Кто такой аристотель: кратко о его философии, взглядах на политику и государство

Разрыв с платониками

В 347 году умер Платон. С ним у Аристотеля было огромное количество расхождений во взглядах, однако именно старший учитель являлся его главным опекуном и поддержкой. Мыслитель не мог найти общего языка с другими учениками Академии. Незадолго до этого македонский царь Филипп разрушил родной город философа Стагир, после чего тот лишился сразу двух близких ему мест. Поэтому вскоре Аристотель покинул Афины и отправился в Малую Азию. Это происходило во время его внутреннего кризиса.

Уже тогда было написано множество трудов, которые объединяла философия Аристотеля. Кратко они были собраны Андроником Родосским уже после смерти автора и объединены в «Метафизику».

Новаторство Аристотеля как учёного

Аристотель ярко выделялся среди своих предшественников. ОН был первым, кто стал писать, как учёный-профессионал. Он тот, кто начал систематизировать свои рассуждения и разделять на рубрики изложение своих идей.

Ключевыми аспектами новаторской деятельности Аристотеля является его критическое отношение к платоновским идеям и теориям. Как ответ он выдвинул собственную доктрину универсалий. Со временем можно было наблюдать, как Аристотель и Платон стали противоположностями друг другу в отношении их воззрений.

Пример 1

Для платоновского учения характерна мистикорелигиозная окраска, а в идеях Аристотеля преобладает здравый смысл и систематизация знания. Платоновским идеям характерно преклонение перед математикой и полное отсутствие интереса к эмпирическим явлениям, а Аристотель питал особую страсть к эмпирическим наукам и разложению на классы различных феноменов. Математика Аристотеля мало волновала.

Аристотель во многом противостоял идеям Платона. Он даже выдвигает ряд аргументов против концепций платоновских идей.

Пример 2

Из самых ярких аргументов – аргумент «третьего человека»: если человек является человеком, потому что он похож на идеального человека, то должен быть ещё более идеальный человек, на которого похожи и обыкновенный человек, и идеальный человек.

Логично говорить о том, что в основе критики Аристотеля лежит здравый смысл, а критика это кажется вполне адекватной и очевидной

Однако важно сказать и о том, что аристотелевская теория тоже не так ясна

Аристотель: краткая биография и его открытия

Имеет место мнение, что великий Аристотель был низкорослым и болезненным человеком. Его речь была очень быстрой и с дефектами: философ смешивал некоторые звуки, что нисколько не умаляло его грандиозный вклад в науку.

Как и большинство мыслителей древних времен, Аристотель помимо философии усердно занимался различными науками и стал основателем некоторых разделов: логики, научной риторики, грамматики. Также великий мыслитель установил большое количество важных фактов в анатомии и зоологии, первым создал философию искусства и теорию поэзии. Наиболее важными и известными трудами Аристотеля считаются «Политика», «Метафизика», «Поэтика», «Физика». Философская система греческого просветителя затрагивала различные стороны человечества и глобально повлияла на последующее развитие научного мышления.

В географии Аристотель высказал мысль о цельности и беспредельности Мирового океана. В биологии ученый описал около полутысячи видов животных и основал зоологическую систематику, первую в научной истории. Изучая животных, разделил их на 2 группы: бескровные и животные с кровью (во главе поставил человека), что практически соответствует сегодняшнему понятию: позвоночные и беспозвоночные. Великий философ считается отцом метеорологии (впервые этот термин был упомянут в трактате о небесных явлениях).

Из всех трудов Аристотеля до настоящего времени дошла только четвертая часть сочинений. По некоторым предположениям, богатая библиотека философа после его смерти перешла к Теофрасту и его потомкам, которые, будучи людьми необразованными, свалили книги в ящики и закрыли в подвале. Сырость и черви довершили начатое.

Он внес существенный вклад в политическую философию

В дополнение к своей работе по этике, где он фокусируется на личности, Аристотель также обратился к городу в своей работе под названием Политика. Он считает, что город должен быть природным сообществом. Более того, он считал, что город важнее общины, которая, в свою очередь, важнее личности. Известные теории, выраженные в политике, включают, что «человек по своей природе политическое животное», и город существует, чтобы обеспечить хорошую жизнь, соответствующую таким животным. В книге также дается анализ видов политической общности, существовавших во времена Аристотеля. Это также показывает, как эти политические сообщества не дотягивают до идеальной политической системы. Взгляды, выраженные Аристотелем в политике на связь между благополучием политического сообщества и его граждан; его убежденность в том, что граждане должны активно участвовать в политике, если они хотят быть счастливыми и его анализ того, что вызывает и предотвращает революцию; были источником вдохновения для многих современных теоретиков.

Аристотель, «Политика»

История жизни Аристотеля

В своих трактатах «О душе», «О частях животных» и второстепенных психологических сочинениях («О памяти», «О сновидениях» и др.) Аристотель изложил систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов. Во всех случаях он рассматривал сложные и более высокие проявления жизнедеятельности как продукт развития элементарных структур. 

В качестве принципа жизни душа выступала у Аристотеля как первичное, далее неразложимое понятие. В силу этого управляемые душой органические явления оказались противопоставленными неорганическому миру, а также разуму как уникальной способности одного лишь человека. 

Исходную модель для изучения психических актов Аристотель почерпнул в области общебиологических связей организма со средой. Анализируя процесс питания (обмен веществ), он показывает, что его причиной не может быть какой-либо физический процесс сам по себе, например огонь (как полагали некоторые исследователи). Ведь огонь — неупорядоченная стихия. По Аристотелю, питание происходит за счет внешнего вещества, но оно поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно — путем целесообразного распределения «в пределах границы и закона». Таким специфическим для живого организма способом усвоения внешних тел и является душа. 

Согласно Аристотелю, душа — это целесообразно работающая органическая система «Если бы глаз был живым существом, душою его было бы зрение». Таким образом, он определил душу как энтелехию (присущую органическим телам целостность и целесообразность поведения), целеполагающее начало. Другими словами, душа организма — это его функция, деятельность. Трактуя организм как деятельность, Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. 

Понятие о способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством и прочно закрепилось в основном фонде психологических знаний. Оно разделяло возможности организма (заложенные в нем органические ресурсы) и их реализацию на деле. При этом намечалась схема иерархии способностей как функции души 

а) вегетативная (имеется и у растений); б) чувственно-двигательная (у животных и человека); в) разумная (присущая только человеку). 

Аристотель и Александр Македонский

Функции души, по Аристотелю, являются уровнями ее развития

В связи с этим идея развития вводилась в психологию в качестве важного объяснительного принципа. Функции души располагались в виде «лестницы форм», где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня (за вегетативной — растительной — формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить). 

Следуя принципу развития, Аристотель стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой, и в поиске обнаружил особую область психических образов («фантазий»), которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств (сейчас они называются в психологии представлениями памяти и воображения). Эти образы подчинены механизму ассоциации — связи представлений. 

Мозг, по мнению Стагирита, не орган психики, а аппарат, охлаждающий жар крови. Будучи вымышленными, с точки зрения физиологической реальности, эти представления вносили новый момент в трактовку центрального органа психической деятельности. Аристотелю принадлежит понятие об «общем чувствилище», корни которого уходят в область прямых связей организма со свойствами среды (сухим и влажным).

Памятник Аристотелю

С этим связана первая попытка определить физиологический механизм ассоциаций. Он полагал, что душа обладает способностью посредством центрального ощущающего органа — «общего чувствилища» — восстанавливать в органах чувств в уменьшенном объеме следы прежних движений и впечатлений в том порядке, в каком они производились внешними объектами. 

Психологическое учение Аристотеля имеет биологическую направленность, в нем доминируют материалистические тенденции. Мыслитель полагал, что идейное богатство мира воплощено в конкретных, чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований. 

Книги Аристотеля

Философское учение

Аристотель разделял все науки на 3 категории:

  • Теоретические – метафизика, физика и метафизика.
  • Практические – этика и политика.
  • Творческие – все виды искусства, включая поэзию и риторику.

В основе учения философа лежали 4 главных первоначала:

  1. Материя – «то, из чего».
  2. Форма – «то, что».
  3. Производящая причина – «то, откуда».
  4. Цель – «то, ради чего».

В зависимости от данных первоначал Аристотель относил действия субъектов к благу или злодеянию.

Философ был родоначальником иерархической системы категорий, которых насчитывалось ровно 10: страдание, положение, сущность, отношение, количество, время, качество, место, обладание и действие.

Все сущее разделяется на неорганические образования, мир растений и живых существ, мир разных видов животных и человека.

Аристотель и Александр Македонский

В течение нескольких последующих столетий практиковались типы государственных аппаратов, которые описал Аристотель. Свое видение на идеальное государство он представил в труде «Политика».

По мнению ученого каждый индивид реализуется в обществе, поскольку живет не только для себя. С другими людьми его связывают родственные, дружеские и другие виды отношений.

Согласно учению Аристотеля, цель гражданского общества состоит не только в экономическом развитии, но и в стремлении достичь всеобщего блага – эвдемонизма.

Мыслитель отмечал 3 положительных и 3 отрицательных формы правления.

  • Положительные – монархия (единовластие), аристократия (власть лучших) и полития (государство).
  • Отрицательные – тирания (власть тирана), олигархия (власть немногих) и демократия (власть народа).

Кроме этого Аристотель уделял большое внимание искусству. К примеру, размышляя о театре он заключил, что наличие феномена подражания, по своей природе свойственное человеку, доставляет ему настоящее удовольствие

Одним из фундаментальных трудов древнегреческого философа считается сочинение «О душе». В нем автор поднимает множество метафизических вопросов, связанных с жизнью души любого существа, определяя разницу существования человека, животного и растения.

Помимо этого, Аристотель размышлял о чувствах (осязании, обонянии, слухе, вкусе и зрении) и 3-х способностях души (рост, ощущении и размышлении).

Стоит заметить, что мыслитель исследовал все науки, которые существовали в ту эпоху. Он написал немало книг о логике, биологии, астрономии, физике, поэзии, диалектике и других дисциплинах.

Собрание трудов философа называется – «Аристотелев корпус».

Обучение

В 338 г. до н.э. Аристотель отправился домой в Македонию, чтобы начать обучение сына короля Филиппа II, тогдашнего 13-летнего Александра Великого. Филипп и Александр оба высоко ценили Аристотеля и обеспечили, чтобы суд Македонии щедро компенсировал ему его работу.

В 335 г. до н.э., после того как Александр сменил своего отца на царе и завоевал Афины, Аристотель вернулся к город. В Афинах Академия Платона,В настоящее время под управлением Ксенократа, по-прежнему было ведущее влияние на греческую мысль. С разрешения Александра Аристотель открыл собственную школу в Афинах под названием Лицей. Время от времени Аристотель провел большую часть оставшейся жизни, работая учителем, исследователем и писателем в лицее в Афинах, до смерти своего бывшего ученика Александра Македонского.

Потому что Аристотель, как известно, ходил на территории школы во время обучения его учеников, которых заставляли следовать за ним, прозвали «перипатетики»; имеется в виду люди, которые путешествуют. Члены лицея занимались различными предметами — от науки и математики до философии и политики, а также почти всего, что между ними. Искусство было также популярной областью интересов. Члены лицея записали свои выводы в рукописи. При этом,они построили огромную коллекцию письменных материалов школы, которая, согласно древним свидетельствам, была названа одной из первых великих библиотек.

Когда Александр Македонский внезапно умер в 323 г. до н.э., про-македонское правительство был свергнут, и в свете настроений против Македонии Аристотеля обвинили в нечестии за его связь с его бывшим учеником и македонским судом. Чтобы избежать преследования и казни, он покинул Афины и бежал в Халкис на острове Эвия, где он оставался до своей смерти год спустя.

№6. Горы Аристотеля в Антарктиде названы в его честь.

Благодаря его многочисленным вкладам в различные области, имя Аристотеля было использовано для описания многочисленных терминов, используемых обычно, включая аристотелевскую философию, аристотелевскую логику, аристотелевскую физику, аристотелевскую этику и даже аристотелевский здравый смысл. Название Антарктида является латинизированной версией греческого слова Антарктида, что означает «противоположность Арктике “или противоположность северу». В своей книге «метеорология» Аристотель высказал предположение о рельефе в Южной высокогорной части мира и назвал его Антарктидой. Это сделало его первым человеком, который написал об Антарктике, даже когда у него не было средств узнать о ее существовании. В честь него названы горы Аристотеля в Антарктиде. Помимо Антарктиды, на Луне есть кратер, который был назван Аристотелем, классическое написание и произношение его имени.

Горя Аристотеля в Антарктиде

Логика Аристотеля – кратко

Подробнее – см. в отдельных статьях Логика Аристотеля и Логика Аристотеля – кратко

В основу философской логики Аристотель кладёт ряд «категорий» – наиболее общих понятий, обозначающих самые общие характеристики бытия. Их перечень и число различны в разных его сочинениях. Чаще всего он называет десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Категория сущности – то есть, ответ на вопрос, чем именно является тот или иной предмет (человеком, лошадью, деревом, камнем и т. п.) – играет в философии Аристотеля особую роль.

Из сочетания различных категорий создаются сложные высказывания, которые логика Аристотеля делит на четыре вида общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные. Высказывания могут обладать различными типами модальности (возможность и невозможность, случайность и необходимость). Чтобы содержать в себе истину, они должны подчиняться законам логического мышления (закону тождества, закону исключения противоречия, закону исключённого третьего).

Высказывания тоже могут сочетаться, образуя силлогизмы с новыми логическими выводами. Например, из двух разных высказываний: 1. Все люди смертны и 2. Сократ – человек, вытекает третье: Сократ смертен. В своей философской логике Аристотель подробно разбирает различные виды силлогизма, различая в нём три фигуры с 16 модусами каждая. Силлогизмы могут давать как общие, так и частные выводы.

В сочинении «Топика» Аристотель анализирует свыше 300 «топов» – общих приемов мышления, направленных на достижение истины. Он излагает правила диалога, который следует вести посредством топов, и вскрывает недостатки отдельных их видов.

Физика Аристотеля – кратко

Подробнее – см. в отдельных статьях Физика Аристотеля и Физика Аристотеля – кратко

Аристотель признаёт четыре первоначальные «стихии», образуемые четырьмя возможными сочетаниями двух главных материальных противоположностей: холода – тепла и сухости – влажности. Стихия теплая и сухая – огонь; теплая и влажная ­– воздух; холодная и влажная – вода; холодная и сухая – земля. Понятия о силе тяжести у Аристотеля нет. По его мнению, огню и воздуху просто изначально свойственно стремление вверх, а воде и земле – вниз. Путём этого своего разнонаправленного движения стихии смешиваются, порождая всё многообразие предметов и мира.

Вселенная Аристотеля

Земля и Вселенная, по Аристотелю, имеют форму шаров. Вселенная ограничена небом, образованным из пятой, божественной, вечной и неизменной стихии – эфира. Небо состоит из нескольких концентрических сфер. Одна из них, звездное небо, искони пребывает в совершеннейшем виде движения – круговом. Расположенные на ней звёзды – вечные, блаженные, живые существа, которые по своей организации неизмеримо превосходят человека. На других небесных сферах находятся планеты (включая Солнце и Луну), чей ранг ниже звёздного. Наглядно это подтверждается тем, что движение планет не чисто круговое. Их орбиты имеют не совсем правильное, косое положение. Шарообразная земля образует центр вселенной.

Возвращение в Афины

После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.

В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.

Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.

Именно в Афинах были написаны основные произведения и сочинения Аристотеля, который получил прекрасный шанс излагать свои идеи ученикам.

В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.

Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.

Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.

Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.

Он заложил основы психологии

Опираясь на труды более ранних философов, Аристотель написал один из самых ранних всеобъемлющих текстов в психологии

Под названием De Anima («о душе») основное внимание в тексте уделяется не духовному, а биопсихологическому, изучению психологии в биологических рамках. Термин «душа» в тексте лучше перевести как жизненная сила

Согласно Аристотелю, у животных и растений также есть души, подобные человеческим. Растения обладают вегетативной душой, которая включает в себя силы роста, питания и размножения. Кроме того, животные обладают чувствительной душой, которая включает в себя способности восприятия и передвижения. В дополнение к вышеперечисленным двум душам, люди также обладают рациональной душой, которая включает в себя силы разума и мысли. Аристотель был одним из первых, кто исследовал импульсы, которые двигали жизнью, утверждая, что стремление к воспроизведению («либидо») было преобладающим импульсом всех живых существ, который берет начало от растительной души. Наряду с либидо человеческие действия определялись также «оно» и «я». Работа Аристотеля в психологии была неоспорима в течение многих лет, и она определила историю предмета. Более того, многие из его предложений продолжают оказывать влияние на современных психологов.

Платон и Аристотель, психология античности

№1. Он был назван последним человеком, который все знал, что нужно знать.

В течение своей жизни Аристотель много писал, внося заметный вклад в многочисленные области, включая астрономию, анатомию, эмбриологию, геологию, географию, метеорологию, зоологию, физику, этику, эстетику, политику, метафизику, экономику, риторику, психологию и теологию. Он также изучал изобразительное искусство, вносил значительный вклад в такие предметы, как литература, поэзия, драма и риторика. Аристотель был известен в свое время как “человек, который знал все”. Позже, в 13 веке, Фома Аквинский назвал его «философом», поскольку он считал, что Аристотель — единственный философ, который когда-либо понадобится. В Средние века знаменитый итальянский поэт Данте в своем шедевре “Божественная комедия” назвал Аристотеля «мастером». Аристотеля также называли последним человеком, который знал все, что нужно было знать; не потому, что не было других великих полиматов, а потому, что знание росло экспоненциально со временем.

Аристотель, человек, который знал все.

№8. Его многочисленные теории были доказаны для их опровержения.

Аристотель оказался неправ почти во всех своих теориях, касающихся физики и химии. Например, Коперник и Кеплер установили, что Земля вращается вокруг Солнца, в то время как Аристотель утверждал, что Солнце вращается вокруг Земли. Телескоп Галилея ясно показал горы и кратеры на Луне, доказывая ошибочность аристотелевской идеи о безупречно совершенной гладкой Луне. Эксперименты Галилея также доказали, что скорость, с которой что-то падает на землю не зависит от его массы, в то время как Аристотель считал, что тяжелые предметы падают на землю быстрее, чем более легкие. Таким образом, в то время как одни считают Аристотеля одной из величайших личностей в истории, другие утверждают, что Аристотель ошибался во всем. Как бы то ни было, нет сомнения, что Аристотель оказал беспрецедентное влияние на Запад.

«Поэтика» Аристотеля

Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.

Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение.

В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).

Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.

Предпочитал вести занятия с учениками на прогулках

Аристотель организовал свою школу недалеко от храма Апполона Ликейского. Уроки проводил в портике – он, вместе со своими учениками, прогуливался в тени (прогулки назывались «перипатой», именно поэтому его учеников стали называть «перипатетиками»), и во время прогулки вел с ними беседы.

Как и учитель, ученики Аристотеля ходили взад-вперед во время лекции, прогуливаясь. Прогулки были разделены на 2 смены: утреннюю и вечернюю. Вечером проходили лекции и беседы по экзотерической программе, а вечером проходили занятия для узкого круга учеников, которые, по мнению Аристотеля, были наделены особым умом и большим стремлениям к знаниям.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий