Храм Аполлона в Дельфах

История

Согласно археологическим данным, объектом поклонения в Дельфах начиная примерно с 1600 г. до н. э. было женское божество, связанное с культом Матери Земли. Около 1100 г. поселение приходит в упадок. По археологическим данным, между 1000 и 735 гг. идёт эволюция дельфийских треножников — они приспосабливаются в качестве сидения.

Дельфы участвовали в Первой Священной войне (596—586 гг. до н. э.) против соседнего города Криса, в результате которой Криса была разрушена. Известен тиран Крисы — Давлий. В дальнейшем известны и другие Священные войны. После последней, Четвёртой (339—338 гг. до н. э.), защитником Дельф признаётся Филипп II Македонский.

В VII — VI век до н. э. Дельфы стали играть роль общегреческого святилища. Дельфийский оракул обладал высоким авторитетом в греческом мире, принимая решения в политической и религиозной сферах. В Дельфах также хранился священный камень — омфал. Кроме того, с начала VI век до н. э. в Дельфах раз в четыре года стали проводиться Пифийские игры, выражавшие чувство принадлежности к одной нации. Во время их проведения устанавливалось священное перемирие. В город стекались многочисленные дары, находившиеся под защитой Дельфийской амфиктионии. Дельфы выступали в сознании греков, как духовная столица эллинского мира, как «общий очаг» Эллады (др.-греч. κοινὴ ἑστία), что позволило дельфийским жрецам на протяжении столетий пользоваться не только религиозным, но и политическим влиянием. Благодаря такому статусу, Дельфы стали центром кредитных операций.

Процедура обращения к оракулу и форма его ответов недостаточно выяснена. От имени бога ответы давала жрица Аполлона Пифия. Античные авторы изображают Пифию сидящей на треножнике над расселиной и опьяняемой подымающимися оттуда парами. Современные исследования пока не дали однозначного ответа о природе этого явления. Ответы давались в прозаической или стихотворной форме, допускавшей различные толкования. Каталог дельфийских ответов Парка—Уормелла включает 615 прорицаний. Уже в микенских текстах упоминаются слова ti-ri-po (трипод, «треножник») и ti-ri-po-di-ko (Триподиск, уменьшительное от трипод).

Влияние Дельф начало ослабевать уже с конца V века до н. э., но Дельфы оставались одним из крупнейших общегреческих святилищ. В 290 г. до н. э. власть над Дельфами перешла к Этолийскому союзу. В 279 году до н. э. галлы двинулись на Грецию, греков на перевале Фермопилы и разграбили святилище в Дельфах.

Затем власть над Дельфами установил Рим. В 80-е годы I века до н. э. город был разграблен фракийскими племенами. В конце I века н. э. храм в Дельфах был восстановлен. Последние известные обращения к оракулу относятся к III веку н. э.. Окончательно был запрещён в 394 году императором Феодосием I.

Инфраструктура города

Добраться в Дельфы можно самостоятельно на автомобиле (взять на прокат, или на собственном), заказать экскурсию – специальные автобусы доставят к месту назначения, или на рейсовом автобусе, выходящем из Афин через каждые 2 часа.

Но чтобы хорошо прочувствовать все особенности этого «Места Силы», нужно побыть здесь несколько дней. Благо, в маленьком современном городке, что расположился поблизости древних руин, есть большое количество отелей, в основном небольших, семейного типа, но имеются и 3-х и 4-х звездочные.

Несмотря на его небольшие размеры, в городке довольно много кафе и ресторанов, кухня есть и местная, и общеевропейская, продукты и блюда всегда свежие, а также есть магазины и сувенирные лавки.

Посетив город летом, можно попасть на Дельфийские игры – с их помощью греческое правительство старается возродить древние традиции. Здесь проводятся не только спортивные состязания, но и разные фестивали, конкурсы, выставки и презентации.

Кто-то едет в этот город, чтобы побольше узнать о истории, религии и культуре древних Дельф, кто-то, чтобы прикоснуться к мифам и легендам, а кто-то просто насладиться тишиной и покоем. Но всех туристов, посетивших этот город, ожидает приятный бонус в качестве великолепных пейзажей, чистого воздуха и особенной ауры этой местности.

История[править | править код]

Амфитеатр

Археологические раскопки, проводимые с конца XIX века, показали, что Касталийское ущелье было заселено с середины II тысячелетия до н. э., a религиозная значимость Дельф уходит корнями в Микенское время. Мифы о Пифоне свидетельствуют о доаполлоновском культе, о догреческих истоках оракула. Святилище возникло, возможно, еще на рубеже Х—IX веков до н. э. Дельфийский оракул был одним из древнейших, но позднее додонского. Ещё Гомер в Илиаде пишет о «храме Феба пророка в Пифосе, утёсами грозном». Павсаний (Описание Эллады) рассказывает о четырёх последовательно построенных храмах: из лаврового дерева, из воска и перьев, из меди и камня.

Каменный храм, построенный, по преданию по желанию Аполлона зодчими Агамедом и Трофонием в середине VII века до н. э., сгорел в 548 году до н. э. и был заменён новым, построенным с большим великолепием в дорийском стиле дельфийскими амфиктионами (постройка им обошлась в 300 талантов), он был разрушен землетрясением в 373 году до н. э. Нынешние руины являются остатками сооружения 369 — 339 годах до н. э. Так как Аполлон считался покровителем колониальных экспедиций и вновь основанных городов, то перед началом новой экспедиции было принято обращаться к оракулу. Благодаря этому храм Аполлона стал своеобразным центром греческой колониальной политики, которую в изрядной степени контролировали жрецы оракула. В подданство принимались вновь создаваемые храмы в разных концах Средиземного моря. Были налажены отношения с этрусской династией Тарквинеев в Риме через посредство куманского храма. После падения этой династии (510 год до н. э.) дельфийские жрецы, способствуя перенесению оракулов Кумской сивиллы (сивиллиных книг) в Рим, смогли оказать воздействие на постепенную эллинизацию римской религии.

Расцвет Дельфийского оракула приходится на VII—V века до н. э. По всем важным вопросам государственной и личной жизни было принято обращаться к оракулу. Был осуществлён политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма. В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами из многих царств Древнего мира. Мидас преподнёс в подарок храму золотой трон. Крёз был поклонником дельфийского Аполлона. Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидской империи. Но ещё во времена римского владычества в храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья.

Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 году до н. э., а при императоре Феодосии (391 год н. э.) его окончательно закрыли.

К. К. Зельин отмечал своеобразие местных отношений в Дельфах, в отличие от остальной Греции.

По мнению В. Тарна, Дельфы всегда стояли на страже гуманности. Однако Ф. Бёмер считает прямо наоборот, полагая, что у тамошних жрецов вообще отсутствовала «человечность» в современном смысле этого слова.

Храм Дельфийского оракула

Согласно древнегреческой мифологии изначально на месте храма, располагалось святилище богини Геи. По легенде, прежде чем основать свой храм, Аполлон убил охранника святилища Геи – дракона Пифона (откуда и название «пифия»).

Победившему Аполлону понадобились жрецы для новообразованного храма. Тогда он перевоплотился в дельфина (отсюда название «Дельфийский») и бросился в море на поиски. Вскоре он приблизился к критскому кораблю и предложил морякам стать жрецами в его храме.

Пифия на картине Джона Кольера

Эти мореходы стали первыми жрецами в Дельфийском храме, который был назван так в честь явления Аполлона в образе дельфина. При этом первой пифией стала дочь Аполлона – Фемоноя. В ту эпоху, перед тем как отправляться в крупные военные походы, цари и военачальники приходили к оракулу.

Они задавали ему вопросы, желая узнать исход сражений или то, как война отразится на экономике государства. Тогда Аполлон почитался как покровитель колониальных кампаний. Позднее, дельфийские жрецы поспособствовали переносу оракулов Кумской сивиллы в Рим, оказывая эллинское влияние на местную религию и традиции.

Задать вопрос оракулу стремились разные правители, готовые преодолевать огромные расстояния ради общения с пифией. Любопытно, что царь Мидас даже подарил святилищу золотой трон.

Сюда приходило огромное число паломников. При этом спрашивать что-либо у Дельфийского оракула можно было только в определенные даты, и только после выполнения ряда очищающих ритуалов. Вдобавок к этому, пифии следовало преподнести жертвоприношение и соответствующую плату.

Внутри святилища находилось место – адитон, которое оставалось недоступным для посетителей. Тут была установлена золотая статуя Аполлона и разные принадлежности. Под адитоном находился саркофаг, где якобы хранился прах змея Пифона.

Пифия отказывалась предсказывать людям, чье имя было очернено преступлениями. Перед тем как отвечать на вопросы посетителей, она совершала омовение в Кастальском источнике, после чего надевала на голову лавровый венок.

Затем жрица спускалась в адитон испить из источника, прожевать лавр и сесть на треножник. Вдыхая пары из расщелины она впадала в наркотический транс, начиная бормотать разные фразы, которые затем расшифровывали жрецы. Примерно таким образом и рождались дельфийские предсказания.

Согласно мифам в святилище располагался центр мира. Фактически центром земли был конкретный предмет – Омфал. Он представлял собой огромный камень, который Зевс бросил на землю.

В определенном смысле Дельфы стали центральным местом эллинской Греции. В руках жрецов сосредотачивались серьезные рычали влияния обществом. Они могли по своему усмотрению интерпретировать «волю богов», действуя в корыстных целях.

Дельфийский омфал

Известен случай, разговора пифии с богатым лидийским царем Крезом, который собирался воевать с персами. Пифия сказала, что если он перейдет реку Галис, то погубит великое царство. В результате, царь воспрял духом и отправился в поход, но был разбит персами.

Когда разъяренный Крез пожаловался Дельфийскому оракулу тот ему ответил, что пророчество не уточняло, чье конкретно царство будет разрушено. Таким образом, с помощью лукавства, пифия вышла «сухой из воды».

Благодаря археологическим раскопкам удалось установить, что еще до начала эллинской культуры на месте Дельфийского оракула уже располагалось святилище. Принято считать, что храм был построен на рубеже 9-8 веков до н.э., тогда как пиком его популярности был период с 7 по 5 век до н.э.

Свою значимость Дельфийский оракул утратил в 4 веке н.э., когда принявший христианство римский император Феодосий распорядился закрыть языческий комплекс.

Теперь вы знаете, что представляет собой Дельфийский оракул. Если вам нравится история или тайны человечества, подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Что нужно посмотреть?

Главные достопримечательности, из-за которых и приезжают сюда, находятся в зоне археологических раскопок. Здесь есть открытые улицы старейшего города

Вся территория будто зонирована, а все самое важное находится в священной зоне. Тут есть такие места, которые нельзя не посмотреть, а именно:

Храм Аполлона

Он причисляется к основным достопримечательностям этого города. Возведен храм предположительно в VII-VI веках до н. э. Он был обнаружен при раскопках в 1892 году. Внутри храма находится оракул. Исходя из легенд, к нему обращались со всей Эллады, чтобы узнать будущее, поэтому храм Аполлона считался священным местом.

Храм Аполлона

Античный театр

Практически рядом с храмом разместился античный театр, который относят к IV столетию до н. э. Его вместительность поражает, ведь здесь на 35 каменных рядах могло поместиться больше пяти тысяч человек. Именно там проводились Пифийские игры. В наше время театр открыт летом во время проведения различных фестивалей. Отсюда можно рассмотреть чарующий пейзаж с храмом и долиной, которая плавно наклоняется.

Античный театр

Стадион

Он был отстроен еще раньше (III век до н. э.) и вмещал более семи тысяч человек. По мнению ученых, ступеньки из камня были достроены немного позже во время правления римлян. Стадион прослужил не меньше семи столетий!

Стадион

Стоа

Стоа – это строение, которое состоит из семи колонн рифленой фактуры. Если верить надписям на колоннах, то данная постройка датируется 478 годом до н. э.

Священная дорога

Это тоже очень интересная достопримечательность для туристов и гостей. Речь идет о направлении от Афинского портика (там сберегались трофеи воинов и их руководства) к террасе храма Аполлона.

Толос

Эта постройка IV столетия до н. э. находится в зоне Мармария. Он имеет форму ротонды. На данный момент сохранилось три из четырех колонн.

Толос — Храм Афины Пронайи

Кастальский источник

Пройдя к Дому фонтана, вы непременно попадете к Кастальскому источнику. В античное время к нему приходили паломники, чтобы омыться и оставить преподношение своим богам. Источник бьет у подножья скалы.

Кастальский источник

Музеи

За все время работы археологических групп здесь было найдено и изведано много уникальных исторических объектов, очень многие из которых стали экспонатами местного музея. Дельфийский музей – это вместилище уникальных скульптур и статуй, предметов бытового и культового предназначения. Он расположен возле археологического комплекса. Здесь есть еще один музей – имени Сикелианоса. Он интересен людям, увлеченным драмой Греции. Ангелос Сикелианос и Ева Палмер (его жена) организовывали здесь фестивали драматического искусства.

Парнас

Приезжать сюда можно также, чтобы отдохнуть на склонах горы Парнас. Ее высота больше 2400 м. Туристы здесь есть круглый год: зимой они катаются на лыжах, а летом просто ходят в походы. Все, кто любит подобные прогулки, могут подняться на вершину горы. Для этого не требуется много времени, хватит полутора часов.

Гора Парнас

Арахова

Возле Дельф, в сторону столицы на горных просторах раскинулась небольшая деревушка Арахова. Благодаря тому, что туристы часто приезжают посмотреть руины в Дельфах, она стала активно развиваться. В деревне есть много магазинчиков, ресторанов и кафе. Тут можно приобрести разную сувенирную продукцию от местных ремесленников и отдохнуть с дороги. Но лучшее время, когда сюда желательно попасть, припадает на 23 апреля. В этот день местное население отмечает открытие нового сезона. Все пастухи после этого идут на целый сезон на пастбище, поэтому гуляния проводятся широко и интересно.

Арахова

Мифология

Изначально оракул принадлежал Гее, охранялся драконом Пифоном (по другой версии драконихой) и место называлось Пифо (др.-греч. πύθω — подвергать гниению). Это было тогда, когда, как отмечает Бетти Редис, культ Геи был основным по всей Греции, пока его не вытеснили олимпийские боги. Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна (др.-греч. ἡ δάφνη — лавр).
От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала сестре Фебе, а та — внуку Аполлону, который, обучившись искусству прорицания у Пана, прибыл в Дельфы, где убил охранявшего вход в прорицалище дракона Пифона и овладел оракулом. Тёмные хтонические пророчества сына Земли уступили место воле Зевса, отца богов и устроителя нового, Олимпийского космического порядка, выразителем которой выступил «метатель солнечных лучей», вызывающие в земле испарения для прорицания.
После поражения и погибели дракона Аполлон собрал его пепел в саркофаг и установил траурные игры в честь Пифона. Затем Аполлон отправился искать жрецов для своего храма. В море он увидел корабль, идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в Крису, где открылся морякам и поведал о их предназначении. В Крисе моряки воздвигли жертвенник Аполлону и он был назван Дельфийским, в честь образа, в котором Аполлон им явился. Из Крисы моряки отправились к Парнасу, где стали первыми жрецами храма Аполлона.
Пчёлы принесли из страны гипербореев храм из воска, а все последующие храмы сооружались по его образцу.
Первой пифией была Фемоноя.

По Эсхилу, Дельфийский оракул первоначально принадлежал древнейшей прорицательнице, богине Гее, которая передала его своей дочери Фемиде, а та, в свою очередь, — своей сестре Фебе, которая предоставила его в виде подарка при рождении своему внуку Аполлону.

По ещё одной версии, после совместного владения оракулом Геи и Дафны, а затем Геи с Посейдоном, Гея передала свою часть Фемиде, а та — Аполлону, который выменял часть, принадлежавшую Посейдону, на остров Калаврию.

По гомеровскому гимну в честь пифийского (эпитет) Аполлона — он, вскоре после своего рождения прибыв с острова Делоса, овладевает оракулом, убивая своими стрелами охранявшего его змея Пифона, сына Геи, и назначает своими жрецами критских мужей из города Кносса; Аполлону пришлось очистить себя от убиения Пифона и смягчить гнев Геи.

В «Теогонии» Гесиода со святилищем в Пифо связывается древний миф о борьбе Зевса с Кроносом. Когда Зевс заставил Кроноса извергнуть назад съеденных им братьев и сестер Зевса, первым был извергнут камень, который под видом младенца-Зевса Рея скормила Кроносу. Зевс установил этот камень в Пифо в долине рядом с Парнасом.

По ещё одной версии, основателем древнего оракула Пифо считался сын Посейдона и нимфы Клеодоры Парнас, именем которого была названа гора Парнас.

СОВРЕМЕННЫЙ ИНТЕРЕС К ДЕЛЬФИЙСКОМУ ОРАКУЛУ

В последнее время интерес к Дельфийскому оракулу, а точнее к методологии, лежащей в основе его деятельности, значительно возрос. Скорее всего, этот интерес подогревается двумя причинами.

Первая причина связана с необходимостью обеспечения устойчивого по предсказуемости существования любой социально-экономической системы, будь то предприятие, банк, государство, человечество в целом. Ведь устойчиво управляемой может быть только такая система, поведение которой под воздействием внешних и внутренних факторов, а также и самого управления, гарантированно предсказуемо с достаточной для практики точностью.

Вторую причину внятно изложил биржевой спекулянт (так он сам себя отрекомендовал читателю) Виктор Нидерхоффер в статье: «Дельфийский оракул и наука», где он проговорился:

Обе причины, по которым современные бизнесмены бросились исследовать литературу по Дельфийскому оракулу, сводятся к желанию овладеть методами предсказаний и, получив преимущество перед конкурентами, ускоренно разбогатеть. И с иных позиций проблематика прогностики на Западе не рассматривается и рассматриваться не будет: «моральные» ценности не позволяют.

Этот же автор, ссылаясь на Джозефа Фонтенроуза, приводит его статистические данные об эффективности деятельности дельфийских жрецов. Оказывается, что 32 % высказываний жрецов можно классифицировать как приказания, 41 % — как утверждения, 22 % — как запрещения, а ясные предсказания составляли лишь 2 %, не предсказанных будущих событий оказалось 3 %.

Так на чём же тогда держался авторитет Дельфийского оракула, сохранившийся до сих пор? Виктор Нидерхоффер считает, что

Однако для управленчески грамотного человека приведённая статистика означает, что за 32 % «приказаний» оракула стоит скрытая прогностика, т. е. прогностика, не нашедшая оформления в обезличенных предсказаниях в форме «будет то-то и то-то», но выраженная в форме приказов «делай то-то и то-то». То же касается и 22 % прямых запретов.

41 % по сути, представляли собой информационные сводки, на основе которых думающий человек был способен и сам прийти к необходимому ему решению вопроса. Т. е., если смотреть на эту статистику, то успешность прогностики в деятельности Оракула превосходила 2 % предсказаний, дававшихся в явной форме.

Т. е. Дельфийский оракул, если пользоваться современной терминологией, был довольно эффективной «консалтинговой фирмой». И на его эффективности в таковом качестве основывался его авторитет, который «дожимал» клиентов, а в каких-то случаях и ситуацию (матрично-эгрегориально) тогда, когда рабочие процедуры Оракула давали сбой.

Далее Виктор Нидерхоффер даёт рекомендации, как организовать современный священный оракул, которые сводятся к выбору впечатляющего места, созданию хорошей сети дорог, обеспечения вопрошающих вином, сексом, спортом, пением и тому подобными мероприятиями.

Но это приводит всего лишь к вопросу: Почему Лас-Вегас, где всё это есть, — не Оракул наших дней? Или в иной формулировке: Чего не хватает Лас-Вегасу и что из него надо удалить, чтоб он стал эффективным Оракулом наших дней?

В конце концов, автор приходит к выводу, что

Биржевой спекулянт показывает свою сопричастность к деятельности надгосударственного центра управления и открыто говорит нам, что Дельфийский оракул не исчез, не растворился в веках, а продолжает управлять глобальными экономическими процессами.

Как строили святилище Аполлону

Святилище собственно Аполлона, появилось в Дельфах только в конце VII века до н. э., благодаря зодчим Агамеду и Трофонию, которым, по преданию, сам Аполлон и повелел построить храм.

Строили на совесть, но уже в 548 до н. э. храм сгорел. Было ли это случайностью, или же нашелся еще один Герострат – неизвестно, но уже двадцать лет спустя храм был заменен на новый, с красивыми колоннами и барельефами (о которых известно из рассказов современников).

Именно этот, восстановленный храм и стал настоящим центром Древней Греции, именно под его крышей произносились судьбоносные пророчества и именно туда за последним советом приходил легендарный Леонид, царь Спарты (хотя эта сцена вряд ли выглядела так же ярко, как в голливудской экранизации).

Примерно в это же время появились Пифийские игры – вторые по масштабу в Древней Греции. Причем в отличие от Олимпийских, которые были прежде всего состязаниями, основной смысл Игр Аполлона состоял в превозношении их покровителя с помощью музыки, танца и стихосложения. Впрочем, со временем добавили и соревнования атлетов, и гонки на квадригах – публика хотела зрелищ, а не высокой поэзии.

Примечания[править | править код]

  1. Дельфийский оракул //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. ↑ . samlib.ru. Дата обращения: 5 ноября 2019.
  3. ↑ . centant.spbu.ru. Дата обращения: 5 ноября 2019.
  4. ↑ Дельфийский оракул // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  5. Гесиод. Теогония 495
  6. ↑ . centant.spbu.ru. Дата обращения: 5 ноября 2019.
  7. Роман Столяров. . Flexy-Reg. Дата обращения: 5 ноября 2019.
  8. Ю. С. Цыбульник. Крылатые латинские выражения. — М.:: ООО «Издательство АСТ», 2003. — С. 67. — 830 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016376-2.
  9. . centant.spbu.ru. Дата обращения: 5 ноября 2019.
  10. . www.sno.pro1.ru. Дата обращения: 5 ноября 2019.

Как добраться

Добраться до Дельф довольно просто – из Афин вы можете как просто проехать на автобусе, так и заказать автобусную экскурсию. Автобусы отправляются с терминала В столичного автовокзала, с раннего утра до 6 вечера каждые 2 – 3 часа, (время в пути – 3 часа, стоимость проезда – 13-15 евро).

Из Дельф в Афины — с 7.30 утра до 8 вечера (кроме воскресенья).

В случае заказа экскурсий есть из чего выбирать. Групповая однодневная экскурсия Афины – Дельфы будет стоить в среднем 40 евро, плюс 6 евро за вход в музей Дельф и столько же – за вход на территорию древних раскопок.

Особенно популярен вариант Афины-Метеоры-Дельфы, так как он дает очень хороший обзор наиболее интересных периодов греческой истории, пусть и не по порядку.

Стоимость билета на простой автобус эквивалентна 150–200 рублям, стоимость экскурсии около 50 евро.

Если же у вас свой автотранспорт – вам следует ехать по дороге Афины-Ламия и в районе Орхоменоса свернуть к лыжному центру в Парнасе. Вскоре дорога пойдет вверх, а потом спустится прямо в Дельфы. Дорога горная и извилистая, всего поездка займет у вас около двух-трех часов.

Также есть возможность попасть в Дельфы на поезде, из тех же Афин. Это немного дешевле и быстрее, но вот услуги экскурсовода вы при этом потеряете.

Застройка Дельф велась хаотично (музей вообще не имеет почтового адреса!) и неместный просто не разберется в этой мешанине улочек, проулков и подворотен. Но жители хорошо понимают английский, так что даже у совсем заблудившегося туриста есть шанс выбраться как к родному отелю, так и к интересующим его постройкам.

Пророчества[править | править код]

В древности прорицания давались один раз в год — в день рождения Аполлона — 7 Бисия (середина февраля — середина марта), когда он возвращался от гипербореев. С VI в. до н. э. стали проводиться ежемесячно по седьмым числам, кроме трёх зимних месяцев, когда Аполлон гостил у гипербореев, а ещё позже — ежедневно, кроме особых нечистых дней, а также Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому преступлением.

Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности. До принятия сана она могла быть замужем. От неё требовались преданность Аполлону и целомудрие. Перед пророчеством Пифия, омывшись в Кастальском источнике, надев золототканную одежду, распустив волосы, надевала на голову венок из лавровых ветвей, спускалась в адитон, где она пила из источника, жевала лавр, садилась на высокий треножник и, вдыхая испарения, принималась пророчествовать. При этом Пифия впадала в наркотический экстаз, произносила неясные отдельные фразы и бормотания, которые записывали и толковали жрецы (др.-греч. προφήτης — профеты) храма как пророчество Аполлона.

Геродот, Фукидид, Ксенофонт и другие древние авторы приводят более пятидесяти пророчеств и ответов Пифии, многие из которых весьма конкретны или поражают своим образным содержанием и намеками. «Не обжигай сосудов в печи» значило — не сжигай людей в башне. «Положил хлеб в холодную печь»- совокупился с трупом удушенной жены. «Найдешь своего коня» — получатель ответа нашел свою смерть в местечке Иппос (конь).

Сократ самый мудрый из людейправить | править код

Ксенофонт в своих «Воспоминаниях о Сократе» пишет, что один его ученик по имени Херефонт отправился к оракулу в Дельфы спросить, кто мудрейший из людей. Пифия ответила, что мудрее всех, без сомнения, Сократ.

Начав войну, погубишь великое царствоправить | править код

Известное предсказание, которое получил в Дельфах богатейший лидийский царь Крез, воевавший с Персией. Ему было сказано: «Если ты перейдешь реку Галис (по сторонам которой стояли два войска — прим.), то погубишь великое царство». Обнадёженный Крез потерпел сокрушительное поражение от Кира. На жалобу Креза оракулу ему было указано, что в предсказании не было сказано, чьё именно царство.

Сражаться серебряными копьямиправить | править код

Основная статья: Argenteis hastis pugnare

На вопрос царя Македонии Филиппа, отца Александра Великого, как добиться победы над соседними державами: «Сражайся серебряными копьями, и ты везде победишь». Впоследствии Филипп, раньше соседей начавший чеканить золотую монету, подчинял один за другим греческие города, говоря, что нет такой неприступной крепости, куда не смог бы войти ослик, навьюченный золотом.

Лжепророчества и коррупцияправить | править код

Геродот приводит рассказ об обращении в Дельфы относительно законности происхождения царя из дома Эврипонтидов сына Аристона Демарата: желая его низложить, его коллега Клеомен использовал широко распространенный слух, что он был бастардом, «У спартанцев из-за этого возникли разногласия, и было решено вопросить оракул в Дельфах, Аристонов ли сын Демарат. Клеомен сумел привлечь на свою сторону Кобона, сына Аристофанта, весьма влиятельного человека в Дельфах, который убедил Пифию Периаллу дать ответ, угодный Клеомену: Демарат — не сын Аристона. Впоследствии, когда обман раскрылся, Кобон был изгнан из Дельф, Пифия лишилась сана», — пишет О. В. Кулишова. По версии Геродота, по причине своего нечестия Клеомен, подкупивший пифию, впоследствии сошёл с ума.

В другом случае О. В. Кулишова приводит пример, как Алкмеониды сыграли решающую роль в свержении тирании в Афинах — через подкуп дельфийского жречества на содержащие указание сделать это ответы оракула лакедемонянам.

ИНСТИТУТ ОРАКУЛОВ

Рассмотрим на примере Дельфийского оракула роль в жизни древней Греции этого социального института и его связь с египетскими оракулами.Может быть, это позволит нам сделать выводы, на основе которых можно будет ответить на многие вопросы, казалось бы, несвязанные друг с другом, узнать и осмыслить новые исторические факты, что поможет нам продвинуться дальше и увидеть древние политтехнологии в их современных проявлениях.

Основные сведения о Дельфийском оракуле авторы берут из работ Геродота, Плутарха, Гомера, Диодора, Страбона, Плиния Старшего и Павсания. Информация о Дельфийском оракуле и его роли в общественной системе, рассмотренная в большинстве литературных источников, не блещет разнообразием.

В обобщённом виде она может быть представлена так.

Храм в Дельфах, панорама

Существование Дельфийского Оракула по традиционной хронологии начинается с XVI века до н. э. и заканчивается в VI веке н. э. Заметим, что храм Аполлона был построен не на пустом месте, а на месте, где ещё раньше находилось святилище богини Земли — Геи, тоже предсказательницы.

Последнее прорицание Оракул дал в 392 году нашей эры, и в нём говорилось о том, что принятое Римом христианство погубит Римскую империю. За это предсказание римляне разрушили храм, но избежать открытой Оракулом судьбы Риму не удалось.

При Нероне с территории Дельфийского оракула были вывезены в Рим почти все ценности, однако оставалось ещё до 3000 статуй, в том числе и золотых. Все золотые детали стали добычей более поздних завоевателей, а Константину Великому, который возвёл христианство в ранг государственной религии империи, досталась лишь бронзовая колонна, на которой написаны имена всех греческих государств, сражавшихся с персами. Эту колонну перевезли в Константинополь (ныне Стамбул), где она теперь и находится.

Достопримечательности Дельф

Дельфы — это музей под открытым небом. Частые землетрясения в этом районе не способствовали полной сохранности памятников культуры, но все же Дельфам есть чем похвастаться.

Главной достопримечательностью Дельф является Храм Аполлона Пифийского, датированный VI–IV вв. до н.э., который был обнаружен во время раскопок в 1892 г. Храм стал известен благодаря Дельфийскому оракулу, называемому «прорицалище». В храме находились скульптуры и статуи, посвященные богу. К Пифии (жрице-прорицательнице в храме Апполона) обращались все нуждающиеся города Дельфы по вопросам политическим и житейским, за предсказанием событий, советами и наставлениями. Святилище Аполлона в Дельфах считается самым знаменитым священным местом Древней Эллады.

Напротив храма Апполона можно увидеть главный алтарь святилища, сохранившийся до наших дней. Он практически полностью сделан из черного мрамора. Недалеко от святилища находится еще одна уникальнейшая постройка – «стоа», она состоит из семи рифленых колонн с надписью. Колоннада была построена в честь победы над персами в V веке до н.э.

Далее одним из самых впечатляющих и значительных строений комплекса святилища Апполона в Дельфах является сокровищница афинян. Сокровищница была построена в начале V в. до н.э. в честь победы афинян в битве при Саламине. Тут хранились военные трофеи и другие предметы, посвященные богу Аполлону. С точки зрения архитектуры сокровищница – это маленькое строение, выполненное из паросского мрамора. Рельефы, которыми она украшена, – образцы величайшего искусства архаической эпохи. Тут изображены подвиги Геракла и Тесея. Здесь сохранилось много росписей с текстами, которые очень важны для изучения праздников и обычаев древних греков, к примеру, Несение треножника, Несение огня, Додекаид и Ифаид, также высечены два гимна Апполону. Сокровищница Дельф – единственный памятник, сохранившийся достаточно хорошо, и это дало возможность французам в 1906 году восстановить ее до первоначального вида.

Примечателен также античный стадион, сооруженный в VI веке до н. э. По подсчетам стадион вмещал до 6000 зрителей. Этот исторический памятник наиболее хорошо сохранился по сравнению с подобными. Расположен он неподалеку от Древнего театра, на самой вершине – над храмом Аполлона и городом Дельфы. Тут проходила атлетическая часть состязаний Пифийских игр. Такие игры устраивались один раз в четыре года с начала VI века до н.э. и выражали единение нации. Музыкальная часть соревнований Пифийских игр проходила в театре города Дельфы.

Древний Дельфийский театр был сооружен так, что зрители видели храм Аполлона и долину внизу. Он располагается в святилище Аполлона. Внешне театр не раз перестраивался, сегодняшний облик с каменными скамьями, орхестрой и сценой он получил во времена римской эпохи, во II веке до н.э.

Чаша театра частично сформирована природным рельефом, а остальное – это искусственная насыпь. Общая вместимость 35 рядов театра составляет около 5000 мест. От сцены (скены), к сожалению, остался лишь фундамент. На территории театра проводились раскопки и работы по консервации, но все равно памятник стал жертвой прошедших веков, и многие архитектурные детали разбросаны по всему святилищу. А от каменных скамеек постоянно откалываются большие куски известняка.

Туристы, желающие коснуться тайны Дельф, могут пройти к Кастальским источникам. Это родник, бьющий из-под земли у самой скалы на горе Парнас. Источник являлся священным ключом Дельф. Свое название он получил от имени нимфы Касталии, бросившейся в него, спасаясь от преследований Апполона. Источник даровал вдохновение поэтам и музыкантам. В Касталии омывались жрецы и служители храма, Пифия – перед началом своих прорицаний, а также люди, приходящие за пророчеством и оставляющие богам свои дары.

Известной визитной картой Дельф является толос Афины Пронои. Около 800 метров от главных руин. Эта впечатляющее круговое строение, выполненное в форме ротонды, датируется III веком до н.э. Толос – это шедевр архитектуры, назначение которого до сих пор неизвестно. Строение состоит из двадцати дорических колонн и десяти коринфских полуколонн. Вся постройка стоит на площадке с тремя невысокими ступенями. Для сооружения памятника применили много видов строительного материала, что определило его разноцветность: тут и синий известняк, пентелийский и паросский мрамор. Крыша толоса была оформлена статуями, изображающими танцующих женщин. Правда, мало что из этого сохранилось: к большому сожалению ни статуй, ни рельефов толоса не осталось. Толос частично восстановили в 1938 г. В Археологическом музее Дельф представлены архитектурные детали и сохранившиеся части рельефных украшений толоса.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий