Поведенческая экономика: как научиться принимать взвешенные решения

Резюме

Использование мнемоник и эвристик помогает быть последовательным в тестировании, но нельзя позволять им управлять вашими действиями. Очень просто переключаться между мнемониками и эвристиками в свободное тестирование и возвращаться обратно, либо вообще рабоать с высокоструктурированными тестами. Исследовательское тестирование помогает адаптировать мышление и действия, основываясь на том, как продукт «отвечает». Это самый значительный принцип исследовательского тестирования. Специалист может использовать возможности, как только их обнаружит. К тому же, он может быстро адаптироваться к рискам проекта, выявлять и исследовать новые.

Тестирование использует чистое наблюдение, и метод проб и ошибок может быть эффективным. Но он гораздо эффективнее, если есть система, в которую он вписывается.

Разнообразное исследовательское тестирование может быть важнейшим из способов мышления в тестировании.

«Квалифицированное исследовательское тестирование — это еще один эффективный мыслительный инструмент в репертуаре тестировщика». (Jonathan Kohl, основатель и главный консультант по программному обеспечению Kohl Concepts, Inc., ведет свой блог)

Эвристика репрезентативности

Согласно эвристике репрезентативности, мы склонны оценивать вероятность события или результата, выискивая в прошлом знакомое событие, с которым можно сравнить новое, и считая, что их вероятность совершенно одинакова. Самая большая ошибка эвристики репрезентативности — предположение, что сходство в одном непременно ведет к сходству и во всем остальном.

Например, увидев человека в кожаной куртке с руками, покрытыми татуировками, кто-то вполне может предположить, что перед ним байкер. Этот человек считает, что парень в куртке выглядит именно так, как должен выглядеть представитель байкерского сообщества, и уверенно относит его к этой категории.

Эвристикой репрезентативности также объясняется ошибка азартного игрока — то есть ложная убежденность в том, что мы способны предсказывать случайные события или выигрышные либо проигрышные ставки, основываясь на предыдущей информации, хотя на самом деле вероятность остается неизменной. Например, если подброшенная монета несколько раз подряд приземляется вверх «решкой» и на этом основании человек предполагает, что в следующий раз выпадет «орел», он полностью игнорирует тот факт, что в любой ситуации закон «пятьдесят на пятьдесят» никто не отменял. Кроме того, именно из-за эвристики репрезентативности люди часто игнорируют реальные шансы, то есть статистическую частоту происходящего события.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

CRUSSPICSTMPL

  • Capability — Возможность
  • Reliability — Надежность
  • Usability — Удобство использования
  • Security — Обеспечение надежности
  • Scalability — Масштабируемость
  • Performance — Производительность
  • Installability — Возможность установки
  • Compatibility — Совместимость
  • Supportability — Возможность поддержки системы
  • Testability — Тестируемость
  • Maintainability — Удобство обслуживания
  • Portability — Переносимость
  • Localisability — Локализуемость

Эта эвристика представляет собой полный и необходимый список качественных характеристик системы. Карен Н. Джонсон предпочитает пользоваться ISO 9126 (международный стандарт, определяющий оценочные характеристики качества ПО), но CRUSSPICSTMPL дает превосходное покрытие основного функционала системы. А окончание «ity» в конце практически каждого слова эвристики помогает сосредоточиться на QualITY (качестве) продукта.

Логические методы экономического анализа

Возможность развития методов экономического анализа появилась за счет допустимости многовариантных решений. Каждое из них нерационально, а в некоторых случаях его даже нереально просчитать в деталях. Благодаря этому введение в работу новых методов учета ускорилось.

Пример 1

Лучше применять маржинальный расчетный метод для затрат, потому что он позволяет формировать оптимальный ассортимент произведенной продукции. Учет и анализ полной себестоимости отдельных продуктов при этом проводятся только при наличии ассортиментных позиций, внесенных в план производства.

Исходя из того, что в условиях современного развития значительно интенсифицируются все стадии цикла производства — желательно обеспечивать параллельное выполнение его отдельных стадий. Многие акцентируются на оценке поведения единичных показателей на разных стадиях цикла воспроизведения, выделяя при этом факторы опережения. В первую очередь это применяется для менеджерской сферы при формировании индикаторных панелей развития. Но и в других областях подобная классификация используется все чаще.

Чтобы объективизировать оценки возможностей развития предприятия и определить ее производственный, финансовый и экономический потенциал необходимо соответствие изменений производственных показателей по следующим стадиям:

  • в период подъема — наблюдается рост;
  • в период спада — увеличение или уменьшение показателей;
  • в период стагнации — без изменений (стабильность);
  • и тому подобное.

На основе этого существует разделение показателей на проциклические, ациклические и контрциклические.

При усложнении системной классификации показателей предполагается логическое развитие и уточнение методов анализа традиционного характера.

Пример 2

При применении сравнительного метода большое значение имеет сравнение основных финансовых и экономических характеристик, которые были получены за длительный период — благодаря этому можно выявить циклические колебания, которые характерны для различных бизнес-процессов. Если применяется горизонтальный анализ, то используется сравнение источников финансового привлечения по качественным показателям и изменение единичных групп активов предприятия — таким образом происходит слияние горизонтального и вертикального анализов.

Чтобы экономический анализ развивался дальше важно применять классификацию показателей по типу ролей, которые они играют в процессе принятия и обоснования решений различного уровня (или класса). При использовании подобного разделения выделяют целевой показатель, определяющие его уровень факторы и ограничения (для объективности принимаемых решений)

В настоящее время по-прежнему преобладают детерминированные методы анализа (включая факторный), однако они все больше дополняются методами удлинения и расширения характеристик. Это связано с детализацией факторных показателей  и учетом их значимости.

Определение 2

Факторный анализ предполагает обязательное выявление связей между изменением показателей-факторов и необходимостью более лучшего использования ресурсов, которые есть в наличии или введения новых ресурсов.

Подобное требует дополнительного финансирования. Для этого эта группа показателей разделяется на факторы экстенсивного и интенсивного роста. Это особенно значимо для оценки финансовой прочности организации и определения ее экономического потенциала.

Резюмируя, можно выделить то, что в нынешних условиях все более значимым становится профессиональное мнение аналитика в процессе постановки задач и определения методов экономического анализа.

Результаты эвристической деятельности

В науке и технике выделяют следующие результаты эвристической (творческой) деятельности:

  • открытие, то есть установление ранее не известных объективных закономерностей, свойств и явлений материального мира с обязательным экспериментальным подтверждением. Открытие в основном является продуктом научной деятельности, но решающим и революционным образом определяет развитие техники. На открытие существует приоритет (право первенства), но нет права собственности на использование;
  • изобретение, то есть новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое не является очевидным следствием известных решений. Изобретение относится к объектам интеллектуальной собственности и защищается патентным правом (главным образом — в виде предоставления патентообладателю исключительного права на использование изобретения). Содержание изобретения публикуется. Изобретателю выдается патент, свидетельствующий о его праве и приоритете на изобретение (в России ранее вместо патента выдавали авторское свидетельство). Исключительное право может быть уступлено (продано). Изобретение может быть использовано в коммерческих целях только с разрешения патентообладателя на основе лицензионного договора;
  • рационализаторское предложение, то есть предложение по улучшению конструкции реального изделия или процесса его изготовления, не содержащее существенно новых решений (с недостаточно существенными отличиями) и с незначительной эффективностью. Часто в качестве рацпредложения оформляют применение решения, не известного на данном предприятии, но известного в других местах (но следует быть осторожным с возможным нарушением авторских прав). Понятие рацпредложения существует всего в нескольких странах как способ поощрения изобретательства и вовлечения в него широкого круга работников предприятия;
  • ноу-хау (know-how, «знаю, как сделать»). Под этим термином обычно подразумевают техническую, организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства (любого) и имеющую коммерческую ценность (ноу-хау не относится к государственным секретам). В отличие от патента на изобретение, на ноу-хау существует только право на защиту имущественных интересов в случае их незаконного получения и использования.

Результаты эвристической деятельности

В науке и технике выделяют следующие результаты эвристической (творческой) деятельности:

  • открытие, то есть установление ранее не известных объективных закономерностей, свойств и явлений материального мира с обязательным экспериментальным подтверждением. Открытие в основном является продуктом научной деятельности, но решающим и революционным образом определяет развитие техники. На открытие существует приоритет (право первенства), но нет права собственности на использование;
  • изобретение, то есть новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое не является очевидным следствием известных решений. Изобретение относится к объектам интеллектуальной собственности и защищается патентным правом (главным образом — в виде предоставления патентообладателю исключительного права на использование изобретения). Содержание изобретения публикуется. Изобретателю выдается патент, свидетельствующий о его праве и приоритете на изобретение (в России ранее вместо патента выдавали авторское свидетельство). Исключительное право может быть уступлено (продано). Изобретение может быть использовано в коммерческих целях только с разрешения патентообладателя на основе лицензионного договора;
  • рационализаторское предложение, то есть предложение по улучшению конструкции реального изделия или процесса его изготовления, не содержащее существенно новых решений (с недостаточно существенными отличиями) и с незначительной эффективностью. Часто в качестве рацпредложения оформляют применение решения, не известного на данном предприятии, но известного в других местах (но следует быть осторожным с возможным нарушением авторских прав). Понятие рацпредложения существует всего в нескольких странах как способ поощрения изобретательства и вовлечения в него широкого круга работников предприятия;
  • ноу-хау (know-how, «знаю, как сделать»). Под этим термином обычно подразумевают техническую, организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства (любого) и имеющую коммерческую ценность (ноу-хау не относится к государственным секретам). В отличие от патента на изобретение, на ноу-хау существует только право на защиту имущественных интересов в случае их незаконного получения и использования.

Эвристические методы

Как говорилось ранее, эвристика представляет собой метод для поиска решений

При этом важно не забывать, что это довольно молодая наука, поэтому в ней могут встречаться недостаточно четкие формулировки

Мы не станем слишком глубоко влезать в дебри, а рассмотрим лишь самые популярные эвристические методы, которые можно употреблять на практике.

Мозговой штурм

При данном методе, решение задач происходит путем внедрения процедуры группового креативного мышления. Этот способ был открыт американским психологом А. Осборном.

По его мнению, в любом кругу людей есть индивиды, которые лучше генерируют мысли, но при этом им сложно анализировать свои идеи. И наоборот есть те, которым легко детально осмысливать то или иное чужое решение, но трудно вырабатывать его в своей голове.

Благодаря методу мозгового штурма, для решения поставленной задачи предлагается большое количество различных вариантов, как плохих, так и хороших. Затем, на базе критического подхода, все эти решения серьезно анализируются, после чего наиболее креативные и действенные воплощаются в жизнь.

Такую схему можно описать так:

отбор участников → определение проблемы → мозговой штурм → анализ материала

Несмотря на всю простоту метода, кроме призыва быть оригинальным и выйти за рамки стандартного мышления, точных методологических указаний на практике пока что нет.

Синектика

Образовался вследствие применения мозгового штурма на практике. Его создателем является профессор Д. Гордон. Суть метода заключается в том, что участники группы (синекторы) изначально проходят поэтапный отбор:

  • 1 этап – оценка знаний и опыта индивида;
  • 2 этап – творческий потенциал;
  • 3 этап – коммуникативные способности.

После того, как члены отбора прошли все этапы, они могут стать участниками синектического метода. Под этим подразумевается не высказывание идей в их законченном виде, а общая разработка того или иного варианта, на основе знаний и эмоционального опыта.

Благодаря такой коллективной работе могут родиться самые необычные креативные идеи. Отрицательной стороной такого метода является достаточно быстрое снижение продуктивности. Это связано с тем, что люди в группе привыкают друг к другу.

Многомерные матрицы или метод «морфологического ящика»

Впервые он был применен неким Бернсом, которому хотелось увеличить эффективность производства. Но усовершенствовать данный подход удалось физику из США Ф. Цвикки.

Суть метода состоит в том, что новое – это или другая комбинация известных составляющих старого, или комбинация известного с пока еще неизвестным. В этом случае речь идет не о методе проб и ошибок, а о целостном комплексе связей, которые возможно вычислить посредством матричного анализа проблематики.

Бесспорным преимуществом данного подхода к проблеме является потенциальная возможность открыть какое-нибудь новое и необычное решение.

Но в таком методе есть и очевидные недостатки: чем сложнее задача, тем больше вариантов будет представлено в матрице, из-за чего поиск оптимального решения значительно усложнится.

Инверсия

Посредством инверсии можно найти решения в оригинальных и противоположных направлениях. Основой идеи является диалектика Гегеля, когда любое явление познается с помощью использования противоположных процедур творческого мышления: логического и интуитивного, статики и динамики, анализа и синтеза.

Для применения этого эвристического метода, необходимы специализированные навыки, опыт и знания. Однако несмотря на подобные трудности, это дает возможность отыскать необычные и креативные решения.

Массовая культура

Примеры эвристики доступности можно отыскать и в рекламе, и в медиа. Например, множество компаний с мировым именем или даже локальных крупных организаций, тратят баснословные суммы на рекламные кампании. В пример можно привести всем известный бренд Apple. Огромные деньги на рекламу компания тратит как раз из-за эвристики доступности. Когда человек примет решение купить новый гаджет, он в первую очередь начнет вспоминать о том, что он слышал и видел чаще всего. Что приходит на ум в первую очередь? Это айфон. То же самое касается абсолютно любого бренда. Большое влияние имеет и медиа. Например, достаточное количество людей твердо уверены в том, что вероятность смерти от нападения акул выше, чем смерть после падения самолета. Цифры говорят нам о том, что от акул погибает 1 человек из 300 000, а в авиакатастрофах 1 из 10 000 000. Кажется, что разница значительна, однако по второй причине погибает людей гораздо больше. Или, например, человек видит сообщение в новостях о том, что несколько машин в его городе угнали, и он ошибочно начнет полагать, что в его городе крадут машины вдвое чаще, чем в соседнем. Такой тип мышления считается весьма важным в процессе принятия решений. Иногда мы оказываемся в такой ситуации, когда выбор нужно сделать сочно, а времени или ресурсов для глубокого анализа вопроса у нас нет. Тут на помощь и приходит эвристика доступности, которая дает возможность в кратчайшие сроки сформировать вывод и принять решение. У такого понятия есть и опасная сторона. Например, человек видит в средствах массовой информации сообщения об авиакатастрофе или похищении людей. Тут мы начинаем думать, что такие события происходят сплошь и рядом, хотя это вовсе не так.

Разберемся подробнее

Например, человек пытается принять какое-то решение, с этим решением у него ассоциируется ряд связанных событий или явлений, которые моментально приходят на ум и помогают прочно закрепиться в голове человека какому-нибудь мнению. Особенно часто используется эвристика доступности в принятии управленческих решений. Проще говоря, человек решит, что какие-то ситуации происходят чаще, чем другие, только потому что он с ними сталкивался в большинстве своих воспоминаний. Получается, что люди сами делают информацию правдоподобной, даже если она таковой не является, и начинают переоценивать вероятность наступления в будущем какого-нибудь события. Понятие эвристики доступности появилось в 1973 году. Психологи Амос Тверски и Дэниэл Канеман пришли к выводу, что этот процесс происходит неосознанно. Те воспоминания, которые приходят в голову в первую очередь, ни что иное, как самое распространенное отражение действительности.

Примеры эвристических принципов

Законы эвристики являются скорее принципами, чем правилами, имеющими четкими границами условий применения. Возможно, более точно будет провести аналогию с понятием установки, которая имеет вид общего предписания к действию и считать эвристики мыслительными установками. Яркими примерами таких правил служат пословицы, афоризмы и поговорки. Например, «Сто раз отмерь, один раз отрежь», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», «Вода по каплям кувшин наполняет» и прочие — они указывают явное направление, но не дают точных предписаний к действию в конкретной ситуации.

В книге Пойа «Как решать задачу» (476: 99-103) приводится система английских пословиц, которая подбиралась автором в качестве иллюстраций основных этапов решения задач. Например, «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает» — аналога этому нет в русском языке, но она очень точно формулирует классическое педагогическое  высказывание «Прежде чем начинать решение задачи — пойми ее условия». Прочие пословицы, например, «Мудрый меняет свое решение, дурак — никогда», «Усердие — мать удачи», «Дуб валится с одного удара», «Где есть желание, найдется путь!» и им подобные содержат лишь общие рекомендации о направлении действий. Они побуждают к поиску личной заинтересованности в процессе/результате, проявлению настойчивости, продумыванию текущей ситуации с самых разных сторон.

Наиболее интересно рассмотрение правил поведения человека в обществе: в семье, коллективе, на производстве. Анализ известной книги Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (27:84-93) ясно показывает, что почти все «правила Карнеги» являются эвристическими рекомендациями. Их смысл можно сформулировать как свод наставлений о том, какие правила следует использовать для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе или достижения вершины карьеры, большого количества денег или любви окружающих. Чтобы наглядно доказать эвристичность и полезность этих рекомендаций, стоит привести их итоговую систему, которая называется «Девять способов изменить мнение людей, не вызывая при этом обиды или негодования (поведение руководителя на производстве):

  1. Беседу стоит начинать с искреннего восхищения и похвалы.
  2. Не стоит прямо говорить человеку о допущенных им ошибках.
  3. Перед критикой другого сначала указать на свои ошибки.
  4. Вместо раздачи приказаний нужно задавать вопросы.
  5. Всегда стоит давать возможность сохранить свою репутацию другому.
  6. Нужно хвалить других даже за малейшие достижения, при этом это нужно делать искренно и не скупясь на похвалы.
  7. Человеку нужно создать хорошую репутацию, которую он мог бы оправдать.
  8. Нужно прибегать к поощрениям, стараясь показать оппоненту, что ту ошибку, которую он совершил, легко исправить или то, что от него требуется легко осуществимо.
  9. Нужно поступать так, чтобы человек был счастлив выполнить предложенное.

Определение 4

Эвристические методы обучения или методы педагогической эвристики — это различные приемы/способы, которые использует педагог в процессе обучения умению находить творческие нестандартные решения как простых, так и нетривиальных задач.

Но чем же можно объяснить тот факт, что методы эвристики не дают возможности использовать точные правила, которые могут напрямую привести к решению задачи. Частично на это можно ответить на примере модели семантических сетей. Например, творческое решение задачи можно представить в виде перехода от одного узла знаний к другому. При этом переход, который проводится в трехмерной среде, служащей имитацией мозга или при помощи связи, которая имеет малый приоритет/редко используется, либо посредством построения новой связи. Тогда в пределах самой модели становится очевидным то, что является точной рекомендацией равнозначной решению. В обратном случае рекомендация способна только указывать направление решения, что делает ее эвристической.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Области применения методов эвристики

Применение эвристических приемов возможно в различных сферах человеческой деятельности. Назовем некоторые области применения эвристики.

  1. Педагогика. Эвристическое обучение направлено на самостоятельность ребёнка и активизацию творческого мышления. Как правило, оно строится на основе прогнозирования. Ученик выдвигает гипотезу и с помощью учителя и эвристических приёмов либо доказывает её, либо опровергает. В ходе эвристического обучения реализуется несколько принципов: личностное целеполагание, метапредметность, ситуативность, рефлексия.
  2. Криминалистика. Чтобы раскрыть преступление, следователь должен обработать большой объём информации. Эвристические методы могут быть направлены следователем на свою психическую деятельность, чтобы раз­рушить негативные стереотипы, профессиональный консерватизм в реше­нии следственных задач. Эвристические приемы уместны в ситуациях, когда следствие заходит в «тупик».
  3. Медицина. Врачи нередко вынуждены принимать решения, опираясь на свой опыт, выбирая из множества вариантов диагнозов соответствующий ситуации. В отдельных случаях врач может использовать метод проб и ошибок для постановки верного диагноза. Например, для определения степени тяжести заболевания доктор может направить пациента на полное обследование. В ходе него, врач может увидеть, какие показатели в норме, а какие нет. Метод мозгового штурма возможен на медицинских консилиумах, когда группа медиков коллективно решает, в каком направлении продолжить лечение. Эвристические приемы активно применяются в медицине в системах машинной диагностики и наблюдения за пациентом. Из множества данных о больном машина составляет наиболее вероятностное заключение о болезни. Машинная диагностика позволяет ставить диагноз более оперативно, но не исключает участия человека.

    Эвристика применима и в области психологии. Эвристические принципы позволяют по-новому взглянуть на проблему самому пациенту, например, с помощью метода эмпатии. Психологи часто используют ассоциативные методы, чтобы увидеть истинные масштабы проблемы подопечного.

  4. Менеджмент. В сфере управления руководителям нередко приходится сталкиваться с задачами, требующими творческого подхода. Поэтому эвристические способы довольно широко применяются в менеджменте. Как правило, это методы коллективного поиска решений: мозговой штурм, вживание, синектика, ассоциации. В популярных сегодня бизнес-тренингах часто обращаются к такому эвристическому приему как деловая игра. Это способствует развитию воображения, умению стратегически мыслить. Но слишком частое обращение к методам эвристики может привести к обратному эффекту: не все задачи бизнеса требуют творческого подхода, а слишком частые совещания могут подорвать авторитет руководителя и снизить работоспособность подчиненных.

Эвристические методы

По сути, сама эвристика является методом, инструментом познания и поиска решения. Научное определение следующее: эвристические методы – логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задач.

При этом стоит помнить, что  эвристика – молодая наука, поэтому не все понятия и правила в ней четко сформированные. В первую очередь это касается определения эвристического метода. Мы не будем глубоко вдаваться в общенаучную терминологию, а рассмотрим лишь те методы, которые пригодятся многим людям (в первую очередь менеджерам, управленцам, всем, чья деятельность связана с творчеством, принятием решений) в практической сфере.

Мозговой штурм – метод решения задачи путем внедрения процедуры группового креативного мышления. Разработан и описан психологом из США А. Осборном. Он вывел правило, что в любой компании есть люди, которые лучше генерируют идеи, но не склонны к анализу, и наоборот – есть люди, которые лучше детально осмысливают предложенное решение, но не в состоянии выработать его самостоятельно. На этом наблюдении и зиждется метод мозгового штурма – для решения поставленной задачи придумывается огромное количество возможных вариантов, без отбора хороших и плохих. Позже, на основе критического подхода, разработанные решения тщательно анализируются и оцениваются, после чего наиболее оригинальные и жизнеспособные воплощаются жизнь. Схематически работу метода можно описать так: отбор участников – постановка проблемы – штурм (выработка решения) – анализ полученного материала. Казалось бы, что может быть проще, но именно эта простота является и плюсом, и минусом данного метода. Помимо призыва быть оригинальным и выйти за рамки привычного образа мышления, точных методологических указаний в практике мозгового штурма нет.  

Метод синектики родился из исследований практического применения метода мозгового штурма. Его автор, Дж. Гордон, профессор Гарвардского и Калифорнийского университетов, немного по-другому подошел к процессу отбора участников группы для решения проблемы и их работы. Суть метода в том, что члены группы (синекторы) проходят тщательный процесс отбора: 1 этап – оценка знаний, потенциала, опыта, 2 – потенциал творчества (эмоциональный фон, система ценностей), 3 – коммуникативные способности. После того как группа сформирована, она начинает работу также в видоизмененном ключе если сравнивать с предыдущим методом. Применение метода синектики подразумевает высказывание не идей в их завершенном виде, а разработку варианта сообща на основе знаний, эмоциональных ощущений, представлений каждого участника, которые становятся пищей для коллективного мышления. Преимущества данного метода состоят в том, что в таких условиях наиболее часто рождаются самые оригинальные решения. Из негативных сторон – падение продуктивности через небольшой период времени, когда группа входит в зону комфорта, а синекторы привыкают друг к другу.

Метод многомерных матриц (метод «морфологического ящика»). В качестве инструмента для повышения эффективности производства впервые был применен в Германии в 1907 г. неким Бернсом. Но детальный анализ был проведен в 1942 г. американским физиком швейцарского происхождения Ф. Цвикки. Идея метода в том, что новое – это либо другая комбинация известных составляющих старого, либо комбинация известного с пока еще неизвестным. В основе исследования или изобретения – не метод проб и ошибок, а комплексный анализ связей, которые можно просчитать с помощью матричного анализа проблематики. Несомненным преимуществом такого подхода является возможность открытия нового, оригинального решения. Но метод не лишен и недостатков: чем более трудоемкая задача – тем больше вариантов ее решения может быть в матрице, что осложняет поиск оптимального варианта.

Метод инверсии – эвристический метод, предполагающий поиск решения в новых, неожиданных, противоположных направлениях. В основу метода положена диалектика Гегеля, когда любой предмет или явление познаются через применение противоположных процедур творческого мышления: анализа и синтеза, логического и интуитивного, статики и динамики. Использование этого метода требует довольно развитых специальных навыков, базисных знаний и опыта, но при всем этом дает возможность найти самые неожиданные и оригинальные решения для поставленных задач.

Что такое эвристика?

Эвристика (от др.греч. «εὑρίσκω» (heuristiko) — находить и открывать) – это научная область, которая изучает и анализирует созидательную деятельность человека, то есть умение приносить подлинную пользу: материальную, моральную, техническую и другое. Эвристика представляет собой симбиоз из элементов психологии, математики, философии, физики, теории об искусственном интеллекте, лингвистики структурного типа и теории информации. Эвристику можно трактовать по-разному, в зависимости от области её применения. В общем понимании слова –

В разных изданиях можно встретить разные трактовки термина «эвристика», вот, к примеру:

  • «Словарь терминов и понятий по обществознанию» (Лопухов, 2013) – эвристика здесь объясняется, как искусство изобретать, методология находить всё новое, используя при этом фантазийный образ, наводящие вопросы, гипотезы, метод интуитивно-художественного поиска и другое;
  • «Новая философская энциклопедия» (2010) – педагогическая эвристика, как способ обучения через собственный поиск, формирование продуктивно-познавательных качеств мышления. Педагогическая эвристика служит базовой подготовкой для учащихся к реальной деятельности в различных сферах. Эта форма обучения тесно связана с именем философа Сократа, и считается родственной таким приёмам, как «сократическая беседа»;
  • «Словарь практического психолога» (Головин, 1998) – в этом издании эвристика имеет сразу два объяснения. В широком понимании, под этим термином подразумевается наука о творчестве. В более современной трактовке, эвристика представляет симбиоз теоретических и практических методов, касающихся устройства избирательного поиска для решения сложных задач. Эвристика содержит мотивационно-эмоциональные процессы, которые способствуют ограниченному поиску в условиях большого количества вариантов.

Для понимания самой сути эвристики можно привести пример из общеобразовательной школьной программы. Например, в случае, когда ученику необходимо объяснить суть теоремы Пифагора, на доске он должен начертить прямоугольный треугольник. Таким образом наглядным становится соотношение между сторонами конкретной геометрической фигуры. Иными словами, чертёж является средством, которое облегчает ученику путь к решению. В это и заключается суть эвристических методов. Если при решении алгебраических задач, ученик будет руководствоваться решениями похожих задач, это так же будет считаться эвристическим методом. Говоря простыми словами, эвристика помогает сократить поиск, отсеяв всю информационную шелуху. Следствием этого, может стать новое видение для решения поставленной задачи.

Другие области исследования

Другие направления поведенческой экономики совершенствуют функцию полезности без учета непостоянства предпочтений. Эрнст Фер, Армин Фальк и Мэттью Рабин изучили такие понятия как «честность», «неприятие неравенства» и «взаимный альтруизм», подвергая сомнению предположение неоклассической экономической теории о «совершенном эгоизме». Особенно ярко феномены проявились в ситуации определения размера заработной платы. Исследования «внутренней мотивации» (Гнизи и Рустичини), «идентичности» (Акерлоф и Крантон) показывают, что агенты извлекают полезность, поступая в соответствии с личными установками и общественными нормами в дополнение к условной ожидаемой полезности. «Условная ожидаемая полезность» — одна из форм рассуждения, когда индивид под действием иллюзии контроля рассчитывает вероятность внешних событий и свою ожидаемую полезность как функцию от своих действий, забывая, что зачастую у него нет возможности даже случайно повлиять на внешние события. После успешного выхода в свет книги Дэна Ариэли «Предсказуемая иррациональность» поведенческая экономика стала весьма популярной среди широкой публики. Ученые-практики, занимающиеся этой дисциплиной, изучили вопросы квазигосударственных стратегий, таких как, например, «карта действия широкополосных сетей».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий