Внимание человека

Виды внимания

Рассмотрим
основные виды внимания

Это природное и социально обусловленное внимание,  непосредственное и опосредствованное внимание,
 непроизвольное и произвольное внимание,  чувственное и интеллектуальное внимание

Природное
внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность
избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие
в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий
работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом

Социально
обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и
воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным
избирательным реагированием на объекты. Непосредственное
внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и
который соответствует актуальным интересам и потребностям человека

Непосредственное
внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и
который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное
внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов,
указательных знаков, предметов

Опосредствованное
внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов,
указательных знаков, предметов. В
самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего
нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности

Но
есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда
даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть
внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет
на себя смотреть, слушать и т.д

В
самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего
нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности

Но
есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда
даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть
внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет
на себя смотреть, слушать и т.д

Здесь
можно сказать о двух различающихся видах внимания — непроизвольном и
произвольном внимании

Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении
которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное),
возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли.
Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание;
то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании

Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком – либо объекте.

     
Внимание не может быть поставлено в один
ряд с такими процессами отражения, как
ощущение, восприятие, мышление. Являясь
лишь одной из сторон этих процессов, оно
необходимо и при восприятии, и при мышлении,
и при действии

Например, можно со вниманием
рассматривать картину, слушать лекцию,
решать математическую задачу, обсуждать
тактические приемы спортивного соревнования,
выполнять необходимые движения при изучении
гимнастического упражнения на снарядах
и т. д.

  Внимание 
повышает эффективность соответствующей 
психической деятельности. Оно выражается
прежде всего в более ясном 
и отчетливом протекании психических 
процессов и в точном выполнении
связанных с ним действий

При внимательном
восприятии получаемые при этом образы
отличаются большей ясностью и отчетливостью.
При наличии внимания процессы мышления,
анализа, обобщения протекают быстро и
правильно. В действиях, которым сопутствует
внимание, движения выполняются аккуратно
и четко. Эта ясность и отчетливость достигается
тем, что при наличии внимания психическая
деятельность протекает с большей интенсивностью,
чем при его отсутствии.

  В
каждый данный момент содержание психической 
деятельности связано с относительно
небольшим количеством явлений или действий.
Так, из большого количества раздражителей,
действующих на человека в данный момент,
он воспринимает не все, а только небольшое
число

Воспринимая со вниманием один
раздражитель, он одновременно совершенно
не воспринимает или воспринимает неясно
остальные, не имеющие отношения к его
деятельности в данный момент

  Таким
образом, внимание всегда есть сосредоточение
психической деятельности на определенных
объектах и одновременно отвлечение
от других объектов. Можно сказать поэтому,
что внимание имеет избирательный характер:
мы выбираем из большого числа объектов
некоторые, на которых и сосредоточивается
наша психическая деятельность

Благодаря
этому при внимании осуществляется также
определенная направленность деятельности.

  При
внимании психическая деятельность
становится более организованной. Мы
воспринимаем только то, что относится
к задаче, которая стоит перед нами, не
отвлекаемся на побочные раздражения,
благодаря чему воспринимаем предметы
и явления с большей ясностью. При слуховом
восприятии, благодаря вниманию, мы подмечаем
малейшие звуки, и именно те, которые необходимо
услышать, отвлекаясь при этом от посторонних
звуков. Когда врач внимательно выслушивает
больного, он слышит очень много звуков
и точно различает их, отделяя тоны правого
желудочка сердца от тонов, исходящих
от клапанов левого, и т. д.

Какими умениями обеспечивает внимательность?

Это качество позволяет человеку совершенствовать свои навыки в поиске различных недочётов, возможности сопоставления. У внимательных людей формируется умение замечать любые изменения, фиксировать в голове то, что они видят или чувствуют. Писатели и художники отличаются способностью наблюдать вещи, на которые обычные люди чаще всего не обращают внимания. Творческим натурам свойственно подробно описать человека после мимолётной встречи с ним.

Внимательность взаимосвязана с наблюдательностью. Очевидцы какого-нибудь одного происшествия могут описать его по-разному. Это зависит от их умения проявлять наблюдательность, которая заключается в способности подмечать существенные или малозаметные детали. Профессиональная точка зрения может существенно отличаться от мнения дилетанта, адекватность восприятия реальности которого будет значительно ниже.

Многим профессионалам требуется внимание к мелочам. Сотруднику дают инструкцию, в какой последовательности производить действия, на каком этапе проверить одну деталь, в какой момент – другой элемент

Подобный алгоритм помогает человеку в профессиональных вопросах. Например, часовщику необходимо расположить микроскопические детали так, чтобы весь аппарат часов работал слаженно.

Внимательность при определённых обстоятельствах не раз спасала людям жизнь. С целью развития этого качества родители с детства прививают ребёнку умение правильно переходить дорогу: «Сначала посмотри налево, потом – направо, убедись в своей безопасности и только тогда начинай движение».

Практики для улучшения

Существует множество различных техник, с помощью которых можно избавиться от невнимательности. Особенно эффективны приёмы, способные организовать сосредоточенность субъекта на деталях. При подсчёте предметов одного вида рекомендуют сконцентрироваться на их количестве от 4 до 10. Например, постарайтесь запомнить 4 элемента одежды у любого прохожего, попытайтесь создать логическую цепочку

Перед сном восстановите в памяти то, на чём фокусировали своё внимание днём. Попробуйте считать проезжающие мимо автомобили определённого цвета или вести одновременный подсчёт тополей и берёз, встречающихся по пути домой

В таблице Шульте хаотично разбросаны цифры. Их следует найти и мысленно расположить в нужной последовательности: от 1 до 25. Концентрация внимания на необходимых числах и вычленение их тренируют мозг. На выполнение задания надо затрачивать не более 4 минут. Можно усложнять задачу расстановкой по порядку цифр разных размеров и расцветки. Можно найти иллюстрации с большим количеством чисел.

Привлечь внимание к деталям могут задания, рассчитанные на сравнение двух картинок, отличающихся друг от друга незначительными элементами. При поиске отличий работа мозга нацелена на обнаружение едва различимых деталей

Таким способом тренируются внимательность и наблюдательность. Рисование по клеточкам и графические диктанты сводятся к изображению повторяющихся элементов узора.

Во время выполнения упражнения на восприятие цветового спектра в таблице Струпа требуется произносить вслух не написанное слово, а его расцветку. Трудность состоит в том, что слово «жёлтый» может быть написано красным цветом, а «зелёный» иметь синий тон. Это сбивает с толку

Преодоление подобного диссонанса способствует улучшению способности фокусировать своё внимание

Большое значение в развитии внимательности имеют различные игры, так как в них всегда присутствуют определённые правила и действия, которые требуют сосредоточенности и наблюдательности. Игры в шашки и шахматы способствуют ещё и развитию интеллекта. Старинная забава «Чёрный с белым не берите, да и нет не говорите» предполагает вопросы, провоцирующие на ответ с запретным словом. Игроку необходимо отвечать быстро и в то же время вдумчиво.

Игры «Морской бой», «Проведи жучка» развивают сосредоточенность и концентрацию внимания у детей и взрослых. Хорошо тренирует наблюдательность игра «Мемори». Нужно запомнить лежащие на столе предметы. Затем какой-то человек отворачивается. Его напарник в это время убирает одну вещь. Повернувшись, игрок должен назвать исчезнувший предмет.

Специально для детей разработана методика «Волшебные квадраты», целью которой является развитие внимания у школьников. Она представляет собой модификацию головоломки «судоку». На начальном этапе ребёнок должен найти по одной цифре в окошке, затем надо отыскать по 1–2, потом – 2–3 и до тех пор, пока сумма чисел в каждой строке, столбце и на обеих диагоналях не станет одинакова.

Виды внимания

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное)

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции.
Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.
Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно даёт нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.
Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.
Причины возникновения непроизвольного внимания:

  • Неожиданность раздражителя.
  • Относительная сила раздражителя.
  • Новизна раздражителя.
  • Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
  • Контрастность предметов или явлений.
  • Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причём длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряжённой работой, путём переключения на более лёгкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряжённого внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует своё внимание, понимает содержание, необходимое для себя, и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным

Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний и предупреждать развитие утомления.

Произвольное внимание разделяют на: 1) собственно произвольное внимание (для достижения заранее поставленной цели); 2) волевое внимание (для того, чтобы отвлечься от отвлекающих факторов и сконцентрироваться на нужной деятельности); 3) ожидательное внимание (бдительность, осторожность)

Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

1. Общее понятие о внимании. Определение.

Вниманием 
называют направленность
и сосредоточенность
сознания на определенных
объектах или определенной
деятельности при отвлечении
от всего остального.          Психическая деятельность
не может протекать целенаправленно и
продуктивно, если человек не сосредоточится
на том, что он делает.  Человек, занятый
какой-либо работой, может не слышать о
чем говорят другие и не откликаться, если
его позовут. В этом случае говорят, что
он сосредоточил внимание на том, что он
делает, что он обращает внимание на те
или иные предметы, занимается ими, отвлекаясь
от всего остального

Из этого следует,
что человек не может одновременно думать
о разных вещах и выполнять разнообразные
работы. Ярким примером воздействия особо
актуальной информации является факт
под названием “эффект вечеринки”, изученный
в 1953 году Черри. Например, в дружеской
компании сначала мы слышим только общий
шум голосов разговаривающих. Однако,
достаточно, чтобы кто-либо вдруг обратился
к нам, чтобы мы, несмотря на продолжающийся
вокруг разговор, сразу начали воспринимать
то, что говорят нам. Именно высокая значимость
сигнала (а не его интенсивность) определяют
направление внимания человека.Под
направленностью следует понимать,
прежде всего, избирательный  характер
психической деятельности, преднамеренный
или непреднамеренный выбор ее объектов.
В понятие направленности включается
также и сохранение деятельности
на известный промежуток времени. Недостаточно
только выбрать ту или иную деятельность,
чтобы быть внимательным, надо удержать
этот выбор, сохранить его.Внимание 
обычно выражается в мимике, в позе,
в движениях. Внимательного слушателя 
легко отличить от невнимательного.
Но иногда внимание направлено не на окружающие
объекты, а на мысли и образы, находящиеся 
в сознании человека. В данном случае
говорят об интеллектуальном внимании,
которое несколько отличается от
внимания внешнего. Все это свидетельствует 
о том, что внимание не имеет своего
собственного познавательного содержания
и лишь обслуживает деятельность
других познавательных процессов.Внимание 
можно определить как психофизиологический
процесс, состояние, характеризующее 
динамические особенности познавательной
деятельности. Они выражаются в ее
сосредоточенности на сравнительно
узком участке внешней или 
внутренней деятельности, которые на
данный момент времени становятся осознаваемыми 
и концентрируют на себе психические 
и физические силы человека в течение 
определенного периода времени.
Внимание – это процесс сознательного 
или бессознательного (полусознательного)
отбора одной информации, поступающей 
через органы чувств, и игнорирования 
другой. Примером 
может служить следующее: учительница 
ведет школьников за город (в поле, лес)
собирать лекарственные растения. Дети
весело переговариваются, рассматривают
окружающую местность, холмы и овраги,
растительность, обращают внимание на
пролетающих птиц, бабочек, на причудливую
форму облаков, обмениваются впечатлениями.
Но вот учительница напоминает детям о
конкретной цели экскурсии. Круг внимания
детей сужается. Они уже не отвлекаются
на другие объекты, целеустремленно осматривают
цветы и травы, пытаясь отыскать среди
них лекарственные растения, о которых
рассказывала учительница, и изображения
которых они видели в книге. «Нашел!»- вдруг
кричит один из мальчиков. Все бросаются
к нему и тщательно рассматривают найденное
растение — его корни, стебель, листочки,
цветы. Круг внимания детей еще более сузился.
Направленность и сосредоточенность на
определенном объекте (растении) дали
ученикам возможность изучить его и определить,
что это и есть нужное растение.         Внимание
само  по себе не есть такой же психический
процесс, каким являются, например, восприятие,
запоминание, мышление или воображение.
Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить,
но не можем быть «заняты вниманием». Внимание
– это особая форма психической активности
человека, необходимое условие всякой
деятельности. Играет ли ребенок, учится
ли ученик, мыслит ли ученый, трудятся
ли рабочий или колхозник, творят ли композитор,
художник, писатель, непременное условие
их успешной деятельности – хорошо развитое
внимание.

Факты о внимании человека

Напоследок приводим некоторые цифры, отражающие степень вовлечённости людей в инофрмационно-цифровое измерение:

➨10 лет назад время концентрации внимания на чём-то одном было примерно 5-10 минут. Теперь — меньше минуты. Снижение концентрации внимания у современного человека налицо.

➨Молодые чаще подвержены расконцентрации, чем взрослые и пожилые.

➨Каждый четвёртый любитель виртуальной жизни забывает имена и детали биографии (как друзей, так и ближайших родственников, а иногда и свои собственные). Это показывает уровень концентрации внимания общества в целом.

➨Каждый день к Твиттеру присоединяется около 500 000 человек. Причём 12 миллионов пользователей следят за 64 и более аккаунтами, а 1, 5 миллиона следят более чем за 500 аккаунтов.

➨Ежемесячно люди проводят в Фейсбуке 700 миллиардов минут. Это катастрофа, особенно для подрастающего поколения. Внимательность подростков падает небывалыми темпами.

➨Пользователи этой соцсети каждый день устанавливают себе свыше 20 миллионов приложений. Эти приложения в большинстве своём их только отвлекают.

➨Люди, предпочитающие воспринимать информацию в виде текста, могут лучше запомнить прочитанное, чем те, кто предпочитает смотреть видео, совмещённое с текстом

Видео отвлекает внимание

Более половины молодых пользователей соцсетей используют видео для восполнения недостатка внимания в реальной жизни и для самопозиционирования, чтобы хоть как-то повысить себе самооценку.

➨Если сидеть в интернете от 5 часов и более, то образ мышления и когнитивные алгоритмы претерпевают глубокую перестройку. Развитие памяти и внимательности приостанавливается.

С задачами по решению проблем и принятию решений лучше справляются те, кто не посвящает интернету много времени.

➨Если человек находится «он-лайн» практически 24 часа в сутки, то могут появиться галлюцинации вроде фантомных звонков и внезапного желания ответить на звонок.

➨Вред для глаз с трудом поддаётся описанию. Постоянная готовность прореагировать на сигнал из виртуального мира держит глаза в напряжении.

В перспективе это может сказаться на способности воспринимать до 90% информации об окружающем мире.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий