Хохлома. знакомимся с хохломской росписью

Как расписать хохломой матрешку?

В токарном цехе делают заготовки, которые иногда можно найти в магазинах для творчества. Семеновские мастера делают роспись в три этапа, и на каждом этапе работает свой художник.

Для работы вам понадобятся:

  • деревянная заготовка;
  • краска: анилиновые, акриловые или на водной основе – гуашь будет найти проще всего;
  • кисти беличьи разных размеров (у каждого мастера свои предпочтения, но № 2 самый ходовой);
  • лак для покрытия – акриловый, например;
  • карандаш для нанесения контуров;
  • вода для смачивания кисти;
  • палитра.

Хохломская роспись – матрешка поэтапно:

1. Прогрунтуйте матрешку с использованием клея на воде и крахмале, грунтуйте деревянную заготовку широкой кистью.

2. На деревянную заготовку вам нужно перенести рисунок – нарисовать личико, черты лица, руки и крупные элементы узора. Этот этап не всем удается сразу: нужна строгая симметрия, четкость линий. Потому вначале на заготовке можно отметить точки, по которым вы будете сверять симметрию.

3. Начинающим следует брать максимально простые эскизы, без детализации, чтобы работа не остановилась еще на этапе карандашного наброска. Но если вы приобрели набор для творчества, где все уже готово к росписи, то необходимый карандашный набросок уже будет нанесен на заготовку.

4. Когда вы с этим справились, пора брать в руки краски. Желтым цветом, аккуратными мазками закрашивайте платочек. Желтый платок традиционен для семеновских матрешек.

5. Далее переходите к росписи сарафана. Возьмите красную краску, ровными, неспешными мазками закрашивайте сарафан. Ручная работа требует усидчивости, потому не спешите сделать все быстрее.

6. Донышко закрашивать не нужно, фрагмент остается «пустым», дабы можно было увидеть структуру дерева. Не закрашивается и передник, так как цветочный узор рисуется сразу по деревянному основанию.

7. Рукава прокрашиваются белой краской, так наряд матрешки получится более праздничным, торжественным.

8. Приступайте к оформлению передника. Узор выбирайте любой, кому-то больше нравится выписывать розы, кому-то – ромашки. Цветок рисуется дугообразными движениями (двойным мазком). Для большей красоты добавьте бутоны по краям от центрального цветка.

9. Теперь к цветкам следует подвести зеленые листья. Прорисовывать листочки удобно тонкой кистью. Какими будут листья, зависит от ваших умений и навыков. Если они достаточные, то карандашного наброска не нужно, но если вы новичок – ориентируйтесь по наметке. Пустоты можно заполнить зелеными тонкими травинками.

10. Красным цветом для яркости матрешки легкими нажимами кисти можно обозначить ягодки.

11. Теперь можно выписывать личико. В основном для этого используется красный и черный цвет, глазки матрешке можно нарисовать голубые, яблочки на щечках – розовые. Волосы у игрушки разделены прямым пробором, чаще они темные.

12. Оцените работу – если цветовых включений больше не требуется, больших пустот нет, матрешку можно лакировать.

Мастер-класс по росписи матрешки вы также можете посмотреть в данном видео.

На создание такой матрешки много времени не уйдет. Даже новичок справится за пару часов, а то и быстрее. А дальше вы можете экспериментировать, например, расписывать лошадок или взяться за роспись ложек.

О том, как самостоятельно создать дымковскую игрушку, читайте в статье: «Пошаговое изготовление дымковской игрушки из глины своими руками».

Все это интересно и увлекательно. Помимо прекрасного результата вас ждет арт-терапия, которая поднимает настроение, уменьшает стресс и дает возможность отвлечься от суеты.

Удачного опыта!

Русская изба

Невозможно представить предметы народного быта россиян без самого важного — их жилища. На Руси избы строились на берегах рек или озер, ведь рыболовство с давнейших времен было одним из важных промыслов

Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Интересен тот факт, что ориентиром для выбора служили домашние животные. Место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным для строительства дома.

Жилище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или березы. Правильнее говорить не «построить избу», а «срубить дом». Делалось это с помощью топора, а позднее и пилы. Избы чаще всего делались квадратными или прямоугольными. Внутри жилища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни. Стены и потолки в русской избе не красили. У зажиточных крестьян дом состоял из нескольких помещений: основное жилище, сени, веранда, чулан, двор и постройки: стайка или загон для животных, сеновал и другие.

В избе находились деревянные предметы народного быта — стол, лавки, колыбелька или люлька для малышей, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки. Стол занимал центральное место в доме, угол, где он стоял, назывался «красным», то есть самым важным, почетным. Его покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было свое место, самое удобное, центральное занимал глава семьи — хозяин. В красном углу отводилось место для икон.

Основные цвета хохломской росписи

Исполняется тремя цветами – красная киноварь, золото и черная сажа. На фоне для прорисовки используют зеленый, оранжевый, синий, желтый, голубой. Каждый тон несет свой смысл. Черный — означает глубину вселенной, извечную темноту, бесконечность. Красный – красоту (красна девица, Красная площадь), здоровье, силу, процветание. Золото – характерный знак плодородия, богатства и благополучия. Эти пламенные сочетания не раздражают глаза, приносят красоту, покой и отдохновение.

Верховая роспись

Это искусство живописи заключается в нанесении черного и красных основных цветов на серебряный или золотисто-желтый фон изделия.

Особенность хохломы от других видов заключается в необычном приеме рисунка, при котором участвуют не только пальцы художника, а вся рука.

Мастер одним слитным движением создает долгие штрихи и пластичные мазки ленточного орнамента.

На поверхностях в виде сферы — сахарницы или конфетницы, цилиндра бочонка, самовара или чайника. Для верхового стиля характерны орнаменты «травная роспись или травка», «под ягоду или листок» и «пряник».

Хохлома на фоне

Фоновое написание отличается тем, что художник тонкой кистью наносит контур будущего рисунка. Кисть мастер держит фалангами пальцем почти вертикально к поверхности предмета. Легко прикасаясь , слегка вращает по направлению к себе. Затем фон закрашивается красным или черным цветом. А сами мотивы рисуются поверх фона. Золото только выглядывает в силуэтах цветов, птиц и лошадей, изгибах травинок. Это очень трудоемкий процесс, такие изделия дорогие, их обычно делают на заказ. Разновидностью «фонового» рисунка,  является «Кудрина». Золотые кудри завитков очень эффектно выглядят на черном или красном фоне столовых сервизов, чайных пар, ваз и панно.

Как выполняется «Золотая хохлома»

Как получить из заготовки изящную вещицу под хохлому.

  1. Начинается все с битья баклуш, когда подготавливают специальные продолговатые болванки из дерева.
  2. Потом над деревянной болванкой колдует мастер, вытачивая из нее нужный предмет. Такая заготовка называется бельём. Завершающей работой мастера будет шлифовка заготовки.
  3. Следующим шагом становится грунтовка, когда на отшлифованную заготовку наносят тонкий глиняный слой и просушивают. Вапа (очищенная глина) сохнет на заготовке не меньше 8 часов.
  4. Теперь пришел черед оливенья, т. е. покрытия поверхности заготовки несколькими слоями олифы – вареного растительного масла из конопли или льна. После каждого слоя олифы заготовка должна полностью просохнуть. Всего олифят в 4 слоя, при этом последний раз не нужно ждать полного высыхания, слой должен быть немного вязким.
  5. Четвертый этап – покрытие заготовки оловом или серебром. Сейчас для покрытия используется алюминиевая крошка. Этот процесс называли лужением. В результате изделия приобретали зеркально-белую поверхность.
  6. Теперь наступил этап покраски. Красили масляными красками. Основными пигментами служили сажа и киноварь. При верховой технике художник наносил на поверхность криуль (основная линия рисунка), на которую постепенно насаживал разнообразные элементы вроде цветочков, травинок, ягодок или капель и пр. Все изделия красились строго вручную, благодаря чему удавалось избежать точного повторения другого узора.
  7. Хохломскую роспись покрывали слоем льняного масла и сушили в горячей печке при 150-160°С, пока на поверхности не образуется масляно-лаковая медово-золотистая пленочка. Именно это и называется золотой хохломой. Те части, которые не покрыты красками, приобретали при печной сушке золотой оттенок.

Неповторимую хохлому сложно спутать с каким-то другим народным промыслом. В изображениях применяются исключительно растительные мотивы, цветочные орнаменты. Основная черта промысла – золотой фон. Его переливы причудливо оттеняются верховой ажурной росписью или насыщенными красно-черными мотивами при фоновой технике.

Технология хохломы: метаморфозы «белья»

Как же создают хохлому? Для начала рубят липу, осину или берёзу, оставляют её сохнуть на год или два. Затем дерево распиливают и колют на чурки, из которых вытачивают заготовки, за светлый цвет называемые «бельё». Их обмазывают масляно-глиняным грунтом, сушат, шлифуют, несколько раз покрывают олифой и лудят: по последнему, не до конца высушенному слою олифы натирают оловянным порошком. «Глиняная» посуда превращается в «серебряную».

Только после этого вещь оказывается готова к росписи, а после — к финальному покрытию олифой и отправке в печь, где покрытие пожелтеет, и возникнет то самое хохломское «золото». За века технология изменилась мало, разве что сейчас вместо оловянного порошка используют алюминиевый, а вместо олифы — жёлтый лак. На «бельё» идёт, в основном, мягкая и лёгкая липа, так что хохлома — золото буквально липовое.

Что такое хохлома и ее отличительные признаки

Хохлома – один из народных промыслов России. Фон изделий всегда черного цвета, но, несмотря на это, все предметы, расписанные в стиле хохлома, выглядят очень ярко. Обязательный элемент росписи – присутствие золота. К другим традиционным чертам хохломы относят изображения ягод, ветвей и листочков, а также птиц, животных и даже рыб.

На Руси дерево играло очень большую роль. Из него строили добротные избы, предметы мебели, посуду. Среди обычной посуды, изготовленной ремесленниками, существовали особые предметы сервировки, которые подавались на пирах и царских приемах. Они были окрашены особым ртутьсодержащим природным материалом, который назывался киноварью. Сверху посуду покрывали золотом. Медово-золотистый оттенок достигался неоднократной обработкой в печи при воздействии высокой температуры. Такой цвет придавал деревянным приборам массивности.

Изначально производство было налажено при монастырях на Руси. Например, среди большинства ремесленников Троице-Сергиевой лавры работали крестьяне из некоторых заволжских сел. Считается, что хохлома получила развитие благодаря старообрядцам, переселенцам с других земель, которые занимались посудным промыслом.

Как и когда возникла хохлома

Архивы показывают, что впервые о красивой расписной посуде упоминают в 1659 году. Именно тогда некий боярин по фамилии Морозов потребовал собрать с Заволжских земель посуду разнообразных размеров и мастеров по оловянному делу. В те времена олово применяли для золочения. Морозов в те времена владел селом Семеновское. В нем, а также в соседнем селе под названием Хохлома был сформирован промысел по росписи деревянных изделий.

Развитию подобного промысла на Руси способствовала близость крупного торгового пути (волжского) и соседство с ярмаркой – Макарьевской. Качество посуды было настолько высоким, что ее производство сделали главным для жителей промыслом, а село Хохлома – торговым пунктом, где продавалась уникальная посуда с необычным рисунком. После 1916 года было принято решение об открытии Школы художественной обработки деревянных изделий. Так хохлома получила новый виток развития.

Малахитовые изделия

Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей.  С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды.

Малахитовая шкатулка

Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной А.Н. Демидовым. Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.

Малахитовые колонны иконостаса

Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе  глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.

Хохлома в городах

Вторая половина XIX века — время, когда хохлома завоёвывает города. Переезд туда разбогатевших скупщиков хохломской посуды, народнические идеи и интерес образованной части общества к народным промыслам — всё это способствовало росту популярности промысла. Бурно развиваясь, хохлома теряет аутентичность. Кроме сугубо утилитарной, главным образом точеной, посуды появляются вазы для цветов, трости, даже вычурная мебель. Создание узоров поручают профессиональным художникам, и они обращаются к «русскому стилю», вводя в хохлому плетёнки из ярких лент в духе орнаментов древних рукописей.

На промысле такие узоры переводят с помощью бумажного трафарета и называют «славянской вязью».

Разновидности хохломы

У русского народа известно несколько разновидностей хохломской росписи. У них разные принципы нанесения и характер изображения. По типу нанесения хохлома делится на виды:

  1. Фоновый принцип – узоры, которые выполнены на однотонном черном либо красном фоне. Орнамент в данном случае получается золотистым.
  2. Верховая техника – предполагает нанесение узоров на уже готовое фоновое поле.

Классифицируются хохломские узоры и по способу росписи.

  1. Роспись под фон относится к самым технически сложным методикам создания хохломского узора. Сначала на заготовку наносятся контуры, а потом закрашивают нужные части фоновым оттенком (красным или черным). И уже после нанесения фонового слоя начинается выполнение самых сложных деталей узора.
  2. Кудрина – характеризуется особенной кудрявостью и витиеватостью растительных узоров, типичных для этого стиля. Орнамент при росписи выполняется золотым цветом. Все детали узора наносятся очень тонкой кисточкой.
  3. Пряник – самый простой метод, представляющий собой изображение в центре какой-либо геометрической фигуры. Это композиция, гармонично вписанная в ромб либо квадрат. Узор, как правило, дополняется символическим солнышком или тонкими мотивами вьющихся растений.
  4. Травка – ее еще называют травяная роспись. Наносится посредством отрывистых мазков в первую очередь. Линии мягкие и плавные. Крупные мазки – это листочки, а мелкие могут быть травинками или капельками. Это основной элемент верховой росписи, позволяющий гармонично заполнить всю поверхность причудливой ажурной композицией. Технически сложный способ, требующий аккуратности, терпения и внимательности.
  5. Ягодка и листок – напоминает травку, однако, на рисунке всегда присутствует изображение ягод и крупных листьев среди переплетенных травянистых стеблей. Обычно мастера изображают крыжовник, клюкву, смородину, землянику или виноград, колокольчики и ромашки. В плане цвета этот стиль гораздо богаче травяного, да и внешне выглядит декоративнее травки.

Хохлома изначально была промыслом, а потом уже стала искусством

Известный русский писатель Мельников-Печерский рассказывает в своем романе «В лесах и на горах», что изготовление посуды из дерева было одним из главных промыслов в Заволжье и всей Нижегородчине. С чем это связано?

Во-первых, если говорить о промыслах по Нижегородской области в целом, то в каждом районе имеются какие-то свои центры. Например, в Городце это городецкая роспись, городецкое золотное шитье, глиняная жбанниковская игрушка; в Чкаловске — чкаловский гипюр и многие другие.

Если говорить о хохломской росписи, то ей занимаются два района, граничащих друг с другом, — Ковернинский и Семеновский, где длительное время занимались изготовлением посуды из дерева и расписывали по хохломской технике с золочением и применением растительного орнамента. На сегодняшний день эти два центра так и остались, претерпев некоторые изменения в структуре. В Ковернинском районе раньше находилась огромная фабрика «Хохломский художник», насчитывающая более 1000 человек, сегодня она не работает. В Семенове тоже есть большое производство, где находится фабрика хохломской росписи. «Хохломская» преобладает в названии и того, и другого предприятия, потому что это название промысла.

Теперь немного поясню, почему в наших местах занимались этим производством. Год длинный, сельскохозяйственное производство занимает только период «весна-лето-осень», зима бездействует, поэтому надо чем-то заниматься. Также людям нужен был дополнительный доход в семью: пропитаться было нечем. Поэтому изначально это был промысел, к искусству он отошел уже позднее.

До 1961 года у нас были артели и промартели, которые зимой занимались изготовлением посуды, а летом все художники были задействованы уже на государственном предприятии, где художники и мастера работали на производстве круглый год. На сельскохозяйственные работы отвлекались только изредка по приглашению — ходили помочь собрать картошку или заготовить сено.

По сути, в глухом районе Нижегородской области были задействованы в промысле тысячи человек: одни точили, другие резали, третьи проводили заготовку, четвертые расписывали, кто-то сбывал эту продукцию. Все этапы были очень отлажены. И еще был сбыт, поскольку Советский Союз был огромен.  

Почему традиция создавать особую расписную посуду появилась именно в Хохломе, и как она сложилась?

Почему в Хохломе? У нас более 40 деревень только на территории Ковернинского района занимались изготовлением хохломской росписи. Пользовались дешевым подручным материалом. Ковернинский и Семеновский районы — это лесные края, поэтому в качестве материала для промысла выбирали дерево. Например, липа — мягкий материал, поддающийся обработке и в резьбе, и в токарном деле. В целом, я охватываю весь промысел, но мне ближе Ковернинский район, потому что я его лучше всех знаю: я там жил и вырос, знаю всю специфику. Изготовлением изделий занимался почти весь район: кто-то резал ложки, кто-то их расписывал, кто-то их скупал и ехал продавать — так получалось выгоднее всего. Напомним, что сезон заработка — весна-лето-осень, на зиму надо было где-то найти доход, чтобы купить продукты и одеться.

Заниматься подработкой могли всей округой, а продавать изделия все равно ехали в одно место. Хохлома была торговым селом. У кого была лошадь, тот возил изделия на продажу в Кострому, а в основном возили на саночках в Хохлому.

Многие искусствоведы утверждают (и даже подтверждают документально), что техника изготовления хохломской посуды с золочением дерева пошла от росписи икон. Возможно, это так, потому что золочение дерева в нашей местности преобладает именно в росписи икон. Скорее всего, какой-то этап в технологии хохломской росписи взят из заготовок досок под роспись икон.  

На ваш взгляд, в каком году возник промысел хохломской росписи?

В XVI–XVII века. Это подтверждается искусствоведческими поисковыми работами и документами. Год конкретно сказать трудно. В 1991 году отмечали 300-летие Хохломы, хотя, конечно же, нет конкретной даты, что именно в этот день начали рисовать хохлому.  

А можно ли назвать место, где возник промысел?

Было село Хохлома, которое до сих пор существует на территории Ковернинского района. Вообще название любому промыслу дает то место, откуда он выходит: Дымка — дымковская игрушка, Жостово — жостовские подносы. Но нельзя сказать, что мастера были только из этого села; скорее — из округа деревень вокруг Хохломы. А Хохлома была торговым селом, где устраивались четверговые базары. Когда не имели названия технологии росписи, говорили: «Откуда везем?» — из Хохломы, из Жостова, из Гжели. В итоге за видом промысла определилось название места, откуда оно расходилось.

Технология

Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем на токарном или фрезерном станке заготовке придают нужную форму. Полученные изделия — резные ковши и ложки, поставцы и чашки — основа для росписи, называются «бельё».

Изготовление «белья»

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой. После грунтовки изделие 7—8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3—4 раза. Последний слой сушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.

В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Лужение и художественная роспись

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т. д.) красным и чёрным цветом и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остаётся золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Хохломская роспись с гербом Нижнего Новгорода

Расписанные изделия 4—5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3—4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Палехская миниатюра

В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).

Палехская лаковая миниатюра

После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.

Палехская лаковая миниатюра

Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

История

Как возникла хохломская роспись, доподлинно сказать нельзя. Но с максимальной точностью специалисты могли установить, что случилось это в 17 столетии, что связано зарождение творческого направления может быть со старообрядцами, прятавшимися от гонений в заволжских лесах. Хохломой же называлось село, ставшее главным торговым центром региона, туда свозили продукцию на реализацию. Так и закрепилось название села за одним из самых красивых промыслов России.


Старинная матрешка XIX в.

Отличительные особенности направления – золотой цвет, который делает расписное изделие настоящей роскошью. Хохломскую посуду поставляли даже на царский двор, потому ошибочно думать, что занимались ее изготовлением поголовно все жители региона. Это были настоящие умельцы, мастера, подражать которым было непросто. Спрос имела не только посуда и утварь, но и игрушка. Традиционные узоры и цвета стали покрывать фигурки животных и людей.

Истоки промысла

Знаменитая роспись хохлома не только выглядит сказочно, но и рождение такого искусства окружено легендами и оплетено волшебством.


Хохлома — это красочная и весьма детальная роспись

Известно, что хохлома — русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в округе славного и величавого Великого Новгорода. В связи с появлением знаменитой росписи есть легенда. Давно, на берегу живописной реки, в нижегородской округе, жил умелец с «золотыми руками». Он искусно вырезал из дерева ложки-плошки, а потом раскрашивал их волшебным образом, да так, что всем казалось, будто они сделаны из чистого золота! Слава о народном умельце быстро разнеслась по округе, а потом докатилась и до самого царя. Правитель был рассержен, почему такой талантливый мастер, и вдруг не у него в услужении при дворе. Послал тогда царь служивых в глухие леса, чтоб доставить искусника ко двору. Искали прислужники мастера, а он словно сквозь землю провалился. А случилось следующее: умелец волшебным образом узнал, что идут за ним слуги царя, и скрылся из виду, да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом обучил он своему мастерству добрых людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки сверкали золотом.


Русский народ украшал хохломой посуду, столовые приборы и многое другое

На самом деле же есть научный факт, что роспись по дереву и особую технологию принесли на Заволжье раскольники, которые бежали, спасаясь от жестокого царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных умельцев, иконописцев, художников. Они и научили местное население такой необыкновенной росписи. Красиво раскрашенную посуду продавали в большом торговом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали, откуда он привез такое диво, он охотно отвечал: «Из Хохломы!». С тех пор так и повелось именовать необычайно красивую, в русском народном стиле, роспись хохломой.


Резьба по дереву и роспись под хохлому по сей день являются достаточно популярным русским ремеслом в некоторых районах

Хохломская матрешка

У русской матрешки – японские корни. Мудрец Фукурама с несколькими фигурками внутри, привезенный с острова Хонсю, вдохновил русских умельцев на создание отечественной адаптации. Появилась матрешка в 19 веке, а в 1900 году она завоевала медаль на Всемирной выставке в Париже. По эскизам С. Малютина в Сергиевом Посаде сделали первую матрешку, и промысел этот быстро распространился по России, так как местные мастера уже умели вытачивать предметы, вкладывающиеся друг в друга (пасхальные яйца, например).

Особенности матрешки из Хохломы (или как ее правильно называть, семеновскую матрешку):

  • красный, черный и золотой цвет доминируют в ее росписи;
  • желтый, зеленый и коричневый цвета помогают передать точность рисунка;
  • растительный орнамент стилизованный, но достаточно подробный, детализированный;
  • выглядит такая игрушка более нарядной, чем Вятская, например.

Но если вы сами решили нарисовать эскиз и перенести его на деревянную заготовку, которая должна стать хохломской матрешкой, начинайте с простого. Ажурная хохлома – умение, которому требуется последовательное развитие.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий