Первобытное человеческое общество

Древнейшие люди

Если иметь в виду не археологическую, но геологическую периодизацию, то люди появились на земле в начале так называемого четвертичного периода, когда ледник, покрывавший север Азии, Европы и Америки, начал отступать и в этих частях света установился теплый климат.

Появившийся именно в этот период человек еще мало чем отличался от животного. Например, в то время люди, как и обезьяны, жили на деревьях, жилищ у них не существовало. Отсутствовал и какой бы то ни было вид одежды. Но зато уже возникло главное отличие от животного — человек научился создавать орудия труда.

Вначале эти орудия были крайне примитивны. Древнейший вид каменного орудия, созданного человеком, так называемое рубило, представлял собой кусок камня, грубо оббитый, немного заостренный, весом обычно около двух килограммов. Человек пользовался этим рубилом универсально — и в качестве орудия защиты или нападения, и в качестве орудия труда.

В эту отдаленную эпоху человек добывал себе средства к жизни главным образом собирательством уже готовых продуктов природы (плоды, орехи и т. п.) и охотой на мелких животных. Так как люди были тогда довольно беспомощны перед силами природы, то они вынуждены были жить, работать и защищаться сообща.

Таким образом, возникли объединения первобытных людей, которые находились еще на столь низком уровне общественного развития, что их определяют термином «первобытное человеческое стадо». В этом первобытном стаде совершенно отсутствовало какое-нибудь расчленение или неравенство. Не существовало также собственности, не было и семейных отношений.

Всякий, кто стоял вне данного стада, считался чужаком, что в те времена было равносильно понятию враг. Вот почему люди и пытались держаться вместе; жизнь вне стада для каждого отдельного человека была и непосильной и опасной.

В конце раннего палеолита надвинулось новое (третье по счету) оледенение земли. На обширных просторах Азии и Европы возникли тундровые климатические условия. Многие животные не смогли выдержать такого изменения климата и вымерли. Человек же сумел приспособиться.

В эпоху раннего палеолита люди научились добывать огонь, использовать и хранить который они умели и раньше. Использование огня давало защиту от холода, от диких зверей и позволяло жарить еду (до этого времени человек знал лишь сырую пищу). Искусство добывания огня было первой великой победой человека над природой.

Как же люди научились добывать огонь? Очевидно, путем долгого наблюдения (на протяжении многих сотен лет) человек наконец заметил, что при ударе камня о камень, кремня о кремень появляются искры, при трении дерева о дерево возникает тепло. Люди и стали добывать огонь ударом кремня о кремень, или вращением деревянной палочки — при этом образуются мелкие стружки, которые при трении нагреваются и начинают тлеть — появляется огонь.

В эту же эпоху происходит постепенное превращение первобытного человеческого стада в человеческое объединение более высокого типа. Меняется весь строй и уклад жизни. Люди спускаются с деревьев на землю. Правда, жилищ они себе еще не строят, а живут в естественных убежищах, главным образом в пещерах. Изменяется техника обработки камня. Именно в эту эпоху появляются более тонкие и более мелкие орудия — так называемые легкие остроконечники и скребла.

Основным занятием человека в это время становится охота на крупных животных: оленей, мамонтов. Это, однако, не значит, что собирательство готовых плодов утрачивает всякое значение. Оно еще играет довольно видную роль, но теперь на первое место в качестве способа добывания средств к жизни, выдвигается охота. Между 40 и 12 тысячелетиями до н. э. (эпоха позднего палеолита) формируется современный тип человека. В это же время появляются впервые и расовые различия.

Известны теории, согласно которым расы существовали всегда, т. е. с момента выделения человека из животного мира. Сторонники этих теорий считают, что некоторые расы являются высшими, полноценными, а другие неполноценными и потому низшими. Но такая точка зрения в корне неправильна. Во-первых, расовые различия возникли не сразу, но лишь на определенном этапе развития человечества. Во-вторых, самое тщательное и беспристрастное изучение показывает, что никаких принципиальных различий между расами нет и они сводятся лишь к внешним физическим особенностям (цвет кожи, форма волос и т. п.).

Терминология

Синонимом «доисторического периода» является термин «праистория», который в русскоязычной литературе употребляется реже, чем аналогичные термины в зарубежной литературе (англ. prehistory, нем. Urgeschichte).

Для обозначения финальной стадии доисторической эпохи какой-либо культуры, когда сама она ещё не создала своей письменности, но уже упоминается в письменных памятниках других народов, в зарубежной литературе нередко используется термин «протоистория» (англ. protohistory, нем. Frühgeschichte). Для замены термина первобытнообщинный строй, характеризующего общественное устройство до возникновения власти, некоторыми историками используются термины «дикость», «анархия», «первобытный коммунизм», «доцивилизационный период» и другое. В российской литературе термин «протоистория» не прижился.

В марксизме используется термин первобытнообщинный строй, означающий самую первую общественно-экономическую формацию. По мнению традиционных историков, марксистов, и не только марксистов все члены общества в это время находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта, который принято называть «первобытный коммунизм», был единым для всех.

В связи с разными названиями одного и того же вида первобытного общества с обобществлённой собственностью и до возникновения власти, цивилизации, государства, частной собственности среди историков различных классических школ и теорий о возникновении власти для названия этого вида общественного устройства принято пользоваться общепринятым термином «первобытнообщинный строй».

Неклассические историки отрицают само существование общин и первобытнообщинного строя, взаимосвязь, идентичность власти.

От следующих за ним этапов общественного развития первобытнообщинный строй отличался отсутствием частной собственности, классов и государства. Современные исследования первобытного общества по мнению нео-историков, отрицающих традиционную периодизацию развития человеческого общества, опровергают существование подобного общественного устройства и существование общин, общинной собственности при первобытнообщинном строе, и в дальнейшем, как закономерный итог несуществования первобытнообщинного строя — несуществование общинного сельскохозяйственного землевладения вплоть до конца XVIII века в большинстве государств мира, включая Россию, как минимум начиная с неолита.

Литература

  • Алексеев В. П. Становление человечества. — М.: Политиздат, 1984. — 462 с.: ил.
  • Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. — 224 с.: ил. — (Научно-популярная серия АН СССР).
  • Доисторическая эпоха // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ефименко П. П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. — 3-е изд. — Киев: Изд-во АН УССР, 1953. — 664 с.: ил.
  • История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза / Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1983. — 432 с.
  • Ламберт Давид. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель / Пер. с англ. В. З. Махлина. — Л.: Недра, 1991. — 256 с.: ил. — ISBN 5-247-01726-9.
  • Нестурх М. Ф. Происхождение человека / Отв. ред. проф. Я. Я. Рогинский. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 388 с.: ил.
  • Первобытная периферия классовых обществ до начала Великих географических открытий: Проблемы исторических контактов / Авт. колл.: С. А. Арутюнов, Д. В. Деопик, Л. Е. Куббель, Е. М. Медведев, А. И. Першиц, В. Г. Савинов, Ю. Б. Симченко, Л. А. Файнберг, А. М. Хазанов, М. А. Членов; Отв. ред.: А. И. Першиц, А. М. Хазанов; Институт этнографии АН СССР им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука (ГРВЛ), 1978. — 304 с. — 1 850 экз. (в пер.)
  • Робертс Эллис. Происхождение человека. Эволюция / Пер. с англ. И. В. Павловой, О. В. Сергеевой. — М.: ООО «АСТ», ОГИЗ, 2012. — 256 с.: ил. — Серия «След в истории». — ISBN 978-5-17-084157-8.
  • Семенов Ю. И. На заре человеческой истории. — М.: Мысль, 1989. — 318 с. — ISBN 5-244-00092-6.

Труд создал человека

История человечества началась именно тогда, когда люди научились изготавливать орудия труда. Именно умение делать пусть даже самые примитивные инструменты коренным образом отличает человека от животного. Человекообразные обезьяны и некоторые другие животные пользуются подручными средствами для добывания пищи или защиты от врагов, однако сделать простое орудие им все же не под силу.

Суровые условия жизни подталкивали человека на изобретение новых орудий. Так, заостренными палками можно было отбиваться от хищников и охотиться. Ударяя камнем об камень, люди получали первые инструменты, которые использовали для рыбной ловли, раскапывания съедобных кореньев, расчленения туш животных и других бытовых нужд.

Искусство и культура первобытных людей

Первобытная культура развивалась крайне медленно. На протяжении многих тысячелетий человечество накапливало бесценные знания об окружающем мире. Передавая опыт из поколения в поколение, первобытные люди преуспели в обработке камня и изготовлении из него всевозможных орудий труда. Постепенно технологии усложнялись, появлялись новые виды оружия и бытовых инструментов.

Из глины изготавливали всевозможную посуду. Со временем глиняные изделия начали обжигать – появилась первая керамика. Древние мастера украшали свои работы орнаментом и причудливыми узорами. Для художников эпохи первобытнообщинного строя характерно монументальное искусство. Во многих пещерах археологи обнаружили наскальные изображения животных, древних охотников, бытовые сцены. Величайшим достижением человечества было появление примитивной письменности.

Первобытный человек верил в свое единство с природой. Считалось, что с помощью особых слов и действий он способен влиять на других людей, животных и стихии. Так зарождалась магия и колдовство. Древние люди верили в духов животных и силы природы. К концу каменного века у них сложились религиозные представления о жизни после смерти, практиковался культ предков.

Первобытнообщинный строй, существовавший сотни тысяч лет, стал первой в истории социально-экономической фармацией. В нем отсутствовало деление на классы, не было индивидуальной собственности, а блага делились поровну между членами общины. Появление родовой знати, эксплуатация невольников, взятых в плен при набегах, возникновение частной собственности, разделение труда были первыми предпосылками разложения первобытнообщинного строя и зарождения строя рабовладельческого.

Выбери ответ

Разложение родового строя

С XIV в. до н. э. начинается переход к железным орудиям (сначала — на территории Передней Азии). Входят в употребление железный плуг, железные топоры и лопаты. Применение железа оказало огромное влияние па технику сельского хозяйства и на развитие ремесел. Появляются кузнецы, а затем изобретается гончарный круг и ткацкий станок. Ремесло отделяется от сельского хозяйства: теперь ремесленник уже не занимается сельским хозяйством, а земледелец не бывает, как правило, занят ремеслом.

Важнейшим событием данной эпохи следует считать возникновение частной собственности. Появляется частная собственность па скот и на рабов, т. е. па тех пленных, которых превращают в рабов. Постепенно возникает также частная собственность на великий источник всех средств существования того времени — на землю и на орудия ее обработки. В связи с возникновением и развитием частной собственности появляется имущественное неравенство. Наряду с делением на свободных и рабов происходит разделение на богатых и бедных. Теперь в руках отдельных семей (или людей) оказываются лучшие земельные участки или большие табуны скота, тогда как другие семьи беднеют и разоряются. Выделяется родовая знать, которая обладает богатством и властью. Из среды этой знати выходят вожди племен, члены совета старейшин.

Родовые связи на этом этапе развития человеческого общества начинают ослабевать, их все больше заменяют связи между людьми по соседству, т. о. по общности занимаемой территории. Так складывается соседская (или территориальная) община. Она возникает в эпоху разложения родового строя и продолжает существовать на протяжении многих и многих столетий, причем в некоторых странах сохраняется почти до XX в, (Индия, дореволюционная Россия).

1 вариант

1. Верно ли следующее утверждение?

Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

1) верно
2) неверно

2. С возникновением земледелия

1) появились первые религиозные верования
2) появились первые постоянные поселения
3) появились первые жилища

3. Все члены родовой общины

1) занимались земледелием и скотоводством
2) происходили от одного предка
3) участвовали в военных походах

4. Расположите в правильной последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) возникновение плужного земледелия
Б) появление первых людей на территории нашей Родины
В) обработка металлов
Г) появление людей разумных
Д) возникновение скотоводства

5. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Понятие

А) человеческое стадо
Б) вождь
В) собирательство и охота

Определение

1) древнейшие занятия людей
2) древнейший коллектив людей
3) глава племени во время войны

6. Первобытные люди верили в существование (продолжите перечень)

1) души
2) оборотней
3) ___________
4) ___________
5) ___________

7. Скот, орудия труда, собственное хозяйство на своём участке земли, урожай — это то, что

1) принадлежало большой семье
2) принадлежало только вождям и старейшинам
3) отличало родовую общину от человеческого стада

8. Объединение нескольких родовых общин, живущих в одной местности, — это

1) государство
2) племя
3) большая семья

9. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

Жизнью племени управлял ___________. На время войны избирался ___________. Его и ___________ прославляли как ___________ людей.

10. Разделение труда и обмен — что связывает эти явления?

1) разделение труда сделало обмен необходимым
2) обмен породил разделение труда
3) эти явления никак не связаны

Появление религии

Мегалитическое сооружение «Стоунхендж»

С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р. Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса».

В марксизме считается, что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности.

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования.

С эпохи неолита возникают сложные религиозные культы. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам (см. также Культ солнца). Характерной для неолита была тенденция поклонения антропоморфным божествам.

У первобытных племён не было специальных служителей культа; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари, шаманы и т. п.). С развитием социальной дифференциацией выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами.

Первобытный человек. Начало

Первобытные люди – это кроманьонцы и
неандертальцы. Многие ошибочно полагают, что это один и тот же тип. На самом
деле это две параллельные ветви развития человека. Разделение на них произошло
свыше 500 миллионов лет назад.

Первый тип берет свое начало в Африке . Второй – предположительно произошел с европейского континента. Именно
благодаря этому он имел светлую кожу и рыжеватый цвет волос . Кроманьонцы же
были преимущественно темнокожими.

Со временем оба вида начали
перемещаться по материкам. Первобытные люди осваивали новые земли и часто
выбирали их для дальнейшей жизни. В результате возникли столкновения между
двумя видами. Это привело в постепенному истреблению неандертальцев. Последний
представитель вида исчез 40 000 лет назад.

Однако это вовсе не означает, что
два вида только враждовали. Некоторым из них удавалось успешно создать семьи.
Это приводило к рождению общих детей. Этот факт подтвержден археологическими
раскопками. Ученым удалось найти останки людей, которые имеют признаки смешения
видов.

Постепенно первобытный человек смог
преодолеть океан и добраться в Австралию . Это произошло более 50 тысяч лет
назад.

Один из самых старых типов – человек прямоходящий. Он появился еще около одного миллиона лет назад. Тип
возник в Африке . Его представители образовывали семьи с другими видами.

Небезызвестный «человек разумный»
или «хомо сапиенс» возник около 11 000 лет назад.

Этапы развития первобытного общества кратко. Этапы развития первобытно-общинного строя

1. Периодизация и краткая характеристика периодов

2. Характеристика языковых семей

1 . Первый этап в развитии человечества — первобытно-общинный строй — занимает огромный период времени: приблизительно с момента появления человека (более 2,5 млн лет назад) до образования классовых обществ (славяне жили первобытно-общинным строем до 6 века н.э.).

Основные признаки первобытно-общинного строя:

— равенство;

— общественная собственность на средства производства;

— коллективизм;

— примитивизм орудий труда;

— язычество;

— почти полная зависимость человека от природы.

Этапы развития первобытно-общинного строя:

Источник: Всеобщая История: «Древнейшие цивилизации Востока».

Труд
в стаде был крайне примитивным, инстинктивным, животнообразным.
Орудиями труда служили палки, дубины, камни. Зачастую эти орудия труда никак не
обрабатывались. Практически отсутствовало разделение труда.
В качестве жилищ использовались естественные пещеры, гроты и навесы.
Предполагается, что человеческие стада сезонно перемещались по кормовой
территории, однако в некоторых случаях богатство фауны давало возможность
длительного пользования этой территорией, поэтому отмечены случаи, когда на
одном и том же месте стойбище использовалось на протяжении нескольких лет или
даже нескольких поколений. Однако такое длительное использование кормовой
территории стало возможно только с развитием охоты

Важно отметить, что если
собирательство было традиционным занятием и перешло к человеку от его
человекообразных предков, то охота сыграла важную роль не только в
биологическом, но и в социальном развитии человека. Являясь основой хозяйства,
она сплачивала первобытный коллектив, требовала более чёткой организованности и
слаженности жизни

Объектами охоты в зависимости от фауны той или другой
области были различные животные. В тропической зоне это были гиппопотамы,
тапиры, антилопы, дикие быки и даже такие крупные животные, как слоны. В более северных районах охотились на лошадей, оленей, зубров,
кабанов, иногда убивали и хищников — пещерных медведей и львов, мясо которых
тоже шло в пищу.
Охоту на крупных животных, особенно на тех, которые жили стадами, трудно
представить без загонного способа. Вооружение охотника было слишком слабым,
чтобы он мог убить крупное животное непосредственно (исключение составляли
отставшие от стада слабые и больные животные). Вероятно, животных пугали шумом,
огнём, камнями и, как показывает местоположение многих стоянок, гнали к
глубокому ущелью или большому обрыву. Животные падали и разбивались, и человеку
оставалось только добить их. Вот почему именно охота, и, прежде всего охота на
крупных животных, была той формой трудовой деятельности, которая больше всего
стимулировала организованность праобщины, заставляя
её членов проявлять коллективизм.
Особый вопрос — брачно-семейные отношения в период первобытного человеческого
стада. Учёные считают, что в этот период не существовало регламентации половых
отношений, однако возможно, что первобытное человеческое стадо унаследовало от предшествовавших ей животных объединений гаремную семью,
состоящую из нескольких взрослых особей (до двух десятков) во главе с вожаком.
Если эта теория верна, то первобытное человеческое стадо должно было состоять
из нескольких гаремных объединений, время от времени перегруппировывавшихся
вследствие смерти их глав, драк из-за женщин и т. п. и вообще менее устойчивых,
чем оно само.
Важным достижением в период первобытного человеческого стада стало
«приручение» огня.

главная

Этапы развития человеческого общества

Находясь в сильнейшей зависимости от природы, первобытные люди стали создавать небольшие группы, состав которых динамично менялся. В общине проще было выживать и защищаться от врагов. Отправной точкой возникновения первобытного общества можно считать момент, когда человек отделился от остального животного мира, стал вести примитивное хозяйство и обустраивать свой нехитрый быт. Со временем коллективы становились более многочисленными и сплоченными.

Общественный строй эпохи первобытного общества можно условно разделить на три этапа:

  1. Первобытное человеческое стадо — начальная стадия развития общества и социальных отношений. Члены первобытного стада занимались собирательством и охотой. Группу возглавлял самый успешный и сильный охотник.
  2. Родовая община – группа кровных родственников, ведущих совместное хозяйство. На этом этапе помимо охоты и собирательства, люди освоили рыбную ловлю, начали приручать животных, разводить скот и обрабатывать землю. Общиной управлял старейший представитель рода.
  3. Соседская община (племя) – более сложная социальная структура, характеризующаяся присваивающим и производящим хозяйством. В общине наблюдалось распределение труда, зачатки личной собственности и предпосылки к возникновению социального неравенства. Главой племени был вождь, которого избирали всем коллективом.

Между общинами складывались тесные отношения, основанные на обмене. Племена различались по территориальному расположению, природным условиям и качеству жизни. Нередко добрососедские связи сменялись регулярными набегами и захватом территорий, что способствовало развитию первых оборонительных сооружений и формированию целых союзов племен, которые, по сути, были первыми протогосударствами.

С появлением оседлых поселений земледельцев, разделением труда как внутри общины, так и между соседними племенами, накоплением излишков производимых продуктов, между членами родовой группы возникало имущественное и социальное расслоение.

Основные черты первобытного общества

Такой этап в эволюции человеческого общества, как первобытнообщинный строй, не обошел стороной ни один в мире народ. Все цивилизации, когда-либо существовавшие на Земле, прошли через этот период развития. Даже в наши дни в отдаленных уголках планеты отдельные племена сохранили некоторые признаки первобытного общества и ведут соответствующий образ жизни.

Характерными чертами первобытнообщинного строя являются:

  • примитивные орудия труда;
  • равное распределение благ и пищи между членами общины;
  • нет понятия личной собственности;
  • коллективный труд;
  • родоплеменная форма организации общества.

Первобытное общество кратко. Этапы первобытного общества

Существует несколько видов хроник первобытного общества, среди которых выделяют периодизацию по типу производства, археологическую периодизацию и некоторые другие.

Весьма показательным является разделение эпохи первобытного общества по типу организации общественного строя. Выделяют три этапа, каждый из которых имеет свои отличительные черты:

  • Первобытное человеческое стадо. Начальный этап первобытного общества, во время которого закладывались основы поведения, социальных взаимоотношений. Основное занятие членов первобытного стада – охота и собирательство, а возглавлял их самый сильный и удачливый охотник.
  • Родовая община. Являла собой группу людей, объединенных кровным родством и ведением совместного хозяйства. Несколько общин, живущих по соседству, составляли племя. На этом этапе древние люди начали расширять сферы свои деятельности, осваивая, помимо привычной охоты и собирательства, рыболовство, скотоводство, земледелие. Возникли новые способы обработки природных материалов и, соответственно, новые виды орудия труда и оружия. Управление родовой общиной было в руках старейшего представителя рода.

Рис. 2. Родовая община.

Первобытная соседская община. Характеризовалась более сложной социальной структурой, с присваивающим и производящим хозяйством, трудовым распределением, растущими потребностями, зачатками индивидуальной собственности и социального неравенства. Во главе такой общины стоял избираемый вождь.

Первобытное общество временные рамки. Эволюция первобытного общества

Многообразие исторического развития связано с особенностями и различиями возникновения общественной жизни в различных регионах Земли. На ее возникновение повлияли климатические и географические условия, положение регионов.

Различная скорость общественного развития привела к неравномерности темпов исторического формирования разных народов. У всех народов была общая исходная точка развития – первобытное, или примитивное, общество .

Но даже на рубеже XX XXI столетий народы достигли разных его уровней, что было обусловлено различными причинами.

Во всяком случае и сегодня нашу планету населяют племена, живущие в условиях первобытного общества. Многие народы достигли значительного прогресса в экономическом, социально-политическом и культурном развитии и живут в условиях цивилизованного общества.

Однако развитие человечества “от варварства к цивилизации, – полагает Б.

Тайлор, – оставило позади немало таких качеств варварского характера, о которых образованные люди новейшего времени вспоминают с сожалением и которых они стремятся достичь снова своими бессильными попытками остановить ход истории и восстановить прошлое в современной обстановке”.

Первобытное общество – первая форма бытия человеческого общества и, соответственно, – первая стадия его исторического развития . Видимо, для этой формы жизнедеятельности людей были характерны коллективизм во имя обеспечения жизненных условий и относительное социальное равенство членов общества.

Дискуссионным остается вопрос о времени формирования первых или первого первобытного человеческого общества.

Если оставить в стороне теорию божественного или космического происхождения человека, то бесспорным остается во всяком случае одно – самый ранний период доисториичеловечества , длившийся несколько миллионов лет, начался с перехода от биологической формы развития материи к социальной, то есть с периода становления отдаленных предков человека . к которым относят архантропов и палеантропов, (праобщиной). По археологической периодизации – . На грани раннего и позднего палеолита, примерно , а .

Совет

Единой точки зрения о месте праобщества в первобытном обществе нет. Одни ученые включают праобщество в первобытное в качестве первого этапа его развития.

Другие считают такой подход неправомерным и понимают под первобытным обществом период от завершения антропогенеза до начала становления классов (сословий) и государства.

Развитие земледелия и скотоводства

Земледелие развилось из собирательства. Люди, собирая орехи, плоды, желуди, зерно, постепенно стали замечать, что зерно, упавшее в землю, прорастает. Однако прошли многие и многие столетия, пока в результате этих наблюдений человек пришел к мысли о том, что можно самому посадить зерно и из него получится растение. Так возникло примитивное земледелие.

Орудия для обработки земли также были самыми примитивными: палка-копалка, несколько позже — мотыга. Из древнейших сельскохозяйственных культур нам известны ячмень, пшеница, просо, горох, из овощей — морковь. Что касается скотоводства, то оно развилось из охоты. В этот период люди научились охотиться с применением «загонов». В «загоны» большие толпы людей загоняли стада диких кабанов или быков. Охота приобрела массовый характер. Постепенно люди поняли, что можно сохранить животное живым, приручить его и добиться от пего потомства. Возникло примитивное скотоводство.

Дальнейшее развитие земледелия и скотоводства тесно связано с переходом от материнского рода к отцовскому. Это объясняется тем, что земледелие (и скотоводство) становится той областью, в которой женский труд вытесняется мужским. А это, в свою очередь, связано с изобретением плуга, с переходом от мотыжного земледелия к плужному. При плужном земледелии применяется мужская рабочая сила и тягловая сила рабочего скота. Уделом женщины становится другая область работы — ведение домашнего хозяйства.

Господство отцовского рода (патриархат) было новым этапом в развитии человеческого общества. На этом этапе происходит такое величайшее событие, как переход от каменных орудий к металлическим. Сначала люди научились выплавлять медь, но так как медь является очень мягким металлом, то вскоре стали сплавлять медь с оловом, т. е. изготовлять бронзу. Бронза гораздо тверже меди, имеет более низкую температуру плавления и хорошую ковкость. Поэтому она вполне пригодна для производства орудий труда и оружия.

Развитие земледелия и скотоводства, переход к металлическим орудиям приводят к тому, что все существовавшие племена начинают постепенно распадаться на земледельческие и скотоводческие. Земледельческие племена распространились в некоторых районах Западного полушария, а в Восточном полушарии — главным образом в долинах крупных рек: Нила (Египет), Тигра и Евфрата (Месопотамия), Инда (Индия), Хуанхэ (Китай), а также на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Скотоводческие, пастушеские племена расселились в основном на территории Южной Сибири, в бассейне Аральского моря, в районе Иранского плоскогорья и в южных степях Причерноморья.

Между земледельческими и скотоводческими племенами возникает регулярный обмен продуктами. Если раньше люди старались производить такое количество продуктов, которого хватило бы для данного рода или семьи, то теперь этого становится уже недостаточно. Теперь стремятся производить как можно больше продуктов, потому что есть возможность обмена. Таким образом, возникает желание накапливать излишки продуктов внутри племени, рода, семьи.

Стремление к накоплению продуктов для обмена, в свою очередь, приводит к следующему. Если до сих пор, во время столкновения между племенами, пленников не брали, но убивали или, в более редких случаях, принимали в состав рода, то теперь начинают брать людей в плен, а затем заставляют их работать на себя, превращая их таким образом в невольников, в рабов. Следовательно, в эпоху патриархата возникает примитивное, или патриархальное, рабство. Возникновение рабства — один из первых признаков разложения первобытно-общинного строя.

Каменный бронзовый железный век таблица. Что такое «каменный», «бронзовый» и «железный» века?

Что такое «каменный», «бронзовый» и «железный» века?

Предложение о разделении доисторического периода развития культуры на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816–1819 годах на основе изучения богатых археологических коллекций датского национального музея.

Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу.

С накоплением археологических находок эта схема постепенно совершенствовалась. Вначале каменный век был разделен на древний и новый – палеолит и неолит. Позже к ним добавился мезолит, или среднекаменный век.

Исследователи палеолита также разделили его на три периода – нижний, средний и верхний. И, наконец, между неолитом и бронзовым веком был выделен медный век.

Эта теория была подтверждена стратеграфическим методом изучения археологических находок, согласно которому более глубокий слой раскопа всегда является более древним.

Однако с расширением географии археологических раскопок оказалось, что далеко не во всех районах Земли последовательно выделялись эти три века. Например, в Южной Африке археологи установили, что от каменного века был совершен переход сразу к веку железному. Медные украшения в Европе отмечаются в археологических раскопках задолго до появления металлургии, а кремневые орудия продолжали использоваться и после появления металла.

Поэтому предложенная Томсеном система хотя и удобна, потому что позволяет достаточно наглядно систематизировать археологические находки, но предполагает многочисленные исключения.

Эпохи родового строя

Таковы основные изменения в жизни человеческого общества в эпоху палеолита. Первобытное человеческое стадо перестает существовать, и возникает новая форма общественной жизни — родовая община. В начале родового строя господствовал материнский род. Это объясняется тем, что существовал групповой брак, в условиях которого ребенок никогда не знал своего отца, а знал лишь, мать. Поэтому счет родства велся исключительно по материнской линии.

Господство материнского рода (матриархат) продолжалось несколько тысячелетий. Оно в основном совпадало с эпохой мезолита и раннего неолита. Это была важная эпоха в развитии человечества. Именно в это время человек переходит от грубого каменного оружия к такому гораздо более совершенному оружию, как лук и стрелы. Начинается приручение животных. Первым домашним животным была, очевидно, собака. Человек научается также изготовлять глиняную посуду. Это значит, что люди переходят к систематической варке пищи. В эпоху позднего неолита развивается новая техника обработки камня: сверление, пиление и полирование. Наконец, в этот же период впервые зарождаются земледелие и скотоводство.

Общая характеристика первобытного общества

Время первобытного общества – это не только начальный, но и самый длительный отрезок в истории эволюции человечества, который охватывает более двух миллионов лет. За это время первобытное общество прошло огромный путь развития, на протяжении которого менялось хозяйственное устройство, социальные связи, нормы поведения, организация власти, представление древнего человека о мире.

В этот период происходило формирование физического типа современного человека, создавались различные орудия труда, изобретались и улучшались технологии их изготовления. Путем тяжелого физического труда и постепенных открытий первобытным людям удалось по крупицам создать уникальную культуру, значительно обогатить духовную жизнь.

Рис. 1. Первобытный человек.

К основным чертам первобытного общества относят:

  • коллективный труд;
  • родоплеменная организация;
  • отсутствие личной собственности;
  • уравнительное распределение пищи и благ;
  • примитивные орудия труда.

Через первобытный строй прошли все народы мира. На планете нет такой цивилизации, которая бы «перескочила» через данный отрезок развития. Несмотря на то, что первобытное общество давно кануло в лето, на Земле еще остались малочисленные племена, которые ведут характерный образ жизни и сохраняют пережитки далекого прошлого.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий