История древней иудеи

Кроме иудеев в Израиле проживают хритиане и мусульмане

Отвечая на вопрос: какой Бог у евреев, необходимо помнить о том, что в стране также живут христиане и мусульмане. Поэтому второй религией после иудаизма будет христианская или мусульманская. Христиан в стране насчитывается 150 — 200 тысяч человек.

150 — 200 тыс
примерно столько христиан насчитывается в Израиле, большинство из них — католики

В 2000 году в Израиле действовало 197 христианских церквей и мест богослужения, принадлежащих 72 различным христианским деноминациям.

Базилика Благовещения, Назарет. Католики составляют большинство среди израильских христиан. Фото: upload.wikimedia.org

В стране можно встретить представителей всех христианских конфессий. Католики, при этом, составляют подавляющее большинство. Большинство из них униаты. Всего же на 2010 год в Израиле католиков насчитывалось 90 000 человек.

В Израиле проживает примерно 150 — 200 тысяч христиан, большинство из них католики.

В Израиле живет примерно 30 000 православных и верующих древних восточных церквей.

30 тысяч
столько в Израиле православных и верующих древних восточных церквей

При этом израильское православие представляет Иерусалимская православная церковь. Официально она называется Иерусалимский патриархат или Греко-православный патриархат Иерусалима.

Это древнейшая автокефальная поместна православная церковь. Она занимает 4-е место в диптихе автокефальных пометных церквей и управляется патриархом Иерусалимским и Священным Синодом. Присутствуют здесь также протестанты. Это англикане, лютеране, пресвитериане, адвентисты, баптисты, сторонники Движения святости, Свидетели Иеговы, мормоны и т.д.

Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. На территории Государства Израиль ислам считается наиболее массовой религией. Фото: upload.wikimedia.org

Для мусульман Иерусалим считается третьим по значению священным городом после Мекки и Медины. Именно этому ислам считается второй по численности религией в Израиле. При этом с VIII до середины начала XX века ислам в стране преобладал.

Связанно это было с арабским завоеванием территории страны. Современные мусульмане в государстве представлены, в основном, израильскими арабами. На 2016 год их число составляет 16,8 % населения страны.

Галаха является составной частью правовой системы Государства Израиль

Религиозная традиция поддерживается в Израиле тысячи лет. Именно поэтому иудаизм проникает во все сферы жизни страны. Так, например, галаха является составной частью правовой системы Израиля. Примером этому может служить сфера семейного права, а именно институты брака и развода со связанными вместе с ними вопросами.

Евреи-христиане

Все они находятся в юрисдикции религиозных судов в соответствии с правом эпохи мандата. Кроме того, по законам, принятым Кнессетом, полномочия по вопросам личного статуса граждан Израиля зависят от их религиозной принадлежности.

Это положения напрямую касается муниципалитетов и поселковых советов в стране. При советах действуют религиозные суды, решающие большинство споров, касающихся личного гражданского статуса.

Здание Верховного суда Израиля в Иерусалиме. Светские вопросы права в Израиле решает система светских судов, во главе с Верховным. Фото: upload.wikimedia.org

Религиозное право в Израиле доминирует. Так, например, Ветхий завет используется в деятельности религиозных судов, то же самое касается Талмуда и Торы.

Кроме того, в стране невозможно заключение брака, если его не признает одна из четырёх основных конфессий. Неверующие и не соблюдающие заповеди евреи по Галахе могут заключить брак по еврейскому религиозному закону.

Для контроля религиозных учреждений в Израиле создано отдельное министерство. 

Министерство по делам религий в Израиле существует с самого момента основания Государства Израиль. Его задача — осуществлять контроль над деятельностью религиозных учреждений.

Религиозные судов (иудейские, мусульманские, друзские и христианские), в своей юрисдикции имеют вопросы актов гражданского состояния, вопросы семейного права, а также погребения. В юрисдикцию раввинских судов входит также утверждение гиюра.

Здание окружного раввинатского суда в Тель-Авиве. Утверждение гиюра, то есть (обращение нееврея в иудаизм), находиться в поле их деятельности. Фото: upload.wikimedia.org

Израильские равинатские суды утверждают гиюр, то есть обращение нееврея в иудаизм. Ученые-правоведы говорят при этом, о том, что Галаха не тождественна правовой системе израильского государства.

Проявляется это в том, что когда суду необходимо принять решение по какому-либо вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в последнюю очередь, — среди еврейских первоисточников (Талмуд, Галаха и т. д.).

Вавилонский плен: участь побежденных

Навуходоносор не стал заселять территорию Иудеи другими народами. Данные археологии показывают, что страна не была полностью заброшена — поселения к северу от Иерусалима продолжали существовать и в VI веке до н. э. Жители сельских поселений продолжали совершать паломничества в разрушенный Иерусалим и совершать там религиозные обряды.


Фабр, «Навуходоносор приказывает убить сыновей Седекии». (Wikimedia.Commons)

Основную часть пленных иудеев переселили в опустошенные земли на границе Вавилонии и Ассирии, где пленники селились самоуправляющимися общинами.

Переселенцы соблюдали свои традиции и хранили свои родословные и устные традиции. В то же время в повседневной речи место иврита занял арамейский. Переселенцы приняли вавилонские названия месяцев и стали принимать их имена, в том числе, включающие имена вавилонских богов. Через полтора столетия пророк Ездра читал в Иерусалиме Тору на иврите, а жрецы-левиты переводили его слова на арамейский для собравшихся слушателей.

После победы Кира Великого над Вавилонией иудеи-изгнанники смогли вернуться из Вавилонии в Иудею.

Сомнения в историчности

Факт существования на территории Израиля единой могущественной державы является предметом дискуссии. Трактовка и датировка археологических находок, рассматривающихся как подтверждающие существование единого Израильского царства, оспаривается. В частности, строения в Мегиддо, Хацоре и Гезере, позиционируемые как «Соломоновы», имеют альтернативную датировку IX века до нашей эры, времени правления династии Омридов. По словам главы кафедры археологии Тель-Авивского университета, Исраэля Финкельштейна (англ. Israel Finkelstein), Иерусалим времён Давида был «небольшой горной деревушкой», а в X веке до нашей эры на территории царства из Ветхого Завета, писавшегося с VII века до нашей эры, только шёл процесс формирования государств, в котором участвовал целый ряд племён. По мнению профессора, Давид был предводителем одного из этих племён, и являлся не более чем «вожаком банды разбойников». До настоящего времени нет археологических находок, подтверждающих описание бурного роста Иерусалима во время «золотого века».

Взглядов, сходных с концепцией Финкельштейна, придерживается Зеэв Херцог, профессор археологии Тель-Авивского университета. Он считает, что не существует никаких археологических доказательств единого Израильского Царства и что северное и южное еврейские царства были изначально двумя отдельными, периодически враждующими между собой государствами, а Давид и Соломон были главами небольших племенных княжеств, Давид — в Хевроне, Соломон — в Иерусалиме. При этом во времена Давида и Соломона Иерусалим уже был большим поселением, однако в нём не было ни центрального храма, ни царского дворца.

Взгляды Финкельштейна и Херцога оспариваются, в том числе и на основании недавних раскопок Иосифа Гарфинкеля (англ. Yosef Garfinkel) в Хирбет-Кияфа (англ. Khirbet Qeiyafa)
и Эйлат Мазар в Иерусалиме, в частности, находка стены в Городе Давида (Ancient city walls around the City of David). Позже Финкельштейн оспорил утверждения Мазара, указывая на то что стены, обнаруженные Мазаром, не соединяются в один согласованный план и, по-видимому, принадлежат более чем одному зданию. Изделия из керамики Iron IIA, найденные в одном месте, в любом случае датируется IX веком до нашей эры. Ступенчатая структура камня на склоне имеет по меньшей мере две конструкции фазы: один в Iron IIA или ранний Iron IIB (9-й или 8-й веков до н.э.) и второй в эллинистический период. Финкельштейн утверждает что некоторые из раскопанных стен Мазаром действительно является фазой развития государства в Иудее, но эта фаза датируется 9-м, а не 10-м веком до н.э. Иосиф Гарфинкель утверждает что обозначил позднюю прото-ханаанскую надпись, найденную в Хирбет-Кияфа, как самую известную ивритскую надпись, которая была известна до сих пор, интерпретировал находки на этом месте в поддержку библейского описания Объединенной монархии. Но Финкельштейн видит другую связь с этим, скорее всего строительство было связано с северным Израилем(Саулом). Также Израэль Финкельштейн обвиняет Мазара и других археологов которые причисляют найденные стены ко временам Давида и Соломона в субъективной интерпретации библейских текстов, и выдают желаемое за действительное.

На данный момент нет единного мнения подтверждающее или опровергающее существование объединенной монархии Давида и Соломона среди археологов.

Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет)

В правление сына Рамсеса II фараона Менептаха (предположительно около 1210 г. до н. э.) в Фивах была установлена стела, описывающая его военные походы, в том числе и подавление восстания в (принадлежавшем Египту со времён Тутмоса III) Ханаане: «Уведён был Ашкелон, схвачен был Газру, Иеноам сотворен несуществующим, Исриар (Израиль) опустошен, нет зерна его».

Первые древнееврейские племена (колена) предположительно появляются в восточном Средиземноморье около 1200 года до н. э. Cамые древние обнаруженные здесь 250 еврейских поселений (причём не на разрушенных ханаанских городищах, как утверждается в книге Иисуса Навина, а на незаселённых прежде возвышенностях).

Согласно Библии, Иисус Навин вёл наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим, при этом подвергая всё население поголовному истреблению, включая женщин, стариков и детей, находившему себе оправдание в той ужасной степени религиозно-нравственного развращения, на которой находились ханаанские народы и при которой они становились решительно опасными для религии и нравственности избранного народа. Завоевание продолжалось примерно семь лет, и завоеванная земля была разделена между двенадцатью племенами, на которые разделялся народ (по числу своих двенадцати родоначальников, сыновей Иакова), с выделением из них одного колена, Левитов, для священного служения.

Экскурс. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АЛФАВИТНОГО ПИСЬМА. ДРЕВНЕЙШИЕ БИБЛЕЙСКИЕ РУКОПИСИ

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ:
КРАТКИЙ ОЧЕРК БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Пятикнижие. Документальная гипотеза

Концепция «девтерономической истории». Идея избранного народа
Исторические книги Библии
Экскурс. Сочинения еврейских эллинистических историков и мыслителей.
Греческие авторы о евреях

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Избранные монографические исследования по истории древнего Израиля и Иудеи

ПРИЛОЖЕНИЕI. Кодекс святости: Левит 17-26 (краткое содержание)

1. Пролог. Половые и брачные запреты
2. Левит 19
3. Специальные правила для священников
4. Праздники Господни
5. Субботний и Юбилейный годы

6. День искупления. Проблема «‘аз’азела»

7. Формы социальной помощи и благотворительности

II. Девтерономический кодекс: Второзаконие 12-26 (краткое содержание)

1. Первые два прощальных обращения Моисея к Израилю2. Некоторые основные аспекты Девтерономического кодекса3. Третье прощальное обращение Моисея к Израилю

  Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»  
2008-2021 Кафедра еврейской культуры СПбГУ Последнее обновление страницы: 25.3.2014

Несмотря на то, что Израиль — это колыбель трёх мировых религий, 78% жителей страны исповедует иудаизм

В Израиле проживают представители трех мировых религий: иудаизма, христианств и ислама и для них столица страны является святыней. При этом, к какой религии относятся большинство жителей страны, можно узнать из данных статистических исследований.

Так по состоянию на 2016 год из 7 000 000 израильтян иудаизм исповедовало 78% граждан страны. Кроме того, ещё 15% из них исповедует ислам суннитского толка, Что же касается христиан, то их примерно 2%.

2%
столько в Израиле, из общего числа граждан (7 000 000), христиане

Кроме того остальные 3% — это последователи новых религий, члены разных религиозных общин и течений — бахаи, друзы, ахмадисты и т.д.

Стена плача и Храмовая гора, Иерусалим, столица Государства Израиль. Кроме того в Израиле находятся также святыни ислама. Фото: upload.wikimedia.org

У израильтян существует обязанность формально заявить о своей вере или же об отрицании всякой веры. Это связанно как с религиозными особенностями иудаизма, так и законодательством Израиля.

В результате достаточно сложно точно сказать, сколько именно последователей той или иной религии проживает здесь. При этом сами евреи бываю как религиозны и ультрарелигозные, так и нерелигиозные. Ультрарелигиозные отличаются особой одеждой и рвением к исполнению религиозных требований и традиций иудаизма.

Иудаизм, иудейство, «иудейская религия» — религиозное, национальное и этическое мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих по настоящее время.

14,3 млн
такое количество людей в мире, а это примерно 0,2%, исповедуют иудаизм

Иудаизм заявляет об исторической преемственности, охватывающей более 3000 лет. Иудеи — этнорелигиозная группа. Она включает в себя тех, кто был рождён евреем, и тех, кто обратился в иудаизм. В 2015 году численность иудеев во всём мире оценивалась в 14,3 миллиона, или около 0,2 % от всего населения Земли.

Около 42 % всех иудеев проживает в Израиле и около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе.

Стена Плача, Иерусалим, Израиль. Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии. Фото: toldot.ru

В иудаизме имеют большое значение молитва Шма, соблюдение шаббата, кашрута, и ношение кипы (головного убора). Один из внешних символов иудаизма с XIX века — шестиконечная Звезда Давида.

Более древним символом иудаизма является семисвечник (Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме. Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии Иудеи чтут Тору, кроме того они обязаны знать 13 Основ веры, всего же заповедей в иудаизме 613. Шесть заповедей обязательны для соблюдения постоянно:

  • верить во Всевышнего;
  • не признавать других богов;
  • утверждать Его единственность;
  • любить Его;
  • трепетать перед Ним;
  • не следовать за сердцем или за глазами, чтобы не отвратиться (от Всевышнего).

Зачем нужна религия

Политическое и культурное освобождение Иудеи

Новый период в истории Иудеи начался в 639 г. до н. э. с воцарением юного Иосии Ассирийская империя последних лет правления царя Дшшурбанипала ослабла от затяжной войны с Эламом и необходимости сдерживать мятежный Вавилон. Немногим раньше Египет освободился от власти Ассирии. В 650 г. до н. э. египетский правитель Псамметих основал независимую от Ассирии XXVI династию. В 627 г. до н. э. на Ассирию обрушился новый удар — восстание в Вавилоне, возглавленное халдейским царём Набопаласаром.

За Египтом и Вавилонией настал черёд Иудеи освободиться от ассирийского владычества. Через некоторое время к Иудее присоединились Самария, Галилея и некоторые другие области Израильского царства.

В 628 г. до н. э. Иосия решительно приступил к уже не политическому, а культурному освобождению Иудеи от месопотамских, арамейских и сирийских идеологических влияний. Начался этот процесс с массового разрушения местных языческих жертвенников. Более того, по всей Иудее были уничтожены древние культовые центры, в том числе Бег-Эль. Отныне Иерусалим стал единственным священным городом, местом официального государственного богослужения.

Евреи на пути в Палестину

Южную часть Восточного Средиземноморья – Палестину – в древности заселили евреи. История их необычна – мы не знаем другого примера, когда бы народ в течение более четырех тысячелетий сохранял религию, традиции, историческую память и чувство единства, тем более будучи в течение двух тысяч лет рассеянным по всему миру.

Главным источником по древнейшей истории евреев является Библия (Ветхий Завет), в еврейской традиции называемая Танах.

Страница Синайского кодекса Библии — одной из самых древних из самых рукописей Библии. IV век

Название «евреи» переводится как «перешедшие с того берега». Их прародитель Авраам был скотоводом и кочевал со своими стадами по берегам Евфрата. О месопотамском прошлом евреев напоминают и сюжет о Потопе, и история о жертвах Богу братьев Авеля и Каина. Ведь Каин дал менее ценимые кочевниками «плоды земли», а Авель – скот, потому его жертва и была принята Богом. В языке, которым написана Библия, выражение «возвращаться домой» передано словами «возвращаться к своим палаткам», а слово «жилище» значило то же самое, что и «пастбище». Затем Бог велел Аврааму переселиться в землю Ханаан на берегу Средиземного моря, которую он отдавал его потомкам, то есть «Землю обетованную» («обещанную»).

Жертвоприношение Авраамом Исаака.
Картина Рембрандта, 1635 г., Эрмитаж

Евреи стали осваивать новую территорию и переходить к осёдлой жизни. Когда в Ханаане наступила затяжная засуха, им пришлось переселиться в Египет, в дельту Нила. Учёные обнаружили в надписи одного из фараонов XIII в. до н. э. упоминание о племенном союзе евреев – «Исраил» («Израиль»), обитающих на северо-восточной границе страны.

Для Египта это было время военных походов и строительства крепостей, поэтому вскоре евреев заставили тяжело работать. Спас евреев из рабства Моисей: по указанию Бога он вывел народ из Египта, а египетские колесницы, посланные вдогонку, утонули в Красном море. В еврейской традиции это переломное событие истории называется Исход.

«Моисей», скульптура Микеланджело

В начале сорокалетнего странствия по пустыне Моисей на горе Синай получил от Яхве – бога-покровителя еврейских племен – каменные скрижали с заповедями, обязательными для исполнения. Был заключен договор (Завет) народа с Богом.

Евреи вошли в «Землю обетованную», но за несколько веков их отсутствия её заселили другие племена. Пришлось вести долгую и нелёгкую борьбу с ними, а после победы в страну с моря вторглись новые соперники – филистимляне. По их имени – «пелестим» – эту территорию с начала нашей эры и называют Палестиной.

В тот период евреи представляли собой союз двенадцати родов («колен») без общего руководства. Внешняя угроза сплотила народ и ускорила создание единого государства.

Отличия иудаизма от христианства

Христианское вероучение строится на Священном Писании – Библии, в которую входят книги Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет предсказывает явление Иисуса Христа во многих пророчествах “подготавливает” к Его Пришествию. Новый Завет является подтверждением этих пророчеств и явлением Иисуса Христа.

Именно пришествие Мессии разделило историю иудаизма и христианства. Иудеи не приняли Спасителя и предали Его жестокой и позорной смерти, а именно распятию на кресте.

Святой мученик Иустин Философ (100 – 165 г.г.) в своем труде “Разговор с Трифоном иудеем” пишет, что Святой Дух больше не сходит на евреев, так как они не приняли Иисуса Христа. В новозаветные времена у иудеев не было ни одного пророка.

Существенное различие между иудаизмом и христианством заключается в том, что иудеи на первое место во всех аспектах жизни ставят доскональное соблюдение буквы Закона

Христианское вероучение большее внимание обращает на внутреннюю сторону духовной жизни, на индивидуальное отношение к каждой ситуации. Именно духовный аспект стал одним из первых камней преткновения между книжниками, фарисеями и Иисусом Христом

Евангелие повествует об исцелении Иисусом Христом больного человека в субботу, священный день, когда делать что-либо запрещается, даже лечить. И соблюдение закона в этот день ставилось выше благополучия человека и милосердия.

Вавилонский плен иудеев

Армия Навуходоносора II открыла путь в Иудею соседним народам, издавна претендовавшим на земли еврейского государства. Заиорданье было разделено государствами Моав и Аммон. На юг Центральной Иудеи проникли филистимляне из Ашдода, а идумеяне завладели крайним югом Иудеи. После падения Самарии в 722 г. до н. э. израильские изгнанники были насильно расселены в Мидии и Северной Сирии. Коренных жителей Иудеи переселяли в Центральную и Южную Месопотамию. Пристанищем для них стал древний город Ниппур, Израильтяне и иудеи наделялись землёй, у них сохранялись сословные и родовые группы, профессии и ремёсла. Мало того, иудейский царский дом имел значительное влияние при вавилонском дворе.

Тем временем Нововавилонское царство клонилось к упадку. В 539 г. до н. э. армия персидского царя Кира легко овладела Вавилоном. В годы вавилонского плена в религиозном сознании евреев происходят перемены. Прежде всего, из иудейских ритуалов изживаются элементы канаанейских и сиро-финикийских культов. Невозможное в условиях изгнания жертвоприношение уступило место народному собранию и молитве, что стало прототипом синагоги.

В первые годы поселения иудейских пленников в Вавилоне появляется один из самых известных пророков — Иезекииль, выходец из семьи священника. Кроме того, постепенно вавилонская культура проникает в жизнь еврейской общины в Месопотамии; древнееврейский шрифт заменяется арамейским. Еврейская община заимствует у вавилонян названия двенадцати месяцев года. Еврейское летописание становится сходным с месопотамским: Книги Царств строятся на принципе синхронизации событий, принятом в анналах царей Ассирии и Вавилонии.

Заметки на полях. Что такое космополитизм?

Значение термина «космополитизм» следует искать в греческом языке, где kosmopolites — это гражданин мира. То есть космополит — это человек, считающий своей родиной не какое-то конкретное государство или регион, а планету Земля в целом. При этом космополитам присуще отрицать свою национальную принадлежность, такой человек видит себя гражданином всего мира, а человечество воспринимает как одну большую семью.

Космополит ставит интересы человечества в целом выше интересов национальных, что можно считать положительным качеством, если только под «интересами человечества» не скрывают интересы узких групп, а не трудового большинства человечества. К сожалению, в прошлом космополиты защищали интересы планетарного паразитического меньшинства, проводящих доминирующий западный проект глобализации и интеграционные процессы в его русле.

Литература

  • Анати Эммануэль. Палестина до древних евреев. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2008. — 416 с.: ил. — Серия «Загадки древних цивилизаций». — ISBN 978-5-9524-3209-3.
  • Грант Майкл. История Древнего Израиля. — М.: Терра-Книжный клуб, 1998. — 336 с. — ISBN 5-300-01817-1.
  • Грей Джон. Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. — 224 с.: ил. — Серия «Загадки древних цивилизаций». — ISBN 5-9524-0639-4.
  • Даймонт Макс И. Евреи, Бог и история / Пер. Р. И. Нудельмана. — М.; Иерусалим: Изд-во «Мосты культуры / Гешарим», 2010. — 570 c. — Серия «Верхняя полка». — ISBN 978-5-93273-436-0.
  • Деопик Д. В. Библейская археология и древнейшая история Святой Земли. — 2-е изд. — М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2009. — 400 с.: ил. — ISBN 978-5-7429-0402-1.
  • Дойель Лео. Завещанное временем. Поиски памятников письменности / Пер. с англ. Э. А. Маркова. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980. — 728 с. — Серия «Культура народов Востока. Материалы и исследования».
  • Еврейские культуры: новый взгляд на историю: Сб. / Под ред. Давида Биля. — М.: Книжники, 2013. — 352 с. — Серия «История евреев». — ISBN 978-5-7516-1131-1.
  • Косидовский Зенон. Библейские сказания / Пер. с пол. Э. Гессен, Ю. Мирской. — М.: Политиздат, 1978. — 4-е изд. — 456 с.: ил. — Серия «Библиотека атеистической литературы».
  • Крывелёв И. А. Раскопки в библейских странах. — М.: Советская Россия, 1965. — 320 с.: ил.
  • Липовский И. П. Библейский Израиль. История двух народов. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2010. — 576 с. — ISBN 978-5-93762-066-8.
  • Нот Мартин. История Древнего Израиля / Пер. Ю. П. Вартанова. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2014. — 496 с. — Серия «Biblia continua». — ISBN 978-5-86007-751-5.
  • Нудельман Р. И. Библейская археология. Научный подход к тайнам тысячелетий. — Ростов-на-Дону: Феникс; Неоглори, 2008. — 640 с.: ил. — Серия «Загадки истории». — ISBN 978-5-222-12851-0.
  • Райт Джон Эллиот. Библейская археология. — СПб.: Библиополис; Изд-во Олега Абышко, 2003. — 456 с.: ил.
  • Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до 70 г. н. э. — М.: Изд-во Русской Христианской гуманитарной академии, 2014. — 432 с. — ISBN 978-5-88812-580-9.
  • Тюменев А. И. Евреи в древности и в Средние века. — М.: Крафт+, 2003. — 2-е изд. — 392 с. — ISBN 5-93675-055-8.
  • Хэнкок Грэм. Ковчег завета. — М.: Вече, 1999. — 512 с. — Серия «Тайны древних цивилизаций». — ISBN 5-7838-0436-3.
  • Церен Эрих. Библейские холмы / Пер. с нем. Н. В. Шафранской. — М.: Правда, 1986. — 2-е изд. — 480 с.: ил.
  • Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М.: ООО «АСТ», Астрель, Транзиткнига, 2003. — 576 с. — Серия «Классическая мысль». — ISBN 5-17-018173-6.
  • Шифман И. Ш. Сирийское общество эпохи принципата (I—III вв. до н. э.). — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1977. — 312 с.
  • Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. — М.: Политиздат, 1987. — 240 с.: ил.

Иудея после падения первого храма

О положении Иудеи после падения Иерусалима нет почти никаких сведений, кроме археологических. Города Южной Иудеи были полностью разрушены; некоторые города Северной Иудеи продолжали существовать. Единственное письменное свидетельство этой эпохи — «Плач Иеремии, повествующий о разрушении Иерусалима.

После 586 г. до н. э. возникает еврейская диаспора, Иудею месопотамские колонисты не заселяли, потому часть беженцев из коренного населения смогла вернуться туда. Библейские источники сообщают, что на оккупированных землях вавилоняне оставили крестьян и виноградарей для обслуживания колоний.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий