Петр i

Бунташный век

До сих пор не смолкают споры о происхождении Петра Первого. Слишком необычными были его деяния на фоне тогдашней Московии. В его время ползали слухи о подмене в Голландии. Сейчас раздаются мнения о том, что Петр не был сыном царя Алексея Михайловича. Но даже если он не отпрыск своего отца, какое это имеет значение для страны, которую он построил?

Будущий император Петр І родился 9 июня 1672 года в царских палатах в Москве. Его мать была из захудалого дворянского рода Нарышкиных. Дети мужского пола от первой жены из рода Милославских либо умирали во младенчестве либо, как царь Федор и Иван Алексеевичи, имели слабое здоровье.

Детство Петруши было омрачено насилием. Борьба за власть между Нарышкиными и Милославскими закончилась стрелецким бунтом, приведшим к власти царевну Софью. Цари Петр и Иван правят номинально. Софья не боится слабоумного Ивана, но Петр рос крепким и сильным мальчиком, устраивал потешные баталии с потешными войсками. Впоследствии Преображенский и Семеновский полки станут залогом блистательных побед.

Юный Петр представляет серьезную угрозу для царевны Софьи, но до поры до времени он не интересуется государственными делами. Свободное время он проводит в Немецкой слободе и воочию видит преимущества западного образа жизни. На реке Яузе он строит потешные суда, а своих молодцов обучает на европейский манер и снабжает артиллерией. В год совершеннолетия Петра Софья вновь пытается спровоцировать очередной стрелецкий бунт, чтобы в переполохе убить молодого царя. Петр бежит в Троице-Сергиеву Лавру, где сосредотачивает силы. Стрелецкие массы признают его законность и уходят от Софьи. Последнюю заключают в Новодевичий в монастырь.

Морской державой быть!

Конечно, знаменитый лозунг Петра звучит несколько по-иному, но сути от этого не меняет. Единожды влюбившись в морское военное дело, он не изменял ему никогда. Все самые значимые его победы стали возможны лишь благодаря сильному флоту. Первые гребные корабли русской флотилии начали строить осенью 1695 года под Воронежем. А уже к маю 1696-го 40-тысячная армия, поддерживаемая с моря несколькими десятками различных судов, ведомых «Апостолом Петром», осадила Азов – оплот Османской империи на Черном море. Крепость, понимая, что ей не выстоять перед военным превосходством русских, сдалась без боя. Так Петр Первый положил начало своим последующим великим победам. Чтобы воплотить идею в реальность и построить боеспособный флот, ему понадобилось меньше года. Но это были не те суда, о которых он мечтал.

Для строительства настоящих боевых кораблей у царя не было ни денег, ни специалистов в достаточном количестве. Первый российский флот создавался под руководством иноземных инженеров. Захватив Азов, Петр лишь приоткрыл для себя лазейку к Черному морю, Керченский пролив – стратегически важная судоходная артерия – по-прежнему оставалась за Османами. Воевать с Турцией дальше, укрепляя свое превосходство на море, было рано, да и не с чем.

В начале самостоятельного правления Петр Первый встречал больше сопротивления, чем помощи, от своих подданных. Бояре, купцы и монастыри не желали делиться с царем собственным добром, а строительство флотилии легло непосредственно на их плечи. Царю приходилось в буквальном смысле из-под палки утверждать новое дело.

Но чем интенсивнее он навязывал своим подданным строительство, тем острее заявляла о себе проблема нехватки специалистов-корабелов. Найти их можно было только в Европе. В марте 1697 года Петр отправляет за границу сыновей самых родовитых российских дворян для обучения морскому делу, куда едет и сам инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова.

Проблема престолонаследия

В двух словах: Старший сын Петра I царевич Алексей погиб в Петропавловской крепости, будучи обвиненным в предательстве. Младший сын умер в три года. Из потомков по мужской линии у Петра остался только маленький сын царевича Алексея, и Петр принял Указ о престолонаследии, по которому государь мог сам выбирать наследника, ничем не ограничиваясь. Но сам он умер, так и не успев сделать никаких распоряжений. В результате в 1727 году трон перешел к одиннадцатилетнему сыну царевича Алексея, а когда и он умер, не оставив наследников, случился династический кризис: наследников Петра Великого по мужской линии не осталось.

До Петра никаких законодательных актов, регулирующих проблему престолонаследия, не существовало. И перед Петром встал вопрос, кто будет править после него. Естественным претендентом на престол был царевич Алексей Петрович, его старший сын от первого брака с Евдокией Лопухиной. С ней Петр развелся сразу после возвращения из Великого посольства, и затем у него возникла многолетняя связь с лифляндской пленницей Мартой Скавронской, которую после православного крещения стали называть Екатериной Алексеевной.

Портрет царевича Алексея Петровича в латах. Картина Кристофа Бернарда Франке. 1710–1718 годы

В 1712 году Петр узаконил свои отношения с Екатериной. Наследником при этом оставался царевич Алексей. Царь пытался приучить его к государ­ственным занятиям, давал ему разные поручения, но Алексей выполнял их неохотно. Он был человек совершенно иного склада: религиозный, довольно пассивный, хотя и неплохо образованный. Царь был им недоволен, их отношения портились. Люди, недовольные петровскими реформами, стали возлагать определенные надежды на Алексея. В 1716 году Петр ставит перед Алексеем ультиматум: либо ты меняешь стиль поведения, либо уходишь в монастырь — или, по крайней мере, отрекаешься от престола. Алексей бежит в Священную Римскую империю. Годом ранее Екатерина родила Петру второго сына. Алексея возвращают обратно, он отрекается от престола в пользу младшего брата, но над ним устраивают следствие и суд, на котором обвиняют в предательстве и приговаривают к смертной казни. Он погибает в Петропавловской крепости.

Наследником теперь должен стать младший сын Петра и Екатерины, но в 1719 году он умирает. Остается сын царевича Алексея, тоже совсем маленький. И в 1722 году Петр I издает Указ о престолонаследии, согласно которому царь вправе сам назначить себе любого наследника — даже не члена царской семьи. Единственное, там оговаривается, что наследник должен быть официально объявлен при жизни государя. Но сам Петр этого сделать не успевает.

Вероятно, поначалу он собирается назначить наследницей свою старшую дочь, цесаревну Анну Петровну, но затем изменяет планы и решает выдать ее замуж за голштинского герцога Карла-Фридриха. Видимо, теперь он хочет оставить трон жене, потому что в 1724 году ее (впервые в русской истории) коронуют в качестве императрицы. Но выясняется, что у Екатерины роман с Виллимом Монсом, ее камергером. Вскоре Петр умирает, так и не сделав соответ­ствующего распоряжения.

Семья Петра I. Миниатюра на эмали Григория Мусикийского. 1716–1717 годы

Из возможных наследников остаются его внук, девятилетний сын царевича Алексея Петр, и две дочери — Анна Петровна, которая должна сейчас выйти за голштинского герцога, и Елизавета Петровна. Понятно, что Петр по малолетству не смог бы править сам, и в результате самодержавной императрицей становится вдова Петра I Екатерина. В мае 1727 года она умирает, оставив престол Петру II — внуку Петра Великого и сыну Алексея Петровича. Но когда спустя еще три года умирает и он, в стране случается династический кризис. Прямых потомков Петра Великого по мужской линии не остается. Есть сын Анны Петровны, который родился полтора года тому назад, — но он потомок по женской линии. И тогда Верховный тайный совет вспоминает о старшей ветви Романовых, потомках царя Иоанна Алексеевича, и приглашает на престол курляндскую герцогиню Анну Иоанновну. Эта ситуа­ция делает неизбежной череду дворцовых и государственных переворотов. Они продолжатся до 1762 года, когда власть будет узурпирована человеком, никаких прав на нее не имеющим, — Екатериной II. 

Создание военного флота Петром I

Первый русский флот, созданный Петром I, принял участие в Азовском походе. Он состоял из 2 линейных кораблей, 4 брандеров, 23 галерных судов и 1300 стругов. Все они были построены под руководством царя на реке Воронеж. Это была основа русского флота. После того как была захвачена крепость Азов, боярская дума утвердила решение Петра I строить корабли для Балтики.

Были возведены верфи на эстуариях рек Олонка, Луга и Сясь, где строились галеры. Для защиты побережья и атак на вражеские корабли были закуплены и построены парусники. Базировались они недалеко от Санкт-Петербурга, немного позже была построена база в Кронштадте. Следующими были базы в Выборге, Або, Ревеле и Гельсингфорсе. Управлялся флот Адмиралтейским приказом.

Ссылка в Преображенское, создание потешных полков

После церемонии венчания на царство юный Петр был отправлен в село Преображенское. Там он рос, не чувствуя никаких ограничений. Очень скоро всем окружающим стал понятен интерес юного царевича к военному делу. С 1685 по 1688 год в селе создавались Преображенский и Семеновский (по названию соседнего с Преображенским села, Семенова) потешные полки, создавалась «потешная» же артиллерия.

В это же время царевич заинтересовался морским делом и заложил первую верфь на Плещеевом озере под Переславлем — Залесским. Так как среди русских бояр, знающих морскую науку, не нашлось, наследник престола обратился к иностранцам, немцам и голландцам, жившим в Немецкой слободе в Москве. Именно в это время он познакомился с Тиммерманом, который обучал его геометрии и арифметике, Брандтом, который изучал с ним навигацию, Гордоном и Лефортом, которые в будущем станут его ближайшими сподвижниками и соратниками.

Современники и историки о деятельности Петра Великого

Приведем лишь некоторые из множества характеристик этого человека, которого невозможно охарактеризовать однозначно. Говорят, о человеке надо судить по его делам. Дела Петра огромны, но всегда при осознании этого возникает другая проблема: а какой ценой?

Послушаем различные мнения о Петре I.

Михаил Ломоносов всегда отзывался о Петре восторженно: «С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его — и потекут воды, прикоснется горам — и воздымятся».

Л. Бернштам. Памятник Петру I «Царь-плотник»

Шведский писатель и драматург Юхан Август Стриндберг характеризовал его так: «Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу — его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась».

Историк С.М. Соловьев давал высокую оценку деятельности Петра, а полярность оценок такой широкой личности, как Петр, считал неизбежной: «Различие взглядов происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела. Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние».

П. Н. Милюков считает, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы». По мнению Милюкова, в период правления Петра, население России в границах 1695 года сократилось в силу беспрестанных войн.

Н. М. Карамзин  был согласен с характеристикой Петра как «Великого», но критикует его за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Нидерландами. По мнению историка, резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России». Но «великий муж  самыми  ошибками  доказывает свое  величие».

Некоторые историки считают, что Пётр не изменил в стране самого главного: крепостного права. Временные улучшения в настоящем обрекли Россию на кризис в будущем.

Мыслитель и публицист Иван Солоневич дает крайне отрицательную характеристику деятельности Петра I. По его мнению, итогом деятельности Петра стал разрыв между правящей верхушкой и народом, денационализация первой. Петра он обвинил в жестокости, некомпетентности, самодурстве и трусости.

В.О. Ключевский понимает  реформы  Петра не как преобразования, проведенные по заранее обдуманному плану, а как ответ  и  реакцию  на  веление  времени: «Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа,  инстинктивно почувствованных властным  человеком  с  чутким  умом  и  сильным характером». «Реформа была  его личным   делом,  делом  беспримерно  насильственным,  и  однако, непроизвольным и  необходимым». И далее историк отмечает, что «реформа постепенно  превратилась  в  упорную внутреннюю борьбу, взбаламутила всю застоявшуюся плесень русской жизни, взволновала все классы общества…».

Дворянско-чиновничий аппарат

В допетровскую эпоху правящую группу составляли светские феодалы – бояре, наделенные вотчинами; дворяне, обладавшие поместьями. Граница между двумя сословиями неуклонно сокращалась. Нередко поместья по размерам превышали вотчины, количество дворян росло за счет дарования титулов служилым людям. Новым при Петре I стало создание дворянско-чиновничьего аппарата.

До Петра I главной отличительной чертой, разделяющих представителей этих сословий, было наследование земель, которая за боярами была закреплена навечно, а после смерти дворянина его родственники могли претендовать только на небольшое содержание. Что сделал Петр I? Он просто закрепил за дворянами землю при обязательной 25-летней государственной службе.

Именно дворяне стали опорой государей, в силу сложившихся традиций они вынуждены были служить на службе – как штатской, так и военной. Это сословие было заинтересованно в централизованной власти, в укреплении самодержавия. Смутное время (семибоярщина) показало ненадежность боярского сословия.

Краткая биография

Уместить в несколько строк все деяния государя в России невозможно. Биография Петра Великого начинается с периода беззаботного детства, так как его не готовили к занятию трона, то не слишком строго заставляли учиться и почти не устраивали экзаменов, проверяя, что ему удалось усвоить.

Юность царя:

  • воцарение на престоле России;
  • смещение царевны Софьи и обретение настоящей власти;
  • создание российского флота и армии;
  • закрепление на Азовских рубежах;
  • поездка по Европе, где молодой самодержец обучался всему: азам экономики, тонкостям правления, кораблестроению. Он запоминал все, что подмечал его зоркий глаз, и затем переносил передовой опыт на российскую почву.

Зрелые годы:

  • Северная война (длилась она еще с юных лет Петра с 1700 по 1721 гг. и завершилась победой);
  • основание Санкт-Петербурга;
  • преобразования внутри России.

Что сделал для России Петр, можно понять даже из той достаточно краткой информации, которая дана в Википедии. Несколько более подробно на сайте освещается внешняя политика, так как принято считать, что очень важными этапами становления Российской империи стали завоевание южных рубежей и выход к Балтийскому морю. Это открывало огромные возможности для дальнейшего развития, торговли и укрепляло границы России.

После Северной войны мир признал Россию империей. Первыми странами, которые согласились со статусом русского государя как императора, были Пруссия и Голландия. Чуть позже это сделала побежденная Швеция, а после – Османская империя, Австрия и другие страны. Империя – значит великое государство, «вселенский и духовный центр», по тогдашним понятиям.

Уделено внимание в Википедии и тем преобразованиям, которые осуществил твердой рукой русский царь Петр внутри России, меняя не только облик страны, но и самосознание всех членов российского общества. Самодержец сделал для России следующее:

Самодержец сделал для России следующее:

  • расширил внешние границы;
  • создал российский флот;
  • укрепил рубежи;
  • дал выход к морю;
  • добился признания на мировом уровне;
  • «перекроил» систему власти, заменив приказы коллегиями, благодаря которым значительно уменьшились неразбериха и волокита в делах;
  • обустроил административное деление;
  • дал начало системе образования;
  • поощрял строительство мануфактур.

Ему же принадлежит идея изменения внешнего облика россиянина и введение новых обычаев – европейских.

Азовские походы и Великое посольство

Военные увлечения Петра олицетворяли его планы. Он хотел любыми способами добиться выхода России к морю, в частности, к Черному морю. Так, Петр возобновил Крымские походы, в которых проиграл В. В. Голицын. 

Весной 1695 года начался Первый Азовский поход под началом императора.
Русская армия на речных кораблях спустилась по Дону и Волге на юг и подошла к Азовской крепости. Но этот поход закончился неудачей из-за отсутствия флота, который был бы способен изолировать турецкую крепость со стороны моря, откуда гарнизон Азова беспрепятственно получал подкрепления.

Зимой 1695 года началась подготовка ко Второму Азовскому походу. Началось строительство первого русского флота. К весне было подготовлено 2 корабля, 23 галеры, четыре брандера и 1300 стругов. В мае 1696 г. русская армия снова начала осаду Азовской крепости. На этот раз крепость пала. Русскому флоту нашли гавань у мыса Таганрог, где стали строить порт. 

Главный результат походов заключался в возможности России нападать на Крымский полуостров с моря, что значительно ослабило  угрозу набегов крымских татар.

Однако в другие моря получить доступ России не удалось. Керченский пролив, Босфор и Дарданеллы контролировала Турция, с которой Россия не могла конкурировать в военной силе. Для этого ей нужен был европейский союзник. В 1697 г. Петр заключил союз против Турции с Австрией и Венецией. Так же российская дипломатия хотела вовлечь в союз морские государства — Голландию и Англию.

Так , в 1697 – 1698 гг. создалась идея Великого посольства, ставившего своей целью посетить европейские столицы. Послами были избраны Ф. Я. Лефорт, Ф. А. Головин, П. Б. Возницын. 

За годы пребывания за границей император и его посольство посетили  Курляндию, Голландию, Англию и другие страны, встречались с влиятельными монархами, изучали корабельное дело и другие ремесла. Однако летом 1996 года в Москве начался стрелецкий бунт, что заставило Петра вернуться на Родину.

В конечном итоге созданное Великое посольство не достигло цели, т.к. международные отношения в Европе не склонялись к войне с Турцией.  В 1699 году, под Белградом, Россия  заключила двухлетнее перемирие с Османской империей. 

Опыт, который Петр получил за границей, он использовал  для проведения реформ во внешней и внутренней политике.

Важно отметить, что Петр много внимания уделял военному образованию.
В период с 1700 по 1714 г. в России были открыты несколько военных школ

Российская армия состояла из трех родов войск:

  1. пехоты; 
  2. кавалерии;
  3. артиллерии.

Главная роль отводилась пехоте, которая подразделялась:

  • гвардейскую;
  • гренадерскую;
  • линейную.

В 1699-1700 гг. по указу Петра были восстановлены полки регулярной конницы (драгун). Особенность русской конницы заключалась в том, что она атаковала противника на максимально возможной скорости (полном аллюре), применяя холодное оружие.

Создание регулярной армии сопровождалось быстрым развитием промышленности. Например, заработал завод на Каменской домне (ныне город Каменск-Уральский), где 15 октября 1701 г. был получен первый чугун, а уже в декабре отлиты 3 пушки и 2 мортиры.

В 1704 г. удалось полностью удовлетворить потребность армии в артиллерийском вооружении и создать его значительный запас . Заводы, расположенные на Урале, имели один существенный недостаток: удаленность от театра боевых действий. Поэтому оружейные заводы строились и в северо-западных районах России.

Центром порохового производства была Москва, так же заводы по производству пороха существовали в Киеве и Казани, позже —  в Петербурге. Быстрыми темпами строились заводы по производству боеприпасов

На хозяйственную и медицинскую часть царь обращал особое внимание: он не жалел расходов на питание солдат, содержание госпиталей и лекарей

Слишком сложно?
Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу

Опиши задание

Внутренние реформы

Когда Петр стал царем России, его народ был отсталым и слаборазвитым по сравнению с процветающими европейскими странами. Прежде всего потому, что Россия отвергла модернизацию и цеплялась за средневековые практики. Во время своего правления Петр I осуществил обширные реформы, которые затронули все сферы национальной жизни, включая администрацию, промышленность, торговлю, технологии и культуру. Он преодолел сопротивление средневековой аристократии страны, чтобы добиться невероятного прогресса посредством внутренних реформ, направленных на преодоление разрыва между Россией и западными странами.

История Петра 1

Спустя шесть лет Федор 3 скончался, и на русский престол должен был взойти его сын Иван. Однако законный наследник оказался очень болезненным и слабым ребенком.

Воспользовавшись этим, семья Нарышкиных, по сути, организовала госпереворот. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины уже на следующий день сделали царем юного Петра.

26-летний Пётр I. Портрет кисти Кнеллера был подарен Петром в 1698 английскому королю

Однако Милославские – родственники царевича Ивана, заявили о незаконности такой передачи власти и ущемлении собственных прав.

В результате в 1682 г. произошел знаменитый Стрелецкий бунт, вследствие чего на троне оказалось одновременно 2 царя – Иван и Петр.

С этого момента в биографии юного самодержца произошло множество знаковых событий.

Здесь стоит подчеркнуть, что с ранних лет мальчик увлекался военным делом. По его приказу сооружались фортификационные сооружения, а в постановочных боях задействовалась настоящая военная техника.

Петр 1 надевал на своих сверстников униформу и маршировал вместе с ними по городским улицам. Интересно, что сам он выступал в качестве барабанщика, идущего впереди своего полка.

После образования собственной артиллерии, царь создал небольшой «флот». Уже тогда ему хотелось господствовать на море и вести в бой свои корабли.

Главные достижения Петра Первого (Великого)

5+ Петр Великий (1672 – 1725) правил Россией около 43 лет с 1682 до своей смерти в 1725 году. Он инициировал широкий спектр экономических, социальных, политических, административных, образовательных и военных реформ, положивших конец господству традиционализма и религии в России. Его усилия включали секуляризацию образования, более широкое использование технологий, создание промышленной экономики, модернизацию армии и создание сильного военно-морского флота. Петр Великий, как никто другой, был ответственен за то, что Россия стала одной из ведущих стран в мире. Узнайте больше о его вкладе, изучив наш список основных достижений Петра Первого.

Из биографии

  • Пётр I – один из самых выдающихся государственных деятелей России.
  • Уже с детства интересовался военным делом. Создал «потешные войска»  в Преображенском, где жил с матерью. Эти войска станут основой будущего Преображенского полка. Увлекался судостроением, огнестрельным делом. Много времени проводил в немецкой слободе, где жили  мастера этого дела.
  • Пётр I любил свою страну, мечтал, чтобы она стала самой мощной державой, и все силы прикладывал к достижению цели. Он хотел изменить и страну, и людей, и ему во многом удалось это сделать. Россия стала одной из цивилизованных стран мира, мощным государством — империей, а он сам — императором.
  • Пётр I был противоречивой личностью. Энергия, богатство натуры, трудолюбие, активность, пытливость ума сочетались в нём с жестокостью, порой с грубостью, с праздностью. Несмотря на различные точки зрения на деятельность Петра I, нельзя не отдать ему должное как великому реформатору, преобразившему Россию.
  • В течение жизни он изучил много ремёсел, считал, что труд должен быть обязательной потребностью любого человека, независимо от положения и чина. Он мог решать важнейшие государственные дела и в то же время заниматься обычными повседневными делами. Больше таких правителей Россия не знала.
  • Пётр I обладал поистине энциклопедическим знаниями: овладел многими ремёслами и науками, был полководцем, законотворцем, дипломатом, историком, географом. Он мог легко разговаривать как с королями западных стран и их министрами, так и с простыми мастеровыми, со всеми находя общий язык. Легко говорил на немецком и голландском языках.
  • Для деятельности Петра I характерен взгляд далеко в будущее. Он стремился совершать не сиюминутные преобразования, а те, которые надолго будут способствовать расцвету России. Так многие его нововведения действовали десятилетия и более: государственные учреждения, созданные им, просуществовали  весь 18 век, рекрутские наборы – до 1864 года, а Сенат, Синод, прокуратура — до 1917 года.
  • Пётр I ценил талантливых, трудолюбивых людей. Он не смотрел на различия — сословные, религиозные, национальные. Человек труда, радеющего за Россию,  он превозносил  и всячески поощрял таких  людей.
  • Сколько талантливых деятелей страны вышло из низов при Петре I !

Воспитание и образование Петра I

Все историки едины в своем мнении об образовании будущего императора. Они считают, что оно было максимально слабым. До года его воспитывала мать, а до 4 лет — няньки. Потом за образование мальчика взялся дьяк Н. Зотов. У мальчика не было возможности обучаться у известного Симеона Полоцкого, который обучал его старших братьев, так как патриарх московский Иоаким, начавший борьбу с «латинизацией», настоял на удаление Полоцкого и его учеников от двора. Н. Зотов обучил царя грамоте, закону Божьему и начальному счету. Писал царевич плохо, словарный запас его был скудным. Впрочем, в дальнейшем Петр восполнит все пробелы в своем образовании.

Основные события

Петру досталась страна, в которой устаревшая система управления, не соответствовала его представлениям о дисциплине и субординации. Боярская дума не торопилась выполнять его указы.

Реформа власти

И в 1711 году он создал Сенат. Новый государственный орган управлял страной во время отсутствия царя. Надзор за деятельностью чиновников всех уровней был возложен на Тайную канцелярию и фискальную службу. Это была строгая вертикаль власти, во главе которой стоял император.

Промышленность

Военные победы России были не возможны без хорошо развитой промышленности. Петр 1 приглашал иностранных мастеров на работу и русских людей отправлял в Европу на обучение. Были созданы промышленные центры на Урале, в Карелии. Вскоре Россия заняла 3-е место среди европейских стран по производству металла. Началось развитие геологоразведки. За время правления Петра было построено более 230 заводов, около 90 мануфактур.

Культурные преобразования

В правление Петра Великого в России появились школы начального обучения. Молодые люди отправлялись на учебу в Европу. Образовались первые технические ВУЗы, медицинские училища, Морская академия, Академия наук. Печатались учебные пособия для обучения в школах.

Народные бунты

В основе внутренней политики Петра 1 лежала жесткая эксплуатация рабочих и крестьян. Многочисленные бунты, которые царь считал вызовом своей власти, жестоко подавлялись.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий