Доклад иван федоров — первопечатник сообщение 3, 4, 6 класс

В западнорусских землях

В 1565 году Иван Фёдоров издал в Москве свою вторую книгу — «Часовник». О последующих событиях в жизни книгопечатника существуют противоречивые свидетельства. По словам английского дипломата Джайлса Флетчера, посетившего Россию почти четверть столетия спустя и ссылавшегося на чужие рассказы, у Фёдорова произошёл конфликт с духовенством. После чего в типографии случился пожар. По мнению некоторых исследователей, противостояние могло быть обусловлено тем, что книгопечатник обесценил труд монахов-переписчиков.

В то же время в версии Флетчера можно заметить противоречие: он утверждал, что огонь уничтожил оборудование типографии, однако известно, что Фёдоров вывез его в конце 1560-х в западнорусские земли. Ставит под сомнение версию английского дипломата и тот факт, что после отъезда Фёдорова из Москвы типография продолжила работать.

Литовский гетман Григорий Ходкевич принял книгопечатников в своём имении в Заблудове. Там они в 1568—1569 годах издали «Учительное Евангелие». Но Ходкевич вскоре изменил своё решение: типографию он приказал закрыть, а Фёдорову предложил заняться сельским хозяйством.

Также по теме


Мастер интриг или жертва обстоятельств: какую роль Борис Годунов сыграл в истории России

420 лет назад Бориса Годунова благословили на царствование. Несмотря на то что одним из итогов этого правления стала Смута, историки…

Книгопечатнику пришлось переехать во Львов. Он рассчитывал на помощь состоятельных купцов, но те ему отказали. Вместо этого его поддержали священники и обычные горожане. Благодаря этому он переиздал в 1574 году «Апостола». Однако из-за давления местных переписчиков дела у Фёдорова шли не очень хорошо. У него образовались большие долги, и в 1579 году он был вынужден заложить типографию. Оставив сына продавать книги во Львове, сам Фёдоров по приглашению князя Константина Острожского переехал в Острог, где издал в 1581 году первый полный печатный текст Библии на церковнославянском языке — так называемую Острожскую Библию.

Последующие два года Иван Фёдоров провёл в путешествиях. Он посетил Вену, Краков и, возможно, Дрезден. Как мыслитель и просветитель он получил широкое признание. В это время Иван Фёдоров вёл переписку с саксонским курфюрстом Августом. Вскоре после возвращения во Львов, 15 декабря 1583 года, Иван Фёдоров скончался. Он был похоронен на кладбище Святоонуфриевского монастыря.

  • Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве
  • РИА Новости

«Псалтирь»

1570 год являлся лучшим из всего периода жизни в Здолбунове. В этот год вышел большим тиражом знаменитый «Псалтирь», украшенный фронтисписной гравюрой с изображением израильского царя Давида. Это одно из самых роскошных изданий Федорова, которое он посвятил своему покровителю — на одной из страниц изображен герб Хоткевичей. К сожалению, до нашего времени сохранилось лишь четыре экземпляра этой книги – два из них находятся в Западной Европе, один – в России, и один – на Украине.

Люблинская уния поставила гетмана Хоткевича в сложное положение. Он уже не мог поддерживать жизнедеятельность печатного дела, и был вынужден отказать Федорову в поддержке и покровительстве. Книгопечатник покинул гостеприимный Заблудув и переехал во Львов. Так начался львовский период его работы.

В 1574 году во Львове была основана первая на территории Украины книгопечатная мастерская.

Презентация на тему: » Иван Фёдоров Московит, печатник греческий и славянский.» — Транскрипт:

1

Иван Фёдоров Московит, печатник греческий и славянский

2

Ива́н Фёдоров (ок декабря 1583, Львов) Один из первых русских книгопечатников, традиционно считается «первым русским книгопечатником», издатель первой точно датированной печатной книги («Апостол») на территории Русского государства.

3

Биография Иван Фёдоров родился между 1510 и 1530 гoдами. Точных сведений о дате и месте его рождения (равно как и вообще о его роде) нет. Так или иначе, сам Фёдоров писал о Москве как о своём «отечестве» и в переписке добавлял к своему имени «з Москвы» или «Москвитинъ», даже когда уже жил в Литве. Автограф Ивана Фёдорова, письмо на латинском языке саксонскому курфюрсту от 23 июля 1583 года Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Театральном проезде в Москве

4

Иван Федоров учился в Краковском университет е в годах в «промоционной книге» последнего есть запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен некто «Johannes Theodori Moscus». C х годов, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита М акария. Под началом Макария занял в Москве должность диакон а в Кремлёвском храме Николы Гостунского.

5

В 1553 году по приказу Иоанна IV в Москве был построен Печатный двор, который в 1550-е годы выпустил несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). Предполагают, что в этой типографии работал и Иван Фёдоров.

6

Апостол (книга, 1564) «Московский Апостол», «Деяния святых апостол списана святым апостолом и евангелистом Лукою») первая датированная москов ская книга. Напечатана в гг. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.

7

«Апостол» напечатан на французской проклеенной бумаге в лист малого формата. В книге 267 листов (534 стр.), на каждой странице 25 строк. Первые 6 листов без помет. Нумерация буквенная кириллическая, начинается с 7-го листа. Оригинальный формат точно не известен (все существующие экземпляры обрезаны переплетчиками), но примерно составляет 28×18 см (1:1,56). Пропорции наборной полосы (1:1,72) также стремятся к золотому сечению.

8

Остро́жская Би́блия первое завершённое издание Библии на церков нославянском языке, опубликованное в Остроге русским первопечатником Иваном Фёдоровым в 1581 году с помощью православного князя Константина Острожского, по благословению дубенского игумена Иова.

9

Память Памятник Ивану Фёдорову во Львове (архитектор А. Консулов, скульпторы В. Борисенко и В. Подольский)

10

Память Здание типографии Ставропигийского института, где были напечатаны книги Ивана Фёдорова

11

Память Святоонуфриевский монастырь, где 5 декабря 1583 года был похоронен Иван Фёдоров

12

Память Восстановленное надгробие Ивана Фёдорова

Жизненный путь Ивана Федорова на чужбине.

Иван Федоров вместе со своим соратником Петром Мстиславцем были вынуждены покинуть Москву и перебраться в Великое княжество Литовское.

Некоторые исторические источники утверждают, что поездка была обусловлена вовсе не гонением и даже не тем, что овдовевший Федоров, как представитель белого духовенства, по правилам того времени был обязан принять монашеский постриг и уйти в монастырь, но не сделал этого. Здесь побудительным мотивом к такому путешествию, скорее всего, стала политическая целесообразность.

Грозный отправил в соседнюю страну самого талантливого своего книгопечатника в виду постоянно нараставшей необходимости поддерживать православие в других государствах. В самой же Москве книгопечатание после этого не остановилось. Дело возглавил Андроник Невежа. Он руководил Московской типографией еще более 30 лет, вплоть до собственной смерти в самый разгар Смутного времени.

Литовский период жизни Ивана Федорова и Петра Мстиславца начался достаточно неплохо. Их обоих радушно принял в своем родовом имении Заблудове Гроднянского повета гетман Ходкевич. Он помог организовать на новом месте типографию, и уже в 1568 году из ее стен вышла книга под названием «Учительное Евангелие», которая представляла собой сборник бесед на богословскую тематику и толкований евангельских текстов. Спустя 2 года здесь же были изданы и «Псалтырь» с «Часословом».

Впрочем, успешная деятельность православных книгопечатников продолжалась, к сожалению, недолго. Все те же самые, уже упомянутые в этой статье, политические ветра полностью «выдули» из души и ума их литовского временного покровителя желание и далее способствовать в столь тяжелом, но при этом благородном деле. Дошло даже до того, что Ходкевич не в очень-то лицеприятной форме посоветовал Федорову и Мстиславцу бросить все и заняться земледелием, на что, последние, разумеется, не могли согласиться.

Было решено перебраться во Львов. Однако для продолжения собственного дела на новом месте понадобились большие деньги. Плюс к тому же столярный львовский цех наложил запрет на использовании столяров в типографском деле. За помощью в решении денежных проблем Иван Федоров обратился к богатым православным купцам, но ни один из них не откликнулся на его призыв, боясь навлечь на себя и свой бизнес гнев властей. Поэтому нужные средства небольшими партиями периодически поступали от отдельных горожан и местных священников. Ситуация стала меняться в лучшую сторону, когда в дело вмешались краковские типографы, под давлением которых городской совет поспособствовал выдаче Федорову разрешения на использование труда столяров.

По правде сказать, книгопечатная деятельность не очень-то задалась во Львове. Так же, как и в Москве, здесь пришлось прочувствовать на себе всю тяжесть недобросовестной конкуренции со стороны многочисленных переписчиков книг. В 1579 году ввиду постоянных финансовых затруднений типография была заложена Израилю Якубовичу под 411 польских злотых. История умалчивает, был ли этот залог в последствии успешно погашен или же все имущество все-таки перешло в ведение нового владельца.

Тем не менее именно в этом городе было опубликовано второе издание «Апостола», которое, в отличие от первого, содержало в себе написанное самим Федоровым послесловие. В нем рассказывалось о тех гонениях, которые пришлось пережить в Москве. Особо упоминалось, что не лично царь был виной тем нападкам, а его приближенные чиновники и высокопоставленное, а точнее сказать, рукоположенное, духовенство.

Еще одно знаменитое творение великого книгопечатника, «Острожская Библия», было уже создано в городе Острог, куда его пригласил князь Константин Острожский. Это первое, совершенно полное, издание библейских текстов на церковно-славянском языке.

Литва

Прибыв в Литовское княжество, Иван Федоров разместился в имении гетмана Ходкевича, который на тот момент уже создал типографию и нуждался в специалистах для налаживания ее работы. Несколько лет все продолжалось удачно, но вскоре гетман вдруг решил, что новое предприятие ему больше не нужно, и закрыл его.

Федоров стремился и дальше заниматься любимым делом. Однако для этого ему были необходимы существенные средства. Перебравшись во Львов, при добровольной помощи горожан он сумел основать новую типографию. Несмотря на то, что было издано много новых книг, дела шли не очень хорошо, снова свою отрицательную роль сыграло сопротивление заинтересованных лиц. В результате Федорову пришлось продать свое предприятие.

Следующим местом жительства первопечатника стал город Острог, куда его пригласил Константин Острожский. Здесь им была выпущена «Острожская Библия» ─ великолепное издание на церковнославянском языке.

За пределами России

В 1568 году по указу царя Фёдоров перебирается в — Великое княжество Литовское. В дороге Иван останавливается в городе Заблудове, расположенном в Гроднянском повете. Его у себя приютил бывший военачальник Григорий Ходкевич. Узнав о том, чем Фёдоров занимается, Ходкевич, как дальновидный государственный деятель, попросил первопечатника помочь с созданием местной книгопечатни. Открытие Заблудовской типографии состоялось в том же году. Напечатав несколько пробных «книг» (в каждой из которых было не более 40 непронумерованных страниц и не указывалось выходных данных), работники типографии под руководством Фёдорова издают первую и, по сути, единственную свою работу — книгу «Учительское Евангелие». Произошло это в 1568—1569 годах. После этого издательство прекратило работу, поскольку у Ходкевича появились дела поважнее. Имелись в виду серьёзные изменения в гражданской и политической жизни страны, связанные с подписанием в 1569 году Люблинской унии, превратившей Литву и Польшу в единое государство — Речь Посполитую. Эта новость для Фёдорова ничего хорошего не сулила. Он решил перебраться во Львов, чтобы там тоже основать типографию. Но и тут его ожидало разочарование: местные купцы и банкиры не спешили вкладывать свои денежки в книгопечатание, а поддержки в лице духовенства Иван не нашёл, поскольку местные священнослужители были приверженцами рукописных книг.

Сообщение про Ивана Федорова

Рождение русского человека, который навсегда вошёл в историю, произошло примерно с 1510 по 1530 года. Точная дата так и осталась неизвестной. Предположительно это случилось в Калужской губернии. Впоследствии он стал дьяконом в церкви Николы Гостунского. Там он обучал грамоте, как и большинство священников в то время. К 1532 году он успел закончить Краковскую академию. Про данное событие говорит диплом бакалавра.

Служба в церкви

В ходе своей работы Иван ближе узнал Митрополита Макария. Скорее всего, как раз таки это события и дало повод первому русскому царю напечатать книгу, под названием «Апостол». Как гласит летопись, митрополит был ближним человеком Ивана Грозного, а поэтому мог сообщить об юноше самому царю. Как распорядился Иван Грозный, во второй половине шестнадцатого столетия стала проводиться деятельность по созданию первой типографии. Уже начинали тестировать шрифт и другое необходимое снаряжения для печати. Сначала заведения печати были никому не известны, но позднее стали быстро распространяться по Москве и Руси.

Создание книги «Апостол»

Книга «Апостол» была разработана в 1564 году, написанная славянским языком, на котором тогда и разговаривали на Руси. В её разработке участвовали сам Иван Фёдоров, а также его ближайшие соратники, Маруша Нерефьев и Петр Мстиславец. Примерно 12 месяцев готовились к этому происшествию. Данная книга заслужила благословение Макария, однако сам митрополит скончался до создания книги. Но весь процесс не зацикливался только на этой знаменитой книге. К 1565 году, по указу царя, необходимо было напечатать ещё одну книгу, известную как «Часослов». На этот раз работали только Иван Фёдоров и Петр Мстиславец. По историческим данным известно, что изготовили пару экземпляров этой книги. Каждый день обряд в церкви проводился по этой книге. А также, по ней стали учить людей грамоте.

Преследования на книгопечатников

Однако вскоре случилось следующее событие. Большинству людей стало невыгодно то, чем занимались первопечатники. Для начала, переписчики стали постепенно терять свою главную работу, а как следствие и деньги. К тому же, сделался недовольным богатый слой населения. Они стали опасаться, как бы народ не выучился грамоте и не утратили бы они своих занимаемых должностей.

В народе вполне могла вспыхнуть волна бунта против чиновников, духовенства и другим высшим сословиям. Было такое отношение к печатникам, что они занимались нечистыми делами, потому как отличались от рукописных работников, которые вкладывали души в свои книги. Высшей точкой негатива стал пожарище, возникший в самой типографии в 1566 году. Плюс ко всему, печать на станке принимали как ересь. Из-за данного происшествия решили, что все печатники уезжают в Литву.

Конец жизни

Иван Федоров вернулся в свой родимый город Львов к отцу с матерью в 1582 году. Он собирается и дальше вести свою деятельность. Однако он умирает в 1583 году. Его похороны произошли в монастыре, известном как Свято-Онуфриевский.

Память о великом русском книгопечатнике сохраняется и по сегодняшний день.

3, 4, 6 класс

Презентация на тему: » Иван Фёдоров. Книгопечатание. Иван Фёдоров (ок. 1510–1583) –основатель русского книгопечатания в России и на Украине. Учился в университете в г. Кракове.» — Транскрипт:

1

Иван Фёдоров. Книгопечатание

2

Иван Фёдоров (ок. 1510–1583) –основатель русского книгопечатания в России и на Украине. Учился в университете в г. Кракове. В юности (1530–1550) жил и работал на Украине, был известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру). Предположительно, именно там узнал о типографском деле: в Кракове в конце 15 в. книги на кириллице печатал Швайполт (Святополк) Феоль; на Западной Руси первые печатные книги на кириллице распространились в начале 16 в. благодаря Франциску Скорине.

3

Типографии и печатание книг – были необходимостью. Но, как и в любом новом деле, не обошлось без врагов. Книгопечатание на Руси было встречено в штыки и считалось, что священная книга должна быть только рукописной. Слово же печатное признавалось происками лукавого. Царь принимал активное участие в организации первой типографии. Как писал сам Иван Федоров: «царь повелел устроить дом от своей казны, где бы печатному делу строиться». Для этого дела было отведено место на Никольском крестце. Во главе типографии стал Иван Федоров – наиболее способный мастер первой московской печатни.

4

19 апреля 1563 года Иван Федоров вместе со своим другом и помощником Петром Тимофеевым Мстиславцем, с благословения митрополита Макария, начали печатать «Апостол». 1 марта 1564 года первая, точно датированная московская книга вышла в свет. В конце ее помещено послесловие (история выпуска этой книги). Второй книгой государственной типографии был «Часовник», выпущенный в 1565 году. О других изданиях Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца по настоящее время никто не знает. Возможно, они были, но до нас не дошли.

5

Сам Иван Федоров в послесловии «Апостола» 1564 года писал, что в Москве нашлись люди, которые захотели «благое во зло превратите и божие дело вконец погубит». Люди эти «зависти ради многие ереси умышляли», они объявили деятельность Ивана Федорова богопротивной, еретической. Первопечатник писал о своих преследователях глухо. Мы знаем лишь, что гонения исходили «не от самого государя, но от многих начальник, и священно начальник, и учитель». Нет сомнения, что это – феодальная верхушка церкви, убежденный враг всех и всяческих нововведений. Это те самые «снящиеся быт и учителя», которые заявляли: «Грех простым читать Апостол и Евангелие»!

6

Покинув Москву, Иван Федоров и Петр Мстиславец встретили благожелательный прием в Заблудове – укрепленном замке гетмана Ходкевича. Здесь в Великом княжестве Литовском типографы 8 июля 1568 года начали, а 17 марта 1569 года закончили печатать «Учительное Евангелие», предназначенное для просвещения православного люда белорусских и украинских земель. Вторым заблудовским изданием стала «Псалтырь с Часословцем», вышедшая в свет 23 марта 1570 года. Эту книгу и «Часовник» использовали для обучения чтению.

7

15 февраля 1574 года закончилась печатать «Апостола» и началась печать «Азбуки», которую составил сам Иван Фёдоров. «Азбука» представляет собой уникальный образец древнерусского руководства для обучения грамоте. В Русском государстве была большая потребность в образованных людях. Знания требовались не только духовенству, но и ремесленникам, торговцам. Обучали в основном в «семейных» школах при домах учителей: священников, церковных чтецов, пономарей, профессиональных писцов, грамотных горожан и селян. Тексты писались на бересте, на цере, на листе пергамена или бумаги. Иван Федоров использовал русские рукописные буквари, созданные до «Азбуки», и грамматический труд «Осьмь чести и слова» (восемь частей речи).

8

Подлинным шедевром типографского искусства Ивана Федорова явилась Острожская Библия. Ее объем в 628 листов. Отпечатана в два столбца красивой убористой печатью и шестью шрифтами. Красивые заставки, буквицы. Титульный лист Библии обрамляет рамка, в которую в московском «Апостоле» было заключено изображение евангелиста Луки. Был напечатан герб князя Острожского и типографский знак Ивана Федорова. Тираж около 1000 экземпляров. Первое напечатанное кириллическим шрифтом издание Библии послужило образцом для последующих ее русских изданий.

Его сын стал торговцем книгами

У Ивана Федорова было несколько детей, это не установленный факт, но его сын упоминается в документах как “старший”. А старший значит не единственный. Звали его “Друкаревич”, что означало “сын печатника”.

Переехав во Львов, Федоров снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков. Они твердо препятствовали его делу. После того, как Ивана пригласили в Острог, сын остался во Львове и продолжил занятие отца.

Сын Ивана рассказывал Львовскому Апостолу, как сложно ему пришлось в Москве. Он терпел сильное озлобление и ненависть со стороны священноначальников и учителей. Его ненавидели, ему завидовали, обвиняли в сознательных отклонениях и хотели уничтожить книгу “Божье Дело”.

Интересные факты

  • В те годы, когда жил первопечатник, фамилии в нынешнем понимании еще не прижились. Поэтому на выходных данных его изданий, а также в отдельных деловых бумагах, Иван подписывался по-разному: Иван Федоров («Апостол», 1564 год), Иван Федорович Москвитин («Псалтырь», 1570 год), Иван, Федоров сын, из Москвы («Острожская Библия», 1581 год).
  • Помимо церковной службы и книгопечатания, Федоров изготавливал многоствольные мортиры и отливал пушки.
  • Иван Друкар – сын Федорова — погиб спустя три года после смерти отца. Произошло это при невыясненных обстоятельствах, однако некоторые грешат на тех же монахов-переписчиков (что маловероятно).
  • Есть теория, согласно которой Федоров далеко не первый книгопечатник на Руси – печатать пробовали и раньше, но результаты были намного хуже, поэтому типографское ремесло с первого захода не прижилось.

Видео

Источники

  • http://the-biografii.ru/izobretateli/385-biografiya-ivana-fedorova.htmlhttps://24smi.org/celebrity/16792-ivan-fedorov.htmlhttps://stories-of-success.ru/ivana-fedorova

Имя

Поскольку к XVI веку на восточнославянской территории ещё не установились фамилии в современном понимании, Иван Фёдоров подписывался разными именами. В одних он использовал традиционное для Московской Руси именование по отцу на -ов (сын). В частности, в выходных данных московского Апостола он именуется Ива?нъ ?е?доровъ. А в Острожской Библии на двух языках значится, что она напечатана Іоа?нном’ ?ео?доровым’ сы?ном’ з Мос’квы (греч. ??? ??????? ??? ???????? ???? ?? ??? ??????? ??????). В других он использовал отчество на -ович и добавлял к нему прозвище по месту происхождения Ива?нъ ?е?доровичь Москви?тинъ, в частности так обозначено в Псалтыре 1570 года. В латинских документах он подписывался Ioannes Fedorowicz Moschus, typographus Gr?cus et Sclavonicus «Иван Фёдорович Московит, печатник греческий и славянский», либо Johannes Theodori Moscus «Иван Фёдоров (сын) Московит». Существовали и другие варианты: Іоа?ннъ ?ео?доривичь (в Азбуке 1578 года), Иоа?ннъ ?ео?доровичъ печатникъ з Москвы? (Новый завет 1580 года), І?а?ннъ ?е?доровичь дру?карь Москви?тинъ (львовское издание Апостола 1574 года). На его надгробии также значится Іоанъ ?еодоровичь друкарь Москвитинъ.

Работа у Константина Острожского

Со временем удача покинула первопечатника, и во Львове его начали преследовать финансовые неудачи. Он был вынужден свернуть свою деятельность и принять приглашение богатого и влиятельного магната – князя Константина Острожского. Князь приветствовал образованных людей и ценил их общество, поэтому в его окружении сложился союз ученых людей во главе с Герасимом Смотрицким. Здесь функционировала Острожская академия, которой очень нужна была собственная «друкарня» — так в те времена называли книгопечатную мастерскую. Здесь Иван Федоров занялся подготовкой издания уникальной Библии, которая должна была затмить все имеющиеся на то время печатные издания Божьего слова.

В 1580 году Острожская типография выпустила Новый завет с Псалтирем. Так появилась «Книжка-собрание вещей наинужных», авторами которой являлись Тимофей Михайлович и Иван Федоров. Биография для детей должна указывать на содержание этого издания. В «Книжке..» был краткий перечень некоторых фраз из Нового Завета, с указанием места их расположения на страницах Евангелий. Интересно оформление «Книжки» — титульную страницу издания украшали огромные ворота, приглашавшие читателя открыть мир книги.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий