Частушка

Был и танец такой матросский «Яблочко».

Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим – нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается.

А потом попал в частушки и Сталин:

Едет Сталин на корове,

У коровы один рог.

Ты куда, товарищ Сталин?

«Раскулачивать народ».

Когда окончательно выяснилось, что колхоз почти никогда не приводит к зажиточной жизни, то так и пели правду:

Как лавровская деревня

Начинает богатеть:

Окна тряпкой затыкают,

Чтоб вороне не влететь.

Частушка времён Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжёлом труде:

Мой милёнок на войне
Управляет ротою, А я тоже не гуляю, На быке работаю.

И конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то далеко воюет:

Неужели пуля-дура, Ягодиночку убьёт?
Пуля влево, пуля вправо,
Пуля, сделай поворот!

6.ЧАСТУШКИ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Частушкисоздавалисьивсредеинтеллигенции. Интеллигентскиечастушки, стишки, пародии, ксожалению, никогданикемнесобирались. Однакоонисуществуютиздавнаи сопровождаютвсюроссийскуюисторию 20-ого столетия. Анесобирали ихпотому, чтоэтонебезобидные песенки, аостраяполитическаясатира.

Вскорепослереволюциибыла созданазнаменитаяВЧК—Всероссийскаячрезвычайнаякомиссия (будущийНКВД, аещепозднее —КГБ). Этакомиссиянаводилаужасналюдей. Ноонивсе-такинемолчали:

Эх, раз
,
еще
раз
,
Спела
бы
,
да
что

то,
На
Гороховую
, 2,
Ехать
неохота
.

(НаГороховой, 2, помешаласьпетроградскаяВЧК.)

17 январяголодного 1920 г. КорнейИвановичЧуковскийзаписалвсвойдневникчастушку, которуюсообщилемудевятилетнийсын:

Нету
хлеба
,
нет
муки
,
Не
дают
большевики
.
Нету
хлеба
,
нету
масла
,
Электричество
погасло
.

Немалоозорных, вызывающихчастушек, куплетовскладывалосьив годысталинскоготеррора:

«Идут года,

Частушка в наши дни

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли
своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь
меняется — меняются, переделываются и частушки. Раньше было: «Без лучины,
без огня зажег сердечко у меня», сегодня поют: «Без бензина, без
огня…».

В отличие от песни частушка переделывается легко.

Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое — только
мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки,
стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они
существуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не
собирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.

Поют частушки и школьники.

Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц:
«На березовой осине рукавица расцвела…» — не отсюда ли вышли
современные школьные нелепицы?

Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, молодежные
песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки — напевом, особым настроением,
зачинами.

Еще один вид, родственный частушке, — двустрочные «страдания»
(на Руси «страдать» означает еще любить). Распространены они
преимущественно на Волге, в Центральной России.

Бывает, частушки поют в ответ («на отпев»), известны
частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в
частушечные цепи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят
название «Семеновна», такое сближение отдельных строф — почти
правило.

Эх, Семеновна, ты мне нравишься,

Поцелуй меня, ты не отравишься.

И продолжение:

Поцеловалася, не отравилася,

Любовью Сениной я заразилася.

Постепенно в подражание крестьянской стала складываться и городская
частушка. Город — не деревня, где частушка постоянно звучала на улице, на
гулянках. Городские частушки часто пересказывают, чем поют. Они и форму свою
деревенскую постепенно утрачивают: пропадают зачины, связанные с крестьянским
бытом, постоянные эпитеты. Можно сказать, что в городе частушка превратилась
просто в эпиграмму, веселый задиристый стишок.

Литература

  • Частушка // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1193—1195 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • Частушка // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 456—457. — 509 с. — 300 000 экз.
  • Частушки / Земцовский И. И. // Хейнце — Яшугин. Дополнения А — Я. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия :  / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 6).

Разновидности

Развивались частушки в среде рабочих и крестьян. Они отличаются друг от друга. Выделяют следующие виды:

  • лирические – называются припевками, это четырехстрочные произведения на различные тематики;
  • плясовые – имеют особый ритм, который сопровождает пляски, строчки этих припевок короче, чем у лирических (тип «Яблочко»);
  • страдания – двухстрочные произведения о любви, исполняются протяжно;
  • «Семеновна» — двухстрочные произведения с заунывным ритмом, легли в основу многих жестоких романсов первой половины прошлого века;
  • «Матаня» — в произведении очень часто звучит слово «матаня», которое является обращением к возлюбленной.

Тематика народного творчества довольно разнообразна. Многие произведения посвящены отношениям между девушкой и парнем. Однако не только о любви пели простые люди.

По тематике следует выделить следующие варианты:

  • любовно-бытовые;
  • деревенско-колхозные;
  • общественно-политические.

С приходом большевиков тематика наполнилась советской пропагандой. Однако сексуальная направленность сохранялась все время. Нередко в произведениях можно встретить ненормативную лексику.

Со временем возникли частушки для детей. Стоит понимать, что писали их взрослые, но по своему содержанию они рассчитаны на детей.

Типы частушек

  • Лирические частушки (припевки) — четырехстрочная частушка на разные темы.
  • Плясовые — четырехстрочные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. В 1917—1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
  • Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
  • Частушки, названные по зачину — «Семеновна». Это двухстрочные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. В частушках Семёновна это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30—40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов.
  • Матаня — со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим возлюбленным, при этом слово так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Размер — четырёхстопный хорей. Строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев.

Частушки для детей русские народные

Русские народные частушки для детей приурочены к разным поводам: 1-ое сентября, праздник урожая, Новый год, смена сезонов. Также есть адресные и тематические припевки: для бабушки, для школьника, про родителей, для брата или сестры.

В частушках, даже детских, присутствует сатира, ирония. Маленькие песенки высмеивают пороки, недостатки, восхваляют достоинства.

В детских частушках критике подвергаются плохие оценки, грубость, лень, неподобающие увлечения. А поощряют в куплетах трудолюбие, хорошую успеваемость, вежливость, дружелюбность и помощь по хозяйству.

***

Кабы, кабы да кабы На носу росли грибы, Сами бы варилися Да и в рот катилися.

***

Утром маме наша Мила Две конфетки подарила. Подарить едва успела, Тут же их сама и съела.

***

Пошла курица в аптеку И сказала «Кукареку! Дайте мыло и духи Чтоб любили петухи!»

***

На горе стоит Большое здание. Мне в любови счастья нет — Одно страдание.

***

У меня на сарафане Косолапы петухи; Я сама не косолапа — Косолапы женихи.

***

Ходи, хата, ходи, хата, Ходи, курица, хохлата, Ходи, сени и порог, И сметана, и творог.

***

Выйду, выйду я плясать В новеньких ботинках, Все ребята говорят, Что я как картинка!

***

Заиграй-ка, балалайка, Балалайка — три струны! Подпевайте, не зевайте, Выходите, плясуны.

***

Чай пила, Самоварничала. Всю посуду перебила — Накухарничала.

***

Мы с милёночком гуляли Возле нашего пруда; Нас лягушки напугали — Не пойдем больше туда.

***

Посылала меня мать Загонять гусака, А я вышла за ворота И — давай плясака!

***

Письму мышонка дед учил, А вышли-то каракули. Мышонок двойку получил. И оба горько плакали.

***

Две лопатки у Егора, А у Нины — формочки. Я за это им язык Высуну из форточки.

***

Я сидела на окошке, Ехал милый мой на кошке, Стал к окошку подъезжать Не мог кошку удержать.

***

На дворе да по лужку Бегают утята. А я с печки босиком Думала: ребята!

***

Я не тятькина Я не мамкина — Я на улице росла, Меня курица снесла.

***

Если б девочки Были рыбами, За ними б мальчики В воду прыгали.

***

Трень брень дребедень! Выступал бы целый день! Мне учиться неохота, А частушки петь не лень!

***

Раз пошёл Алёша сам За крупой в универсам. «Мама, а крупы там нет, Мне пришлось купить конфет!»

***

Сидит Лешка за столом Ковыряется в носу, А козявка отвечает: Все равно не вылезу!

***

С горки ехала Иришка — Самой быстрою была; Ира даже свои лыжи По пути обогнала!

***

Я куличик испекла, Угостила Ваню. Он за это показал Мне жука в стакане.

***

Поленился утром Вова Причесаться гребешком, Подошла к нему корова, Причесала языком!

***

Говорит лентяйке мать: «Убери свою кровать!», А лентяйка: «Маменька, Я же еще маленька».

Искусство

Давно доказано, что без искусства развитие нормального общества просто невозможно, и люди всегда уделяли ему большое значение. Тяга к каким-то его проявлениям, наверное, заложена в нас на генетическом уровне, и кроме людей, она присуща всем высокоразвитым животным. Ну и все мы помним о наскальных картинах, которые рисовали наши еще тогда человекообразные предки.

Со временем возник такой вид искусства, как народное, которое еще называют фольклором. Отличительная особенность его состоит в том, что песни, стихи, сказки и прочее создаются коллективом сочинителей, переходят из поколения в поколение и со временем теряют упоминание о первоначальных авторах. И еще одна его особенность — в том, что передается такое искусство устно. Относятся к нему и частушки. Но что такое частушка, когда она возникла и какие есть ее виды? В этом мы и разберемся.

Частушка как лирический жанр

Становлению частушек как лирического жанра помогла традиционная песенная лирика. Они использовали уже готовую символику. Из песен в частушки пришли постоянные эпитеты, в т.ч. выразительные. Частушки используют сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, гиперболы. По композиции частушки делятся на 1 и 2 частные: первые имеют сквозное развитие темы, во вторых строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой посредине. На построение 2 частной частушки воздействовал песенный прием психологического параллелизма: «Неужели позавянет На горе зеленый сад: Неужели не воротится Любовь наша назад?» Нередки 2 частные частушки, в которых части противопоставлены по смыслу. Отмечено тяготение к формальному параллелизму — когда при сопоставлении частей не требуется устанавливать символическую или логическую связь между ними. Частушки вызвали большой интерес у писателей демократов второй половины 19 в. (Н.В.Успенского, И.А.Левитова, Ф.М.Решетникова), которые воспроизвели их в своих произведениях. В 20 в. частушки творчески использовали А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, А.Т.Твардовский и др. Процесс создания и бытования частушек раскрыт в повести С.П.Антонова «Поддубенские частушки. Из записок землеустро ителя» (1950).

История России через частушки

Содержание народного творчество определялось жизнью. Все, что происходило в стране, отражалось в частушках. В дореволюционных произведениях рисовался быт деревни. Много внимания уделялось рекрутской службе, когда молодых людей уводили «как овец».

Тема войны прослеживается благодаря русско-японскому столкновению начала двадцатого века. Народное творчество создало много произведений, которые наполнены сатирой, высмеиванием власти, ненавистью к существующему строю. В припевках 1917 года отразилось ожидание перемен.

Гражданская война привела к распространению знаменитого «Яблочка». В песнях звучали идеи о том, что людям больше не нужен царь. Революционно настроенные лица воспевали Ленина, иногда Сталина. В эти суровые годы короткая песня стала «живой газетой», которая остро реагировала на происходящие события.

Лирические произведения появились с началом Отечественной войны. Женщины теряли своих любимых и пели об этом. Послевоенное строительство также отразилось в творениях молодежи. Особая тема — освоение целины.

Одни из исследователей назвал частушки словесным кинематографом, который изображал жизнь народных масс.

Тематика

Как в любом другом жанре, тематика частушек очень разнообразна. Но все же одними из основных всегда выступали любовные темы и бытовые. А в первые годы СССР тематикой частушек часто становилась активная политическая пропаганда нового строя. Таким образом их составители выражали равнодушие к политическим течениям. Правда, со временем петь песенки с таким смысловым содержанием стало опасно.

Ну а во времена распада СССР и так называемой перестройки появились частушки, в которых использовались иностранные слова. Также изменились и сама их тематика. В наше же время этот жанр уже не пользуется такой популярностью, как раньше.

Примечания[править | править код]

  1. .
  2. .
  3. Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. — Том XCV, № 1. Диалектологические материалы, собранные В. И. Тростянским, И. С. Гришкиным и др. / Приготовил к печати и снабдил примечаниями А. А. Шахматов. — Пг., 1916. — С. 22.
  4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — М., 1987. — Т. IV. — С. 318.
  5. Частушка — статья из Большой советской энциклопедии. 
  6. Юрий Соколов. Под редакцией проф. Горкина А.П. частушки // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн (рус.). — 2006. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М. ; Л. : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.
  7. .

Частушки про пироги

Пироги-то печь

Все ушли давно,

Мне б тебя завлечь,

Да ты глядишь в окно.

***

Вы пеките пироги

И не лезьте, мама!

Встали вы не с той ноги, —

Зять твердил упрямо.

***

Приходи ко мне любимый,

Пирогами накормлю.

Даже, если очень сивый,

Все равно тебя люблю.

***

Народ масленицу любит,

Весело гуляет!

На морозе пироги

Лихо уплетает.

***

Милый ходит все кругами.

Ничего не говорит…

Накормила пирогами —

У него живот болит!

***

Гостям жарила котлеты —

Получились пироги.

Но никто не догадался,

За минуту все смели!

***

Наступили холода,

Холода суровые,

А мне тёща напекла

Пироги медовые
***

Выбрал кот одну тропинку

И на ней он встретил Нинку…

Несла Нинка пирожки, —

Коту радость и смешки…

***

Пирожки-то с пылу — с жару!

К чайнику и самовару!

Вы, друзья, скорей садитесь!

Ну, а хозяйку-то — хвалите!

Ну, а хозяйку-то хвалите!

Прямо с этого начните

Ведь потом займут вам рты

С пылу — с жару пироги!

***

Написал я ей сонеты,

Называл её «дружок»,

А она в ответ на это:

Скушай с полки пирожок!

***

Жду подружек дорогих

В гости на неделе.

Я хочу, чтоб вы моих

Пирогов поели.

 

Пироги, пироги

Пышные, вкусные.

Пироги, пироги

С мясом, с капустою.

 

С пирогами будет чай

С мятою и хмелем.

Эй, подружка, не скучай,

Наливай полнее!

 

Пироги, пироги

Пышные, вкусные.

Пироги, пироги

С мясом, с капустою.

 

Будем песни распевать,

Стоя на крылечке.

Будем «Барыню» плясать

С выходом от печки.

 

Пироги, пироги

Пышные, вкусные.

Пироги, пироги

С мясом, с капустою.

 

Мы о вкусных пирогах

Спели вам частушки.

Ах, спасибо, что пришли,

Душеньки-подружки!

 

Пироги, пироги

Пышные, вкусные.

Пироги, пироги

С мясом, с капустою.

Баба сеяла муку,

Тесто замесила.

И соседа на пирог

В гости пригласила!

***

В свою старую избу

Всех я зазываю,

Стол накрыт давным давно,

Пирог уж остывает!

***

Напекла я пирогов,

На окно поставила.

Поклевала все ворона,

Крошек не оставила

***

Я любила бабу Дусю,

Пироги когда пекла

С винегретом и морковкой,

То меня всегда звала.

***

Хороша у нас природа,

Речка рядом, лес кругом!

Угощайтесь-ка с малиной

Да и с рыбкой пирогом!

***

Пироги в обед с вареньем

Тоже очень вредны нам.

Мы теперь их с наслажденьем

Кушаем по вечерам!

***

Мой миленок занемог,

Когда мне испёк пирог,

Слопал сам, теперь страдает –

И все крошки доедает…

***

Что-то к тёще захотел,

Пироги есть славные!

Эх, вернемся мы назад,

Гости мы не званные…

***
Я к милашке приезжаю.

За столом я пью компот.

Рядом милая садится.

Пирожки кладёт мне в рот.

***

Рано милый веселился,

В рот не лезут пироги.

Ты же знал, что Василиса –

Внучка бабушки Яги!

***

Кто куда? А я всё к маме…

К тёще еду на блины…

Нас накормит пирогами…

Очень уж они вкусны.

***

С пирожками осторожней

Надо бы, миленок, быть!

Отравиться ведь возможно —

Как потом тебя лечить?

***

Нарисую пирамиду,

Нарисую я кружок…

Удивляются другие, —

Какой толстый пирожок…

***

Пропоём мы о Ветлуге,

Слушайте, внимайте!

Ешьте наши пироги,

Чаю наливайте!

***

Знать торопится милок,

Бредит о свиданье.

Испеку-ка я пирог, —

Проявлю вниманье!

***

Подгорели пироги,

Их соседи принесли.

Я немного откушу

И в соседа запущу.

***

Снова ты сварила щи,

Ими рот пополощи.

Пойду к Катьке на порог,

Пригласила на пирог.

***

Самоваром Вас встречаем,

Пироги на стол несем,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём,

 

Пирогов с разной начинкой

В выходные напечём.

Самовар поставим чаю,

И соседей соберём.

Определение слова «Частушка» по БСЭ:

Частушка — жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 в.. генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине 20 в. Ч. создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Ч. общественного содержания (чаще с сатирической окраской). в советское время их доля в общей массе Ч. значительно возрастает, тематический диапазон расширяется.Будучи откликом на события дня, Ч. обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих Ч. — хореический, рифмовка — перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой Ч. являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетия интенсивность народного творчества в жанре Ч. несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных Ч. возникла литературная Ч. (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.). многочисленные Ч. создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, Ч. появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках СССР.Изд.: Симаков В. И., Сборник деревенских частушек, Ярославль, 1913. Елеонская Е. Н., Сборник великорусских частушек, М., 1914. Частушка. Вступ. ст., подгот. текста и прим. В. С. Бахтина, М.-Л., 1966. Власова З. И. и Горелов А. А., Частушки в записях советского времени, М.-Л., 1965.Лит.: Гиппиус Е., Интонационные элементы русской частушки, в сборнике: Советский фольклор, №4-5, М.-Л., 1936. Колпакова Н., Русская народная и литературная частушка, «Звезда», 1943, №4. Лазутин С. Г., Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра, Воронеж, 1960. Власова З. И., Частушка и песня, в сборнике: Русский фольклор, т. 12, Л., 1971. Буртин Ю., О частушках,«Новый мир», 1968, № 1. Зырянов И. В., Поэтика русской частушки, Пермь, 1974.С. Г. Лазутин.

Определение

Частушки являются короткими рифмованными песнями-куплетами, которые создаются для публичного выступления. Их чаще всего не поют, а выкрикивают. Вот что такое частушки.

Понятие о подобном жанре ввел писатель Глеб Успенский. Свою популярность эти песни получили в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Люди называли их по-разному, например, припевками, тараторками либо коротушками. Существуют и другие наименования.

Для того чтобы понять, что такое частушка, следует упомянуть признаки, которые характерны для этого народного жанра музыкально-поэтического творчества:

  • короткие песни;
  • содержание лирическое, сатирическое, юмористическое;
  • тематика злободневная;
  • поэтика афористична и лаконична;
  • закругленность музыкальной формы;
  • рассчитаны на публичное выступление.

Исполнение русских частушек обычно принято дополнять элементами театрализации, а именно — пляской, живой мимикой, широкими жестами.

Сказал интеллигент

На лесосеке.

Или:

Родился в селенье Гори

Мне, тебе и всем на горе

У сапожника Васо

Трижды сукин сын Сосо.

 (Васо и Сосо — грузинские уменьшительные имена от Виссарион и Иосиф.)

А еще:

Ах огурчики мои,

Помидорчики:

Сталин Кирова пришил

В коридорчике.

     Президента Югославии Тито в последние годы жизни Сталина в СССР называли не иначе как «кровавая собака» (не желал Тито, хоть и был коммунистом, ползать перед Сталиным на брюхе!). Но вот умер Сталин, и отношения с Югославией начали налаживаться. Люди старшего поколения
не могут не
помнить:

ДорогойтоварищТито,Тытеперьнашдругибрат!КаксказалнамсамНикита,Тынивчемневиноват.

     А когда началась перестройка, заговорили о хозрасчете и… ничего не делали. Опустели магазины.

Перестройкаматьродная,Хозрасчетотецродной.Чемродителитакие,Лучшебудусиротой!

     Коммунистическое руководство провалилось, компартия была распущена. И посыпались частушки о партии:

МимонашегорайкомаЯбезшутокнехожуТоимсерпвокошкосуну,Тоиммолотпокажу.

     Некоторые интеллигентские стишки и куплеты по своей форме близки к настоящей частушке («Мимо тещиного дома я без шуток не хожу…» и «Мимо нашего райкома…»), некоторые совсем далеки от нее. Но нет сомнения, что все это
индивидуальные сочинения. Все здесь: и ритм, и рифма, и словесная
ткань — от литературы. Возможно, и авторы этих куплетов кому-то и известны. Однако в отличие от обычного литературного произведения текст все-таки
стремится к анонимности, распространяется устно подобно текстам анекдотов.

     В последние десятилетия городское безымянное творчество проникает и в деревню. А вот деревенская по своему происхождению частушка,
наоборот пришла в город.

                               6.»ПОДДЕЛЬНЫЕ»
ЧАСТУШКИ

     В начале 20 века, и
особенно в годы Советской власти, на сцене, в кино, в книгах и даже в учебниках
нередко появлялись подделки под народные частушки, сочиненные на заказ поэтами
или участниками различных хоров. Такие самодеятельные частушки не услышишь на
улице, народ их не подхватывает.

Прежде бабам жизнь какая –

Замужем век мучиться;

А теперь мои три дочки

В институтах учатся.

      «Замужем век
мучиться» — как и первую строчку, просто не спеть. Частушка песенка молодежная.
А тут героиня  — пожилая женщина (у нее три взрослые дочки!).   Не частушка это
– ни по форме, ни по содержанию. Зато автор похвалил советскую власть! Похвалил
какой-то один человек. Но можно было сказать, что это, мол, мнение самого
народа. Ведь такие стишки печатались без фамилии, в ряду настоящих частушек.

                                          
7.ЧАСТУШКА СЕЙЧАС

     В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли для певцов своего
смысла, как не потеряла смысла любовь и всё, что с ней связано. Но жизнь меняется — меняются,
переделываются и частушки. Раньше было: «Без лучины, без огня зажёг сердечко у меня», сегодня поют:  «Без бензина,
без огня…». В отличие от песни, частушка переделывается
легко. Кто-то спел:

Ох, ох, не дай Бог,В солдата влюбляться:Усы капки, как иголки,Лезет  целоваться.

А кто-то, глядя па приехавшего заводского парня, тут же добавляет:

Ох, ох, не дай Бог,С рабочими знаться:Руки в дёгте, сам в вару,
Лезет целоваться.

     Однако постоянно создаются и совсем новые
частушки, в которых старое — только мелодия, только
привычная форма и неистощимый народный юмор:

Как у наших у ребятГолова из трёх частей:Карбюратор, вентиляторИ коробка скоростей.

Или:

У милёночка в домуБыла конференция:Ему невесту выбирала
Вся интеллигенция!

Поют частушки и школьники:

Говорят, я ученица,Ученица — не позор!Ученицу крепче любят

За веселый разговор.

     Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц «На березовой
осине рукавица расцвела…»  — не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?

     Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, тоже молодежные песенки, но чем-то и
отличающиеся от частушки — напевом,
особым построением, зачинами.

     И в прежние годы, и в наши дни, когда разгорается настоящая русская пляска, самые
умелые плясуны и плясуньи, выделывая невозможные коленца, ещё и
весело выкрикивают «Сам играю, сам пляшу,
сапоги с дырам ношу!». Или «Слава те
Христу, что хорошенька расту!».

     Возникнув не без воздействия письменной, поэзии, частушка, в свою очередь, оказала влияние на литературу. А.
А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин
ввели ее в большую поэзию, по их пути
пошли А. Т. Твардовский, М. В.
Исаковский, В. С. Высоцкий, Б Ш. Окуджава
и многие другие.

Список
литературы:

Детская
энциклопедия Аванта+ (том 9, часть первая) «Русская литература: от былин и
летописей до классиков 19 века»

Словарь юного
литературоведа

Происхождение частушки

Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки,
похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты — скоморохи —
еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма
появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более
убедительной.

Частушка стала широко распространяться, когда в России начал
развиваться капитализм, складывались рыночные отношения.

Самое главное доказательство позднего происхождения частушки — ее
художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора,
например, одинаковые зачины («Я девчонка боевая…», «Я по
берегу ходила…»). Как и в песне, в частушке чувствам человека
соответствует и состояние природы — этот прием называется психологическим
параллелизмом.

Вместе с тем частушка близка и к литературе. В старинных песнях точное
соблюдение размера и определенная последовательность рифм встречаются очень
редко, частушке же они свойственны с самого начала. Частушечная четырехстрочная
форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частушка — не древний
жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного
творчества.

Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских
родственников — украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы,
краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше.

Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они имели по восемь и
более строк. Потом на короткое время возобладали шестистрочные частушки. Но
очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась
удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.

В первой половине XIX столетия на Руси появилась гармоника, как бы
специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее
устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша. Каждая песня
имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково.
Частушечных мелодий насчитывается очень немного.

Характеристика частушки

Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Частушка общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.).

Текст частушки — обычно это четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно.

Истоки частушки

Своими истоками частушки тесно связаны с устным творчеством старой деревни: короткие сатирические и плясовые песни создавались еще скоморохами (они зафиксированы в песенниках 19 в.); короткие припевки пели на свадьбах и в календарных обрядах. Сексуальная направленность «озорных частушек» продолжила традицию эротических иносказаний сказок, загадок, заговоров, связанную с магией плодородия. Ныне бытуют различные их виды. Наряду с этим частушки окрашены влиянием книжной поэзии: для них обязательна рифма, преимущественно неполная перекрестная (abcb), а также полная перекрестная (abab) и парная (aabb); тонический в своей основе стих приближен к силлабо-тоническому.

Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам, однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их персонажи —девушка и парень, а самая популярная тема —любовь. Большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет элегическое содержание

Герой частушки иногда изображается в разлуке с родными местами (рекрут, солдат, батрак, работающий «в людях»). В 20 в. их содержание расширилось, в них начали находить отражение исторические и общественные процессы. Частушки на общественно-политические темы часто приобретают сатирическую направленность. В устное бытование не вошли многочисленные фальсификаты: публиковавшиеся с пропагандистскими целями плакат ногимнические подражания и самодеятельные «агитки» на злобу дня. Частушки связаны со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями.

Характер исполнения

Смешные частушки и прочие припевки имеют особую манеру исполнения. В большинстве случаев они поются громко и напряженно

Звучали они часто на улице, поэтому важно, чтобы вокал был средним либо высоким

Однако сами слова произносятся нечетко, они как бы зашифровываются. Связано это с тем, что большинство присутствующих знают содержание произведения, и им нет необходимости вслушиваться. Гораздо важнее создать настроение для публики. Это касается смешных частушек.

По-другому исполняются страдания, то есть лирические произведения. Для них требуется мягкая, скромная и доверительная система исполнения.

Часто плясовые припевки поют визгливым женским голосом в максимально высоком регистре.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий