Буддизм — праздники, традиции, обычаи. основные буддийские праздники

История буддизма

Из школьной программы 5 класса по истории можно вспомнить не многое, связанное с буддизмом. Для того чтобы понять буддизм следует обратиться к корням его зарождения, а именно к самому основателю буддизма. Коим является Сиддхартха Гаутама, известный как «Будда».

Он жил в течение V века до н. э. Гаутама родился в богатой семье принца в современном Непале. Хотя у него была лёгкая жизнь, чувствами Гаутамы двигали многочисленные страдания в мире. Он решил отказаться от пышного образа жизни и продвигать идею «Среднего пути», что означает существование между двумя крайностями. Таким образом, он стремился к жизни без излишеств, но и без крайности в нищете.

После шести лет поисков буддисты считают, что Гаутама нашел просветление во время медитации под деревом бодхи. Остаток жизни он провёл, обучая других как достичь этого духовного состояния. Когда Гаутама скончался его последователи стали организовывать религиозное движение.

Через 400 лет после смерти Будды, в 543 г. до н.э. его ученики записали устные учения в «Палийский канон», или «Типитака» («Три корзины»). Учения Будды стали основой того, что развивается в буддизме по сегодняшний день, насчитывая более 500 миллионов последователей по всему миру.


«Люди, у которых есть мнение, просто беспокоят друг друга.»

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Комплекс буддийских храмовВосьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Буддисты и их образ жизни

Буддийская культура продвигается следующими социальными группами:

  1. Классом монахов, занимающихся выполнением ритуалов и живущих в безбрачии в монастырях. Отличаются внешне от окружающих красными одеяниями.
  2. Классом мирян, помогающих материально монахам. Заботясь о семьях, необразованные, они стараются применять заповеди учения в своей обыденной жизни.
  3. Классом йогинов, осуществляющих живую передачу, влияющих на все стороны бытия и преобразующих их. Живя вдали от всех, иногда в пещерах, становятся просветлёнными учителями. Их заметно по нечёсаным волосам, длинным ногтям, странному поведению и дешёвой одежде из шерсти и хлопка.

Йогин Миларепа

Одни из известных учителей:

  1. Миларепа — автор известных на Тибете песен мудрости.
  2. Житель гималайского королевства Бутан Другпа Кюнлег, которого почитают на своей родине за силовые поля, помогающие осуществлять желания.

Буддизм старше христианства и ислама

Учение о просветлении зародилось в VI веке до нашей эры в Индии, то есть 2500 лет назад. Христианство же появилось в I веке нашей эры в Палестине, а ислам – в начале VII века.

Возникновение буддизма связывают с индийским принцем Сиддхартхой Гаутама. Он был наследником князя, который решил оградить своего сына от всех бед и невзгод окружающего мира. С детства Сиддхартха Гаутама жил в роскоши и не знал нужды. В 16 лет он женился и вскоре сам стал отцом. Однако, несмотря на все блага, которые ему предоставлялись, он считал, что в жизни должна быть другая, большая цель.

Однажды, в 29 лет он выехал за пределы дворца и увидел четыре картины действительности, которые изменили его жизнь. Это были нищий, просящий подаяние, больной, страдающий проказой, мертвый человек и отшельник. Так Сиддхартха Гаутама узнал о неизбежности страданий, которые сопровождают человека по жизни: болезни, старость и смерть. Его также поразила четвертая встреча – отшельник не имел ничего, но при этом он казался совершенно умиротворенным. Гаутама решил покинуть дворец и семью для поиска смысла жизни. После нескольких лет странствий, медитаций и размышлений в 35 лет он достиг пробуждения и стал Буддой Шакьямуни. До конца своих дней он делился своим опытом с другими людьми и передавал полученные им Знания о причинах страданий и методах избавления от них.

Священная книга

Учение Будды долгое время передавалось из уст в уста. Священное писание возникло из-за боязни утраты основных заповедей.

Первые записи были сделаны на листьях пальм, они составляли сборник «Типитака». «Палийский канон» – это второе название «Трёх корзин».

О сборнике нельзя говорить как о «главной книге буддизма». Различные тематики освещены при помощи легенд, рассказов и проповедей, которые со временем перетерпели множество интерпретаций — видоизменений.

Сборник составляют:

  • «Виная-питака», содержащая «корзину устава», посвящённую правилам и порядкам для буддийских монахов;
  • «Суттанта-питака» — «корзина поучений», состоящая из проповедей в виде 1000 трактатов;
  • «Абхидхамма-питака» — «корзины чистого сознания», анализа принципов учения, самой сложной для восприятия.

Священные писания относятся к жанрам учения, научного труда и художественной литературы. Они учат познавать Вселенский покой и истину.

Познавательно о сути буддизма

Термин буддизм происходит от слова “Budhi”, что означает «просыпаться». Если в двух словах про суть буддизма это — философия пробуждения. Буддизм — это вера, полностью основанная Сиддхартхой Гаутамой, или «просвещенным» Буддой более 2500 лет назад в Индии. Википедия трактует Будди́зм как учение в религиозно-философском направлении с концепциями: дхарма и бодхи («пробуждение»).

Буддизм означает философское учение, согласно которому раскрывает истинные причины человеческого страдания. Указывая путь, пройдя по которому, можно достигнуть нирваны, или мира полного внутреннего счастья и покоя.

Буддизм не только объясняет как формируется собственное будущее через мысли, слова и поступки, что даёт большую свободу и возвращает контроль над своей жизнью. Но и просветляет своими учениями и практиками, через древнейшую мудрость.

Цель буддизма коротко — это достижение полной нирваны (освобождение от страданий), через избавление от «незнания» себя. Буддизм — это лекарство, приняв которое человек начинает излечиваться. Только постепенная тренировка ума, наполняет человека, так как «кувшин наполняется капля за каплей».


«Лучше тысячи пустых слов — это одно слово, которое приносит мир».

Детство и юность

Считается, что отцом Будды был раджа Шуддходана, тогда как его матерью являлась царица Махамайя – принцесса из царства колиев. В ряде источников говорится, что мать будущего учителя скончалась спустя неделю после родов.

В результате, воспитанием Гаутамы занялась его родная тетя по материнской линии Маха Праджапати. Любопытно, что Маха также являлась женой Шуддходаны.

Будда не имел родных братьев и сестер. Однако у него был сводный брат Нанда, сын Праджапати и Шуддходаны. Существует версия, что у него также была сводная сестра по имени Сундара-Нанда.

Отец Будды хотел, чтобы его сын стал великим правителем. Для этого, он решил оградить мальчика от всяких религиозных учений и знаний о страданиях, которые постигают людей. Мужчина построил для сына 3 дворца, где тот мог пользоваться любыми благами.

Еще в детстве у Гаутамы начали проявляться разные способности, вследствие чего он значительно опережал своих ровесников в изучении наук и спорте. Одновременно с этим он уделял много времени для размышлений.

Когда юноше было 16 лет, отец дал ему в жены принцессу Яшодхару, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Позже у супругов родился мальчик Рахул. Первые 29 лет свой биографии Будда прожил в статусе принца Капилавасту.

Несмотря на то, что Сиддхартха жил в полном достатке он понимал, что материальные блага не являются главным смыслом в жизни. Как-то раз, парню удалось покинуть пределы дворца и воочию увидеть жизнь простых людей.

Будда увидел «4 зрелища», которые навсегда изменили его жизнь и отношение к ней:

  • нищего старика;
  • больного человека;
  • разлагающийся труп;
  • отшельника.

Именно тогда Сиддхартха Гаутама осознал суровую реальность жизни. Для него стало ясно, что богатство не в силах избавить человека от болезней, старения и смерти. Тогда же он понял, что путь самопознания является единственным способом для постижения причин страданий.

После этого Будда оставил дворец, семью и все нажитое имущество, отправившись на поиски пути для освобождения от страданий.

Основные идеи и философия буддизма

В отличие от остальных религиозных учений, философия буддизма крайне толерантна (что это значит?), спокойна и миролюбива.

Буддистам не воспрещается веровать, например, в аллаха, и придерживаться догматов какой-нибудь другой религии.

И хотя буддизм характеризуется довольно приличным количеством ответвлений, основные идеи вероучения сохраняются везде и базируются на «четырех благородных истинах»:

  1. Жизнь каждого из нас – страдание.

    Нужно признать, что все в мире непостоянно и все вещи преходящи. Мы страдаем, потому что испытываем страх, злость, ненависть, гнев. Рождение, взросление, болезни, смерть – все это тоже страдание и наказание за потворствование желаниям.

  2. Причина страданий человека – его желания.

    Мы страдаем потому, что слишком привязаны и к жизни, и к тому, что она дает. И пока мы будем жаждать всего этого, мы будем испытывать зависть, алчность, похоть. А значит, будем страдать.

  3. Освобождение от страданий – это освобождение от желаний (нирвана).

    Под нирваной подразумевают главную цель буддизма. Человеческая душа должна достичь этого особого состояния, чтобы перестать страдать. Достичь нирваны путем самосовершенствования и прекращения жажды, то есть подавляя желания и гася страсти.

  4. Избавление от желаний – это процесс обретения свободы и одухотворения.

    По сути, это и есть просветление – состояние духа, когда человек свободен от желаний, потребностей, привязанностей, тревог, иллюзий, болезненных мыслей и негативных эмоций.

    Но чтобы избавиться от всего этого, нужно пройти особым путем спасения – «восьмеричным путем» (подробнее об этом будем сказано ниже).

Помимо этих истин, в основу буддийской философии входят ключевые термины, которые не просто описывают весь жизненный путь любого человека, но и помогают осознать смысл его бытия и облегчают процесс самого существования.

Так, например, определение кармы дает нам понять, что все поступки человека имеют свои последствия. Если творишь добро, то будешь вознагражден, а если зло – наказан.

Есть и такое понятие, как дхармачакра (или Колесо закона, чаще называемое сансарой) – это самый узнаваемый символ буддизма, наряду с лотосом и зонтом.

Изображается дхармачакра действительно в виде колеса со светящейся ступицей в центре, которая символизирует сознание, источающее душевный свет. Восемь спиц, исходящие от ступицы, – это восемь «благородных принципов», олицетворяющих собой своеобразную квинтэссенцию (что это?), самую суть буддийской философии.

Для самих буддистов сансара символизирует бесконечность рождений и смертей, круговорот перевоплощений, через которые проходит каждая живая душа тысячи раз, пока не разорвет его и не достигнет нирваны.

Понимание смысла этих понятий и символов дает нам ответ на вопрос, как достичь просветления и прийти к состоянию нирваны. Впрочем, ответ этот дал сам Будда, который еще два с половиной тысячелетия назад стал первым, кому это удалось.

Что включает в себя знаменитый Восьмеричный путь, изображенный в Колесе сансары в виде восьми спиц:

  1. правильное понимание – осознание и осмысление того, что жизнь полна страданий, скорби, боли и негативных чувств;
  2. правильные намерения – нацеленность на избавление от желаний, стремление к самоограничению и подавлению страстей;
  3. правильная речь – все, что говорит человек, не должно приводить ко злу. Каждое слово должно быть правдивым, доброжелательным и созидающим;
  4. правильные деяния – сдерживаться, избегать плохих поступков, творить добро;
  5. правильный жизненный уклад – достойная жизнь, праведность, непричинение ущерба и вреда другим живым существам;
  6. правильные усилия – контролировать направленность своих мыслей, избегать всего злого и негативного, настраивать себя только на добро;
  7. правильные помыслы – освобождение от желаний тела, не забывать, что все злое – только от плоти;
  8. правильная концентрация – созерцание, сосредоточение на поисках истины, терпеливость в тренировках, чтобы быть готовым к трудностям восьмеричного пути.

Как говорил Будда, следование этим правилам приведет к освобождению от бренных чувств и духовному просветлению. Он же уверял, что всю жизнь человеку нужно бороться с тремя ядами – неведением, телесными желаниями, гневом.

О том, как это делать и как воспитать в себе решимость стать свободным, подробно описано в «Трипитаке» – это основная священная книга буддизма, представляющая собой «три корзины» текстов-предписаний и проповедей Будды.

Буддизм в России

Буддизм появился в Российской империи в начале XVII века, через калмыцкие племена, с главным центром в Бурятии

Важной особенностью в России было то, что буддизм столкнулся с другой крупной мировой религией — христианством. Но в 1853 году был принят «Закон о духовенстве ламы» — законодательный акт, регулирующий деятельность буддистов в Российской империи

Буддизм стал частью русской культуры и оказал большое влияние на многих российских деятелей: В. Соловьева, Н. Бердяева, Л. Толстого, И. Бунина, Н. Гумилева и других. История буддизма в России пережила разные процессы: от первого строительства буддийского храма в Петербурге в 1915 году, до возрождения в 90-е прошлого столетия.

В результате, буддизм провозглашается традиционной религий в России, наряду с православием и исламом, несмотря на то что буддизм — не самая большая религия в России.


«Корень страданий — привязанность»

Новый год по-буддийски: Саагалган

Этот праздник в буддизме символизирует начало Нового года, который в буддийской традиции приходится на весну. Интересен тот факт, что в разных странах, исповедующих буддизм, праздник Нового года может приходиться на разные даты, ведь живут они по лунному календарю, который не совпадает с солнечным, поэтому астрологи заранее высчитывают все праздничные и важные даты, оповещая народ.

За три дня до наступления Саагалгана монахи в храмах проводят особенный молебен – Дхармапалам, который посвящают десяти божествам, охраняющим учение Будды, зажигают лампады, и колокола бьют 108 раз. Особо почитают богиню Шри-Дэви, которая, согласно поверьям, в канун Нового года трижды объезжает все владения, проверяя, готовы ли люди, достаточно ли чисто в их домах, не бедствуют ли домашние животные, довольны ли дети. Буддисты свято верят в то, что если не спать в эту ночь до шести утра и петь мантры и молитвы, посвященные богине, то удача в наступающем году будет на их стороне

Очень важно, чтобы в новогоднюю ночь на столе были молоко, сметана, творог, масло. Также рекомендовалось проводить первый день Саалагалгана в кругу семьи

Существует интересная традиция запускания «Коня ветра-удачи» — это изображенея на ткани, символизирующее благосостояние человека или семьи. Обязательно этот символ освящают в храме и затем привязывают к дому или расположенному поблизости дереву так, чтобы оно раскачивалось на ветру. Считается, что «Конь ветра-удачи» является мощным оберегом семьи от неудач, болезней и горестей любого рода.

В некоторых провинциях юга приверженцы школ Тхеравады надевают на статуи Будд новые монашеские одежды, которые потом отдают монахам в пользование: считается, что такие действия повышают благостную карму человека. В Лаосе в этот день люди стараются купить живую рыбу и выпустить ее на волю, таким образом также улучшая карму путем сострадания к живому существу.

Выделяется Четыре Благородные Истины

Четыре Благородные Истины составляют суть учений Будды, хотя многое из них остается необъяснимым. Они есть истина страдания, истина о причине страдания, истина о конце страдания и истина о пути, который ведет к прекращению страдания.

Проще говоря, страдание существует; у него есть причина; это имеет конец; и у него есть причина, чтобы положить конец. Понятие страдания предназначено не для того, чтобы передать негативное мировоззрение, а, скорее, для прагматической перспективы, которая касается мира как такового и пытается исправить его.

Понятие удовольствия не отрицается, но признается мимолетным. Погоня за наслаждением может только продолжать то, что в конечном итоге является неутолимой жаждой.

Буддийская медитация – путь к самосовершенствованию

Медитация – это средство преобразования ума. Буддийские медитативные практики – это техники, которые поощряют и развивают концентрацию, ясность, эмоциональный позитив и спокойное видение истинной природы вещей.

Занимаясь определенной медитативной практикой, вы изучаете закономерности и привычки своего ума, и эта практика предлагает средства для развития новых, более позитивных способов существования.

При регулярной работе и терпении эти сфокусированные состояния ума могут углубиться в умиротворенные и заряженные энергией состояния. Такой опыт может иметь преобразующий эффект и может привести к новому пониманию жизни.

Отношение к богу

Каждая религия предполагает веру в бога: ислам – в Аллаха, христианство – в Святую троицу, индуизм – в Брахму, Шиву, Вишну и других богов. А буддизм – в Будду, скажете вы? Дело в том, что это не совсем так.

Будда – не бог, это обычный человек, родившийся в Индии и носивший имя . Он, как и мы все, жил собственной жизнью: родился в семье царя, женился, родил сына, потом увидел боль и страдания мира, ушел в леса на поиски истины, достиг Просветления, помогал людям пройти схожий путь, проповедуя учение, пока не достиг паринирваны.

Таким образом, Будда – не Всевышний, а великий Учитель.

Согласно буддийской философии, мир появился сам по себе, без участия высших сил, божественных начал. Человека спасет не бог, а он сам, следуя предписанным правилам, успокаивая ум, медитируя и совершенствуясь.

Значит ли это, что в буддизме бога нет? Да, значит. Правда, в этом утверждении есть одна оговорка.

В некоторых течениях философской мысли, особенно в , Будду Шакьямуни стали обожествлять, совершать подношения, молиться. Наряду с этим появился целый пантеон божеств, духов, будд, боддхисаттв, которым стали поклоняться в погоне за скорейшим Просветлением.

Буддийские течения довольно сильно отличаются друг от друга. Одни включают в себя множество обрядов, и со стороны это кажется поклонением божеству, другие лаконичны и не признают никаких святых и авторитетов, кроме собственного сердца. Общебуддийские же писания на тему бога не говорят ничего.

Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг»

Дацан был основан в Забайкальском крае в 1811 году и уже в конце XIX он был известен далеко за пределами края своей медицинской, философской и астрологической школами.

Тогда дацан представлял собой крупный монастырско-образовательный комплекс, в нем существовало 8 храмов, а также были созданы издательство и четыре факультета.

В настоящее время в дацане действует 1 храм, где живут около 20 лам и действует Агинская Буддийская Академия.

Ламы дацана — высококвалифицированные специалисты, прошедшие длительное обучение в известных буддийских образовательных учреждениях традиции Гелуг в Монголии, Тибете и Индии.

На территории дацана находится статуя Майдари и построены все необходимые культовые сооружения. В 2005 году была полностью восстановлена 22-метровая ступа «Юндум Шодон» и построены дуган Зула и «Восемь священных ступ».

С подробной информацией и расписанием молебенов можно ознакомиться на сайте http://aginskydatsan.ru

Буддийские храмы России (часть 2 из 2)

Святыни и реликвии буддизма

В местечке Бодхгая (Индия), а именно здесь основатель религии начал свой путь просветления, современные английские археологи откопали священный храм. После этого буддисты со всего мира стали совершать паломничества на эту территорию, а те страны, в которых буддизм является основной религией, считают своим долгом построить здесь ещё один новый храм.

Мудрейшему из мудрейших людей планеты посвящены не только святые храмы и монастыри. Многочисленные статуи свидетельствуют о том, как ценилось и учение ценится во все времена. Статуи Будды есть в Китае, Японии, Непале. Одна из самых известных и знаменитых статуй находится в Индии, она сделана и огромного цельного каменного куска.

в группе ВКонтакте

Храмы Будды

Во многих буддистских странах установлены не просто статуи, но и храмы, посвященные великому Гаутаме. В Шанхае находится храм Нефритового Будды – статуэтка сделана из нефрита, который является символом спокойствия и ума. Часто встречаются храмы с изображением желтого или золотого Будды. Почитание духовного учителя настолько велико, что верующие в азиатских странах несут огромные подношения Будде, часто в драгоценных и денежных эквивалентах, чтобы открыть небольшой храм или установить еще одну статуэтку.

Но все это не главное – Будда достиг своей цели, Просвещения. Новая религия стала одной из самых распространенных и наиболее миролюбивых в мире. Имя Будды осталось в веках, и можно быть уверенным, что его не забудут еще очень долгое время.

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, философия буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий