Творчество и биография корнея чуковского

Чуковский Николай Корнеевич (1904-1965)

Первенец писателя и его тёзка по рождению. Он родился 20 мая 1904 года в Одессе, а его детские и юношеские годы прошли в Санкт-Петербурге и в финском городе Куоккале. Литературным творчеством Николай занялся при поддержке отца, в его окружении он познакомился с такими знаменитыми литераторами, как Александр Блок, Максим Горький, Николай Заболоцкий, Осип Мандельштам, Вениамин Каверин, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, и другими. Образование получал в Тенишевском училище, затем в 1921 году поступил в Петроградский университет на историко-филологический (общественно-педагогический) факультет, а в 1924-м – в Ленинградский институт истории искусств, где до 1930 года обучался на Высших государственных курсах искусствоведения. Был участником литературных объединений «Звучащая раковина» под руководством Николая Гумилёва и «Серапионовы братья», где он и ещё несколько молодых писателей получили прозвище «младшие братья».

Маленький штрих к портрету Николая Чуковского: однажды он рассказал своему другу Михаилу Зощенко реальную приключившуюся с ним историю о посещении театра с некой барышней, которая в буфете «цоп пирожное – и жрёт»; Зощенко впоследствии издал эту историю как свой авторский рассказ «Аристократка».

Николай Чуковский писал стихи, в 1928 году издал сборник «Сквозь дикий рай», а также романы («Капитан Джеймс Кук», 1927; «Один среди людоедов», 1930; «Юность», 1930; «Варя», 1933 и др.). Иногда он подписывался как Николай Радищев (псевдоним). Позднее много времени стал уделять поэтическим переводам произведений Р.Л.Стивенсона, Э.Сетон-Томпсона, Марка Твена, Юлиана Тувима и других. Например, один из наиболее известных переводов романа Стивенсона «Остров сокровищ» сделан именно Н.Чуковским.

В 1939 году началась военная деятельность молодого Чуковского: по призыву он отправился воевать на советско-финскую войну. Во время Великой Отечественной войны Чуковский работал в газете «Красный Балтийский флот» – был штатным военным корреспондентом, часто рисковал жизнью. Когда началась блокада Ленинграда, Николай остался в городе и был участником обороны. Однажды чудом избежал смерти: задержался вечером в гостях у друга и опоздал на развод мостов, а утром придя домой, увидел руины – дом разбомбили.

В октябре 1943 года Николай получил звание старшего лейтенанта, стал инструктором в Главном политуправлении военно-морского флота СССР, а также в Управлении военно-морского издательства. За заслуги в годы Великой отечественной войне он был награждён медалью «За победу над Германией». В 1946 году демобилизовался из армии.

После войны Николай Чуковский писал повести («Морской охотник», 1945, для младших школьников), романы («Балтийское небо», 1946-1954), рассказы («Девочка Жизнь», 1965), мемуары («Литературные воспоминания», 1989). В 1960-е годы входил в правления Союзов писателей СССР, РСФСР, издательства «Советский писатель», возглавлял секцию переводчиков.

Умер Николай Чуковский, прожив всего 61 год, очень неожиданно – уснул и не проснулся. Это произошло 4 ноября 1965 года, за 4 года до смерти его знаменитого отца. Похоронили писателя на Новодевичьем кладбище в Москве (участок №6).

Личная жизнь Николая Чуковского сложилась благополучно: он был женат на Марине Николаевне Чуковской (девичья фамилия Рейнке, 1905-1993), которая была переводчицей и помогала мужу в работе. В браке родилось трое детей: Наталья (Тата) Чуковская (р.1925), по мужу – Костюкова, врач-микробиолог, профессор, доктор медицинских наук; Николай (р.1933), в детстве получил прозвище Гулька, окончил МВТУ имени Баумана, инженер-связист; Дмитрий (р.1943) – телережиссёр, в частности, снял фильм, посвящённый 100-летию со дня рождения своего знаменитого деда «Огневой вы человек!» по сценарию двоюродной сестры Елены Чуковской; Дмитрий – муж теннисистки и телеведущей Анны Дмитриевой.

Коварный Фичас

Детский писатель и поэт Корней Чуковский родился в 1882 году в Санкт-Петербурге, но уже в возрасте нескольких лет он оказался в Одессе. Казалось бы, ребенок должен быть этому только рад. Но все, однако, было не так просто.

Вот одна лишь из сценок «счастливого детства», описанная Корнеем Ивановичем в повести «Серебряный герб»: «Я беру зеленое ведро и быстро выбегаю на улицу.

Кран – в доме Петрококино, на далеких задворках, где тоже волы, биндюги и биндюжники… Через минуту я уже с полным ведром снова шагаю по Рыбной.

Возле дома Вагнера я останавливаюсь отдышаться, ставлю ведро на панель, хоть и знаю, что мне угрожает опасность, потому что дом Вагнера – особенный дом. В нем живут мои враги. Я никогда не решился бы пойти в этот дом, так как твердо уверен, что там выкололи бы мне глаза, вырвали бы язык, отрубили бы уши.

Дом набит озорными мальчишками…

Я перехожу на другую сторону… Я бегу что есть силы. Но вода выплескивается из ведра, и нужно замедлить шаг. В руке у Фичаса кизяк – круглый, черный, засохший воловий навоз.

– Опа-па! – кричит Фичас, как краснокожий индеец, и скачет через улицу ко мне.

Я отбегаю к воротам казармы. Из ведра выплескивается еще больше воды. Я ставлю ведро у стены, Фичас снова кричит «опа-па» и с разбегу ударяет меня головою в живот. Я отлетаю к стене и с отчаянием вижу, как он дважды плюет в ведро и швыряет туда весь свой кизяк. Слюна у него белая, как лошадиная пена».

За других детей было кому заступиться. Но не за Колю Корнейчукова (именно так его назвали при рождении, Корней Иванович Чуковский – литературный псевдоним, который сделался официальным именем). Его мать, крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова была прислугой в доме его отца, почетного гражданина Одессы Эммануила Соломоновича Левенсона. Они полюбили друг друга, но брак между иудеем и христианкой был в России запрещен.

Совместное счастье, однако же, длилось недолго. Уставший от такого полулегального положения, Эммануил Соломонович официально женился на враче Кларе Исааковне Рабинович, после чего молодые переехали в Баку, где глава семейства занялся издательским бизнесом.


Коля Корнейчуков. 1897 г. Фото с сайта chto-chitat-detyam.ru

Несколько лет Коля ходил в одесскую гимназию, однако же потом его отчислили, в соответствии с так называемым «циркуляром о кухаркиных детях».

Этот циркуляр был принят в 1887 году и предписывал освобождать гимназии и прогимгназии от «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

Коля Корнейчуков ни в коей мере не считался «одаренным гениальными способностями». По большому счету он был двоечником, и не исключено, что если бы не циркуляр, его отчислили бы просто за неуспеваемость.

Таким образом, у мальчика не было ни средств к более или менее сносному существованию, ни физических сил постоять за себя, ни нормального, полноценного занятия, ни отца, ни даже отчества, незаконнорожденным, опять же, в соответствии с законом, отчество не полагалось.

Отчество «Иванович» было придумано уже потом, вместе с фамилией и именем.

Зато у Коли были книги, которыми мальчик зачитывался до одури. Все свободное от заработков время (носил подписчикам газеты, расклеивал афиши и так далее) он посвящал литературе. И не только как читатель, но и как начинающий популяризатор.

На одесском пляже сформировался своего рода клуб, в который входила местная детвора. Неформальным лидером этого клуба стал именно Корнейчуков.

Дети либо сидели в «каламашках» – больших коробках для мусора, либо уходили в море на весельной лодке, и Корней Иванович пересказывал прочитанное.

Очень увлеченно пересказывал. Дети его любили. Но перед Фичасом и ему подобными были, к сожалению, бессильны.

Литература

В 1917 г. Корней Чуковский стал руководителем детского отдела издательства «Парус». В его биографии появился новый творческий проект – альманах «Жар-птица».

Ему удавалось с легкостью писать интересные рассказы для детей, которыми зачитывались даже взрослые. На тот момент он написал знаменитых «Цыпленка» и «Доктора».


Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков, проводы на фронт, 1914 г.

В это время его больной сын Николай мучился от частых приступов болезни. Чтобы облегчить ему страдания, Чуковский на ходу придумывал для него разные сказки. Ребенок с таким интересом слушал истории отца, что забывал о своей болезни и не издавал ни единого стона.

Именно таким образом родилось знаменитое произведение «Крокодил», изданное накануне Октябрьской революции 1917 г.

После прихода к власти большевиков, Корней Чуковский сотрудничал с разными издательствами и посетил немало городов, выступая с лекциями.

В 20-х и 30-х годах литератор написал множество сказок, которые приобрели огромную популярность в обществе. К их числу относятся «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Айболит» и многие другие.

Интересен факт, что перед тем, как отправлять в печать свои произведения, Корней тщательно проверял качество оформления той или иной книги

Особое внимание он уделял иллюстрациям к сказкам или детским стихам

Казалось, что биография писателя Чуковского складывается вполне успешно. Это продолжалось до того момента, пока его труды не подверглись жесткой критике со стороны Надежды Крупской.

Вдова Владимира Ленина в жесткой форме раскритиковала произведения Чуковского, назвав их «буржуазной мутью». Кроме этого она обвиняла писателя в том, что он якобы навязывал детям ложные идеалы, идущие вразрез с линией партии.

После этого советские цензоры начали видеть практически с каждой сказке или стихе поэта «скрытый смысл». Например, в главном персонаже «Тараканища» они увидели карикатурный образ Сталина.

Серьезное давление со стороны власти лишало Чуковского каких-либо сил. Порою он сам начинал верить в то, что его творчество никому не интересно. В 1929 г. он публично отрекся от своих старых работ, пообещав работать в другом жанре.


Александр Блок и Корней Чуковский

В разгар Великой Отечественной войны (1941-1945) из-под пера Корнея Чуковского вышли сказки «Приключения Бибигона» и «Одолеем Бармалея». Первую из них раскритиковал лично Сталин, а вторую цензоры назвали «идеологически вредным произведением».

В связи с этим писатель переживал не самые лучшие годы в своей биографии и был вынужден вернуться к публицистике.

В 1962 г. Чуковский издал книгу «Живой как жизнь», состоящую из 7 глав и небольшого «словарика». В ней он описывал «болезни», которым подвергся русский язык. Затем он издал полное собрание сочинений Николая Некрасова, творчеством которого серьезно интересовался.


Корней Чуковский

В этот период биографии Корней Чуковский прочел книгу Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», став позже ее первым цензором.

Вместе с Твардовским ему удалось убедить Никиту Хрущева опубликовать это произведение. Стоит отметить, что когда на Солженицына началась травля со стороны властей (см. интересные факты о Солженицыне), Корней Иванович прятал его на своей даче в Переделкино.

В 1964 г. Чуковский вместе с Маршаком (см. интересные факты о Маршаке) не побоялся выступить в защиту поэта Иосифа Бродского, который испытывал гонения, как со стороны властей, так и от коллег по цеху.

Еще при жизни Корнея Чуковского по его произведениям были сняты десятки мультфильмов, которые не теряют своей популярности и сегодня.

Биография[править]


Чуковский и Пастернак на первом съезде Союза писателей в 1934 г.

Родился 31 марта, (дата 1 апреля появилась в связи с ошибкой при переходе на новый стиль — прибавлено 13 дней, а не 12 как и должно для 19-го века) 1882 года в Санкт-Петербурге. Писатель долгие годы страдал от того, что был «незаконнорожденным». Отцом являлся Эммануил Соломонович Левенсон, в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского. Отец оставил их, и его мать — полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова — переехала в Одессу. Там он был отдан в гимназию, но в пятом классе его отчислили из-за низкого происхождения. С 1901 года Чуковский начинает писать статьи в «Одесских новостях», в литературу Чуковского ввёл известный политический деятель, тогда журналист Владимир Жаботинский. Затем в он был отправлен корреспондентом в Лондон, где основательно ознакомился с английской литературой. Вернувшись в Россию во время революции 1905 года, Чуковский был захвачен революционными событиями, посетил броненосец «Потёмкин», начал издавать в Петербурге сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». К счастью Корнея Ивановича, его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания.

В 1906 году Корней Иванович приезжает в карельское местечко Куоккала, где сводит близкое знакомство с художником Репиным и писателем Короленко. Здесь он прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) — название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.

В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена, книга оказалось популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде.

Примерно с этого времени у Корнея Ивановича начинается увлечение детской словесностью. В Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил». В 1917 году выходит книга Паттерсона «С еврейским отрядом в Галлиполи» (о еврейском легионе в составе британской армии) под редакцией и с предисловием Чуковского.

Шарж на К. Чуковского в исполнении В. Маяковского

С 1917 года Чуковский засел за многолетний труд о Некрасове, его любимом поэте. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями.

В жизни Чуковского было ещё одно увлечение — психика детей и то, как они овладевают речью. В выходят его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище», они издаются до сих пор, так что можно сказать, что уже в этих сказках Чуковский успешно использовал знание детского восприятия мира и родной речи. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» в .

«Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме „Мойдодыров“ и „Мух-Цокотух“, вообще ничего не писал.»

Детские стихи Чуковского подверглись в сталинскую эпоху жестокой травле(не подтверждено), хотя известно, что сам вождь неоднократно цитировал стихотворение «Тараканище», которое иногда воспринималось как памфлет против Сталина. Инициатором травли стала Н. К. Крупская, неадекватная критика исходила и от Агнии Барто. В среде редакторов возник даже такой термин — «чуковщина». Публиковаться сказки стали только с началом хрущёвской оттепели.

Умер Корней Иванович в 1969 году от вирусного гепатита. На даче в Переделкино, где он прожил большую часть жизни, ныне действует музей.

Последние годы

В последние годы Чуковский — всенародный любимец, лауреат ряда государственных премий и кавалер орденов, вместе с тем поддерживал контакты с диссидентами (Александр Солженицын, Литвиновы, видным правозащитником была также его дочь Лидия). На даче в Переделкине, где он постоянно жил последние годы, он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых лётчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского.

В 1966 году подписал письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.
Умер Корней Иванович 28 октября 1969 года от вирусного гепатита. На даче в Переделкине, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.

Из воспоминаний Ю. Г. Оксмана:
«Лидия Корнеевна Чуковская заранее передала в Правление московского отделения Союза писателей список тех, кого её отец просил не приглашать на похороны. Вероятно, поэтому не видно Аркадия Васильева и других черносотенцев от литературы. Прощаться пришло очень мало москвичей: в газетах не было ни строки о предстоящей панихиде. Людей мало, но, как на похоронах Эренбурга, Паустовского, милиции — тьма. Кроме мундирных, множество «мальчиков» в штатском, с угрюмыми, презрительными физиономиями. Мальчики начали с того, что оцепили кресла в зале, не дают никому задержаться, присесть. Пришёл тяжело больной Шостакович. В вестибюле ему не позволили снять пальто. В зале запретили садиться в кресло. Дошло до скандала.

Гражданская панихида. Заикающийся С. Михалков произносит выспренние слова, которые никак не вяжутся с его равнодушной, какой-то даже наплевательской интонацией: «От Союза писателей СССР…», «От Союза писателей РСФСР…», «От издательства „Детская литература“…», «От Министерства просвещения и Академии педагогических наук…» Всё это произносится с глупой значительностью, с какой, вероятно, швейцары прошлого века во время разъезда гостей вызывали карету графа такого-то и князя такого-то. Да кого же мы хороним, наконец? Чиновного бонзу или жизнерадостного и насмешливого умницу Корнея? Отбарабанила свой «урок» А. Барто. Кассиль исполнил сложный словесный пируэт для того, чтобы слушатели поняли, насколько он лично был близок покойному. И только Л. Пантелеев, прервав блокаду официозности, неумело и горестно сказал несколько слов о гражданском лике Чуковского. Родственники Корнея Ивановича просили выступить Л. Кабо, но когда в переполненном помещении она присела к столу, чтобы набросать текст своего выступления, к ней подошёл генерал КГБ Ильин (в миру — секретарь по оргвопросам Московской писательской организации) и корректно, но твёрдо заявил ей, что выступать ей не позволит.»

Похоронен на кладбище в Переделкине.

Первая русская революция

В Одессу Чуковский приехал незадолго до начала революции 1905 года. Настроение боевого подъема, царствовавшее в те годы в России, захватило юношу: он посещает восставший броненосец «Потемкин», издает полный едкой критики антиправительственный журнал «Сигнал», в котором публиковалось немало видных писателей того времени: Куприн, Федор Сологуб, Тэффи. Уже после четвертого выпуска «Сигнала» Чуковского обвинили в оскорблении монарха и арестовали, однако благодаря защите знаменитого адвоката Грузенберга молодого издателя оправдали. В тюрьме Корней Иванович взялся за перевод стихов Уолта Уитмена — результат этой работы будет опубликован в 1907 году.

Чуковский и Библия для детей

В 1960-е годы К. Чуковский задумал пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлёк писателей и литераторов и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным в связи с антирелигиозной позицией советской власти. В частности, от Чуковского потребовали, чтобы слова «Бог» и «евреи» не упоминались в книге; силами литераторов для Бога был придуман псевдоним «Волшебник Яхве». Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 году. Однако весь тираж был уничтожен властями. Обстоятельства запрета издания позже описывал Валентин Берестов, один из авторов книги: «Был самый разгар великой культурной революции в Китае. Хунвейбины, заметив публикацию, громогласно потребовали размозжить голову старому ревизионисту Чуковскому, засоряющему сознание советских детей религиозными бреднями. Запад откликнулся заголовком „Новое открытие хунвейбинов“, а наши инстанции отреагировали привычным образом». Книга была опубликована в 1990 году.

Журналистская деятельность до Октябрьской революции

С 1901 года Чуковский начал писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл его близкий гимназический друг, журналист В. Е. Жаботинский. Жаботинский также был поручителем жениха на свадьбе Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд.

Затем в 1903 году Чуковский, как единственный корреспондент газеты, знающий английский язык (которому обучился самостоятельно по «Самоучителю английского языка» Олендорфа), и соблазнившись высоким по тем временам окладом — издатель обещал 100 рублей ежемесячно — отправился корреспондентом «Одесских новостей» в Лондон, куда выехал с молодой женой. Кроме «Одесских новостей» английские статьи Чуковского публиковались в «Южном обозрении» и в некоторых киевских газетах. Но гонорары из России поступали нерегулярно, а затем и вовсе прекратились. Беременную жену пришлось отправить обратно в Одессу. Чуковский подрабатывал перепиской каталогов в Британском музее. Зато в Лондоне Чуковский основательно ознакомился с английской литературой — прочитал в оригинале Диккенса, Теккерея.

Вернувшись в Одессу в конце 1904 года, Чуковский поселился с семьёй на улице Базарной № 2 и окунулся в события революции 1905 года. Чуковский оказался захвачен революцией. Он дважды посетил восставший броненосец «Потёмкин», кроме прочего приняв письма к близким у восставших моряков.

В Петербурге начал издавать сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». Его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания. Чуковский находился под арестом 9 дней.


Чуковский (сидит слева) в студии Ильи Репина, Куоккала, ноябрь 1910 года. Репин читает сообщение о смерти Толстого. На стене виден неоконченный портрет Чуковского. Фотография Карла Буллы.

В 1906 году Корней Иванович приехал в финское местечко Куоккала (ныне Репино, Курортный район Санкт-Петербурга), где свёл близкое знакомство с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко. Именно Чуковский убедил Репина серьёзно отнестись к своему писательству и подготовить книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В Куоккале Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) — название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.

В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский стал влиятельным критиком, насмешливо отзываясь о модных в то время произведениях массовой литературы и популярной беллетристики: книгах Лидии Чарской и Анастасии Вербицкой, «Пинкертоновщине» и других, остроумно защищал футуристов — как в статьях, так и в публичных лекциях — от нападок традиционной критики (познакомился в Куоккале с Маяковским и в дальнейшем с ним приятельствовал), хотя сами футуристы далеко не всегда были ему за это благодарны; вырабатывал собственную узнаваемую манеру (реконструкция психологического облика писателя на основании многочисленных цитат из него).

Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков, проводы на фронт. Случайная фотография Карла Буллы. 1914 год

В 1916 году Чуковский с делегацией Государственной думы вновь посетил Англию. В 1917 году вышла книга Паттерсона «С еврейским отрядом в Галлиполи» (о еврейском легионе в составе британской армии) под редакцией и с предисловием Чуковского.

После революции Чуковский продолжал заниматься критикой, издав две наиболее знаменитые свои книги о творчестве современников — «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский». Обстоятельства советского времени оказались неблагодарны для критической деятельности, и Чуковскому пришлось этот свой талант «зарыть в землю», о чём он впоследствии сожалел.

Начало творческой деятельности

Биография Корнея Чуковского отображает его творческий поиск. Молодой человек был увлечен идеями революции 1905 г. Арестом обернулась попытка реализации сатирического журнала «Гудок» и профессиональная деятельность в жанре политической сатиры. Высмеивание института самодержавия было поставлено ему в вину. Поэт не был лишен свободы лишь благодаря умению адвоката. Далее биография Корнея Чуковского характеризуется финским периодом творчества (работа в городе Чукоккала). Во время революционных потрясений в соседней северной стране он встречается с представителями русской культурной элиты: Маяковским, Короленко, Репиным.

Список произведений

Сказки

  • Собачье царство (1912)
  • Крокодил ()
  • Тараканище (1921)
  • Мойдодыр ()
  • Чудо-дерево (1924)
  • Муха-цокотуха ()
  • Бармалей ()
  • Путаница (1926)
  • Федорино горе (1926)
  • Телефон ()
  • Краденое солнце ()
  • Айболит ()
  • Айболит и воробей
  • Топтыгин и Лиса (1934)
  • Одолеем Бармалея! (1942)
  • Приключения Бибигона (1945—1946)
  • Топтыгин и Луна
  • Цыплёнок
  • Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»
  • Приключения белой мышки
  • Так и не так

Стихи для детей

  • Обжора
  • Слониха читает
  • Закаляка
  • Поросёнок
  • Ёжики смеются
  • Бутерброд
  • Федотка
  • Черепаха
  • Свинки
  • Огород
  • Песня о бедных сапожках
  • Верблюдица
  • Головастики
  • Бебека
  • Радость
  • Пра-пра-правнукам
  • Ёлка
  • Муха в бане

Пересказы известных сказок

  • Джек — покоритель великанов (из английского фольклора)
  • Храбрый Персей (по мотивам греческих мифов)
  • Доктор Айболит (по Хью Лофтингу)

Воспоминания

«Современники». ЖЗЛ,

Чукоккала: Рукописный альманах Корнея Чуковского / Предисл. И. Андроникова; Коммент. К. Чуковского; Сост., подгот. текста, примеч. Е. Чуковской. — М.: Русский путь, 2006. — 584 с. — ISBN 5-85887-254-9.

Дневник (1901—1929) / Подготовка текста и комментарии Е. Ц. Чуковской. Вступительная статья В. А. Каверина. — М.: Советский писатель, 1991. — 544 с. — ISBN 5-265-01523-X.

Дневник (1930—1969) / Составление, подготовка текста, комментарии Е. Ц. Чуковской. — М.: Современный писатель, 1995. — 558 с. — ISBN 5-265-02547-2.

  • Современники
  • Воспоминания о Репине
  • Юрий Тынянов
  • Борис Житков
  • Ираклий Андроников

Статьи

  • История моего «Айболита»
  • Как была написана «Муха-Цокотуха»
  • Признания старого сказочника
  • Страничка Чукоккалы
  • О Шерлоке Холмсе
  • Вербицкая (она же позднее — Нате Пинкертон)
  • Лидия Чарская

Издания сочинений

  • Чуковский К. И. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Художественная литература, 1965—1969.
  • Чуковский К. И. Сочинения в двух томах. — М.: Правда — Огонёк, 1990. / составление и общая редакция Е. Ц. Чуковской
  • Чуковский К. И. Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Терра — Книжный Клуб, 2008.
  • Чуковский К. И. Собрание сочинений в 15 томах. — М.: Терра — Книжный Клуб, 2001—2009 (электронная версия — 2013).
  • Чуковский К. И. Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского / Предисл. И. Андроникова; Коммент. К. Чуковского; Сост., подгот. текста, примеч. Е. Чуковской. — 2-е изд. испр. — М.: Русский путь, 2006. — 584 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-85887-280-1.

Экранизации произведений

  •  — м/ф «Мойдодыр» — не сохранился
  •  — м/ф «Тараканище»
  •  — «Доктор Айболит» (реж. Владимир Немоляев)
  •  — м/ф «Мойдодыр» (реж. Иван Иванов-Вано)
  • 1939 — м/ф «Лимпопо» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)
  •  — м/ф «Бармалей» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)
  •  — м/ф «Краденое солнце» (реж. Иван Иванов-Вано)
  •  — м/ф «Телефон» (реж. Михаил Цехановский) — изображён художником в качестве автора
  •  — м/ф «Павлиний хвост» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)
  •  — м/ф «Мойдодыр» (реж. Иван Иванов-Вано)
  •  — м/ф «Муха-Цокотуха» (реж. Борис Дёжкин и Владимир Сутеев)
  •  — м/ф «Тараканище» (реж. Владимир Полковников) — изображён художником в качестве автора, роль писателя озвучил Юрий Филимонов
  •  — «Айболит-66» (реж. Ролан Быков)
  •  — м/ф «Айболит и Бармалей» (реж. Наталия Червинская)
  •  — м/ф «Федорино горе» (реж. Наталия Червинская)
  • 1974— м/ф «Путаница» («Весёлая карусель» № 6)
  •  — м/ф «Муха-Цокотуха» (реж. Борис Степанцев)
  •  — м/ф «Краденое солнце» (реж. Натан Лернер)
  •  — м/ф «Бибигон»
  •  — м/ф «Путаница»
  •  — м/ф «От двух до пяти»
  •  — м/ф «Ваня и крокодил» (реж. Наталья Дабижа
  • 1984 — «На миг оглянуться…» (реж. Вячеслав Колегаев)
  •  — м/ф «Доктор Айболит» (реж. Давид Черкасский)
  • 1985 — м/ф «Чудо-дерево» («Весёлая карусель» № 16)
  • 1985 — к/м «Телефон» (реж. Игорь Минаев) — Лембит Ульфсак в роли Чуковского

Биография Корнея Чуковского о главном 3, 2 класс

Корнейчуков Николай — это настоящее имя, данное при рождении, великому русскому детскому писателю, критику и литературоведу, Корней Ивановичу Чуковскому.

Родился он в 1882 году 31 марта в Питере, городе на Неве, но свое детство провел в городе на юге Украины — Одессе. По причине своего «низкого» происхождения, мать Корнея была крестьянкой из Полтавы и работала прислугой в доме отца, писателю так и не удалось закончить гимназию в Одессе, он был отчислен с пятого класса по специальному указу. Эта несправедливость, душевные страдания и то, что он являлся незаконнорожденным ребенком, оставила глубокую рану в сердце мальчика.

Вначале Корней Иванович работал рядовым журналистом в «Одесских новостях».

 Собственными силами усвоил английский язык, стал работать в Лондоне и параллельно изучать творчество английских авторов в оригиналах. В столице Британии он жил и трудился несколько лет. Вернулся на родину уже в сопровождении жены Марии Гольдфельд, во время революции.

Начиная с 1906г. работал со известными в то время журналами и издательствами, такими как «Весы», «Нива», газета «Речь», в которых выходили в печать его очерки, статьи о писателях и различных деятелях культуры. 

Но самым весомым в творчестве Чуковского становится создание произведений для самых маленьких читателей. В 1916г. было издано его первое собрание сочинений для детей — «Елка». Немного позднее рождаются сказки в стихах: «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», «Муха-Цокотха», «Чудо-дерево». С этого момента Чуковский стал любимым детским писателем и предметом травли со стороны критиков. В защиту писателя выступает Горький, но травля продолжалась, что привело к отречению Чуковским от своих произведений для детей младшего школьного возраста.

С 1922 года творчество и силы Чуковского будут направлены на сохранение и издание достояния работ Некрасова. Труд «Мастерство Некрасова» был отмечен Ленинской премией. Биография и творчество Шевченко, Чехова также не оставляли равнодушным К.Чуковского.

В период с 1924 по 1925 года писатель трудится в литературном журнале «Русский современник», здесь из под его пера вышли книги об Александре Блоке, М.Горьком.

В своем сочинении «От двух до пяти» писатель высказывал свое видение относительно того, как обучать детей основам и особенностям русского языка.

В 30-х годах Чуковский усиленно работает над переводами и пишет мемуары. Перевел он Марка Твена, великого американского писателя О. Генри, Редьярда Киплинга, Уильяма Шекспира и многих других иностранных поэтов и драматургов.

В 60-х Корней Иванович задумал пересказать текст Библии на понятном для детей языке. Проект оказался трудоемким. Книга «Вавилонская башня и другие древние легенды» в 1968г. увидела свет, только все ее издание было изничтожено. Лишь в 1990г. у читателей появилась уникальная возможность ознакомится с трудом писателя.

Скончался Корней Иванович от заболевания печени, в Москве, в октябре 1969 года.

для детей 1, 2, 3, 4 класса

Интересные факты и даты из жизни

Детские и юношеские годы

Корней Чуковский – это псевдоним поэта, его настоящее имя – Корнейчуков Николай Васильевич. Родился он в Санкт-Петербурге 19 марта 1882 года. Его мать, полтавская крестьянка Корнейчукова Екатерина Осиповна, работала прислугой в семье богатого врача Левенсона, приехавшего в Санкт-Петербург из Одессы.

Горничная Катерина три года жила в незаконном браке с хозяйским сыном студентом Эммануилом Соломоновичем, родила от него двоих детей – старшую дочь Марусю и мальчика Николая.

Однако отношениям своего сына с крестьянкой воспротивился отец Эммануила. Левенсоны были владельцами нескольких типографий в разных городах, и такой неравный брак никогда не мог стать законным. Вскоре после того, как родился будущий поэт, Эммануил Соломонович оставил Екатерину и сочетался браком с женщиной своего круга.

Мама Корнея Чуковского с двумя малыми детьми была вынуждена уехать в Одессу. Здесь на Новорыбной улице они поселились в небольшом флигеле. Всё детство маленького Николая прошло в Николаеве и Одессе. Как вспоминает поэт о своих ранних годах: «Мать воспитывала нас демократически – нуждою». Много лет Екатерина Осиповна хранила и часто рассматривала фотографию бородатого мужчины в очках и приговаривала при этом детям: «Не сердитесь на своего папку, он хороший человек». Эммануил Соломонович иногда помогал Катерине деньгами.

Однако маленький Коля очень стеснялся своей незаконнорожденности и страдал от этого. Ему казалось, что он самый нецельный человечек на земле, что он один-единственный на планете, рождённый вне закона. Когда другие дети рассказывали про своих отцов, бабушек и дедушек, Коля краснел, начинал что-то придумывать, лгать и путаться, и тогда ему казалось, что за спиной все шепчутся о его незаконном происхождении. Он так и не смог простить отца за своё нерадостное детство, бедность и клеймо «безотцовщины».

Маму свою Корней Иванович очень любил и всегда вспоминал о ней с теплотой и нежностью. С раннего утра до позднего вечера она стирала и гладила другим людям, чтобы заработать денег и прокормить детей, при этом умудрялась успевать вести дом и вкусно готовить еду. В их комнатке во флигеле всегда было уютно и чисто, даже нарядно, потому что стояло много цветов и повсюду висели расшитые узорами занавески и полотенца. Всё всегда сверкало, мама была необыкновенной чистюлей и в их маленькое жилище вкладывала свою широкую украинскую душу. Она была неграмотной крестьянкой, но приложила все усилия, чтобы её дети получили образование.

В пятилетнем возрасте мать отдала Колю в детский сад мадам Бехтеевой. Он хорошо запомнил, как там рисовали картинки и маршировали под музыку. Потом мальчик пошёл учиться во вторую одесскую гимназию, но после пятого класса его отчислили из-за низкого происхождения. Тогда он занялся самообразованием, изучал английский язык и очень много читал книг. Литература вторглась с его жизнь и полностью завладела мальчишеским сердцем. Каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал запоем без разбора.

У Николая было очень много друзей, с которыми он бегал на рыбалку или запускал воздушного змея, лазил по чердакам или, спрятавшись в больших мусорных ящиках, мечтал о путешествиях в дальние страны. Он пересказывал мальчишкам прочитанные книги Жюля Верна и романы Эмара.

Чтобы помочь матери, Николай пошёл работать: чинил рыбацкие сети, расклеивал театральные афиши, красил заборы. Однако чем старше он становился, тем менее нравилась ему мещанская Одесса, он мечтал уехать отсюда в Австралию, для чего и учил иностранный язык.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий