Эвристическое мышление: понятие. творческое, креативное мышление

Результаты эвристической деятельности

В науке и технике выделяют следующие результаты эвристической (творческой) деятельности:

  • открытие, то есть установление ранее не известных объективных закономерностей, свойств и явлений материального мира с обязательным экспериментальным подтверждением. Открытие в основном является продуктом научной деятельности, но решающим и революционным образом определяет развитие техники. На открытие существует приоритет (право первенства), но нет права собственности на использование;
  • изобретение, то есть новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое не является очевидным следствием известных решений. Изобретение относится к объектам интеллектуальной собственности и защищается патентным правом (главным образом — в виде предоставления патентообладателю исключительного права на использование изобретения). Содержание изобретения публикуется. Изобретателю выдается патент, свидетельствующий о его праве и приоритете на изобретение (в России ранее вместо патента выдавали авторское свидетельство). Исключительное право может быть уступлено (продано). Изобретение может быть использовано в коммерческих целях только с разрешения патентообладателя на основе лицензионного договора;
  • рационализаторское предложение, то есть предложение по улучшению конструкции реального изделия или процесса его изготовления, не содержащее существенно новых решений (с недостаточно существенными отличиями) и с незначительной эффективностью. Часто в качестве рацпредложения оформляют применение решения, не известного на данном предприятии, но известного в других местах (но следует быть осторожным с возможным нарушением авторских прав). Понятие рацпредложения существует всего в нескольких странах как способ поощрения изобретательства и вовлечения в него широкого круга работников предприятия;
  • ноу-хау (know-how, «знаю, как сделать»). Под этим термином обычно подразумевают техническую, организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства (любого) и имеющую коммерческую ценность (ноу-хау не относится к государственным секретам). В отличие от патента на изобретение, на ноу-хау существует только право на защиту имущественных интересов в случае их незаконного получения и использования.

История исследований

Процесс принятия решений является одним из основных видов деятельности живых существ. И если животными движут инстинкты, в случае с человеком всё не так просто. В частности этим фактом объясняется тот интерес со стороны социальных и поведенческих наук, который сегодня существует по отношению к данной тематике. Выделением зерна истины занимаются учёные из многих сфер – психологии, социологии, политологии, экономической теории, маркетинга.

Исследования в этом направлении ещё в начале 1970-х гг. собрали вместе двух выдающихся учёных: Даниэля Канемана и Амоса Тверски. Первый специализировался на экспериментальной  и социальной психологии, второй был психологом-когнитивистом и экономистом, который первым описал когнитивные искажения. Они были убеждены, что пытаться объяснить поведение человека с точки зрения одного только рационализма – неправильно. Так и родилась цель их совместной работы: определить и изучить основные эвристические черты вероятностного мышления.

Основа была следующей. Сталкиваясь с трудной задачей, где нужно оценить вероятность или частоту какого-либо события, человек использует ограниченный набор эвристических стратегий. Делается это для того, чтобы максимально упростить поиск решения

Главное внимание учёные уделили четырём этим стратегиям – доступности, репрезентативности, закрепления, корректировки

Термин «эвристика доступности» был введён в научный оборот в 1973 г. Им авторы описали психологическую особенность – склонность человека судить о вероятности чего-либо, опираясь на лёгкость нахождения примеров, которые подтвердили бы или опровергли то, о чём идёт речь. Другими словами, эвристика доступности – это построение суждения на основе сопоставления частоты какого-то явления с тем, насколько легко на ум приходят соответствующие примеры. Классический случай, неоднократно обыгранный в фильмах – прочитав историю успеха любимого актёра, толпа наивных провинциалов устремляется покорять Лос-Анджелес. Только есть одно «но». Доступный пример далеко не всегда является синонимом «правильного». Но об этом дальше.

С целью показать правдивость своих выводов, Д. Канеман и А. Тверски провели серию экспериментов. Феномен эвристики доступности был доказан просто и наглядно. Каждый участник эксперимента получил 4 списка имён: два с именами 19 известных мужчин и 20 менее известных женщин, и ещё два с именами 19 известных женщин и 20 менее известных мужчин.  Испытуемых поделили на 2 группы. Первых попросили вспомнить максимальное количество имён из списков, вторых – ответить, какие имена более популярны и чаще встречаются. В обоих случаях имена знаменитостей приходили участникам на ум легче и быстрее, хотя списки и были составлены таким образом, что имена звёзд кино, эстрады, политиков были, согласно статистическим данным, не самыми распространёнными.

Зачем это всё знать? Конечно же, не только ради праздного интереса. Дальнейшие исследования Канемана в области поведенческой психологии и находящихся на стыке с нею некоторых аспектов экономики, в начале нового тысячелетия были удостоены Нобелевской премии. Сегодня не только академические учёные, но и те, кто применяет данные знания на практике (пиарщики, рекламисты, политики), осознают важную роль, которую играет в процессе принятия решений зачастую неосознанная рефлексия. Так что в следующий раз, совершая важный шаг, старайтесь обдумать все возможные варианты и подвергайте даже то, в чём более чем уверены, здоровому сомнению.

Эвристические методы

По сути, сама эвристика является методом, инструментом познания и поиска решения. Научное определение следующее: эвристические методы – логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задач.

При этом стоит помнить, что  эвристика – молодая наука, поэтому не все понятия и правила в ней четко сформированные. В первую очередь это касается определения эвристического метода. Мы не будем глубоко вдаваться в общенаучную терминологию, а рассмотрим лишь те методы, которые пригодятся многим людям (в первую очередь менеджерам, управленцам, всем, чья деятельность связана с творчеством, принятием решений) в практической сфере.

Мозговой штурм – метод решения задачи путем внедрения процедуры группового креативного мышления. Разработан и описан психологом из США А. Осборном. Он вывел правило, что в любой компании есть люди, которые лучше генерируют идеи, но не склонны к анализу, и наоборот – есть люди, которые лучше детально осмысливают предложенное решение, но не в состоянии выработать его самостоятельно. На этом наблюдении и зиждется метод мозгового штурма – для решения поставленной задачи придумывается огромное количество возможных вариантов, без отбора хороших и плохих. Позже, на основе критического подхода, разработанные решения тщательно анализируются и оцениваются, после чего наиболее оригинальные и жизнеспособные воплощаются жизнь. Схематически работу метода можно описать так: отбор участников – постановка проблемы – штурм (выработка решения) – анализ полученного материала. Казалось бы, что может быть проще, но именно эта простота является и плюсом, и минусом данного метода. Помимо призыва быть оригинальным и выйти за рамки привычного образа мышления, точных методологических указаний в практике мозгового штурма нет.  

Метод синектики родился из исследований практического применения метода мозгового штурма. Его автор, Дж. Гордон, профессор Гарвардского и Калифорнийского университетов, немного по-другому подошел к процессу отбора участников группы для решения проблемы и их работы. Суть метода в том, что члены группы (синекторы) проходят тщательный процесс отбора: 1 этап – оценка знаний, потенциала, опыта, 2 – потенциал творчества (эмоциональный фон, система ценностей), 3 – коммуникативные способности. После того как группа сформирована, она начинает работу также в видоизмененном ключе если сравнивать с предыдущим методом. Применение метода синектики подразумевает высказывание не идей в их завершенном виде, а разработку варианта сообща на основе знаний, эмоциональных ощущений, представлений каждого участника, которые становятся пищей для коллективного мышления. Преимущества данного метода состоят в том, что в таких условиях наиболее часто рождаются самые оригинальные решения. Из негативных сторон – падение продуктивности через небольшой период времени, когда группа входит в зону комфорта, а синекторы привыкают друг к другу.

Метод многомерных матриц (метод «морфологического ящика»). В качестве инструмента для повышения эффективности производства впервые был применен в Германии в 1907 г. неким Бернсом. Но детальный анализ был проведен в 1942 г. американским физиком швейцарского происхождения Ф. Цвикки. Идея метода в том, что новое – это либо другая комбинация известных составляющих старого, либо комбинация известного с пока еще неизвестным. В основе исследования или изобретения – не метод проб и ошибок, а комплексный анализ связей, которые можно просчитать с помощью матричного анализа проблематики. Несомненным преимуществом такого подхода является возможность открытия нового, оригинального решения. Но метод не лишен и недостатков: чем более трудоемкая задача – тем больше вариантов ее решения может быть в матрице, что осложняет поиск оптимального варианта.

Метод инверсии – эвристический метод, предполагающий поиск решения в новых, неожиданных, противоположных направлениях. В основу метода положена диалектика Гегеля, когда любой предмет или явление познаются через применение противоположных процедур творческого мышления: анализа и синтеза, логического и интуитивного, статики и динамики. Использование этого метода требует довольно развитых специальных навыков, базисных знаний и опыта, но при всем этом дает возможность найти самые неожиданные и оригинальные решения для поставленных задач.

Методы эвристики

Любой метод – это инструмент для получения каких-либо знаний, или решения каких-либо задач. Эвристика сама по себе уже является «оружием» для расширения рамок сознания. В условиях неполноценной информации и четкого плана для решения проблемы, эвристические методы позволяют использовать различные логические приёмы и методики. Симбиоз научных исследований и изобретательного творчества позволяют достичь поставленной цели.

Учитывая тот факт, что эвристика – это молодая наука, она пока лишена многих фундаментальных понятий. К примеру, это проявляется по отношению определения эвристического метода. Однако, несмотря на некоторые «погрешности», существуют методы, которые во многом могут помочь современному человеку выстроить правильный алгоритм действий при решении личных, или профессиональных проблем. Вот самые яркие примеры эвристических методов:

  1. Метод коллективного поиска — это довольно распространённая практика в больших компаниях. Иначе этот метод ещё называют «мозговым штурмом». В чём заключается его особенность? Задача поставлена не перед одним конкретным человеком, например, руководителем, а перед всем коллективом. Каждый сотрудник вносит свою лепту, предлагая своё видение ситуации и вариант решения задачи. Метод коллективного поиска подразумевает сбор всей этой информации, её систематизацию, подробный анализ и отбор лучших предложений;
  2. Метод эвристических вопросов – его иначе можно назвать методом наводящих вопросов по типу кто, что, когда, зачем, почему и так далее. Это помогает упорядочить всю имеющуюся информацию, и отсеять ненужное. Это может помочь увидеть ситуацию под совершенно другим углом;
  3. Метод проб и ошибок – люди не любят ошибаться, это вызывает у них чувства незначимости собственных предположений. Чаще всего такое мышление формируется со школьной скамьи, где возможность допустить ошибку для многих приравнивается к унижению. Метод проб и ошибок позволяет воспринимать каждый промах, как опыт и возможность увидеть исключение из правил;
  4. Метод свободных ассоциаций – здесь подразумевается коллективное решение проблемы, где применяются ассоциации и метафоры. Возникающие в ходе обсуждений нестандартные сравнения и образы могут помочь обнаружить не замеченные ранее грани предмета, или явления;
  5. Метод личной аналогии – при решении проблемы, эмпатический метод позволяет поставить человеку себя на место исследуемого объекта. Это помогает воспринять ситуацию по-другому, с точки зрения именно «наблюдаемого». Один из ярких примеров — это метод следователей «думать, как преступник»;
  6. Метод функционального анализа – здесь подразумевается, что при исследовании в приоритет ставится не суть объекта, или явления, а его функции и их характеристика. Функции могут приносить пользу, наносить вред, или быть нейтральными. Если отбросить в сторону привычные рамки, в которых ранее применялись эти функции, и попытаться найти им новое применение – это может способствовать оригинальным решениям;
  7. Метод синектики – чтобы найти самое оптимальное решение проблемы, в первую очередь, выдвигаются различные предложения (иногда откровенно противоречивые). Далее происходит анализ каждого варианта и выделение самых приемлемых. В основе этого метода так же лежит принцип аналогии;
  8. Метод морфологического анализа – напоминает поиск кода к сейфу. Человеку имеет известные компоненты – цифры, ему необходимо найти неизвестный компонент – последовательность этих цифр. Этот поиск предполагает огромное количество комбинаций, и на то, чтобы найти одну верную, необходимо большое количество времени.

Логические методы экономического анализа

Возможность развития методов экономического анализа появилась за счет допустимости многовариантных решений. Каждое из них нерационально, а в некоторых случаях его даже нереально просчитать в деталях. Благодаря этому введение в работу новых методов учета ускорилось.

Пример 1

Лучше применять маржинальный расчетный метод для затрат, потому что он позволяет формировать оптимальный ассортимент произведенной продукции. Учет и анализ полной себестоимости отдельных продуктов при этом проводятся только при наличии ассортиментных позиций, внесенных в план производства.

Исходя из того, что в условиях современного развития значительно интенсифицируются все стадии цикла производства — желательно обеспечивать параллельное выполнение его отдельных стадий. Многие акцентируются на оценке поведения единичных показателей на разных стадиях цикла воспроизведения, выделяя при этом факторы опережения. В первую очередь это применяется для менеджерской сферы при формировании индикаторных панелей развития. Но и в других областях подобная классификация используется все чаще.

Чтобы объективизировать оценки возможностей развития предприятия и определить ее производственный, финансовый и экономический потенциал необходимо соответствие изменений производственных показателей по следующим стадиям:

  • в период подъема — наблюдается рост;
  • в период спада — увеличение или уменьшение показателей;
  • в период стагнации — без изменений (стабильность);
  • и тому подобное.

На основе этого существует разделение показателей на проциклические, ациклические и контрциклические.

При усложнении системной классификации показателей предполагается логическое развитие и уточнение методов анализа традиционного характера.

Пример 2

При применении сравнительного метода большое значение имеет сравнение основных финансовых и экономических характеристик, которые были получены за длительный период — благодаря этому можно выявить циклические колебания, которые характерны для различных бизнес-процессов. Если применяется горизонтальный анализ, то используется сравнение источников финансового привлечения по качественным показателям и изменение единичных групп активов предприятия — таким образом происходит слияние горизонтального и вертикального анализов.

Чтобы экономический анализ развивался дальше важно применять классификацию показателей по типу ролей, которые они играют в процессе принятия и обоснования решений различного уровня (или класса). При использовании подобного разделения выделяют целевой показатель, определяющие его уровень факторы и ограничения (для объективности принимаемых решений)

В настоящее время по-прежнему преобладают детерминированные методы анализа (включая факторный), однако они все больше дополняются методами удлинения и расширения характеристик. Это связано с детализацией факторных показателей  и учетом их значимости.

Определение 2

Факторный анализ предполагает обязательное выявление связей между изменением показателей-факторов и необходимостью более лучшего использования ресурсов, которые есть в наличии или введения новых ресурсов.

Подобное требует дополнительного финансирования. Для этого эта группа показателей разделяется на факторы экстенсивного и интенсивного роста. Это особенно значимо для оценки финансовой прочности организации и определения ее экономического потенциала.

Резюмируя, можно выделить то, что в нынешних условиях все более значимым становится профессиональное мнение аналитика в процессе постановки задач и определения методов экономического анализа.

Пример эвристической беседы

В начальной школе дети активно изучают окружающую среду. Как правило, большую часть сведений они получают из наблюдений. Для более эффективного понимания детьми происходящего в природе преподавателем может использоваться эвристическая беседа. Так, педагог задает вопрос: «Какая в городе зима?» Он может получить короткий ответ: «Короткая и теплая». Тогда педагог начинает задавать дополнительные подвопросы. Они необходимы, так как полученный короткий ответ недостаточный и не дает ребенку возможности его обосновать. Преподаватель может спросить о расположении города на карте относительно лесополосы или водного объекта, уточняя при этом климатические особенности региона. После этого «горизонт» вопроса расширяется: учитель спрашивает, одинакова ли зима на всей территории области. В результате педагог подводит детей к исходному вопросу. Однако теперь обучающиеся могут дать на него более развернутый ответ и обосновать свое мнение. В результате может получиться весьма увлекательная эвристическая беседа. Пример: по истории изучается период правления какого-либо князя. Вопросы педагога могут начинаться со слов «прочтите и скажите», «вспомните», «проанализируйте поступки». Отвечая на каждый поставленный вопрос, дети четче понимают происходившие события, оценивают действия лиц, делают выводы, обосновывают мнение.

Условия формирования

Творческое креативное мышление возможно только под воздействием определенных факторов. Что же именно способствует проявлению нетривиального способа мышления?

  • Положительная мотивация. Человек должен точно знать награду, которую ему принесет решение проблемы или же формирование идеи. Это может быть как денежное вознаграждение, так и моральное удовлетворение.
  • Интерес. Индивид должен быть заинтересован в решении проблемы. Человек сможет найти мотивацию к работе только в том случае, если решение проблемы каким-либо образом будет помогать его личному или профессиональному росту. Человек способен работать над чем-то, что приносит ему удовольствие, в течение долгого времени. Поэтому если вы хотите что-то создать, обязательно подумайте над тем, что вы получите взамен на потраченное время.
  • Креативность. Творческий подход – это обязательный факт для развития творческого мышления. Благодаря нестандартным методам и синтезам стандартных методов решения проблемы индивид находит новые теории и незамедлительно проверяет их на практике.

Области применения методов эвристики

Применение эвристических приемов возможно в различных сферах человеческой деятельности. Назовем некоторые области применения эвристики.

  1. Педагогика. Эвристическое обучение направлено на самостоятельность ребёнка и активизацию творческого мышления. Как правило, оно строится на основе прогнозирования. Ученик выдвигает гипотезу и с помощью учителя и эвристических приёмов либо доказывает её, либо опровергает. В ходе эвристического обучения реализуется несколько принципов: личностное целеполагание, метапредметность, ситуативность, рефлексия.
  2. Криминалистика. Чтобы раскрыть преступление, следователь должен обработать большой объём информации. Эвристические методы могут быть направлены следователем на свою психическую деятельность, чтобы раз­рушить негативные стереотипы, профессиональный консерватизм в реше­нии следственных задач. Эвристические приемы уместны в ситуациях, когда следствие заходит в «тупик».
  3. Медицина. Врачи нередко вынуждены принимать решения, опираясь на свой опыт, выбирая из множества вариантов диагнозов соответствующий ситуации. В отдельных случаях врач может использовать метод проб и ошибок для постановки верного диагноза. Например, для определения степени тяжести заболевания доктор может направить пациента на полное обследование. В ходе него, врач может увидеть, какие показатели в норме, а какие нет. Метод мозгового штурма возможен на медицинских консилиумах, когда группа медиков коллективно решает, в каком направлении продолжить лечение. Эвристические приемы активно применяются в медицине в системах машинной диагностики и наблюдения за пациентом. Из множества данных о больном машина составляет наиболее вероятностное заключение о болезни. Машинная диагностика позволяет ставить диагноз более оперативно, но не исключает участия человека.

    Эвристика применима и в области психологии. Эвристические принципы позволяют по-новому взглянуть на проблему самому пациенту, например, с помощью метода эмпатии. Психологи часто используют ассоциативные методы, чтобы увидеть истинные масштабы проблемы подопечного.

  4. Менеджмент. В сфере управления руководителям нередко приходится сталкиваться с задачами, требующими творческого подхода. Поэтому эвристические способы довольно широко применяются в менеджменте. Как правило, это методы коллективного поиска решений: мозговой штурм, вживание, синектика, ассоциации. В популярных сегодня бизнес-тренингах часто обращаются к такому эвристическому приему как деловая игра. Это способствует развитию воображения, умению стратегически мыслить. Но слишком частое обращение к методам эвристики может привести к обратному эффекту: не все задачи бизнеса требуют творческого подхода, а слишком частые совещания могут подорвать авторитет руководителя и снизить работоспособность подчиненных.

Преимущества

Эвристическое обучение эффективно, так как:

  • увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;
  • появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;
  • формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
  • при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;
  • повышается самооценка детей;
  • эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения:
  • повышается уровень усвоения нового учебного материала.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий