Когда возникла древнерусская литература и почему?

К какому веку относится древнерусская литература

Первые древнерусские письменные источники датируются IX веком. Древнерусское государство Киевская Русь занимало почетное место среди других Европейских государств. Письменные источники способствовали укреплению государства и его развитию. Завершается Древнерусский период в XVII веке.

Периодизация древнерусской литературы.

  1. Письменные источники Киевской Руси: период охватывает XI век и начало XIII века. В это время основным письменным источником является летопись.
  2. Литература второй трети XIII века и конец XIV века. Древнерусское государство переживает период раздробленности. Зависимость от Золотой Орды на много веков назад отбросила развитие культуры.
  3. Конец XIV века, который характеризуется объединением княжеств северо-востока в одно Московское княжество, возникновением удельных княжеств, и начало XV века.
  4. XV – XVI века: это период централизации Русского государства и появление публицистической литературы.
  5. XVI – конец XVII века– это Новое время, на которое приходится появление поэзии. Теперь произведения выпускают с указанием автора.

Древнейшим из известных произведений русской литературы является Остромирово Евангелие. Свое название оно получило от имени новгородского посадника Остромира, который и заказал писцу диакону Григорию его перевод. В течение 1056 – 1057 гг. перевод был завершен. Это был вклад посадника в Софийский собор, возведенный в Новгороде.

Фото с сайта 5.firepic.org

Второе евангелие – Архангельское, которое написано в 1092 г. Из литературы этого периода много сокровенного и философского смысла скрыто в Изборнике великого князя Святослава 1073 г. Изборник раскрывает смысл и идею милосердия, принципов морали. В основу философской мысли Киевской Руси легли евангелия и апостольские послания. В них описывалась земная жизнь Иисуса, а также описывалось его чудесное воскресение.

Источником философской мысли всегда были книги. На Русь проникали переводы с сирийского, греческого, грузинского. Были также переводы из Европейских стран: Англии, Франции, Норвегии, Дании, Швеции. Их работы перерабатывались и переписывались древнерусскими книжниками. Древнерусская философская культура – это отражение мифологии, имеет христианские корни. Среди памятников древнерусской письменности выделяются «Послания Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника».

Для первой древнерусской литературы характерна высокая выразительность, богатство языка. Для обогащения старославянского языка использовали язык фольклора, выступления ораторов. Возникло два литературных стиля, один из которых – «Высокий» торжественный, другой – «Низкий», который использовался в быту.

Жанры литературы

  1. жития святых, включают в себя жизнеописания епископов, патриархов, основателей монастырей, святых (создавались с соблюдением особых правил и требовали особого стиля изложения) – патерики (житие первых святцев Бориса и Глеба, игуменьи Феодосии),
  2. жития святых, которые преподносятся с иной точки зрения – апокрифы,
  3. исторические сочинения или хроники (хронографы) – краткие записи истории древней Руси, Русский хронограф второй половины XV века,
  4. произведения о вымышленных путешествиях и приключениях – хождения.

Жанры древнерусской литературы таблица

Фото с сайта 5.firepic.org

Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает летописание, которое развивалось веками. Это погодные записи истории и событий Древней Руси. Летопись представляет собой сохранившийся письменный летописный (от слова – лето, записи начинаются «в лето») памятник из одного или нескольких списков. Названия летописей случайно. Это может быть имя писца или название местности, где летопись записывалась. Например, Лаврентьевская – от имени писца Лаврентия, Ипатьевская – по названию монастыря, где летопись нашли. Часто летописание – это своды, соединившие в себе сразу несколько летописей. Источником для таких сводов были протографы.

Летопись, которая послужила основой подавляющего большинства древнерусских письменных источников, – «Повесть временных лет» 1068 года

Общей чертой летописания XII – XV веков является то, что летописцы уже не рассматривают политические события в своих летописях, а акцентируют внимание на нуждах и интересах «своего княжества» (Летопись Великого Новгорода, псковское летописание, летопись Владимиро-Суздальской земли, Московское летописание), а не события Русской земли в целом, как это было раньше

Литература

  • Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси XI-XIV вв.. — М.: Издательство Академии наук СССР., 1960. — 488 с.
  • Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В. В. Кусков. — М.: Высшая школа, 1985. — 336 с. — 8000 экз.
  • Кусков В.В. Древнерусские предания (XI-XVI вв.). — М.: Советская Россия, 1982. — 368 с.
  • Кусков В.В. История древнерусской литературы. — Высшая школа, 1989. — ISBN 5-06-000248-9.
  • Остапенко И. Древнерусские повести. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1991. — 271 с.
  • Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. — М.: Академический проект, 2016. — 495 с. — ISBN 978-5-8291-1894-5.
  • Творогов О.В. Древнерусские хронографы. — М.: Наука, 1975. — 322 с.
  • Щапов Я.Н. Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Послания.. — Санкт-Петербург: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2003. — 384 с. — ISBN 5-86789-140-2.
  • сост. и примеч. Дмитриев Л., Понырко Н. Изборник. Повести Древней Руси. — М: Художественная литература, 1987. — 447 с. — (Классики и современники. Русская классическая литература). — 400 000 экз.

Русская литература Серебряного века

Серебряный век — это небольшой, до 1917 года, период развития русской словесности. Назван по аналогу золотого века. Термин ввел русский философ, поэт и литературный критик В. С. Соловьёв. Это время появления целой плеяды талантливых поэтов, новых литературных направлений, время поиска эстетического идеала. Век отличает появление поэтических шедевров, вошедших в мировую художественную культуру.

Поэты-символисты Александр Белый, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, ранний Александр Блок создавали новое мистическое искусство. На грани развала старого мира они уходили от действительности в постижение души, Божественной сущности мира.

В противовес им акмеисты ратовали за реальную действительность. Это четко проявилось в поэзии Николая Гумилева, Анны Ахматовой.

Футуристы — Владимир Маяковский, Велемир Хлебников — вышли на арену поэзии с отрицанием всей предшествующей культуры, призывая сбросить мастеров прошлого с «парохода современности». Называлось это «пощечиной общественному вкусу».

Имажинистов отличали бунтарство и эпатажность. В это же время возникает жанр новокрестьянской поэзии, куда входили поэты крестьянского происхождения. Среди них выделялся Сергей Есенин.

Летописи

Значительная, если не самая большая, часть древнерусской литературы — произведения исторических жанров, вошедшие в состав летописей. Первая русская летопись — «Повесть временных лет» создана в начале XII века. Ее значение чрезвычайно велико: она явилась доказательством права Руси на государственную самостоятельность, независимость. Но если недавние события летописцы могли записать «по былинам сего времени», достоверно, то события дохристианской истории приходилось восстанавливать по устным источникам: преданиям, легендам, поговоркам, географическим названиям. Поэтому составители летописи обращаются к фольклору. Таковы сказания о смерти Олега, о мести Ольги древлянам, о белгородском киселе и т. д.

Уже в «Повести временных лет» проявились две важнейшие особенности древнерусской литературы: патриотизм и связь с фольклором. Тесно переплетены книжно-христианские и фольклорноязыческие традиции в «Слове о полку Игореве».

Самые известные памятники книжности Древней Руси

Отвечая на вопрос о том, когда возникла древнерусская литература, нельзя забывать о том, что произведения этого периода являют собой достаточно высокий уровень литературного мастерства. Одно знаменитое «Слово» о походе князя Игоря на половцев чего только стоит.

Несмотря на разорительные исторические обстоятельства, до наших дней сохранились следующие памятники.

Кратко перечислим ключевые из них:

  1. Лаврентьевская летопись.
  2. Остромирово евангелие.
  3. Многочисленные учительные сборники.
  4. Сборники житий (например, сборники житий первых русских святых из Киево-Печерской лавры).
  5. «Слово о законе и благодати» Иллариона.
  6. Житие Бориса и Глеба.
  7. Чтение о князьях Борисе и Глебе.
  8. «Повесть временных лет».
  9. «Поучение князя Владимира, прозванного Мономахом».
  10. «Слово о полку Игореве».
  11. «Сказание о гибели русской земли».

Жанр поучения

Поскольку религиозная литература призвана была воспитать истинного христианина, одним из жанров стало поучение. Хотя это жанр церковный, близкий к проповеди, его использовали и в светской (мирской) литературе, поскольку представления тогдашних людей о правильной, праведной жизни не расходились с церковными. Вам известно «Поучение Владимира Мономаха», написанное им около 1117 года «сидя на санях» (незадолго до смерти) и адресованное детям.

Перед нами предстает идеальный древнерусский князь. Он заботится о благе государства и каждого своего подданного, руководствуясь христианской моралью. Другая забота князя — о церкви. Всю жизнь земную следует рассматривать как труд по спасению души. Это и труд милосердия и доброты, и ратный труд, и умственный. Трудолюбие — главная добродетель в жизни Мономаха. Он совершил восемьдесят три больших похода, подписал двадцать мирных договоров, изучил пять языков, сам делал то, что делали его слуги и дружинники.

Памятники древнерусской литературы

В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей. Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек.Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале — пергаменте, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами.Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях — «Физиолог». Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства. Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека.К этому же периоду времени относятся такие вьдающиеся памятники церковной литературы, как «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова «потаенный». Самым популярным был апокриф «Хождение Богородицы по мукам».В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, «Житие Алексея, человека Божия».Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них «Слово» («Моление») Даниила Заточника.В XI веке появились и первые сочинения исторического (документального) характера. К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод — «Повесть временных лет». Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей.В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников.Выдающийся памятник древнерусской литературы, — «Поучение» Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных.И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». В основе произведения — предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись «Слова» сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.

Берет начало в византийской и болгарской литературных традициях

Древнерусская литература несла в мир духовность, нравственность – это самые важные ее цели, а также учила христианской этике. Именно она стала родоначальницей всей последующей украинской, русской и белорусской литературы.

Книги воспитывали в людях такие качества, как щедрость, душевное тепло, доброта и др. Развитие письменности на Руси легло в основу возникновения литературного творчества.

Стоит отметить, что авторы придерживались болгарской, а также византийской традиций в литературе, беря пример с источников, которые предавались переводам. Но есть один нюанс – авторы не занимались плагиатом, а с помощью творческих способностей создавали нечто совершенно новое. Переводная литература послужила базой для формирования собственных традиций.

Золотой век русской литературы

«Золотым веком» русской литературы считается первая треть XIX в., время великих поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Это век настоящей русской поэзии, который начался поэтами–романтиками: В.А. Жуковским, Е.А. Баратынским, К.Н. Батюшковым. Завершен творчеством Ф.И. Тютчева.

Впервые в литературе поэты пытались осмыслить свое предназначение, общественную роль. Поэта в России стали называть пророком.

Начала развиваться проза, вначале под влиянием английских исторических романов Вальтера Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Впервые историческую отечественную повесть «Капитанская дочка» о временах Пугачевского бунта создает А.С. Пушкин.

В литературу благодаря «Евгению Онегину» входит образ «лишнего человека», из гоголевской «Шинели» читатель узнает о «маленьком человеке». Таким образом, формируется реализм, который надолго займет в литературе главенствующее место.

Примечание

Писатели поднимают общественно-политические проблемы. Развивается жанр городского реалистического романа. Создают свои произведения Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. В литературу приходит исследование психологии личности.

В этот период поэзия приобретает социальную проблематику, которая четко обозначена в некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо?», где ярко показана тяжелая и беспросветная жизнь русского народа. Мастером литературного жанра — рассказа стал А.П. Чехов. Пьесы Максима Горького отличаются драматичностью и яркими характерами. 

Древнерусская литература – характерные особенности

Древнерусская литература как феномен культуры Средневековья существенно отличается от литературы нового времени. Каковы же ее специфические особенности?

Прежде всего, это тесная связь древнерусской литературы со служебными функциями – церковными, деловыми, историографическими, правовыми. Сюжетность, занимательность, эстетическое начало не являлись приоритетными и лишь постепенно отвоевывали свое место в литературном творчестве. Важную роль играл жанровый канон. Находившаяся в постоянном развитии система жанров древнерусской литературы многообразна – это летописи и жития, апокрифы и повести, памятники публицистики и политической мысли, философские и богословские трактаты, естественнонаучные сочинения и путевые очерки, послания и личные письма, – и каждый жанр диктовал автору свои правила подачи материала. Ориентация на авторитетные образцы, соотнесение всего того, о чем говорится в произведении, с лицами и событиями Священной истории вынуждали автора постоянно цитировать Священное писание и святоотеческие поучения. Таким образом, в художественной структуре древнерусского литературного произведения оказывался прочно зашит традиционализм – а современный читатель, наоборот, ценит в литературном произведении оригинальность.

Компиляция как один из основных методов литературного творчества обуславливает другую существенную особенность литературы средневекового типа. Это анонимность творчества. Автор средневекового текста – это, скорее, автор-составитель, редактор, часто одновременно выступающий переписчиком, создателем рукописной книги. Этот автор не стремился зафиксировать свое имя, но, напротив, для придания большей значимости созданному тексту нередко мог указывать в его заглавии авторитетного иерарха – Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. «Авторское право» в те времена не имело такого значения, как сегодня. Имен авторов подавляющего большинства произведений средневекового искусства мы не знаем, и только специальные источниковедческие исследования позволяют сделать более или менее убедительные предположения о том или ином лице как авторе того или иного произведения.

Со спецификой представления об авторстве в древнерусской литературе связаны и особенности самого существования текста произведения. Как правило, мы не имеем первоначального авторского текста. Автограф, то есть авторский текст, написанный самим же автором, что подтверждено научной атрибуцией, – это большая редкость в древнерусской книжности. Произведение существует в рукописной традиции, представлено в том или ином количестве списков разного времени. В процессе переписки текст приобретает изменения, порой значительные, влияющие на смысл или идеологию повествования. В таких случаях говорят о разных редакциях произведения. Исследования показывают, что даже канонические тексты Священного писания в определенные времена подвергались редактированию.

Текст произведения древнерусской литературы, некогда созданный анонимным автором, распространялся в списках, и любой писец мог изменять его в соответствии со своим вкусом или задачами: сокращать, распространять и т. п. Таким образом, бытование литературного произведения на Руси имеет черты, свойственные фольклору. «Коллективное» авторство приводит к особым формам проявления авторского личностного начала в повествовании, что также отличает древнерусскую литературу от литературы нового времени.

Книжность Древней Руси и русская литература XIX–XX вв. принадлежат разным типам культуры. Тем не менее, значение древнерусской традиции для послепетровской эпохи (и вплоть до сегодняшнего дня) огромно. Во многом именно это влияние определило своеобразие русской классики в ряду европейских литератур.

  • Цель проекта
  • Участники проекта
    • Структура
  • Просмотр рукописей
  • Поиск

Древнерусская литература[править | править код]

Основные принципыправить | править код

При всем своеобразии древнерусская литература обладала теми же основными признаками и развивалась по тем же общим законам, что и другие средневековые европейские литературы. Ее художественный метод был обусловлен особенностями средневекового мышления. Его отличали теоцентризм – вера в Бога как первопричину всякого бытия, блага, премудрости и красоты; провиденциализм, по которому ход всемирной истории и поведение каждого человека определяется Богом и является осуществлением его заранее намеченного плана; понимание человека как создания по образу и подобию Божьему, наделенного разумом и свободной волей в выборе добра и зла.

В средневековом сознании мир раздваивался на небесный, высший, вечный, не доступный осязанию, открывающийся избранным в миг духовного озарения, и земной, низший, временный. Этот слабый отблеск идеального мира содержал образы и подобия божественных идей, по которым человек познавал Творца. Средневековое мировидение предопределило в конечном счете художественный метод древнерусской литературы, религиозно-символический в своей основе.

Древнерусская литература проникнута христианским духом. Подражание и уподобление Богу понимались как высшая цель человеческой жизни, а служение ему рассматривалось как основа нравственности. Литература Древней Руси имела ярко выраженный исторический характер и долгое время не допускала художественного вымысла. Ей были свойственны традиционность и ретроспективность, когда действительность оценивалась исходя из представлений о прошлом и событий священной истории Ветхого и Нового Заветов.

Жанровая системаправить | править код

В древнерусскую эпоху большое значение имели литературные образцы. Такими считались прежде всего переводимые церковнославянские книги. Образцовые произведения содержали риторические и структурные модели разных типов текстов, определяли собой письменную традицию. Они заменяли собой грамматики, риторики и другие теоретические руководства по искусству слова, распространенные в средневековой Западной Европе, но долгое время отсутствовавшие на Руси.

Читая церковнославянские образцы, постигали тайны литературной техники многие поколения древнерусских книжников. Средневековый автор постоянно обращался к образцовым текстам, использовал их словарь и грамматику, возвышенные символы и образы, фигуры речи и тропы. Они казались незыблемыми и служили мерилом писательского мастерства. Это было главное правило древнерусского творчества.

Древнерусская жанровая система, сложившись под влиянием византийской, перестраивалась и развивалась на протяжении семи веков своего существования. Тем не менее она сохранилась в своих основных чертах вплоть до Нового времени.

Жанр жития

Важнейшим для древнерусской литературы был жанр жития, жизнеописания святого. При этом преследовалась задача, рассказав о земной жизни канонизированного церковью святого, создать образ идеального человека в назидание всем людям.

В «Житии святых мучеников Бориса и Глеба» князь Глеб обращается к своим убийцам с просьбой пощадить его: «Не режьте колоса, еще не созревшего, наполненного молоком беззлобия! Не режьте лозы, не до конца возросшей, но плод несущей!» Покинутый дружиной Борис в шатре своем «плачется сокрушенным сердцем, а душою радостен»: ему страшна смерть и в то же время он сознает, что повторяет судьбу многих святых, принявших мученическую смерть за веру.

В «Житии Сергия Радонежского» рассказывается, что будущий святой в отрочестве с трудом постигал грамоту, отставал от своих сверстников в учении, что доставляло ему немало страданий; когда Сергий удалился в пустынь, к нему стал наведываться медведь, с которым отшельник делился своей скудной пищей, бывало, что святой отдавал зверю последний кусок хлеба.

В традициях жития в XVI веке была создана «Повесть о Петре и Февронии Муромских», но она уже резко расходилась с канонами (нормами, требованиями) жанра и поэтому не была включена в собрание житий «Великие Четьи-Минеи» рядом с другими жизнеописаниями. Петр и Феврония — реальные исторические лица, княжившие в Муроме в XIII веке, русские святые. У автора XVI столетия получилось не житие, а занимательная повесть, построенная на сказочных мотивах, прославляющая любовь и верность героев, а не только их христианские подвиги.

А «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим в XVII веке, превратилось в яркое автобиографическое произведение, наполненное достоверными событиями и реальными людьми, живыми подробностями, чувствами и переживаниями героя-повествователя, за которыми встает яркий характер одного из духовных вождей старообрядчества.

Письменность и просвещение

Кирилл и Мефодий на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX—X веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространённого здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позже название кириллица. В дальнейшем этот более лёгкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.

Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди различных слоёв городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т. п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.

Киево-Печерская лавра

Большая часть памятников письменности домонгольского периода погибла во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась только их незначительная часть. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославовича 1073 и 1076 годов. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым выполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI века, а также об устоявшихся в этому времени навыках «книжного строения».

Переписка книг велась, в основном, в монастырях. Ситуация изменилась в XII веке, когда в крупных городах также возникло ремесло «книжных описателей». Это говорит о возрастающей грамотности населения и возросших потребностях в книгах, которую не могли удовлетворить монастырские писцы. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них и переписывали книги самостоятельно.

Владимир Святославович

В то же время, основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви, где существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Они занимались не только перепиской книг, но и вели летописи, создавали оригинальные литературные произведения, переводили иностранные книги. Одним из ведущих центров этой деятельности был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. Как свидетельствуют летописи, уже в XI веке на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг.

Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан. Обнаруженные в значительном количестве в Новгороде грамоты, написанные на бересте (с XI в.), содержат переписку простых горожан; делались надписи и на ремесленных изделиях.

Образованность весьма ценилась в древнерусском обществе. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий