Философ эпикур самосский. эпикурейство или эпикуреизм кратко

Цитаты[править]

Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности.

  — Главные мысли, XV

Мудрец не примет участия в государственных делах, если только к этому его кто-нибудь не принудит.

Конечная цель блаженной жизни — телесное здоровье и душевная безмятежность.

Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым.

Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.

Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.

Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать.

Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно. — часто парафраз: «Довольствоваться малым»

  — из неизвестных сочинений, фрагмент 69

Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.

Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.

Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.

Самое страшное из зол — смерть — не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем.

Величайший плод ограничения желаний — свобода.

Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти — насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.

Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.

Смерть для нас — ничто: ведь всё и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.

Законы изданы ради мудрых — не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.

Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни из души.

Изучение природы создаёт людей не хвастливых и велеречивых, и не выставляющих напоказ образование, предмет соперничества в глазах толпы, но людей смелых…

Если Бог желает предотвратить зло,но не может этого сделать, тогда он бессилен
Если он мог бы это сделать, но не хочет, тогда он исполнен злобы.
Если он имеет как силу, так и желание, то откуда берется зло?
Если же он не имеет ни силы, ни желания — тогда за что называть его Богом?

Философия Эпикура кратко и понятно. Эпикуреизм

Другим широко известным направлением в философии эпохи эллинизма был эпикуреизм. Его родоначальник Эпикур (ок. 342/341 — 270/271 гг. до н. э.) родился на острове Самосе. Его учителем был один из последователей Демокрита — Навсифан. После пяти лет преподавания философии в Колофоне, Митилене и Лампсаке Эпикур переехал в Афины, где прожил до конца жизни, руководя содружеством философов или школой, которая получила название “Сад Эпикура”.

Произведения мыслителя дошли до нас неполно в виде нескольких писем и значительного числа фрагментов из его произведений.

Философию Эпикур понимал как деятельность, дающую людям с помощью размышлений, лишенную страданий, счастливую жизнь. Цель его философии не изменение мира, а приспособление к нему.

Философия Эпикура делится на три части

Главная из них — этика, которая учит как достичь счастья. Вторая часть философии — физика. Она дает представление о природном мире, освобождает от страха перед ним и служит основанием для этики. Обе эти части опираются на канонику, своего рода теорию познания и методологию науки, выступающую в качестве третьей части. У Эпикура познание возможно на базе ощущений. Повторяющиеся ощущения, глубоко западая в сознание человека, образуют понятия. Эпикур рассматривал чувства как непогрешимые, а заблуждения выводил из неправильных суждений.

В физике Эпикур исходил из признания вечности и несотворимости мира. Он вслед за Демокритом придерживался идеи об атомном строении вещества . Он смягчил демокритовскую версию детерминизма. Это ему понадобилось для обоснования допускаемой им свободной воли человека. Мыслитель выдвинул идею о том, что не все в мире происходит по необходимости, в нем есть место и для случайности. Разобраться в диалектике необходимости и случайности можно лишь познав их. Указав на знание как средство подчинения необходимости разумному действующему человеку, Эпикур тем самым указал на реальный путь возвышения над необходимостью, подчинения ее своим интересам. Это обстоятельство позволило философу рассматривать человека в мире не как марионетку, а как свободного творца своих поступков, своей судьбы. Иными словами, в познании явлений, протекающих в силу необходимости и случайности, Эпикур видит путь к свободе.

Мыслитель осознавал трудности познания окружающего мира, вытекающие из несовершенства органов чувств как средств познания. Это заставило его искать основание, опора на которое давала бы правильные знания о мире и обеспечивала бы реализацию свободы. Такое основание Эпикур увидел в благоразумии, которое он ценил даже выше философии. Высокая оценка благоразумия объясняется тем, что Эпикур рассматривает его как особое качество, сформировавшееся у личности на основе освоения ею философских знаний. В данной связи он рассматривает и саму философию. Она для Эпикура имеет ценность лишь в той мере, в какой отвечает потребности формирования у человека благоразумия. Благоразумие как человеческая способность формируется в ходе воспитания. Оно избавляет человека от безграничных вздорных страстей и страха, что является непременным и первым условием обретения способности счастливо мыслить и избегать несчастья. Эпикур считал, что достижение счастья должно предусматривать высвобождение человека от уз общественной деятельности, имея в виду участие в политической деятельности. Однако этим учение Эпикура о счастье, как составной части его этики, не ограничивается. Оно связано с учением об атараксии или безмятежности, которые им рассматриваются как состояния, тождественные счастью. Следует заметить, что понимание атараксии как особого состояния разумного существа, по-видимому, является результатом восприятия Эпикуром идей восточных мудрецов. Оценка безмятежности как идеала человеческого существования была широко распространена в условиях общественной нестабильности.

Сад Эпикура

Именно в нем, в эпикуровском саду, и начала свою работу школа Эпикура: здесь проводились занятия для тех, кто любил и почитал философию, желая разобраться в перипетиях жизни. Надо сказать, что кроме мужчин, в этой философской школе обучалась и жена Эпикура Темиста — и это был первый прецедент, когда в Греции к изучению наук была допущена женщина. (Можно прочитать, однако, и о том, что у Эпикура никогда не было жены и, как следствие, детей… Однако, однозначного мнения на этот счет в истории, похоже, не осталось).

Эпикурейский образ жизни представлял собою дружелюбное сосуществование единомышленников. Оно было достаточно скромным и неприхотливым и проходило в приятном времяпровождении и дружеских беседах, где люди могли также открыто анализировать свои поступки. Они собирались за чтением эпикуровских трактатов, заучивали основные положения эпикуровского учения, такого, например, как своеобразный девиз эпикурейцев — четвероякое лекарство:

Эллинистическая философия эпикуреизма заключается, как мы уже отметили, в достижении людьми наслаждения и удовольствия. Отсюда же берет свое смысловое начало и понятие гедонизм: разновидность этического учения о том, что наслаждение — и есть высшее благо для человека. И стремление к нему нужно рассматривать как основной принцип человеческого поведения.

Однако, надо отметить, что, в отличие от некоторых других античных философов, исповедующих жизненный принцип удовольствий и наслаждения (Аристипп), Эпикур считал удовольствием, как таковым, прежде всего, — отсутствие страдания:

Именно поэтому, скорее всего, он не был сторонником любого рода излишеств и считал, что самый правильный путь к стабильному удовольствию в жизни — это осознанное освобождение себя от излишних потребностей, опасений и забот. То есть — достижение состояния душевных тишины и спокойствия.

В конце концов, Эпикуру удалось достичь своей конечной жизненной цели: он пришел к состоянию полной невозмутимости (атараксии), что, несомненно, можно считать его победой над страстями человеческими и жизненной суетой.

Проживи свою жизнь незаметно: эта установка была его золотым правилом. Все заботы человека, полагал Эпикур, должны быть сосредоточены в области сохранения душевного и телесного здравия, а также — достижения духовной независимости. И всего этого можно достичь с помощью философской мудрости, основанной на законах природы и на осознанном отречении от излишней мирской суеты.

Школа эпикурейцев просуществовала около шестисот лет. Ее основы и установки приобрели множество сторонников и последователей и у жителей древнего Рима. Так, известное сочинение Лукреция Кара О природе вещей явилось своеобразным гимном и источником распространения эпикуреизма и в дальнейшем.

Теория познания Эпикура

Сам философ называл свое учение каноника. Потому что суть его заключается в постижении своеобразных жизненных критериев и канонов настоящей истины. Основным таким критерием он считал наши жизненные ощущения. Именно от ощущений, по мнению Эпикура, зависят действия нашего разума.

Смерть Эпикура — проста и банальна. Умер великий мыслитель в 72 года от обычной мочекаменной болезни. И, в этой связи, еще раз приходят на ум его высказывания, суть которых в следующем:

  • Своим появлением в этом мире человек обязан лишь самому себе и своим родителям;
  • Он есть не что иное — как результат естественного развития природы;
  • Боги, возможно, и существуют, но в нашу жизнь они не вмешиваются;
  • Судьба человеческая зависит лишь от него самого;
  • Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.

Не в этом ли и заключается подлинный смысл нашего существования?..

Этика

Этика Эпикура исходит из идеала мудреца, который достиг безмятежного и невозмутимого состояния (атараксия). Это состояние лишено страданий, а потому тождественно с удовольствием (греч. ἡδονή). Знания позволяют мудрецу преодолеть страх перед смертью («пока мы есть — смерти нет, когда смерть есть — нас нет»; смерть как распад на атомы и анестезия), так и перед богами (боги блаженны, а потому не могут гневаться на людей и наказывать их). В своих действиях Эпикур призывает руководствоваться лишь естественными желаниями (как необходимыми, так и не-необходимыми) и избегать желаний противоестественных (например, тщеславие). Грубый гедонизм характерен лишь для позднего римского эпикуреизма. Особенно ценили эпикурейцы дружбу (греч. φιλίαις).

Философия Эпикура

Когда Эпикуру исполнилось 32 года, он образовал свою философскую школу. Позже он купил в Афинах сад, где делился со своими последователями разными знаниями.

Интересен факт, что поскольку школа находилась в саду философа, она начала называться «Садом», а последователи Эпикура стали именоваться – «философами из садов».

Над входом в школу висела надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо».

Согласно учению Эпикура, а, следовательно, и эпикуреизму, высшим благом для человека являлось наслаждение жизнью, которое подразумевало под собой отсутствие физической боли и беспокойств, а также избавление от страха перед смертью и богами.

По мнению Эпикура, боги существовали, однако они с безразличием относились ко всему тому, что происходило в мире и жизни людей.

Такой подход к жизни вызвал интерес у многих соотечественников философа, в результате чего у него с каждым днем появлялось все больше и больше последователей.

Ученики Эпикура являлись вольнодумцами, часто вступавшими в дискуссии и подвергавшими сомнению общественные и моральные устои.

Эпикуреизм быстро стал главным оппонентом стоицизма, основателем которого был Зенон Китийский.

В античном мире не было столь противоположных течений. Если эпикурейцы стремились получать максимальное удовольствие от жизни, то стоики пропагандировали аскетизм, стараясь контролировать свои эмоции и желания.

Эпикур и его последователи пытались познать божественное с точки зрения материального мира. Они разделяли эту идею на 3 категории:

  1. Этика. Она позволяет познать наслаждение, которое является началом и концом жизни, а также выступает в качестве мерила блага. Посредством этики человек может избавиться от страданий и ненужных желаний. Поистине, счастливым может стать только тот, кто научится довольствоваться малым.
  2. Каноника. В основу материалистической концепции Эпикур брал чувственные восприятия. Он полагал, что все материальное состоит из частиц, которые так или иначе проникают в органы чувств. Ощущения в свою очередь приводят к появлению предвосхищения, которое и является настоящим знанием. Стоит заметить, что разум по Эпикуру становился помехой для познания чего-либо.
  3. Физика. С помощью физики философ пытался отыскать первопричину возникновения мира, которая бы позволила человеку избежать страха перед небытием. Эпикур говорил, что Вселенная состоит из мельчайших частиц (атомов), движущихся в бесконечном пространстве. Атомы в свою очередь соединяются в сложные тела – людей и богов.

Ввиду всего перечисленного, Эпикур призывал не испытывать страха перед смертью. Он объяснял это тем, что атомы разносятся по необъятной Вселенной, в результате чего душа перестает существовать вместе с телом.

Эпикур был уверен в том, что нет ничего такого, что могло бы повлиять на человеческую судьбу. Абсолютно все появляется по чистой случайности и без глубокого смысла.

Интересен факт, что мысли Эпикура оказали большое влияния на идеи Джона Локка, Томаса Джефферсона, Джереми Бентама и Карла Маркса.

Роль эпикурейства в философии античного периода

Значение эпикурейской философии отмечали не только его современники. Эпикур создал сплоченный союз единомышленников. До становления христианства последователи его школы сохраняли работы учителя в первозданном виде. Их можно приравнять к секте — почитание Эпикура быстро превратилось в культ. Единственным отличием от религиозных общин было отсутствие мистической составляющей. Среди эпикурейцев были распространены близкие доверительные отношения, но навязывание коммунизма порицалось. Принуждение к разделу имущества Эпикур считал препятствием для настоящей дружбы.

Философию Эпикура можно назвать завершением эпохи эллинизма — угасанием веры в будущее и страха перед ним. Его взгляды соответствовали духу исторического периода: из-за кризиса веры в богов политическая атмосфера была раскалена до предела. Философия Эпикура быстро обрела популярность — она давала людям возможность отдохнуть от происходящих в обществе изменений. Последователей идей философа становилось все больше, но с появлением христианства эпикурейство вместе со всей античной философией ушло в прошлое.

Литература

  • Эпикурейская школа // Элоквенция — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1957. — С. 125. — ( :  / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 49).
  • Кулаковский Ю. А. Философ Эпикур и вновь открытые его изречения. Киев, 1889
  • Гюйо Ж. М. Происхождение идеи времени. Мораль Эпикура и её связь с современными учениями. СПб, 1899
  • Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955
  • Шакирзаде А. С. Эпикур. М., 1963
  • Покровская З. А. Эпикурейцы и литературная критика. // Древнегреческая литературная критика. М.: Наука, 1975.С. 231—270.
  • Цуркан А. А. Эпикуреизм в контексте кризиса античной метафизики // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Борисов И. И. Воронеж, 2002. С. 66-67.
  • Буров А. М. Эллинистическая перестройка. Эпикуреизм и образные отклонения // Вестник ВГИК. 2011. № 7. С. 18-24.
  • Тер-Аракельянц В. А. Эразм Роттердамский и Томас Мор против Эпикура //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 2 (87). С. 41-45.
  • Федоров Д. А. Тенденции развития эллинистического языкознания в рамках стоицизма и эпикуреизма //Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 6-1 (48). С.162-164.
  • Holmes, Brooke & Shearin, W. H. Dynamic Reading: Studies in the Reception of Epicureanism, New York: Oxford University Press, 2012.
  • Warren, James (ed.) The Cambridge Companion to Epicureanism, Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
  • Jones, Howard. The Epicurean Tradition, New York: Routledge, 1989.
  • De Witt N.W. Epicurus and His Philosophy. Minneapolis, 1954
  • Philippson R. Studien zu Epikur und den Epikureen. Hildesheim — Zürich — New York, 1983

Значение Эпикура в истории античной философии

Ни одному из философов античности, за исключением Пифагора, не удалось создать такой прочный и тесный союз, каким была школа Эпикура. Верность последователей Эпикура заветам своего учителя является беспримерной в древности. Шесть веков, до торжества христианства, они хранили их без изменений. Школа Эпикура стала своеобразным философским орденом или сектой без таинств и мистики – кроме культа памяти учителя. В философском обществе эпикурейцев даже имущества были общими, хотя обязательный коммунизм отвергался, ибо любые правила относительно распоряжения личной собственностью казались Эпикуру излишними и оскорбительными для истинной дружбы.

Однако заметно, что на мудрости Эпикура лежит печать утомления. Его учение можно считать философией безмятежного, безбоязненного и, по возможности безболезненного конца эллинской цивилизации – без веры в будущее и без страха перед будущим. Такая философия соответствовала духу эпохи, в которой жил Эпикур, духу утонченной культуры пережившей своих богов и утратившей в эпоху эллинизма ту свободную политическую атмосферу, среди которой она расцвела.

Римский последователь Эпикура Тит Лукреций Кар

Популярность Эпикура была необыкновенно велика и в Риме. Величественное изложение его философии дал в своей поэме «О природе вещей» Тит Лукреций Кар. В период упадка империи общества последователей Эпикура казались тихими убежищами от политических бурь. При Адриане, при династии Антонинов количество эпикурейцев возросло. Но с середины IV века нашей эры влияние философии Эпикура падает: она умерла вместе со всем античным миром, не пережив торжество христианства.

Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.)

Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.

Философия Эпикура делится на три больших раздела:

• учение о природе и космосе («физика»);

• учение о познании («каноника»);

• учение о человеке и его поведении («эстетика»).

2. Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие:

• ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);

• вселенная вечна и бесконечна;

• все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

• атомы и пустота вечны;

• атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом);

• «мира чистых идей» не существует;

• существует множество материальных миров во Вселенной.

3.»Каноника» (учение о познании) опирается на следующие основные идеи:

• окружающий мир познаваем;

• основным видом познания является чувственное познание;

• невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение;

• ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни.

4. «Эстетику» Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:

• своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);

• человек есть результат биологической эволюции;

• боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;

• судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;

• душа является особым видом материи;

• душа человека смертна, как и тело;

• человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;

• счастье человека состоит в удовольствии;

• под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);

• нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.

Эпикур родился в 341 г. до н.э. на острове Самос. Его отец Неокл был школьным учителем. Эпикур начал изучать философию с 14 лет. В 311 г. до н.э. он переехал на остров Лесбос, и там основал свою первую философскую школу.

Еще через 5 лет Эпикур переселился в Афины, где вел философскую школу, известную как «Сад Эпикура», до самой смерти в 271 г.до н.э.

За свою жизнь Эпикур написал около 300 философских сочинений. Ни одно из них не дошло до нас полностью, сохранились только отрывки и пересказы его взглядов другими авторами. Зачастую эти пересказы весьма неточные, а некоторые авторы вообще приписывают Эпикуру свои собственные измышления, противоречащие сохранившимся до наших дней высказываниям греческого философа.

Так, принято думать, что Эпикур считал телесное удовольствие единственным смыслом жизни. В действительности же взгляды Эпикура на удовольствие не столь просты. Под удовольствием он понимал прежде всего отсутствие неудовольствия, и акцентировал необходимость учитывать последствия удовольствий и страданий:

«Так как удовольствие есть первое и прирожденное нам благо, то поэтому мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда обходим многие удовольствия, когда за ними следует для нас большая неприятность.

Также мы считаем многие страдания лучше удовольствия, когда приходит для нас большее удовольствие, после того как мы вытерпим страдания в течение долгого времени.

Таким образом, всякое удовольствие есть благо, но не всякое удовольствие следует выбирать, равно как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания следует избегать.»

Поэтому, согласно учению Эпикура, телесные удовольствия должны быть подконтрольны разуму: «Невозможно жить приятно, не живя разумно и справедливо, и так же невозможно жить разумно и справедливо, не живя приятно.»

Литература

  • Эпикурейская школа // Элоквенция — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1957. — С. 125. — ( :  / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 49).
  • Кулаковский Ю. А. Философ Эпикур и вновь открытые его изречения. Киев, 1889
  • Гюйо Ж. М. Происхождение идеи времени. Мораль Эпикура и её связь с современными учениями. СПб, 1899
  • Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955
  • Шакирзаде А. С. Эпикур. М., 1963
  • Покровская З. А. Эпикурейцы и литературная критика. // Древнегреческая литературная критика. М.: Наука, 1975.С. 231—270.
  • Цуркан А. А. Эпикуреизм в контексте кризиса античной метафизики // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Борисов И. И. Воронеж, 2002. С. 66-67.
  • Буров А. М. Эллинистическая перестройка. Эпикуреизм и образные отклонения // Вестник ВГИК. 2011. № 7. С. 18-24.
  • Тер-Аракельянц В. А. Эразм Роттердамский и Томас Мор против Эпикура //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 2 (87). С. 41-45.
  • Федоров Д. А. Тенденции развития эллинистического языкознания в рамках стоицизма и эпикуреизма //Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 6-1 (48). С.162-164.
  • Holmes, Brooke & Shearin, W. H. Dynamic Reading: Studies in the Reception of Epicureanism, New York: Oxford University Press, 2012.
  • Warren, James (ed.) The Cambridge Companion to Epicureanism, Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
  • Jones, Howard. The Epicurean Tradition, New York: Routledge, 1989.
  • De Witt N.W. Epicurus and His Philosophy. Minneapolis, 1954
  • Philippson R. Studien zu Epikur und den Epikureen. Hildesheim — Zürich — New York, 1983

История

Эпикур в 32-летнем возрасте организует свою школу сначала в Митилини и Лампсаке (310 до н. э.), а затем, через 5 лет, переносит её в Афины (по другой версии школа была основана в Афинах в 306 до н. э.). Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад» (греч. κῆπος), а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов». В школу принимались женщины и рабы, причём отказываться от своего имущества не требовалось. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо». Известным учеником Эпикура был Метродор (умер ещё при жизни учителя).

После смерти Эпикура «Сад» возглавил митиленянин Гермарх, сын Агеморта. Затем эпикурейцев возглавляли последовательно Полистрат, Дионисий и Басилид. При сколархе Басилиде Филонид из Лаодикеи распространяет учение Эпикура в Сирии (Антиохия). Адептом эпикуреизма становится царь Деметрий I Сотер.

C 88 до н. э. сколарх Федр распространяет учение Эпикура на Рим. Хотя сведения об учении Эпикура попадали в Италию и раньше (Гай Амафиний) Учеником Федра становится Цицерон. Известными римскими эпикурейцами были Каций, Лукреций, Филодем из Гадары и Гай Кассий Лонгин.

Школу эпикуреизма застал апостол Павел, во время путешествия в Афины (Деян. ).

У христианских авторов Средневековья эпикурейцы превратились в синоним безбожников. В перечне 80-ти христианских ересей «Панарионе» (ок. 378 года) эпикурейцы на восьмом месте. Данте Алигьери (XIII век) помещал эпикурейцев на 6-й круг Ада, тогда как обычно греческие философы обитали в Лимбе.

Впоследствии эпикурейцев высоко стали ценить вольнодумцы эпохи Возрождения и Барокко: Петрарка, Джованни Боккаччо, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла, Пьер Гассенди, Лафонтен, Сирано де Бержерак. Вольнодумцев в учении Эпикура привлекал атомизм, сенсуализм и гедонизм.

Детство и жизненный путь

Эпикур родился в 341 г. до н.э. в семье Неокла и Херестраты. За несколько лет до рождения мальчика его отец перебирается в афинское поселение на острове Самос в Эгейском море. Там Эпикур и воспитывается. На протяжении четырёх лет он изучает философию под руководством Памфилия, последователя учения Платона. Уже после этого, в возрасте восемнадцати лет, Эпикур отправляется в Афины, где два года будет проходить воинскую службу. После смерти Александра Великого его преемник Пердикка переселяет афинян с острова Самос в город Колофон, расположенный на территории современной Турции. Туда Эпикур и отправляется после прохождения службы. Он учится у Нозифана, открывшего ему учения Демокрита. Между 311 и 310 г.г. до н.э. Эпикур учительствует в Митилине, однако после возникновения некоторых разногласий с местными властями покидает этот город. Оттуда он отправляется в Лампсак, где основывает собственную школу. В 306 г. до н.э. Эпикур возвращается в Афины, где и пробудет до самой своей смерти в 270 г. до н.э. В этом городе философ приобретает земельный надел, где основывает школу, получившую название «Сад Эпикура».

Название это было дано школе потому, что занятия проходили в саду, располагавшемся у дома философа. Самыми первыми учениками его стали Гермарх, Идоменей, Леонтей и его жена Темиста, автор сатирических философских трудов Колот, Полиэн из Лампсака и Метродор из Лампсака. «Сад Эпикура» стал первой греческой школой, допустившей к обучению женщину. Эпикур всегда провозглашал дружбу очень важным элементом на пути к счастливой жизни, а потому его школа всячески способствовала образованию дружеских компаний. Несмотря на то, что на формирование философии школы оказали влияние учения его предшественников, и Демокрита в частности, позднее Эпикур отречётся от них. Из всех письменных источников до наших дней дошло лишь три письма, вошедших в X том «Жизней выдающихся философов» Диогена Лаэртского. Здесь же мы находим два цикла цитат, известных под названием «Принципиальные доктрины» Эпикура. Некоторые фрагменты этого труда, некогда состоявшего из XXXVII томов и носящего название «Трактат о природе», были найдены на Вилле Папирусов в Геркулануме.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий