Эксперимент милгрэма

Результаты

Результаты эксперимента шокируют: две трети испытуемых оказались «послушными». Они готовы были причинять колоссальную боль «ученику» и даже продолжать бить его током, когда он перестал подавать признаки жизни и отвечать на вопросы. «Учителя» понимали, что причиняют «ученику» сильные страдания, что это не нормально и предлагали экспериментатору прекратить. Но тем не менее они продолжали бить человека всё более сильным током только потому, что экспериментатор говорил:

  1. «Пожалуйста, продолжайте»;
  2. «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили»;
  3. «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили»;
  4. «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать».

Испытуемые не были кровожадными садистами. Это были обычные люди, которые понимали, что они причиняют боль другому человеку и что это плохо. Это противоречило их морали. По своей собственной воле, по своему желанию они никогда бы этого не сделали. Проблема в том, что они не воспринимали себя как источник этого насилия. Они воспринимали себя лишь инструментом в руках экспериментатора, который и нёс, по их мнению, ответственность за эту жестокость.

Многочисленные модификации эксперимента позволили получить дополнительную информацию о послушании. Чем ближе жертва, тем чаще испытуемые отказывались наносить удары током. Изначально «ученики» находились за стеной, в соседней комнате. Когда «ученики» сидели в одной комнате с «учителем», степень послушания последних уменьшалась.

Чем дальше авторитет, тем меньше его слушались испытуемые. Когда экспериментатор давал указания по телефону, послушание уменьшалось и испытуемые начинали врать, что они в точности выполнили инструкции.

Женщины так же послушны, как и мужчины.

Специальное предварительное оговаривание условия прекратить эксперимент по первому требованию «ученика» немного снизило послушаемость, но 40 % испытуемых всё равно подчинялись экспериментатору.

Когда испытуемым давали право выбрать любой уровень электрошока, подавляющее большинство использовало минимальную силу удара.

Личностные особенности авторитета не влияют на послушание. Мягкого экспериментатора слушались так же охотно, как и жёсткого.

Качество авторитета не имеет значения. Испытуемые одинаково слушались как экспериментатора из ведущего научного центра в стране – Йельского университета, так и экспериментатора из никому неизвестной «Исследовательской группы Бриджпорта».

Когда «ученик» требовал продолжать эксперимент несмотря на сильные страдания, а экспериментатор говорил, что нужно прекратить, испытуемые прекращали разряды тока. То есть дело не в том, что делают испытуемые, а в том, для кого они это делают. Испытуемые реагировали именно на авторитет, а не на содержание указаний.

Когда обычный человек требовал продолжения наказаний, испытуемые его не слушались.

Когда два экспериментатора давали противоположные указания, испытуемые прекращали эксперимент.

Когда один из экспериментаторов оказывался в роли жертвы и требовал прекратить эксперимент, испытуемые слушались второго экспериментатора, который сохранил статус авторитета.

Когда два других «учителя» отказывались продолжать наказания «ученика», послушание испытуемых экспериментатору резко падало. То есть конформизм, влияние группы, оказалось сильнее влияния авторитета.

Когда удары током наносил другой «учитель», а испытуемый лишь зачитывал слова или проверял правильность ответов, послушаемость была очень высокой.

Дискуссии и предположения[править]

За несколько дней до начала своего эксперимента Милгрэм попросил нескольких своих коллег (студентов-выпускников, специализирующихся в области психологии в Йельском университете, где проводился данный эксперимент) ознакомиться с планом исследования и попробовать угадать, сколько испытуемых-Учителей будут, несмотря ни на что, увеличивать мощность посылаемого электрического разряда (предусматривалась возможность увеличения напряжения до 450 вольт) до тех пор, пока их не остановит экспериментатор. Большинство опрошенных психологов предположили, что таким образом поступят от одного до двух процентов всех испытуемых.

Также были опрошены 39 психиатров. Они дали еще менее верный прогноз, согласно которому не более 20 % испытуемых продолжат эксперимент до половины напряжения (225 В) и лишь один из тысячи нажмёт последнюю кнопку. Следовательно, никто не ожидал поразительных результатов, которые были получены – вопреки всем прогнозам, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом учёного и наказывали Ученика электрошоком даже после того, как тот переставал кричать и бить в стенку ногами.

Как можно объяснить проявленную испытуемыми жестокость? На этот счет было высказано несколько предположений:

  • Испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета;
  • Все испытуемые были мужчинами, имеющими склонность к агрессивным действиям;
  • Испытуемые не понимали, насколько сильный вред, не говоря о боли, могли причинить Ученикам столь мощные электрические разряды;
  • Испытуемые были просто моральными уродами, которые наслаждались возможностью причинить страдание.

При дальнейших экспериментах все эти предположения не подтвердились.

Результаты не зависели от авторитета университетаправить

Милгрэм повторил эксперимент, сняв убогое помещение в Бриджпорте, Коннектикут под вывеской «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта» и отказавшись от каких-либо ссылок на Йельский университет. «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта» представлялась коммерческой организацией. Результаты качественно не сильно изменились: 48 % испытуемых согласились дойти до конца шкалы.

Пол испытуемого не влиял на результатыправить

Другой эксперимент показал, что пол испытуемого не имеет решающего значения; Учителя-женщины вели себя точно так же, как и мужчины в первом эксперименте Милгрэма. Это развеяло миф о мягкосердии женщин.

Люди отдавали отчет в опасности тока для Ученикаправить

Еще в одном эксперименте изучалось объяснение, согласно которому испытуемые недооценивали потенциальный физический вред, причиняемый ими жертве. Перед началом дополнительного эксперимента Учащемуся была дана инструкция объявить, что у него больное сердце и что он не выдержит сильных ударов напряжением. В процессе эксперимента он начинал кричать: «Все! Выпустите меня отсюда. Я говорил вам, что у меня больное сердце. Мое сердце начинает меня беспокоить. Я отказываюсь продолжать. Выпустите меня». Поведение Учителей не изменилось; 65 % испытуемых добросовестно выполняли свои обязанности, доводя разряды до максимума.

Испытуемые были обыкновенными людьмиправить

Предположение о том, что испытуемые были моральными уродами, также было отвергнуто как не имеющее под собой реальности. Люди, откликнувшиеся на объявление Милгрэма и изъявившие желание принять участие в эксперименте по изучению влияния наказания на память, являлись среднестатистическими гражданами (учитывались их возраст, профессия и образовательный уровень). Более того, ответы испытуемых на вопросы специальных тестов, позволяющих дать оценку личности, показали, что эти люди были вполне нормальны и имели достаточно устойчивую психику. Фактически они ничем не отличались от нас с вами; или, как говорит Милгрэм: «они и есть мы с вами».

Испытуемые не были садистамиправить

Предположение, что испытуемые получали наслаждение от страданий жертвы, было опровергнуто несколькими экспериментами.

  • Когда экспериментатор уходил, а в комнате оставался его «ассистент» — лишь 20% соглашались на продолжение эксперимента.
  • Когда испытуемому давали право самому выбирать напряжение, 95 % оставались в пределах 150 вольт.
  • Когда указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20 %). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты.
  • Если испытуемый оказывался перед двумя исследователями, один из которых приказывал остановиться, а другой настаивал на продолжении эксперимента, испытуемый прекращал эксперимент (подробнее об этом см. )

Психология и книги

В 1961 году Милгрэм стал доктором социальной психологии. С 1963-го по 1966-й в качестве ассистента профессора в Гарварде Стэнли отрабатывал 3-летний контракт, впоследствии продленный еще на год. В 1967-м он получил должность профессора Городского университета Нью-Йорка, где читал лекции до 1984-го.

В 1963 году Стэнли Милгрэм провел исследование подчинения авторитету, за которое получил премию AAAS. В 1974-м свет увидела книга, посвященная проведенным экспериментам. Суть испытаний заключалась в приглашении субъекта в лабораторию для участия в тесте, посвященном памяти. Подопытный должен был научить партнера словесным ассоциациям, применяя электрический разряд.

Стэнли Милгрэм с коллегами

В момент наступления пика шока участник понимал, что происходит что-то неправильное, а «ученик» просил отпустить его. Организатор же требовал продолжения пыток. В результате 65 % испытуемых мирились с чрезвычайно неприятными ощущениями под чужим влиянием.

По Милгрэму, суть послушания заключается в том, чтобы выполнять чужую волю, сняв с себя ответственность за происходящее. Повиновение может быть спровоцировано вежливостью, неловкостью от возможного отказа, интересом к задаче и другими факторами. Конформизм, по его теории, предполагает изменение поведения в результате давления. Подоплекой изысканий служили знания об опытах нацистской Германии. Они претерпевали критику и вызывали сомнения за счет несоответствия условий опытов реальным ситуациям.

В последующем исследовании, получившем название «Мир тесен», Стэнли Милгрэм совместно с Джеффри Трэверсом описывал так называемую теорию шести рукопожатий. В соответствии с ней каждый человек знает другого через 5 промежуточных знакомств. Предположения психолог подкрепил экспериментом. Он отправил 160 посылок разным жителям города Омаха, попросив передать другу, который сможет поспособствовать доставке биржевому маклеру в Бостон.

Участники могли прибегнуть к помощи лично знакомого человека, которому озвучивали правила взаимодействия. Первая посылка достигла цели через 4 дня и посредством двух отправителей. Цепочки всего эксперимента в каждом случае включали от 2 до 10 участников.

Это исследование социального психолога также подверглось критике, так как оппоненты считали, что амплитуда равна более чем шести рукопожатиям. В 2008 году Microsoft провела схожее исследование, доказавшее, что подобная цепочка состоит в среднем из 6,6 человека.

Эксперимент Милгрэма «Потерянное письмо» измерил возможную пользу друг для друга от незнакомых людей. Несколько писем с указанием адресатов были подброшены в публичные места. «Отправленные» частным лицам и благотворительным организациям оказались переданы потенциальным получателям, а стигматизированные организации, которым предназначалась часть весточек, так их и не получили.

Трейлер фильма «Экспериментатор»

Любопытен и опыт, проведенный ученым в 1970–1971 годах с целью описать взаимосвязь телевидения и асоциального поведения. Участники могли украсть деньги и пожертвовать их на благотворительность или остаться в стороне. Подопытные, ознакомленные с заранее подготовленной серией телепроекта «Медицинский центр», принимали решение на основе увиденного медиаматериала.

В 1977 году Стэнли Милгрэм начал исследовать сираноидов, вдохновленный фантазией о слиянии тела и разума. Перед участниками, которыми были взрослые люди и часто преподаватели, представал человек, использовавший наушник для ответа на вопросы. Сираноид проявлял небывалую эрудицию и вводил собеседников в заблуждение обманом, о чем те не догадывались. Следуя идее психолога, сираноидный метод мог быть полезен для изучения социального поведения и самовосприятия.

Часть 2. Эксперимент Сте́нли Ми́лгрэма.

И так, в опыте участвовало три человека. Сам профессор и два испытуемых. Хотя на самом деле испытуемый был один, роль второго испытуемого выполнял специально подготовленный актёр. Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом. В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причём испытуемому всегда доставалась роль учителя, а актёру- ученика. После этого «ученика» привязывали к креслу с электродами. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар напряжением 45 В. После начинался эксперимент.

После инструктажа начинался эксперимент, и «учитель» зачитывал «ученику» список ассоциативных пар слов, которые «ученик» должен был запомнить. Затем «учитель» зачитывал первое слово из пары и четыре варианта ответа. «Ученик» должен был выбрать правильный вариант и нажать соответствующую ему одну из четырёх кнопок, находящихся у него под рукой. Ответ ученика отображался на световом табло перед учителем. В случае ошибки «учитель» сообщал, что ответ неверен, сообщал, удар каким напряжением получит «ученик», нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока, и затем сообщал правильный ответ. Начав с 15 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение с шагом в 15 В вплоть до 450 В. При достижении 450 В экспериментатор требовал, чтобы «учитель» продолжал использовать последний выключатель (450 В). После трёхкратного использования последнего переключателя эксперимент прекращался.

Думаю как Вы уже сами поняли- данный эксперимент заключался совершенно не в проверке памяти. На самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары, ответы ученика были стандартизованы и подбирались таким образом, чтобы в среднем на каждый верный ответ было три ошибочных. Таким образом, когда «учитель» дочитывал вопросы до конца первого листа, ученику назначался удар в 105 В, после этого «учитель» брал второй лист, а экспериментатор просил начинать снова с 15 В, и, достигнув конца листа, начинать читать вопросы сначала, пока ученик не выучит все пары. Этим самым «учителю» давалась возможность освоиться и привыкнуть к своим обязанностям, кроме того, явно показывалось, что эксперимент не прекратится при достижении конца перечня вопросов.

На случай, если испытуемый спрашивал, не получит ли «ученик» повреждений, экспериментатор отвечал: «Несмотря на то, что удары током могут быть болезненными, они не приведут к долговременным повреждениям тканей»

Если испытуемый обращал внимание на то, что «ученик» отказывается продолжать, экспериментатор отвечал: «Нравится ли ученику это, или нет, вы должны продолжать, пока он не выучит правильно все пары слов». По ходу эксперимента в фильме Милгрэма видно, что экспериментатор при необходимости использовал и иные фразы, например, заверял, что он сам несёт ответственность, если с «учеником» что-либо случится

При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям».

Повиновение власти

В 1963 Milgram представил результаты его экспериментов Milgram в статье «Behavioral Study of Obedience». В следующем противоречии американская Психологическая Ассоциация поддержала его заявление на членство в течение года из-за вопросов об этике его работы, но в конечном счете предоставляла ему полноправное членство. Десять лет спустя, в 1974, Milgram издал Повиновение Властям. Он выиграл Приз AAAS за Исследование Бихевиоризма в 1964, главным образом за его работу над социальными аспектами повиновения. Вдохновленный частично судом 1961 года над Адольфом Эйхманом, его модели позже также использовались, чтобы объяснить 1968 Моя Резня Лая (включая обучение власти в вооруженных силах, лишая «врага» индивидуальности через расовые и культурные различия, и т.д.). Он произвел фильм, изображающий его эксперименты, которые считают классикой социальной психологии.

Эксперимент 18 Милгрэма: администрация шока Пэра

В этом эксперименте, 26 из 40 участников управлял полным спектром шоков до 450 В, самый высокий темп повиновения Milgram, найденный в его целом сериале. Таким образом, согласно Milgram, предмет перемещает ответственность перед другим человеком и не обвиняет себя в том, что происходит. Это напоминает реальные инциденты, в которых люди видят себя как просто винтики в машине, просто «делая их работу», позволяя им избежать ответственности за последствия их действий. Сами шоки были фальшивкой; участник, который занял место как «ученик» в эксперименте, был фактически заплаченным актером, который моделирует эффекты шока в зависимости от напряжения. Milgram стал печально известным этой тактикой, и его эксперимент был скоро классифицирован как очень неэтичный, поскольку это вызвало напряжение участникам исследования. Исследование скоро стало одним из наиболее говоривших о психологических экспериментах в новейшей истории, делая заголовки во всем мире, и привело к Milgram, находящему себя в центре внимания общественности. Более свежие тесты на эксперимент нашли, что он только работает при определенных условиях; в частности когда участники полагают, что результаты необходимы для «пользы науки».

Критика и обсуждения

Еще до начала эксперимента Стэнли Милгрэм предложил студентам психологического факультета Йельского университета высказать мнение относительно того, сколько человек дойдут до конца исследования. Они решили, что таких людей будет меньше 2%.

39 психиатрам был задан такой же вопрос. По их словам, напряжение до предела сможет повысить лишь 1 человек из 1000. 20% участников испытания дойдут до разряда 225В.

И студенты, и психиатры ошибались. Никто не думал, что результаты будут такими ошеломляющими. Пытаясь их объяснить, специалисты выдвинули ряд гипотез случившегося:

  1. На участников влияло нахождение в стенах ВУЗа.
  2. «Учителя» были мужчинами, которые от природы склонны к агрессии.
  3. Участники эксперимента Милгрэма не осознавали, какую боль причиняли ученикам.
  4. Испытуемые изначально были садистами.

Интересно, что ни одно предположение не было подтверждено. И вот почему:

  1. Авторитет учебного заведения не влиял на участников эксперимента. Для исследований Милгрэм использовал и другие площадки. Одна из них – арендуемое помещение в Бриджпорте с названием «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта». От перемены места итоги не изменились. Почти половина дошла до конца опытов.
  2. Женщины не оказались добрее мужчин. Как и представители сильного пола, они, нисколько не сомневаясь, уверенно шли к концу испытания.
  3. В еще одном эксперименте «ученика» попросили заранее сообщить «учителю», что у него есть нарушения в работе сердца. Во время исследований он начинал кричать о том, что испытывает сильную боль, что сердце его беспокоит. «Учителя» понимали это, но продолжали повышать напряжение, доведя в итоге его до максимального показателя. Получается, что испытуемые осознавали, какой вред могут нанести человеку.
  4. Участвующие в эксперименте не были садистами. Это доказано в более поздних исследованиях. При отсутствии ведущего до конца доходили лишь 20% «учителей». То же самое было и тогда, когда указания передавались в телефонном режиме. Если испытуемый мог самостоятельно выбирать разряд, 95% не превышали показатель в 150В.

И еще один немаловажный момент. В некоторых случаях испытуемого оставляли сразу с двумя исследователями. Первый говорил, что нужно остановить эксперимент. Второй требовал продолжения. «Учитель» останавливался.

Эксперимент Милгрэма

После Второй мировой войны многие люди — ученые в том числе — задались вопросом: как вышло, что огромные массы людей в цивилизованных (казалось бы) странах оказались готовы участвовать в массовой травле, бесчеловечных экспериментах, массовых экзекуциях и других не менее кошмарных вещах?

Одним из таких ученых был Стэнли Милгрэм, профессор Йельского университета, изучающий социальную психологию. В начале 1960-х он полагал, что в основе Холокоста лежит предрасположенность немцев к безропотному подчинению авторитету, которая и привела этот народ к столь печальным для своей страны (а потом и для всего мира) последствиям. Чтобы проверить свою гипотезу, Милгрэм решил провести серию простых экспериментов в США, прежде чем отправиться в ФРГ для более детального исследования.

Суть заключалась в следующем: группа среднестатистических граждан получала возможность, находясь в безопасности и в присутствии авторитетной фигуры («доктора в белом халате») причинять боль другому человеку в ходе эксперимента, замаскированного под цикл обычных тестов на внимание. Испытуемые могли бить своего подчиненного током (напряжением от 15 до 450 вольт) за каждую допущенную ошибку

Причем в случае любых сомнений «авторитетная личность» настойчиво просила их продолжать, не обращая внимания на крики, стоны и прочие признаки стресса у подчиненного (который на самом деле был лишь актером, изображающим конвульсии от электрошока). Изначально Милгрэм был склонен считать, что большинство людей, видя страдания другого (пусть даже неизвестного) человека, быстро прекратят давить на кнопку, включив совесть и чувство жалости.

Результаты оказались, мягко говоря, неожиданными как для самого Милгрэма, так и для его коллег. Из 40 испытуемых 26 человек постепенно повышали силу тока, дойдя до 450 вольт, несмотря на все видимые страдания подопытного. Большинство из оставшихся также довело силу тока до высоких значений (в диапазоне 350-360 вольт), прежде чем остановиться.

Милгрэм был особенно впечатлен тем, что неоднократно повторяемые указания «авторитетного лица» продолжать эксперимент очень часто перевешивали очевидные внутренние колебания испытуемых, а также их сочувствие к другому человеку. Он провел множество дополнительных экспериментов, и обнаружил, что процент испытуемых, готовых мучить неизвестного им человека, оставался стабильно высоким в большинстве случаев.

https://youtube.com/watch?v=ek4pWJ0_XNo

Результаты эксперимента заставили Милгрэма полностью отбросить тезис о «плохих немцах» и предположить, что в человеческой психике глубоко укоренено стремление подчиняться авторитетной фигуре, инстинктивно делегируя ей право принятия решений в морально тяжелых ситуациях, избавляя себя от мук совести.

Бремя ответственности, кстати, Милгрэм тоже учел: в некоторых экспериментах «авторитетный персонаж» оговаривал, что испытуемый не понесет никакого ответа за любые страдания третьего лица. Это во многом объясняет, как полагал Милгрэм, почему в ходе актов геноцида (вроде того, что произошел в Руанде) участвующие в этом процессе люди могут рассматривать себя в качестве «законопослушных исполнителей», не задумываясь о том, как их решения сказываются на физическом существовании десятков, сотен и тысяч людей.

Cyranoids

В 1977 Milgram начал вести экспериментальную процедуру, которая нацелилась к operationalize, фантазия сплава разума и тела, исследуемая в Эдмонде Ростэнде, играет Сирано де Бержерака. В истории Сирано снабжает христианина любовной прозой так, чтобы они могли совместно добиться Роксан (каждый являющийся неспособным, учитывая их соответствующие физические и лингвистические ограничения, выполнения так самостоятельно).

Милгрэм обучил речь shadowers копировать в режиме реального времени непосредственную прозу, поставляемую отдаленным «источником» посредством осторожной радио-передачи во время диалога лицом к лицу с наивными «межактантами». В уважении к Cyrano он упомянул гибридного агента, сформированного, объединив слова одного человека с телом другого как «cyranoid»

В его исследованиях межактанты неоднократно не обнаружили, что их собеседники были просто речевым затенением для третьих лиц, неявно и явно приписывающий им коммуникативная автономия. Милгрэм упомянул это явление как “cyranic иллюзия”. Эта иллюзия держалась даже при обстоятельствах, включающих высокое неравенство между shadower и источником, такой как тогда, когда он поставил для ребенка shadowers будучи интервьюируемым группами учителей (наивный к обману) заданный работу с оценкой интеллектуальных способностей каждого ребенка.

Милгрэм надеялся, что cyranoid метод мог развиться в полезное средство интерактивного исследования явлений, связанных с социальным поведением и самовосприятием (например, расовый, пол, и основанное на возрасте стереотипирование и поведенческое подтверждение). Хотя он продолжал развивать методологию до 1984 (год его смерти), он никогда не готовил формальную публикацию, детализирующую его эксперименты cyranoid.

В 2014 Кевин Корти и Алекс Гиллеспи, социальные психологи в Лондонской школе экономики, издали первые повторения оригинальных пилотов Милгрэма. Робб Митчелл исследовал cyranoids как основанный на опыте инструмент изучения в классе (имеющий детскую тень для учителей во время обучения упражнений). Cyranoids также использовались в инсталляционном искусстве, чтобы исследовать социальные события, посредством чего люди сталкиваются со знакомыми им через тела незнакомцев.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий