Театр кукол образцова в москве

Что посмотреть

В музее хранится около 4 000 кукол из разных спектаклей, выставок и фестивалей. Здесь можно увидеть следующие экспонаты:

  • Куклы
  • Всё, что связано с технологией постановки кукольных спектаклей
  • Документы, награды, фото, рисунки, тематические книги
  • Эскизы, наработки, чертежи
  • Документальные фильмы.

Задача музея показать не только старые и новые кукольные экспозиции, но и преображение народного мастерства в профессиональный жанр. Именно здесь можно увидеть наработки, эскизы, документы, которые показывают всю проделанную художественную работу.

В музее представлена целая череда экспозиций из отдельных спектаклей, начиная от «Пиковой дамы» и заканчивая «Гераклом». Все они находятся под стеклом, но посетители могут подойти к нему максимально близко. Их взору откроются мельчайшие детали: костюмы, куклы, технологии, приспособления для управления и т.д. Есть таблички с подробным описанием.

Острохарактерный актер

Однажды мама купила пятилетнему Сереже Образцову в магазине японских товаров на Кузнецком Мосту смешную куклу: маленькая головка с дырочкой внизу для пальца и халатик, похожий на перчатку. Она была похожа на обычную игрушку, но стоило надеть ее на руку, как начиналось волшебство. Игрушка оживала, она могла помахать рукой, кивнуть, расхохотаться, заплакать или пуститься в пляс.

Родители Сергея Образцова — инженер-железнодорожник и учительница — мечтали, чтобы у сына была серьезная профессия. Но папе и маме пришлось смириться — сын решил стать художником. После Реального училища К.П. Воскресенского он поступил на живописный (а потом и графический) факультет ВХУТЕМАС, учился у Абрама Архипова и Владимира Фаворского.

А потом он стал актером. Первым местом работы Образцова стала музыкальная студия МХТ (сейчас это Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). Там он проработал восемь лет. Потом шесть лет — во МХАТ-II. Роли в основном исполнял комические, острохарактерные.

В 1923 году Владимир Немирович-Данченко выпустил спектакль «Лисистрата» по одноименной комедии Аристофана. Сюжет — женщины отказываются жить с мужчинами, пока те не прекратят все войны, и берут власть в свои руки — был практически на злобу дня: 1920-е в России стали временем, когда женщина обрела голос. Главную роль играла прима Ольга Бакланова, художник Исаак Рабинович создал прекрасные авангардные декорации, Рейнгольд Глиэр написал музыку… Но некоторые зрители вновь и вновь приходили в театр, чтобы увидеть в первую очередь смешного Предводителя стариков и послушать, как он переругивается с женщинами.

Его сыграл молодой актер Сергей Образцов, уже немного известный в Москве, правда, в другом качестве.

Труппа[ | ]

  • Абельцев Андрей Владимирович
  • Адиль Искендер, заслуженный артист Российской Федерации
  • Анисимова Вера Степановна
  • Бабаева Екатерина Николаевна, заслуженная артистка Российской Федерации
  • Беленкова Ольга Иннокентьевна
  • Беркун, Владимир Григорьевич, заслуженный артист Российской Федерации
  • Бобровская Юлия Сергеевна
  • Богданов Дмитрий Сергеевич
  • Богданова Халися Ривхатовна, лауреат премии «Золотая маска»
  • Богомольный Роман Леонидович, заслуженный артист Российской Федерации
  • Бурмистрова Людмила Владимировна, заслуженная артистка Российской Федерации
  • Бусаров Сергей Николаевич
  • Вещиков Анатолий Иванович, заслуженный артист Российской Федерации
  • Виолин Фёдор Владимирович, народный артист Российской Федерации
  • Воеводин Виктор Петрович, заслуженный работник культуры Российской Федерации
  • Вольфсон Мария Сергеевна
  • Воронкова Светлана Владимировна
  • Глушков Вячеслав Михайлович
  • Горбунова Александра Дмитриевна, заслуженная артистка Российской Федерации
  • Городиский Александр Михайлович
  • Дубичев Константин Анатольевич
  • Дудкин Владимир Михайлович, заслуженный артист Российской Федерации
  • Дунаева Марина Эдуардовна
  • Евченко Михаил Тарасович
  • Жукова Вера Фёдоровна
  • Захарьев Алесандр Олегович
  • Калинников Юрий Германович, заслуженный артист Российской Федерации
  • Квашнин Роман Александрович
  • Ковальчук Алёна Александровна
  • Кузьмин Александр Валерьевич
  • Кустов Максим Алексеевич
  • Ланкина Ирина Геннадьевна
  • Ляпидевский Роберт Анатольевич, народный артист Российской Федерации
  • Малетина Екатерина Олеговна
  • Михайлов Владислав Игоревич
  • Михайлова Яна Игоревна
  • Москаленко Марина Валерьевна
  • Нечаев Андрей Валентинович, заслуженный артист Российской Федерации, дважды лауреат премии «Золотая маска»
  • Осинцова Ирина Сергеевна
  • Писклова Татьяна Фёдоровна
  • Рубановская Евгения Ильинична
  • Самсонова Тамара Владимировна
  • Сергеева Татьяна Геннадьевна, заслуженная артистка Российской Федерации
  • Сметанина Татьяна Александровна
  • Смоленская Янина Анатольевна
  • Соколов Алексей Александрович, лауреат премии «Золотая маска»
  • Сутормин Николай Анатольевич
  • Сухановский Кирилл Олегович
  • Тепер Любовь Николаевна, заслуженная артистка Российской Федерации
  • Фёдорова Ирина Игоревна
  • Чабанюк Оксана Николаевна
  • Чевская Екатерина Александровна
  • Черкинская Вера Владимировна
  • Чернов Дмитрий Васильевич, заслуженный артист Российской Федерации, лауреат премии «Золотая маска»
  • Шавкунов Евгений Александрович
  • Шаймарданов Ренат Марсович
  • Шмелькова Нина Ивановна, заслуженная артистка Российской Федерации
  • Элик Софья Вадимовна

В разные годы в театре также работали:

  • Сергей Алимов, народный художник Российской Федерации — главный художник (1999—2019)
  • Валентин Андриевич — художник
  • Александр Бурмистров — актёр
  • Зиновий Гердт — актёр
  • Андрей Денников — актёр и режиссёр
  • Олег Ермаков — художник
  • Ирина Корначёва, заслуженный работник культуры РСФСР — художник-оформитель
  • Гордон Крэг — режиссёр
  • Владимир Кусов — актёр и режиссёр
  • Алина Спешнева — главный художник (1970—1984)
  • Павел Мелиссарато — актёр и режиссёр
  • Соломон Михоэлс — режиссёр
  • Семён Самодур — актёр
  • Борис Тузлуков, заслуженный деятель искусств РСФСР — главный художник (1936—1970)
  • Антонина Ушнова, заслуженный работник культуры РСФСР — художник-оформитель
  • Мартын Хазизов (Хазизян), заслуженный работник культуры РСФСР — артист оркестра
  • Елена Шигаева, заслуженный работник культуры РСФСР — художник-оформитель
  • Сергей Юткевич — режиссёр
  • Николай Янц, заслуженный работник культуры РСФСР — художник-оформитель

«Волшебная лампа Аладдина»

В 1940-м в театре поставили легендарный спектакль «Волшебная лампа Аладдина» по пьесе Нины Гернет. В нем впервые в стране использовали тростевые куклы — настоящее новшество. Трехметровый джинн Кашкаш — самая большая кукла театра. Над ним вместе с Образцовым работал главный художник Борис Тузлуков. Они долго думали, как выполнить джинна, чтобы он выглядел волшебно и таинственно. Было много вариантов, это постоянно обсуждали, идеи менялись, пока однажды Тузлуков не принес куклу, которую мастерил втайне от всех.

Голову джинна он поместил на центральную трехметровую палку-трость, две другие трости представляли собой руки. Его телом из подсвечивающейся пурпурной ткани управляли три актера. В голове куклы сделали механизм, позволяющий ей шевелить усами и ушами, открывать и закрывать глаза и рот, опускать брови.

Вскоре и кукла, и сама постановка прославились на всю страну. Спектакль был рассчитан скорее на подростков и взрослых — малыши боялись страшного джинна.

Образцов-писатель

А еще Сергей Владимирович писал книги. Он говорил в них о режиссерской и актерской работе, о мастерстве обращения с куклами и о секретах их изготовления. Он кропотливо исследовал свои собственные удачи и поражения.

«Книги нужны режиссеру как воздух, без них нельзя поставить ни одного спектакля. Это самые большие помощники в работе, самые лучшие друзья», — считал он.

Он написал книги «По ступенькам памяти», «Моя Кунсткамера», «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон», «Актер с куклой», «Моя профессия», «Эстафета искусств» и другие. В последней он размышляет о том, как все виды искусств сочетаются между собой и дополняют друг друга.

Большое место в его размышлениях занимали куклы и отношение к ним. Вот как он писал во вступлении к книге «Моя профессия»:

История театра

Когда то давно в тысяча девятьсот тридцать первом году он открылся в Центральном доме культуры. В наше время это большое учреждение, имеет огромную культурную ценность. В нём  находится не только сам кукольный театр, но и огромная библиотека, где можно найти описание всей истории появления самого театра и кукол. Здесь же, зрители пришедшие на спектакль могут посетить театральный музей кукол.

Этот музей был открыт в тысяча девятьсот тридцать седьмом году Александром Яковлевичем Федотовым. В нем собрана огромная коллекция, кукол изготовленных российскими и зарубежными мастерами. В репертуаре кукольного театра огромное количество постановок, на любой вкус. Есть спектакли, которые подходят, как для самых маленьких зрителей, так и для подростков.

Первым спектаклем, который прошёл на этой сцене был «Джим и Доллар». Огромная часть спектаклей была поставлена под руководством самого Сергея Образцова. Он руководил театром с тысячи девятьсот сорок девятого года. Театр открыл свои двери для зрителей практически сразу после Великой Отечественной войны.

Полезно знать! Во время самой войны театр был эвакуации под городом Новосибирск. В здании театра есть два зала в которых иногда одновременно идут постановки. Есть малый и большой зал. В своё время этот театр получил орден Трудового красного знамени.

Практическая информация

Музей находится на улице Садовая-Самотечная, дом 3. Это отдельно стоящее здание, где проводятся не только экскурсии, но и спектакли. Список рядом находящихся станций метро:

  1. «Цветной бульвар».
  2. «Маяковская».
  3. «Сухаревская».

До музея можно добраться на троллейбусах: 10, 47 или Б. Добраться можно и на такси по адресу, указанному выше.

Музей работает в будние и выходные дни с 10.00 до 19.00. Виды программ и их длительность:

  • Театрализованные экскурсии проводятся в течение 1 часа 40 минут
  • Стандартная обзорная экскурсия длится 30 минут.

На театрализованную программу необходимо заранее записаться. Она доступна группе от 25 человек.

Цена входа в музей зависит от вида выбранной экскурсии. Стоимость билетов в Москве следующая:

  • Для обзорной (стандартной) программы — 350 рублей
  • Для театрализованной экскурсии — 900 рублей.

Запись осуществляется не только в кассе театра, но и по телефону: +7 (495) 699 — 55 – 53.

Театр и музей Образцова, которые находятся в одном и том же здании, известны не только жителям Москвы, но и за пределами России. Музей получает исключительно положительные отзывы, так как является местом зарождения и развития кукольного жанра. Здесь можно увидеть экспозиции, посетить театрализованные экскурсии, ознакомиться с документами, эскизами и первоисточниками.

Про другие театральные музеи читайте здесь.

История одного дома.Театр с необычными часами


В пятничный вечер давайте немножко отдохнем после трудовых будней и познакомимся еще с одной московской прекрасностью. А именно — отправимся в театр с самими необычными часами в столице.
Необыкновенный театр кукол, созданный Сергеем Владимировичем Образцовым — одна из достопримечательностей города Москвы. Здесь не только проходят увлекательные спектакли, но и располагается специализированная библиотека, музей театральных кукол и часы с животными, украшающие фасад здания.

Металлические часы театра кукол имени Образцова стали своеобразной визитной карточкой этого места. У них есть своя, пусть небольшая, но занимательная история. Появление часов на фасаде здания театра, расположенного на Садовой площади, связывают с его открытием в 1970 году. Строительство нового здания велось с соблюдением всех требований, касающихся оборудования сцены, световой аппаратуры и звуковой техники.

Но об одной важной детали архитекторы почему-то забыли. Они не подумали о фасаде здания, а ведь театр начинается именно с фасада

Выстроенное из серого бетона, здание выглядело не совсем радостно.

И вот тогда руководитель театра, а им был Сергей Образцов, решил исправить ситуацию. Он предложил разместить на стене здания необычные часы, которые бы стали украшением фасада.

Многие годы, гастролируя с Театром кукол по миру, Сергей Образцов интересовался часами, в основном башенными, которые он видел в разных городах. Именно им была предложена концепция, реализовать которую взялись скульпторы: Дмитрий Шаховский и Павел Шимес. Созданием часового механизма занялся Вениамин Кальмансон.

Высота часов на стене кукольного театра составляет 4 метра, а длина – 3 метра. Это своего рода необычный ансамбль, состоящий из двенадцати домиков, которые соответствуют определенным часам, и в каждом из них «живут» кукольные персонажи из известных сказок.

Каждый час дверца соответствующего домика открывается, и появляется фигурка того или иного кукольного героя, слышен крик петуха и звук с детства знакомой мелодии песни «Во саду ли, в огороде…». А дважды в сутки на часах можно увидеть сразу всех персонажей сказок. Происходит это в полдень, а также в полночь.
О часах Театра кукол Образцова и его персонажах существует легенда, которая известна всем, кто не равнодушен к крепким спиртным напиткам. Во времена Советского Союза купить в магазине спиртное можно было лишь с одиннадцати часов дня. Так вот любители выпить собирались у гастронома, который находился недалеко от театра и ждали, когда же наступит долгожданное время.

О том, что долгожданные 11 часов наступили, им сообщал волк, «житель» домика, заменивший цифру одиннадцать. Так как волк держал нож, то сразу же возникли шутки по поводу того, что волк готов к нарезке закуски! Еще долго потом 11 часов утра, время продажи спиртного, люди называли «часом волка».

Часы, сделанные более 40 лет назад, по-прежнему радуют посетителей театра и просто прохожих.
К слову, в ночное время часы работают в особом тихом режиме, чтобы ни в коем случае не будить людей, живущих рядом.

Театр кукол Образцова спектакли для взрослых. Спектакли для взрослых

Самым популярным спектаклем для умудренной опытом публики считается «Необыкновенный концерт». Кукольный театр Образцова впервые представил его на суд зрителей в 1946 году. Это один из пяти спектаклей репертуара для взрослых, поставленный по пьесе Александра Введенского «Концерт-варьете». Первоначально пьесу адаптировали под спектакль для детей, действующими лицами в нем были животные. Затем спектакль был поставлен как сатирическая пародия для взрослых, высмеивающая шаблонные приемы эстрады. Эта работа пользовалась огромной популярностью. Слава о ней ходила не только по столице, но и по многим другим городам Союза.

В 1968 году «Необыкновенный концерт» в новой редакции имел еще больший успех, был признан самым лучшим кукольным спектаклем в мировом масштабе, сыгран около 10 тысяч раз, благодаря чему вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

В спектакле «Божественная комедия», поставленном в 1961 году, Зиновий Гердт сыграл Адама. Автором пьесы был драматур Исидор Шток. К «Божественной комедии» Данте спектакль театра кукол Образцова не имеет никакого отношения. Сценарий постановки был написан по мотивам рисунков Жана Эффеля «Сотворение мира», где Бог старается навести порядок в раю, но у него это плохо получается. Еве и Адаму стало в раю скучно, они решили спуститься на землю. «Пусть там, внизу, будет нечего есть, зато можно делать все то, что захочется», — так считали они.

Еще один спектакль для взрослых — «Дон Жуан» — был поставлен в 1976 году как сатирический вариант зарубежного мюзикла. Авторы спектакля — художник-аниматор Г.Я. Бардин и известный киноактер В.Б. Ливанов. Мало кто знает, что Василий Ливанов — всеми любимый Шерлок Холмс — является еще и талантливым режиссером-мультипликатором. Постановка «Дон Жуан» нацелена на высмеивание театральной моды в искусстве. Сергей Образцов всегда считал, что истинное искусство не может следовать моде.

На здании, какого Театра установлены сказочные часы. Часы Театра кукол Образцова

Москва – это город богатый различными известными часами, однако, часы Театра кукол Образцова, значительно отличаются от своих «собратьев» экстравагантным видом. У них есть своя, пусть небольшая, но занимательная история.

Появление часов на фасаде здания театра, расположенного на Садовой площади, связывают с его открытием в 1970 году. Строительство нового здания велось с соблюдением всех требований, касающихся оборудования сцены, световой аппаратуры и звуковой техники.

Но об одной важной детали архитекторы почему-то забыли. Они не подумали о фасаде здания, а ведь театр начинается именно с фасада

Выстроенное из серого бетона, здание выглядело не совсем радостно. И вот тогда руководитель театра, а им был Сергей Образцов, решил исправить ситуацию. Он предложил разместить на стене здания необычные часы, которые бы стали украшением фасада.

Многие годы, гастролируя с Театром кукол по миру, Сергей Образцов интересовался часами, в основном башенными, которые он видел в разных городах. Именно им была предложена концепция, реализовать которую взялись скульпторы: Дмитрий Шаховский и Павел Шимес. Созданием часового механизма занялся Вениамин Кальмансон.

Высота часов на стене кукольного театра составляет 4 метра, а длина – 3 метра. Это своего рода необычный ансамбль, состоящий из двенадцати домиков, которые соответствуют определенным часам, и в каждом из них «живут» кукольные персонажи из известных сказок.

Каждый час дверца соответствующего домика открывается, и появляется фигурка того или иного кукольного героя, слышен крик петуха и звук с детства знакомой мелодии песни «Во саду ли, в огороде…». А дважды в сутки на часах можно увидеть сразу всех персонажей сказок. Происходит это в полдень, а также в полночь.

В первое время, как только были установлены часы, жители города каждый час слышали крик петуха, который мешал им спать. Посыпались многочисленные жалобы, в результате чего часы прошли доработку. Теперь у них был дневной режим работы и тихий ночной.

О часах Театра кукол Образцова и его персонажах существует легенда, которая известна всем, кто не равнодушен к крепким спиртным напиткам. Во времена Советского Союза купить в магазине спиртное можно было лишь с одиннадцати часов дня. Так вот любители выпить собирались у гастронома, который находился недалеко от театра и ждали, когда же наступит долгожданное время. О том, что долгожданные 11 часов наступили, им сообщал волк, «житель» домика, заменивший цифру одиннадцать. Так как волк держал нож, то сразу же возникли шутки по поводу того, что волк готов к нарезке закуски! Еще долго потом 11 часов утра, время продажи спиртного, люди называли «часом волка».

По сей день, как и прежде, у «Деревни зверей» собирается много зрителей, которые горят желанием увидеть появление кукольных персонажей. Этот простой механизм, пришедший к нам из далекого прошлого, вызывает восхищение у маленьких детей, живущих в наш высокотехнологический век.

Театр кукол Образцова часы примета. Какие уголки Москвы исполнят Ваши мечты?

Согласно поверьям и приметам, в Москве множество необыкновенных мест, способных исполнять желания и мечты. О наиболее интересных и распространенных из них — эта статья.

Большим доверием москвичей пользуется станция метрополитена «Площадь Революции», а точнее, бронзовые изваяния в зале. К скульптуре пограничника с овчаркой часто приходят студенты. Так, чтобы получить на экзамене отличную отметку, они ласково гладят собаку по бедру и трут ей нос, а для сдачи зачета — пожимают лапу.

В помощи собаки убеждено и более старшее поколение. Так что потереть нос овчарки перед важным делом — добрая примета для всех. Скорее всего, это поверье было придумано студентами МГТУ им.Н. Э. Бауманав 1938 году. Путь в вуз пролегает именно через эту станцию, а пограничника выбрали из-за его фамилии — Бауман. По другой версии, авторство приметы принадлежит студентам Военного университета. Например, курсанты, возвращающиеся из увольнительной «навеселе», верят, что потирание носа собаки избавит их от нападок начальства.

Кстати, здесь же, на станции «Площадь Революции» находится скульптура матроса с флажком . Прикосновение ранним утром к флажку, который держит матрос, считается залогом удачного дня. Это поверье, конечно же, связано с морской приметой: день пройдет так же, как поднят флаг на судне.

Исполняет желания московского студенчества и старик с золотой рыбкой , находящийся за торговым центром «Охотный ряд» со стороны Александровского сада (метро «Площадь Революции», «Охотный ряд»). Студенты и абитуриенты убеждены, что если три раза погладить рыбку по спинке круговыми движениями слева направо, то на экзамене обязательно выпадет счастливый билет, а преподаватель не увидит шпаргалку.

Совсем недалеко, на Красной площади, перед Иверской часовней, находится латунный диск (метро «Площадь Революции», «Охотный ряд»). Он обозначает нулевой километр, от которого принято отсчитывать протяженность российских дорог. Для исполнения мечты необходимо, стоя на латунном диске лицом к Красной площади и загадав желание, бросить монетку через левое плечо. Верят, что если кинуть ее в определенную сторону, то в скором времени отправишься в путешествие в страну того направления.

А счастью молодоженов поможет Лужков мост , который проходит от Болотной площади через Водоотводный канал к Лаврушинскому переулку (метро «Кропоткинская», «Боровицкая»). Согласно распространенной примете, молодые супруги должны повесить на решетку моста замок, а ключ от него кинуть в воду, и тогда брак станет крепче. Причем, чем больше замок, тем сложнее будет разрушить союз и тем счастливее будет супружеская пара. Сейчас для такого укрепления брачных уз на мосту поставили специальное «дерево любви».

Также влюбленные верят в волшебную силу мостика в Нескучном саду , который перекинут через овраг у Театра Стаса Намина (метро «Октябрьская»). Считается, что если влюбленные юноша и девушка поцелуются на этом мостике, то будут вечно любить друг друга.

Известна среди волшебных мест столицы и Напрудная башня , или, как ее еще называют, Башня Софьи. Она расположена с правой стороны от входа в Новодевичий монастырь (метро «Спортивная»). Нужно всего лишь прикоснуться к подножию башни и загадать желание.

Также, по приметам, чудодейственной силой обладают часы на фасаде Театра кукол им.С. В. Образцова (метро «Маяковская»). В каждом из 12 домиков, окружающих циферблат, находится фигурка легендарного животного. В начале нового часа петух на верху часов кукарекает, а из домика выглядывает его обитатель. А в полдень и в полночь одновременно показываются все животные. И если как раз в это мгновение подумать о своей мечте, то она непременно сбудется.

Так пусть сбудутся Ваши заветные мечты!

Первые куклы

Работать с куклами он начал еще во время учебы во ВХУТЕМАС в 1920 году. Началось все не совсем творчески — просто катастрофически не хватало денег.

Образцов и несколько его друзей решили заняться изготовлением кукол, чтобы продавать их по небольшой цене. Затея провалилась: игрушки не пользовались спросом. Зато Образцов смастерил тряпичную перчаточную куклу Негритенка, которая осталась с ним на долгое время. Он стал придумывать про нее разные истории и смешить небольшими представлениями окружающих.

Сначала это были домашние постановки, для которых он пробовал делать разных кукол, а потом начал выступать на творческих вечерах, концертах. Со временем у публики появились любимцы — зрители неизменно требовали выхода своего любимого Негритенка.

В 1928 году он смастерил из папье-маше своего Тяпу — любимую куклу с лицом удивленного малыша. «Самый старый живой ребенок в мире», — говорил он о Тяпе спустя десятилетия. С ним Образцов не расставался до конца жизни: Тяпа ездил с ним на все гастроли.

Часы на театре Образцова приметы. Сказочные часы Театра кукол Сергея Образцова

В Москве много различных знаменитых часов, но часы на здании кукольного театра им. Образцова существенно отличаются от своих «коллег» достаточно экстравагантным видом, ежедневно собирая вокруг себя детишек и взрослых. Еще бы, ведь к моменту создания эти музыкально-театральные часы не имели аналогов во всей стране.

Появились они на фасаде здания театра кукол в 1970 году вместе с открытием театра на Садовом кольце. При постройке театра были учтены все существующие новшества того времени — в оборудовании сцены театра, света и звука, но фасад самого здания представлял ничем не привлекательную бетонную стену серого цвета, что было характерно стилю построек того времени. Однако, руководитель театра решил оживить внешний вид театра необычными, огромными часами.

Образцову пришла в голову мысль создания кукольных часов с фигурками — сказочными героями, которые должны были украсить серый фасад нового здания театра кукол. Воплощением идеи вжизнь занялись скульпторы Дмитрий Шаховский и Павел Шимес, а механизм придумал Вениамин Кальмансон. На изготовление часов было потрачено много средств. Габариты необычных часов составляют 3 метра в ширину и 4 метра в высоту. Сами часы изготовлены из меди, нержавеющей стали, латуни и текстолита. Лучи часов, узоры и флагшток покрыты сусальным золотом. Все сказочные герои сделаны из стеклопластика. Более 50 человек кропотливо работали над производством кукольных «ходиков» , среди них слесаря, механики, чеканщики и мастера по золоту.

Часы представляют собой круглый циферблат вокруг которого хаотично разбросаны домики сказочных героев. Домиков, а соответственно и вымышленных жителей — двенадцать. Итак, за 30 секунд до наступления часа кричит петух, поворачиваясь к собравшимся зрителям он громко кукарекает и хлопает крыльями. В этот момент стрелка часов указывает на домик, дверцы которого раскрываются и показывается фигурка. Все эти действия происходят под знакомую всем с детства мелодию, в аранжировке Н. Богославского, «Во саду ли, во городе». Так, поочередно, соответствуя каждому часу, показываются все герои друг за другом. В полдень и в полночь, дважды в сутки, все сказочные персонажи появляются вместе, а зритель может увидеть жителей всей деревни.

Изначально, часы имели электромеханическое устройство, которое занимало специально для него отведенную комнату. За бесперебойной работой «ходиков», следили специально обученные часовщики. В их работу входило обслуживание часов и своевременное включение магнитофонной записи голосов, соответствующих сказочным героям. Механизм часов был настолько хорош, что не уступал точности Кремлевским курантам.

Первое время петух кричал каждый час, в том числе и ночью. Но после многочисленных жалоб местных жителей, которым это мешало спать, часы были доработаны и у них появился дневной и ночной (тихий) режим работы.

С этими часами связан и другой интересный факт: в советские доперестроечные годы торговля спиртным начиналась в 11.00 утра. Ждущие опохмелки мужики у гастронома напротив, словно дети, радовались крику петуха в 11.00 и появлению из домика серого волка с ножом, как бы нарезающего закуску. Так в народе заветные одиннадцать часов получили название «час волка».

Увидеть знаменитые часы и сам театр можно по адресу: Садовая-Самотечная ул.3, Москва.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий