Царь

Громогласный царь-колокол

Царь-колокол – настоящий великан. Только один его осколок в человеческий рост чего стоит! Его высота составляет 6,2 м, а диаметр – 6,6 м. Весит он почти 202 тонны. Можно только представить себе, как он мог звучать.

Интересно, что несколько десятков лет назад через отверстие можно было проникнуть внутрь. В наши дни проем закрыт сеткой. На колоколе можно увидеть красивые узоры и изображения, рассказывающие его историю. На нем присутствуют изображения императрицы Анны Иоанновны, царя Алексея Михайловича, а также Иисуса, апостола Петра и других библейских персонажей.

Его достали из ямы, в которой он отливался, только в 1836 году, да так и не починили. Звон царь-колокола был бы настолько громким, что вызвал бы панику у людей и животных. С момента подъема колокол стоит на постаменте и является одной из главных достопримечательностей России.

История

Первый царь-колокол весил 33 тонны. Он был отлит в 1599 году и звонил на площади Кремля целых 50 лет, удивляя местных жителей своей красотой и мощным звуком. Дальше случился пожар, и колокол раскололся. Вскоре царь Алексей Михайлович поручил сделать из старого новый царь-колокол, больше от предыдущего в 4 раза!

На поиски мастеров и работу ушло немало лет. Второй колокол отлили в 1654 году, но он быстро раскололся при ударе языком. Через год его перезалили. Колокольный звон распространялся на 7,5 км! И снова народ радовался недолго. Колокол упал и только чудом остался целым. Спустя 13 лет его повесили, а еще через 25 лет он разбился при пожаре.

С 1701 по 1730 год о восстановлении колокола молчали. Наконец, в 1730 году Анна Иоанновна поручила отлить его снова «с пополнением…чтобы в отделке было 10 000 пуд» – значилось в указе. Искать мастеров пытались за границей. Императрица обещала щедрое вознаграждение. Но мастера думали, что с ними шутят. Уж слишком большой был вес и размер сооружения!

Нашли умельцев на Руси. Работу вызвались выполнить Моторин Иван Федорович и его сын Михаил. Работы велись целых два года. Для создания колокола вырыли огромную яму и поставили кругом 4 литейных печи. В общей сложности над проектом работали 200, а затем 400 человек. В процессе печи ломались. Возникали пожары и трудности. Отливку царь-колокола Михаил закончил один. Отец его скончался.

Неизвестно, как они туда попали. Колокол планировали отливать из старого царь-колокола с добавлением меди и олова. Но когда печь сломалась и медь ушла, пришлось собрать с пушечного двора и расплавить 600 других колоколов. Возможно, отсюда в составе появились золото и серебро.

В 1735 году работы были закончены и колокол, который можно увидеть сейчас, был отлит. На него начали наносить красивые узоры и надписи. Но в 1737 опять случился сильнейший пожар, во время которого от колокола откололся кусок весом в 11 тонн. То ли он упал с мостков, то ли раскол произошел от тушения холодной водой. Или технология изготовления была неправильной. Ученые до сих пор спорят о причинах появления осколка.

История появления царь-колокола и царь-пушки окутана множеством легенд, домыслов и споров, интересных для детей. Рассказывать о достопримечательностях углубленно можно, начиная со 2 класса школы

Детям важно не только послушать, но и посмотреть на сооружения хотя бы на фото. Интересный рассказ поможет ученикам лучше запомнить материал и проникнуться любовью к Родине

Уникальный образец литейного искусства

Тех, кто сегодня посетит Кремль, Царь-колокол встретит в своем первозданном виде. Гигант вновь приобрел серебристо-серый цвет, отдающий зеленоватой патиной. Специфическое мерцание и естественный тон возвращены бронзе. На кресте, который венчает оглавье, блестит позолота. Ее восстановили с применением сусального золота. Ясно можно разглядеть изящный орнамент и искусные изображения, являющиеся украшением колокола. Красота скульптурных украшений радует глаз. Нижняя и верхняя часть тела гиганта украшена фризом, узор которого представляет собой пальмовые ветви. К большому сожалению, при заполнении формы металлом в некоторых частях колокола произошли смывы. Отчетливо это можно увидеть на изображениях некоторых фигур. Несмотря на это, тысячи людей, посещающих ежедневно Кремль, теперь по достоинству оценивают красоту исторического памятника.

Царь-колокол в Москве был создан почти два с половиной века назад. Однако известность гиганта с каждым годом все возрастает. Удивительный памятник русского искусства литья удачно вписывается в архитектурную композицию Кремля. Царь-колокол, так же, как и расположенную неподалеку от него Царь-пушку, невозможно отделить от художественного облика, имеющего всемирную славу.

История создания Царь-колокола

У нынешнего Царь-колокола было несколько преемников. Самым первым был колокол весом в 40 тонн и отлитым в 1600 году. В середине XVII века он разбился и было принято решение выплавить новый, но гораздо большего размера. Новый колокол был отлит и размещен у колокольни царя Ивана Великого. Его вес составил 130 тонн. Но и он не смог долго прожить, разбившись в 1654 году во время рождественского колокольного звона. На этом также решили не останавливаться и поручили профессиональному литейщику А. Григорьеву отлить новый колокол, но уже весом в 160 тонн.

Очередному колоколу также было не суждено долго звонить — он разбился в 1701 году во время сильного пожара. И лишь спустя 30 лет императрица Анна Иоановна предприняла попытку возрождения Царь-колокола. Лишь на подготовительные работы ушло порядка 4 лет.

Для того, чтобы отлить новый колокол, на Ивановской площади создали специальную форму, установленную в 10-метровой яме. Стенки формы укрепили кирпичом и специальными вставками из дуба, а на дно разместили железную решетку. Для основания этой конструкции было принято решение использовать дубовые сваи. После того, как форма колокола была помещена в яму, в нее залили расплавленный в четырех плавильнях металл. Материалом послужил старый Царь-колокол, разбившийся во время пожара. Руководителем и исполнителем проекта был Иван Моторин.

26 ноября 1734 года, после проведения службы в Успенском соборе, были затоплены плавильные печи. И вот, когда казалось, что уже ничего не должно помешать отливке колокола, две плавильные печи дали сбой и через них начал вытекать расплавленный металл, который привел к большому пожару. А спустя некоторое время умер Иван Моторин…

Завершить создание Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина — Михаил. 25 ноября 1735 года за 1 час и 12 минут был отлит последний вариант колокола, после чего его начали украшать чеканкой. Однако очередной пожар, произошедший в мае 1737 года, опять вмешался в судьбу колокола. В результате него загорелись бревна, служащие каркасом кожуха в литейной яме. Колокол начал нагреваться и для того, чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Такого перепада температур Царь-колокол не выдержал и от него откололся кусок, вес которого составил более 11 тонн. После пожара Царь-колокол так и остался лежать в литейной яме, пробыв там почти 100 лет.

Лишь после войны с Наполеоном, во время восстановления Кремля в 1836 году, Царь-колокол был установлен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время. Царь-колокол стал шедевром литейного искусства царской России.
Рассказывая о Царь-колоколе, нельзя не упомянуть одного замечательного человека — Августа Монферрана. Он приобрел славу отличного мастера по работе с тяжелыми конструкциями после возведения Исаакиевского собора, где он был главным архитектором. Именно он организовал подъём Царь-колокола на постамент, построенный по его же проекту. Люди поражались увидев мощь и величие поднятого Царь-колокола.

Август Монферран также отлил медную державу с крестом, установленную сверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а позолоченный. Тем не менее от этого вид Царь-колокола не становится менее захватывающим. На украшающих Царь-колокол барельефах можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий колокол, а также вдохновительницу создания нового — императрицу Анну Иоановну. Под изображением императрицы красуется надпись о создателях Царь-колокола — Иване и Михаиле Моторинах. Также на колоколе изображены христианские святые — Христос с Богоматерью, апостол Петр и Иоан Предтечи. Однако из-за предыдущего пожара 1737 года, чеканка не была полностью завершена. Мастером занимавшимся чеканкой являлся Фёдор Медведев, чьё имя было установлено лишь недавно.

История Царь-колокола

В царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, по воле патриарха Никона был отлит предшественник Царь-колокола.Он назывался Царским, или Большим Успенским, и весил 8000 пудов (свыше 130 тонн). На нем, по некоторым свидетельствам, были изображения Алексея Михайловича и самого патриарха. По преданию, колокол отлили из обломков разбившегося при пожаре, еще более древнего, колокола времен Бориса Годунова. Иностранный путешественник Олеарий писал о том, более древнем колоколе, что в 1611 году он висел на деревянной башне высотой около пяти метров и его огромный язык раскачивали 24 человека. В него звонили по большим праздникам и при встрече послов. В один из пожаров звонница сгорела и колокол разбился. При очередном пожаре в Кремле 19 июня 1700 года и новый колокол упал и разбился.

Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

Тридцать лет громадные осколки лежали возле « Ивана Великого», вызывая всеобщее удивление. В 1730 году русской императрицей стала племянница Петра I Анна Ивановна. Едва короновавшись, она тут же повелела восстановить эту святыню и в указе от 26 июня 1730 года с поистине царским размахом округлила вес будущего колокола до 10 000 пудов (около 164 тонн). Никто в мире таких колоколов еще не отливал.

Привлеченный к работе французский архитектор и академик Жермен выразил большое сомнение в реальности проекта, но сделал чертежи. Они были переданы па исполнение в колокололитейный завод Ивана Моторина в Пушкарской слободе.

С января 1733 года по ноябрь 1734 года в Кремле шли подготовительные работы. В одном из дворов между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого пришлось построить небольшой литейный завод. Рядом с печами была вырыта яма глубиной 10 метров и диаметром 10 метров.

Первая отливка прошла неудачно, но мастер Иван Моторин не собирался отступать. Он изготовил свои чертежи, добавил еще 2000 пудов к весу, однако вскоре скончался. В ноябре 1735 года отливку произвел его сын Михаил.

Затем колокол, который так и оставался в яме, на решетчатом помосте, обрабатывали присланные из Санкт-Петербурга мастера-чеканщики. По величине и стоимости отлитый колокол превзошел все существовавшие колокола в мире.

29 мая 1737 года, в день Святой Троицы, в Москве произошел один из сильнейших пожаров, названный Троицким. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, и на колокол стали падать горящие бревна. Народ в спешке кинулся заливать водой раскалившийся металл. Когда огонь потушили, обнаружилось, что в колоколе возникло множество трещин и отвалился кусок весом 11,5 тонны.

Впоследствии Царь-колокол еще около 100 лет пролежал в яме.Наконец, в 1835 году император Николай I дал указание поставить его на пьедестал. Дело поручили архитектору Огюсту Монферрану, который впервые исследовал колокол еще в 1819 году, только приехав в Россию. С тех пор он возвел Исаакиевский собор и воздвиг Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.Однако первая попытка вытащить колокол из ямы не удалась.

И вот настало 23 июля 1836 года.Несмотря на раннее утро, в Кремле все лучшие места вокруг литейной ямы были заняты. В 6 часов 5 минут солдаты вновь взялись за лебедки, и на этот раз все прошло удачно. 42 минуты 33 секунды передвигался колокол по наклонному настилу до гранитного постамента. Его заключительный путь сопровождала служба в Успенском соборе (в тот день был праздник Почаевской иконы Божией Матери), которая завершилась как раз тогда, когда Царь-колокол водрузили на постамент.

Увидеть Царь-колокол можно на всех экскурсиях на территории Московского Кремля

  • Назад

  • Вперед

Существующие копии Царь-пушки

К слову сказать, Царь-пушка имеет несколько копий. Около десяти лет назад был сделан заказ на создание копии этого памятника. Правительство Москвы подарило ее городу Донеку. Копия Царь-пушки расположилась у здания мэрии. Спустя несколько лет, уже в 2007 году, была создана еще одна Царь-пушка. На этот раз ее отправили в Йошкар-Олу и установили перед входом в крупнейшую в городе художественную галерею.

В городе Пермь установлена литая пушка, которая немного отличается от установленной в Москве. Памятник в Перми в действительности является боевым орудием. На сегодняшний день она находится в музее военной техники и оружия.

Что общего у царь-колокола и царь-пушки?

Царь-колокол и царь-пушка – памятники русского литейного искусства XVIII века. Своим видом они напоминают о времени, когда на Руси жили умельцы с золотыми руками и большим талантом.

  • Оба памятника впечатляют своими размерами и красивыми рельефными украшениями на поверхности.
  • Они стоят рядом – возле храма-колокольни Ивана Великого на Соборной площади Кремля. Пушка приставлена к звоннице с севера. Колокол стоит на каменном постаменте напротив.
  • Считается, что царь-колокол никогда не звонил, а царь-пушка никогда не стреляла. Но это правда лишь отчасти.
  • Создание шедевров инициировал один человек – Борис Годунов, шурин царя Федора Ивановича и первый русский царь из династии Годуновых. Что правда, первый царь-колокол раскололся при пожаре. Его отливали заново не один раз, используя металл от предыдущих колоколов.

Царь-колокол и царь-пушка – самые впечатляющие достопримечательности Кремлевского дворца. Многие приезжают в Москву только затем, чтобы на них полюбоваться.

Размеры и особенности памятника

Памятники Москвы, в том числе и Царь-Пушка или Царь-колокол, ежедневно привлекают внимание сотни туристов и местных жителей. Приезжая в Москву, этот огромный и удивительный город, невозможно осмотреть все достопримечательности за один день

Поэтому многие гости остаются в столице на несколько дней. В качестве временного жилья идеальным вариантом станет минигостиница, посуточная квартира или комната.

Размеры Царь-пушки не могут не впечатлять. Ее длина составляет более 5 метров, а калибр ствола достигает 890 миллиметров. Общий вес памятника равняется 40 тоннам. Чтобы подчеркнуть высокий статус пушки, мастера создали на лафете красивое изображение льва. Интересный факт состоит в том, что лафет был вылит спустя несколько лет, и готовое изделие с гравировкой царя зверей представили уже в 1835 году. Ядра, сложенные возле памятника, не являются действующими снарядами. Они декоративные, их внутренняя полость пустая.

Литература

  • Снегирёв И. М., Мартынов А. А. Московский Царь-колокол // Русские достопамятности. — М.: 1880. — Т. 3.
  • Богуславский Г. А. Царь-попа. — М.: 1958.
  • Костина И. Д. Царь-колокол и его создатели. — 1982. — (Вопросы истории).
  • Костина И. Д. К истории создания Царь-колокола // Колокола. История и современность : Сб. — М.: 1990.
  • Дружинин О. Н., Дубровин Н. М., Логовинюк П. И., Сельгеев В. Н. Исследование и реставрация «Царь-колокола» // Колокола. История и современность : Сб. — М.: 1985.
  • Портнов М. Э. Царь-пушка и Царь-колокол. — М.: 1990.
  • Захаров Н. Кремлёвские колокола. — Московский рабочий: 1980.

История создания

В российской истории царь-колоколов было несколько. В конце XVI века был отлит огромный 40-тонный колокол — Большой Успенский, но через пять десятилетий в Москве случился пожар, он упал на землю и раскололся. Вскоре с использованием металла предшественника создали новый колокол, он весил уже 130 тонн и был установлен на деревянную звонницу у колокольни Ивана Великого. Как и предыдущий, он разбился при первом же сильном ударе. На следующий год был создан еще один — весом 190 тонн и покрытый изображениями царя, царицы, патриарха Никона и херувимов. Это третий колокол прослужил до 1701 года, когда пострадал в результате очередного московского пожара. Правивший в это время Петр I предпочитал использовать металл и мастеров для отливки пушек, поэтому колокола тяжелее 2 тонн не отливались. Решение о создании нового Царь-колокола в 1730 году приняла Анна Иоанновна.

Задача была масштабной — создать гиганта весом 200 тонн. Сначала ее планировали поручить французским мастерам, те даже составили проект, но в итоге за отливку Царь-колокола взялись русские бронзолитейщики — И. Ф. Моторин и его сын М. И Моторин. Изделие должно было включать часть металла предшественника. Состав колоколов еще с начала XIV века был постоянным — 80% меди и 20% олова, но в новое изделие было решено добавить еще меди для лучшего звучания.

Еще три года ушло на расчеты и согласование проекта с Сенатом, финансирование, подготовку металла и плавилен. На внутреннем дворе Кремля между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого вырыли десятиметровую формовочную яму, укрепили ее стены дубовым срубом и кирпичами, а дно — сваями и железной решеткой. Также построили четыре литейные печи, кожух, на котором с внутренней его стороны должны были отпечататься фигуры, орнаменты и надписи. На постройку получили благословение РПЦ. Торжественный запуск печей состоялся 26 ноября 1734 года.

Создание Царь-колокола с самого начала пошло не по плану. Почти сразу сломались две литейные печи, а вскоре после этого произошел взрыв и последующий пожар, уничтожившие все деревянные конструкции. Не прошло и года с начала работ, как 19 августа 1735 года умер создатель проекта — И. Ф. Моторин, а вся ответственность за ход работ легла на его сына и преемника.

Литейные работы были завершены 25 ноября 1735 года, но до окончательной готовности изделия было еще далеко. Махину высотой 6,24 м и диаметром 6,6 м необходимо было оформить чеканкой. До весны 1737 года мастера покрывали колокол надписями и украшениями. Все это время он оставался в той же яме, стоя на железной решетке и дубовых сваях, а сверху его защищало деревянное перекрытие.

Царь-пушка как символ военной мощи

Интересный факт. Царь-пушку занесли в книгу рекордов Гиннесса как пушку наибольшего калибра. Специалисты рассчитали, что она могла бы стрелять ядрами из камня весом до 1 тонны!

Кстати, ядра, расположенные рядом с ней, декоративные. У царь-пушки уникальные габариты:

  • диаметр ствола снаружи – 120 см;
  • узорный пояс около дула – 134 см;
  • калибр – 890 мм.

По это причине ее нельзя отнести к определенному классу орудий. Сегодня пушка считалась бы мортирой. Но по классификациям того времени конструктивно это дробовик.

Как и царь-колокол, царь-пушку украшают узоры и изображения. Спереди на стволе можно рассмотреть фигуру царя Федора Ивановича на коне. На ней имеются надписи – послания для русского народа. В том числе написано имя умельца, сделавшего царь-пушку. Это Андрей Чохов.

История

Саму царь-пушку сделали больше 400 лет назад – в 1586 году, а опору для нее и ядра намного позже (только в 1859 году). История царь-пушки кратко:

  1. Борис Годунов подсказал царю Федору Ивановичу отлить орудие из бронзы «царского» размера. Пушка должна была символизировать мощь России и добавлять трибуне для царских указов величие.
  2. Андрей Чохов отлил пушку по указу царя. Ее поставили на Красной площади рядом с Лобным местом. Со стороны виделось, будто бы она защищает Покровский собор и Спасские ворота.
  3. Царь-пушку много раз перемещали: то во двор Арсенала, то к воротам, затем к старому зданию Оружейной палаты. Наконец, в 1960 году ее перевезли туда, где она стоит сегодня – к храму-колокольне Ивана Великого. Для того чтобы сдвинуть пушку с места, понадобилось 200 лошадей.
  4. Во время оккупации Москвы французской армией в 1812 году был взорван двор, где стояла пушка. К счастью, она не пострадала. Сгорела только деревянная опора – лафет.
  5. В 1835 году для пушки выковали новый, замысловатый чугунный лафет с орнаментом, который можно увидеть сегодня. Его покрыли бронзовой краской.


Царь-колокол и царь-пушка У царь-пушки есть три копии. Первые две очень похожи на оригинал. Они были сделаны из чугуна в 2001 году в Ижевске. Один экземпляр был установлен у входа в , второй подарили Донецку. Третья копия стоит на площади в Йошкар-Оле. Она меньше кремлевской пушки в два раза, сделана из стали, а узор на ней простой.

Царь колокол

Сведения о Царь-колоколе, лежащем неподалеку от колокольни Ивана Великого, разноречивы. Одни полагают, что отломок края у него произошел от неискусного литья, другие, напротив, уверяют, что он был отлит, поднят и висел под шатром на столбах, но от действия огня в случившийся пожар в 1737 году упал в яму, причем край откололся из-за упавшего на него бруса.

В записках графа Миниха находим о нем следующее:

Отливка колокола происходила в 1735 году по чертежам и моделям артиллерии колокольных дел мастера Ивана Федоровича Маторина и вышла очень удачна. Колокол находился еще в отливочной яме, когда разразился опустошительный для Кремля пожар. При его тушении вследствие неравномерного охлаждения колокол дал трещины и от него откололся громадный осколок массой 11,5 тонны.

Предложения о перелитии расшибленного колокола начали поступать уже с 1747 года. Его брался перелить мастер Слизов, который переливал другие колокола, находящиеся на колокольне Ивана Великого. Потом еще в 1770 году архитектор Форстенберг придумал впаять вышибленный край в колокол, уверяя, что от этого нимало не пострадает звук колокола.

В 1836 году по проекту архитектора А. Монферрана Царь-колокол был поднят из земли и установлен на постамент недалеко от колокольни Ивана Великого, где и находится по настоящее время.

Царь колокол

На колокольне Ивана Великого и пристроенных к ней звонницах находится 21 колокол. Некоторые из них именные: Широкий, отлитый в 1679 году; Слободский, вылитый в 1641 году; Медведь, вылитый в Новом городе в 1501 году; Ростовский; два колокола иностранной работы, один из которых был прозван Немчин; Глухой, Даниловский, Марьинский и ряд других. Самый большой из них — Успенский — весит 70 тонн.

Реставрационные работы

Царь-колокол несколько раз планировалось спаять. Однако работы так и не были проведены. Мешала этому высокая стоимость спайки. Кроме этого, высказывались опасения, что, даже восстановив колокол, невозможно будет добиться его нормального звучания. Именно поэтому, если вы посетите Кремль, Царь-колокол встретит вас в том виде, в котором был когда-то извлечен из литейной ямы. Этот уникальный памятник имеет огромное историческое значение. Именно поэтому экспериментировать над ним просто недопустимо. Царь-колокол для детей и для взрослого поколения – это история Отечества.

Исследование уникального памятника было проведено в 1979 г. Тогда же была выполнена и его реставрация. Работы заключались в дефектоскопии тела гиганта и составлении специальной карты, на которой зафиксированы размеры, положение, а также количество образовавшихся трещин.

Во время реставрации поверхность колокола расчистили от многочисленных слоев лакокрасочных покрытий, которые исказили внешний вид гиганта. Параллельно провели небольшой ремонт постамента. На поверхность земли подняли осколок колокола, который был заглублен в культурный слой на сорок сантиметров.

Все работы были выполнены специалистами, а также учеными Военной академии, носящей имя Ф.Э. Дзержинского. При этом проводились постоянные консультации с Всесоюзным научно-исследовательским институтом реставрации. Стоит отметить тот факт, что работа по созданию технологии и методики восстановления исторического памятника подобного типа производилась впервые.

Описание Царь-пушки в Москве

Сейчас мощное орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат полые декоративные чугунные ядра весом 1,97 тонн, отлитые в 1835 году (стрелять такими ядрами орудие не может). Отлито орудие из бронзы, лафет чугунный. У жерла с правой стороны изображен верхом на коне Фёдор Иванович в короне и со скипетром в руке. Над изображением надпись: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Фёдора Ивановича государя самодержца всея великия России при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине».По одной из версий благодаря изображению Фёдора Ивановича, Царь-пушка и получила свое имя. По другой версии, так ее называют из-за больших размеров. Также орудие называли «Дробовик Российский», поскольку она была рассчитана на стрельбу «дробом» (картечью).Длина орудия — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см. Калибр — 890 мм. Масса — 39,31 тонны. Надпись на противоположной стороне ствола, обращённой в сторону Царь-колокола гласит: «Слита бысть сия пушка в преименитом царственном граде Москве в лето 7094 в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов.» Некоторые специалисты считают, что великое орудие никогда не стреляло, а изготовлено оно было для того, чтобы пугать иностранцев, в том числе послов крымских татар. Обследование орудия в 1980 году в Артиллерийской академии им. Дзержинского показало, что царь-пушка – это бомбарда и предназначена для стрельбы каменными ядрами. Вес каменного ядра составлял около 819 кг, а чугунное ядро такого калибра весит 1970 кг. Исследование канала орудия показало наличие частиц пороха. Это означает, что знаменитое орудие хотя бы один раз стреляло.

Процесс создания

Для создания гиганта понадобилось изготовить 2 шаблона по сделанным чертежам великих мастеров. Для отделки внутри сооружения использовался один шаблон, а для дизайна снаружи – другой. На Ивановской площади было подготовлено место под форму колокола. Это было вырытое углубление в земле около 10 м.

Боковые стороны укрепили деревянными брусками, которые связывались металлическими ободками. Для прочности яму обложили кирпичом и на дно установили решетку из железа.

Затем приступили к изготовке болванки и установили другой шаблон, напоминающий внешний вид сооружения. По завершению данных работ форму подняли с помощью специальных грузовых установок. После отделки болванки была изготовлена железная петля для языка гиганта. Все технические работы завершились 25.11.1735 г.

Закончить литье колокола Ивану не удалось по причине смерти, но его дело продолжил сын Михаил. Свою руку в создании окончательного Царь-колокола приложил еще один человек — российский архитектор Август Монферран. Он был француз по происхождению, получивший приглашение работать в России. Поднятием Царь-колокола на фундамент занимался именно он.


Установка Царь Колокола

Царь-колокол (история кратко рассказывает о его поднятии) установили на каменное основание в Кремле летом 1836 г. На гиганте изготовили 4 подпоры, которые держали шар. Сверху шара был установлен крест из бронзы.

Август Монферран также прославился как декоратор и человек, умеющий замечательно рисовать.Он является создателем державы с позолоченным крестом. На росписях, изображенных на Царь-колоколе, можно увидеть русского Романова Алексея Михайловича, при котором был выполнен предшествующий образец, и императрицу Анну Иоанновну, вдохновившую на создание подобного образца.

Ниже изображения с императрицей расположена пометка о людях, создавших эту скульптуру – Иван и Федор Моторины. На колоколе также изображены христианские святые – Христос и Мария, Иоанн Предтеча и апостол Петр. Росписи выполнялись лучшими художниками того времени.

Как создавался Царь Колокол:

Первое появление

История знаменитости началась еще в 1559 году, во время правления Бориса Годунова, который велел отлить большой колокол весом в тысячу пудов и повесить его на деревянную конструкцию в виде сруба. Пожар, который в ту пору случился в Кремле, уничтожил сруб. Колокол упал и разбился.

При царе Алексее Михайловиче решено было восстановить его переплавкой. Работу предлагали мастеру Гансу Фальку. Тот попросил для работы пять лет и отказался добавлять в отливку медь из обломков. Работу выполнили за год московские мастера. К меди из прежнего колокола добавили еще металла и довели общий вес до 8 тысяч пудов. В 1654 году он был помещен на Филаретову пристройку. Этой версии тоже не повезло. В 1655 году он раскололся во время звона от сильного удара языком.

Следующий царский благовестник, который провисел почти 6 лет, перезалил мастер Александр Григорьев. По описанию очевидцев и историков, размеры его были таковы, что для приведения его в работу требовалась сотня звонарей. В 1661 году этот колокол упал с колокольни, но остался цел. В 1674 году его решили снова повесить. Во время пожара, случившегося в 1701 году, он опять упал и на сей раз уже раскололся.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий