Александр пушкин

Мораль[править]

Поэт как бы хочет сказать: жизнь кругом такая дебильная, что молодые люди — вроде бы и с мозгами, и с душой, — не знают, куда себя приткнуть и зря тратят молодые годы на пирах и балах, киснут в деревнях и от нечего делать убивают друзей.

Стоит упомянуть и о некоторой добровольной духовной убогости таких молодых людей, как Евгений. Захотел бы — так нашёл бы себя в жизни, даже и в ту мутную эпоху. А коли нет такого желания — не помогут ни мозги сами по себе, ни душа как таковая. Ленский же просто дурак, который, если бы не погиб, то стал бы очередным помещиком-обывателем.

Вот этот неявный элемент морального укора как раз и превращает данное произведение в образец «классики на все времена» — ибо сия тема касается не одних лишь дворян первой четверти XIX века, а вообще любого лица, неважно, в каких условиях выросшего.

С другой стороны, особенной духовной бедности у героев не наблюдается: у Евгения «пылкий охлажденный ум», не говоря уже о количестве прочитанного и переваренного («пометки резкие ногтей свидетельствуют о том, что Онегин размышлял над книгами»); Татьяна тоже не делает никаких глупостей, которые нельзя списать на ее возраст. Однако все главные персонажи старательно косплеют героев романтизма: Татьяна косплеит несчастную возлюбленную и пишет письмо из сплошных штампов, Онегин изображает несчастного байронического героя, которому уже нет жизни (в свои без малого «семнадцать лет») и читает свою речь Татьяне, Ленский косплеит (притом неуклюже, что не раз подчеркивает автор) героя немецкого романтизма и, согласно романтическим штампам, вызывает на дуэль предателя, чтобы умереть, когда оказался предан «всеми» (Ольгой и Евгением). Только мир произведения — это реальный мир, и их попытки выглядят смешно/грустно. В конце герои, особенно Татьяна, меняются и вырастают из этой игры, как перерастает её Пушкин, разрушая романтические штампы от рифм («читатель ждет здесь рифмы розы?») до сюжета.

Влияние на другие произведения

В литературе

Тип «лишнего человека», выведенный Пушкиным в образе Онегина, оказал влияние на всю дальнейшую русскую литературу. Из ближайших наглядных примеров — лермонтовский «Печорин» из «Героя нашего времени», чья фамилия как бы нарочито так же, как и фамилия Онегина, образована от названия северной русской реки с намёком на преемственность персонажей. И оба персонажа действительно близки по многим психологическим характеристикам.

В современном русском романе «Код Онегина», написанном Дмитрием Быковым под псевдонимом Брэйн Даун, идёт речь о поисках пропавшей главы рукописи Пушкина. Кроме того, в романе содержатся смелые предположения относительно подлинной родословной Пушкина.

Жанр полноценного «романа в стихах» вдохновил А. Дольского на создание романа «Анна», который был закончен в 2005 году.

В музыке

  • Пётр Чайковский — Опера «Евгений Онегин» ()
  • Сергей Прокофьев — музыка к неосуществлённому спектаклю «Евгений Онегин» Московского камерного театра ()
  • Родион Щедрин — Строфы «Евгения Онегина», для хора акапелла по роману в стихах А. Пушкина ()
  • Антон Танонов, Глеб Матвейчук, — мюзикл «Онегин» (), премьера состоялась 1 октября в театре Мюзик-Холл, в Санкт-Петербурге.

В кинематографе

  • «Евгений Онегин» (1911). Ч/б, немой. В роли Онегина — Пётр Чардынин
  • «Евгений Онегин» (1915). Ч/б, звуковой (граммофонный). В роли Онегина — А. М. Давыдов
  • «Евгений Онегин» (1915). Ч/б, звуковой (граммофонный). В роли Онегина — М. И. Иванцев
  • «Онегин» (1999). В роли Евгения Онегина — Рэйф Файнс, Татьяна Ларина — Лив Тайлер, Владимир Ленский — Тоби Стивенс
  • «Евгений Онегин. Между прошлым и будущим» — документальный фильм (), 52 мин., режиссёр Никита Тихонов
экранизации опер:
  • «Евгений Онегин» (1958). Экранизация оперы. В роли Онегина — Вадим Медведев, вокальную партию исполняет Евгений Кибкало. В роли Татьяны — Ариадна Шенгелая, озвучивает Галина Вишневская. В роли Ольги — Светлана Немоляева
  • «Евгений Онегин» (1994). В роли Евгения Онегина — Войцех Драбович
  • «Евгений Онегин» (2002). В роли Евгения Онегина — Питер Маттеи
  • «Евгений Онегин» (2007). В роли Евгения Онегина — Питер Маттеи

Сюжет

Роман начинается брюзгливой речью молодого дворянина Евгения Онегина, посвящённой болезни его дядюшки, вынудившей его покинуть Петербург и отправиться к одру больного в надежде стать наследником умирающего. Само повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника.

Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени —

«Служив отлично — благородно, Долгами жил его отец. Давал три бала ежегодно И промотался наконец». Сын такого отца получил типичное же воспитание — сначала гувернантка Madame, затем гувернёр-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук. Здесь Пушкин подчеркивает, что воспитанием Евгения с детства занимались чужие для него люди, к тому же иностранцы. Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими забавами, но теперь ему предстоит скука в деревне. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, и вскоре им действительно овладевает хандра.

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать.

« Надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить, И уж порядком отомстить». На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни. Через два года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Она важная дама, жена князя. Онегин воспылал к ней любовью, но на этот раз был отвергнут уже он, несмотря на то, что Татьяна так же любит его, но хочет остаться верной мужу.

Адаптации[править]

  • Опера Чайковского. Жизнь Евгения до знакомства с Лариными не показана — для оперы не подходит.
    • Знают именно за это — опера известна по арии Ленского. Мелодию «Куда, куда вы удалились» (она же «Паду ли я стрелой пронзённый?») легко напеть по памяти. А вот на какой мотив пели Татьяна и сам Онегин?
    • В фильме «Зелёный фургон» 1983 оперного певца, посмевшего высказаться против эмиграции, снайперски стреляет местный главгад во время этой оперы — именно там, где персонаж погибает на дуэли, так что убийство некоторое время остаётся незамеченным. (Автор правки не помнит, было ли это в романе-первоисточнике, и не знает, было ли в первой экранизации.)
  • Фильм «Онегин» (США—Великобритания, 1999 г., реж. Марта Файнс). Создатели оказались немножечко не в ладах с историей:
    • Один из самых шикарных ляпов фильма — Ленский и Ольга на пару поют «Ой, цветёт калина». Не иначе как смотались в будущее и посмотрели фильм «Кубанские казаки»: именно там впервые прозвучала эта песня. В фильме также звучат вальс «На сопках Маньчжурии» (написанный в 1906 г.) и песня «Коробейники» (написанная в 1898 г.). Впрочем, хорошо уже то, что звучат аутентичные русские песни, а не клюква.
    • Мы все помним что Таня вышла за толстого (но не старого!) генерала, которого за боевые увечья ласкает двор. Однако поехавший к ней Онегин направляется… к зданию Русского музея! То есть вышла Танечка ни много ни мало за самого великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра и Николая!
    • Кастинг-агентство «WTF?» расстаралось, подобрав на роль Ленского («…и кудри чёрные до плеч»!) блондина с модной стрижкой. А Ольга в той же экранизации («…улыбка, локоны льняные») стала брюнеткой.
  • Визуальный роман отечественной конторы

    Так плохо, что уже хорошо. То, что среди персонажей затесались Базаров и Чацкий (!!), — это ещё полбеды. Но когда Базаров превращает сестёр Лариных в зомби (!!!)… В общем, после этого даже табличка в пол-экрана «Поздравляем, вы убили Ленского!» смотрится вполне органично.

    Dreamlore Games «Евгений Онегин: Визуальная новелла» (!).

Переводы

«Евгений Онегин» переведён на многие языки мира:

  • на английский — Генри Спалдингом (Henry Spalding, 1881), Уолтером Арндтом, Владимиром Набоковым (в прозе), Чарлзом Хепбёрн-Джонстоном (с сохранением «онегинской строфы») и другими
  • на французский язык — И. С. Тургеневым и Л. Виардо, Жаном-Луи Бакесом и Роже Легра, Жаком Шираком и другими
  • на немецкий язык — Рольфом-Дитрихом Кайлем и другими
  • на китайский язык — Су Фу (1942), Люй Ин (1944), Му Дань (Джа Лянджэнь) (1954, 1983), Ван Шисие (1981), Ван Джилян (1985, 2004), Фэнь Чунь (1982, 1991), Дъин Лу (1996), Лю Цзунцзи (2002), Гу Юньпу (2003), Тянь Гуобин (2003)
  • на армянский — Гургеном Севаком (1904—1981)
  • на балкарский — Салихом Гуртуевым, (1938 г.р.), г. Нальчик, издательство «Котляровы и К.»,2013 г.
  • на белорусский — Алесем Дударом (1936) и Аркадием Кулешовым (1949)
  • на украинский — М. Ф. Рыльским
  • на иврит — Авраамом Шлёнским и Зеэвом Гейзелем
  • на турецкий — Каншаубием Мизиевым и Ахметом Неждетом, первый перевод на турецкий язык: г. Стамбул, издательство «Эверест» 2003
  • на осетинский язык — Нафи Джусойты
  • на польский — Адамом Важиком, Анджеем Сычем, Якубом Юркевичем, Лео Бельмонтом
  • на чешский — Миланом Дворжаком
  • на азербайджанский — Самедом Вургуном (1936)
  • на литовский — Антанасом Венцловой (1947)
  • на эстонский — Бетти Альвер (1964)
  • на казахский — Куандыком Шангитбаевым (1949, 1985)
  • на узбекский — Айбеком (Муса Ташмухамедовым)
  • на эсперанто — впервые Николаем Некрасовым (1931), самый полный[источник не указан 1322 дня] перевод — Валентин Мельников (2005)

Сюжет[править]

Роман писался не ради сюжета, это сюжет писался ради романа («Представь, что чудила моя Татьяна: взяла и вышла замуж!» Наше Всё). Весь он пестрит издёвками над штампами, да такими, что и постмодернисты позавидуют, чего стоит вступление в конце седьмой главы (из восьми)! Литературоведы до сих пор не могут понять, что Пушкин имел в виду пропущенными строфами (их нет и в черновиках), и имел ли в виду что-нибудь вообще. А как вам мир, в котором перемешаны реальные люди, вроде Вяземского или Каверина со Скотиниными из «Недоросля»?

А что вы скажете, если в этом произведении не будет никакого конфликта, пронизывающего сюжет насквозь? Тут не то что антагониста или злого рока, тут даже противостояния с обществом или с самим собой нет. Ну и добавьте до кучи, что все это написано почти сонетами — «Онегинской строфой» с тремя видами рифмовки четверостиший (абаб, аабб, абба) и с двустишием в конце. Так вот, на фоне всего этого происходит следующее:

Молодой раздолбай (хотя при этом он читал римских поэтов не первого ряда) Евгений Онегин становится наследником состояния своего дяди, и очень кстати: своё собственное его семья уже успела эпически просадить. Питерские пьянки-гулянки Евгению надоели, и он решил пожить в дядином имении, наслаждаясь красотами природы и простой жизнью. Он сторонится всех соседей (а вернее ему просто скучно было сидеть на их застольях и обсуждать урожай), кроме молодого восторженного поэта Владимира Ленского, вернувшегося из Германии, откуда привёз «всегда восторженную речь и кудри чёрные до плеч». Онегин и его друг ездят в гости к помещикам Лариным, в чью дочку Ольгу Ленский влюблен. Она — стандартная блондинка, а Татьяна, её старшая сестра — особа романтического склада, наделённая Офигенно Богатым Внутренним Миром. Последняя с эмоциональной голодухи влюбляется в нового соседа и весьма смело по меркам своего времени признаётся ему в любви письмом (на французском языке, по тогдашнему обычаю, но даётся сразу в переводе). Тот на очередном светском сборище уединяется с ней и объясняет, что семейная жизнь — тоска и вообще всё тлен, но в целом он Таню уважает и не хочет портить ей жизнь.

Как-то раз Ленский обманом зазывает его на пирушку по случаю именин Татьяны, на которую Онегин ехать не хотел. В итоге решил подковырнуть друга; потанцевал с Ольгой, пошептал ей на ушко, заставил раскраснеться — готово дело: Владимир ревнует. Но вместо того, чтоб отозвать наглеца в уголок и тихо спросить: «Какого чёрта пристаёшь к моей невесте?», он убегает из гостей, приезжает к себе домой, пишет Евгению вызов на дуэль. Они могли бы ещё помириться — но Онегину не хватило пофигизма, чтобы забить на сплетника Зарецкого (одной из обязанностей секунданта было попытаться помирить дуэлянтов перед дуэлью, а поскольку Зарецкий этого не делает, то в дуэли были нарушены почти все правила), которого Ленский взял в секунданты, а тот всерьёз испугался, что Онегин Ольгу уведёт. В общем, дуэль состоялась. И хоть молодой человек убивать поэта не хотел, стрелял как попало, а всё ж таки попал и убил. В депрессии бедолага уезжает за границу.

Прошло три года. За это время Ольга выскочила замуж, а Татьяну вывезли в Москву, чтобы пристроить там. Она никого не хочет, любит одного Онегина (прочитав книги из его библиотеки, она стала гораздо лучше его понимать, что после покажет)  — но соглашается выйти замуж по просьбе матери за некоего генерала, который «в сраженьях изувечен» (ничуть не злодея, вполне адекватного и доброго человека). Внезапно Таня делается светской львицей и иконой стиля, главным образом потому, что не выпендривается и ведёт себя естественно. Тут как раз Евгений, помотавшись по заграницам, решает вернуться в Россию, видит княгиню на балу (и внезапно узнаёт, что на ней женат его приятель!) и находит, что она сильно изменилась за лето. Теперь уже он пишет ей влюблённое письмо, а та даёт ему интеллигентный отлуп:

Я вас прошу меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

— Отказ от адюльтера

Открытый финал.

Читательский дневник по роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина

Сюжет

Евгений Онегин, дворянин и повеса. Он ведет рассеянную светскую жизнь, завсегдатай театра, балов, праздничных обедов. Но тоска отравляет его сердце: такая жизнь пуста, ничтожна. Вместе с автором романа он собирается странствовать по свету, однако долги покойного отца мешают этим планам сбыться. Наследство от дяди поправляет дело. Евгений без сожаленья бросает столицу и едет в деревню, в свой новый дом. Там он облегчает жизнь своих крепостных крестьян, дружит с молодым соседом и поэтом Владимиром Ленским, и опять отчаянно скучает.

Между тем, Ленский в деревне вполне счастлив: он влюблен в Ольгу Ларину. Онегину любопытно взглянуть на невесту друга. Они едут в гости – там Онегин примечает не младшую, а старшую сестру, Татьяну. Ольга весела, Татьяна печальна, в ней чувствуется глубокая натура. Знакомство с интересным соседом взволновало Татьяну. Она влюбилась. И простосердечно пишет ему письмо с признаньем. Онегин не отвечает, но в гости едет – и они встречаются в саду. Он говорит, что из нее вышла бы отличная жена, жаль, он к браку не готов. Он испытывает к ней братские чувства. Позднее, на именинах Татьяны Онегин злит приятеля, то и дело занимая Ольгу танцами. Тому кажется, что девушка его променяла на другого. Он вызывает Онегина на дуэль. Онегин стреляет первым – Ленский мертв. Ольга Ларина вскоре выходит замуж за военного и уезжает с ним.

Татьяну собираются везти в Москву – искать мужа. А пока она то и дело наведывается в пустой дом Онегина (сам он уехал). Читает его книги, размышляет и начинает понимать его изменчивую натуру. В Москве после уговоров матери она дает согласие выйти за старого князя. Спустя два года в столице появляется Онегин-путешественник. Он видит на балу Татьяну – другую, неприступную, полную тихой прелести. Влюбившись, он ищет в новой Татьяне прежнюю – но тщетно. Он забрасывает ее письмами с признанием в любви – она молчит. Однажды он незамеченный проходит в ее комнату. И видит княгиню плачущей над письмом. Она и упрекает, и благодарит его за прошлое. Признается, что любит его. Но теперь он должен забыть сюда дорогу: она жена князя и будет ему верна. Оставшись один, уничтоженный Онегин видит князя, который заглядывает в комнату жены.

Отзыв

Картины русской жизни: здесь и столичный Петербург, и старая Москва, и сельские нравы и виды. Множество авторских лирических отступлений на все случаи жизни (от легкомысленных до философских). Главный герой поражен гордыней, не может найти своего места в мире, и разрушает (вольно или нет) жизни других людей. Он ни к чему не относится серьезно, ни во что не верит. Однако в итоге герой понимает, что слаб, уязвим, нуждается в любви, как все прочие люди.

Образ женщины добродетельной, верной чувству долга, с идеалами. Характеры, образы героев романа узнаваемы и в современных людях. Тема гибели счастья, чести, неспособности кривить душой. Ревность – плохой советчик. Нельзя играть чужими чувствами. Контраст людей простых, практичных, с так называемой здоровой натурой – и тех, кто живет внутренней жизнью, терзается вечными вопросами бытия – и других терзает. Тема крепостного права, семейного воспитания, образования, нравственных примеров. Финал романа открытый: неизвестно, сделает ли герой выводы из всей этой истории.

Общая информация о романе «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» («Евгеній Онѣгинъ») — роман в стихах, одно из самых значительных произведений русской литературы.  Роман написан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1823—1830 годах. Повествование ведётся от имени безымянного автора, который представился добрым приятелем Онегина. Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» свыше 7 лет. «Евгений Онегин» был начат 9 мая 1823 г. в Кишиневе и окончен 25 сентября 1830 г. в Болдине. По словам самого Пушкина, работа над романом длилась «7 лет 4 месяца 17 дней»

…Пушкин создал первый русский роман о современности в стихах. В дальнейшем же русский роман — это роман, написанный прозой.Поэтическое слово пушкинского романа живо и прекрасно мыслью, которая объемлет и вбирает все наблюдения, все впечатления жизни, весь общественный и нравственный опыт поэта.Воплощение образа автора в романе требовало особого поэтического языка. Связанный с романтизмом, Пушкин в совершенстве владел искусством свободного обращения к читателю, непринужденной «болтовни». («Роман требует болтовни; высказывай все начисто», — советовал Пушкин А. Бестужеву.)»Г. Макогоненко «Роман Пушкина «Евгений Онегин»», изд. «Массовая историко-литературная библиотека», 1963 г.)

Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба представителей русского дворянства первой четверти XIX века. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, время правления Александра I.  

Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин выделяет одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени (каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение), тем самым обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой главы.  Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охваченных тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей, особенности жизни той эпохи разработаны в романе с непревзойденным мастерством. «„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».В

Г. Белинский, статья «Евгений Онегин»

«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».В. Г. Белинский, статья «Евгений Онегин»

Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать практически всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин, воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Нет: рано чувства в нём остыли;Ему наскучил света шум;Красавицы не долго былиПредмет его привычных дум;Измены утомить успели;Друзья и дружба надоели,Затем, что не всегда же могBeef-steaks и страcбургский пирогШампанской обливать бутылкойИ сыпать острые слова,Когда болела голова;И хоть он был повеса пылкий,Но разлюбил он наконецИ брань, и саблю, и свинец.

Положительные и отрицательные черты образа Онегина

Пушкин не сделал Евгения ни героем добродетели, ни безнравственным человеком. Он не был холодным, чёрствым человеком, в его душе жила поэзия. Поэт отмечает следующие качества его характера:

Мечтам невольная преданность,

Неподражаемая странность

И резкий, охлаждённый ум.

По мнению В. Г. Белинского, озлобленный ум свидетельствует о том, что человек недоволен не только окружающими, но и собой.

Онегин не смог найти своего места в жизни и чувствовал себя чуждым для всех и для самой жизни. Поэтому В. Г. Белинский в статье восьмой «Евгений Онегин» писал: «Онегин — добрый малый, но, при этом, недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его».

Глава восьмая

Последняя встреча Онегина и Татьяны произойдет спустя много лет. Онегин вернулся в Петербург. Как всегда, не смог пропустить приглашения на бал. Среди толпы его взор остановился на красивой, строгой даме. В ее чертах он узнал ту самую Татьяну, когда-то влюбленную в него без памяти.

Она уже не та девочка, не сводившая с него глаз. Теперь Татьяна замужняя дама, богата и уважаема.

Все поменялось местами. Теперь не она искала встречи с ним. Онегин влюбился в нее новую, недоступную и такую притягательную. Татьяна наоборот игнорировала его ухаживания и давала понять, что он ей неинтересен. Даже записки, которые она получала от него оставались без ответа.

Для Онегина такие страдания впервой. Он мучается от безответной любви. Не в силах ждать ответа, он сам, без приглашения едет в дом Татьяны. Это было нормальным, ведь ее муж был родственником Онегина.

Татьяна была в доме одна. Она сидела и плакала у окна. В руках было его письмо, где он признавался ей в чувствах. Онегин падает перед ней на колени.

Татьяна просит Евгения встать с пола и начинает вспоминать ему прошлое. Теперь ее очередь выговориться, как это сделал он много лет назад в саду.

Она говорит Евгению, что понимает его повышенный интерес к ее персоне. Сейчас она видная, светская дама. Если бы он полюбил ее раньше, все могло сложиться по-другому. Сейчас у нее крепкая семья и своего мужа она никогда не бросит, хотя таких чувств, как к Онегину к нему не испытывает

Есть уважение, внимание, забота, но страсти между супругами никогда не было. Женщина просит оставить ее в покое и больше не появляться в ее жизни

Онегин уходит, пораженный ее словами, словно громом. Одинокий и потерянный, упустивший свое счастье. Только сейчас он понял, что единственный человек, любивший его по-настоящему, навсегда для него потерян.

Детские годы, воспитание

С детства он был передан на воспитание чужим людям: нянькам, гувернёру, он не знал отцовской любви, материнской ласки. Деньги, роскошь – заменили ему семью. В раннем возрасте он был передан “мадам”, чуть позже её “сменил мосье”. Гувернёр-француз учил мальчика посредственно, без строгости, системности, он жалел ребёнка, баловал его. Характер Евгения Онегина сформировался в столь противоречивых условиях: сытая роскошная жизнь и полное отсутствие родных людей. О матери Евгения ничего не известно, а отец – промотал всё состояние в угоду светским пиршествам и разорился, оставив после смерти сыну только долги. Вскоре умирает богатый родственник – дядя Евгения, он оставляет племяннику хорошее наследство. С этого момента в произведении начинается завязка самых судьбоносных событий в жизни главного героя.

Время написания

Сюжет произведения разворачивается во период с 1819 по 1825 год. Эпоха создания «Евгения Онегина» полностью отражена в произведении и охватывает не только исторические события, но психологические портреты героев того времени. Сам автор отмечает, что создание произведения далось ему нелегко. Он пишет, что «Евгений Онегин» является «плодом ума холодных наблюдений», но при этом «горестные заметы сердца» отражают глубокую погруженность Пушкина в изучение и анализирование нравов дворянства, его душевные переживания.

Год написания произведения не является четкой датой. Работа над «Евгением Онегиным» начинается весной 1823 года. В это время Александр Сергеевич находится в городе Кишинев, в ссылке. Дописывал роман автор уже в после того, как в модном по тем временам журнале опубликовали первые главы. Закончилась работа над произведением в 1830 году в Болдине.

В романе отражена первая половина XIX века. После разгрома наполеоновской армии, во время походов русских солдат, общество в России активно развивалось под руководством правителя Александра I. Именно в это время разворачивается сюжет романа.

Смысл произведения Евгения Онегина

А.С. Пушкин в своем произведении показывает жизнь русского дворянства. Онегин, Ленский, Ларина. Мыслящие дворянские интеллигенты

Почему автор обратил внимание именно на них? Никто из них не хочет жить посредственно и заурядно. Героев интересуют философские рассуждения о смысле существования

Все персонажи чужды среде, в которой они находятся.

Герои испытывают чувство одиночества. Почему? Онегин, Ленский, Татьяна Ларина превосходят то общество, в котором они живут. Это умные, интеллигентные и глубокие личности. Объединяет героев трагическая судьба: Онегин запутался в жизни, не знает как ему поступать и как найти выход из сложившейся ситуации, Ленский убит на дуэли, прекрасная Татьяна несчастна в свете.

С помощью Онегина и Ленского А.С. Пушкин обозначил главную проблему произведения — трагедия русского интеллигента. Герои оторваны от простого народа, не видят смысла своего существования, живут «по инерции». Татьяна выделяется среди главных персонажей своей искренностью и близостью к национальному русскому духу.

Глава 8

Спустя пару лет Онегин возвращается из путешествия в Россию. Он принимает приглашенье на какой-то бал – и видит там Татьяну. Он глазам не верит, настолько она изменилась. Ее красота строгая, манеры полны достоинства. Сам князь подводит Онегина к жене. Та, не дрогнув, приветствует соседа по именью. Задетый за живое, Онегин при первой возможности является в дом князя. Он сам себе не верит, но чувствует, что влюблен без памяти. «Девчонка нежная» стала «неприступной богиней». Тогда Онегин пишет ей письмо, где признается в своих чувствах. Он сокрушается, что упустил ее раньше, и что уехал после гибели Ленского.

Онегину приходится написать еще пару писем, но и они останутся без ответа. На одном из вечеров он видит суровую Татьяну, настоящую княгиню. Усильем воли Онегин бросает искать с ней встреч, проводит зиму отшельником. Но выйдя из добровольного заточенья, вновь спешит в знакомый дом. Слуги не остановили его, Евгений застал княгиню в ее комнате. Она в слезах читала какое-то письмо. Евгений бросается к ее ногам, целует руку. Татьяна похожа на себя прежнюю. Она вспоминает прошлое, мученья отвергнутой девушки. Пытается урезонить Евгения: в деревне не нравилась, а теперь вдруг захотел победы над княгиней.

Татьяна признается, что скучает по «уединенному приюту», могилке няни, книгам. Быть может, зря она поддалась уговорам матери и вышла за князя. И хоть она по-прежнему его любит – он должен уйти. Она не предаст мужа. Онегин понимает, что этот приговор обжалованью не подлежит. Едва Татьяна удалилась – входит князь. Здесь автор оставляет своих героев и прощается – и с ними, и с читателем.

Заключение

Характеристика Онегина показывает типичность главного героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Наряду с уникальными чертами характера Онегина поэт показал его типичность. Окружавшая действительность и общество мало способствовали проявлению у людей воли и интереса к жизни, поэтому Пушкин показал героя романа как героя своей эпохи.

Статья может быть использована при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Вам также будет интересно почитать:

Образ и характеристика доктора Вернера — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ и характеристика Базарова — героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Образ и характеристика Тараса Бульбы — героя повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Образ и характеристика Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий