Чем полезны шахматы, что они развивают

Типичный холерик

Первый психологический тип шахматиста характеризуется вспыльчивостью, агрессией, нетерпеливостью. Игроку присущи решительный напор, резкие эмоциональные действия, на которых его можно умело подловить.

Если Ваш оппонент не является опытным шахматистом, приведенные выше черты характера легко использовать в свою пользу. Такой спортсмен будет неуютно чувствовать себя в закрытых позициях. Он постарается поскорее оживить и вскрыть игру, даже тогда, когда это некорректно. С таким игроком хорошо использовать стратегию нагнетания обстановки без конкретной угрозы или атаки. Длительная неопределенность в позиции рано или поздно приведет к поспешному, непродуманному решению.

Подобные действия не означают, что нужно полностью отказываться от атаки и ждать ошибки соперника. Если холерик почувствует, что вы готовы играть от обороны, он обязательно пойдет в решительную атаку. Его отдельные нестандартные выпады усложнят борьбу. Поэтому следует делать здоровые, развивающие ходы и пресекать любые возможности контратаки.

Лишенный возможности атаковать, холерик в большинстве случаев допускает ослабление позиции, которое легко использовать в свою пользу. Кроме того, если холерик будет выбирать между примерно равными по силе ходами, он скорее предпочтет более длинный, размашистый ход, чем человек иного темперамента.

Методики обучения шахматам

Обучение игре в шахматы – это трудоемкий процесс, требующий настойчивости, упорства, привычки к самостоятельным занятиям и к аналитической работе. Помочь этому процессу призваны следующие методы:

  1. Регулярные учебные и тренировочные игры. Рекомендуется найти себе партнера по шахматной игре и устраивать с ним регулярные поединки, отрабатывая технику игры. Этот способ будет более эффективным, если соперник окажется опытным игроком и сможет сразу показывать тонкости, нюансы игры. Полезно разбирать только что сыгранные партии, обмениваться с соперником мнениями и впечатлениями от игры, находить ошибки и обсуждать планы по их исправлению.
  2. Решение опубликованных шахматных задач и этюдов. Игры нужно чередовать с решением красивых шахматных комбинаций, взятых из практики профессиональных шахматистов, а также специальных упражнений. Сначала решаются этюды на простые темы, например, как поставить мат в три хода, а затем задачи постепенно усложняются. С помощью составленных более опытным шахматистом подборок таких задач и этюдов можно отработать любые элементы игры.
  3. Анализ собственных и чужих партий. Через каждые 4 партии делается перерыв для того, чтобы проанализировать сыгранное и записанное с помощью шахматной нотации в отдельную тетрадку. Наиболее оптимальный метод анализа – по записям восстанавливать игру на доске, разбираться в своих ошибках, продумывать новые шахматные стратегии.
  4. Изучение шахматной литературы. Самостоятельное обучение игре невозможно без чтения учебных пособий и качественных книг по шахматам. Например, книги «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха и М. Бейлина, «Шахматы» И. Майзелиса – классика для начинающих шахматистов. Если сложно изучать книги для взрослых, то можно овладевать азами по детским учебникам. Правила игры едины для всех.
  5. По возможности нужно получить хотя бы несколько уроков у профессионального тренера по шахматам или записаться в шахматную секцию для детей и взрослых. Кроме того, участие в соревнованиях различного уровня и сеансах одновременной игры, проводимых опытными шахматистами, окажет большое значение в отработке практических навыков.

Способствует росту дендритов

Дендриты – это древоподобные нервные ответвления, проводящие сигнал от нервных клеток к нейронам, к которым они прикреплены. Вы можете представить их как антенны, которые ловят сигнал всех нервных клеток вашего тела. Чем больше у вас этих антенн, тем более эффективно вы сможете принимать сигналы. Изучение нового, например игры в шахматы, позволяет дендритам расти. Однако рост не прекратится, когда вы освоите игру. После этого вы сможете все время состязаться с другими людьми, и каждый поединок будет разным – именно поэтому шахматы являются идеальным способом генерации дендритов.

Типичный флегматик

Оппонент по обыкновению достаточно медлительный, инертный, пассивный. Но, вместе с тем, он спокойный, невозмутимый, выдержанный; уравновешенный. Флегматик – крайне неудобный соперник.

В общих чертах его стиль отличается тем же стремлением к спокойной игре, как и у меланхолика. Существенной разницей является то, что спокойного и уверенного флегматика сложно вывести из равновесия стремительной атакой или неожиданными ходами. Он не станет, как меланхолик, нервничать и искать повод форсированного проигрыша, даже если его нет.

В партиях против такого соперника стоит придерживаться той же линии поведения, что и в игре против меланхолика. Желательно обойтись без серьезного риска. Поединок обязательно должен быть динамичным с открытой позицией. Иногда шахматист флегматик даже во вред собственному положению вместо своевременного перехода в нападение стараться еще больше укрепиться (перестраховаться). Замечая подобное, совершите резкий, наглый маневр и удача Вам улыбнется.

Чем полезны

Шахматы – отличная гимнастика для ума. Игрок тщательно продумывает тактику и делает ходы, стараясь предугадать действия оппонента, смоделировать ситуацию. Благодаря этому активизируются оба полушария головного мозга: левое отвечает за анализ, логику, правое – за воображение, целостное восприятие. Таким образом, шахматы развивают мышление, смекалку, интеллект.

Кроме этого, во время партии шахматисту приходится удерживать в голове много информации о предыдущем опыте, задуманной стратегии, планируемых действиях и их возможных исходах. Это прекрасно тренирует оперативную, кратковременную, долговременную память. А чтобы вовремя заметить важные изменения в расстановке фигур, требуется быть наблюдательным и сосредоточенным. В связи с этим шахматы способствуют развитию памяти и внимания.

Все эти познавательные процессы необходимы в повседневной жизни каждому человеку. Поэтому данная игра очень актуальна в качестве подарка. Шахматы позволят сохранить ясность ума, всегда быть в тонусе и усваивать больше информации. А в современном мире это залог успешности.

Для детей шахматы полезны вдвойне. Они не только способствуют развитию логики, памяти и других познавательных процессов, но и формируют характер:

Учат принятию взвешенных решений. Спешка в шахматах недопустима: один неверных ход может погубить всю партию. Ребёнок понимает это и, играя, учится принимать осмысленные решения.
Раскрывают творческий потенциал. Для победы часто приходится идти нестандартными путями и искать оригинальные решения. Это развивает креативность, позволяет ребёнку самовыражаться.
Развивают целеустремлённость. Благодаря соревновательному моменту и стремлению к победе ребёнок проявляет настойчивость, решимость. Хорошо, если поражения воспринимаются не как неудача, а как повод к работе над ошибками

Важно научить ребёнка такому видению ситуации. В будущем ему будет легче преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.
Способствуют коммуникабельности

Игра в шахматы позволяет завести новых друзей, избавиться от застенчивости и получить удовольствие от общения.

Кроме этого, если шахматы увлекут ребёнка, он будет меньше проводить времени за компьютером и гаджетами, что очень актуально в наше время.

Как видите, польза игры в шахматы для детей и взрослых огромна. Но не стоит забывать, что шахматы – это ещё и безумно интересно! На игровой доске разворачивается настоящая интеллектуальная битва, исход которой может определить один правильный ход.

Интересные факты об игре в шахматы

Короткие и интересные факты про шахматы для детей и взрослых. Некоторые из них могут показаться невероятными, а некоторые даже занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Изнуряющие игры

До использования шахматных часов, которые были сконструированы английским инженером Томасом Брайтом Уилсоном, партии могли занимать очень много времени. Случалось так, что игрок, имевший проигрышную позицию, доводил соперника до полного истощения сил, просто тянув время.

В 1851 году на первом международном турнире по шахматам состоялась ничья, но не потому, что закончились ходы, а из-за того, что шахматисты уснули. Бывало и такое.

Долго думать невредно, вредно не думать

2 часа 20 минут – именно такую продолжительность имеет самый долгий ход в истории шахмат. Необычный рекорд принадлежит бразильцу Франциско Троису, он думал больше 2 часов, прежде чем совершить 7 ход в шахматной партии против испанца Луиса Сантоса.

Шахматисты с характером

Продолжаем радовать фактами из рубрики «долгие ожидания». Самая долгая шахматная партия состоялась в Белграде в 1989 между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем

Гроссмейстеры играли 20 часов 15 минут, совершив 269 ходов и, внимание, итоговый результат – ничья

После этого матча Международная шахматная федерация (ФИДЕ) ввела новое правило, согласному которому, если за 100 ходов не было взято ни одной фигуры, объявляется ничья.

Самый долгий чемпион

Вам что-то говорит имя Эммануэль Ласкер? Именно он является рекордсменом по сохранению звания чемпиона мира по шахматам. Немецкий шахматист оставался непобедимым 26 лет и 337 дней (с 1894 по 1921).

Изобретатель от бога

Складная шахматная доска появилась не сразу и очень интересным образом. В XI-XII веках служителям церкви было запрещено играть в шахматы, но этот запрет поставил в тупик не всех.

Нашёлся изобретательный священник, который впервые начал использовать складную шахматную доску, так она была похожа на лежащие друг на друге книги. Как говорится, не пойман – не шахматист.

Самый молодой чемпион

Гарри Каспаров – этого человека знает, наверное, каждый. Восьмикратный победитель Всемирных Шахматных олимпиад, 13-й чемпион мира по шахматам, один из самых известных шахматистов мира.

Начал победный путь великий гроссмейстер в 1985 году, став самым молодым чемпионом мира по шахматам, на тот момент ему было 22 года и 210 дней.

Аль-ферза, а не ферзь

Ферзь, оказывается, не всегда был ферзём, да и королевой тоже. Раньше эта фигура называлась аль-ферза, что в переводе с персидского означает помощник. Он стоял рядом с королём, совершал ходы и бил фигуры соперника также, как король.

При королеве Изабелле Кастильской фигура приобрела привычное для нас прозвище – «королева», а также была наделена боевыми качествами, которые позволяют ей свободно бродить во всех направлениях.

Гроссмейстер может всё просчитать

Многие начинающие игроки и поклонники шахмат уверены в том, что гроссмейстеры могут «видеть» партию на 25-30 ходов вперед. Это утверждение справедливо для простых позиций с ограниченным количеством фигур на доске, обычно в эндшпиле. Но следует понимать, что даже сильнейшие игроки мира не могут прогнозировать течение игры в столь отдаленной перспективе.

Магнус Карлсен утверждает, что ему доступно видение позиции на 15-20 ходов вперед. Вероятно, этот показатель можно считать максимальным для глубины человеческого мышления во время шахматной партии. Проблема с прогнозированием большего количества ходов заключается в значительной вариативности действий оппонента. Каждый ход открывает перед игроками несколько альтернатив, но только одна из них реализуется в партии.

Интересные шахматные факты

История шахмат богата интереснейшими событиями, необычными фактами, удивительными теоретическими открытиями и творческими достижениями.

Крутые шахматные принты

Одно из самых интересных событий произошло с венгерским мастером Яношем Флешем. Будучи тяжело больным, он решился провести сеанс одновременной игры на 52 досках вслепую. И это ему удалось.

Тринадцать с половиной часов продолжался этот исторический марафон. Мир, затаив дыхание, следил за игрой малоизвестного маэстро. По истечении четырех часов падает в обморок… нет, не Янош, а комментатор партий. Напротив, сеансер чувствует себя уверенно и спокойно. 

А через несколько дней при очередном медицинском обследовании выяснилось, что болезнь отступила. Кажется невероятным, но все было именно так.

Уместным будет вспомнить и саму игру вслепую, производящую неизгладимое впечатление на окружающих. Кажется невероятным, что человеческий мозг может удерживать в памяти десятки шахматных партий и при этом тщательным образом анализировать множество возникающих вариантов. 

Однако это так. Утверждают, что еще в 1266 году никому не известный маэстро выиграл таким образом одновременно две партии. Дальше — больше:

  • XIV‒XV века. Али аш-Шатранджи играет 4 партии, не глядя на доску.
  • XVIII век. Сенсация, зафиксированная во французской «Энциклопедии» Д. Дидро и д,Аламбера. Франсуа-Андре Даникан Филидор, известнейший французский шахматист и композитор, дает сеанс вслепую на трех досках.
  • В дальнейшем гениальный американец Пол Морфи увеличивает количество соперников до десяти. 
  • Иоганн Цукерторт и Джозеф Блекберн — 16 досок.
  • 1902 год. Москва. Гарри Нельсон Пильсбери играет вслепую на 22 досках.
  • 16 июля 1934 года А. Алехин в Чикаго дает сеанс одновременной игры, не глядя на доску, с 32 соперниками. 
  • На сегодня официальный рекорд игры вслепую принадлежит гроссмейстеру Тимуру Гарееву, игравшему на 48 досках. 

Не меньший интерес представляет наибольшее количество участников сеанса одновременной игры. Так вот, 24 декабря 2010 года их количество составило 20,5 тысячи человек. А рекордсменом среди сеансеров является десятикратный чемпион Ирана Эхсан Ген Магами, сразившийся с 604 соперниками и одержавший при этом 580 побед.

Другой уникальный феномен — это сестры Полгар, добившиеся выдающихся успехов и завоевавшие все мыслимые титулы и награды в мире шахмат. Но самое интересное обстоятельство заключается не в этом. А в том, что их отец — известный венгерский педагог Ласло Полгар — сумел впечатлить свою будущую супругу Клару Альтбергер рассказами о том, какими талантливыми станут их дети. Что впоследствии и произошло. 

А ведь суть его метода заключается не во врожденном таланте, а в упорном и настойчивом воспитании, совмещенном с обучением.Ученые подсчитали, что самая длинная шахматная партия может длиться 5949 ходов. Мало того, число возможных партий на шахматной доске значительно превышает количество атомов в обозримой Вселенной.

И наконец, самый интересный из всех интересных фактов. Сколько нужно времени, чтобы научиться играть в шахматы и обыгрывать всех, всех, всех? Всего-то 4 часа!!!

Именно столько времени понадобилось программе Alpha Zero, чтобы самостоятельно обучиться и победить лучшего из искусственных шахматных интеллектов. Самое удивительное, что в нее были заложены только правила игры. До всего остального — к чему весь шахматный мир шел полторы тысячи лет и пока не дошел — она додумалась сама!

Польза шахмат для развития памяти детей

Чтобы преуспеть в этом виде спорта, малыши самостоятельно или на групповых занятиях изучают различные тактики и комбинации, учатся применять их на практике. Ученикам приходится усваивать большое количество материала. Поэтому, помимо мыслительных функций, игра в шахматы тренирует память, способствует развитию навыков обработки информации. Благодаря этому маленьким шахматистам легче дается учеба в школе, так как зрительное восприятие у них улучшается в разы. Развить память до высокого уровня – значит дать хорошую базу и для среднего, и для высшего образования.

Научиться играть в шахматы – замечательная цель. Но также не стоит забывать и о других способах развить интеллект ребенка, о возможности привить ему еще больше полезных навыков. На сегодняшний день существует огромное множество самых разных детских центров дополнительного образования. Обучение в них направлено, в том числе, и на комплексное развитие памяти ребенка. Выбирайте те кружки, секции и детские центры, обучение в которых проходит по передовым методикам, доказавшим свою эффективность.

Умение читать, считать и писать – это еще не все

Важно давать разностороннее образование, ведь оно – самый лучший вклад в будущее подрастающего поколения, который точно пойдет им на пользу

Правила игры в блиц шахматы

Блиц-шахматы представляют собой разновидность игры в шахматы, при которой на все ходы обеим участникам дается по 5 минут. Правила для действуют те же, что и для обычных шахмат, единственное отличие – все ходы должны делаться очень быстро.

В данном случае от игроков требуется предельное внимание, собранность

Самое важное правило: ходы должны осуществляться очень быстро, больше всего времени может потребоваться в начале игры, поэтому рекомендуется много тренироваться и хорошо выучить все возможные варианты разных этапов шахматной игры

Также неплохо, если вы научитесь, играя в обычные шахматы, ставить различные виды матов, за короткое время проводить быстрый размер фигур, чтобы получить перевес над противником.

Ознакомившись с правилами, описанными выше, уже можно попробовать сыграть в первую шахматную партию. Однако для того чтобы научиться по-настоящему хорошо играть, нужно время, длительные тренировки, обучение, изучение различных позиций, ходов, нюансов игр и, конечно, постоянная практика.

Как ходят шахматные фигуры?

Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:

Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.

Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.

Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.

Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.

Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали — то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.

Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки – на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение — стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.

Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.

Шахматные нотации

Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.

На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.

Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:

Фигура

Русское сокращение

Английское сокращение

Король

Кр

K (king)

Ферзь

Ф

Q (queen)

Ладья

Л

R (rook)

Конь

К

N (kNight)

Слон

С

B (bishop)

Пешка

п или ничего

p (pawn) или ничего

Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):

  1. Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
  2. Координаты стартового поля.
  3. Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
  4. Координаты поля на которое сделан ход.
  5. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  6. Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
  7. Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
  8. Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
  9. Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.

Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.

Особенности игры

Шахматы являются игрой с многовековой историей, которая отличается сложной многослойной логикой и неординарным игровым миром, работающим по строгим законам. Однако преимущество игры заключается в том, что данные законы в большинстве случаев можно нарушать (речь идет не о правилах шахмат), в результате чего нарушитель получает победу. Феномен шахмат заключается в развитии нестандартного мышления.

Перед тем, как читать статью дальше, предлагаем вам посетить сайт онлайн-школы “Шахматы с Жориком”.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

Рассмотрим ситуацию: в ходе игры участник намеренно жертвует одной, двумя и даже тремя фигурами. Стратегия игрока хорошо скрыта, а бдительность противника усыплена. В один момент ситуация на шахматной доске резко меняется и первый игрок наносит матовую атаку. Всего несколько ходов способны разительно изменить положение дел, сокрушив противника. В этом и заключается очарование и высшая логика игры.

Игра позволяет одновременно задействовать логическое и абстрактное мышление. Игроку приходится продумывать шаги наперед, строить предположительные варианты развития событий. Во время партии у человека одновременно задействуется оперативная и долговременная память. Мало какая деятельность способна вызывать данные состояния. Предельная нагрузка сказывается на умственных способностях самым благоприятным образом.

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет, когда дети живо интересуются всем вокруг.

  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 — 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное — на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Окончание игры, шах и мат

Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.

Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.

Навыки коммуникации

Умение находить общий язык с окружающими нужно каждому человеку. Можно сказать, что оно играет главную роль в достижении успеха. Вряд ли получится построить карьеру или бизнес, если не получается устанавливать контакт с людьми, поддерживать разговор на любую тему или на протяжении длительного времени оставаться интересным собеседником.

Польза игры в шахматы в вопросе развития навыков общения сложно переоценить. Согласно исследованиям, даже необщительные люди расширяют круг друзей и знакомых и учатся выражать свои мысли. Благодаря этому они становятся более уверенными в себе, а также находят способы самореализации.

Доктор Альберт Франк на протяжении длительного промежутка времени наблюдал за детьми, которые 2 часа в неделю отводили шахматам. Исследование показало, что игра, которая практически никак не связана с речью, эффективно улучшает навыки общения. А все благодаря тому, что в процессе задействуются участки мозга, ответственные за язык и логику.

Примечательно, что в процессе игры человек учится контролировать эмоции, в частности, агрессию. Она превращается в здоровый дух соперничества.

Какая же польза от игры в шахматы?

Шахматы являются игрой с многовековой историей, которая отличается сложной многослойной логикой и неординарным игровым миром. Игра позволяет одновременно задействовать логическое и абстрактное мышление. Во время партии у ребенка одновременно задействуется оперативная и долговременная память. Мало какая деятельность способна вызывать данные состояния

Дети учится самостоятельно принимать свое собственное решение, а это очень важно. В ребенке также вырабатывается уверенность в собственном суждении, в умении правильно оценивать ход своих мыслей

И при этом они учатся не только логическому мышлению, но и делать выводы. Шахматы учат ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели, вырабатывать тактику и стратегию их достижения. Все это необходимо современному человеку для достижения успеха в жизни.

Что развивают шахматы:

Логика – логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии;

Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно;

Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности. Даже если ребенок не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту. Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;

Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;

Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого.

Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Ребенку необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях.

Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра.

Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы так же способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.

Развитие критического мышления – проведенные исследования показали, что люди, занимающиеся шахматами, отличаются более развитой логикой и критическим мышлением на 19% больше, чем другие;

Нормализация эмоционального фона – во время игры используется холодный расчет, который предусматривает сведение эмоций к минимуму. Шахматы учат владеть собой , сохраняя спокойствие и внутреннюю гармонию в любой ситуации.

Подтверждение исследованиями

Положительное влияние шахмат подвергается ежегодным исследованиям и экспериментам. Так в 2008 году в Германии ученики начальных классов среди 4-х школ были разделены на две тестируемые группы.

Первая должна была в течение года заниматься игрой на протяжении одного часа в неделю. Вторая использовала это время для занятий математикой. Ученики обеих групп ранее испытывали сложности в усвоении школьной программы и отставали от своих сверстников.

В результате эксперимента стало известно, что участники первой группы существенно опередили своих «коллег» по вычислительным способностям, которые были проверены в ходе тестов. Подобные исследования были проведены и в Италии в 2013 году.

После многих лет наблюдения и ведения уроков шахмат с детьми профессор Московского Государственного Университета Наталья Талызина высказала такое мнение: “Дети и шахматы нашли друг друга”. У детей, играющих в шахматы, повышается успеваемость по всем предметам, заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными”.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий