Как читать давида самойлова

Пестель, поэт и Анна

Там Анна пела с самого утра

И что-то шила или вышивала.

И песня, долетая со двора,

Ему невольно сердце волновала.

А Пестель думал: «Ах, как он рассеян!

Как на иголках! Мог бы хоть присесть!

Но, впрочем, что-то есть в нем, что-то есть.

И молод. И не станет фарисеем».

Он думал: «И, конечно, расцветет

Его талант, при должном направленье,

Когда себе Россия обретет

Свободу и достойное правленье».

— Позвольте мне чубук, я закурю.

— Пожалуйте огня.

— Благодарю.

А Пушкин думал: «Он весьма умен

И крепок духом. Видно, метит в Бруты.

Но времена для брутов слишком круты.

И не из брутов ли Наполеон?»

Шел разговор о равенстве сословий.

— Как всех равнять? Народы так бедны, —

Заметил Пушкин, — что и в наши дни

Для равенства достойных нет сословий.

И потому дворянства назначенье —

Хранить народа честь и просвещенье.

— О, да, — ответил Пестель, — если трон

Находится в стране в руках деспота,

Тогда дворянства первая забота

Сменить основы власти и закон.

— Увы, — ответил Пушкин, — тех основ

Не пожалеет разве Пугачев…

— Мужицкий бунт бессмыслен… —

                           За окном

Не умолкая распевала Анна.

И пахнул двор соседа-молдавана

Бараньей шкурой, хлевом и вином.

День наполнялся нежной синевой,

Как ведра из бездонного колодца.

И голос был высок: вот-вот сорвется.

А Пушкин думал: «Анна! Боже мой!»

— Но, не борясь, мы потакаем злу, —

Заметил Пестель, — бережем тиранство.

— Ах, русское тиранство-дилетантство,

Я бы учил тиранов ремеслу, —

Ответил Пушкин.

          «Что за резвый ум, —

Подумал Пестель, — столько наблюдений

И мало основательных идей».

— Но тупость рабства сокрушает гений!

— На гения отыщется злодей, —

Ответил Пушкин.

          Впрочем, разговор

Был славный. Говорили о Ликурге,

И о Солоне, и о Петербурге,

И что Россия рвется на простор.

Об Азии, Кавказе и о Данте,

И о движенье князя Ипсиланти.

Заговорили о любви.

                 — Она, —

Заметил Пушкин, — с вашей точки зренья

Полезна лишь для граждан умноженья

И, значит, тоже в рамки введена. —

Тут Пестель улыбнулся.

                 — Я душой

Матерьялист, но протестует разум. —

С улыбкой он казался светлоглазым.

И Пушкин вдруг подумал: «В этом соль!»

Они простились. Пестель уходил

По улице разъезженной и грязной,

И Александр, разнеженный и праздный,

Рассеянно в окно за ним следил.

Шел русский Брут. Глядел вослед ему

Российский гений с грустью без причины.

Деревья, как зеленые кувшины,

Хранили утра хлад и синеву.

Он эту фразу записал в дневник —

О разуме и сердце. Лоб наморщив,

Сказал себе: «Он тоже заговорщик.

И некуда податься, кроме них».

В соседний двор вползла каруца цугом,

Залаял пес. На воздухе упругом

Качались ветки, полные листвой.

Стоял апрель. И жизнь была желанна.

Он вновь услышал — распевает Анна.

И задохнулся:

«Анна! Боже мой!»

Об этом стихотворении можно рассуждать долго, но лучше – перечитать и помолчать. Это конек зрелого Самойлова – сюжет с обожаемым и непрямолинейно понимаемым Пушкиным. И эпикурейская философия творчества – пушкинская и самойловская. Какая легкость диалога – хоть десять восклицательных знаков ставь. Лукавство. И преклонение перед Пушкиным.

Интересные факты из биографии поэта

  • Начал писать стихи рано, но в себя как в поэта долго не верил. Е. Евтушенко в воспоминаниях о Самойлове писал, что в него верили только жена, несколько друзей и Борис Слуцкий.
  • Воевал с 1942 года. Был ранен, после выздоровления вернулся на фронт, закончил войну в Берлине. Военные награды – медали “За отвагу”, ”За боевые заслуги”, орден “Красной Звезды”.
  • После демобилизации начал работать писать сценарии на радио и делать переводы с албанского, чешского, польского, венгерского, литовского, английского языков. Уставал от больших объемов, но именно переводы приносили основной заработок. По заказу сделал блестящий новый перевод для спектакля “Двенадцатая ночь” У. Шекспира.
  • Самойлова часто сравнивали, по возникновению поэтического мироощущения, с Пушкиным. По всеобщему мнению, книга “Волна и камень” наиболее это демонстрировала.
  • Писал поэт и для детей. Была издана книга “Слоненок пошел учиться. Пьесы в стихах” 1982 год. Истории про слоненка стали несколькими мультфильмами и радиоспектаклями. На Детском радио и сейчас можно услышать веселые песенки на эти стихи.
  • Самойлов не был диссидентом, но, как и за многими в то время, за ним приглядывало КГБ. Встречался с Сахаровым, хотя не разделял многое в его взглядах. Подписал письма в защиту писателей А. Д. Синявского и Ю.М. Даниэля. И в результате этого письма, уже готовую книгу избранных стихотворений сняли с издания.
  • В 1973 году поэт издал свой обширный литературоведческий труд “Книга о русской рифме”. Это единственное подобное исследование, где тщательно рассматривается и прослеживается изменения в русской рифме. Все данные в книге основаны на историческом и современном материале.
  • У Самойлова было прекрасное чувство юмора, он писал юмористические стихи для своих друзей, но никогда не публиковал их в печати. Уже после его смерти выпустили книгу “В кругу себя”. В нее вошли эпиграммы, пародии, экспромты о знакомых и друзьях, озорные изыскания о стране Курзюпии. Эту страну поэт придумал сам – историю, философию, курзюминскию грамматику.
  • Песни на стихи Самойлова исполняют многие известные певцы – И. Кобзон, Пелагея, Маликов, Никитины. Песня на стихи “Когда мы были на войне» (Песенка гусара) стала почти народной, ее в разное время исполняли Кубанский казачий хор, Хор имени Пятницкого, ансамбль Казачий круг и другие. Автором музыки является Виктор Столяров. Также очень известной песней является “Память” М. Таривердиева, романс “За городом” – музыка и исполнение С. и Т. Никитиных.
  • Стихи Самойлова со сцены читали многие известные актеры и чтецы – М. Козаков, К. Райкин, З. Герд, В. Смехов и другие. По всеобщему признанию Самойлов сам превосходно читал со сцены свои стихи и учил декламации других.
  • Поэт начал вести дневник с 14 лет и продолжал записи всю жизнь. В нем отражено все, что волновало Самойлова – школьные влюбленности, учеба, дружба, война, литературный быт. 55 лет дневника, записи велись почти каждый день. Последние заметки были написаны им за четыре дня до смерти.

Любой известный человек интересен обществу не только своей деятельностью, но и тем как он живет – что и кого любит, какие у него проблемы и как они решаются, где живет и сколько зарабатывает, его семья и прочие подробности жизни. Все эти детали делают любую известную личность ближе и понятнее – это обычный человек со своими слабостями и радостями.

На фронте

Давид Самойлов — поэт, биография которого тесно связана с Великой Отечественной войной. В 1941 году его отправили на трудовой фронт. Первым делом, он рыл окопы на территории Смоленской области, под Вязьмой, где в то время шли самые ожесточенные сражения.

Правда, долго такого испытания он не вынес и серьезно заболел. Самойлова эвакуировали в Самарканд. Когда его дела пошли на поправку, он смог поступить на вечернее отделение педагогического института, оставаясь в эвакуации.

Параллельно в биографии Давида Самойлова появилось и военное образование. Он стал курсантом военно-пехотного училища, правда, окончить его так и не успел. В 1942 году его снова отправили на фронт. На этот раз на Волховский в районе местечка Тихвин.

23 марта 1942 года в бою вблизи станции Мга был тяжело ранен в левую руку. Поэт пострадал от осколка мины.

В том бою проявил себя как отважный солдат, поэтому спустя неделю командование приставило его к награде. Давид Самойлов, биография которого приведена в этой статье, получил медаль «За отвагу». Руководство особо отметило, что он первым ворвался в немецкую траншею, вступил в рукопашную схватку одновременно с тремя гитлеровскими солдатами, которых в результате уничтожил.

Получив ранение, снова был госпитализирован и отправлен на восстановление подорванного ранением здоровья.

Личная жизнь

Вернувшись героем с войны, Давид в 1946 году женился на Ольге Лазаревне Фогельсон. Ольга была искусствоведом по специальности. Биография поэта Самойлова почти не рассказывает о личной жизни Давида Самуиловича. Известно, что в браке Кауфманы имели единственного сына Александра. Александр Кауфман (псевдоним Александр Давыдов) пошел по стопам отца, став переводчиком и прозаиком.

Давид Самойлов с семьей

Однако в первом браке семейная жизнь Давида не сложилась. Поэт повторно женился на Галине Ивановне Медведевой, в браке с которой родились Пётр, Варвара и Павел.

О личностных качествах Самойлова вспоминал в интервью его сын. Давид Самуилович был человеком скромным, простым и с удивительным чувством юмора. В юношестве Давид имел среди близких друзей прозвище Дэзик. Многое о Самойлове говорит личный дневник, который поэт вел последние 28 лет жизни. После смерти проза и стихи из дневника частично опубликованы.

Литература

Первая публикация произведений поэта состоялась в 1941 году, под настоящим именем автора – Давид Кауфман, сборник назывался «Охота на мамонта». В период учебы в МИФЛИ Самойлов познакомился с Сергеем Сергеевичем Наровчатовым, Михаилом Валентиновичем Кульчицким, Борисом Абрамовичем Слуцким, Павлом Давыдовичем Коганом, которым посвятил стихотворение «Пятеро». Этих авторов позднее стали называть поэтами военного поколения.

Давид Самойлов в молодости

В первые месяцы на фронте Давид записывал свои стихи в тетрадь, уже после Победы многие из них были опубликованы в литературных журналах. В период Великой Отечественной войны Самойлов не публиковал стихотворений, за исключением сатирической поэмы, посвященной Адольфу Гитлеру.

Поэт Давид Самойлов

Кроме того, жизнь на фронте вдохновила молодого человека на стихотворные произведения о солдатской жизни в виде собирательного образа по имени Фома Смыслов. Эти стихи печатались в местных газетах, вдохновляя, вселяя веру и надежду на победу у других солдат. Самое известное стихотворение Давида Самуиловича, посвященное войне, называется «Сороковые, роковые…». В нем представлена обобщенная тема войны и проблема военного поколения. Но при этом Самойлов в творчестве не затрагивал политических тем.

По окончании войны поэт зарабатывал переводами и писал сценарии для радиопередач. Литературное признание пришло к Самойлову только в 1970 году, после выхода сборника стихотворений под названием «Дни». Став известным, Давид Самуилович не вел светской жизни в литературных кругах, но с удовольствием общался с Генрихом Бёллем, Булатом Окуджавой и другими талантливыми современниками.

Поэт Давид Самойлов

В 1972 году вышла в свет поэма «Последние каникулы», где перекликаются различные исторические периоды и страны в путешествии главного героя по Германии. Кроме военных и исторических тем, есть у Самойлова пейзажная лирика (например, стихотворение «Красная осень») и произведения о любви («Беатриче»). Любовная лирика поэта на удивление спокойна и холодна, в ней нет страстей, свойственных этому жанру. Часто творчество Самойлова сравнивают с Пушкиным: в лирике Давида Самуиловича присутствует пушкинианство в форме биографического мифа.

Давид Самойлов читает свои стихи

Помимо собственных стихотворений поэт переводил произведения зарубежных авторов, писал сценарии для театральных постановок, тексты песен для фильмов. Несмотря на серьезные темы в творчестве поэта, часто его упоминают в качестве авторов стихов из детства. Книги для детей Самойлов писал в 80-е годы ХХ века. Детские произведения наполнены историзмом, любовью к Родине и русскому народу.

«Плотники…» (1938)

Плотники о плаху притупили топоры.
Им не вешать, им не плакать — сколотили наскоро.
Сшибли кружки с горьким пивом горожане, школяры.
Толки шли в трактире «Перстень короля Гренадского».

Краснорожие солдаты обнимались с девками,
Хохотали над ужимками бродяги-горбуна,
Городские стражи строже потрясали древками,
Чаще чокались, желая мяса и вина.

Облака и башни были выпуклы и грубы.
Будет чем повеселиться палачу и виселице!
Геральдические львы над воротами дули в трубы.
«Три часа осталось жить — экая бессмыслица!»

Он был смел или беспечен: «И в аду не только черти!
На земле пожили — что же! — попадем на небеса!
Уходи, монах, пожалуйста, не говори о смерти,
Если — экая бессмыслица! — осталось три часа!»

Плотники о плаху притупили топоры.
На ярмарочной площади крикнули глашатаи.
Потянулися солдаты, горожане, школяры,
Женщины, подростки и торговцы бородатые.

Дернули колокола. Приказали расступиться.
Голова тяжелая висела, как свинчатка.
Шел палач, закрытый маской, — чтоб не устыдиться,
Чтобы не испачкаться — в кожаных перчатках.

Посмотрите, молодцы! Поглядите, голубицы!
(Коло-тили, коло-тили в телеса колоколов.)
Душегуб голубоглазый, безбородый — и убийца,
Убегавший из-под стражи, сторожей переколов.

Он был смел или беспечен. Поглядел лишь на небо.
И не слышал, что монах ему твердил об ерунде.
«До свиданья, други!
Может быть, и встретимся когда-нибудь:
Будем жариться у черта на одной сковороде!»

В конце тридцатых, перед Второй мировой войной, Давид Кауфман, еще не взяв­ший псевдоним Самойлов, учился в Московском институте философии, литературы и исто­рии — знаменитом ИФЛИ, который был одним из нем­ногих центров интеллектуаль­ной жизни в тог­дашней Москве. Это раннее стихотво­рение, опубликованное в универси­тетской стенгазете, сделало Кауфмана извес­тным среди других студентов. Он познако­мился с Павлом Коганом, автором ставшей знамени­той романтической песни «Бригантина», Борисом Слуцким, который посещал ИФЛИ как вольнослушатель (со време­нем он ста­нет главным собесед­ником и сопер­ником Самойлова), и другими молодыми поэ­тами. Это была своего рода репетиция той поэ­тической славы, которая придет к повзрос­лев­шему Самойлову уже после войны.

Как читать Бориса Слуцкого

Объясняем поэзию Слуцкого на примере пяти стихотворений

В этом стихотворении отразилось все, что вол­новало молодых московских поэтов в литературе 1920-х — первой половины 1930-х годов. Это и истори­ческая тематика, и обращение к странно звучащему стиху, напоминающему об авангар­дистах, и влия­ние революционной романтики. В стихотво­рении Самойлова чувствуется эхо стихов Эдуарда Багрицкого, одного из самых знаме­нитых поэтов 30-х, о Тиле Уленшпигеле, легендарном фламандском герое XIV–XVI ве­ков, ставшем символом сопротивления испанскому господ­ству. Со­ветский читатель знал о Тиле из популярного романа Шарля де Ко­стера, напи­санного в середине XIX века и несколько раз переводившегося на русский  Речь идет о романе «Легенда об Улен­шпигеле».. Отец Тиля, Клаас, также как и герой этого стихотворения, был сожжен на кос­тре, а фраза «Пепел Клааса стучит в мое сердце», придуманная Костером, была широко известна.

Молодой Самойлов очень условно изображает Европу, но это почти не бро­сается в глаза благо­даря изощренной звуковой технике

В конце 1930-х поэт увлекается Велимиром Хлебниковым и другими авангардистами, уделявшими особое внимание звучанию стиха. Уже первая строка — «Плотники о плаху притупили топоры» — задает перекличку звуков п, р и л, которая прошивает весь текст и создает почти физическоеощущение тяжелойработы.Его под­держивает и хореический размер, напоминающий одновременно и о народ­ной поэзии, и об авангарде

Это сочетание клас­сич­ности и совре­менности будет характерно для всего творчества поэта.

Как читать Велимира Хлебникова

Объясняем, как найти ключ к текстам поэта, на пяти примерах

Значение творчества

  • Основной темой творчества Давида Самойлова была Отечественная война. А лучшие его стихи о ней были написаны в период 1960-1975 гг. Широкому кругу читателей его имя стало известно в начале 1970-х гг., после выхода сборника стихов «Дни».
  • Он был из поколения 40-х, на которое легла вся тяжесть военного и послевоенного времени. Стихотворение «Сороковые, роковые» стало его визитной карточкой.
  • Поэтическая эволюция Д. Самойлова проходила постепенно, через собственное самосовершенствование, осмысление поэтических направлений времени, влияние различных литературных течений, контактов с другими поэтами. Постепенно он пришёл к философской глубине стихов.
  • Раннее творчество поэта содержало и подражательство, без этого не обходится почти никто.
  • Военные годы резко поменяли сознание молодого поэта, а всё увиденное им на фронте потрясло его до глубины души и ускорило взросление. Его лирика наполняется серьёзными чувствами, размышлениями, но в то же время она не лишена оптимизма.
  • В 1950-е-1960-е годы молодые поэты начинают искать новые пути творчества, новые темы и формы. В этот период немолодой уже поэт Д. Самойлов также стоял на распутье: предпочесть классическую форму поэзии или примкнуть к экспериментаторам. И он остался в русле классического стиха, актуальном в любую эпоху, т.к. вечные темы поэзии уже давно определены временем, а их воплощение зависит от времени, в котором живёт поэт.
  • Примерно в это время он встречался с Анной Ахматовой, которая увлекла его пушкинской темой, и Давид Самойлов обрёл для себя поэтический ориентир.
  • В 1970-1980-е годы поэзия Самойлова вышла на новый, довольно высокий уровень.
  • В поздней лирике Давида Самойлова особенно ощутимы историзм и философская направленность.
  • С 1962 г. Самойлов вел дневник, записи из которого стали основой его прозы «Памятные записки», изданной посмертно (1995).
  • Известны его эпиграммы, пародии, собранные в 1993 г. в сборник «В кругу себя».
  • Стихи Д. Самойлова переведены на многие языки.

Немного фактов о личной жизни Давида Самойлова

  1. Самойлов был невысокого роста, плотного телосложения, очень подвижный, со смеющимися глазами. С легкой, летящей походкой даже в старости. Красивым его не назвать, но веселый, душа любой компании.
  2. Еще учась в школе, отличался любовью к женскому полу. По жизни влюблялся непрерывно. Любовь и поэзия – две главные темы жизни.
  3. Любил компании и выпить. И если бы не переезд в Пярну в 1974 году, то по признанию друзей, мог умереть гораздо раньше. После пятидесяти у него сильно испортилось зрение, и как он сам говорил – бутылку я еще вижу, а рюмку уже нет.
  4. Почти сразу после войны, в 1946 женился на первой невесте Москвы, красавице Ольге Фогельсон. Родился сын – Александр, который стал прозаиком и переводчиком (под псевдонимом Давыдов).
  5. Второй раз женился на Галине Медведевой. В этом браке родились дочь Варвара и сыновья Петр и Павел. Галине пророчили большое будущее в журналистике, но она посвятила свою жизнь исключительно Самойлову.
  6. Среди его знакомых и друзей было много известных людей – Б. Окуджава, Ф. Искандер, И. Губерман, Ю. Левитанский, М. Козаков и много других известных людей, но только Зиновий Герд был особенно любим. Самойлов звал его Зяма, а самого Самойлова все с детства называли Дезиком.
  7. Зарабатывал поэт немного, семья жила стесненно, были долги, но толпы знакомых и друзей в доме не переводились. Постоянно кто-нибудь приходил и жил по несколько дней, всех привечали и кормили.
  8. По свидетельству современников Самойлов был открытый и общительный, но в дневнике он предстает трагическим, страдающим и тонко чувствующим.

Умер Давид Самойлов на юбилейном вечере, посвященным памяти Б. Пастернака в Таллине, 23 февраля 1990 года. Завершил речь на сцене и упал за кулисами. Слова “Все хорошо, все в порядке”- были последние, что он произнес. Похоронен на Лесном кладбище города Пярну.

Сочинения

Сборники стихов

  • Ближние страны. — 1958.
  • Слонёнок пошёл учиться. — М., 1961.
  • Светофор. — М., 1962.
  • Второй перевал. — М., 1963.
  • Слонёнок пошёл учиться. — М., 1967. — (Для детей)
  • Дни: Стихи. — М.: «Советский писатель», 1970. — 88 с., порт. — 10 000 экз.
  • Равноденствие: Стихотворения и поэмы / Вступ. статья Е. Осетров. — М.: «Художественная литература», 1972. — 288 с. — 25 000 экз.
  • Волна и камень: Книга стихов. — М.: «Советский писатель», 1974. — 104 с. — 20 000 экз.
  • Перебирая наши даты… — Б/м, 1975.
  • Весть: Стихи. — М.: «Советский писатель», 1978. — 112 с, — 50 000 экз.
  • Залив: Стихи. — М.: «Советский писатель», 1981. — 144 с. — 50 000 экз.
  • Линии руки. — М., 1981. — (ПБШ)
  • Улица Тооминга: Стихотворения и переводы. — Таллин: «Ээсти раамат», 1981. — 144 с. — 3000 экз.
  • Слонёнок пошёл учиться. — М., 1982.
  • Времена: Книга поэм. — М.: «Советская Россия», 1983. — 112 с., ил. — 25 000 экз.
  • Стихотворения. — М.: «Советский писатель», 1985. — 288 с., ил. — 50 000 экз.
  • Голоса за холмами. — Таллин, 1985.
  • Дай выстрадать стихотворенье. — М., 1987.
  • Горсть: Стихи. — М.: «Советский писатель», 1989. — 176 с. — 45 000 экз.
  • Беатриче: Книга стихов. — Таллин, «Ээсти раамат», 1989. — 44 с.
  • Слонёнок пошёл учиться, М., 1989.
  • Снегопад: Московские стихи. — М., 1990.
  • Слонёнок пошёл учиться. Пьесы. — М., 1990.

Издания

  • Избранное: Стихотворения и поэмы. — М.: Художественная литература, 1980.— 448 с.
  • Избранное. Избранные произведения в двух томах. — М.: Художественная литература, 1989. — 50 000 экз. ISBN 5-280-00564-9
    • Том 1. Стихотворения. / Вступительная статья И. О. Шайтанова — 559 с. ISBN 5-280-00565-7
    • Том 2. Поэмы. Стихи для детей. Портреты. — 335 с. ISBN 5-280-00566-5
  • Мне выпало всё… — М.: Время, 2000. — 624 с. — ISBN 5-94117-003-3
  • Подённые записи: В 2-х томах. — М.: Время, 2002. — 416, 384 с. — ISBN 5-94117-028-9, ISBN 5-94117-030-0
  • Поэмы. — М.: Время, 2005. — 480 с. — ISBN 5-9691-0036-6
  • Книга о русской рифме. — М.: Время, 2005. — 400 с. — ISBN 5-94117-064-5
  • Стихотворения / Сост., подг. текста В. И. Тумаркин, вступительная статья А. С. Немзер. — СПб.: Академический проект, 2006. — 800 с. — ISBN 5-7331-0321-3
  • Счастье ремесла : Избранные стихотворения. / Сост. В. Тумаркин, 2009. // 2-е изд. — 2010. /// 3-е изд. стереотип. — М.: Время, 2013. — 784 с. — ISBN 978-5-9691-1119-6
  • Памятные записки. — М.: Время, 2014. — 704 с. — ISBN 978-5-9691-1239-1

Переводы

  • Албанские поэмы. — М., 1950.
  • Песни свободной Албании. — М., 1953.
  • Гришашвили И. Сказки. / Перевод с грузинского Д. Самойлова. — М., 1955.
  • Сенгор Л. Чака./ Перевод с французского Д. Самойлова. — М., 1971.
  • Сказание о Манджуне из племени Бену Амир. / Перевод с арабского Д. Самойлова. Подстрочник Б. Шидфар. — М., 1976.
  • Марцинкявичюс Ю. Собор. / Перевод с литовского Д. Самойлова. — Вильнюс, 1977.
  • Тень солнца. Поэты Литвы в переводах Д. Самойлова. — Вильнюс, 1981.
  • Самойлов Д., Кросс Я. Бездонные мгновения. — Таллин, 1990.

Личная жизнь

Даже в биографии для детей Давида Самойлова важно рассказать о его личной жизни. Поэт женился в 1946 году

Его супругой стала 22-летняя Ольга Лазаревна Фогельсон. Она была искусствоведом. В Советском Союзе хорошо знали ее отца. Как и у Самойлова, он был крупным врачом. Это знаменитый кардиолог Лазарь Израилевич Фогельсон.

В 1953 году у Давида и Ольги появился на свет сын, известный под именем Александра Давыдова. Он стал отличным писателем и переводчиком. После школы поступил в Московский государственный университет, который успешно окончил. Как и отец, занимался стихотворными переводами. В частности, адаптировал для русского читателя Артюра Рембо, Жака Превера, Гийома Аполлинера, Робера Десноса.

Сам является автором нескольких популярных книг, которые выходят в издательствах с конца 90-х годов. Это «Апокриф, или Сон про ангела», «Повесть о безымянном духе и черной матушке», «49 дней с родными душами», «Три шага к себе…», «Бумажный герой» и многие другие. Регулярно публикуется в журналах «Знамя», «Новый мир», «Иностранная литература», «Дружба народов».

Интересно, что именно он считается одним из основателей и даже руководителей издательской группы «Весть», вместе с Вениамином Кавериным и Георгием Ефремовым. В этой группе в конце 80-х годов объединились все либерально настроенные шестидесятники, имевшие отношение к писательскому творчеству. Сейчас ему 64 года, он живет в Москве.

Со временем Самойлов оставил семью и женился во второй раз. Его избранницей стала Галина Медведева. У них родились трое детей, которых назвали Петр, Павел и Варвара.

Творчество

В предвоенные годы стихи Самойлова (тогда Дезика Кауфмана) были популярны в студенческой Москве. Его довоенные стихотворения «Плотники» и «Охота на мамонта» бывшие студенты ИФЛИ помнили наизусть через долгие годы. Поэт Николай Глазков, учившийся в Педагогическом институте, писал в своей ранней поэме «Распутица (По глазковским местам)»:

                                       … А рядом мир литинститутский,

                                      Где люди прыгали из окон

                                      И где котировались Слуцкий,

                                     Кульчицкий, Кауфман и Коган…

Перечисленные молодые поэты входили в кружок учеников Ильи Сельвинского.

Первая послевоенная публикация  — «Стихи о новом городе» в 1948 году в журнале «Знамя». Однако свое творчество 1940-х – начала 1950-х Самойлов предпочел почти целиком «утаить», утверждая, что в эти годы стихов не писал. В полном объеме оно стало известно только после его смерти, засвидетельствовав, что уже и тогда он был значительным, самобытным поэтом. Видимо, он считал, что в ту пору еще не нашел свой путь в литературе, ожидая, чтобы впечатления жизни «отстоялись» в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии.

Почти не публикуя свои стихи в 1950-е годы, он много занимался поэтическим переводом с албанского, венгерского, литовского, польского, чешского языков; сочинял детские пьески про Слоненка для радио, которые и сейчас постоянно переиздаются, ставятся в театрах.

Несмотря на малое количество публикаций, поэзия Самойлова в течение 1950-х годов становилась все популярней в среде московской интеллигенции. С интересом относились к его творчеству такие поэты старшего поколения, как А. Ахматова, Н. Заболоцкий, К. Чуковский, С. Маршак.

Первая книга стихов Самойлова «Ближние страны» вышла в 1958 году очень небольшим тиражом, но вызвала несомненный интерес в кругу любителей поэзии и профессионалов. Затем появились поэтические сборники лирико-философских стихов «Второй перевал» (1962 год), «Дни» (1970 год), «Волна и камень» (1974 год), «Весть» (1978 год), «Залив» (1981 год), «Голоса за холмами» (1985 год) — о военных годах, современном поколении, о назначении искусства, на исторические сюжеты.

В стихах Самойлова «за простотой семантики и синтаксиса, за ориентацией на русскую классику, кроется трагическое мироощущение поэта, его стремление к справедливости и человеческой свободе».

Одно из первых публичных выступлений Д. С. Самойлова перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1960 году. Организатором этого выступления был друг поэта, харьковский литературовед Л. Я. Лившиц.

Десятки стихов Самойлова стали песнями, исполняемыми многими известными певцами и бардами. Он автор стихотворения «Песенка гусара» («Когда мы были на войне…»), положенного на музыку Виктором Столяровым в начале 1980-х годов. «Гусарская песенка» Самойлова-Столярова стала в начале XXI века популярной среди казаков Кубани. Стихотворение «Ты моей никогда не будешь» (авторское название — «Баллада») в конце 1980-х годов получило широкую известность, благодаря песне Дмитрия Маликова, исполненной по его мотивам.

Среди песен на стихи Самойлова – «Память» М. Таривердиева, романс «За городом», исполняемый С. и Т. Никитиными.

Юмористические стихи Самойлова, написанные для своего дружеского круга, вошли в его посмертный сборник «В кругу себя».

Его «Книга о русской рифме» до сих пор не утратила своей актуальности для стиховедов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий