слушать сказки няни, а также бабушки Марии Алексеевны. А еще мальчик научился читать годам к 6. С ровесниками играть не любил, а часто вместо этого задумывался где-то в уголке – наверное, начинал придумывать свои первые стихотворения.

Что еще можно поведать детям помимо фактов из его биографии? Лучше всего будет просто прочесть отрывки сказок – про Лукоморье и ученого кота, про белку, которая грызет алмазные орешки. Так дети впервые попадут в волшебный мир Пушкина-сказочника.

На юге (1820—1824)

Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений, несовместимых со статусом государственного чиновника. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.

По пути к новому месту службы Александр Сергеевич заболевает воспалением легких, искупавшись в Днепре. Для поправления здоровья Раевские вывозят в конце мая 1820 года больного поэта с собой на Кавказ и в Крым. Лишь в сентябре он прибывает в Кишинёв. Новый начальник снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя подолгу отлучаться ему и гостить у друзей в Каменке (зима 1820—1821), выезжать в Киев, путешествовать с И.П. Липранди по Молдавии и наведываться в Одессу (конец 1821). В Кишинёве Пушкин вступает в масонскую ложу «Овидий», о чём сам пишет в своем дневнике.

Если поэма «Руслан и Людмила» была итогом школы у лучших русских поэтов, то первая же «южная поэма» Пушкина «Кавказский пленник» (1822 г.) поставила его во главе всей современной русской литературы, принесла заслуженную славу первого поэта, неизменно ему сопутствующую до конца 1820-х гг. Позже выходит другая «южная поэма» «Бахчисарайский фонтан» (1824). Поэма получилась фрагментарной, словно таящей в себе нечто недосказанное, что и придало ей особую прелесть, возбуждающую в читательском восприятии сильное эмоциональное поле. Вместе с тем поэт пытается обратиться к российской древности, наметив планы поэм «Мстислав» и «Вадим» (последний замысел принял и драматургическую форму), создаёт сатирическую поэму «Гавриилиада» (1821), поэму «Братья разбойники» (1822; отдельное издание в 1827). Со временем в Пушкине созрело убеждение (поначалу безысходно трагическое), что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. В таком ключе был начат в мае 1823 в Кишинёве роман в стихах «Евгений Онегин»; финал первой главы романа предполагал историю путешествия героя за пределами родины по образцу поэмы Байрона «Дон Жуан». В «южный» период творчества расцвел романтизм Пушкина, и произведения этих лет укрепили за ним славу первого русского поэта благодаря ярким характерам и непревзойденному мастерству, а также созвучности настроениям передовых общественных кругов. Но в творчестве поэта зреет кризис, связанный с разочарованием в просветительской идее торжества разума и раздумьями о трагических поражениях революционных движений в Европе.

Пока же в июле 1823 года Пушкин добивается перевода по службе в Одессу в канцелярию графа Воронцова. Именно в это время он сознаёт себя как профессиональный литератор, что предопределилось бурным читательским успехом его произведений. Интрижка с женой начальника и неспособность к государственной службе, приводит к тому, что поэт подаёт прошение об отставке. В результате в июле 1824 года отстранён от службы и направлен в псковское имение Михайловское под надзор родителей.

1.5 «Годы скитаний» (1826-1830)

Последние дни в Михайловском он доживал с трудом. Он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Его знакомые и друзья числились в списках государственных преступников, их ждало суровое наказание, а пятеро из них было казнено. Пушкин не забудет их. На страницах его рукописей возникнут впоследствии быстрые рисунки пяти повешенных. Он посвятит декабристам немало стихотворных строк.

Все лето 1826 года прошло в тяжелых и мучительных раздумьях. А третьего сентября прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где короновался на царство Николай I .

8 сентября 1826 года Пушкин вошел в кабинет царя в Чудовом монастыре. Беседа продолжалась около двух часов. Пушкин обещал царю воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам.

Николай I разрешил жить поэту в обеих столицах и вызвался быть единственным цензором его сочинений. Поэт в свою очередь надеялся убедить царя пойти по пути реформ, и простить декабристов. Но надежды на перемену политических взглядов Пушкина не оправдались: он вовсе не намеревался стать официальным поэтом.

За каждым его шагом бдительно следили: письма поэта просматривались, Свободные поездки по стране ему не разрешались, он не имел право публично читать свои рукописи, не смотря на обещания Николая I.

Произведения:

«Во глубине сибирских руд» (1827), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии…» (1829), «Я Вас любил…» (1829) и др.

Биография Пушкина

Родился в 1799 году, в городе Москва. Его семья принадлежала к дворянскому роду, а корни уходят глубоко в Африку к прадеду Абраму Петровичу Ганнибалу.

Семья была большая и кроме маленького Саши у родителей был ещё один сын Лев и дочь Оля. Отношения с отцом у Пушкина не складывались, поэтому с ним занимались воспитатели. Александр Сергеевич часто приезжал к своей бабушке на лето в деревню, там он познакомился с няней Ариной Родионовной, которой в дальнейшем посвятил несколько стихотворений. Няня была ем как вторая мать, которая разделяла все печали и радости будущего поэта.

Обучение в Царском селе стало одним из самых важных событий в жизни Пушкина. Здесь он знакомится с друзьями, о которых будет вспоминать всю жизнь и посвящать им многие свои работы. Также в лицее юный поэт пишет свои первые работы, и ему дают разрешение на их публикацию. В 1814 году он становится членом литературного общества «Арзамас», основателем которого был Петр Андреевич Вяземский.

Александр Сергеевич зачитывался произведениями Вольтера, а также отечественными работами писателей Д. И Фонвизина и А. Н Радищева. Именно они стали толчком в литературной карьере молодого Пушкина. В 1817 году он заканчивает Царскосельский лицей и начинает работать в коллегии по иностранным делам, но через 2 года уходит с этого места.

Начиная с 1819 года, двадцатилетний поэт является членом еще одного литературного кружка – «Зеленая лампа». Там он знакомится с работами своих современников и трудится над написанием сказки «Руслан и Людмила».

Произведение «Кавказский пленник» делает его известным среди широких и узких кругов, а работа «Евгений Онегин», опубликованная только в 1833 году приносит ему огромный успех. В этот период были также написаны многие известные его произведения, которым посвятил большое количество времени. Он изучает переломные моменты в жизни России, восславляет её в своих стихах и романах. В 1826 году пишет просьбу о переводе в Одессу и там проводит большое количество времени. Встречает свою первую любовь – княгиню Воронцову. Их союзу пытались помешать и на Пушкина постоянно пишут доносы властям, от чего положение поэта значительно ухудшается.

Отец узнает, что Александра Сергеевича считают предателем государства и отстраняется от сына. В этот период он постоянно находится с друзьями, старается не приходить домой.

Зимой 1926 года Пушкину сообщают, что император Николай 1 желает видеть поэта. Встреча оказалась доброжелательной и с него снимают все обвинения о политических заговорах.

В 1830 году происходит событие, которое отражено в последующих его работах – писатель влюбляется в юную Гончарову, дочь известного дворянина. Через год они играют свадьбу, а уже спустя 5 лет в семье Пушкиных было четверо детей.

Положение Александра Сергеевича крайне тяжелое, так как ему трудно обеспечить жену и детей. Он пытается опубликовать, ранее написанную «Пиковую даму», но это не приносит успеха писателю.

Далее его литературная карьера заметно падает вниз, за ним начинают следить и обвинять в предательстве властей. К Пушкину приходит идея выпустить свой журнал «Современник», что не оправдало надежд поэта.

В 1837 за Натальей Гончаровой начинает ухаживать французский политик Дантес. Первый раз дуэль, на которую Дантеса вызвал Пушкин, не состоялась, так как друзья помогли уладить конфликт, но во второй раз он был убит. Его пытались спасти, но ранение было смертельным и через сутки Александр Сергеевич скончался. За всю жизнь поэт участвовал в 20 дуэлях, но в последней погиб, защищая честь любимой женщины.

1, 2, 3, 4, 5, 6 класс Творчество интересные факты

1.6 Болдинская осень (1830)

Весной 1829 года Пушкин получает согласие на брак с Н.Н.Гончаровой. Летом 1830 года поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. Там ему пришлось пробыть не месяц, как предполагалось, а целых три: началась эпидемия холеры.

Вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным взлетом пушкинского гения. Он закончил роман «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», «Историю села Горюхина», несколько небольших драматических произведений, названных им «маленькими трагедиями», народно-лирическую драму «Русалка», поэму «Домик в Коланне», «Сказку о попе и работнике его Балде» и несколько лирических стихотворений.

Известный доносчик и агент Ф.Б. Вулгарин в 1830 году опубликовал фельетон, в котором утверждал, что Пушкин «в своих сочинениях не обнаружил не одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины…». В журналах пишут об упадке его таланта, обвиняют в подражательстве, бессовестно клевещут на него и унижают его человеческое достоинство.

Травля началась. Пушкин принял вызов. Он не мог не ответить на наглые выпады журналистов, а правительство в свою очередь не упускало случая, чтобы не напомнить поэту о своем недоверии. Все это определяло отношение поэта к русской жизни николаевского царствования.

Лирика Пушкина в Болдинскую осень достигает невиданных идейно-художественных высот.

Жизнь и творчество Пушкина

Александр Сергеевич жил в непростую эпоху – его юность пришлась на период, когда после войны 1812 года Россия глотнула воздуха свободы, увидела, как и чем живет Европа.

Сравнение оказалось явно не в пользу России. Молодежь ощутила прилив сил, а самая передовая ее часть решилась на радикальные перемены.

И пусть путь, каким пошли декабристы, оказался нелепым и трагическим, но это была отчаянная попытка сделать самодержавную Русь свободной, великой страной, населенной смелыми и вольными людьми.

Молодой поэт не мог не проникнуться этими идеями. Он сам выразился о собственной роли очень ясно: «А я – беспечной веры полн – певцам я пел…». В этот период создано много самых ярких гражданских стихов.

А потом пришла зрелость. С нею, как водится, – мудрость и …отрезвление. Пушкин понимает: Россия не готова к переменам. Отныне его увлекает история. Он много читает, беседует с философами, переводит, пишет прозу.

Его талант не угас, как полагали некоторые: он просто заиграл новыми гранями. Только этот блеск увидеть было дано не всем. Неудивительно: великое видится на расстоянии.

Основное для поэта – не даты его биографии. Конечно, их можно выучить наизусть, но если при этом не вникнуть в суть происходившего в мире, в России и в душе нашего гениального соотечественника, то это ничего не даст. Главное – уловить и проанализировать эту взаимосвязь.

В Википедии представлена достаточно полная биография Пушкина по нескольким источникам. Освещены все важные вехи и главные даты:

  • период детства в отцовском доме,
  • лицейские годы,
  • молодость: ссылка на юг, а затем – в Михайловское,
  • жизнь «на свободе» (на деле – под постоянным надзором полиции),
  • «Болдинская осень»,
  • женитьба,
  • литературная и журналистская работа,
  • дуэль, смертельное ранение.

1.2 Лицей (1811-1817)

В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей, на который возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам.

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года.

В свободные от уроков часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Всех охватило глубокое патриотическое воодушевление. Оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу.

После заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали встречаться с ними. Пушкин познакомился с П.Я.Чаадаевым, блестящим гусарским офицером, философом, человеком острого ума, мятежного духа и поистине революционного темперамента, который с увлечением говорил о пагубности самодержавия. Юный лицеист восхищался им. Он гордился знакомством с ним и горько сожалел о том, что судьба не представила этому умному и образованнейшему человеку обширного поля государственной деятельности.

Пушкину хотелось скорее принять участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. В его стихотворениях все чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество в лицее.

Эту грусть скрашивала дружба лицеистов, которая питалась патриотическими чувствами, а так же играми, забавами и общими духовными интересами. Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Надолго запоминал серьезные обиды, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство – этого он не прощал.

А.С. Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но его шутки никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей.

Особенно мужали и сплачивались лицеисты в спорах и поэтических состязаниях. Педагоги поощряли литературное творчество. Пушкина признали все и именно ему предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 1815 года в присутствии знатных вельмож.

Лицеисты знали, что сам Державин будет среди именитых гостей. Пушкин прочел оду «Воспоминания в Царском селе», где он впервые поставил полную подпись: Александр Пушкин. Его имя стало известно за пределами лицея.

Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Лицейский период запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 года, тесной лицейской дружбой, первыми волнениями сердца, свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы.

Петербург

В ноябре 1833 Пушкин возвращается в Петербург, ощущая необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора.

Накануне 1834 года Николай I производит своего историографа в младший придворный чин камер-юнкера. Единственным выходом из двусмысленного положения, в котором оказался Пушкин, было добиться немедленной отставки. Но семья росла (у Пушкиных родилось четверо детей: Мария, Александр, Григорий и Наталья), светская жизнь требовала больших расходов, последние же книги Пушкина вышли более года назад и большого дохода не принесли, исторические занятия поглощали всё больше времени, жалование историографа было незначительным, и только царь мог разрешить издание новых произведений Пушкина, которые могли бы упрочить его материальное положение. Тогда же была запрещена поэма «Медный всадник».

Чтобы как-то выйти из срочных долгов, Пушкин в начале 1834 быстро дописывает другую, прозаическую петербургскую повесть, «Пиковую даму» и помещает её в журнале «Библиотека для чтения», который платил Пушкину незамедлительно и по высшим ставкам. Она была начата в Болдине и предназначалась тогда, по-видимому, для совместного с В. Ф. Одоевским и Н. В. Гоголем альманаха «Тройчатка».

В 1834 Пушкин подаёт в отставку с просьбой сохранить право работы в архивах, необходимое для исполнения «Истории Петра». Просьба об отставке была принята, но работать в архивах ему было запрещено. Пушкин был вынужден прибегнуть к посредничеству Жуковского, чтобы урегулировать конфликт. За лояльность ему была выдана испрошенная ранее денежная ссуда в счёт пятигодичного жалованья. Эта сумма не покрывала и половины долгов Пушкина, с прекращением выплаты жалованья приходилось надеяться только на литературные доходы. Но профессиональный литератор в России был слишком необычной фигурой. Доход его зависел от читательского спроса на произведения. В конце 1834 — начале 1835 вышло несколько итоговых изданий произведений Пушкина: полный текст «Евгения Онегина» (в 1825—32 роман печатался отдельными главами), собрания стихотворений, повестей, поэм — все эти книги расходились с трудом. Критика уже в полный голос говорила об измельчании таланта Пушкина, о конце его эпохи в русской литературе. Две осени — 1834 (в Болдине) и 1835 (в Михайловском) были менее плодотворны. В третий раз поэт приезжал в Болдино осенью 1834 г. по запутанным делам имения и прожил там месяц, написав лишь «Сказку о золотом петушке». В Михайловском Пушкин продолжал работать над «Сценами из рыцарских времен», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».

Широкой публике, сокрушающейся о падении пушкинского таланта, было неведомо, что лучшие его произведения не были пропущены в печать, что в те годы шёл постоянный, напряжённый труд над обширными замыслами: «Историей Петра», романом о пугачёвщине. В творчестве поэта назрели коренные изменения. Пушкин-лирик в эти годы становится преимущественно «поэтом для себя». Он настойчиво экспериментирует теперь с прозаическими жанрами, которые не удовлетворяют его вполне, остаются в замыслах, набросках, черновиках, ищет новые формы литературы.

1.1 Детство (1799-1811)

А.С.Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии.

Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. А между тем эти черты свидетельствовали о внутренней сосредоточенности мальчика, его полном погружении в свой особый, еще детский, но уже поэтический мир.

Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим «пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом».

Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски. Детям они дали французское воспитание.

В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка. Его учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, сказочница и певунья, и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь.

Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого ребенка. Она развивала поэтическое воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры.

Период Михайловской ссылки

В краткой биографии, которую составляют для детей, обычно пропускают период ссылки в Михайловское. А ведь это годы, которые поэт провел в уединении, когда ничто не отвлекало от чтения и творчества.

Именно в ссылке происходит окончательное формирование молодого человека как личности.

Александр знакомится ближе с тем народом, о котором рассказывала ему няня. Пушкин слушает предания стариков, ходит в красной рубахе на базар, чтобы «подслушать» народный говор, шутит с крестьянскими и дворовыми девушками и парнями, принимает участие в играх.

В Михайловском поэт оценил верность дружбы – к нему приехал Иван Пущин, и это оказалось их последним свиданием.

В Михайловской ссылке он познал мучительную и сладостную любовь к красавице Анне Керн, которая на время стала его музой, благодаря ей родились необычайно прекрасные строки: «Я вас любил – любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем».

Чтобы лучше запомнить самое главное о жизни и творчестве великого поэта, стоит составить краткий конспект биографии. Что туда войдет?

  1. Важные даты (рождение, учеба в лицее, ссылки, знакомство с Натали, дуэль).
  2. Занятия и увлечения Пушкина в разные жизненные периоды.
  3. Главные по значению произведения (на ваш личный взгляд).

1.7 Последние годы жизни (1831-1837)

В ноябре 1830 года Пушкин покидает Болдино. В начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля 1831 состоялось венчание его с Гончаровой. Вскоре с женой он переехал в Петербург.

Правительство в 30-е годы продолжало бдительно следить за пушкинским творчеством, за образом жизни поэта. В 1833 году, когда Пушкин отправился в Оренбург и Казань, следом за ним шла бумага, предписывающая местным властям следить за его поведением.

Пушкин видел, что дела его всё ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение поэта вскоре стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое серьёзное беспокойство: сплетни вокруг имени его жены.

1834 год явился переломным годом жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры. Это звание оскорбило Пушкина – обычно такие звания давались юношам, а А.С. Пушкин был уже не молод. Поэт знал, что этим царь преследует определенные цели. С этого времени Пушкин презрительно отзывается о Николае I.

Пушкин вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение, но придворное звание обязывало посещать балы и вечера.

Летом 1834 года он подал прошение об отставки, но ему пришлось забрать его обратно, так как ему запрещали работать в архивах.

Пушкина травили чёрной завистью, клеветой, сплетнями, и это вело к кровавой развязки. Поэт это знал.

Молодой француз Дантес, усыновлённый бароном Геккерном, зимой 1836 года стал оказывать Наталье Николаевне знаки внимания, Пушкин был взбешен. В начале ноября поэт получил по почте циничный пасквиль, оскорблявший его честь, а также честь Натальи Николаевны. Пушкин пришёл к заключению, что пасквиль послан Геккерном. Он отправил Дантесу вызов на дуэль, но тот заявил, о своей любви к сестре Натальи Николаевны Екатерине и женился на ней.

Свет выступил не на стороне Пушкина. Дантес не переменил отношения к его жене. 25 января Пушкин получил новое анонимное письмо, оскорблявшее его жену, в тот же день, он написал гневное и резкое письмо Геккерну с явным намерением оскорбить посланника и его сына, в ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль.

Дуэль состоялась 27 января 1837 году в нескольких верстах от Петербурга. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ Данзас. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал, но нашёл в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. Поэт воскликнул: «Браво!», однако Дантес был лишь легко ранен.

Истекающего кровью Пушкина положили в карету. Рана оказалась смертельной. Доктора не скрывали от него трагического исхода. 28 января Пушкин простился с женой, детьми, близкими друзьями. В предсмертный час он просил простить своего секунданта. Его последние слова были: «Кончена жизнь». 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут по полудню Пушкина не стало.

В святогорском монастыре 6 февраля 1837 года рядом с могилами деда, бабки и матери Пушкина похоронили.

Произведения: «Осень» (1833), «Медный всадник» (1833), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) и др.

2.
Основные темы лирики А.С.Пушкина

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий