Цари израиля

Как царь поссорился с пророком

Первый правитель Израильского царства, Саул, находился на своей должности около 20 лет. Он создал регулярное войско из 3000 человек, успешно боролся с филистимлянами (одна из битв этого периода знаменита противостоянием Голиафа и Давида), был изначально очень верующим человеком (хотел казнить собственного сына за то, что он единожды нарушил пост). Однако перед битвой в Гилгале он собственноручно принес жертвы, не дожидаясь Самуила (такие действия входили в обязанности самого пророка), а потом отказался выполнить распоряжение Самуила о полном уничтожении амалекитян. Разгневанный пророк объявил о лишении Саула царского титула и возможной гибели всего его потомства. Царь, лишенный поддержки пророка, упал духом, в него вселился злой дух, и он охладел к самодержавной деятельности.

Иконография

На иконах царь и пророк Давид пишется в царских одеждах и венце. В руке его свиток со словами псалма. Особенно часто пишутся на свитках пророчества из Псалтири, касающиеся Рождения Мессии и Родившей Его Матери. Ведь Богородица происходит из рода Давида: «Слыши, Дщи, и виждь… и забуди дом отца Твоего…», «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот Святыни Твоея…»

«Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его…» Это слова псалмопевца, повторяемые верующими и сейчас. Они как бы говорят: мы грешны, Господи, но вот жил среди нас святой – сохранивший любовь к людям и к Богу, не смотря на все искушения. И мы тоже падаем, но встаем, грешим, но остаемся детьми Господними. И раз живут среди нас праведники, значит – есть надежда, есть покаяние.

Наталья Сазонова

Израильское царство (Исраэль) (X вв. до н. э. — ок. 722 г. до н. э.)

(Сев. Израиль.) Столица: Самария (Шомрон).

Имя в рус. традиции Имя в оригинале В Ветхом Завете Годы правления Комментарии
I династия
1. Иеровоам I сын НаватаИеров‘ам бен Нават 3Цар.  — 928—907977—956 —
2.погиб Надав, сын ИеровоамаНадав бен Иеров‘ам 3Цар.  — 907—906956—955 910—/
II династия
3. ВаасаБааша 3Цар.  — 906—883955—932 909/8—/
4.погиб Ила, сын ВаасыЭла 3Цар.  — 883—882932—931 886/5—885/
III династия
5.погиб ЗамврийЗимри 3Цар.  — 882931885/4 правил 7 дней
IV династия
погиб ФамнийТибни 931—927 884— претендент
6. АмврийОмри 3Цар.  — 931—927884— 882—871927—920 885/4—/
7.погиб Ахав, сын АмврияАхав бен Омри 3Цар.  — 873—852920—900 874/3—
8.погиб Охозия, сын АхаваАхазиа бен Ахав 3Цар.  — 4Цар.  853—851900—899 853—
9.погиб Иорам, сын АхаваЙегорам бен Ахав 4Цар.  — 851—842899—887 852— брат Охозии
V династия
10. ИиуйЙегу 4Цар.  — 842—814887—859 —
11. Иоахаз, сын ИиуяЙегоахаз бен Йегу 4Цар.  — 817—800859—842 814—
12. Иоас, сын ИоахазаЙегоаш бен Йегоахаз 4Цар.  — 800—784842—825 798—
13. Иеровоам II, сын ИоасаИеров‘ам бен Йегоаш 4Цар.  — соправитель с 788—747825—799 и 788—773782— 799—788 вассал Сирии
14.погиб Захария, сын ИеровоамаЗахариа бен Иеров‘ам 4Цар.  — 747773—772753— правил 6 месяцев
VI династия
15.погиб ШаллумШаллум 4Цар.  — 747772752 правил один месяц
VII династия
16. Манаим IМенахем бен Гади 4Цар.  — 747—737772—761 752—
17.погиб Факия, сын МанаимаПкахиа бен Менахем 4Цар.  — 737—735761—759741—
VIII династия
18.погиб ФакейПеках 4Цар.  — в Гилеаде с 735—732759—744 и 735—730740— 744—735 вассал Ассирии
Манаим IIМенахем II 744—735 вассал Ассирии, Тиглатпаласар III
IX династия
19.погиб Осия, сын ИлыХошеа бен Ила 4Цар.  — 732—724730—721 732— вассал Ассирии
721 год до н. э. — разрушение Самарии
722—612 годы до н. э. — Ассирийское завоевание
612—539 годы до н. э. — Вавилонское завоевание
539—331 годы до н. э. — Персидское завоевание

Соломон

Когда Давид состарился и одряхлел, вновь остро встал вопрос о престолонаследии. Царь хотел передать власть одному из своих младших сыновей Соломону: тот отличался мудростью и способностями к государственному управлению. Выбор отца не понравился другому старшему отпрыску — Адонию. Он даже попытался организовать государственный переворот, назначив собственную коронацию при жизни недееспособного отца.

Однако попытка Адонии провалилась. Из-за своего малодушия он бежал в Скинию. Соломон простил брата после его раскаяния. В то же время другие участники заговора из числа чиновников и приближенных были казнены. Цари Древнееврейского царства надежно держали власть в своих руках.

Царь Израиля

Вскоре начало сбываться предсказание Самуила. Давид со своими людьми поселился в Хевроне, здесь его объявили царем — пока только юга Израильской земли. На севере же правил оставшийся сын Саулов, Иевосфей. Но вскоре его убили изменники. Тогда царем над всем Израилем стал Давид. Считается, что это случилось около 1005 г. до Рождества Христова.

Пророк Давид1727–1728. Москва.96 × 40 см. Дерево, темпера.Из Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Иерусалим – новая столица

Одним из первых деяний царя стало взятие крепости племени иевуссеев около 1000 г. до Р.Х. Она получила новое имя, ныне известное всем – Иерусалим, что значит «город мира». Сюда царь повелел привезти Ковчег Завета, главную святыню иудеев. Некогда его захватили филистимляне, позже, пораженные казнями, возвратили обратно иудеям. Но Ковчег пребывал в Кириаф-Иариме.

Интересный фактВ Иерусалиме Давид построил скинию по подобию Моисеевой. При огромном стечении людей, до 70 т. человек, Ковчег внесли в город. Каждые шесть шагов процессии совершалось жертвоприношение.

Царь, сбросив богатые одеяния, плясал и радовался перед Ковчегом в льняной одежде священника, хваля Бога. Давида многие не поняли. Даже царица, Мелхола, позже возмутилась: не царское это дело. Но Давид не смутился:

Перенесение Ковчега Завета.Последняя треть XVIII в. Дерево, темпера. 86.5 × 171.5 см Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия Изображение воспроизводится по изданию: Комашко Н. И. Русская икона XVIII века. М.: Агей Томеш, 2006.

Так началось прославление Иерусалима, как священного города, дома Божия. Но Давиду мы обязаны не только Иерусалимом.

Богослужебная традиция

Именно Давид учредил первые регулярные богослужения. Впоследствии, когда Соломон построит Храм, эта традиция ляжет в основу богослужения Храма. Затем ее отдельные элементы будут заимствованы христианами. Среди нововведений Давида:

  • разделение левитов-священников на чреды, каждая из которых совершала богослужение в определенное время
  • создание хоров для богослужебного пения
  • избрание музыкантов для игры на музыкальных инструментах во время богослужения
  • создание гимнографической традиции

Известны имена музыкантов – создателей песнопений – Асаф, Еман, Евад.

Но главным творцом богослужебных гимнов был сам Давид. Его песнопения, которыми некогда царь утешался в изгнании, изливал скорбь о потерях, радость побед – видимо, тогда начали объединять в книгу, называемую теперь Псалтирью, по имени любимого музыкального инструмента царя.

Давид и Вирсавия

Царствование Давида было славно: завоеваны Моав, часть Сирии, Идумея, одержал царь много побед над аммонитянами. Но именно на пике своей славы и могущества Давид поддался искушению

Его внимание привлекла женщина, которую он случайно увидел с кровли дворца. Хотя, по восточной традиции, много было у царя жен и наложниц, вдруг захотелось ему – именно эту

Хотя Вирсавия – так звали ее – была замужем за одним из лучших Давидовых военачальников, Урией.

Но это не остановило царя. Впрочем, еврейские авторы уверяют, что сделанное царем не было беззаконием в точном смысле: мужья, отправляясь в военный поход, вручали жене так называемое разводное письмо, делавшее женщину свободной. Сделал так и Урия. Но вот когда женщина оказалась беременна, Давил сделал действительно тяжелый грех, отправив Урию на войну на самое опасное место. Так он, как говорили, убил соперника мечом аммонитян. Именно за этот грех резко обличил Давида пророк Нафан.

Пророк Нафан обличает Давида. Парижская псалтырь

Этому грехопадению посвящен псалом, известный ныне каждому христианину:

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»

Покаянными слезами Давид пытался умилостивить Господа и отвести праведный суд – не от себя, но от рожденного Вирсавией ребенка. Но мальчик не выжил. Со смирением принял Давид праведный суд. Впоследствии уже законная жена Вирсавия родит царю Соломона – самого славного царя Израильского.

Но возмездие за свое согрешение Давид нес еще очень долго. Скоро в царской семье завязались конфликты.

Израильско-Иудейское царство (XI—X века до н. э.)

Древний Израиль. Столицы: Хеврон, затем Иерусалим (Йерушалаим).

Имя в рус. традицииИмя в оригинале В Ветхом Завете Годы правления Комментарии
1.погиб Саул, сын КисаШауль бен Киш 1Цар.  — 1029—1005ок. — Первый царь и основатель единого Израильского Царства. Покончил жизнь самоубийством.
погиб Иевосфей, сын СаулаИшбаал бен Шауль 2Цар.  — ок. — претендент в Маханаиме
2. Давид, сын ИессеяДавид бен Ишай 1Цар.  — 3Цар.  1005—9651047—1017— Поместил Ковчег Завета на горе Сион.
погиб Авессалом, сын ДавидаАвшалом бен Давид 2Цар.  — претендент в Хевроне
погиб Савей, сын БихриШев’а бен Бихри 2Цар.  претендент в Сихеме
погиб Адония, сын Давида

Адония бен Давид

—2 претендент в Йерусалиме
3. Соломон, сын ДавидаШломо бен Давид 2Цар.  — 3Цар.  968—9281017—978— Построил Иерусалимский Храм.
ок. 928 год до н. э. — раздел на Иудейское и Израильское царства

Эпоха судей

История Палестины тех далеких времен связана с множеством мифов и легенд, о правдивости которых продолжают спорить историки и исследователи античных источников. Древнееврейское царство больше всего известно благодаря Ветхому Завету, в котором описаны события упомянутой эпохи.

До возникновения единого государства иудеи жили под руководством судей. Они избирались из числа самых авторитетных и мудрых членов общества, но при этом не обладали фактической властью, а только разрешали внутренние конфликты между жителями. В то же время евреи находились в постоянной опасности, исходившей от агрессивных соседей-кочевников. Главной угрозой были филистимляне.

Царь Саул

В традиции еврейского народа не было царской власти. Они вели кочевой образ жизни и испокон веку управлялись патриархами, старейшинами, судьями… Еще со времен Моисея в Иудее строилась теократическая система управления: народ — старейшины — судьи — первосвященник (иногда рядом с ним пророк) — Бог. И это оправдывало себя в тех условиях. Однако переход к оседлой жизни, опыт общения с соседними народами (ханаанеянами, филистимлянами…), корыстолюбие и неспособность правящей верхушки защитить народ от внешней экспансии тех же соседей привели к тому, что народ потребовал себе царя, обратившись с требованием о назначении царя к высшему авторитету того времени пророку Самуилу.

Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.

Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар. 11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.

В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4). 


Давид играет на арфе перед Саулом.
Александр Андреевич Иванов. 1831 г. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. 8,5 х 13,5.
На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины.
Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв.№ 7990.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood18360.html


Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила.
Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г.
Ульяновский художественный музей

Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам — „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.
„И сказал ей : прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё . Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“
Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.
На следующий день в битве сыновья Саула — Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).


Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы).
Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341.
Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Иудейское царство (Йехуда) (X вв. до н. э. — ок. 587 г. до н.э)

(Южн. Израиль). Столица: Иерусалим.

Имя в рус. традиции Имя в оригинале В Ветхом Завете Годы правления Комментарии
1. Ровоам, сын Соломона Рехов‘ам бен Шломо 3Цар.  — 928—911978—960—
2. Авия, сын РовоамаАвиям бен Рехав‘ам 3Цар.  — 911—908960—958913—911
3. Аса, сын АвииАса бен Авиям 3Цар.  — 908—867958—917911—
4. Иосафат, сын АсыЙегошафат бен Аса 3Цар.  — сопр. с 870—846917—892870—
5. Иорам, сын ИосафатаЙегорам бен Йегошафат 3Цар.  — 4Цар.  сопр. с 851895 846—843892—888848—
6.погиб Охозия, сын ИорамаАхазия бен Йегорам 4Цар.  — 843—842888—887841
7.погибла Гофолия, дочь АмврияАталия бат Омри 4Цар.  — 842—836887—881841— жена Иорама и мать Охозии
8.погиб Иоас, сын ОхозииИегоаш бен Ахазия 4Цар.  — 836—798881—840835—
регент ИодайИегояда 4Цар.  — 836—826881—871835— первосвященник
9.погиб Амасия, сын ИоасаАмация бен Иегоаш 4Цар.  — 798—769840—811796—
10. Озия/Азария, сын АмасииУззияу/Азария бен Амация 4Цар.  — сопр. с 785—733811—758767—
11. Иоафам, сын ОзииЙотам бен Уззияу 4Цар.  — сопр. с 759—743758—742740—
12. Ахаз, сын ИоафамаАхаз бен Йотам 4Цар.  — сопр. с 743—727742—727732 — 716
— вассал Ассирии
13. Езекия, сын АхазаХизкияу бен Ахаз 4Цар.  — 727—698727—698716—/
14. Манассия, сын ЕзекииМенашше бен Хизкияу 4Цар.  — сопр. с / 698—642698—642687/6 — /
15.погиб Аммон, сын МанассииАммон бен Менашше 4Цар.  — 641—640642—640642/1—/
16.погиб Иосия, сын АммонаИошияу бен Аммон 4Цар.  — 639—609640—609640/39—
17.погиб Иоахаз, сын ИосииЙегоахаз бен Иошияу 4Цар.  — 609609608 правил три месяца
18.погиб Иоаким, сын ИосииЙегоаким бен Иошияу 4Цар.  — 608—598609—598608— брат Иоахаза
19. Иехония, сын ИоакимаЙегояхин бен Йегоаким 4Цар.  — 597598597 умер ок.
20. Седекия, сын ИосииЦедкияу бен Иошияу 4Цар.  — 596—586598—587597— дядя Иехонии
27 августа, г. до н. э. Разрушение Первого Храма
— гг. до н. э. Вавилонское завоевание (Вавилонский плен)
— гг. до н. э. Персидское завоевание

Происхождение названия

Источником названия Израиль (Исраэ́ль ивр. ‏ישראל‏‎) служит Книга Бытия, где Иаков после борьбы с Богом получает имя Израиль (Исраэ́ль ивр. ‏ישראל‏‎): «И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. ) Толкователи расходятся в определении значения этого слова. По одной версии, это имя происходит от глагола сарар ивр. ‏שרר‏‎ (управлять, быть сильным, иметь власть, данную свыше), таким образом образуя слово, означающее «Имеющий власть над силами». Другие возможные значения — «Принц Божий» или «Борьба/битва Бога». Впоследствии, еврейский народ, произошедший от Иакова, стал называться «Сыны Израиля», «Народ Израиля» или «израильтяне».

Первое в истории упоминание слова «Израиль» было обнаружено на стеле фараона Мернептаха на территории Древнего Египта (конец XIII века до н. э.) и относится к народу, а не к стране. В книге Исход словом «Израиль» также обозначается народ (не страна и не государство) — израильтяне. Лишь после занятия израильтянами Ханаана (территории современного г-ва Израиль) словом «Израиль» обозначается также и страна — территория, занимаемая израильтянами. Следует различать два израильских царства:

  • Израильское царство как единое израильское государство, возглавляемое вначале Домом Саула и, впоследствии, Домом Давидовым (а именно Давидом и, после него, Соломоном),
  • одноимённое государство, которое также называлось Северное Израильское царство, образованное десятью коленами Израилевыми, не признавшими власть Ровоама — сына Соломона.

Династия Хасмонеев (152—37 годы до н. э.)

Вожди восстания против греков, первосвященники, этнархи и цари Иудеи. Столица: Иерусалим.

Имя в рус. традицииИмя в оригинале титул Годы жизни (до н. э.) Длительность правления(до н. э.) Комментарии
Маккавеи
1. Маттафия ХасмонейМатитьягу ха-Хашмонай вождь восставших ? — 166 170—166
2. Иуда Маккавей, сын МаттафииЙехуда ха-Маккаби вождь восставших ? — 161погиб 166—161
Этнархи и Первосвященники Иудеи
1. Ионатан, сын МаттафииЙонатан бен Матитьягу ха-Хашмонай первосвященник и этнарх ? — 143погиб 152—143 положил начало первосвященнической династии Хасмонеев
2. Симон, сын МаттафииШимон бен Матитьягу ха-Хашмонай (Тассис) первосвященникпервосвященник и этнарх ? — 134погиб 143—140140—134 положил начало независимому правлению династии Хасмонеев
3. Иоанн Гиркан I, сын СимонаЙоханан Гиркан первосвященник и этнарх 134—104
Цари и первосвященники Иудеи
4. Аристобул I, сын Иоанна Гиркана IИехуда Аристобул царь и первосвященник ? — 103 104—103 узурпировал трон, положил начало царской династии Хасмонеев
5. Александр I Яннай, сын Гиркана I царь и первосвященник 126—76 103—76
6. Саломея АлександраШломцион царица 139—67 76—67 жена Аристобула, позже жена Александра Янная
7. Аристобул II, сын Александра Янная царь и первосвященник ? — 49погиб 67—63 последний независимый царь из династии Хасмонеев
63 до н. э. — 6 н. э. вассал Рима.
8. Иоанн Гиркан II, сын Александра ЯннаяЙоханан Гиркан царьэтнарх и первосвященник 103—30погиб 6563—40
Антипатр ИдумеянинАнтипатр II фактически соправительпрокуратор Иудеи ? — 43погиб 63—4747—43 был назначен Юлием Цезарем
Александр II, сын Аристобула II соправитель погиб 56—48
40—37 до н. э. тетрархия (раздел Иудеи на четыре части)
9. Маттафия Антигон II, сын Аристобула IIМатитьягу Антигон царь и первосвященник ? — 37?погиб 40—37 последний царь династии Хасмонеев
10. Аристобул III первосвященник 36

Династия Хасмонеев (152 — 37 гг. до н. э.)

Вожди восстания против греков, первосвященники, этнархи и цари Иудеи. Столица: Иерусалим.

Имя в рус. традицииИмя в оригинале титул Годы жизни (до н. э.) Длительность правления(до н. э.) Комментарии
Маккавеи
1. Маттафия ХасмонейМатитьягу ха-Хашмонай вождь восставших ? — 166 170 — 166
2. Иуда Маккавей, сын МаттафииИехуда ха-Маккаби вождь восставших ? — 161погиб 166 — 161
Этнархи и Первосвященники Иудеи
1. Ионатан, сын МаттафииЙонатан бен Матитьягу ха-Хашмонай первосвященник и этнарх ? — 143погиб 152 — 143 положил начало первосвященнической династии Хасмонеев
2. Симон, сын МаттафииШимон бен Матитьягу ха-Хашмонай (Тассис) первосвященникпервосвященник и этнарх ? — 134погиб 143 — 140140 — 134 положил начало независимому правлению династии Хасмонеев
3. Иоанн Гиркан I, сын СимонаЙоханан Гиркан первосвященник и этнарх 134 — 104
Цари и первосвященники Иудеи
4. Аристобул I, сын Иоанна Гиркана IИехуда Аристобул царь и первосвященник ? — 103 104 — 103 узурпировал трон, положил начало царской династии Хасмонеев
5. Александр I Яннай, сын Гиркана I царь и первосвященник 126 — 76 103 — 76
6. Саломея АлександраШломцион царица 139 — 67 76 — 67 жена Аристобула, позже жена Александра Янная
7. Аристобул II, сын Александра Янная царь и первосвященник ? — 49погиб 67 — 63 последний независимый царь из династии Хасмонеев
63 до н. э. — 6 н. э. вассал Рима.
8. Иоанн Гиркан II, сын Александра ЯннаяЙоханан Гиркан царьэтнарх и первосвященник 103 — 30погиб 6563 — 40
Антипатр ИдумеянинАнтипатр II фактически соправительпрокуратор Иудеи ? — 43погиб 63 — 4747 — 43 был назначен Юлием Цезарем
Александр II, сын Аристобула II соправитель погиб 56 — 48
40—37 до н. э. тетрархия (раздел Иудеи на четыре части)
9. Маттафия Антигон II, сын Аристобула IIМатитьягу Антигон царь и первосвященник ? — 37?погиб 40 — 37 последний царь династии Хасмонеев
10. Аристобул III первосвященник 36

Падение Израильского царства

Длительные войны Израиля и Иудеи между собой и с соседними странами истощили силы еврейского народа. Пожалуй, самый тяжёлый удар нанесли евреям ассирийцы. Ещё в IX в. до н. э. царь Салманасар III совершал небезуспешные завоевательные походы в Сирию и Палестину Он приводил оттуда пленных, привозил богатые трофеи. В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон взял Самарию, увёл в плен израильского царя Осию и вместе с ним 27 тыс. израильтян.

Вместо них в Самарии поселились месопотамские колонисты. Самария, как резиденция вавилонскою наместника, развилась необычайно. Этот город принимал участие в международной торговле, здесь процветало местное производство. Коренное население Самарии смешивалось с колонистами из Месопотамии и переселенцами из Сирии. Возникшая в результате народность — самаритяне — на протяжении нескольких столетий играла важную роль в истории Палестины.

26 июля 2020 в 15:31

Редактор Astromeridian.ru

Эпоха Второго Храма

В 3390 году (371 г. до н.э.) группа евреев вернулась, чтобы снова жить в Йеуде. Одним из лидеров этой группы переселенцев был Зерубавель, потомок царского дома Давида, и тогда постепенно началось строительство Второго Храма.

Однако его великолепие уступало Первому Храму. Евреями в это время часто правили цари-чужеземцы и их доверенные лица, которые не имели отношения к роду Давида, а потому не могли считаться законными царями Израиля.

На этом фоне особо следует выделить семью Хашмонаев, которая победила греков в событиях, связанных с чудом Хануки, произошедших в 3622 году (139 до н.э.). После этого они на какое-то время заняли трон Иудеи, несмотря на то, что были священниками, потомками Аарона.

Их недолгое правление было прервано в 3725 году (36 г. до н.э.), когда Ирод, идумиянин, убил царя Хашмонаев Антигона и занял трон сам. Его правление было очень жестоким, сопровождавшимся убийством любого, кого Ирод подозревал в проявлении неверности, в том числе, очень многих мудрецов Торы. В момент раскаяния Ирод решил увеличить Храмовую гору и взялся за реконструкцию Второго Храма, создав настолько величественное здание, что о нем было сказано: «Тот, кто не видел храма Ирода, никогда не видел по-настоящему красивого здания во все свои дни». Оставшаяся часть стены, построенной Иродом, необходимая для поддержки увеличившейся в размерах горы, до сих пор стоит в Иерусалиме и в наше время называется Западной Стеной.

А где же были потомки Давида? Они все еще находились там, со всеми. Но вместо того, чтобы бороться за престол, где они были бы признаны правителями других земель, многие из них стали духовными лидерами своего народа. Например, можно вспомнить Гилеля Старшего, чья школа Торы сформировала облик иудаизма, и его потомка, рабби Йеуду ха-Наси, который возглавлял Сангедрин (центральный Верховный суд еврейского права) и принимал участие в составлении Мишны. Именно лидерство этих великих людей и других мудрецов помогло еврейскому народу пережить смутный период последних лет Второго Храма и последствия его разрушения римлянами в 70 году нашей эры.

Запрет умножать серебро и золото

Царю запрещено умножать серебро и золото, чтобы складывать в сокровищницу и кичиться им или любоваться (Дварим, 17:17):

Еврейский царь должен иметь столько средств, сколько нужно лично ему и его семье для достойной жизни, для содержания войска и платы солдатам, должностным лицам и слугам. Он должен заботиться только о насущных нуждах государства и во всем полагаться на Божественное Провидение.

Царь и Санедрин

Если царь нарушил какую-либо заповедь, Санедрин может его судить и приговорить к наказанию, предписанному Торой за подобное нарушение.

Почет царя

К царю следует относиться с большим почтением. Так запрещено ездить на его коне, садиться на его трон, пользоваться его жезлом и короной или какими-то предметами личного пользования.

Нельзя смотреть на царя, когда он раздет или его подстригают, или когда он в бане.

Царь должен следить за своей внешностью и носить красивую одежду.

Основным занятием царя и его ориентиром в государственной и личной жизни должна быть только Тора.

Читать позжеДобавить в избранноеДобавить в коллекцию Жалоба

Иудейское царство (Йехуда) (X вв. до н. э. — ок. 587 г. до н.э)

(Южн. Израиль). Столица: Иерусалим.

Имя в рус. традиции Имя в оригинале В Ветхом Завете Годы правления Комментарии
1. Ровоам, сын Соломона Рехов‘ам бен Шломо 3Цар.  — 928—911978—960—
2. Авия, сын РовоамаАвиям бен Рехав‘ам 3Цар.  — 911—908960—958913—911
3. Аса, сын АвииАса бен Авиям 3Цар.  — 908—867958—917911—
4. Иосафат, сын АсыЙегошафат бен Аса 3Цар.  — сопр. с 870—846917—892870—
5. Иорам, сын ИосафатаЙегорам бен Йегошафат 3Цар.  — 4Цар.  сопр. с 851895 846—843892—888848—
6.погиб Охозия, сын ИорамаАхазия бен Йегорам 4Цар.  — 843—842888—887841
7.погибла Гофолия, дочь АмврияАталия бат Омри 4Цар.  — 842—836887—881841— жена Иорама и мать Охозии
8.погиб Иоас, сын ОхозииИегоаш бен Ахазия 4Цар.  — 836—798881—840835—
регент ИодайИегояда 4Цар.  — 836—826881—871835— первосвященник
9.погиб Амасия, сын ИоасаАмация бен Иегоаш 4Цар.  — 798—769840—811796—
10. Озия/Азария, сын АмасииУззияу/Азария бен Амация 4Цар.  — сопр. с 785—733811—758767—
11. Иоафам, сын ОзииЙотам бен Уззияу 4Цар.  — сопр. с 759—743758—742740—
12. Ахаз, сын ИоафамаАхаз бен Йотам 4Цар.  — сопр. с 743—727742—727732 — 716
— вассал Ассирии
13. Езекия, сын АхазаХизкияу бен Ахаз 4Цар.  — 727—698727—698716—/
14. Манассия, сын ЕзекииМенашше бен Хизкияу 4Цар.  — сопр. с / 698—642698—642687/6 — /
15.погиб Аммон, сын МанассииАммон бен Менашше 4Цар.  — 641—640642—640642/1—/
16.погиб Иосия, сын АммонаИошияу бен Аммон 4Цар.  — 639—609640—609640/39—
17.погиб Иоахаз, сын ИосииЙегоахаз бен Иошияу 4Цар.  — 609609608 правил три месяца
18.погиб Иоаким, сын ИосииЙегоаким бен Иошияу 4Цар.  — 608—598609—598608— брат Иоахаза
19. Иехония, сын ИоакимаЙегояхин бен Йегоаким 4Цар.  — 597598597 умер ок.
20. Седекия, сын ИосииЦедкияу бен Иошияу 4Цар.  — 596—586598—587597— дядя Иехонии
27 августа, г. до н. э. Разрушение Первого Храма
— гг. до н. э. Вавилонское завоевание (Вавилонский плен)
— гг. до н. э. Персидское завоевание

Царство Соломона делится на три части

В начале — Соломон мудрый и могучий царь, 3 Цар. 2—5 главы. Затем показано строительство храма, сколько было употреблено материала, как он строился и какая это была славная постройка. Собственно, храм был небольшой, большими были дворы, пристройки, службы. Для современников этот храм остался в памяти за счет своего великолепия, тех драгоценных материалов, которыми он был украшен и что потом его никто не превзошел. Ирод Великий пытался построить нечто подобное, но не смог. Он не достроил храма, храм продолжался строиться во времена Христа, потому что не хватало ни средств, ни времени. При Тите он был истреблен полностью.

Третий раздел — это расцвет царства, главы 9-10, сооружение храма и визит царицы Савской в Иерусалим, как вершина его славы, и закат Соломона, его многоженство, внешние враги, смерть Соломона после 40-летнего царства.

После Соломона

В последние годы царствования Соломона северные области Израиля стали очагом непрерывных волнений. Закат Соломонова царства был омрачен его собственным отступничеством, его неудачами и восстаниями. Едва только гробница приняла под свои своды царя, как северные колена заволновались, старейшины племен организовали сильнейшую оппозицию Иерусалиму. Ее вожди хотели, чтобы наследник Ровоам явился бы на собрание в Сихем и там бы слушал их условия, на которых они хотели оставить царство Израиля.

Первый царь израильский был на голову выше остальных людей

Саул, официально первый правитель Израильского царства после самого пророка, по данным Библии, был очень высокого роста, красив собой, отважен и храбр в бою. Он и после помазания на царство оставался прост в обращении, хотя происходил из зажиточного рода, проживавшего в современном Тол-эль-фуре. По преданию, сам Господь объявил Самуилу, что он встретит в определенное время юношу из колена Вениамина (кстати, самого немногочисленного), который и должен будет стать царем Израиля. После назначения пророк предупредил израильтян, что если они не будут противиться воле Всевышнего, то Всевышний не будет против них и против их царя, написал царские обязанности и разместил их в походном храме, скинии.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий