Валерий брюсов

Краткая биография

  1. В 1893 г. молодой Брюсов, очарованный французскими поэтами (Верленом, Бодлером, Малларме), решает посвятить себя распространению символизма в России, о чём пишет в письме Верлену.
  2. В том же году Валерий начинает учиться в Московском университете на историко-филологическом факультете.
  3. В 1894 г. начинающий автор познакомился с другими поэтами-символистами, из которых сильнее всего сдружился с Константином Бальмонтом.
  4. В 1894-95 гг. молодой поэт выпускает сборник «Русские символисты», состоящий из 3-х томов. В них вошли стихи Брюсова (под разными псевдонимами), Миропольского, Добролюбова и др. В последний том вошёл брюсовский моностих, состоящий из одной строки: «О закрой свои бледные ноги». За это стихотворение автора и всех новоиспечённых символистов критики подняли на смех. В прессе вышло огромное количество едких рецензий по этому поводу.
  5. В 1895 г. вышел сборник Брюсова под названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Само название уже вызвало негативную реакцию у критиков и публики, поэта обвиняли в самовлюблённости.
  6. Спустя 2 года выходит новый брюсовский сборник «Me eum esse» («Это я»). В нём, как и в первом, преобладающими темами стихов является отстранённость поэта от «внешнего мира», одиночество, холодность к людям.
  7. В 1899 г. Валерий оканчивает университет и устраивается на работу в журнал «Русский архив» П. И. Бартенева.
  8. В то же время вместе с меценатом Сергеем Поляковым и поэтом Юргисом Балтрушайтисом Брюсов основывает издательство для представителей «нового искусства» и придумывает ему название – «Скорпион».
  9. Следующая книга поэта «Tertia Vigilia» («Третья стража») вышла в «Скорпионе» в 1900 г. и была посвящена другу автора – К. Бальмонту. Именно в этом сборнике в стихах Брюсова появляется урбанистическая тема. Он воспевает новую городскую культуру.
  10. В 1903 г. Брюсов выпустил сборник «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), в котором наиболее ярко проявляются идеи «новой поэзии» и поэтическое искусство автора.
  11. С 1904 г. начинает выходить литературный ежемесячный журнал «Весы». Выпуском журнала руководит Брюсов. Журнал стал самым авторитетным модернистским изданием в России и выпускался до 1909 г.
  12. В декабре 1905 г. издаётся новый сборник «Венок». В него вошли стихи, написанные в период Первой русской революции.
  13. С 1908 г. Брюсов был директором литературно-художественного кружка в Москве.
  14. В Первую мировую войну поэт работал военным корреспондентом от «Русских ведомостей».
  15. Постепенно, с 1910 г., брюсовские стихи, выходящие в новых сборниках, становятся слабее, поэт часто прибегает к само повторам. Исследователи считают время 1910-1916 гг. периодом творческого кризиса поэта.
  16. В 1913 г., как попытка справится с кризисом, выходит экспериментальный сборник Брюсова – литературная мистификация «Стихи Нелли».
  17. В 1915 г. Брюсову заказали подготовить сборник армянской поэзии. Валерий Яковлевич целиком погрузился в работу, контролировал все этапы подготовки книги, перевёл множество стихотворений армянских поэтов, изучал культуру и историю страны. За свой фундаментальный труд поэт в 1923 г. был удостоен звания народного поэта Армении.
  18. После революции Брюсов работал чиновником в Комитете по регистрации печати, потом в Московском библиотечном отделе, в Государственном издательстве и ряде других учреждений.
  19. В 1919 г. Валерий Яковлевич вступил в коммунистическую партию.
  20. С 1919 по 1921 г. возглавлял Президиум Всероссийского союза поэтов, проводил московские поэтические вечера.
  21. С 1921 г. стал профессором Московского государственного университета.
  22. В 1921 г. Валерий Брюсов по предложению А. Луначарского организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и стал его ректором и профессором.
  23. 10.1924 Валерий Яковлевич Брюсов скончался, заболев воспалением лёгких.

Литература

Валерий Яковлевич Брюсов с детства знал свое призвание, поэтому уже в 13-летнем возрасте занимался сочинительством стихов. Яков Кузьмич поддерживал отпрыска во всех начинаниях, поэтому отсылал творческие потуги горячо любимого чада по изданиям и даже отправил его очерк об отдыхе с семьей в детский журнал «Задушевное слово». Написанное одиннадцатилетним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.

Хотя ранние стихотворения Брюсова были сложены на ура, первые рассказы юноши нельзя назвать удачными. Стоит отметить, что, когда юный Валерий брал чернильницу и перо, его вдохновлял классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов. Позже Брюсов стал восторгаться Семеном Яковлевичем Надсоном.

Книги Валерия Брюсова

Примечательно, что уже в 1893 году молодой поэт ставит перед собой цель стать распространителем символизма в России. Символисты старались обличить существование каждой души и наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. Лев Троцкий сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

Взглядам Брюсова предшествовали увлечения французскими поэтами, он наслаждался произведениями Бодлера, Верлена, Малларме и в конечном итоге стал автором драмы «Декаденты» («Конец столетия», 1893). В 1899 году Валерий Яковлевич получил диплом и стал усиленно заниматься литературой и разрабатываем теории символизма. Примерно в то же время Брюсов сблизился с Бальмонтом.

Валерий Брюсов и Константин Бальмонт

Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Константина Дмитриевича. Дошло до того, что в начале 20 века Брюсов посвятил приятелю сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который литературные критики считают первым ростком урбанистического этапа творчества писателя: автор все чаще и чаще воспевает в своих трудах просторы шумного города и скрупулезно описывает даже мельчайшие детали.

Через три года творческая биография Брюсова пополняется сборником гражданской лирики «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В собрание вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения Валерия Яковлевича из «Urbi et Orbi» оказали влияние на Александра Блока, Андрея Белого и Сергея Соловьева.

Валерий Брюсов, Нина Петровская и Андрей Белый

Далее Валерий Яковлевич становится автором сборника «Στεφανος» («Венок», 1905), являющегося, по мнению Брюсова, апогеем его творчества. Все произведения из «Венка» написаны под влиянием ожесточенной революции, которая не могла не сказаться на настроении автора. В этой книге мало стихотворений о любви, но зато выражена активная гражданская позиция поэта.

В 1907 году Валерий Яковлевич становится автором дебютного романа «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы Гете, взятые из «Фауста».

Роман Валерия Брюсова «Огненный ангел»

Позднее творчество Валерия Брюсова соотносят с революцией, причем, судя по произведениям поэта, он, подобно марксистам, начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы, противоречил своему же постулату, изложенному в стихотворении «Юному поэту» (1896).

По мнению литераторов, Валерий Яковлевич стремился под общий гул стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отожествлялась с Маяковским и Игорем Северяниным.

Анализ стихотворения «Творчество» Брюсова

Стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова во многом наполнены символизмом и образностью. Они не всегда понятны читателю с первого раза, в них нужно вникать, перечитывать несколько раз, чтобы полностью осознать и впитать в себя их многогранные смыслы. Для неподготовленного читателя его произведение «Творчество» может показаться бредом умалишенного человека.

«Творчество» было написано в марте 1895 года. Оно вошло в первый сборник стихотворений «Шедевры». В этом стихотворении поэт отображает сам процесс создания чего-то нового, творческий процесс, не совсем понятный обывателю. Именно эта непонятность, образность навевает на читателя ощущение безумия.

В стихотворении нет ни четкого лирического героя, ни логически связанных явлений. Все представляемое – образы, символы, процесс. В некой степени творчество противопоставляется логике, оно эфемерно, нелогично, разорвано. Творческий путь окутан тайной, мраком, размытыми несуществующими созданиями и тенями. Тайна эта раскрывается лишь тогда, когда процесс завершен, когда творец достигает желаемого и являет свое произведение миру.

Подчеркивает необычность и даже некий мистицизм и композиция стихотворения: каждая последняя строка в четверостишии повторяется во второй строке следующего. Это создает некую цикличность, замкнутость созидания. Образы в произведении создаются с помощью своеобразной лексики – «фиолетовые руки на эмалевой стене», «лопасти латаний», «звонко-звучная тишина».

Брюсов использует такие нехарактерные для литературы приемы, как цветопись и звукопись. Весь текст пронизан фиолетовыми и лазурными оттенками, эмалевая стена создает ощущение белого, хотя имеется в виду вовсе не ее цвет, а текстура. Аллитерация создает музыкальность произведения, несмотря на отсутствие какой-либо динамики. В совокупности поэт представляет странный, фантастический мир творческого процесса, наполненный цветом, звуком и, как ни странно, звонко-звучной тишиной.

Произведение написано четырехстопным хореем, стопа двусложная с ударением на 1-м слоге, рифма перекрестная, с чередованием мужской и женской. В качестве литературных приемов используются эпитеты («фиолетовые руки», «на эмалевой стене»), метафоры («звонко-звучная тишина», «месяц обнаженный»), олицетворения («киоски вырастают», «звуки ластятся», «трепещет тень»).

Творчество иллюзорно и бесконечно, его нельзя постичь в полной мере. Иллюзорный образ растает, рассыплется на ярком свету под взором критика, не давая рассмотреть себя стороннему глазу, ибо такова его хрупкая природа.

25 интересных фактов о Валерии Брюсове

  1. Валерий Брюсов (1873-1924) – поэт, драматург, прозаик, литературный критик, историк и переводчик.
  2. Брюсова считают родоначальником русского символизма.
  3. Дед писателя был крепостным, но со временем смог выкупить себя и обрести долгожданную свободу.

  4. Интересен факт, что Валерий Брюсов был склонен к азартным играм. В молодости он даже писал статьи в защиту тотализаторов.
  5. Мальчик рос в атеистической семье, по причине чего до конца дней был атеистом.
  6. Проучившись в гимназии 4 года, Брюсов был исключен из нее за пропаганду атеизма.
  7. В детстве Валерий увлекался творчеством Жюля Верна и Майна Рида (см. интересные факты о Майне Риде).
  8. Впервые Валерий Брюсов всерьез заинтересовался литературой в 13-летнем возрасте.
  9. Поэт коллекционировал марки.
  10. Знаете ли вы, что на протяжении долгого времени Брюсов был зависим от морфия?
  11. Современники поэта говорили, что тот обладал весьма сложным и крутым нравом, вследствие чего ему было тяжело уживаться с людьми.
  12. Первый стих Валерий сочинил в возрасте 8 лет.
  13. Валерий Брюсов являлся большим почитателем творчества Николая Некрасова (см. интересные факты о Некрасове).
  14. Брюсов обычно предпочитал ходить на работу пешком. По его словам, прогулки на свежем воздухе помогали ему черпать вдохновение.
  15. Любопытно, что Валерий Брюсов входил в состав одной из масонских лож.
  16. Какое-то время поэт поддерживал дружеские отношения с Бальмонтом, но позже их дружбе пришел конец. Более того, Брюсов затем неоднократно критиковал творчество Бальмонта (см. интересные факты о Бальмонте).
  17. В период Первой мировой войны (1914-1918) Валерий Брюсов работал военный журналистом.
  18. Интересен факт, что наибольшую известность Брюсов получил благодаря своим стихам, но за годы своей жизни он написал и немало прозаических произведений.

  19. В возрасте 24 лет Валерий Брюсов взял себе в жены Иоанну Рут, с которой прожил до конца дней. Тем не менее, у пары детей так и не родилось.
  20. После Октябрьской революции Валерий Яковлевич стал членом компартии.
  21. Брюсов выполнил переводы книг многих зарубежных писателей, в числе которых были Виктор Гюго, Ромен Роллан, Мольер, Гете, Оскар Уайльд и многие другие (см. интересные факты об Уайльде).
  22. Одно время у Валерия Брюсова был роман с поэтессой Надеждой Львовой. Когда он решил расстаться с ней, девушка совершила самоубийство.
  23. В 50-летнем возрасте за свои заслуги Брюсов удостоился почетной грамоты от правительства СССР.
  24. Валерий Брюсов был популярным литературным критиком, к мнению которого прислушивались многие культурные деятели.
  25. В последние годы жизни в творчестве Брюсова прослеживались ноты разочарования в отношении своего прошлого. Кроме этого писатель был разочарован переменами, которые произошли после революции.

Это были самые интересные факты о Валерии Брюсове. Если вам понравилась данная статья, – поделитесь ею в соцсетях. Если вы вообще любите интересные факты о великих людях, – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Литературно-историческая и переводческая деятельность

В 1898 году Валерий Брюсов, творчество которого известно всем почитателям символизма, познакомился с П. И. Бартеневым. Последний возглавлял редакцию журнала «Русский архив». Так началось их многолетнее сотрудничество, во время которого Валерий занимался комментаторской, публикаторской и литературно-исторической работой. Также на протяжении всей своей жизни Брюсов делал художественные переводы (Т. Готье, О. Уайльд, М. Метерлинк, С. Малларме, П. Верлен, Э. По, Э. Верхарн, И. В. Гёте, Дж. Байрон, армянские поэты, античные авторы и др.). От начала первых работ и до последних переводческая манера Валерия заметно изменилась — переросла от вольных переложений до принципиального буквализма.

Другие биографии:

  • Александр III

    Александр III – Всероссийский император, правивший страной в период с 1 марта 1881 по 20 октября 1894 года. Известен как Царь-Миротворец, так как за все время его правления страна не знала сражений и войн.

  • Бианки Виталий

    Виталий Бианки – знаменитый русский писатель. Он очень любил родную природу и рассказывал о ней в книгах, которые писал для детей. Виталий родился в столице царской России – Петербурге.

  • Фет Афанасий Афанасьевич

    Жил юный поэт в небольшой деревне. Позже обучался заграницей и после приехал в Москву, умело лавируя полученными знаниями.

  • Высоцкий

    Владимир Высоцкий – поэт и актер СССР, автор песен и произведений прозы. Был удостоен Государственный премии СССР, правда уже после смерти.

  • Князь Олег

    Вещий Олег – великий русский князь, окончательно объединивший славянские племена. О происхождении Олега практически ничего не известно. Существуют лишь несколько теорий, основанные на летописных сводках.

Детство и юность

Брюсов Валерий Яковлевич родился 01 (13-го по новому стилю) декабря 1873 г. в Москве в купеческой семье.

Отец будущего поэта, Яков Кузьмич, был сыном бывшего крепостного, сумевшего получить «вольную» и разбогатеть на торговле пробкой. Яков Кузьмич писал стихи, и некоторые из них даже печатали в журналах. Мать, Матрёна Александровна, была дочерью поэта-баснописца Александра Бакулина.

Родители Валерия были атеистами и сторонниками принципов рационального воспитания. Мальчику не разрешали читать сказки и религиозные книги, а в подарок вместо игрушек он часто получал наборы для физических и химических опытов. Зато на научную и другую литературу ограничений не было. Маленький Валера научился читать в 4 года и много времени проводил в отцовской библиотеке.

В 1884 г. было опубликовано первое стихотворение Валерия, которое отправил в журнал его отец.

В возрасте 11 лет мальчика отдали в гимназию Ф. И. Креймана, по результатам экзаменов он был зачислен сразу во 2-й класс. Там он подружился с несколькими ребятами, и они вместе стали выпускать рукописный школьный журнал. Валерий в эти годы очень много писал: стихи, прозу, пробовал свои силы в переводах иностранных авторов. Уже в 13-летнем возрасте он понял, что литература – это его призвание.

Через несколько лет подростка отчислили из гимназии за пропаганду идей атеизма. Брюсов поступил в другую школу – Л. И. Поливанова. В последние годы обучения увлёкся математикой.

Валерий в юности

Основные достижения Брюсова

Брюсов является одним из основоположников русского символизма: его поэтическое наследие имело очень сильное влияние на многих поэтов Серебряного века, которые считали Валерия Яковлевича мэтром символизма и своим учителем: Гумилёв, Мандельштам, Пастернак.

Он мастерски перевёл на русский язык стихи многих зарубежных поэтов.

Валерий Яковлевич одним из первых в русской поэзии поднимает урбанистическую тему — проблемы современного города.

Только произведения Брюсова имеют такую потрясающую стилевую всеохватность, энциклопедизм.

1873 год — рождение

1885–1889 года — обучение в классической гимназии Креймана.

1890–1893 года — обучение в гимназии Л. И. Поливанова.

1892 год — увлечённость Е. А. Масловой.

1893–1899 года — учёба в Московском университете.

1893 год — отношения с Н. А. Дарузес.

1894 год — знакомство с Бальмонтом.

1895 год — сборник «Chefs d’oeuvre».

1897 год — венчание с Иоанной Рунт, сборник «Me eum esse».

1900 год — сборник «Tertia Vigilia».

1903 год — сборник «Urbi et Orbi».

1904 год — начало романа с Ниной Петровской.

1905 год — сборник «Στεφανος».

1908 год — возглавляет Московский литературно-художественный кружок.

1911 год — расход с Петровской, знакомство с Н. Г. Львовой.

1913 год — самоубийство Львовой.

1914 год — военный корреспондент на фронте.

1916 год — сборник «Семь цветов радуги».

1924 год — сборник «Mea», смерть.

Брюсов был филателистом, специализировался на марках колониальных завоеваний европейских государств. Состоял во Всероссийском обществе филателистов, входил в редколлегию журнала «Советский филателист».

Родной брат Брюсова был активным участником поисков Янтарной комнаты.

Известно, что Брюсов пристрастился сначала — к морфию, а потом принимал и героин.

Нина Петровская после разрыва с Брюсовым нищенствовала за границей, пыталась покончить жизнь самоубийством: со второй попытки у неё это получилось.

Вернуться на главную

Сергей Есенин

Александр Блок

Константин Бальмонт

Марина Цветаева

Борис Пастернак

Анна Ахматова

Литературное окружение и прочая деятельность

Во 2-й половине 1890-х существенно расширился круг связей Брюсова в литературном мире (знакомство с Ф. К. Сологубом, К. М. Фофановым, Н. М. Минским, К. Д. Бальмонтом, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, К. К. Случевским и др.). В 1899 году он возглавил издательство «Скорпион», которое поставило перед собой задачу объединить всех людей «нового искусства». В 1904-1909 годах Валерий занимал должность редактора в журнале «Весы». По сути, это издание представляло собой центральный орган русского символизма. В «Весах» Брюсов опубликовал ряд программных теоретических и критических статей, а также рецензий и заметок о русских поэтах. Валерий стал известен как мэтр русского символизма. С другой стороны, Брюсов был не согласен с его теургическим направлением и настаивал на суверенности искусства. Русский поэт отказывался принимать его взаимосвязь с социально-политическими и мистико-теологическими явлениями.

К сожалению, «Весы» закрылись в 1909 году. После этого Валерий возглавил отдел критики журнала «Русская мысль». Там он занялся привлечением авторов-символистов для разрушения обособленности символистской школы в мире литературы.

Детские годы

Будущий поэт увидел этот мир в декабре 1873-го. Один дед мальчика прежде был крепостным, однако в середине девятнадцатого столетия сумел выкупиться и занялся торговлей; второй дед был не чужд делам литературным – он писал басни и даже выпустил собственный сборник, не исключено, что именно от него унаследовал свой талант Валерий Брюсов, биография которого интересна всем поклонникам его творчества.

С книжками мальчик познакомился рано – он научился читать в четыре года и, разумеется, жаждал применять новый навык как можно больше и чаще. В доме была огромная библиотека, и маленькому Валерику не возбранялось ею пользоваться. Однако ни сказок, ни какой-либо другой детской литературы там не водилось. Как позже вспоминал сам Брюсов, родители усиленно оберегали его от «всякой чертовщины», а потому со сказками он знаком не был. Как и с классикой – из художественной литературы в доме водился лишь Некрасов, стихотворения которого маленький Брюсов знал наизусть. Ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Толстого он не читал, но в избытке знакомился с книгами по материализму, происхождению видов, атеизму, в очень раннем возрасте узнал о теории Дарвина. Все потому, что данными темами интересовался его отец, Яков, следовательно, посвященных им книг в домашней библиотеке было с лихвой.

Впрочем, раннее знакомство с естественно-научными трудами не склонило Валерика к увлечению данными науками. Гуманитарный профиль довлел над ним больше, тяга к литературе была сильнее, и, еще будучи крохотным дошколенком, мальчик написал свою первую пьесу в комедийном жанре – «Лягушка». С восьми Валерик начал писать стихи, а в 13 лет, еще учась в гимназии (кстати, гимназий в жизни Брюсова было две – гимназия Креймана, откуда его отчислили за пропаганду атеизма, и гимназия Поливанова, который оказал на юного Брюсова немалое влияние), он уже точно знал, что свяжет свою судьбу исключительно с поэзией и только с ней.

Биография

Столп отечественного символизма, Валерий Брюсов, казалось, был рождён под счастливой звездой. Он рос в обеспеченной семье, получил хорошее образование. Стихи будущий поэт стал писать с 13 лет. Его творческий путь складывался очень успешно, и ещё при жизни Брюсова называли «мэтром».

Впрочем, сам к собственному творчеству Брюсов относился ничуть не скромнее. Поэт был уверен, что рождён для великих дел, что призван оставить потомкам бессмертное наследие. Его стихи, был уверен Брюсов, будут учить в школе, а их автору будут ставить памятники.

В. Брюсов не так уж ошибался: он действительно сделался фактически классиком ещё при жизни. После периода увлечённости французскими символистами молодой поэт нащупал собственную верную линию. Его сборники выходят один за другим, посвящённые, как говорил автор, «не современникам и человечеству», но «вечности и искусству».

После окончания университета В. Брюсов занимался исключительно литературной деятельностью. Он писал и переводил стихи, издал несколько прозаических произведений. Реакция на последние была неоднозначна, но, так или иначе, незамеченными они не прошли. Брюсов был честолюбив, и честолюбие его имело под собой основание: практически все молодые поэты того времени отдавали дань его манере вольными или невольными подражаниями.

Однако уже перед революцией сборники Брюсова оценивались критикой гораздо прохладнее, нежели его ранние работы. Поэт пытается экспериментировать с жанрами, увлекается прозой. После революции он принимает вдохновенное участие в культурной жизни столицы, активно участвует в инициативах советской власти, занимает предлагаемые ему руководящие должности. Но здесь Брюсова поджидает и разочарование: новая поэзия, поэзия для советских людей мало согласуется с его сложными, подчас экспериментальными конструкциями. Личная жизнь поэта тоже не была гладкой: в ней была единственная и преданная ему супруга, но были также и страсти, и драматические события.

Последние годы жизни Брюсов страдал от неудовлетворённости, разочарования и непризнанности. В конце концов со своими высокими амбициями и желанием воздвигнуть самому себе «нерукотворный памятник» своим творчеством поэт оказался не нужен в новом мире. Брюсов скончался в возрасте 50 лет от воспаления лёгких, но знавшие его лично считали, что болезнь могла только опередить возможное самоубийство поэта.

Период становления

Свою жажду познаний Брюсов проявил ещё в детстве, в гимназические годы сочинял стихи и вел рукописный журнал, будучи студентом, помимо литературы увлекался историей, философией, искусством, иностранными языками, театром и даже одно время играл на сцене московского Немецкого клуба.

Жизненные приоритеты молодого поэта определились на последнем курсе университета, когда Валерий вошёл в Литературно-художественный кружок, организованный московскими поэтами-символистами. Осознав свое призвание, Валерий Яковлевич, тут же определил себе место на вершине литературного Парнаса, о чем свидетельствует дневниковая запись: «Я рожден быть поэтом. Да! Да! Да!…» и далее: «Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Этого мало! Мне мало! надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается, и будущее принадлежит ему, особенно, когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!»

В те годы символизм в России не пользовался популярностью и, чтобы привлечь внимание публики к новому направлению, Брюсов решился на рискованный трюк: в 1894–1895 г.г. он под псевдонимом Валерий Маслов выпустил 3 небольших сборника «Русские символисты», в которых опубликовал образцы «новой поэзии» – преимущественно собственные сочинения, подписанные разными фамилиями

В одну из книг вошло знаменитое брюсовское одностишье «О закрой свои бледные ноги» (эдакое «литературное коленце» по выражению С. Венгерова). Реакция критики, пусть и неоднозначная, не заставила себя долго ждать. О Брюсове заговорили: кто-то с недоумением, иные с откровенным пренебрежением, тем не менее, результат был достигнут – Валерий Яковлевич приобрёл известность в литературных кругах.

В 1894 г. судьба свела Брюсова с К. Бальмонтом. В литературных кругах этих двоих часто сравнивали с Моцартом и Сальери: Бальмонт – Моцарт, Брюсов – Сальери. На людях Валерий Яковлевич подчеркнуто называл своего старшего товарища братом, но подсознательно чувствовал, что поэтический талант Константина Дмитриевича превышает его собственный, и невероятно злился по этому поводу, хоть и не подавал виду. К этому же периоду относится знакомство Брюсова с И. Буниным. Некоторое время отношения между поэтами оставались дружескими, но в конце 90-х их пути разминулись. Также в круг общения скандально известного автора вошли К. Феофанов, Ф. Соллогуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус.

В 1895 г. поэт издал свой первый сборник, который назвал просто и без прикрас – «Chefs d’oeuvre» («Шедевры») и вновь стал объектом нападок со стороны критики. В 1897 г. в свет вышла вторая книга Брюсова – «Me eum esse» («Это я»), открывавшаяся стихотворением «Юному поэту». В 1899 г. Валерий Яковлевич окончил университет и решил целиком посвятить себя литературной деятельности. На протяжении нескольких лет он работал редакционным секретарем в журнале П. И. Бартенева «Русский архив», а затем стал одним из руководителей издательства «Скорпион». Кроме того, поэт охотно печатал в журнале «Ребус» статьи по эзотерике и оккультизму. Поговаривали, что Брюсов – весьма сильный чёрный маг. Было в его внешности и повадках нечто демоническое: кошачья грация, пронзительный взгляд и похожая на хищный оскал усмешка, отчего многие современники сравнивали поэта с волком. Валерий Яковлевич поддерживал миф о своем сверхъестественном даре и нередко устраивал для русской богемы спиритические сеансы.

Особенности поэзии

Лирика Брюсова многогранна и многообразна. Он использовал строгую, четко очерченную композицию стиха, но при этом искусно использовал параллелизмы, антитезы и анафоры.

Это делает его символическую лирику полновесной и в некотором смысле совершенной и по форме стихотворения, и по его содержанию. Несмотря на то, что центральное положение в его творчестве занимают сильные и необычные образы, они остаются наглядными и четко определенными в них нет туманной таинственности и ускользающей загадочности.

Многие современники Брюсова называли творчество поэта «живописью слова». И сними нельзя не согласиться, лирика Брюсова обладает удивительной гармонией чувствуется взвешенность каждого слова и соответствие риторики и смысла.  

Жизненный путь и творчество

Валерий Брюсов появился на свет в московской семье купца Якова Брюсова 1 (13) декабря 1873 года. Родители ограничивали доступ мальчика к религиозной литературе и пропагандировали теории Дарвина и атеизм. Не смотря на это, он получил великолепное образование в частных гимназиях.

«Юность гения» (1890-е — 1899).

В 1893-99 гг. Брюсов являлся студентом историко-филологического факультета Московского университета. К этому времени относится увлечение сочинениями французских символистов, решение развивать символизм в русской литературе. В 1894-95 гг. Брюсов, скрываясь под именем Валерия Маслова, издает 3 сборника под названием «Русские символисты», в которых публикует переводы, собственные стихи и стихи других авторов.

В 1895 году выпускает сборник стихов «Chefs d»oeuvre» («Шедевры»). Для молодого Брюсова свойственна самовлюбленность и чувство превосходства над обыденностью. В это время он писал в дневнике: «Моя юность — юность гения»
. Для первого сборника и раннего творчества свойственны темы борьбы с устаревшим миром, желание уйти от будней и создать новый мир, подобный тому, что Брюсов находил в сочинениях символистов.

Молодой поэт активно экспериментирует с формой и рифмой стиха. Например, скандальный моностих «О закрой эти бледные ноги» (1895), в котором литературная общественность видела как издевку над поэзией, так эротический подтекст или библейские мотивы.

После университета работает в журнале «Русский архив», сближается с Бальмонтом. С 1899 года Брюсов возглавляет издательство «Скорпион».

Дореволюционный период (1900-1917)

Брюсов отмечен в истории русской литературы как активный издатель и редактор. После «Скорпиона» он участвует в издании альманаха «Весы», одного из ведущих журналов русского символизма.

Каждый три года выпускает сборник стихов: «Третья стража» (1900), высоко отмеченная в творческой среде; «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906), в которых обращается к образу города и гражданской лирике. Следующие сборники отмечены камерностью, задушевностью, простотой выражения мыслей и чувств: «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).

В Первую мировую войну поэт уходит на фронт как корреспондент, создает патриотические стихи. Этот духовный подъем вскоре сменяется другими настроениями, полными предчувствия скорой гибели современного строя. В период Первой русской революции 1905-1907 гг. Брюсов создает драму «Земля» (1904) о гибели человечества, новеллу «Последние мученики» (1906) о конце жизни русских интеллигентов.

Революция 1917 года и установление новой власти были приняты Брюсовым с воодушевлением. Это отмечено в поэтической (пять новых сборников стихов), переводческой, просветительской и преподавательской деятельности. В Московском университете поэт читал лекции по литературе и истории. Принимал участие в становлении различных советских литературных и поэтических объединений.

В 1919-1921 гг. возглавлял Всероссийский союз поэтов. Создал Литературно-художественный институт (1921), возглавлял его как ректор, получил ученое звание профессора.

Поздние стихи Брюсова отмечены воспеванием нового советского строя, интересом к науке как источнику вдохновения, поискам новых звучаний и стихотворных форм.

Брюсов Валерий Яковлевич — литературовед, поэт, переводчик, критик, драматург и прозаик. Считается основателем русского символизма. После окончания Октябрьской революции занимался общественно-педагогической деятельностью. В этой статье вам будет представлена биография Брюсова. Итак, приступим.

Литературное окружение

В конце 90-х годов Брюсов познакомился с такими известными литераторами, как , Гиппиус, Минский, Сологуб и др.

В 1899 г. он был руководителем книгоиздательства «Скорпион», в котором публиковались произведения деятелей «нового искусства».

Следующим местом работы в биографии Брюсова стал журнал «Весы», в котором он был главным редактором.

Достигнув вершины писательского мастерства, Брюсов стал одной из самых заметных фигур русской литературы. Его называли «императором символизма».

В 1909 г. журнал «Весы» закрыли, вследствие чего Валерий Брюсов начал работать в отделе критики издания «Русская мысль».

Там он публиковал свои и чужие произведения, написанные в стиле символизма, целью которых было разрушение обособленности символической школы в литературе.

«Громадные пакеты исписанной бумаги»

Валерий Брюсов родился в 1873 году в московской купеческой семье. Он был внуком поэта Александра Бакулина, автора «Басен провинциала».

В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. Он изучал биографии великих людей и зарубежную классику, зачитывался бульварными романами и научной литературой. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Классическую литературу я знал плохо: не читал ни Толстого, ни Тургенева, ни даже Пушкина; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова, и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть». Также Брюсов увлекался научными опытами: он проводил простые химические и физические эксперименты и изучал по книгам природу разных явлений. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка».


Валерий Брюсов


Валерий Брюсов


Валерий Брюсов

В 11 лет Валерий Брюсов стал учеником частной гимназии Креймана — после экзамена его приняли сразу во второй класс. Дома он рос без товарищей, не знал простых детских игр, а увлеченность наукой и литературой отдаляла его от одноклассников еще больше. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». В эти годы начинающий писатель пробовал свои силы в прозе и поэзии, переводил античных и современных авторов. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках.

Журнал «Начало» выходил несколько лет, а после гимназисты оставили эту затею. Брюсов возобновил свою редакторскую деятельность, когда ему было 16 лет. Он стал выпускать в школе рукописный «Листок V класса». Газета критиковала гимназические порядки, так что вскоре ученика-вольнодумца вынудили перейти в другое учебное заведение. Он продолжил учиться в гимназии Поливанова.

Литературно-историческая и переводческая деятельность

В 1898 году Валерий Брюсов, творчество которого известно всем почитателям символизма, познакомился с П. И. Бартеневым. Последний возглавлял редакцию журнала «Русский архив». Так началось их многолетнее сотрудничество, во время которого Валерий занимался комментаторской, публикаторской и литературно-исторической работой. Также на протяжении всей своей жизни Брюсов делал художественные переводы (Т. Готье, О. Уайльд, М. Метерлинк, С. Малларме, П. Верлен, Э. По, Э. Верхарн, И. В. Гёте, Дж. Байрон, армянские поэты, античные авторы и др.). От начала первых работ и до последних переводческая манера Валерия заметно изменилась — переросла от вольных переложений до принципиального буквализма.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий