Аристотель: создатель формальной логики

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).

Физика, космология, биология

Аристотель оставил в наследство потомкам физику, которая просуществовала чуть менее дух тысячелетий и была опровергнута только в начале XVI века знаменитым итальянским ученым Г. Галилеем. Правда, слово «физика» понималось им шире, чем это принято сейчас, включало и биологию, так что оно было синонимом современного понятия «природоведение». В основе физики лежал принцип, что сила является причиной движения тел (о свойстве инерции Аристотель и не подозревал). Далее, он отказался от демокритовского пустого пространства и заполнил пространство «эфиром» – сплошной средой, не обладающей тяжестью и другими физическими свойствами. В физике Аристотеля всякое тело обладает естественной, присущей ему от природы формой движения. Для земных тел таким естественным движением является движение по прямой к центру космоса (то есть к центру Земли), если они тяжелые (как земля, вода и сложные тела, в состав которых они входят), либо от центра к периферии, если они легкие (огонь, воздух и т.п.). В надлунном же, небесном мире естественным является вечное равномерное круговое движение. Насильственное движение земных тел осуществляется под действием силы.

Древние греки предполагали, что Земля имеет шарообразную форму (вспомним этимологию слова «антиподы» – люди, ходящие по отношению к нам вверх ногами на противоположной стороне земного шара), и Аристотель впервые в истории попытался измерить диаметр Земли, получив результат, в два раза превышающий его действительное значение. Надлунный мир, как и у Платона, у Аристотеля является неподвижным и неизменным вечным миром.

Большой вклад внес Аристотель в формирование биологии как науки. В своих биологических сочинениях он описал 495 видов различных живых существ, в том числе 160 видов птиц, 120 видов рыб, 60 видов млекопитающих и столько же видов насекомых. Существование некоторых видов живых существ, описанных Аристотелем, было подтверждено только в начале 19 ст. известным натуралистом Ж. Кювье.

Логика. Аристотель является создателем логики как науки о правильном мышлении. (Правда, сам он называл её «Аналитикой», а название «Логика» она получила в середине XI века). Его первая логическая работа «О софистических опровержениях» была посвящена борьбе с уловками софистов – странство-вавших по Греции учителей-надомников, дававших уроки детям богатых, но не слишком образованных греков, и морочивших им голову с помощью намеренных логических ошибок (софизмов) с целью выманить за уроки побольше денег. Аристотель проанализировал наиболее распространенные уловки софистов, указав, на каких ошибках они основаны, а позднее в работах «Первая аналитика» и «Вторая аналитика» создал теорию правильного дедуктивного рассуждения (так называемую силлогистику). Только в середине XIX столетия были заложены основы современной, символической логики, не опирающейся на аристотелевские принципы.

Политическая философия Аристотеля

Подробнее – см. в статье Аристотель «Политика» – краткое содержание

В философии Аристотеля государство признаётся высочайшей целью нравственной деятельности человека. Первоосновой государства является семья. Муж и жена состоят в свободном нравственном союзе, которым должен руководить мужчина, но так, чтобы и женщина не теряла при этом бытовой свободы. Власть отца над детьми должна быть шире, чем над женой. Рабам Аристотель вменяет в обязанность беспрекословно повиноваться господину. То, что греки держат варваров в рабстве, справедливо, ибо дикие племена являются существами низшей природы. Отношение между ними и эллинами – то же, что между телом и духом.

Аристотель. Политика. Краткое содержание

Семьи, размножаясь, образуют общину, а из соединения ряда общин возникает государство. Высшая цель этого института – счастье всех его членов. Счастье же основано на добродетели, поэтому первой задачей государства следует признать обязанность делать своих граждан добродетельными людьми. Таким образом, государство – союз людей для общей нравственной деятельности с целью выработки совершенного устройства жизни.

Аристотель полагает, что это совершенное устройство не должно основываться на крайнем идеализме, как в «Государстве» Платона. В своей «Политике» Аристотель отстаивает те же средние, умеренные принципы, что и в «Этике». Он отвергает призывы Платона к общности женщин и имуществ, отстаивает семью и частную собственность, лишь с некоторым государственным вмешательством в экономические отношения и в дело воспитания юношества. Для выработки добродетели необходим досуг. Поэтому полноправных граждан следует освободить от физической работы, переложив её на рабов и неполноправных метеков.

В трактате «Политика» Аристотель даёт также обзор форм государственного правления, сводя их к трём: монархии (правление одного лица), аристократии (правление немногих лиц) и демократии (общенародное правление; законную, умеренную демократию Аристотель чаще именует «политией»). Каждая из этих трёх политических форм имеет свои преимущества и недостатки. Когда последние получают преобладание над первыми, три возможных формы государства переходят в свои «испорченные» разновидности – тиранию, олигархию и охлократию (власть буйной толпы). Аристотель затрудняется отдать ясное предпочтение одному из трёх типов государственности, ратуя лишь за то, чтобы они не впадали в испорченность. Наилучшим ему кажется некое сочетание аристократии с демократической политией, где власть принадлежит не тёмным низам, а разумному среднему сословию.

Разделяя общегреческий взгляд, Аристотель считает наилучшим небольшое по размеру государство – ограничиваемое одним городом и соседней с ним областью, где все граждане знают друг друга.

Метафизика Аристотеля

См. также статьи Метафизика Аристотеля – кратко и Критика метафизики Аристотеля

Главное содержание метафизики («первой философии») Аристотеля сводится к критике платоновского учения об обособленности мира идей от мира вещей. Аристотель доказывает, что «идея» – лишь конкретная форма материи, которую последняя приобретает при помощи «движения» (то есть, любого изменения). Материя и форма нераздельны, они не могут существовать друг без друга. В природе нет ни чистой, бесформенной материи, ни нематериальной, неовеществлённой идеи. Материя каждого предмета содержит в себе возможность (потенцию) его существования, а форма даёт этой возможности осуществление. Материи всегда присуще внутреннее (а не получаемое извне) стремление воплотить содержащиеся в ней возможности – получить тот или иной конкретно-предметный вид. Эта присущая материи внутренняя тяга к «оформлению» в философии Аристотеля именуется энтелехией.

В некоторых сочинениях Аристотеля учение о материи и форме получает расширенную трактовку. Понятие «формы» рассматривается там с трёх различных сторон: не только как идея предмета «в настоящем времени», но и как совокупность возможностей, которые могут реализоваться из неё в будущем, а также как итог некоего создавшего её творческого акта. Таким образом, получается, что реальная вещь, с учётом ещё и её материи, имеет не два, а целых четыре основополагающих начала – «четыре причины», по выражению самого Аристотеля.

Аристотель. Голова Статуи работы Лисиппа

Любой переход возможности в действительность, в осуществление, по философии Аристотелю, есть движение. Благодаря порождаемому энтелехией движению, из простых материальных форм создаются всё более и более сложные, постепенно восходя к первоисточнику всякого движения – «Первому двигателю», Богу. Бог есть «форма форм» – чистое мышление, чьим предметом может быть только высочайшее и совершеннейшее, то есть только он сам. Мышление Бога о самом себе не сопровождается никаким развитием, ибо он – законченная «высшая форма», последняя ступень совершенства, которую уже невозможно превзойти. Деятельность Бога, таким образом, состоит лишь в блаженном теоретическом самосозерцании, без практических актов. Бог Аристотеля, по сути, безличен. Он является не столько источником, сколько конечной целью природного движения, которое создается не его собственным деятельным усилием, а лежащей внутри материальных вещей тягой обрести более высокую идею и тем самым приобщиться к красоте и блаженству Божественного Разума. В философии Аристотеля Вселенная стремится к Божеству, но оно само относится к этому стремлению бездейственно

Важно, что как никакая форма не может существовать без материи, так, по мнению Аристотеля, и Бог не может существовать без материального мира

Биография: краткие сведения

Биография Аристотеля ещё во времена античности вызывала некоторые споры. Касались они места рождения Аристотеля. Известно, что это был город Стагира, по которому он получил своё прозвище – Стагирит. Однако где именно находилась Стагира, в точности неизвестно. По одним данным, она располагалась у подножия горы Афон, по другим – во Фракии.

Известно, что Стагира была захвачена и разрушена македонским царём Филиппом II, когда Аристотель находился в Афинах, в школе Платона. Позже Аристотель попросил Филиппа восстановить город и сам написал для него новые законы.

Существенную роль в ранней биографии Аристотеля сыграл его отец – Никомах. Он был греком с острова Андрос и являлся так называемым асклепиадом – якобы потомком медицинского бога Асклепия. Асклепиады, согласно семейной традиции, занимались медициной. Врачебное искусство у них было принято передавать по наследству, поэтому Никомах стал для сына первым учителем. Судя по всему, ещё будучи мальчиком, Аристотель помогал отцу лечить людей, благодаря чему у него пробудился интерес к биологии.

Аристотель довольно рано потерял отца и мать, и его дальнейшим воспитанием занимались родственники. В семнадцатилетнем возрасте он прибыл в Афины, однако не сразу поступил в школу Платона (которого тогда не было в городе). Сначала он, как повествуют некоторые источники биографии Аристотеля, изучал ораторское искусство у Исократа – знаменитого ритора. В пользу этого говорит и то, что Аристотель всегда испытывал интерес к риторике и посвятил ей немало своих работ. Его учение о логике берёт начало именно в основах ораторского искусства, которые подразумевали умение убеждать публику.

После обучения у Исократа Аристотель наконец поступил в Академию Платона, где пробыл двадцать лет, вплоть до самой смерти учителя. Отношения двух великих философов были весьма непростыми. С одной стороны, они были очень дружны и близки. С другой стороны, Аристотель часто совершал в отношении Платона дерзкие и нелицеприятные поступки. Однажды он попросту прогнал его с территории школы, упрекая в разных пороках. Платон с тех пор не выходил за пределы своего сада, однако ученики его не забыли и каждый день посещали его дом, где слушали лекции.

В тот момент Платон был уже глубоким стариком, благодаря чему пользовался всеобщим почтением; и только Аристотель, как казалось окружающим, этого почтения не проявлял. В Академии он фактически самовольно занял место изгнанного учителя. Впрочем, вскоре в школу вернулся влиятельный её деятель Ксенократ, который вынужден был до этого временно покинуть Афины. Ксенократ вернул Платона на предназначавшееся ему место в Академии, а Аристотеля прогнал.

Известно, что Аристотель во многом не соглашался с идеями своего учителя. Однако, несмотря на всё перечисленное, он отзывался о Платоне весьма достойно, называя его своим другом и близким человеком. Впоследствии Аристотель сблизился и с Ксенократом.

В дальнейшем Аристотель начал преподавательскую деятельность, учительствуя в разных городах и местностях. Его учениками были в том числе и влиятельные правители, такие как тиран Гермий и юный Александр Македонский. Философ пользовался у правителей большим почтением; так, Гермий позволил ему взять в жёны свою приёмную дочь Пифиаду.

После того, как Филипп II был убит и Александру пришлось взять управление государством на себя, Аристотель отправился в Афины. Там он основал собственную школу, получившую название Ликей, или Лицей. Её также называли «перипатетической» школой, то есть «прогулочной», поскольку философ вместе с учениками во время преподавания нередко прогуливался

Не очень ясно, почему современники обратили внимание именно на этот факт, ведь прогуливаться во время чтения лекций любили многие философы того времени

После смерти Александра Македонского в Афинах вспыхнуло антимакедонское восстание. Одним из его жертв стал и Аристотель, который был близок с македонскими царями и преподавал им. Философ был изгнан из города и отправился в Халкиду Эвбейскую, где жил в доме своей матери со своей семьёй.

В 322 году Аристотель умер от болезни желудка (или от отравления). Его тело было отправлено на историческую родину – в Стагиру, где жители воздвигли для него склеп. В честь своего знаменитого согражданина жители Стагиры организовали ежегодные празднества, его именем даже был назван один из месяцев в году.

Этика

Знание того, что есть добро, еще не является добродетелью. Философия Аристотеля кратко и понятно показывает, как достичь совершенства. Тягу к добру можно создать только посредством многочисленного повторения упражнений, направленных на то, чтобы акт добра стал совершаться неосознанно.

Добро – это господство разума над низшими страстями. Важнее всего — не впадать в крайности. Наслаждение должно вызываться не порочными действиями, а осознанием своей нравственности.

Главная ценность – это справедливость. Каждый человек должен стараться сделать все для блага своего государства. Основой государства является семья. Главой ее неоспоримо является мужчина, но женщина при этом не лишается свободы в быту. Дети обладают меньшими правами и обязаны подчиняться во всем воле главы семьи.

Хотя Аристотель много говорил о ценности свободы, рабство он считал правомерным. Дикие люди ставились им чуть ли не вровень с животными, неспособными развить добродетели. А чтобы эти добродетели могли развивать граждане Греции, им нельзя работать физически.

О том, в чем заключается философия Аристотеля написано много книг. Но основные положения можно изложить достаточно кратко. Его представление о мире и природе полностью соответствовало его времени и даже в чем-то было передовым.

Аристотель и Александр Македонский

Три года философ работал воспитателем будущего завоевателя. Александр был упрямым, смелым и честолюбивым. Однако Аристотелю удалось увлечь его медициной и привить любовь к поэзии Гомера. Впоследствии «Илиаду» царь хранил под подушкой рядом с оружием. Македонский говорил: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю — тем, что дает ей цену». Когда Александр начал участвовать в походах, он по-прежнему поддерживал связь с учителем.

Известно, что во время своих далеких походов Александр Македонский отправлял Аристотелю образцы местной флоры и фауны, которую тогда еще никто не изучал в Греции. В 339 году до н.э. Аристотель решил вернуться на свою родину в город Стагир. Вы можете оценить уровень уважения к философу по тому факту, что этот город в 349 году до н.э. был разрушен Филиппом II в ходе войны против Афин. По просьбе Аристотеля завоеватель его полностью восстановил.

Философия

Аристотель по философии повлиял на идеи поздней античности. путь через ренессанс. Одним из основных направлений философии Аристотеля была его систематическая концепция логики. Цель Аристотеля состояла в том, чтобы придумать универсальный процесс рассуждения, который позволил бы человеку узнать все мыслимые вещи о реальности.Первоначальный процесс включал описание объектов на основе их характеристик, состояний бытия и действий.

В своих философских трактатах Аристотель также обсуждал, как человек может затем получить информацию об объектах посредством дедукции и умозаключения. Для Аристотеля дедукция была разумным аргументом, в котором «когда определенные вещи закладываются, что-то еще вытекает из необходимости в силу их бытия». Его теория дедукции является основой того, что философы сейчас называют силлогизмом, логическим аргументом, когда вывод выводится из двух или более других предпосылок определенной формы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Непреходящей заслугой Аристотеля остается создание науки, названной им этикой. Впервые среди греческих мыслителей он основой нравственности сделал волю. Аристотель рассматривал свободное от материи мышление как верховное начало в мире — божество. Хотя человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, но, насколько это в его силах, он должен стремиться к нему как к идеалу. Утверждение этого идеала позволило Аристотелю создать, с одной стороны, реалистическую этику, основанную на сущем, т.е. на нормах и принципах, взятых из самой жизни, какова она есть в действительности, а с другой — этику, не лишенную идеала. Этика Стагирита, весь ее смысл и назначение состоит в том, чтобы показать, как избежать несчастья и достигнуть счастья, доступного смертному человеку. По духу этического учения Аристотеля, благополучие человека зависит от его разума, благоразумия, предусмотрительности. Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности, сделав тем самым нравственным идеалом созерцательную жизнь. Сообразно своему этическому идеалу Стагирит высоко ценит традиционные античные добродетели гражданина — мудрость, мужество, справедливость, дружбу. Однако он не ведает о любви человека к человеку в том смысле, как этому стали учить христианские богословы. Гуманизм Аристотеля совершенно отличен от христианского гуманизма, согласно которому “все люди — братья”, т.е. все равны перед богом. Аристотелевская этика исходит из того, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности и степени активности, поэтому и уровень счастья или блаженства разный, а у некоторых жизнь может оказаться в общем и целом несчастной. Так, Аристотель считает, что у раба не может быть счастья. Он выдвинул теорию о “естественном” превосходстве эллинов (“свободных по природе”) над “варварами” (“рабами по природе”). Для Аристотеля человек вне общества, это или бог, или животное. Но так как рабы представляли собой иноплеменный, пришлый элемент, лишенный гражданских прав, то получалось, что рабы — как бы не люди, а раб становится человеком, только обретя свободу.

Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос — вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для достижения счастья, доступного человеку в разных аспектах: первая — в аспектах природы отдельного человека, вторая — в плане социально-политической жизни граждан. Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно, необходимы еще законы, имеющие принудительную силу

Поэтому Аристотель заявляет, то “общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам, причем доброе внимание — благодаря добропорядочным законам” (Аристотель. «Никомахова этика», Х 10, 1180 а 30 – 35)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995 г.

2. Богомолов А.С. «Античная философия». Москва: МГУ, 1985 г.

3. «Философский словарь» под ред. Фролова И.Т., Москва. Политиздат, 1988 г.

4. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. «Платон. Аристотель», М.: Молодая гвардия, 1993 г.

5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Гардарики, 2000 г.

6. Радугин А.А. Философия: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр, 1997 г.

Введение …………………………………………………….. 2

Жизнь и творчество Аристотеля …………………………… 3

Этика …………………………………………………………. 6

Значение этики для Аристотеля ……………………………. 7

Учение о душе ………………………………………………. 10

Добродетель ………………………………………………… 11

Об обществе и государстве ……………………….…..…… 13

Заключение …………………………………………………. 16

Список использованной литературы ……………………… 18

Содержание …………………………………………………. 19

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий