Критика доказательства бытия божьего и. кантом

5 доказательств бытия Бога. 7 доказательств существования Бога

«Глупец сказал в своем сердце: Бога нет» — вот что написано в Псалме (Пс. 14.1; Пс. 53.1). Между тем, на протяжении веков человеческое любопытство пытается найти доказательства существования Бога.

Неоспоримым фактом является то, что многие люди глубоко убеждены в несуществовании Бога, утверждая, что противоположная точка зрения оскорбляет их разум (на примере блестящего биолога Ричарда Докинза). Но было бы неуместно и неверно полагать, что атеисты — это люди, которым не хватает разума или знаний. Некоторые из атеистов выдающиеся умы. Интересно, что есть также люди, которые с гордостью называют себя агностиками, признавая как атеистов, так и верующих (потому что некоторые верят в существование Бога, а другие в Его небытие), фактически и ни один из них не может доказать истинность своих убеждений.

Зачем нам нужны доказательства?

На самом деле, люди, которые верят, не нуждаются в доказательствах, но это не означает, что наша вера иррациональна или противоречит тому, что предлагает разум. В христианстве всегда существовало мнение, что концепция Бога может быть достигнута в некоторой степени посредством логического мышления, которое еще не является верой, но оно может стать отправной точкой для установления личных отношений с Богом. Рино Каммиллери в книге «Является ли Бог католиком?» писал: «Я не думаю, что Бог создал людей, а затем играл в прятки с нами, не давая нам никаких шансов на успех в этой игре». Итак, Бог ведет себя как тот, кто дал достаточно сигналов и посылов, но не дал окончательной уверенности, вытекающей из знания.

Вместо доказательства существования Бога было бы лучше поговорить об аргументах, предпосылках или (как св. Фома Аквинский) о «путях». Бог открывает для нас много путей, чтобы мы могли познать Его и полюбить Его. Давайте посмотрим на «доказательства», представленные ниже.

1. «Доказательство» от существования воинствующих атеистов

Некоторые крайние, борющиеся атеисты так энергично выступают против идеи Бога, что это их одержимость, становится чем-то, что почти составляет смысл их существования. Создается впечатление, что, как это ни парадоксально, Бог прочно и постоянно присутствует в их жизни, постоянно принуждая отрицать Его существование.

Фото: Google images

2. «Доказательство» от существования Вселенной и нас самих

Согласно Библии, Бог рассказал нам о себе, то есть открыл себя, но Бога также можно узнать интуитивно и естественно из его произведений. Глядя на величие природы и космоса естественным образом, мы приходим к выводу, что должна быть какая-то причина всего. Там должно быть что-то, что объясняет все это.

Фото: Google images

3. «Доказательство» чудес

Первое «чудо св. Январь» в присутствии папы. Конечно, есть и такие, которые говорят, что чудес не бывает. Ну … Исцеления могут быть результатом нашего мозга, чьи возможности мы не знаем. Сила внушения может многое сделать. Пусть знаменитое «чудо солнца» в Фатиме будет коллективной галлюцинацией. Тем не менее, как объяснить существование так называемых саван Манопелло, образа Богоматери Гваделупской и многочисленные подтвержденные евхаристические чудеса?

Люди собрались в ожидании обещанного чуда. Фото: Google images

4. «Доказательство» из личного опыта верующих

Вера творит чудеса с незапамятных времен среди миллиардов людей во всем мире мы сталкивались с убеждением, что Бог существует. Люди приходят к такому выводу не по философским соображениям, а по личным, субъективным контактам с Богом. Миллионы людей, живущих сегодня, могут также подробно описать свой опыт общения с Богом.

Фото: Google images

5. «Доказательство» от желания Бога

Наша жизнь — это постоянная гонка, поиск и стремление к самореализации. Каждый человек чувствует в своей жизни определенные потребности и желания, в которых существует что-то реальное. Мы чувствуем голод, и есть еда, чтобы удовлетворить этот голод. Мы также испытываем жажду знаний, поэтому мы черпаем знания из книг и других источников.

6. «Доказательство» св. Ансельмы

Святой Ансельм, архиепископ Кентерберийский (который жил в 11-м веке), представил причудливый аргумент в пользу существования Бога, который до сих пор шокирует. Ансельм предложил блестящее и довольно точное определение Бога, и оно гласит: «Бог — это нечто, за пределами которого больше нельзя думать».

Святой Ансельм Кентерберийский. Фото: Google images

7. «Доказательство» от морали

Те, кто читал «Мастер и Маргарет» Михаила Булгакова, наверняка помнят разговор Воланда с Берлиозом и поэтом, который, не зная, что их собеседником был сатана, объявил, что они атеисты, как и подавляющее большинство населения своей страны.

Доказательства существования Бога Канта. Критика доказательств бытия Бога Иммануилом Кантом

Родоначальник немецкой классической философии Иманнуил Кант подробно развивает в “Критике чистого разума” доказательства бытия Бога и приходит к парадоксальному результату. С одной стороны, он говорит, что рациональными аргументами можно доказать существование Бога, но нельзя сделать доказательства убедительными для противоположной стороны. Иными словами, если среди десяти верующих окажется хотя бы один атеист, который умеет постоять за свои идеи, то он не примет этих рациональных доказательств и представит свои доказательства и опровержения. Кант исследует не только сами доказательства, но и причины, побудившие теолога заниматься ими. Эти причины Кант усматривает в стремлении разума к окончательной завершенности картины мира, к поиску основания всех оснований, т.е. к идеалу чистого разума, что и составляет рациональную предпосылку всех рассуждений о Боге. Доказательства могут строится по-разному, но у них есть общая структура и общая логика движения мысли.

Если есть цепь причин, значит где-то должно быть начало всех причин. Если существе возможность совершать добрые дела, значит должна существовать конечная актуальность добра, его “источник”. Если в мире, где отсутствуют собственные твердые основы нравственности, искать ее абсолютное начало, то мы ничего не найдем. Поэтому разумнее положить в основу человеческих нравственных поступков ориентацию на какую-то божественную сущность, т.е. то, что само по себе, в силу своей природы лишено греха и является воплощением мудрости, могущества и добра самих по себе. Иными словами, рационально рассуждая, двигаясь через ряд условий к безусловному, разум приходит к идее Бога. Регулятивный принцип разума, по Канту, в следующем: идя от целостностей, уже выстроенных рассудком, мы полагаем целостность всех целостностей, а затем и ум, который есть всем умам ум, а также добро, которое есть добро всякой доброте. Кант показывает путь разума и его общую логику, которые рождают идею Бога. Таким образом, получается, что все рациональные доказательства бытия Бога не доказывают бытие Бога, а лишь иллюстрируют стремление разума его постичь. Разум же действует здесь по законам человеческого бытия, распространяя логику земных отношений на логику божественного существования. Действительно, нет никаких оснований, кроме земного опыта, полагать, что все является результатом причинно-следственного взаимодействия. И если предположить существование иных миров, с иной логикой бытия, то придется признать, что из всеобщего причинно-следственного взаимодействия вовсе не вытекает необходимость первопричины. Что собственно и сделал Дэвид Юм, заявив, что источник “истины” — наши привычки, не более, результат многократно повторенного опыта, а поэтому можно только предполагать, что есть истина сама по себе, доказать это в пределах нашего опыта невозможно, а иного бытия и познания, кроме бытия и познания в опыте у нас нет.

Доказательства Канта. Шестое доказательство бытия Бога

Великий немецкий философ Иммануил Кант подверг критике 5 доказательств бытия Бога от Фомы Аквинского. Однако мыслитель с удивлением обнаружил и сформулировал 6 доказательство.

Его-то мы и рассмотрим. Надеемся, что данная заметка будет интересна тем, кто увлекается философией и любит думать.

Интересен факт, что Михаил Булгаков в своем произведении «Мастер и Маргарита» устами одного из героев приводит 6 доказательство бытия Бога , на что другой персонаж отвечает ему:

«Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!»

Фраза стала крылатой.

Вот этот фрагмент из телесериала «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко в исполнении блестящих актеров:

6 доказательство бытия Бога

Итак, Кант начинает шестое доказательство бытия Бога с известной посылки: ничто не происходит в мире без причины. Ведь принцип детерминизма (причинно-следственных отношений) – это, по сути, самый общий закон мироздания. Этому закону подчиняется и человек.

Однако бывают случаи, когда человек действует свободно, ничем не понуждаемый. То есть, как будто без причины.

Теперь предположим, что у каждого человеческого поступка есть свои причины. В таком случае награждать за подвиги надо не людей, а эти самые «причины», и их же надо сажать в тюрьму вместо тех, кто совершает преступление.

Иными словами, там, где нет свободы – там нет ответственности, и не может быть ни права, ни нравственности.

Иммануил Кант

Но Иммануил Кант считает, что отрицать свободу человека – это то же самое, что отрицать всю мораль.

С другой же стороны, если даже в действиях других людей я и могу усматривать причины, по которым они поступают в каждой ситуации именно так, то как только я присмотрюсь к себе самому, то должен будут признать, что по большому счету я-то действую свободно.

Иначе говоря, не смотря на окружающие меня обстоятельства, особенности моего характера , наследственность и т.п., перед любым поступком у меня есть время , когда я могу сделать свободный выбор в пользу того или иного решения.

Это и есть свобода.

По мнению Канта именно в это время история всей вселенной как бы начинается с меня.

Ни в прошлом, ни в настоящем нет ничего такого, чем бы я мог оправдать ту подлость, на пороге которой я стою.

Итак, Кант в доказательстве бытия Бога выводит два факта:

  1. Все в мире живет по закону причинности.
  2. Человек в редкие мгновения своей свободы не подчиняется этому закону.

И есть еще один принцип: на территории государства его законам не подчиняются только те лица, у которых есть право «экстерриториальности», т.е. дипломатический корпус.

Так вот, человек не подчиняется Основному Закону нашей Вселенной, а это значит, что он не является ее частью. У нас есть статус экстерриториальности в этом мире; мы – посланцы.

Мы – послы того, иного, нематериального мира, в котором действует не принцип детерминизма, а принцип Свободы и Любви. В мире есть Бытие, которое не подчиняется законам материи. И мы к нему причастны.

Из всего вышесказанного вытекает простой вывод: мы свободны – а, значит, Бог существует.

Интересен факт, что выдающийся русский поэт и современник Канта – Гавриил Державин , в своей известной оде «Бог» приходит тому же выводу:

«Я есмь – конечно, есть и Ты!»

5 доказательств существования Бога фомы аквинского кратко. Как Фома Аквинский доказывал существование Бога

Фома Аквинский (Томас Аквинат) относится к компании наиболее авторитетных мыслителей-теологов в католицизме. Его именем называется целое учение — томизм. Более того, он причислен к лику святых. Фома жил в XIII веке, происходил из знатной неаполитанской семьи. Получив сперва образование в монастыре (тогда это были центры учености), отполировал и углубил его в Кельнском университете. Преподавал теологию в Сорбонне и других университетах.

Неизвестный мне художник. «Фома Аквинский». Все изображения взяты из открытых источников в интернете

К XIII веку всем мыслящим людям стало уже ясно, что вера не может быть чисто иррациональной, что отрицать значение разума, логики — глупо. Вера и знание не противоречат друг другу, а взаимно дополняют один другого. Отсюда — огромный интерес к философии Аристотеля, который существовал в то время в интеллектуальных кругах. Ведь именно этот греческий философ обосновал законы логики. Новые веяния в полной форме выразил Фома Аквинский. Он, правда, считал, что теология по-любому стоит выше философии, потому что истина откровения полнее истины знания, но признавал значение обеих.

В своем знаменитом труде «Сумма теологии» Фома задался вопросом, который в более ранние века вообще не мог прийти в голову богослову: а есть ли вообще Бог?!

«Сумма теологии», издание XVI века

То есть раннехристианские мыслители принимали вопрос бытия Бога как несомненный факт, о котором и рассуждать бессмысленно. Даже допущение самого вопроса об этом воспринималось как кощунство и ересь. А вот во времена Фомы Аквинского вопрос «есть ли Бог» становится предметом дискуссии и доказательств. Примечательно, что мыслитель блестяще продемонстрировал владение приемами аристотелевской логики, приводя свои доказательства того, что Бог таки есть.

Исходным моментом рассуждений философа стало признание наличия в мире причинно-следственных связей. Опираясь на эту позицию, Фома дал пять доказательств бытия Бога.

Карло Кривелли «Фома Аквинский», фрагмент картины

Рассмотрим кратко эти доводы.

1. От движения.

В мире все движется. А если это так, то что-то же должно всем двигать? Телега едет, потому что ее тянет лошадь, мяч скачет, потому что ее бросили и т.д. Двигаясь по цепи причин, упираемся в причину вообще всякого движения, которая сама остается неподвижной, не подверженной внешнему источнику движения — и это Бог.

2. От производящей причины.

Ничто в мире не может быть причиной самого себя. То есть тут Фома имеет в виду, что дом не строит сам себя, и яйцо не сносит само себя. Производящая причина имеет внешний характер. Опять-таки, двигаясь по цепочке причин, упираемся в первоисточник всех причин — это Бог.

3. От необходимости.

Есть вещи необходимые, они существуют неизбежно. А есть случайные — они могут быть, а могут и не быть. Над всеми ими должна стоять сила, определяющая и необходимость, и случайность, и которая необходима сама по себе. Что это, как не Бог?

Неизвестный мне художник. «Фома Аквинский». Все изображения взяты из открытых источников в интернете

4. От степени совершенства.

Все, что существует в мире, подвержено оцениванию с точки зрения их совершенства. Мы постоянно говорим: это красивее того, тот лучше этого и т.д. Делая эти оценки, люди опираются на некий идеал, эталон совершенства, который они себе представляют. В каждом конкретном случае он свой, но если взять вообще эталон всего, то это будет абсолютное совершенство. То есть Бог.

5. От управления целями.

Все сущее имеет некую цель своего существования. Например, все живое хочет жить, а для этого питаться, размножаться и т.д. Но кто задал все эти цели и, главное, основополагающую цель мироздания? Ну, конечно, Бог.

Вот такие доказательства привел Фома в пользу бытия Божьего. Нечего и говорить, что философы фактически сразу и после него начали оспаривать эти доводы, в том числе приводить свои доказательства. Этим занимался, например, И. Кант, камня на камне не оставивший от доказательств Фомы Аквинского.

Но это уже другая история.

Доказательство канта википедия. Шестое доказательство бытия Бога

Великий немецкий философ Иммануил Кант подверг критике 5 доказательств бытия Бога от Фомы Аквинского. Однако мыслитель с удивлением обнаружил и сформулировал 6 доказательство.

Его-то мы и рассмотрим. Надеемся, что данная заметка будет интересна тем, кто увлекается философией и любит думать.

Интересен факт, что Михаил Булгаков в своем произведении «Мастер и Маргарита» устами одного из героев приводит 6 доказательство бытия Бога , на что другой персонаж отвечает ему:

«Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!»

Фраза стала крылатой.

Вот этот фрагмент из телесериала «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко в исполнении блестящих актеров:

6 доказательство бытия Бога

Итак, Кант начинает шестое доказательство бытия Бога с известной посылки: ничто не происходит в мире без причины. Ведь принцип детерминизма (причинно-следственных отношений) – это, по сути, самый общий закон мироздания. Этому закону подчиняется и человек.

Однако бывают случаи, когда человек действует свободно, ничем не понуждаемый. То есть, как будто без причины.

Теперь предположим, что у каждого человеческого поступка есть свои причины. В таком случае награждать за подвиги надо не людей, а эти самые «причины», и их же надо сажать в тюрьму вместо тех, кто совершает преступление.

Иными словами, там, где нет свободы – там нет ответственности, и не может быть ни права, ни нравственности.

Иммануил Кант

Но Иммануил Кант считает, что отрицать свободу человека – это то же самое, что отрицать всю мораль.

С другой же стороны, если даже в действиях других людей я и могу усматривать причины, по которым они поступают в каждой ситуации именно так, то как только я присмотрюсь к себе самому, то должен будут признать, что по большому счету я-то действую свободно.

Иначе говоря, не смотря на окружающие меня обстоятельства, особенности моего характера , наследственность и т.п., перед любым поступком у меня есть время , когда я могу сделать свободный выбор в пользу того или иного решения.

Это и есть свобода.

По мнению Канта именно в это время история всей вселенной как бы начинается с меня.

Ни в прошлом, ни в настоящем нет ничего такого, чем бы я мог оправдать ту подлость, на пороге которой я стою.

Итак, Кант в доказательстве бытия Бога выводит два факта:

  1. Все в мире живет по закону причинности.
  2. Человек в редкие мгновения своей свободы не подчиняется этому закону.

И есть еще один принцип: на территории государства его законам не подчиняются только те лица, у которых есть право «экстерриториальности», т.е. дипломатический корпус.

Так вот, человек не подчиняется Основному Закону нашей Вселенной, а это значит, что он не является ее частью. У нас есть статус экстерриториальности в этом мире; мы – посланцы.

Мы – послы того, иного, нематериального мира, в котором действует не принцип детерминизма, а принцип Свободы и Любви. В мире есть Бытие, которое не подчиняется законам материи. И мы к нему причастны.

Из всего вышесказанного вытекает простой вывод: мы свободны – а, значит, Бог существует.

Интересен факт, что выдающийся русский поэт и современник Канта – Гавриил Державин , в своей известной оде «Бог» приходит тому же выводу:

«Я есмь – конечно, есть и Ты!»

Опровержение Иммануила Канта

Наиболее же обстоятельной критике это доказательство подверг немецкий философ Иммануил Кант. Его основное возражение состоит в том, что мы не можем приписать объекту существование как свойство. Существование чего бы то ни было можно только обнаружить.

Он предложил подумать о ста талерах, которые существуют только в воображении, и ста талерах, которые существуют и в воображении, и на самом деле. Да, сто талеров, которые существуют на самом деле, конечно, гораздо предпочтительнее, чем те, что существуют только в воображении. Однако сама мысль о существующих ста талерах ничем не отличается от мысли о воображаемых ста талерах. Идея существования ничего к ней не прибавляет.

Поскольку онтологическое доказательство пытается вывести утверждение о том, что Бог существует, из самого определения Бога, оно должно было быть таким же тавтологическим, как и любое определение или аксиома. Как, например, из того, что некто — холостяк, следует то, что он является неженатым мужчиной, поскольку определение холостяка включает в себя то, что это неженатый мужчина. Или же, как утверждение о том, что в треугольнике три угла.

Но определение Бога не содержит в себе утверждения о том, что он существует, с той же неразрывностью и достоверностью, как определение холостяка содержит в себе то, что он — неженатый мужчина, или определение треугольника — с тем, что в нём три угла. Если в треугольнике будет не три угла, он не будет треугольником. Если у холостяка будет жена, то он не будет холостяком. В этих случаях обнаруживается противоречие определению. Однако если Бог не будет существовать, то в этом будет не больше противоречия, чем в определении треугольника или холостяка, которые не существуют.

Отрицание существования чего-либо не приводит к противоречию в определении этого чего-либо. Треугольник с четырьмя углами — это противоречивое, ошибочное определение. Но если мы скажем, что треугольника с четырьмя (или даже тремя) углами не существует, то в этом не будет противоречия. Отрицая существование чего-либо, мы отрицаем и все свойства этой вещи.

Иммануил Кант

Кант доказательства существования Бога опровержения. Критика доказательств бытия Бога Иммануилом Кантом

Родоначальник немецкой классической философии Иманнуил Кант подробно развивает в “Критике чистого разума” доказательства бытия Бога и приходит к парадоксальному результату. С одной стороны, он говорит, что рациональными аргументами можно доказать существование Бога, но нельзя сделать доказательства убедительными для противоположной стороны. Иными словами, если среди десяти верующих окажется хотя бы один атеист, который умеет постоять за свои идеи, то он не примет этих рациональных доказательств и представит свои доказательства и опровержения. Кант исследует не только сами доказательства, но и причины, побудившие теолога заниматься ими. Эти причины Кант усматривает в стремлении разума к окончательной завершенности картины мира, к поиску основания всех оснований, т.е. к идеалу чистого разума, что и составляет рациональную предпосылку всех рассуждений о Боге. Доказательства могут строится по-разному, но у них есть общая структура и общая логика движения мысли.

Если есть цепь причин, значит где-то должно быть начало всех причин. Если существе возможность совершать добрые дела, значит должна существовать конечная актуальность добра, его “источник”. Если в мире, где отсутствуют собственные твердые основы нравственности, искать ее абсолютное начало, то мы ничего не найдем. Поэтому разумнее положить в основу человеческих нравственных поступков ориентацию на какую-то божественную сущность, т.е. то, что само по себе, в силу своей природы лишено греха и является воплощением мудрости, могущества и добра самих по себе. Иными словами, рационально рассуждая, двигаясь через ряд условий к безусловному, разум приходит к идее Бога. Регулятивный принцип разума, по Канту, в следующем: идя от целостностей, уже выстроенных рассудком, мы полагаем целостность всех целостностей, а затем и ум, который есть всем умам ум, а также добро, которое есть добро всякой доброте. Кант показывает путь разума и его общую логику, которые рождают идею Бога. Таким образом, получается, что все рациональные доказательства бытия Бога не доказывают бытие Бога, а лишь иллюстрируют стремление разума его постичь. Разум же действует здесь по законам человеческого бытия, распространяя логику земных отношений на логику божественного существования. Действительно, нет никаких оснований, кроме земного опыта, полагать, что все является результатом причинно-следственного взаимодействия. И если предположить существование иных миров, с иной логикой бытия, то придется признать, что из всеобщего причинно-следственного взаимодействия вовсе не вытекает необходимость первопричины. Что собственно и сделал Дэвид Юм, заявив, что источник “истины” — наши привычки, не более, результат многократно повторенного опыта, а поэтому можно только предполагать, что есть истина сама по себе, доказать это в пределах нашего опыта невозможно, а иного бытия и познания, кроме бытия и познания в опыте у нас нет.

Докритический период Канта

В первую половину жизни или, как называют это время биографы, в докритический период, ни о каких доказательствах существования Бога Эммануил Кант не думал. Он был полностью поглощён естественнонаучными темами, в которых он делает попытку толкования строения Вселенной, происхождения мироздания с точки зрения ньютоновских принципов. В основной своей работе «Всеобщая естественная история и теория неба» он рассматривает зарождение Вселенной из хаоса материи, на которую действуют две силы: отталкивания и притяжения. Зарождение её с планетами, со своими законами развития.

Исходя из слов самого Канта, он старался не вступать в противоречия с требованиями религии. Но его основная мысль: «Дайте мне материю, и я построю из неё мир…» – это дерзновение поставить себя равным, с точки зрения религии, Богу. Рассмотрения доказательств существования Бога и их опровержения Кантом в этот период жизни не было, это пришло позднее.

Именно в это время Канта увлекла философская методология, он искал способ превратить метафизику в точную науку. Среди философов того времени существовало мнение, что метафизика становится сродни математике. Именно с этим не соглашался Кант, определяя метафизику как анализ, на основе которого определяются элементарные понятия человеческого мышления, а математика должна быть конструктивна.

Критический период

В критический период были созданы его самые главные работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», где Иммануил Кант доказательства существования Бога подвергает анализу. Как философа его интересовали, прежде всего, вопросы осмысления бытия и самого предмета существования Бога, выдвинутые в философской теологии выдающимися мыслителями прошлого, такими как Аристотель, Декарт, Лейбниц, богословами-схоластиками, а именно Фомой Аквинским, Ансельмом Кентерберийским, Мальбраншем. Их было достаточно много, поэтому классическими принято считать пять основных доказательств, изложенных Фомой Аквинским.

Ещё одно сформулированное Кантом доказательство существования Бога кратко можно назвать законом внутри нас. Это нравственный (духовный закон). Кант был потрясён этим открытием и стал искать начало этой могучей силы, которая заставляет человека претерпевать самые ужасные душевные муки и забывать про инстинкт самосохранения, даёт человеку невероятную силу и энергию.

Кант пришёл к выводу, что ни в чувствах, ни в разуме, ни в природной и социальных средах Бога нет, как нет в них механизма порождения морали. Но он есть в нас. За несоблюдение его законов человека обязательно ждет наказание.

Доказательство существования Аллаха. Научно доказано существование Аллаха

Валитов Нажиб Хатмуллович, профессор, физикохимик из г.Уфы научно доказал существование Аллаха.Свои доказательства ученый приводит в книге «Научное подтверждение истин Корана, Библии и Торы» (1999 г. Уфа, издательство «Китап»). За научное подтверждение истин христианской и мусульманской религий автор монографии получил молитву Папы Римского Иоанна Павла II и одобрение Верховного муфтия, председателя Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ Талгата Таджуддина.Основным выводом этой книги является, что Всевышний есть и он един для трех мировых религий. Для научного доказательства более пятнадцати истин аятов, сур, песней, глав Корана, Библии и Торы использованы более пятнадцати различных открытий и новых теорий в основном самого автора, которые изложены в научной монографии, изданной Башкирской академией наук в 1997 году под названием «Вакуумные колебания при химическом возбуждении атомов молекул и хаотичность силовых линий электромагнитного гравитационного поля».Правильность использования автором более пятнадцати своих открытий и теорий подтверждены семьюдесятью известными фундаментальными законами природы. Более того открытые автором новые законы, новые теории содержатся в священных Коране, Библии и Торе. В то же время во времена появления Торы, это более чем двух с половиной тысяч лет тому назад, Библии около двух тысяч лет назад, и Корана более одной тысячи семидесяти лет тому назад, еще не родились классики таких наук, как химия и астрономия. Следовательно, эти священные книги не могли быть написаны человеком.

Первый существенный вывод этой книги состоит в том, что взаимодействие между звездами, планетами и солнцем совершается не во времени, как утверждает в настоящее время физика, что никакое взаимодействие не может совершаться со скоростью выше скорости света, т. е. выше трехсот тысяч километров в секунду — во всей физике так утверждается. Ученый установил, что все это происходит мгновенно, то есть с бесконечно большой скоростью. Поэтому отпадает обвинение атеистов, что если скорость света для всех взаимодействий имеет предел, имеет конечную величину, то Всевышний не может на больших расстояниях мгновенно увидеть и услышать содеянное и наказать мгновенно. Из опровержения Валитова неминуемо следует, что Всевышний есть и он Всевидящий и Всеслышащий.

Научная монография Валитова Н.Х. “Вакуумные колебания…” с февраля 1998 года находится в 45 научных библиотеках 12 стран мира, в том числе 7 ведущих университетов США, 2-х ведущих университетов Англии, 2-х ведущих университетов Франции, Токийском Университете, 15-ти ведущих университетов и институтов Москвы и т.д. В этой монографии научно однозначно доказаны: 9 новых свойств искривленного пространства, 16 новых данных о строении атома, 16 новых уравнений единой теории электромагнитного и гравитационного поля, 16 новых законов, 14 новых свойств гравитационных сил в астрономии.

Личная жизнь теоретика удовольствий

Бытует мнение, что Кант всячески избегал общения с противоположным полом. По его словам, единственной любовью для него была метафизика. Однако на самом деле, это не совсем правда. Семейная жизнь его, в общепринятом понимании, действительно не сложилась, и он никогда не был женат. Некоторые биографы утверждают, что он регулярно бывал в высшем обществе, где прослыл «галантным магистром» и даже дважды собирался вступить в брак.

Сохранилось несколько писем профессору от супруги богатого коммерсанта Марии Шарлотты Якоби-Гёшен. Она была общепризнанной красавицей, но писала с орфографическими ошибками, что не могло не “коробить” мэтра. Была ли у них интимная связь так и осталось загадкой для потомков. Позже, в конце шестидесятых, у Канта сложились теплые и дружеские отношения с графиней фон Кайзерлинг, в дом которых философ был вхож. Он считал ее идеалом женщины, а после ее смерти в девяносто первом практически прекратил общение с женским полом.

Уход из жизни философа: в память об основателе критицизма

Мужчина с раннего детства страдал от частых простуд и умудрился переболеть всеми детскими болезнями, но выжил. Чтобы максимально продлить жизнь и укрепить здоровье, Кант подчинился жесткому распорядку, и это сработало – он фактически пережил всех своих, гораздо более крепких и здоровых, приятелей. Когда он слег, ухаживать за больным вызвалась родная сестра. История Иммануила Канта закончилась 12 февраля 1804 года, когда он на семьдесят девятом году скончался у себя дома. Похоронили его в профессорском склепе на северной стороне Кафедрального собора Кёнигсберга.

В двадцатом веке (35 год) Международным астрономическим союзом одному из кратеров на видимой стороне Луны было присвоено имя Иммануила Канта. С две тысячи пятого года такое же название получил Балтийский Федеральный университет, где во внутреннем дворике установили памятник великому философу.

Дальнейшее развитие учений

Публикация трудов ученого привел Германию, да и весь думающий мир, к брожению умов. Его читали, спорили о его теориях, сравнивали с величайшими умами планеты. Так возникло течение кантианства, у которого и в нашем дни имеются последователи (посткантианство и неокантианство).

Среди самых знаменитых имен, можно назвать Генриха Риккерта, Поля Мишеля Фуко, Георга Вильгельма Гегеля и Артура Шопенгауэра. Из учения Канта выросла идея этического социализма, эмпириокритицизма, а также марксизма.

Интересные факты о немецком философе Иммануиле Канте

Согласно рассуждениям ученого, единственной целью развития человечества является построение идеального правового общества с полным равноправием для всех его членов.

Практически всю свою жизнь Кант жил очень скромно и даже ел один раз в день, ввиду отсутствия средств. Только на склоне лет ему удалось купить собственный дом, который был разрушен во время Второй мировой.

Мужчина жил по жесткому распорядку: спать ложился ровно в десять вечера, а вставал к пяти утра. Во время прогулок в парке горожане сверяли по нему часы.

Мало кто знает, что он был настоящим естествоиспытателем, проводил опыты и исследования в области землетрясений, извержений вулканов и приливных явлений.

Говорят, будто студенты решили развлечь любимого профессора и пригласили его в публичный дом. После посещения сего учреждения он сказал, будто там «слишком много мелких суетных и бессмысленных движений». На этом впечатления его завершились.

Наиболее популярным высказыванием Канта считается следующее: «Нужно иметь особое мужество, чтобы пользоваться собственным разумом».

Кант считал неправомерным и неправильным применение государственных займов, для осуществления боевых действий. Более того, он полагал, что цивилизованное мироустройство возможно только в тех державах, где нет регулярной армии.

Жизненные итоги

Кант вернул философии масштаб и величие античной науки. Стал основоположником идей и теорий, которые продолжают свое развитие и в наши дни. Определил новый подход к природе познания. Вернул человечеству веру в силу разума. Утверждал главенство морали над политикой. Сформулировал условия поддержания мира между государствами. Размышлял о проблемах воспитания и природе прекрасного.

Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеей.

Высказывания философа Канта — остроумные, афористичные, глубокие — могут дать пищу для размышления многим.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий