2352,кратко о буддизме

Основы буддизма

Буддизм часто называют «религией опыта», желая показать, что основой Пути здесь является личная практика и проверка всех учений на истинность. Будда призывал своих учеников не верить никому на слово (даже ему), и, прежде чем принять чьи-то советы, тщательно выяснять, соответствуют ли они действительности. Покидая этот мир, Будда сказал: «Я поведал вам все, что знал. Будьте сами себе путеводным светом», указывая людям на их изначальную мудрость и просветленную природу, которые являются для нас лучшими учителями.

Есть несколько основных постулатов Учения, которые являются общими для всех буддистов, независимо от школы, направления и страны.

  1. Прибежище в Трех драгоценностях (санкср. три-ратна) — Будде, Дхарме и Сангхе.
  2. Четыре благородные истины.
  3. Учение о причинно-зависимом происхождении и карме.
  4. Доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности).

Известные бодхисаттвы

Бодхисаттвы составляют отдельную прослойку пантеона. Они в полной мере или частично пришли к Просветлению и направляют к этому остальных людей.

Для них также существуют определенные этапы становления. Восьмой этап – Махасаттва, или Великий, когда бодхисаттва достиг Просветления, освободился от колеса сансары, но временно отказался от полного освобождения. Махасаттва не подчиняется природным законам и способен принимать тот вид, какой только захочет, или быть сразу в разных местах.

Шакьямуни – тот самый учитель, которого многие называют просто «Будда». Он первым смог пробудиться и стать бодхисаттвой среди людей. Главные качества Шакьямуни – сила и мудрость, и он дарует их тем, кого защищает: людям, занятым в науке, философии, творчестве.

Его помощником и одним из учеников был Манджушри. Он упоминался еще в первых махаянских сутрах как олицетворение высшей мудрости, разума, волевого характера.

На изображениях Манджушри предстает в желтом свечении, справа от себя он держит меч, а слева – книгу. Нередко он скачет верхом на льве. Считается, что он помогает людям развить дар ясновидения, интуитивные навыки.

Будда Сострадания носит имя Авалокитешвара. Замечая все несправедливости мира, онпомогает все исправить.

Авалокитешвара

Авалокитешвара может принимать 108 разных обликов. Наиболее часто встречающийся образ – белого цвета, с розовыми и лотосовыми цветами. Но также известен Будда Сострадания с 11 головами, с которым связана интересная легенда.

Авалокитешвара желал избавить от страданий и освободить из колеса сансары все живое на земле. Но появлялись все новые существа, и когда он понял, что ему это не под силу, голова божества раскололась на одиннадцать частей. Тогда на помощь пришел Будда и дал ему новое тело – с одиннадцатью головами и тысячей ладоней.

Вместе с Манджушри и Авалокитешварой существует Ваджрапани – все трое считаются защитниками дхармы. Ваджрапани вбирает в себя противоположные характеристики: плохое и хорошее, злое и доброе. Тем самым он учит простых людей бороться с собственными негативными сторонами.

Его главная характеристика – решительность. Он стимулирует людей совершать благие поступки, помогает им в принятии сложных решений. Рисунки изображают его тело с синеватым отливом, в руках – ваджра и колокольчик.

Та самая бодхисаттва-женщина, о которой мы упоминали – Тара. Она имеет 21 ипостась, самая известная из которых – Белая, или Ситатара. Тара чиста и мудра, охраняет семейные узы и все, что с ними связано: уважение, любовь, сострадание, милосердие, непорочность, заботу. Не зря ее считают матерью остальных божеств.

По преданию, богиня появилась из слезы Авалокитешвары. У нее по семь глаз на голове, руках и ногах, за что она получила также имя «Синеокая». Непременный атрибут – белый лотос, такой же чистый, как она сама.

Белая Тара

Говоря о других воплощениях Тары, стоит вспомнить о Зеленой, которая оберегает людей от любых зол, олицетворяет разум в сочетании с активными действиями. Желтая Тара же охраняет от воров и покровительствует в путешествиях и военных походах.

Следующее божество в этом списке – будда Медицины. Он способен наделить хорошим энергетическим полем, силой и здоровьем, а также помогает избегать недугов. Чтобы заручиться его покровительством, необходимо постоянно медитировать, повторяя его мантру.

Будда Медицины на изображениях представляется сидящим в падмасане – позе лотоса – в одеянии монаха. В руках он держит чашу, куда монахи складывают подаяния, но в ней растут лекарственные растения. Также его часто окружают аптечки или сосуд из глины.

Буддисты вегетарианцы или нет?

Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал

Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — пред­полагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегета­рианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об оле­не и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетариан­ством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.

другие религии

11 вопросов про иудаизм

Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

11 вопросов про ислам

Откуда взялся Коран, чем шииты отличаются от суннитов, что такое шариат и как одеваются мусульманки

Частые вопросы о православии

Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Дневник дня

Даниил ХармсКомикс дня

Про Че ГеваруРеклама дня

Сигареты Winston

Архив

История буддизма

Датой рождения буддизма считается момент смерти Будды. Но существует мнение, что религия начала зарождаться со времени жизни ее прародителя. А точнее тогда, когда на Гаутаму Будду снизошло просветление. По данным ЮНЕСКО паринирвана учителя произошла в 545 г.

Сейчас буддизм считается официальной религией в четырех государствах:

  • Бутан
  • Лаос
  • Таиланд
  • Камбоджа

Однако появление этой культуры произошло в Индии. Приблизительно 0,8-0,9% (примерно 8 миллионов людей) исповедуют буддизм. Кроме этой страны религия проповедуется в Тайване, Китае, Мьянме, Японии, Корее. Здесь она находится на первых местах в списке.

Причина популярности веры — красочность, миролюбивость, интеллектуальная составляющая, особенности философии. Большинство людей нашли в этой религии знание, надежду и покой. Именно по этой причине она является одной из самых распространенных. Вероисповедание популярно в различных странах, но, естественно, столицей является Индия.

Последователи

Еще при жизни Будды насчитывалось больше пятисот его последователей-архатов, причем это не считая мирян, которые внимали его учению, и монахов, которым только предстояло достичь архатства.

Образы учеников запечатлены в скульптурах японского храма «Отаги Ненбуцуджи» (Otagi Nenbutsu-Ji) близ Киото. Это не совсем обычный храм, которого нет почти ни в одном киотском путеводителе. Он был построен в 8 столетии и известен 1200 небольших фигурок из камня.

Отаги Ненбуцуджи, близ Киото

За многовековую историю храм претерпевал разные бедствия: разлив реки, гражданские войны, тайфун. Начинающие скульпторы стекались сюда и создавали фигуры из камня под присмотром выдающегося художника Кочо Нишимура, поэтому многие из них так отличаются по стилистике. В их числе – причудливые образы главных приближенных Будды, покрытые слоем мха.

Расскажем про знаменитых последователей Гаутамы, которые были первыми буддистами, архатами и сопровождали, а впоследствии продолжали дело своего Учителя.

Сарипутта и Моггалана

Эти два персонажа считаются главными в направлении тхеравады и очень почитаются наряду со своим учителем. Сарипутта систематизировал основы, рассказанные Буддой, и дал им подробные разъяснения. Моггалана имел необычайные иддхи – сверхспособности, сильнее которых были только иддхи Шакьямуни.

Жизнь мужчин поразительна схожа: они жили в селах по соседству друг от друга, их отцы относились к брахманскому сословию. Они были образованны, веселы, богаты и полны энергии. Тогда их звали Упатисса и Колита.

Со временем мальчики подружились. В один из массовых праздников они оба осознали быстротечность жизни и захотели найти способ не бояться смерти. Тогда они соединились с группой странствующих монахов и стали искать истину по всей индийской земле.

Они так и бродили, пока не встретились с приспешниками Гаутамы. В сангхе они получили новые имена – Сарипутта и Моггалана. Могаллана познал нирвану уже через неделю после начала проповедей и медитаций, а Сарипутта – через две.

Сарипутта и Моггалана

Иддхи Моггаланы проявлялись в умении парить по воздуху, объединять части в целое, становиться невидимкой. Однажды на него напали ненавистники сангхи и начали избивать. Он воспарил над обидчиками по воздуху, но потом осознал, что такова его карма.

Бандиты жестко избили его. Моггаллана с помощью способностей сделал так, чтобы кости срослись, пришел к Будде и искренне поблагодарил его за все. Позже он вернулся на малую родину, чтобы предаться карме и умереть.

Направления в буддизме

Буддизм – одно из самых «демократичных» духовных учений.

Его суть проста и понятна: здесь никто и ничто не ограничивает человека в его деяниях, не заключает мировоззрение в строгие рамки и не осуждает тех, кто пока не постиг истину и не нашел правильный путь.

Эта философия лишь предупреждает о том, что каждый поступок непременно повлечет за собой последствия, а какими они будут – зависит от кармы.

И все же, несмотря на общность и целостность идей классического буддизма, это вероучение не избежало отчетливого разделения на три «колесницы», которые могут характеризоваться как наличием разнообразных суеверий, так и присутствием каких-то местных добуддийских верований:

  1. Хинаяна (или Тхеравада) – превалирование южных канонов буддийской церкви, которые утверждают идеалом исключительно монашескую жизнь;
  2. Махаяна – наличие института бодисатв (канонизированных мудрецов, достигших просветления и способных помогать мирянам в преодолении трудностей на пути спасения).

    Сюда же относится и дзен-буддизм как одна из распространенных в Китае школ Махаяны. Сердцем и колыбелью этого течения считается знаменитая обитель буддийских учителей – монастырь Шаолинь;

  3. Ваджраяна – «продукт» взаимопроникновения с Махаяной, ставший самым эзотерическим (это каким?) и сугубо тантрическим направлением в буддизме.

Нельзя не упомянуть и про ламаизм, ставший «венцом» этой философии, достигшей своего законченного и наиболее совершенного облика.

Это самое позднее направление в буддизме, возникшее в средневековом Тибете как результат смешения религии тибетцев с Махаяной и тантризмом.

Основные догматы ламаизма ничем не отличаются от идей классического буддизма, однако для этого течения характерно обилие различных бытовых обрядов, чрезмерно раздутый «штат» духовенства, бесконечное множество магических приемов и чересчур пышные богослужения, не слишком-то соотносящиеся с умеренным образом жизни буддийских монахов.

Символы в буддизме

Единого буддийского символа не существует, но сложился ряд изображений, которые представляют буддийские верования. Эти символы считаются священными и используются в различных церемониях, в качестве декоративного искусства в монастырях или во время медитации. Бытует мнение что, несколько символов, связанных с буддизмом, Бог преподнес Будде в подарок сразу после того, как он достиг своего просвещения.

Вот некоторые известные, символы в буддийской культуре:

Будда — учитель.

Образ великого Будды

Является одним из буддийских символов, а также является одной из самых известных икон в религии буддизма.

Слева «Будхапада», справа «Триратна», или «Три драгоценности»

Триратна

Это Дхарма, Будда и Сангха (буддийская община). Один из древнейших буддийских символов и ассоциируется с тем путем, которым Будда указал людям.

Буддхапада

Отпечаток ног, символизирующий факт физического присутствия Будды как человека на земле. Символ пути по которому надо идти.

Дерево бодхи

Одно из буддийских символов, дерево Бодхи священно и показано как старое и большое фиговое дерево, имеющее округлые листья в форме сердца. Символ надежды и спасения.

Колесо «Дхармы» представляет символизм в каждой детали

Колесо дхармы

Один из важнейших символов в буддизме для представления учения Будды, но и его самого.

Зонтик, укрывающий от зла и неприятностей

Зонтик или Парасоль (чатра)

Символ силы и защиты от вреда, болезней, препятствий и трудностей. Символ достоинства, мудрости и сострадания.

Безупречный цветок лотоса — отражение буддизма

Основные идеи и философия буддизма

В отличие от остальных религиозных учений, философия буддизма крайне толерантна (что это значит?), спокойна и миролюбива.

Буддистам не воспрещается веровать, например, в аллаха, и придерживаться догматов какой-нибудь другой религии.

И хотя буддизм характеризуется довольно приличным количеством ответвлений, основные идеи вероучения сохраняются везде и базируются на «четырех благородных истинах»:

  1. Жизнь каждого из нас – страдание.

    Нужно признать, что все в мире непостоянно и все вещи преходящи. Мы страдаем, потому что испытываем страх, злость, ненависть, гнев. Рождение, взросление, болезни, смерть – все это тоже страдание и наказание за потворствование желаниям.

  2. Причина страданий человека – его желания.

    Мы страдаем потому, что слишком привязаны и к жизни, и к тому, что она дает. И пока мы будем жаждать всего этого, мы будем испытывать зависть, алчность, похоть. А значит, будем страдать.

  3. Освобождение от страданий – это освобождение от желаний (нирвана).

    Под нирваной подразумевают главную цель буддизма. Человеческая душа должна достичь этого особого состояния, чтобы перестать страдать. Достичь нирваны путем самосовершенствования и прекращения жажды, то есть подавляя желания и гася страсти.

  4. Избавление от желаний – это процесс обретения свободы и одухотворения.

    По сути, это и есть просветление – состояние духа, когда человек свободен от желаний, потребностей, привязанностей, тревог, иллюзий, болезненных мыслей и негативных эмоций.

    Но чтобы избавиться от всего этого, нужно пройти особым путем спасения – «восьмеричным путем» (подробнее об этом будем сказано ниже).

Помимо этих истин, в основу буддийской философии входят ключевые термины, которые не просто описывают весь жизненный путь любого человека, но и помогают осознать смысл его бытия и облегчают процесс самого существования.

Так, например, определение кармы дает нам понять, что все поступки человека имеют свои последствия. Если творишь добро, то будешь вознагражден, а если зло – наказан.

Есть и такое понятие, как дхармачакра (или Колесо закона, чаще называемое сансарой) – это самый узнаваемый символ буддизма, наряду с лотосом и зонтом.

Изображается дхармачакра действительно в виде колеса со светящейся ступицей в центре, которая символизирует сознание, источающее душевный свет. Восемь спиц, исходящие от ступицы, – это восемь «благородных принципов», олицетворяющих собой своеобразную квинтэссенцию (что это?), самую суть буддийской философии.

Для самих буддистов сансара символизирует бесконечность рождений и смертей, круговорот перевоплощений, через которые проходит каждая живая душа тысячи раз, пока не разорвет его и не достигнет нирваны.

Понимание смысла этих понятий и символов дает нам ответ на вопрос, как достичь просветления и прийти к состоянию нирваны. Впрочем, ответ этот дал сам Будда, который еще два с половиной тысячелетия назад стал первым, кому это удалось.

Что включает в себя знаменитый Восьмеричный путь, изображенный в Колесе сансары в виде восьми спиц:

  1. правильное понимание – осознание и осмысление того, что жизнь полна страданий, скорби, боли и негативных чувств;
  2. правильные намерения – нацеленность на избавление от желаний, стремление к самоограничению и подавлению страстей;
  3. правильная речь – все, что говорит человек, не должно приводить ко злу. Каждое слово должно быть правдивым, доброжелательным и созидающим;
  4. правильные деяния – сдерживаться, избегать плохих поступков, творить добро;
  5. правильный жизненный уклад – достойная жизнь, праведность, непричинение ущерба и вреда другим живым существам;
  6. правильные усилия – контролировать направленность своих мыслей, избегать всего злого и негативного, настраивать себя только на добро;
  7. правильные помыслы – освобождение от желаний тела, не забывать, что все злое – только от плоти;
  8. правильная концентрация – созерцание, сосредоточение на поисках истины, терпеливость в тренировках, чтобы быть готовым к трудностям восьмеричного пути.

Как говорил Будда, следование этим правилам приведет к освобождению от бренных чувств и духовному просветлению. Он же уверял, что всю жизнь человеку нужно бороться с тремя ядами – неведением, телесными желаниями, гневом.

О том, как это делать и как воспитать в себе решимость стать свободным, подробно описано в «Трипитаке» – это основная священная книга буддизма, представляющая собой «три корзины» текстов-предписаний и проповедей Будды.

Краткая история возникновения Буддизма

В философии Древней Индии, Буддизм, который позволяет постигнуть дзен, находится и находился в ведущем положении общества. Рассматривая вкратце происхождение Буддизма, отметим, что его возникновению способствовали перемены в жизненной ситуации народа Индии. Ориентировочно, в середине шестого века до нашей эры общества коснулся экономический и культурный кризисы. Общепринятые обычаи, существовавшие до момента появления новой религии, претерпели трансформацию.

Наиважнейшим был тот факт, что в то время формировались классовые отношения в обществе. Появление аскетов, сформировавших собственное видение мира, послужило появлению Буддизма, противостоявшему традициям былого времени. Принц Сиддхартха Гаутама, родившийся в семье состоятельного государя племени шакья, в 560 году до нашей эры, являлся будущим основоположником Буддизма. Богатый принц, с детства до юных лет не ощущал разочарований и нужды, окружался роскошью, пребывая в неосведомленности о существовании болезней, старости и смерти.

Как-то раз, прогуливаясь за пределами дворца, принц столкнулся с настоящим потрясением: со старыми, больными людьми и похоронным шествием. Увиденное зрелище оказало на Сиддхартха настолько сильное влияние, что в молодом 29-ти летнем возрасте он примкнул к скитающимся отшельникам. С тех пор он начал отыскивать истинность бытия, пытаясь воззреть природу человеческих проблем, ища способы их исключения. В поисках ответов у мудрецов на интересующие вопросы, он осознал, что бесконечная вереница перевоплощений неизбежна, если не освободиться от страданий в настоящем воплощении.

32 признака Будды

  1. руки и ноги округленные;
  2. ноги красивой постановки;
  3. пальцы на руках с перепонками;
  4. руки и ноги мягкие, как у младенца;
  5. семь главных частей тела выпуклы;
  6. пальцы рук длинные;
  7. пятки широкие;
  8. тело массивное и прямое;
  9. колени ног не выдающиеся;
  10. волосы на теле направлены вверх;
  11. голени как у антилопы;
  12. длинные руки красивы;
  13. половые органы скрыты;
  14. кожа золотистого цвета;
  15. тонкая кожа нежна;
  16. каждый волос завит в правую сторону;
  17. украшен пучком волос между бровями (урна);
  18. верхняя часть тела как у льва;
  19. плечи спереди округлые;
  20. плечи широкие;
  21. неприятный вкус превращает в приятный;
  22. пропорционален, как дерево нъягродха;
  23. на его темени возвышение — ушниша;
  24. длинный язык красив;
  25. голос подобен голосу Брахмы;
  26. щеки как у льва;
  27. очень белые зубы;
  28. ровные зубы;
  29. плотно прилегающие зубы;
  30. сорок зубов;
  31. глаза подобны сапфиру;
  32. ресницы глаз наилучшие;

Учение делят на Хинаяну и Махаяну

После смерти Будды буддизм был разделен на две секты, а именно Махаяну и Хинаяну.

Хинаяна следует первоначальному учению Будды. Это учение подчеркивает индивидуальное спасение через самодисциплину и медитацию. Эта секта буддизма верит в небесность Будды и верит в поклонение идолу.

Секта Махаян распространилась из Индии в несколько других стран, таких как Китай, Корея, Япония, Тайвань, Непал, Тибет, Бутан и Манголия. Махаяна верит в мантры.

Его основные принципы основывались на возможности всеобщего освобождения от страданий для всех существ. Вот почему эта секта называется Махаяна (Великий проводник). Его принципы также основаны на существовании Будд и Бодхисаттв, воплощающих природу Будды.

Основоположник современного буддизма Будда Шакьямуни – не первый будда, который посетил наш мир

В буддизме интересным фактом является то, что будда приходит в каждую эпоху для просветления живых существ и служения им. Будда Шакьямуни – не первый и не последний будда. Он, как и другие будды, прошел Путь Бодхисаттвы – высшего существа, стремящегося к просвещению для блага всех существ. Бодхисаттва после достижения просветления не уходит в нирвану, а остается в нашем мире для наставления и спасения всего живого.

Согласно древним учениям временной цикл делится на четыре эпохи:

  • Сатья-юга – «золотой век»;
  • Кали-юга – «железный век»;
  • Двапара-юга – полуцикл, период перехода;
  • Трета-юга – эпоха совершенной нравственности.

Будда Шакьямуни пришел в мир в период Кали-юги, что обычно не происходит. Кали-юга характеризуется как век раздора, в котором происходит падение нравственности и деградация. В этот период учение Будды не воспринимается, поэтому нет смысла в его появлении. Приход Будды Шакьямуни говорит о том, что к нашему миру проявлено большое сострадание и даже в этот темный век есть надежда на достижение просветления и избавления от страданий.

По приданиям, следующим Бодхисаттвой будет Майтрейя – просвещенный, который родится среди людей и с которым придет золотой век.

Пища как приближение к просветлению

Что относительно частоты употребления пищи, то существует мнение, что в буддийском сообществе чаще всего было питание два раза в день. Нужно не забывать о том, что учитель проповедовал «Срединный Путь» в жизни — отказ как от богатства и от аскетизма — и в один из дней даже сказал замечание своему последователю, решившему воспользоваться дополнительной аскезой и кушать раз в день. Потому Гаутама в плане пищи рекомендовал соблюдать определенную середину: есть без излишеств, но и не мучатся голоданием.

Если к мирянам проблема питания — это выбор одного конкретного индивидуума, то употребление пищи монахами обозначено жестче. Многие не употребляют мясо и выбирают обычную еду без излишеств.

Интересно то, что, невзирая на разногласия в плане потребления мяса, многие буддийские заведения воздерживаются от приема в пищу чеснока и лука. Эти овощи с положительной репутацией в современном обществе в действительности вредны для буддистов — они пробуждают тело и разум, что негативно сказывается на практике йоги. Потому монахи не употребляют эту еду.

Кофе, чай, грибы

Это же запрет относится и к стимуляторам — какао, чая, газировке. Также часто в запрет дневного рациона входят грибы. В этом случае есть несколько аспектов — философский и научный. Последний подразумевает этот продукт как губку, впитывающую из земли все токсины.

А в философском плане грибы являются продуктами паразитами, питающимися благодаря гибели остальных микроорганизмов, а также их распадами жизнедеятельности. И с учетом правила «мы — то, что едим», употребление этих «эгоистичных» продуктов, люди начнут взращивать в своем сознании эгоизм.

Пища людей, которые практикуют буддизм, чаще всего состоит из кисломолочных продуктов, овощей и пшеницы, которые приготовлены в разных сочетаниях.

Мясо

Что относительно мяса, то многие буддисты соблюдают концепцию, что учитель не разрешал употребление мяса, исключение, если зверь был специально убит для употребления в пищу монаху (он этого не видел, но примерно предполагает). В других случаях кушать мясо запрещено.

Так, отличия в питании в буддийской практике могут просто не совпадать с учетом школы. К примеру, тибетская религия намного лояльней к питанию и не настольно сильно является противником употребления мясных продуктов.

Что относительно буддизма в Индии, то в этой стране из-за особенностей культуры к потреблению мяса относятся очень негативно. Их дневной рацион, как правило, состоит так, чтобы не допустить распада духовной практики, для чего требуется исключить для начала вещества, которые стимулируют и опьяняют психику, к примеру, чеснок, лук, чай, кофе, соль, сахар, пряности.

Кухня в буддийской практике в основном представляется обычной пищей, не требующей значительных материальных затрат, а также большого количества времени чтобы ее приготовить, но при этом она вполне может удовлетворить потребности организма.

Очень сложно провести грань, буддизм это религия или философия, адепты стремятся к познанию и тратят на это всю жизнь, приближенные практикуют те аспекты учения, которые могут понять на своем уровне.

———————————————————————————————————————————-

Основы вероучения буддизма

Буддизм – с санскрита переводится как «будда», а буквально – просветленный. Данная религия является одной из трех мировых и имеет распространение на территории стран Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии.

По представлению верующих в буддизм, каждое живое существо, которе достигло  высшей святости, способно стать буддой, то есть стать просветленным. Один из таких будд, который был прозван в своей земной жизни Шакьямуни, поведал людям некое учение о спасении. Теперь это учение последователи Шакямуни называют “дхарма”, что с санскрита переводится как “закон”, “учение”. С тех пор под термином “будда” чаще всего имеют в виду именно Шакьямуни.

Вопрос, является ли личность Шакьямуни абсолютно мифической, или же в основе биографии его жизни лежат реальные факты, наукой пока что не решен. Несомненным остается лишь то, что легенда о нем возникла еще до 1-3 вв. нашей эры, в то время как сам буддизм начал складываться как религия значительно ранее.

Самым важным положением вероучения такой религии, как буддизм, является идея тождества мужду страданием и бытием. В отличие от многих религий, эта объявила всякое перевоплощение, как и все виды бытия, злом и несчастьем, которое является неизбежным. Поэтому высшей целью каждого буддиста является абсолютное прекращение любых перерождений и достижение небытия (нирваны).

Для большинства существ достичь небытия сразу, в нынешнем перерождении, почти невозможно. Идя по пути спасения, который указан Буддой, существо должно перерождаться снова и снова. Наиболее существенным последователи Будды считают в его учении то, что он познал истинную причины небытия – страдания, открыл ее людям, точно также как и тот путь, что ведет к прекращению этих страданий, с небытию и спасению.

Буддисты признают “четыре благородные истины”, возвещенные Буддой, в которых, по сути, изложена вся сущность данной религии:

  1. Всякое существование – страдание.
  2. Причина страдания – в самом человеке – жажда жизни, власти, наслаждений, богатства и привязанность к жизни в любой форме.
  3. Остановить страдания возможно – освободиться от жажды к жизни; достичь состояния отсутствия всякого сильного чувства и подавления всякого желания.
  4. Существует “благородный срединный восьмиричный путь”, который состоит из “праведного стремления, праведного воззрения, праведной речи, праведной жизни, праведного поведения,  праведного созерцания, праведного учения, праведного размышления”.

Буддизм учит тому, что каждый человек сам создает свою судьбу, а также форму каждого своего перерождения. Сила, определяющая черты перерождения, называет “карма”.

Карма – это так называемая сумма всех помыслов и поступков существа за все его предыдущие перерождения. В отличие от многих религий, в буддизме существо имеет свободу выбора, не смотря на карму, и в этой частичной свободе и заложен путь к спасению, по мнению буддистов.

Также, одним из взглядов, отличающих буддизм от других религий, является мнение об отсутствии существования чувственного мира. То есть весь мир, по нашему мнению “реальный” – это лишь иллюзия, результат деятельности больного сознания. А сознание – это единственное реальное бытие, что и рисует каждому трагическую картину чувственного мира, полного страданий.  Наше сознание состоит из миллиардов микрочастичек – дхарм – элементов сознания. Они, под неким действием кармы, складываются в определенный комплекс, который создает индивидуальное сознание текущего перерождения и, как следствие, окружающий мир.

Пока частицы сознания неспокойны, новое возрождение  индивидуального сознания после смерти существа неизбежно, и колесо бытия продолжает вращаться.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий