Что такое этика и что изучает эта наука

Нормативная этика

Нормативной этикой является изучение этических действий. Именно эта ветвь этики в философии исследует множество вопросов, возникающих при рассмотрении того, как следует действовать с моральной точки зрения. Нормативная этика отличается от метаэтики тем, что исследует стандарты правильности и неправильности действий, не касаясь логической структуры и метафизики нравственных факторов. Нормативная этика также отличается от описательной, поскольку последняя является эмпирическим исследованием моральных убеждений людей. Иными словами, описательная этика была бы связана с определением того, какая доля людей считает, что убийство всегда является злом, в то время как нормативная касается лишь того, правильно ли вообще придерживаться такого убеждения. Следовательно, нормативная этика иногда называется предписывающей, а не описательной. Однако в некоторых версиях метаэтической точки зрения, к примеру в нравственном реализме, моральные факты одновременно являются описательными и предписывающими.

Традиционно нормативная этика (также известная как моральная теория) заключалась в изучении того, что делает действия правильными и неправильными. Эти теории предлагали всеобъемлющий моральный принцип, к которому можно было обратиться в решении сложных нравственных дилемм.

На рубеже 20-го века моральные теории стали более сложными и больше не касались только правдивости и неправильности, но интересовались многими различными формами морали. В середине века изучение нормативной этики уменьшилось, так как метаэтика стала более актуальной. Этот акцент на метаэтике был частично вызван интенсивным лингвистическим фокусом в аналитической философии и популярностью логического позитивизма.

Различие понятий

Несмотря на многочисленные сходства, предмет этики намного шире и объемней. Многие фундаментальные этические вопросы, например, добро и зло в человеческой природе, свобода выбора и ответственности за него, проблема нравственного выбора и личной совести, совершенно чужды этикету. Главное в этикете – формальное следование правилам, скорее, внешнее действие, нежели внутреннее состояние человека, совершающего его. Отличие этики в более чутком, глубоком отношении к человеческой душе, ее порывам, метаниям и развитию.

Более того, поскольку сфера компетенции этики глобальнее, то и ответственность за нарушение ее норм гораздо ощутимее. Если человека, нарушившего этикет, сочтут, максимум, необразованным и некультурным, то того, кто пересек границы этического, назовут безнравственным, аморальным или даже бесчеловечным. Некоторые фундаментальные нормы морали настолько важны для самого существования общества, что прописываются в нормативных документах и защищаются на государственном уровне.

Современная этика

В современном мире есть две тенденции: нигилизм (отречение от норм морали и навязанных обществом ценностей) и расширение этических понятий

Также смещаются акценты: человечество стало больше обращать внимание на взаимоотношения с природой, а с развитием технологий — на собственные возможности в разных отраслях науки (клонирование, эксперименты на эмбрионах, создание и эксплуатация искусственного интеллекта)

Биоэтика и медицинская этика анализируют принятие сложных решений и аргументированность такого выбора. Эта сфера влияет не только на развитие науки, но и на юриспруденцию.

Также этика сейчас как никогда исследует гендерные роли и пересматривает понятия мужественности и женственности.

В 20 веке эта наука получила развитие в прикладной математике, когда в теории игр появилась новая проблема — «дилемма заключенного». Согласно ей, рациональные участники стараются максимально увеличить свой выигрыш, не заботясь о других, что осложняет сотрудничество.

Обучение детей светской этике

Для того чтобы из ребенка вырос достойный член общества, он должен знать, что такое этика. Ребенку необходимо не только рассказывать о правилах поведения в обществе, за столом, в школе, но и собственным примером демонстрировать и подтверждать эти правила. Сколько бы вы не рассказывали малышу о том, что в транспорте необходимо уступать место пожилым людям, самостоятельно не подавая ему пример, вы никогда не научите его это делать. Не каждому ребенку преподают дома основы светской этики. Потому данный пробел старается восполнить школа. С недавнего времени в школьную программу входит предмет «Основы светской этики». На уроках детям рассказывают о правилах и нормах поведения в различных местах, обучают кулинарному этикету, правильной сервировке стола и многому другому. Также учителя рассказывают о принципах морали, обсуждают, что такое хорошо и плохо. Этот предмет крайне необходим ребенку. Ведь зная как правильно вести себя в обществе, ему будет проще и интересней жить.

Что такое профессиональная этика

Профессия – это вид деятельности, для реализации которого требуется наличие обязательных знаний и навыков, получаемых как при прохождении специализированного обучения, так и при выполнении рабочих функций.

Несмотря на разнообразие профессий, существуют этические нормы, устанавливающие общие правила взаимодействия между сотрудниками, выполняющими профессиональные обязанности, и специфические морально-этические нормы для работников конкретных профессий.

Профессиональная этика – это нравственные нормы, регулирующие взаимодействие людей в рабочем процессе, определяющие их отношение к обязанностям и формирующие представление о профессиональном долге.

Морально-этические профессиональные нормы влияют на:

  • формирование профессионального сообщества, разделяющего этические принципы;
  • единое понимание работниками понятия «профессиональный долг»;
  • определение понятия «профессиональная ответственность» ;
  • определение обязательных качеств работника, без которых его деятельность не будет успешной;
  • особенности взаимоотношений сотрудников;
  • взаимоотношения между профессионалами и теми людьми, на которых влияют их действия (при выстраивании взаимодействия между врачом и пациентом, учеником и учителем, адвокатом и доверителем);
  • отношение к результатам работы их качеству.

Профессиональная этика складывается столетиями. На ее формирование влияют:

  • общечеловеческие морально-этические нормы;
  • конкретные рабочие ситуации, постоянно повторяющиеся в деятельности определенной специализации, требующие при принятии решений применения этических норм.

Литература

на русском языке
  • Аскольдов С. А. Этика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гусейнов А. А. Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль: современные исследования. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — С. 5-18.
  • История этических учений / Под ред. А. А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2003. — 911 с. — ISBN 5-8297-0167-7.
  • Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология / 2-е изд., перераб. и доп.. — К.: Высшая школа, 1988. — 192 с.
  • Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М., Ростов н/Д, 2003. — 416 с. — (Учебный курс).
  • Канке В. А. Современная этика: учебник. — М., 2009. — 394 с. — (Университетский учебник).
  • Разин А. В. Этика: Учебник для вузов / 3-е изд., перераб. — М.: Академический проект, 2006. — 624 с. — ISBN 5-8291-0709-0.
  • Столяров А. А. Стоя и стоицизм. — М., 1995. — 445 с. — ISBN 5-86187-023-3.
  • Степанова А. С. Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры. — СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2012. — 400 с. — ISBN 978-5-9676-0425-6.
  • Хоружий С. С. // Этика науки. — М.: ИФ РАН, 2007. — С. 85—97.
  • Этика // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001.
  • Этика стоицизма. Традиции и современность / Под ред. А. А. Гусейнова. — М., 1991.
на других языках
  • Stevenson, Jay. The Complete Idiot’s Guide to Philosophy. 3. Indianapolis: Alpha Books, Penguin Group, 2005.
  • Howard Jones, The Epicurean Tradition, Routledge, London 1989.
  • Long A. A., Sedley D. N. (англ.)русск. The Hellenistic Philosophers Volume 1, Cambridge University Press, 1987. (ISBN 0-521-27556-3)
  • Onfray M., La puissance d’exister: Manifeste hédoniste, Grasset, 2006.
  • Darwall, Stephen (Ed.). Consequentialism. — Oxford : Blackwell, 2002. — ISBN 978-0-631-23108-0.
  • Goodman, Charles. Consequences of Compassion: An interpretation and Defense of Buddhist Ethics. — Oxford : Oxford University Press, 2009. — ISBN 978-0-19-537519-0.
  • Scheffler, Samuel. The Rejection of Consequentialism: A Philosophical Investigation of the Considerations Underlying Rival Moral Conceptions. — Oxford : Oxford University Press, 1994. — ISBN 978-0-19-823511-8.

Этика как предмет профессиологического анализа

Межличностные отношения и взаимоотношения человека с окружающим миром – главный предмет анализа этики. Через это она придает морали осмысленность, занимается исследованием ее сущности, природы, механизмов возникновения и развития, структуры и функций. Этика рассказывает о том, как мораль проявляется во время различной деятельности. Мораль выступает в качестве формы индивидуального и общественного сознания.

Наука ставит в центр человека, который является обособленной единицей бытия, уникальной личностью, которая может совершенствовать себя и регулировать, реализовывать свои желания и цели. Во внешнем поле находится социальная реальность, содержащая нормы, правила, юридические законы и другие требования по отношению к каждой личности. Эти правила и предписания оказывают влияние на то, как человек себя ведет, какой деятельностью занимается, чем наполняет свою духовную жизнь.

Этика изучает, как человек реализует свободу своей воли через различные виды деятельности, в том числе через профессию. Науку интересует то, на какие безусловные моральные ценности опирается человек, а не его практические или утилитарные мотивы. Помимо изучения морали и ее интерпретаций, этика стимулирует ее продвижение, изменение.

Особенную актуальность приобретает этика в наши дни, когда мир находится в непростой политической ситуации, а Россия переживает исторически сложный период. Ученые-философы сигнализируют, что видят наибольшую проблему не в политическом или экономическом крахе, которые могут произойти, а в том, что реальность может разрушительно влиять на личность.

Все больше предпосылок появляется, чтобы современники делали выбор в пользу материального, а не духовного. Представления о том, что такое милосердие, доброта, великодушие, справедливость и даже патриотизм стираются или претерпевают значительные изменения. Рост агрессии в обществе ведет к росту преступности среди детей и подростков. Молодежь часто обнаруживает духовную, волевую и эмоциональную незрелость.

Этика говорит о необходимости возврата к исторической преемственности поколений, которая позволяла воспитывать детей, приводя им в пример великих людей, которые уже умерли. Это позволило бы людям с молодого возраста знать, на какие столпы опираться при решении проблем и сложных жизненных ситуаций. Тогда в дальнейшем, приобретая власть и способность влиять на важные экономические, политические и духовные процессы, люди будут использовать мораль при решении конфликтов любого характера.

Нормы и правила

Главное правило этики, оно же золотое правило морали, известно каждому: «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Другими словами, этическое отношение к миру должно начинаться с формирования нравственного ядра самого индивида. Человек не нравственный, не способный отличать правильное от неправильного, поскупиться своими интересами ради долга и справедливости, не умеющий руководствоваться идеалами чести, достоинства и совести, просто не способен стать носителем морали.

Норма этикета проявляется в правильном ситуативном поведении, адекватной и предсказуемой для других участников взаимодействия реакции. При этом внутреннее состояние человека, его желание или нежелание, согласие или протест против этих норм в расчет не берутся. На соблюдении определенного этикета базируются и деловые, и семейные, и дружеские отношения.

Нормы этики и этикета не всегда совпадают друг с другом. Нарушения межличностного регламента, несоблюдение правил поведения за столом, употребление несоответствующей лексики и другие мелкие несоответствия нормам этикета не всегда вступают в противоречие с этическим ядром индивида. Большей частью потому что являются слишком незначительными и мимолетными. С другой стороны, человек может сознательно пойти на нарушение общепринятых норм поведения, поступить непредсказуемо и неправильно, с точки зрения этикета, желая этим подчеркнуть свое несогласие с устоями, проявить нравственную позицию.

О том, что такое хорошие манеры и зачем они вообще нужны, смотрите в следующем видео.

Определение

Рашворт Киддер утверждает, что стандартные определения этики обычно включают такие фразы, как «наука об идеальном человеческом характере» или «наука о нравственном долге». Ричард Уильям Пол и Линда Элдер определяют этику как «набор понятий и принципов, которые дают возможность нам определить, какое поведение помогает или вредит разумным существам». Кембриджский словарь философии утверждает, что слово «этика» обычно используется как синоним слова «мораль», а иногда применяется более узко, чтобы обозначать моральные принципы конкретной традиции, группы или индивида. Некоторые полагают, что большинство людей путают этику с поведением в соответствии с социальными нормами, религиозными убеждениями и законом, и не рассматривают ее как самостоятельную концепцию.

Слово «этика» как на русском, так и на английском языке относится к нескольким вещам. Оно может ссылаться на этику в философии или моральную философию — науку, которая пытается использовать разум для ответа на различные нравственные вопросы. Как пишет английский философ Бернард Уильямс, пытаясь объяснить моральную философию: «Что делает исследование философским — это отражающая общность и стиль аргументации, добивающийся рациональной убедительности». Уильямс рассматривает этику как дисциплину, исследующую очень широкий вопрос: «Как жить?»

А вот что о ней писал биоэтик Ларри Черчилль: «Этика, понимаемая как способность критически осмыслять нравственные ценности и направлять наши действия с точки зрения таких ценностей, является общечеловеческим качеством». Этика может быть использована для описания личности конкретного человека, а также собственных особенностей или привычек. Благодаря влиянию философии и науки этика стала одним из самых обсуждаемых вопросов в обществе.

[править] Основные направления в этике

Сюда перенаправляется запрос «». На эту тему нужна .
Сюда перенаправляется запрос «». На эту тему нужна .

Этика является философской наукой, поэтому для понимания той или иной этической теории важное значение имеет определение её исходных методологических установок, её места в споре двух основных философских направлений — материализма и идеализма

Автономная этика

Автономная этика (от греч. αὐτóς — сам и νόμoς — закон; самозаконие) — система морали, исходящая из идеи о независимости нравственных принципов и требований от каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей, о самостоятельности личной совести, формулирующей нравственные законы для всего человечества не по внешнему принуждению, а по внутреннему убеждению. Сторонники этого направления рассматривают мораль в качестве единственной и достаточной базы для выведения основных правил (или законов) нравственности и считают неистинным объяснение нравственных ценностей и поступков человека внешними по отношению к морали обстоятельствами, утверждая самоценность морали и ее независимость от религиозных, социальных и культурных предпосылок. С позиции автономной этики вечные и неизменные принципы нравственности не обусловлены историческим развитием, они запечатлены в душе (или в сознании) человека, раскрываются в свободной воле и могут быть поняты только из моральной природы человека.

Гетерономная этика

Гетерономная этика (от греч. héteros — иной, другой и греч. nómos — закон) система нормативной этики, основанная не на собственных нравственных принципах, а на началах, взятых из сферы общественной жизни.

Апробативная этика (от латинского слова approbatio — одобрение) — это собирательное наименование теорий морали, в которых под добром понимается то, что получает санкцию какого-либо авторитета. В зависимости от того, кто или что считается таким авторитетом (Бог, моральное чувство человека или общество), апробативная этика подразделяется на теологические, психологические и социально-апробативные теории. Согласно концепции «коллективных представлений», моральные оценки и предписания лишены какого-либо объективного и познавательного смысла и основаны лишь на том, что они санкционированы властью общества. Поэтому бесполезно пытаться доказать их истинность научно. В целом, теория апробативной этики отрицает наличие объективных критериев оценки в морали, что влечёт за собой отказ от paционально-критического отношения человека к своим собственным или бытующим в обществе нравственным представлениям, принятие их на основе слепой веры или субъективной склонности.

Марксистская этика

Марксистская (марксистско-ленинская) этика является последовательно материалистической и обосновывает специфику морали и самостоятельность личной совести своеобразием отражения социальных законов в моральном сознании. Фундаментальным положением марксистской этики является социально-историческая обусловленность нравственности, а основные её методологические принципы — материализм и диалектика. Марксистская этика, отрицая возможность построения автономной этики с позиции социально-исторического понимания природы морали, в то же время отвергает гетерономную этику, поскольку в ней совершается вульгаризация природы нравственности, сведение ее к каким-то иным социальным феноменам (утилитарному расчету, стремлению к наслаждению, поиску личного счастья, повиновению внешнему авторитету и т. п.). Задача критики гетерономной этики совпадает в марксистской этике с проблемой определения специфики нравственности.

Что такое этикет

Этикет – это система знаков, основанных на моральных принципах, которые используют люди при взаимодействии в обществе.

Правила этикета отличаются от разных показателей, таких как:

  1. страна;
  2. национальность;
  3. религиозные убеждения и другие.

В нашей стране существуют следующие нормы этикета:

  1. если в помещение входит женщина, то находящиеся в нем мужчины должны встать (исключением будет деловая встреча);
  2. мужчина открывает даме дверь, но заходит первым, если помещение незнакомое, и вторым, если они заходят в знакомое пространство;
  3. представляясь другому человеку, нужно встать (если вы сидели);
  4. некрасиво себя хвалить;
  5. младший должен уступать место старшему;
  6. нельзя перебивать собеседника;
  7. в компании нескольких человек нельзя шептаться;
  8. принято здороваться при встрече и прощаться при расставании;
  9. нельзя говорить с набитым ртом;
  10. нельзя обсуждать внешний вид собеседника, говорить о вкусах и личных мнениях.

Это лишь малая часть правил и норм приличия, соблюдая которые люди смогут общаться более приятно и эффективно. Чтобы вырастить из ребенка достойного взрослого, с малых лет необходимо объяснять ему, что такое этика и зачем она нужна.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Структура и актуальные этические проблемы

Как философская дисциплина, этика имеет собственную структуру. В нее включены:

  • история дисциплины;
  • теоретико-методологические данные о самых абстрактных этических проблемах;
  • описание исторических типов морали, или ее генеалогия;
  • социология морали, которая рассказывает о практической роли нравственных понятий в общественной жизни и жизни личности;
  • психология нравственности и морали;
  • праксиология – прикладная разновидность данной дисциплины;
  • педагогическая этика – наука о морально-нравственном воспитании.

Самостоятельный статус этики в философии и его обоснование – это большая теоретическая проблема, которая стоит перед философами и учеными и поныне. Нередко ее относят к философским теориям или гуманитарным наукам. То, что этика является философской дисциплиной, очевидно из того, что первая представляет собой цель, необходимую для философского мышления. Она учит, как сформулировать и достигать цели в жизни, в чем ценность жизни.

Поскольку этика является практической философией, изучение ее крайне важно. Каждый человек к зрелому возрасту располагает системой ценностей и взглядов на мир, но, когда речь заходит о вынесении оценки в области профессиональной или политической жизни, необходимо умение точно разбираться в ситуации и не быть субъективным

Специалисты в области прикладной этики крайне нужны в таких областях, как:

  • проведение этико-прикладных исследований;
  • организация деловых отношений;
  • арт-бизнес;
  • эстетика;
  • обучение культуре управления;
  • биоэтика;
  • этикет.

Главная цель, которую имеет под собой изучение данной дисциплины – вызвать в человеке желание освоить ценностное, теоретическое и культурное многообразие этой науки. Она должна стать сердцевиной как общественной, так и личностной жизнеорганизации.

Курс светской этики

Курс этого предмета состоит из четырех блоков, причем первый и последний обязательны для всех учеников, из блоков 2 и 3 некоторые уроки можно объединять в один.

Что представляет собой светская этика для 4 класса? Первый блок посвящен нравственным идеалам в жизни человека и общества. Состоит из одного урока о патриотизме – «Россия – наша Родина».

Блок №2 включает информацию об основах религиозных культур и светской этики. Состоит из 16 уроков:

  1. Мораль и культура. Значение этики в жизни человека.
  2. Семья – исток нравственных отношений.
  3. Семейные ценности и ценности родства.
  4. Семейные праздники – форма исторической памяти.
  5. Нравственность в культурах народов мира.
  6. Русский богатырь – образец нравственности.
  7. Кодекс чести дворянина.
  8. Леди и джентльмен.
  9. Государство и мораль гражданина.
  10. Примеры нравственности в культуре Отечества.
  11. Моральный кодекс защитника Отечества.
  12. Интеллигентность.
  13. Трудовая нравственность. Традиции предпринимательства.
  14. Нравственность в наше время.
  15. Творческие задания для учеников.
  16. Подведение итогов.

Именно таким образом выглядит программа «Светская этика» в 4 классе. Вторая половина курса начинается уже в 5-м, основная часть уроков рассматривает проблемы многонациональных меньшинств и патриотизма

Также здесь уделяется внимание понятиям добра и зла, ценностям, религии, морали и этикету

Деловая этика

Понятие деловой этики относится к категории профессиональной морали. Существует множество неписаных (в некоторых случаях они указываются в уставах компаний) законов, которые предписывают бизнесменам и деловым людям не только стиль одежды, но и общения, заключения сделок или ведения документации. Деловым называют только того человека, кто соблюдает моральные нормы чести и порядочности.

Деловая этика – понятие, используемое со времен заключения людьми первой сделки

В разных странах приняты свои правила ведения переговоров, не важно, касается это бизнеса или дипломатических отношений, или мест, где заключаются сделки. Во все времена существовали стереотипы успешного человека

В древности это были богатые дома, прислуга или количество земель и рабов, в наше время – дорогие аксессуары, офис в престижном районе и многое другое.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий