Биография феликса мендельсона

Мендельсон глазами современников и потомков

Марка к 200-летию со дня рождения Мендельсона

Репутация Мендельсона в кругу музыкантов-современников была весьма высока. Роберт Шуман называл его «Моцартом девятнадцатого столетия», молодой Гектор Берлиоз писал, что пианистическое искусство Мендельсона столь же велико, сколь его композиторский гений, а о последней оратории Мендельсона «Илия» отозвался как о «возвышенно величавой и неописуемо роскошной в гармонии».

Вскоре после смерти Мендельсона, однако, его творчество подверглось жёсткой и неоднозначной оценке в статье Рихарда Вагнера «Еврейство в музыке»: признавая за Мендельсоном «богатейший специфический талант», Вагнер обвиняет его в подражании Иоганну Себастьяну Баху и с осуждением заявляет, что «творческие усилия Мендельсона, направленные к тому, чтобы неясные, ничтожные идеи нашли не только интересное, но умопоражающее выражение, немало содействовали распущенности и произволу в нашем музыкальном стиле», ставя эти свойства музыки Мендельсона в прямую зависимость от его национальной принадлежности. Впрочем, отмечается, что действительное отношение Вагнера к Мендельсону не было таким однозначным. На защиту Мендельсона от Вагнера выступил, в частности, всегда высоко ценивший МендельсонаПётр Ильич Чайковский, иронически писавший: «Не стыдно ли было высокодаровитому еврею с таким коварным ехидством услаждать человечество своими инструментальными сочинениями вместо того, чтобы с немецкой честностью усыплять его подобно Вагнеру в длинных, трудных, шумных и подчас невыносимо скучных операх!»

Велики заслуги Мендельсона и в качестве дирижёра: под его управлением впервые после долгого перерыва были исполнены сочинения Баха и Генделя, а также до-мажорная симфония Шуберта.

Родились в один день

Дата рождения: 03.02.1809. Возраст: 212.
Знак зодиака: Водолей (информация о знаке).
Гороскопы для Водолея: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 358 дней.

БРЕЖНЕВА Вера Викторовна

Певица

1 место

ПОЖАРСКАЯ Диана Владимировна

Актриса

2 место

ОГАНДЖАНЯНЦ Андрей Вагнерович (АНДРЕЕВ Андрей)

Предприниматель

3 место

ЧЕРНЫШОВ Андрей Владимирович

Актёр

4 место

КАШЕВАРОВ Андрей Борисович

Заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы

5 место

ИВАНОВ Юрий Иванович

Учредитель ГК «ЮгСтройИнвест»

6 место

АСАДУЛЛИН Фарид Абдуллович

Сопредседатель Информационно-аналитического центра Совета муфтиев России, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН

7 место

МОРОЗОВ Савва Тимофеевич

Русский предприниматель

8 место

МРОЧКОВСКИЙ Николай Сергеевич

Предприниматель

9 место

НИКУЛИН Дмитрий

Актер

10 место

ФИЛИМОНОВ Алексей

Актер

11 место

АРАКЕЛОВ Сергей Ашотович

Заместитель руководителя

12 место

ЖДАНОВА Ксения Михайловна

Актриса

13 место

КАМЕНСКИХ Иван Михайлович

Заместитель генерального директора по ядерному оружейному комплексу

14 место

РЯБКОВ Николай Николаевич

Актер

15 место

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Детство и юность

Полное имя артиста – Пол Бенджамин Мендельсон. Актер не имеет ничего общего с композитором-однофамильцем. Его родословная берет начало от прусских евреев. Мальчик родился 3 апреля 1969 года в Мельбурне. Отец был популярным ученым и медицинским исследователем. Мендельсон-старший занимал руководящий пост в Институте нейробиологии и психического здоровья Флори. Мать работала медсестрой.

Актер Бен Мендельсон

Бенджамин был третьим ребенком в семье. Родители воспитывали его и 2 братьев, Дэвида и Тома, в доброжелательной обстановке. С матерью и братьями Бен некоторое время жил в США и Европе, но в подростковые годы судьба вернула его на родину.

В молодости Бенджамин доставлял взрослым много неприятностей – был хулиганом и задирой. В 13 лет юноша умудрился организовать поджог в школе, за что был исключен. Педагоги считали Мендельсона трудным подростком, но у него были и положительные черты.

Бен Мендельсон в молодости

Увлечение театром и актерским мастерством в школе Eltham High & Banyulе во многом объясняло его гиперактивность. Хотя некоторые учителя предполагали, что Бен выбрал это направление, считая простым для изучения и последующей сдачи экзамена.

Мендельсон испытывал кризисы, которые пытался погасить употреблением наркотиков и алкоголя. Его семье пришлось нелегко, так как молодой человек становился непредсказуемым и вел себя неадекватно. Внутренний протест искал возможности выплеска.

Семейная жизнь

Особо важную роль в биографии Мендельсона играет именно его личная жизнь

А для творческого человека присутствие музы крайне важно. Для маэстро таковой стала его любимая жена Сесилия Жанрено, на которой он женился в 1836 году

Дочь французского пастора имела спокойный характер, что дало возможность маэстро раскрыться в полной мере. Детей у Феликса Мендельсона было пятеро. Рождение каждого ребенка, как и появление каждого произведения, было причиной того, что композитор был счастлив в личной жизни. Сесилия привнесла в его дом не только спокойствие и нежность, но и уют и гармонию. Она вдохновляла супруга на новые произведения, хоть и, по заявлениям современников, не отличалась блестящими интеллектуальными данными. Мендельсону высокообразованные барышни из светского общества были отвратительны, поэтому простая заботливая женщина стала идеалом его поисков.

В 1840 году окрыленный счастливой семейной жизнью Мендельсон ходатайствует об учреждении в Лейпциге консерватории, которая должна была стать первой в Германии. Спустя три года композитор добился своего.

В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV вызывает Феликса Мендельсона в столицу, чтобы предложить маэстро стать главным композитором всей страны, а Берлин превратить в крупный европейский культурный центр. Он поручает композитору заняться реформированием Королевской Академии искусств. Маэстро берется за дело, но его останавливает яростный отпор берлинской творческой интеллигенции. Мендельсон оставляет попытки и вновь уезжает из Берлина в расстроенных чувствах.

На этот раз вместе с женой он вновь едет в Англию, где его горячо встречает местная публика. Помимо своей композиторской деятельности он был превосходным органистом и импровизатором. Шесть сонат — сочинения Мендельсона для органа, популярные до сих пор.

Мендельсон. «Песни без слов»

Художественное наследие Мендельсона. «Песни без слов», их значение в формировании творческого стиля композитора

Среди обширного и разнообразного наследия Мендельсона цен­тральное место принадлежит его «Песням без слов» для фортепи­ано.

Их значение в творчестве Мендельсона сопоставимо со значе­нием романса в музыке Шуберта. Мендельсон обращался к этому жанру на протяжении почти всей своей творческой жизни.

Закон­ченный музыкальный стиль, сложившийся уже в первых «Песнях без слов» (конец 20-х годов), не исчерпывает собой все стороны искусства Мендельсона. Но он стал выразителем наиболее типич­ных черт творчества композитора.

Обратите внимание

Именно широкое проникновение лирических образов «Песен без слов» во многие его сонатно-симфонические и ораториальные произведения придало последним ха­рактерно «мендельсоновскне» черты, отличающие эту музыку от ее классицистских прототипов *.

На создание лиричных «домашних» миниатюр Мендельсона на­толкнули фортепианные пьесы ряда современных композиторов, в частности Филда и Тальберга. В этом смысле Мендельсон не был оригинален, он лишь отвечал на художественные запросы совре­менности.

И, однако, ни одному из композиторов, вдохновивших Мендельсона, не удалось создать камерную фортепианную литера­туру, равную «Песням без слов» по свежести образов, совершен­ству формы, громадной широте воздействия.

Массовое распростра­нение этих фортепианных пьес в быту вплоть до недавнего времени говорит о том, что им присущи качества народного искусства.

Он создал более восьмидесяти сольных ро­мансов на тексты немецких поэтов (Гейне, Иммермана, Эйхендорфа, Ленау) и большое количество популярных вокальных ансамб­лей.

Мендельсон перенес в фортепианную музыку эмоциональную непосредственность, общедоступность, мелодичное звучание, свой­ственные демократическим вокальным жанрам.

В большинстве случаев «Песни без слов» носят характер ка­мерного романса с фортепианным сопровождением *.

Важно

Этот род пьес чрезвычайно близок шубертовскому романсу (ближе, чем фортепианные пьесы самого Шуберта). В них господствует лири­ческое, субъективное настроение.

Характерную фактуру этих «Песен без слов» образуют широ­кая вокальная мелодия, интонационно близкая бытовой городской вокальной лирике, и полимелодический аккомпанемент, использую­щий новейшие красочные приемы фортепиано:

У Мендельсона встречаются пьесы, близкие к широко распространенным в немецком быту домашним вокальным ансамблям *.

Детство и юность

Полное имя музыканта – Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди. Двойная фамилия досталась мальчику от отца, который решил стать лютеранином. Старинный род гордился дедом, известным философом, проповедником веротерпимости и еврейским просветителем. Родитель Феликса был главой банкирского дома и хорошо разбирался в предметах искусства.

Феликс Мендельсон в детстве

Феликс родился в Гамбурге 3 февраля 1809 года. Он стал одним из 5 детей Мендельсонов. Мальчик находился в благоприятной среде, где имелись все условия для получения качественного образования и реализации талантов. В дом Мендельсонов часто приезжали философ Фридрих Гегель и музыкант Карл Цельтер.

Склонность ребенка к музыке стала очевидной на ранних порах, и мать занялась развитием его способностей. Схожий талант был заметен и у сестры Феликса, Фанни. Вместе дети изучали нотную грамоту, а затем поступили на обучение к педагогу Людвигу Бергеру. Теории музыки детей обучал Цельтер. Феликс выучился игре на скрипке и альте, а в 9 лет дебютировал в роли пианиста. Не остались без внимания и его вокальные способности.

Феликс Мендельсон и его сестра Фанни

Первые произведения будущего композитора были созданы в этот период. Ими оказались сонаты для скрипки и фортепиано, а также мелодии для органа. Генрих Гейне был в числе первых ценителей таланта Мендельсона и открыто восхищался его способностями. Феликс начал давать концерты как дирижер, а также исполнитель чужих и авторских композиций. В 1842 году Мендельсон презентовал собственную оперу «Два племянника».

В семье делали все возможное, чтобы у детей были перспективы, поэтому Мендельсоны часто путешествовали. В 16 лет Феликс впервые побывал в Париже в компании отца, отправившегося во Францию с деловым визитом. Успехи музыканта оценили в парижской консерватории, но сам он не удовлетворился местными музыкальными традициями. Зато обрел массу полезных знакомств. Вернувшись домой, Мендельсон продолжил работу над оперой «Свадьба Камачо», созданной как аллюзия на произведение «Дон Кихот». В 1825 году произведение было закончено.

Биографические сведения

Внук М. Мендельсона. Был в раннем детстве обращен в лютеранство по воле родителей, которые, крестившись в 1822 г., назвались Бартольди.

Вопреки уговорам отца принять новую фамилию, выступал под именем Феликс Мендельсон и неоднократно укорял сестру за ее недостаточный интерес к своему еврейскому происхождению. В 1811–33 гг. жил главным образом в Берлине, где в доме отца, просвещенного банкира, часто бывали А. Гумбольдт, Г. В. Гегель, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне, К. М. Вебер и другие. Общение с ними, серьезное домашнее образование, слушание лекций в Берлинском университете (1826–27), а особенно поездки к И. В. Гете (с 1821 г.), способствовали творческому формированию Мендельсона. Игре на фортепиано его обучала с 1813 г. мать, с 1817 г. — Л. Бергер, а композиции (также с 1817 г.) — К. Ф. Цельтер.

Как пианист Мендельсон дебютировал в 1818 г., как композитор — в 1819 г. (шуточная опера «Два педагога»), как дирижер — в 1822 г. (домашние концерты). Музыкально-общественная деятельность Мендельсона началась в 1829 г., когда он организовал в Берлине исполнение и сам дирижировал «Страстями по Матфею» И. С. Баха (после многолетнего забвения). Этот концерт возродил интерес к наследию Баха, а также способствовал влиянию Баха на развитие немецкой музыки. После концерта Мендельсон гордо заявил: «Артист и еврей открыл это великое христианское сочинение человечеству».

В том же году поездкой в Лондон, где с блеском прошли выступления Мендельсона как пианиста (Пятый концерт Л. Бетховена) и дирижера-исполнителя собственных сочинений (симфония, 1824, увертюра «Сон в летнюю ночь», 1826), началось его большое путешествие. Посещение в 1829 г. Гебридских островов навеяло замысел увертюры «Гебриды» («Фингалова пещера», 1830–32), Шотландии (1830) — «Шотландской симфонии» (1830–42), Италии (1830–31) — «Итальянской симфонии» (1833), Швейцарии (1831) — увертюры «Сказка о прекрасной Мелузине» (1833), Франции (1831) — увертюры «Рюи Блаз» (1839).

В 1832 г. после восторженного приема в Лондоне Мендельсон вернулся в Берлин, где в начале 1833 г. был забаллотирован из-за еврейского происхождения на выборах директора Певческой академии. На возглавленном им Нижнерейнском музыкальном празднике исполнил ораторию Г. Ф. Генделя «Израиль в Египте». До сентября 1836 г. был музик-директором в Дюссельдорфе, затем — дирижером ставших историческими концертов в лейпцигском концертном зале «Гевандхауз» (где впервые в Германии были исполнены ряд ораторий Г. Ф. Генделя, Девятая симфония Л. Бетховена, Седьмая симфония Ф. Шуберта и многие другие).

Более года (август 1841 г. — сентябрь 1842 г.) Мендельсон по приглашению Фридриха-Вильгельма IV руководил музыкальным отделом Академии искусства в Берлине, но косность местной художественной среды и провал попытки открыть в Пруссии высшее музыкальное учебное заведение побудили его вернуться в Лейпциг, где в 1843 г. ему удалось основать и возглавить первую в Германии консерваторию, давшую начало так называемой лейпцигской школе — романтическому направлению в немецкой музыке, сделавшему Лейпциг одним из крупнейших музыкальных центров Европы.

Мендельсон был одним из создателей стиля романтической симфонии и концерта (фортепьянные, 1831 и 1837 гг., скрипичный, 1844, по совету скрипача Ф. Давида /1810–73/), программной концертной увертюры, жанра «песни без слов» (48 небольших пьес для фортепиано, 1830–45), автором струнного октета (1825), квартетов, трио и других камерных произведений, ряда сонат для различных инструментов, крупных фортепьянных пьес (в том числе «Рондо-каприччиозо», 1824; три фантазии, 1829; «Серьезные вариации», 1841), монументальных ораторий («Павел», 1834; «Илия», 1846) и многих других.

Произведения Мендельсона строго классичны по форме, и романтизм проявляется в них главным образом во вдохновенной интерпретации картин природы (увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», 1832) и фольклорных фантастических образов (кантата «Первая Вальпургиева ночь», 1843, по И. В. Гете), в лирической настроенности и связи с песенным началом. В 1830–44 гг. Мендельсон написал для солистов и хора музыку на ряд Псалмов, в 1843–45 гг. — к трагедии Ж. Расина «Аталия» (см. II Ц. 11). В этих произведениях, как и в оратории «Илия», порой звучат интонации немецких синагогальных напевов. Близостью к еврейской музыке отмечен и скрипичный концерт Мендельсона. Замысел оратории «Моисей» по написанному им либретто Мендельсон не успел осуществить.

Дававшее себя знать с 1846 г. переутомление, а также кончина любимой сестры, Фанни Цецилии (Циппора; 1805–47, пианистка и композитор), способствовали ранней смерти Мендельсона от кровоизлияния в мозг.

Краткая биография

  1. В 1825 г. юноша вместе с отцом отправляется в Париж, где посещает Консерваторию и получает высокую оценку своего таланта. Там же он знакомится с видными европейскими музыкантами.
  2. Вернувшись в Берлин, Феликс встречается с Гёте, с которым был знаком благодаря своему учителю Карлу Цельтеру. В гостях у писателя молодой композитор впервые исполняет посвящённый ему фортепианный квартет.
  3. В августе 1825 г. Мендельсон заканчивает работу над двухактной оперой «Свадьба Камачо». В основу её лёг эпизод из книги «Дон Кихот» Сервантеса.
  4. В 1826 г. родилось одно из самых известных произведений композитора – увертюра к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира.
  5. В следующем году состоялась первая постановка «Свадьбы Камачо». Опера была тепло принята публикой, но второе представление так и не состоялось.
  6. Также в 1827 г. молодой человек становится студентом Берлинского университета. Одним из его преподавателей был немецкий философ Фридрих Гегель.
  7. В 1829 г. Мендельсон – большой поклонник творчества позабытого в те годы Баха –задумал исполнить ораторию «Страсти по Матфею» великого композитора. В организации выступления Феликсу помогал оперный певец и режиссёр Эдуард Девриент, исполнивший партию Иисуса. «Страсти» имели большой успех и были исполнены на 2-х следующих концертах Мендельсона.
  8. В том же году композитора приглашают на гастроли в Лондон. Концерты пользовались большой популярностью. После Лондона Феликс отправляется в Шотландию, затем возвращается в Берлин, уже как европейская знаменитость.
  9. В 1830 г. Мендельсон отправился на итальянские гастроли, отказавшись от звания профессора Берлинского университета.
  10. После Италии состоялся ряд концертов в крупных немецких городах. Затем Феликс уехал в Париж, где был представлен Ф. Листу и Ф. Шопену. Сочинения композитора были приняты парижской публикой без воодушевления.
  11. В начале весны 1832 г. Мендельсон переболел холерой, но довольно быстро пришёл в форму и вскоре отправился с новыми концертами в Лондон, выступая в качестве дирижёра и органиста.
  12. В том же году выходит первая книга из серии «Песни без слов» с фортепианными пьесами композитора. Всего будет опубликовано 8 книг (последние 2 после смерти автора), с 6-ю пьесами в каждой.
  13. В 1832 г., после смерти своего первого учителя Карла Цельтера, бывшего директором берлинской Певческой Академии, Мендельсон предлагает себя на этот пост. Но совет учебного заведения предпочёл другого кандидата.
  14. В 1833 г. состоялась 3-я поездка композитора в Лондон.
  15. Затем его пригласили в Дюссельдорф в качестве дирижёра на большом фестивале. После прекрасного выступления Феликсу предложили место музыкального директора. Он проработал на этом посту 2 года, был постоянным дирижёром оперных и симфонических концертов.
  16. В 1835 г., после Кёльнского музыкального фестиваля, в котором Мендельсон принял участие, его пригласили в лейпцигский Гевандхаус на должность капельмейстера. Феликс предложение принял. Концерты под его управлением пользовались неизменным успехом у публики.
  17. В 1836 г. университет Лейпцига присвоил музыканту степень доктора философии.
  18. В том же году композитор закончил работу над ораторией «Павел», первой из задуманной трилогии на библейские сюжеты.
  19. В следующем году он приступает к написанию оратории «Илия». Закончена она будет только в 1846 г. Последнюю часть трилогии – «Иисус» – композитор окончить не успеет.
  20. В 1841 г. по приглашению прусского короля Фридриха Вильгельма IV композитор приезжает в Берлин и занимает пост капельмейстера. Однако возложенная на него миссия реформации Королевской Академии искусств оказалась слишком трудной, и Мендельсон вновь уезжает на гастроли в Англию.
  21. В 1842 г. для пьесы «Сон в летнюю ночь» композитор написал свой знаменитый марш, который сегодня можно услышать практически на каждой свадьбе.
  22. В 1843 г. Мендельсон возглавляет первую немецкую консерваторию в Лейпциге, преподаёт пение, композицию и инструментовки. Параллельно продолжается и концертная деятельность музыканта.
  23. В 1845 г. Мендельсон создаёт свой шедевр – Концерт для скрипки с оркестром ми минор.
  24. В мае 1847 г., после смерти своей старшей сестры Фанни, Феликс ненадолго уезжает в Швейцарию, затем возвращается в Лейпциг.
  25. В октябре 1847 г. у него случился первый инсульт, а в начале ноября – второй.
  26. 4 ноября 1847 г. Феликс Мендельсон скончался. Ему было всего 38 лет.

Детство и юность

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди родился 03 февраля 1809 г. в Гамбурге, в состоятельной еврейской семье банкира Авраама Мендельсона и его супруги Леи. Дед мальчика, Моисей Мендельсон, был известным еврейско-немецким философом, основателем движения «еврейского просвещения».

Через несколько лет после рождения сына родители приняли лютеранство, тогда у них и появилась вторая фамилия – Бартольди.

Помимо Феликса в семье было ещё трое детей: девочки Фанни и Ребекка и мальчик Пол. У Фанни, старшей дочери, тоже был врождённый музыкальный талант. Впоследствии она стала известной пианисткой и композитором.

Феликс в возрасте 12 лет

В 1811 г. Мендельсоны переехали в Берлин, т.к. родители хотели дать своим детям лучшее образование. Феликс начал изучать теорию музыки у известного музыкального педагога и композитора Карла Цельтера. Параллельно мальчик осваивал игру на фортепиано и скрипке.

Первый концерт юного пианиста состоялся, когда тому было всего 9 лет. А в 10 он начал посещать Берлинскую хоровую академию, где и прошло первое вокальное выступление мальчика, у него был хороший голос — альт. В это же время Феликс начал пробовать свои силы в качестве композитора, он написал несколько скрипичных и фортепианных сонат, сочинения для органа и ряд других композиций.

Уже с 12 лет у Мендельсона началась серьёзная музыкальная карьера – он  активно выступает, как пианист и дирижёр, сочиняет новые произведения.

Отношение современников и потомков

Немецкий композитор Мендельсон имел отличную репутацию среди своих коллег и учеников. Шуман называл его новым Моцартом девятнадцатого века, а юный Берлиоз восхищался мастерством игры Феликса на фортепиано и утверждал, что она ничуть не уступает его композиторскому гению.

К сожалению, вскоре после кончины композитора, в прессе появились жесткие критические отзывы о его творчестве. Рихард Вагнер написал статью, озаглавив ее «Еврейство в музыке», хотя Мендельсон был лютеранином и всегда избегал религиозных ярлыков. Автор опуса признает, что у Феликса имелся своеобразный, специфический талант, но в тоже время обвиняет его в подражании Баху. Вагнер заявляет, что творчество Мендельсона способствовало расцвету распущенности и произвола в музыкальном стиле того времени, так как придавало особое значение ничтожным и неясным идеям. Автор статьи связывал творческий путь композитора напрямую с его национальной принадлежностью. Современники не ожидали от Вагнера такой жесткой критики, но отношения между ним и Мендельсоном всегда были непростыми.

Чтобы смягчить гнев Рихарда Вагнера и напомнить публике о гении Феликса, вышла статья Петра Чайковского, в которой он с иронией и некоторым ехидством пишет о противостоянии двух композиторов. Историки и современники отмечают и заслуги Мендельсона как дирижера. Он возобновил исполнение сочинений Генделя, возродил из небытия произведения Баха и Шуберта.

Краткая биография Мендельсона для детей не может вместить всех подробностей жизни великого композитора, и, тем не менее, даже спустя полтора века после смерти, люди помнят и любят его творчество, в то время как имена Шумана, Генделя и прочих давно стерлись из памяти обывателей.

Библиография

  • Иванов-Борецкий М. В. Мендельсон. — М., 1910.
  • Дамс В. Ф. Мендельсон-Бартольди / Пер. с нем. — М., 1930.
  • Ворбс Г. Х., Ф. Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников. / Пер. с нем. М., 1966.
  • Харківські асамблеї. Міжнародний музичний фестиваль 1994 р. «Ф. Мендельсон-Бартольді та просвітництво». Збірка матеріалів / Упорядник Г. І. Ганзбург. — Харків, 1994. — 148 c.
  • Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: Сборник научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. — Харьков, 1995. — 172 с.
  • Ranft P., Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1972.
  • Brown C. A Portrait of Mendelssohn. Yale University Press. 2003. — 551pp.
  • Cooper J. M.; Prandi J. D. (editor). The Mendelssohns: Their Music in History. Oxford University Press. 2002. — 382 pp.
  • Михаил Воротной. Ф. Мендельсон-Бартольди. Серьёзные вариации. Op. 54. — 28с

Дюссельдорф

Композитор Феликс Мендельсон тяжело переживает смерть своего первого учителя Карла Цельтнера. Он предлагает свою кандидатуру на его пост в Певческой академии, но работы не получает и вскоре уезжает из Германии.

В 1833 году состоялась третья поездка Мендельсона в Англию, где он исполнял симфонии собственного сочинения. После успеха у зрителей его приглашают дирижировать на музыкальном фестивале в Дюссельдорфе. Феликс с радостью соглашается, а после мероприятия ему дают должность генеральмузикдиректора. Два ближайших года у композитора очень плотный график работы, его концерты имеют большой успех у публики, но с руководством отношения у него так и не сложились.

В 1835 году он принимает решение сменить место жительства, переехать в Лейпциг и занять пост капельмейстера в Гевандхаусе.

Лейпциг — Берлин — Лейпциг

Большим достижением Мендельсона было основание Лейпцигской консерватории в 1843 г. Сегодня она называется Лейпцигским университетом музыки и театра имени Феликса Мендельсона Бартольди и носит статус старейшей университетской музыкальной школы в Германии.

Фридрих Вильгельм IV вступил на престол в Пруссии в 1840 г. Король был полон решимости превратить Берлин в культурную столицу. С этой целью он пригласил Мендельсона, который долго не решался покинуть Лейпциг.

Правитель сумел его убедить. Мендельсон перебрался в Берлин, где им было создано несколько прекрасных произведений. Однако король не выполнил свои обещания о звании, финансировании и поддержке музыкальной школы. Композитор через несколько лет вернулся в Лейпциг.

В 1844 г. известному музыканту была представлена знаменитая певица сопрано Дженни Линд, которой он серьезно увлекся. Он переписал арию специально для ее голоса в своей оратории «Илия». После его кончины среди бумаг была обнаружена незавершенная опера для Дженни Линд.

Основные сочинения Мендельсона

Оперы и зингшпили

  • «Два племянника, или Дядюшка из Бостона»
  • «Свадьба Камачо»
  • «Любовь солдата»
  • «Два педагога»
  • «Бродячие комедианты»
  • «Возвращение с чужбины» (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829)

Кантаты

  • «Christe, Du Lamm Gottes» (1827)
  • «O Haupt voll Blut und Wunden» (1830)
  • «Vom Himmel hoch» (1831)
  • «Wir glauben all» (1831)
  • «Ach Gott vom Himmel sieh darein» (1832)
  • «Вальпургиева ночь», op. 60
  • «Праздничные песнопения», op. 68 (1840)
  • «Wer nur den lieben Gott lasst walten» (1829)

Оркестровые сочинения

  • 13 симфоний для струнного оркестра (1821—1823)
  • Симфония № 1 c-moll op. 11, (1824)
  • Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»), op. 52 (1840)
  • Симфония № 3 a-moll («Шотландская»), op. 56 (1842)
  • Симфония № 4 A-dur («Итальянская»), op. 90 (1833)
  • Симфония № 5 d-moll («Реформационная»), op. 107 (1832, посвящена 300-летию Реформации в Германии)
  • Увертюра C-Dur («Увертюра с трубами»), op. 101 (1825)
  • Увертюра «Сон в летнюю ночь», op. 21 (1826/1831)
  • Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине», op. 32 (1833)
  • Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера», op. 26 (1832)
  • Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», op. 27 (1828/1833/1834)
  • Увертюра «Рюи Блаз», op. 95 (1839)
  • Музыка к трагедии «Антигона», op. 55 (1841)
  • Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь», op. 61 (1843, в том числе «Свадебный марш»)
  • Музыка к пьесе «Аталия», op. 74 (1843—1845)
  • Музыка к трагедии «Эдип», op. 93 (1845)
  • Музыка к пьесе «Лорелея», op. 98 (1845)

Концерты

  • Концерт для скрипки с оркестром d-moll (1822)
  • Концерт для скрипки с оркестром, e-moll op. 64 (1838, вторая редакция 1844)
  • Концерт для фортепиано с оркестром a-moll (1822)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 g-moll, op. 25 (1831)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 d-moll, op. 40 (1837)
  • Два концерта для двух фортепиано с оркестром (E-dur и As-dur) (1823—1824)
  • Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром d-moll (1823)

Камерные сочинения

  • Семь струнных квартетов;
  • Два струнных квинтета;
  • Струнный октет;
  • Две сонаты для скрипки и фортепиано;
  • Две сонаты для виолончели и фортепиано;
  • Два фортепианных трио;
  • Три фортепианных квартета;
  • Соната для альта и фортепиано

Сочинения для фортепиано

  • Прелюдии и фуги ор. 35
  • Вариации: «Серьезные вариации» ор. 54
  • Три сонаты
  • Фантазия fis-moll op.28
  • Этюды
  • Каприччио
  • «Песни без слов», восемь тетрадей
  • Рондо-Каприччиозо

Сочинения для органа

  • Прелюдия d-moll (1820)
  • Анданте D-dur (1823)
  • Пассакалья c-moll (1823)
  • Три прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37)
  • Три фуги (1839)
  • Прелюдия c-moll (1841)
  • Шесть сонат op. 65 (1844/45)
  • Анданте с вариациями D-dur (1844)
  • Аллегро B-dur (1844)

Вокальные и хоровые сочинения

«Петь на просторе». Шесть песен. Op. 41

  • № 1. «В лесу» (сл. А. Платена)
  • № 2. «Беги со мной» (сл. Г. Гейне)
  • № 3. «Как иней ночкой весенней пал» (сл. Г. Гейне)
  • № 4. «Над её могилой» (сл. Г. Гейне)
  • № 5. «Майская песня» (сл. Л. Хёльти)
  • № 6. «На озере» (сл. И. В. Гёте)

«Первый день весны». Op. 48

  • № 1. «Предчувствие весны» (сл. Л. Уланда)
  • № 2. «Подснежник» (сл. Н. Ленау)
  • № 3. «Праздник весны» (сл. Л. Уланда)
  • № 4. «Песня жаворонка». Канон
  • № 5. «Утренняя молитва» (сл. Й. Эйхендорфа)
  • № 6. «Осенняя песня» (сл. Н. Ленау)

«Среди зелени». Шесть песен. Op. 59 (1844)

  • № 1. «Среди зелени» (сл. Г. Шези)
  • № 2. «Ранняя весна» (сл. И. В. Гёте)
  • № 3. «Прощание с лесом» (сл. Й. Эйхендорфа)
  • № 4. «Соловей» (сл. И. В. Гете)
  • № 5. «Грёзы» (сл. Л. Уланда)
  • № 6. «Охотничья песня» (сл. Й. Эйхендорфа)

Мотеты

Услышь молитву мою! (англ. Hear My Prayer, нем. Hör mein Bitten). Соль мажор, WoO 15, текст перевода Псалма 54 (55).

Шесть хоров. Op. 88

  • № 1. «Новогодняя песня» (сл. Й. П. Гебеля)
  • № 2. «Счастливый» (сл. Й. Эйхендорфа)
  • № 3. «Пастушья песня» (сл. Л. Уланда)
  • № 4. «Лесные птички» (сл. Щютца)
  • № 5. «Германия» (сл. Й. П. Гебеля)
  • № 6. «Странствующий музыкант» (сл. Й. Эйхендорфа)

Сесиль Жанрено

Во время своего пребывания во Франкфурте в 1837 г., он встретил Сесиль Жанрено, дочь французского священника. Несмотря на возрастную разницу (Феликс был на десять лет старше), они поженились. У счастливой семейной пары родилось пятеро детей.

В этот период Мендельсон часто бывал в Англии и Шотландии. Впервые он посетил Британию в 1829 году, и эти путешествия вдохновили его на создание шотландской симфонии. В 1843 г. он был представлен королеве Виктории и принцу Альберту и посвятил эту симфонию королеве.

Влияние немецкого композитора на английскую музыку будет оставаться значительным в течение многих лет, пока новое поколение композиторов не перейдет к более современному и менее сентиментальному и романтическому направлению.

Сесиль Жанрено

В Лейпциге Мендельсон сосредоточился на создании современного музыкального центра. Он работал со всеми творческими и музыкальными учреждениями. Он организовывал фестивали и концерты, которые включали в себя исполнение как современной музыки, так и произведений знаменитых композиторов.

Среди последних была ранее не представленная слушателям симфония Франца Шуберта. Исполнение симфонии и привело к возрождению интереса к произведениям уже ушедшего из жизни композитора.

Число имени Мендельсон

Число имени четыре (4) указывает на людей, которым свойственны постоянность, искренность, внимательность к деталям. Людям с именем Мендельсон открываются неограниченные возможности в технических и гуманитарных науках. При отсутствии амбиций такие люди нередко ведут аскетичный образ жизни, а при возникновении препятствий на своем пути могут легко сдаваться. Число четыре (4) для имени Мендельсон означает, что сексуальные отношения — это, в первую очередь, продолжение рода…

Подробнее: число имени Мендельсон

Значение букв в имени Мендельсон

М — сдержанный, прагматичный, уверенный в себе, усердный, жизнерадостный, осторожный.Е — общительный, разговорчивый, амбициозный, порывистый, проницательный, честный.Н — общительный, разговорчивый, креативный, мрачный, усердный, конфликтный.Д — общительный, разговорчивый, проницательный, сдержанный, отзывчивый, самостоятельный.Л — общительный, разговорчивый, сдержанный, умный, креативный, усердный.Ь — инициативный, эгоцентричный, амбициозный, порывистый, нерешительный, мрачный.С — амбициозный, порывистый, сдержанный, умный, прагматичный, осторожный.О — страстный, проницательный, прагматичный, жизнерадостный, осторожный, духовный.

Совместимые с именем Мендельсон германские имена

Матильда, Элла, Иоланта, Генрих, Жизель, Конрад, Родерик, Эрнст, Ундина, Людвиг, Маркус, Оттокар, Уотс, Фритц, Агнетта, Верена, Геральдина, Джозефа, Зензи, Катрин…

Проверьте также совместимость других имен с именем Мендельсон.

Известные люди с именем Мендельсон

  1. Мендельсон, ФеликсВ Википедии есть статьи о других людях с фамилией . Я́коб Лю́двиг Фе́ликс Барто́льди (нем. Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy;…
  2. Мендельсон, Мозесесть статьи о других людях с фамилией . Мозес (в русских изданиях традиционно: Моисей ; нем. Moses Mendelssohn; 6 сентября…
  3. Мендельсон, ЭрихВ Википедии есть статьи о других людях с фамилией . Эрих (нем. Erich Mendelsohn — Эрих Мендельзо́н, 21 марта 1887, Алленштейн, Восточная…
  4. Мендельсон, БенВ Википедии есть статьи о других людях с фамилией . Пол Бенджамин «Бен» (англ. Paul Benjamin Mendelsohn; род. 3 апреля 1969; Мельбурн…
  5. Мендельсон, Мира Александровнао других людях с фамилией . Ми́ра Алекса́ндровна (в девичестве Мари́я-Цеци́лия Абра́мовна , в замужестве Проко́фьева…
  6. Мендельсон, ФанниВикипедии есть статьи о других людях с фамилией . Фанни Гензель (нем. Fanny Hensel, урожд. Бартольди (Mendelssohn (Bartholdy)); 14 ноября…
  7. Шлегель, Доротеялюдях с фамилиями Шлегель и . Доротея Фридерика Шлегель (нем. Dorothea Friederike Schlegel, урожд. Брендель ; 24 октября 1764 (1764-10-24)…
  8. Мендельсон, КуртВ Википедии есть статьи о других людях с фамилией . Курт Альфред Георг (нем. Kurt Alfred Georg Mendelssohn; 7 января 1906 — 18 сентября…
  9. Мендельсон, КэролВ Википедии есть статьи о других людях с фамилией . Кэрол (англ. Carol Mendelsohn, род. 1951) — американский телевизионный сценарист…
  10. Мендельсон, Мориц ЭммануиловичВикипедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. . Мориц Эммануилович (28 июля 1855, Варшава — 8 марта 1931, Париж) — физиолог…

Фонетический разбор имени Мендельсон

Имя Мендельсон состоит из 10 букв.

М — мягкая звонкая согласнаяЕ — гласнаяН — твердая звонкая согласнаяД — мягкая звонкая согласнаяЕ — гласнаяЛ — мягкая звонкая согласнаяЬ — без звукаС — твердая глухая согласнаяО — гласнаяН — твердая звонкая согласная

Подробнее: фонетический разбор имени Мендельсон

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий