История старого царства египта

Царская власть в Среднем Египетском государстве

Символом деятельного присутствия царской власти в каждом номе стали работы по расширению и украшению местных святилищ. Реконструкции подверглись почти все значительные храмы, и впервые в них стали возводиться каменные постройки, которые мог даровать области только царь.

Изыскивая средства для содержания разросшейся бюрократии, XII династия освоила под пашни котловину файюмского озера на стыке Верховья и Низовья. Самый могущественный государь Среднего царства Аменемхет III (около 1853—1806 гг. до н. э.) воздвиг у входа в «Землю озера» неимоверно обширное каменное здание с тысячами комнат и переходов. Вероятно, это был царский поминальный храм с особыми помещениями для областных богов. Сооружение не уцелело, но ещё греки дивились ему не меньше, чем великим пирамидам.

Чтобы удовлетворить нужды многочисленной бюрократии в золоте, чёрном дереве, самоцветах и т. д., XII династия стремилась овладеть Эфиопией. Сенусерт III (около 1872—1853 гг. до н. э.) возглавил несколько военных походов, после чего земли до второго порога отошли к Египту. Границу обезопасили цепью кирпичных крепостей, и в Новом царстве египетская Эфиопия чтила Сенусерта III как местного бога.

Военные походы в Палестину успехом не увенчались. Потребность в олове, серебре и других металлах приходилось удовлетворять путём обмена, ради чего царские посланцы доходили до Малой Азии и Вавилона. Население пользовалось посудой с Крита, а египетские вещи найдены в развалинах Кносского дворца. В Низовье же к концу правления XII династии скопилось немало выходцев из соседней Передней Азии.

У царствовавшего почти полвека Аменемхета III сильных преемников не оказалось. Позднейшие царские списки называют десятки имён, из которых лишь часть найдена на современных памятниках. На полтора столетия престол стал игрушкой в руках противоборствующих сил. В какой-то момент правления «XIII династии» в Восточной Дельте объявились новые «цари» (XIV династия). Начавшийся распад Египта ознаменовал завершение эпохи Среднего царства.

Общественный строй в Среднем царстве Египта

Общественный строй Египта ранней древности представляется очень своеобразным, и причина того — необычайно сильно развитая государственность. Нигде в Древнем мире, за исключением, быть может, Китая конца I тысячелетия до н. э., государство не участвовало столь же целенаправленно в формировании хозяйственных и социальных отношений.

Уже в Старом царстве безусловно преобладал государственный сектор экономики. Его основными подразделениями были хозяйства царя, храмов и чиновничьи «дома». Общинный и частный секторы очень рано были без остатка поглощены государственным. К началу Среднего царства в Египте не осталось соседских общин свободных и полноправных граждан, независимых от государственных хозяйств. Хотя хозяйства храмов, чиновников и мелких производителей пользовались некоторой экономической автономией, её мера определялась волей и реальной силой государства. Все они размещались на государственной земле, причём храмы и чиновники черпали рабочую силу преимущественно из государственных фондов.

Большая часть продукции изымалась у непосредственных производителей государством. Оно постоянно и целенаправленно перераспределяло огромную долю национального богатства в соответствии со своими политическими и экономическими целями. Объём продукции, свободно обменивавшейся на рынках, был крайне невелик.

По мнению выдающегося востоковеда И. М. Дьяконова, несмотря на то, что эта система «претерпевала различные частные изменения во времена Нового, Позднего царства, эллинистического и римского периодов… принцип управления всеми производящими хозяйствами из государственного центра неизменно сохранялся… Поэтому египетская история, хотя и обнаруживает известные изменения общественных форм, в целом не являет подлинного общественного прогресса… и египетский путь развития можно с уверенностью назвать тупиковым».

Вполне восстановить раннюю историю формирования социально-экономического строя древнеегипетского общества пока не удаётся. Но благодаря исследованиям О.Д. Берлева принципы общественной организации Среднего и отчасти Старого царства уже в основном понятны.

Раннее царство Древнего Египта (3000-2700 гг. до н. э.)

По мере объединения номов на землях Древнего Египта образовались 2 больших царства. Это Верхний Египет со столицей в Тинисе (Чени) и Нижний Египет со столицей в Мемфисе. Царь Верхнего Египта носил белую корону, напоминающую по форме бутылку. А другой властитель носил красную корону, которая по своей форме соответствовала сиденью со спинкой.

В то время всё население делилось на жрецов, воинов и земледельцев. Через жрецов осуществлялась связь с богами, воины защищали землю и расширяли границы государства, а земледельцы кормили всех остальных. От них же шли и подати царю.

Единое Раннее царство Древнего Египта образовалось 5 тысяч лет назад, когда правитель Верхнего Египта Нармер (известный также как Хор-Сом) завоевал дельту Нила и подчинил себе второе царство. Это подтверждает каменная плита, обнаруженная при раскопках Иераколеополя.

На одной стороне этой плиты Нармер, изображённый в короне бутылочной формы, поражает булавой нижнеегипетского царя. На другой стороне плиты тот же владыка в окружении подданных имеет на голове корону в виде сиденья. По всей видимости это символизировало покорение Нижнего царства.

Историки-египтологи предполагают, что Хор-Сом являлся одним из владык, правивших страной до I династии фараонов. Это следует из заявления древнего египетского историка Манефона, жившего в IV веке до н. э. Основателем же I династии он называет фараона Менеса, вступившего на престол ориентировочно в 2950 году до н. э. Именно с этого царя начинается не только Раннее царство, но и весь династический период Древнего Египта.

Владыки объединённого государства стали носить двойную корону. Внутри находилась белая корона бутылочной формы, которая была вставлена в красную корону, напоминающую собой сиденье со спинкой. Так появились египетские фараоны. Они управляли страной вплоть до завоевания её Александром Македонским в конце IV века до н. э.


Фараон Раннего царства носил корону, совмещавшую короны Верхнего и Нижнего царства

На период Раннего царства приходится правление 2-х первых царских династий. Это время бурного развития сельского хозяйства. Царские чиновники неустанно организовывали общественные работы по орошению полей, рытью каналов, возведению плотин. Наряду с сельскохозяйственными работами активно развивалось садоводство. Было положено начало разведению винограда и виноделию. Также активно разводились финиковые пальмы и повсеместно выращивался инжир.

Большое значение приобрёл лён. Древние египтяне носили в основном льняные одежды. Из домашних животных приоритет отдавался крупному рогатому скоту, так как его использовали на земледельческих работах. А мотыги и сошники делали из дерева, ведь почва в долине Нила была чрезвычайно плодородной и мягкой. Поэтому при примитивных орудиях труда люди получали высокие урожаи.

Что же касается политической ситуации, то, несмотря на то, что Нижний Египет был завоёван и присоединён к Верхнему, на его землях время от времени вспыхивали восстания и делались попытки отделиться и вернуть самостоятельность. В конце концов, Нижнему Египту это удалось, и фараон II династии Хасехемуи вынужден был вновь завоёвывать дельту Нила. Одна из сохранившихся с тех далёких времён надпись сообщает, что при подавлении восстания было уничтожено 40 тыс. человек. По всей вероятности такое количество людей преувеличено.

Окончательно и бесповоротно Раннее царство Древнего Египта стало единым и неделимым лишь к концу правления II династии фараонов. Это ориентировочно 2700 год до н. э. После этого начался более длительный период, который египтологи называют Древним царством.

Алексей Горобец

Законодательная система в Среднем Египетском царстве

Египтяне всеми способами уклонялись от «царских работ», а призванные на них часто убегали. Сохранился папирус, упоминающий уголовные законы «о намеренно уклоняющихся больше б месяцев», «о намеренно уклоняющемся от своей работы», «о бежавшем, не выполнив своё задание», «о бежавшем из острога». В первом из этих случаев наказанием стали пожизненные каторжные работы на царских полях. Но даже такая, поистине страшная угроза не останавливала беглецов. Потому государство узаконило захват заложников из числа родственников и домочадцев дезертиров.

Один храмовый привратник обращался с жалобой на то, что был «схвачен из-за… сына, работника местного храма… поскольку у него недостача выполнения повинностей». Возмутиться привратник посмел лишь потому, что его схватили по ошибке: на самом деле его сын все повинности выполнил. Кошмар «царских работ и право государства захватывать «заместителей»

Помимо принудительного труда в рамках профессий египтяне призывались на временные «царские работы». Обычно это были строительство, землеройные работы, полив полей. Отбывалась и гребцовая повинность для перевозки грузов по Нилу. Труд мобилизованных часто оказывался непосильным. Сроки работ определялись жёстко и растягивались на много месяцев. Содержали мобилизованных в острогах.

Профессии Среднего Египта

С царской собственностью на землю неразрывно связана другая важнейшая особенность египетской цивилизации — государственная система перераспределения произведённого продукта и рабочей силы. Её первичным механизмом были смотры- переписи. На них большая часть мужского населения страны распределялась по учётно-возрастным категориям и профессиям. Смотрам подлежали даже больные и увечные. Но основная задача смотров состояла в устройстве подросшей молодёжи — всех, кто не имел возможности выбрать карьеру чиновника. Самых здоровых и крепких отбирали в войско, остальных определяли в «рабов царя,, а также в ремесло и низшее жречество.

Главной обязанностью «рабов царя» была работа на кого-нибудь. Государь, как правило, передавал их в пользование учреждениям и должностным лицам: чиновникам, высокопоставленным жрецам, квалифицированным ремесленникам, воинам элитных отрядов. Но обслуживали своих хозяев «рабы царя» лишь в рамках назначенных им на смотрах профессий, которые у словно можно разделить на «полевые»: земледельцы, пастухи и промысловики, занимавшиеся собирательством, рыбной ловлей и птицеловством; и «домашние»: бельевики, казначеи, провожатые, прачечники, приусадебные садовники, виночерпии и т. д. Певцы, танцоры и цирюльники обычно отпускались на оброк. Они бродили по стране, зарабатывая на пропитание и покупку вещей, часть которых отдавали «хозяину». В домашнее хозяйство направлялись и женщины. У высокопоставленных хозяев домашние слуги иногда ухитрялись сколотить собственное хозяйство — имели свою землю, рабов, скот.

Административные документы отделяют ремесленников от «рабов царя», но последние могли заниматься некоторыми ремёслами, имевшими домашнее значение.

Хозяева не только пользовались трудом «рабов царя», но и продавали их. Однако «рабы царя» всё же считались работниками государя и состояли на учёте в его «Палате рабочих рук». Хозяева не были властны над их личной собственностью, равно как и над их детьми. По достижении соответствующего возраста последние выводились на смотры, где их могли перевести в другие хозяйства, забрать в войско или ремесленники. Теоретически дети «рабов царя» могли даже выбиться в чиновники или жрецы. Мораль требовала от хозяев заботы о вверенных им работниках, из-за чего последние в отдельном хозяйстве назывались «мерит» — «возлюбленные». Лишившись должности, хозяин утрачивал право на обеспечивавший её труд «рабов царя», которые передавались его преемнику.

Додинастический период

Природные особенности поделили страну на 2 части. Верхний Египет – от 1-го порога до города Мемфиса. Нижний Египет – дельта Нила, представляющая собой широкую долину, иссечённую многочисленными рукавами великой реки, впадающей в Средиземное море.

В IV тысячелетии до н. э. в этих местах образовалось несколько десятков областей или номов по-гречески. Каждый ном включал в себя город с прилегающими к нему окрестными селениями. Возглавлял это образование номарх или правитель. Постепенно номархи превратились в местных царей, которые распоряжались ирригационными, земледельческими работами и имели в своём подчинении вооружённую охрану.

Между номами начали возникать разногласия, которые часто решались с помощью оружия. В результате этого более сильные номархи стали подчинять себе более слабых. Процесс централизации шёл чрезвычайно медленно и продолжался много столетий.

Но помимо амбиций местных царей существовали ещё и хозяйственные проблемы. Чтобы улучшить земледелие, необходимо было регулировать разливы Нила. Такое могло сделать только единое государство с централизованной властью. То есть созрели предпосылки для создания одной могучей державы, где у власти находился бы один правитель.


Раннее царство Древнего Египта на карте

Военная повинность в Среднем царстве Египта

Первой ступенькой карьеры простолюдинов обычно была служба в войске. При удачном стечении обстоятельств сыновья «рабов царя» дорастали до офицерской должности. Если же они к тому же знали грамоту, в дальнейшем им мог выпасть шанс продвижения по административной или жреческой стезе. Подчас достигали чинов и те из детей «рабов царя», кто рос в доме вельможного хозяина.

В Старом царстве во время больших военных кампаний ещё созывалось ополчение, куда разного рода начальники входили вместе со своими подчинёнными. Но войско Среднего царства набиралось уже путём очередных призывов молодёжи и состояло на государе шеи ном содержании. Оно делилось на городские (первоначально номовые) полки и дружину царя. Рядовые воины звались «анху» — буквально «живые (т. е. полные жизненных сил)», «живчики».

Городские полки подразделялись на «молодёжь» и «ударное» войско ветеранов. «Молодёжь» состояла из временно призванных на военную службу «красавцев» и профессиональных воинов, «бойцов». Последние могли затем попасть в «ударное» войско.

Дружина царя, созданная в противовес городским полкам, подчинялась непосредственно государю и его ближайшим сановникам. Её главной силой была гвардия — отряды «спутников правителя».

Гвардейские новобранцы наделялись хозяйствами, о них говорится как о «снабжённых списками (работников), пожалованных пашнями, награждённых скотом». Так, гвардеец Хусебек ещё в молодости получил в награду 160 «рабов царя». К египетскому войску добавлялись отряды чужеземцев, в основном эфиопов.

Поскольку значительную часть пути обычно приходилось проделывать по реке, существовал большой чётко организованный военный флот, кадры для которого поставляла опять же гвардия. Если пехотой командовали, как правило, офицеры-служаки, то знать под конец Среднего царства стремилась попасть во флот.

Полигамия в Среднем Египте

На папирусе времён Нового царства сохранилось послание овдовевшего мужа к скончавшейся три года назад жене: «Я взял тебя в жёны ещё юношей. Я был с тобой вместе. Позднее я получил все титулы, но я тебя не оставил… я тебя не покинул, а, наоборот, говорил:

„Да будет всё это вместе с тобой!». Каждому, кто заговаривал о тебе со мной и советовал оставить тебя, я отвечал: „Я сделаю, как пожелает её сердце!..». И вот смотри: когда мне поручали наставлять военачальников войска фараона и его колесничих, я посылал их, чтобы они простирались на животе пред тобой и приносили всевозможные прекрасные дары. Я никогда не скрывал от тебя своих доходов.. Никогда не было, чтобы я пренебрегал тобой… Мои благовония сладости и одежды я никогда не отсылал в другой дом, а, наоборот, говорил — „Моя супруга здесь!». Ибо я не хотел тебя огорчать… Когда ты заболела постигшей тебя болезнью, я призвал врача, и он сделал всё необходимое и всё, что ты велела ему сделать. Когда я сопровождал фараона на юг, я во всём поступал, помня о тебе… Когда я вернулся в Мемфис, я испросил у фараона отпуск и отправился туда, где ты обитаешь (т. е. к твоей гробнице), и я много плакал вместе с моими людьми перед изображением твоим. Три года прошло с тех пор… И смотри, хотя есть сёстры в нашем доме, я не ходил ни к одной из них».

Известный египтолог П. Монтэ прокомментировал данное послание так: «Этот образцовый муж, неутешный вдовец, даёт ясно понять, что другой на его месте действовал бы совсем иначе: став высоким сановником, отверг бы жену скромного происхождения».

У царя могло быть несколько жён одновременно. В Новом царстве это диктовалось и внешнеполитическими соображениями. Браки с чужеземными «принцессами» служили формальным подтверждением военно-политических союзов Египта или его верховенства над той или иной страной. В первой половине XIV в. до н. э. Аменхотеп III собрал целый «гарем» из царевен: две вавилонские, три миттанийские, одна из анатолийского государства Арцава, не считая дочерей мелких сиро-палестинских правителей. Кроме того, у царя имелись наложницы, в чём ему подражала и высшая знать. Но у подавляющего большинства египтян была одна жена.

Многие мужья мечтали, чтобы после смерти их с женой «двойники» пребывали вместе. Потому они приказывали изображать себя вместе с ней в гробницах и на стелах. Обычно супруги держатся за руки или обнимают друг друга за талию. Считалось, что счастье — это когда «рука мужчины в руке его жены».

Вместе с тем отношения мужа и жены оставались делом сугубо личным, запретным для постороннего интереса и вмешательства. В кладбищенских жизнеописаниях о них говорится крайне скупо. Сурово осуждались попытки внебрачного сближения с женщинами, состоявшими при другом домохозяине. В знаменитом «поучении», включённом в школьную программу, говорилось: «Если дружбой дорожишь ты в дому, куда вступаешь как почтенный гость иль брат, обходи с опаской женщин!». За любовную связь с чужой женой наказывали даже смертью.

Чиновники в среднем Египте

Согласно неписаному обычаю, чиновник мог передать свой пост по наследству сыну или брату. И хотя официально новое назначение производилось царём, в подобных случаях оно считалось делом предрешённым. В результате должности на протяжении многих поколений оставались в руках одних и тех же знатных родов. Один номарх даже утверждал, что высокое положение было предназначено ему, ещё когда он был «внутри своего отца», т. е. не просто с рождения, а когда находился в отцовском семени.

Некоторые должности казались чиновникам и жрецам настолько «собственными», что они даже продавали их вместе с прилагающимися обязанностями, полномочиями, соответствующим обеспечением. И царь утверждал покупателей на служебных постах, а порой, дабы не обидеть знать, сам покупал приглянувшиеся его родственникам должности.

Хронология Древнего царства

Дата Событие
ок. 2707—2150 до н. э. Древнее царство в Египте (III—VI династии) и первый его расцвет. Сформированные архаические отношения с натуральным хозяйством и «рабовладельческое» государство (рабов относительно немного, преимущественно военнопленные), регулярная армия отсутствует. Доминирование поклонения эннеады бога Солнца Ра (храм в Гелиополисе), вытеснившего более древнего бога Атума. На почве гелиопольской системы верований складывается дальнейшая абсолютизация власти фараона, начиная с IV династии, почитаемого как сын Ра и земное воплощение Гора. Быстрое развитие культуры, основанной на вере в потустороннюю жизнь, и искусств. Создаются знаменитые древнеегипетские пирамиды и многие храмы. Начало проникновения египтян на Синай, в Ливию, Финикию (порт Библ становится центром египетской торговли) и Палестину.
ок. 2707—2639 до н. э. III династия египетских правителей.
ок. 2707—2690 до н. э. Правление фараона Санахта (III династия). Основание Древнего царства.
ок. 2690 — 2670 до н. э.. Правление в Египте фараона Джосера — «Золотой век» Древнего царства в Египте. Создание придворными учеными первого солнечного календаря. Деятельность ученого, зодчего и лекаря жреца Имхотепа, по планам которого построена первая шестиступенчатая пирамида — Джосера в Саккаре (близ Мемфиса).
ок. 2670 — 2663 до н. э. Правление фараона Сехемхета.
ок. 2663 — 2657 до н. э. Правление фараона Хаба.
ок. 2657 — 2639 до н. э. Правление фараона Хуни. Последний фараон III династии.
ок. 2613 — 2467 до н. э IV династия египетских правителей. Сильное централизованное государство, позволившее построить великие пирамиды Гизы (Хеопса, Хафры и Микерина) — первые из семи чудес света. Культ Ра, объявленного отцом фараонов, становится государственной религией.
ок. 2613 — 2589 до н. э. Правление фараона Снофру. Подъём могущества Египетского государства. Сооружение «Ромбовидной» и «Розовой» пирамид в Дашхуре.
ок. 2595 до н. э. Египетский фараон Снофру предпринимает один из первых успешных походов в Нубию, принесший большое количество пленных.
ок. 2589 — 2566 до н. э. Правление фараона Хуфу (Хеопс). Возведение по планам зодчего Хемиуна гладкосторонней Великой пирамиды на плато в Гизе (Эль-Гизе) высотой 146,6 м (ныне 136 м).
ок. 2566 — 2558 до н. э. Правление фараона Джедефра. Начинает строительство пирамиды в Абу-Роаш.
ок. 2558 — 2532 до н. э. Правление в Египте фараона Хафры (Хефрена). Построена вторая по величине пирамида Гизы. Создан Великий Сфинкс.
ок. 2532 — 2503 до н. э. Правление фараона Микерина (Менкаура). Построена третья пирамида в Эль-Гизе.
ок. 2503 — 2498 до н. э. Правление фараона Шепсескафа. Последний фараон IV династии.
ок. 2494 — 2345 до н. э. Правление фараонов V династии.
ок. 2494 — 2487 до н. э. Правление фараона Усеркафа. Строит пирамиду в Саккара, вблизи пирамиды Джосера.
ок. 2487 — 2475 до н. э. Правление фараона Сахура.
ок. 2475 — 2465 до н. э. Правление фараона Нефериркара Какаи.
ок. 2465 — 2460 до н. э Правление фараона Шепсескара.
ок. 2460 — 2458 до н. э. Правление фараона Неферефра.
ок. 2458 — 2422 до н. э. Правление фараона Ниусерра.
ок. 2422 — 2414 до н. э. Правление фараона Менкаухора.
ок. 2414 — 2375 до н. э. Правление фараона Джедкара Исеси.
ок. 2375 — 2345 до н. э. Правление фараона Униса — последний фараон V династии. Появление «Текстов пирамид».
ок. 2345 — 2150 до н. э. Правление фараонов VI династии.
ок. 2345 — 2337 до н. э. Правление фараона Тети.
ок. 2337 — 2335 до н. э. Правление фараона Усеркара.
ок. 2335 — 2285 до н. э. Правление фараона Пепи I. При помощи нубийских наемников покорена Южная Сирия до горы Кармель.
ок. 2300 до н. э. Создание египетской иератической (жреческой) письменности — упрощенной версии иероглифической.
ок. 2285 — 2279 до н. э. Правление фараона Меренра I.
ок. 2278 — 2184 до н. э. Правление фараона Пепи II, длившееся 94 года, — длиннейшее в истории.
ок. 2184 — 2183 до н. э. Правление фараона Меренра II.
ок. 2152 — 2150 до н. э. Правление царицы Нитокрис (Нейтикерт) — конец Древнего царства.

Обмен и торговля в среднем Египте

Почти всё производившееся трудовым населением изымалось и перераспределялось служащими «Дома царя», владельцами вельможеских хозяйств, администраторами храмов и т. д. Потому крупная частная торговля в Египте возникнуть не могла, равно как не мог сложиться и слой купечества.

Едва ли представители знати испытывали необходимость что-то покупать. Почти всё необходимое для них производили «рабы царя», а для строительства гробницы государь предоставлял им своих ремесленников. Некоторая потребность в торговых операциях возникала у владельцев средних и мелких хозяйств, где профессии «рабов царя» были не столь многообразны. Известно небольшое хозяйство жреца, продававшее на сторону ткани собственного изготовления. Но такие примеры редки. Нехитрые же нужды работников в основном удовлетворялись выдачами продовольствия и вещей. А «на продажу» они могли предложить только излишки полученных выплат или нечто, произведённое в «неурочное время».

В гробницах Старого царства встречаются изображения обмена, совершавшегося на крошечных базарах под открытым небом. Обмениваются съестные припасы: зерно, овощи, хлеб, рыба — и ремесленные изделия: домашняя утварь, обувь, украшения, веера, палки,) рыболовные крючки

Продавцы стремятся криками обратить внимание на свой товар, расхваливают его качество, предлагают его попробовать или испытать и безудержно льстят покупателю, уверяя, что фаянсовое ожерелье ему к лицу, называя его «мужем благодетельным»

Поскольку до чеканки монеты было ещё далеко, главным средством платежа являлось зерно, хотя расплачивались и одеждой. В начале XII династии за услуги однажды заплатили «серебром, золотом, медью, притиранием, ячменём Низовья, пшеницей». Обычно вещи менялись на вещи, но их стоимость при этом измерялась в зерне или металлах, чаще всего в золоте либо меди. В Среднем царстве упоминается и стандартная единица измеренной в металлах стоимости — деньга.

Без внешней торговли обойтись конечно же было невозможно. Однако она являлась делом государственным и велась царскими чиновниками. Ввозимое в Египет в основном объявляли данью и подарками чужеземцев фараону.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий