Жизнь и творчество ломоносова

Детство и родители

Итак, краткую биографию Ломоносова рассматривать не будем, но и на ее полное описание может потребоваться слишком много времени. Поэтому, пожалуй, ограничимся основным вехами в жизни величайшего ума своего времени и некоторыми моментами в его деятельности и личной жизни.

Родился Михаил (или как его еще иногда называют, Михайло) Ломоносов 19.11.1711 г. в небольшой деревушке Мишанинская Двинского уезда (нынешняя Архангельская область). Он был родом из этнической группы, называемой поморами. Именно этой группе крестьян в те времена удалось избежать распространения на них крепостного права.

Отец мальчика – Василий Дорофеевич – и мать – Елена Ивановна – слыли людьми зажиточными и относились к так называемым черносошным крестьянам. У семейства был достаточно большой земельный надел. Также они владели несколькими судами на побережье, предназначенными для рыбного промысла, который наряду с торговлей являлся основным видом деятельности и источником дохода.

Несмотря на это, если рассматривать биографию Ломоносова кратко (именно в этот период жизни), юный Михаил к основному занятию родителей особо не тяготел. Своего отца он описывал как человека, в общем-то очень доброго по натуре, но крайне невежественного из-за его соответствующего воспитания.

Сам же Михайло в этом отношении превосходил отца еще с ранних лет, поскольку имел ярко выраженную склонность к познанию окружающего мира, постоянной учебу и самосовершенствованию, хотя даже дальние рыбацкие походы укрепляли мальчишку и морально, и физически. Неудивительно, что впоследствии некоторые истории приписывали ему недюжинную физическую силу, и, надо сказать, значительная доля правды в этом есть.

Но вот что самое интересное (и даже краткая биография Михаила Ломоносова на это указывает очень четко), юный Михайло для саморазвития брал читать и своих односельчан книги, которые потом недвусмысленно назвал своими «вратами учености», среди которых его любимыми трудами были «Арифметика», «Ученая Псалтырь» и «Грамматика».

Кстати сказать, грамоте он обучался у местного дьячка, но и он не мог дать всех тех знаний, к которым стремился любознательный мальчишка.

До определенного момента жизнь, казалось, шла своим чередом, и ничто не предвещало беды, но когда Михаилу было всего девять лет, внезапно скончалась его мама. Отец, недолго думая, женился на Федоре Михайловне Усковой, но мачеха, как оказалось, была не слишком добра к пасынку. Именно в этот период Ломоносов все чаще стал ходить с отцом на рыбный промысел.

Впрочем, долго это не продлилось, и мачеха вскоре умерла. Тогда отец женился в третий раз. А вот новая его избранница была еще хуже первой. К пасынку она относилась с откровенной злобой и ненавистью, между ними постоянно возникали нешуточные ссоры, а бывший когда-то родным родительский дом стал просто невыносим.

Начало научной деятельности

Дальнейшее обучение Ломоносова проходило в Германии, куда его направили как лучшего студента. Пять лет учёный углублённо занимался математикой, физикой, химией, астрономией, философией и металлургией. Оттуда же он прислал в Академию наук «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором реформировал стихосложение на русском языке. После возвращения в Россию Михаил Васильевич получил должность профессора химии. Он стал первым русским, получившим такое звание, поэтому попросил разрешения читать лекции на родном языке. В России учёный продолжал широкую научную и общественную работу:

  • создал химическую научно-исследовательскую лабораторию;
  • открыл Московский университет, право учиться в котором получили и представители низших сословий;
  • основал мозаичную фабрику.

Ломоносов постоянно расширял сферу научной деятельности. Впоследствии он был избран в Географический департамент, где под его руководством осуществлён первый выпуск «Атласа Российского», внёсшего большой вклад в отечественную науку о земле. Избрание учёного членом Академии Художеств стало признанием его поэтического дара. Любимым жанром в творчестве Ломоносова была ода. Его перу принадлежат многие стихи, эпиграммы и похвальные благодарственные оды российским императорам.

Наследие Ломоносова

Учёный оставил после себя обширное наследие. Трудно назвать все области, в которых он сделал выдающиеся открытия:

  • исследовал электричество и силу тяжести;
  • развил атомно-молекулярное учение;
  • создал различные оптические приборы, например, зеркальный телескоп;
  • открыл атмосферу на Венере;
  • исследовал происхождение полезных ископаемых;
  • описал строение Земли;
  • способствовал развитию русского языка и литературы.

Благодаря Ломоносову в русском языке появилось много новых слов. «Градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «горизонт», «кислота», «вещество» и даже «квадрат» и «минус» — это всё ввёл в обиход великий энциклопедист. Ломоносов обладал разносторонними знаниями в области филологии. Он переводил с древнегреческого, немецкого, французского, латинского, английского и итальянского языков.

В сочинении на тему о Ломоносове и его роли в развитии российской науки необходимо подчеркнуть, что он был первым русским академиком мирового уровня, труды которого имели огромное значение для прогресса науки и образования в России и во многих других странах. Михаил Васильевич на десятилетия опережал западных учёных и делал фундаментальные открытия, значение которых полностью стало ясно только по прошествии многих лет.

Брак родителей

Если бы в 1711 году поморскому рыбаку Василию Дорофеевичу Ломоносову сказали, что его новорожденный сынок Михайло когда-нибудь женится на дочери марбургского пивовара и по совместительству городского старосты Генриха Цильха, он, скорее всего, не поверил бы. Однако судьбоносная встреча молодых людей все же состоялась, когда в Германию на учебу прибыло трое студентов из России.

Вдова Цильха, Катарина Элизабета, была стеснена в средствах и, чтобы прокормить сына и дочь, решила сдавать часть дома. Она приютила М.В. Ломоносова, Д.И. Виноградова и Г.У. Райзера, и молодые люди вскоре сблизились с ее детьми. Со временем женщина заметила, что русский студент Михаил и ее дочь Елизавета влюблены друг в друга, и потребовала либо прекратить отношения, либо заключить брак. При этом Ломоносов оказался в достаточно сложной ситуации, так как не имел средств для содержания семьи. Кроме того, препятствием являлась принадлежность влюбленных к разным конфессиям. Однако отступать было некуда, так как в ноябре 1739 года у пары родилась дочь Екатерина Елизавета, которую в документах записали как незаконнорожденную. Как бы то ни было, летом 1740 года Михаил Ломоносов обвенчался с Е. К. Цильх в кирхе реформаторской общины Марбурга, а через год уехал в Россию, оставив жену, беременную вторым ребенком, ухаживать за больной матерью.

Изучение науки о стекле

Говоря об особенностях творчества Ломоносова, можно отметить его стремление опередить время. Стоит сказать, что он с успехом этим занимался. Основателем целой науки о цветном стекле является именно наш выдающийся учёный. В 1748 году он открыл химическую лабораторию, которая стала первой в России. Там он провёл бесчисленное количество опытов, в том числе, используя стёкла.

Эксперименты рано или поздно должны были дать результат, что, собственно, и произошло. Таким образом, Михаил Васильевич смог выработать технологию цветного стекла. Используя эту разработку в промышленной варке, он мог создавать изделия из этого материала. Одновременно с великим открытием, величайший учёный работал над созданием собственной теории света. Творчество Михаила Ломоносова довольно многогранно, ведь он изучил за свою жизнь огромное количество наук, а некоторые даже основал самостоятельно.

Личная жизнь

С осени 1736 года Ломоносов стал арендовать комнату у вдовы марбургского пивовара. Там же жила 19-летняя дочь хозяйки – Елизавета Цильх, которая ждала детей от Михаила Васильевича. Возлюбленные поженились 26 мая 1740 года в Марбурге. Первая дочь ученого Екатерина-Елизавета родилась вне брака, поэтому считалась незаконнорожденной. Девочка умерла в 1743 году.

Михаил Ломоносов с женой

22 декабря 1741 года Михаил Ломоносов вновь становится отцом. Жена дарит служителю науки сына, которого назвали Иваном. В 1742 году годовалый мальчик также скончался. В 1749 году в семье Ломоносовых рождается девочка Елена, которая стала единственным выжившим ребенком. Таким образом, Михаил Васильевич не оставил потомков, которые смогли бы продолжить род Ломоносовых (у ученого не было сыновей).

Начало научной деятельности

Дальнейшее обучение Ломоносова проходило в Германии, куда его направили как лучшего студента. Пять лет учёный углублённо занимался математикой, физикой, химией, астрономией, философией и металлургией. Оттуда же он прислал в Академию наук «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором реформировал стихосложение на русском языке. После возвращения в Россию Михаил Васильевич получил должность профессора химии. Он стал первым русским, получившим такое звание, поэтому попросил разрешения читать лекции на родном языке. В России учёный продолжал широкую научную и общественную работу:

  • создал химическую научно-исследовательскую лабораторию;
  • открыл Московский университет, право учиться в котором получили и представители низших сословий;
  • основал мозаичную фабрику.

Ломоносов постоянно расширял сферу научной деятельности. Впоследствии он был избран в Географический департамент, где под его руководством осуществлён первый выпуск «Атласа Российского», внёсшего большой вклад в отечественную науку о земле. Избрание учёного членом Академии Художеств стало признанием его поэтического дара. Любимым жанром в творчестве Ломоносова была ода. Его перу принадлежат многие стихи, эпиграммы и похвальные благодарственные оды российским императорам.

Ломоносов о русском языке, Ломоносов-филолог

Не устарели замечательные высказывания ученого Ломоносова о русском языке. Глубоко уверенный в том, что русский язык один из самых сильных, музыкальных и красивых языков мира, Ломоносов писал:

«Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает…» («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739 г.) Позже, в 1755 г., в посвящении к «Российской грамматике», Ломоносов находит еще более сильные и точные слова, чтобы достойно оценить величие нашего языка: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был исукусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Всем своим литературным творчеством Ломоносов убеждал читателя, что «российский язык» действительно обладает высокими качествами, выделяющими его среди других языков. Поражает удивительная простота, точность, ясность научных определений и объяснений великого ученого.

Учение Ломоносова о трех штилях

Как ни прекрасен был русский язык, но Ломоносов отлично видел, что словарь его требует упорядочения, а грамматические правила большего единства. В русском языке наряду с российскими словами и формами, употреблялось — особенно в книгах — немало церковно-славянских слов (наряду со словом «голос» — «глас», наряду с глаголом «сказал» — «рек» и т. д.). С другой стороны, в Петровскую эпоху в русский язык вошло множество иностранных слов, появление которых было обусловлено необходимостью обозначить новые понятия. Новые предметы в быту, научные термины, которых прежде вообще не было в русском языке,— все это требовало новых слов, приводило к засорению русского языка чужеземными словами и оборотами.

Чтобы упорядочить употребление в книжной речи церковно-славянских слов (не ставших еще бессмысленными для русского человека) и открыть доступ в нее разговорных слов и оборотов, Ломоносов создал так называемое учение о трех стилях («штилях»). Все литературные жанры он разделил на три группы; каждый жанр, по его мнению, должен писаться одним из трех стилей («штилей»): высоким, допускающим и элементы церковно-славянские; средним, с преобладанием речений, «больше в российском языке употребительных»; и низким, где допустимы только «российские» слова с привлечением просторечия. Учение «о трех штилях» практически давно уже в литературе не применяется, но идея его — необходимость разного стиля для разных родов и жанров поэзии — остается живой и ценной. Историческое значение трех стилей Ломоносова в деле упорядочения русского словаря для его времени было весьма велико.

Детство

На родине Ломоносова

М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье помора Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. О первых годах жизни Михаила Ломоносова известно очень мало. Мать его умерла очень рано, когда ему было всего девять лет. В 1721 г. отец женился вторично, а после смерти второй жены женился в третий раз — на вдове. Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».

Скорее всего, независимый характер Ломоносова только и мог сформироваться на этой земле: он был выходцем из той части русского народа, которая никогда не знала рабства (крепостного права), государственные крестьяне, строгие в нравах, деятельные, независимые, «умевшие за себя постоять, сплотились в «земские миры». Им неведома была барщина, бремя государственных обложений, они развивали товарное хозяйство, торговлю и ремёсла. Поморы владели навигацией, ходили в Ледовитый океан, к Новой Земле. На Мурмане — промысловые становища, лов вели огромными сетями, охотились, варили соль, смолу, добывали слюду. Здесь богатая традиция художественного рукоделия. При отсутствии школ поморы учили грамоте друг друга, переписывали книги.

Дом Ломоносовых

Деревня Мишанинская находилась на Курострове, против города Холмогоры. Острова дельты Северной Двины были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота и открытый выход в море.

Плавания в суровых северных морях были опасным делом, поэтому поморы объединялись в артели, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. М. В. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Будущий ученый полюбил суровую, но живописную природу своего края.

Грамоте его обучил дьячок местной Дмитровской церкви, к 14 годам он грамотно писал, но жизнь в родном доме делалась для него невыносимой из-за постоянных ссор с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. К тому же отец решил его женить, тогда Ломоносов прикинулся больным, женитьбу отложили, и юноша отправился в Москву.

Учёба

Парень теперь всё время проводил с отцом на промыслах. Вскоре родитель надумал женить сына, но юному Ломоносову этого никак не хотелось, и он прикинулся больным, а в мыслях задумал убежать из дома. Свадьбу отложили, а в конце 1730 года вместе с караваном, идущим с рыбой, Михаил бежал из родных мест. Он заранее всё тщательно обдумал, парень понимал, что есть три места в России, где можно получить хорошее образование – Петербург, Москва и Киев. Его выбор пал на Москву.

Это путешествие действительно было похоже на бегство, потому что он никому ничего не сказал и даже не простился с отцом. Ночью тайно Ломоносов покинул дом, взяв с собою тулуп, две рубахи, немного еды и две книги – всё те же «Арифметику» и «Грамматику», которые сосед, в конце концов, подарил любознательному Михаилу. Караван он нагнал лишь на третий день, попросил у рыбаков разрешения присоединиться к ним и идти дальше вместе. Шли они три недели, и в начале 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.

Здесь Михаил не знал ни единого человека, но умудрился устроиться на учёбу в «Спасские школы». Эта Славяно-Греко-Латинская Академия была в России первым высшим учебным заведением. Чтобы быть принятым на учёбу, Ломоносову пришлось пойти на подделку документов, он выдал себя за холмогорского состоятельного дворянина.

В жизни Ломоносова начался довольно сложный период. Во-первых, нищенское существование, ему приходилось выживать на три копейки (алтын) в день. Во-вторых, ему было на тот момент двадцать лет, а в классе с ним учились маленькие дети, которые постоянно насмехались над взрослым одноклассником. Вдобавок ко всему Ломоносову регулярно приходили письма от отца, который то и дело укорял его.

Но все эти невзгоды не могли сравниться с его сумасшедшей тягой к знаниям. Насмешки детей он стойко переносил, и, пока они развлекались в свободное время, он просиживал в библиотеке за книгами

Поведение Михаила было настолько примерным, а учёба успешной, что в скором времени на него обратило внимание руководство школы. За один год ему удалось освоить программу трёх классов

В качестве лучшего ученика школы Ломоносова посылали на обучение:

  • в 1734 году в Киево-Могилянскую академию;
  • в 1735 году в Петербург в университет при Академии наук;
  • в 1736 году в немецкий город Марбург для обучения химическому и горному делу (в то время в России катастрофически не хватало специалистов в этих областях).

Презентация на тему: » Михаил Васильевич Ломоносов 1711 – 1765. ДЕТСТВО ДЕТСТВО.» — Транскрипт:

1

Михаил Васильевич Ломоносов 1711 – 1765

2

ДЕТСТВО ДЕТСТВО

3

Родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка, неподалеку от села Холмогоры Архангельской губернии. Родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка, неподалеку от села Холмогоры Архангельской губернии.

8

Еще от матери Ломоносов научился читать. «Вратами учености» для него становятся «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. Еще от матери Ломоносов научился читать. «Вратами учености» для него становятся «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого.

10

ПУТЬ В НАУКУ

11

В Москву Ломоносов ушёл в декабре 1730 года. Он ушёл из дома вопреки воле отца. Сосед Фома Шубный одолжил ему три рубля денег.

12

Карта пути Ломоносова в Москву

13

Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 года Ломоносов поступил в Московскую Славяно-греко- латинскую академию. Несмотря на материальные трудности и тяготы, первые три класса он закончил за один год.

14

В 1735 году в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. В 1735 году в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет.

15

В 1736 году Ломоносов был направлен в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. В 1736 году Ломоносов был направлен в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. Дом, в котором Ломоносов жил в Марбурге

16

ВЕЛИКИЙ УЧЁНЫЙ

17

Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец… Кто так кратко и точно охарактеризовал Ломоносова? (А.С. Пушкин )

18

Общественный деятель Художник Языковед Поэт Астроном Физик Геолог

19

Открытия Ломоносова Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/ Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/ Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/ Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/ Создал ряд оптических приборов. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли. Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Опубликовал руководство по металлургии

Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири

Автор трудов по русской истории. Автор трудов по русской истории. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755). По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

20

Любимая наука -химия Вещи из химической лаборатории М.В.Ломоносова

21

Кабинет химика М.В.Ломоносова

22

Более 17 лет Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Он раскрыл секреты изготовления смальты. В 1754 г. в 64 верстах от Петербурга была построена фабрика, где изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда.

23

Нерукотворный Спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова Петр I. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. 1754

24

Екатерина II. Мозаика ломоносовской мастерской Полтавская баталия. Мозаика ломоносовской мастерской Общий вид

25

С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим.- сказал В.Г. Белинский.

26

Он занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории.

27

Память народная М. В. Ломоносов умер в 1765 году. Памятник М. В. Ломоносову установленный на его родине П. И. Челищевым

28

Он похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

29

В нашей стране его именем назван Московский государственный университет, ему поставлены памятники.

30

Памятник М.В. Ломоносову в Москве перед зданием МГУ на Воробьевых горах

31

Памятник Ломоносову в Новозыбкове Брянской области

32

Музей М.В.Ломоносова

33

В 1956 г. была учреждена золотая медаль и премия имени М.В. Ломоносова, издано полное собрание сочинений Ломоносова.

Переезд за границу

В Академии наук Ломоносов делал большие успехи. Преподаватели отмечали его стремление к знаниям, усидчивость и способность быстро перерабатывать информацию. В то время начались занятия по математике и философии. Обучение было для парня счастьем:

  1. Михаил преуспел во всех направлениях, в свободное время начал сочинять стихотворения, но ни одно из них не вышло в печать. Помимо этого, он увлекся историей, уделял время физическому воспитанию.
  2. Если посмотреть на портрет ученого, можно отметить, что тело его было хорошо развито. Современники утверждали, что мужчина обладал большой силой. Об этом свидетельствует случай, когда Ломоносов обратил в бегство двух преступников и забрал одежду третьего за то, что те намеревались его ограбить на улице. Этот факт из биографии говорит о буйном нраве Михаила Васильевича.
  3. В 1736 году президент Академии наук предложил коллегам отправить нескольких способных молодых людей в Фрайберг для дальнейшего обучения. Особенно необходимы были им знания горного дела и химии. Среди избранных был и Ломоносов. После нескольких совещаний было принято решение направить учеников сначала в Марбург, где преподавал доктор медицины, обучающий основам практической и теоретической химии.
  4. После переезда в Германию Ломоносов поселился в доме вдовы, муж которой был пивоваром. Она проживала там вместе с дочерью. За границей парень провел 5 лет, ездил по разным городам, обучался. Последний год провел в Голландии.

Помимо основных знаний в области горного дела, математики, химии и физики Ломоносов обучался рисованию, фехтованию, танцам и нескольким языкам. Через некоторое время он стал настоящим полиглотом, поскольку свободно читал и говорил на 12 языках. Немецкий, французский и итальянский стали для него такими же простыми, как родной язык. Много раз в поездках Ломоносов притворялся иностранцем. В 1737—1738 годах Михаил занимался различными науками.

Работа с мозаикой

Михаил Васильевич работал с мозаикой — видом монументальной живописи. Почему же его заинтересовала именно она? Ученый писал, что живописцы используют основные цвета, а все остальные составляют с помощью смешения. Ему же хотелось найти короткие и простые пути передачи изображения.

Михаилу Васильевичу было тесно и душно в стенах Академии наук. Он стремился уйти из-под опеки канцелярии, найти деятельность, где могла бы реализовать себя его кипучая натура.

Ломоносов заинтересовался мозаикой еще задолго до того, как он обзавелся собственной химической лабораторией. Его очень привлекало древнее искусство создавать из смальт (стеклянных сплавов разных цветов) немеркнущие портреты и картины. В 1746 году граф М.И. Воронцов привез из Рима несколько мозаичных работ. В доме этого графа часто бывал Михаил Ломоносов.

Литературная деятельность Ломоносова

Работая над трудами в области точных наук, Михайло Васильевич не забывал и о русской речи. Он создал новую русскую грамматику, сблизил разговорный и литературный языки. Вклад его в развитие языкознания трудно переоценить. Чтоб упорядочить литературный язык, он предложил ограничить влияние церковно-славянских, а также множества иностранных слов, заменив их выражениями родной речи.

Ломоносов предложил использовать три стиля — низкий, посредственный и высокий. Высоким надлежало пользоваться при написании од, праздничных речей, героических поэм. Стиль средний допустим при дружеской переписке. А вот низкий подходил для создания комедии, написания эпиграмм и песен. Здесь запросто допускалось использование просторечной лексики. Так Ломоносов гармонично соединил старое и новое. Его литературные и поэтические работы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского языка и литературы.

Фарфоровые пробы

Михаил Васильевич внес большой вклад в развитие производства фарфора. К сожалению, для суждения об открытиях, сделанных им в этой области, сохранились довольно скудные материалы. В созданных им «Лабораторных записях» (раздел «Фарфоровые пробы») представлены некоторые рецепты фарфоровых масс. Другая их часть находится в «Лабораторном журнале».

Ломоносов начал работы по фарфору, скорее всего, в 1750 году. Рецепты, описанные им, относятся либо к 1751-му, либо к началу 1752 г. Нельзя точно сказать, осуществлял ли он позже фарфоровые пробы. Однако ясно, что Ломоносов вел исследования самостоятельно. Он пошел иным путем, нежели Виноградов, его друг. Такой вывод можно сделать, сравнив фарфоровые массы, созданные двумя этими исследователями. У Ломоносова они были двухкомпонентными, состоящими из кварцсодержащего компонента и глины. Массы различались лишь кварцевыми материалами, сортами глин, предварительной подготовкой — степенью измельчения, прокаливанием, промыванием. Кроме того, количественное соотношение входящих в их состав компонентов было различным. Виноградов же использовал третий компонент в качестве плавня — алебастр (гипс).

Михаил васильевич Ломоносов образование. Краткая биография Михаила Ломоносова

Михаил Ломоносов (полное имя – Михаил (Михайло) Васильевич Ломоносов ) родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии Русского царства. Сейчас данная деревня называется село Ломоносово .

Его отец – Василий Дорофеевич Ломоносов, по некоторым сведениям, был помором. Его мать – Елена Ивановна Ломоносова (Сивкова), дочь просвирницы погоста Николаевских Матигор.

Когда Михаилу исполнилось 9 лет, его мама умерла. Отец через год после смерти жены женился во второй раз на Федоре Михайловне Усковой . Через 3 года после этого (в 1724 году) она также скончалась. В третий раз Василий Дорофеевич заключил брак с Ириной Семеновной Корельской , которую сам Михаил Ломоносов назвал «злой и завистливой мачехой».

Влияние детства на будущее Михаила

Михаил Васильевич начал помогать отцу с десяти лет . Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.

Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах:

Вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — все это уходит далеко вглубь, к первым впечатлениям Михаила.

Образование

Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. По его собственному выражению, фундаментом любой науки для него делаются «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.

В четырнадцать лет юный Ломоносов грамотно и четко писал. Дальнейшее образование Михаил Васильевич получал уже в 19 лет, после знаменитого похода пешком в Москву.

«Полтавская баталия»

Наиболее известная мозаичная работа Михаила Васильевича — «Полтавская баталия». Эта картина сложена из кусочков смальты. Длина столбиков составляет 5 см, а толщина — всего 1-6 мм. Это настенное полотно было задумано Ломоносовым для Петропавловского собора как часть серии мозаик, помещенных внутри здания. По размерам эта работа огромна — более 300 кв. м. В левой части ее изображен Петр I на коне. Он представлен смелым полководцем, который ведет в бой русские войска. Взгляд Петра решителен и смел, его поза величественна. За ним следуют его соратники, среди которых узнается А. Д. Меншиков и Б. П. Шереметев. В центре композиции представлен простой солдат, который преграждает путь царю. Этот солдат с мушкетом как будто сдерживает Петра I от порыва пробиться вглубь схватки и опасности погибнуть. Эта фигура олицетворяет простой народ. По мысли автора, роль его не менее значительна, чем роль Петра I.

Итак, мы изложили основные заслуги Ломоносова кратко. Конечно, мы рассказали не обо всех достижениях этого ученого. Всю его обширную деятельность в одной статье охватить просто невозможно. Выдающиеся заслуги Ломоносова в литературе и русском языке, химии, географии, физике и других областях знания делают его одной из самых значимых фигур в отечественной истории.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий