624,философы и мыслители эпохи возрождения: разбираемся подробно

Понятие и периодизация

Значение эпохи Возрождения для европейской культуры настолько огромно, что определило дальнейшее развитие всех областей: от науки до поэзии. Оно стало переходным между Средневековьем и Просвещением, но сделанные за этот период творения делают эпоху Ренессанса по-настоящему особенной. Все началось с Италии, как таковые термины тоже были придуманы итальянцами, в том числе и название «ренессанс», который означает «заново рожденный». Возникновение эпохи Возрождения действительно стало рождением нового мира. Рост влияния сословий создает людей, которым была чужда религиозная, аскетичная культура, созданная Средневековьем. Потому строится новая культура, где личность провозглашается центром мироздания. За образец были взяты эстетика и идеология античности. Она благодаря изобретенному книгопечатанию распространилась по всей Европе.

Эпоха Возрождения длилась с XIV века по конец XIV века. Этапы развития таковы:

  1. Проторенессанс (Раннее Возрождение) – с XIV века по начало XV века;
  2. Высокое Возрождение (Наивысший расцвет эпохи, который простирался во времени со второй половины XV века по первую половину XVI века);
  3. Позднее (Северное) Возрождение – с конца XVI, а в некоторых странах начало XVII века. Когда в Италии уже началась эпоха Барокко, другие народы лишь постигали ее перезревший плод.

Однако Позднее Возрождение становится более мрачным. Кризис идей происходит неизбежно, ибо беды и битвы продолжаются, и наивное утверждение, что человек – центр чего-либо, подвергается сомнению. Возвращается мистицизм, средневековое мировоззрение, знаменуя собой эпоху Барокко.

Характерные черты философии Возрождения

  • Свобода высказываний против бессмысленной религиозной схоластики и доминирования церкви во всех сферах.
  • Литература и философия все больше внимания уделяют ценности человека.
  • Новые тенденции в культуре и философии стали все больше проникать в европейские государства и постепенно стали основой всей философии в то время.
  • Наиболее характерными чертами этой эпохи можно назвать полное отрицание бесполезных книжных споров, которые ни к чему не приводят, а только запутывают человеческий разум.
  • Помимо этого, в философии все больше доминировали идеи естественнонаучного познания мира и человека. Упор делался на труды философов античных времен, которые предпочитали материализм.
  • Философия постепенно стала выдвигать человека, как главную движущую силу и основу всего окружающего мира.

Основные идеи философов эпохи Возрождения

Николай Кузанский

Николай Кузанский говорил о том, что в Боге всё сходится – и максимум, и минимум. Бог – это всё. Он придерживался в этом отношении идей пантеизма и говорил о существовании противоположностей. А дух человека выступает в этом контексте помощником в развитии математики и естествознания.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи утверждал, что начиная с опыта, для начала стоит установить причины. Все данные, полученные опытным путём, необходимо осмысливать математически. Учёный всегда должен полагаться на этику, а передача полученных научных исследований лицам, которые способны на зло, просто немыслима.

Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли говорил, что ключевым ориентиром в политике выступает не индивидуальное, а общественное благо, во имя которого иной раз приходится прибегать к непопулярным мерам. Традиционное представление о морали не подходит для государя, он, прежде всего, должен добиваться максимальной полезности своих действий.

Мишель Монтень

Мишель Монтень выступал за самые простые воззрения – скептицизм в философии и христианство в религии. Он придерживался мнения о том, что моральные истины открываются личностями. Более того, пытался выработать естественные правила жизни, которые основывались на чистоте, простоте и порядочности.

Философия Ренессанса просуществовала до 1600 г. После семилетнего заключения на Площади Цветов был сожжён Джордано Бруно. Это и стало конечной точкой философии Возрождения. Католическая церковь считала Дж. Бруно еретиком, поскольку под влиянием философии Н. Кузанского он стал пантеистом. В основе его идей – Бог – мировое целое. На основе деятельности этих двух фигур, ярко прослеживается трансформация знания. Ведь Н. Кузанский был папским кардиналом и епископом, а Дж. Бруно квалифицировался католической церковью как инакомыслящий.

Галилео Галилей также был сожжён инквизицией. Хотя он имел огромные связи и влияние в церковном мире.

Замечание 4

Г. Галилей автор фразы: «А всё-таки она вертится!».

С его новаций начиналось Новое время. Более того, сравнивая идеи предшественников из Средних веков и Ренессанса, сразу видится решительный выход за пределы философии Платона и Аристотеля. Это было нечто предельно новое и незнакомое, подготовка к этому процессу длилась девятнадцать веков. Что примечательно, что за последующие три века будет сделано в философии гораздо больше того, чем было сделано за девятнадцать. Таким образом, в XX в. наблюдается интенсивное развитие философской мысли.

Литература Возрождения

Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).

Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.

В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность.

Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей. Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635)

Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).

Самые интересные факты о литературе читайте здесь.

Третий этап развития философии эпохи Возрождения

Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы. Монтеню в своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые.

Значительное приращение философского знания с середины XVI в. шло по линии развития представления о философии природы.

Синтез натур философских идей был осуществлен в сочинениях Джордано Бруно. Основными его трактатами считаются “О причине, начале и едином” (1584), “О бесконечности вселенной и мирах” (1584).

Центральной категорией его философии является Единое. Оно понимается им как высшая ступень космической иерархии бытия. В диалоге “О причине, начале и едином” Д. Бруно утверждал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. В едином материя совпадает с формой, множественность и единство, минимум и максимум. Материю он рассматривает как субстрат и возможность.

Д. Бруно вслед за своими предшественниками полагал, что природа одушевлена и свидетельством тому, по его мнению, является ее самодвижение. Ему принадлежит гипотеза о неразрывной связи пространства, времени и движущейся материи. Мыслитель считал, что Вселенная бесконечна и равна Богу, который отождествляется с миром.

Познание, согласно Д. Бруно, возможно. Конечной целью познания является созерцание божества. Такое созерцание открывается лишь движимым героическим энтузиазмом.

Этическое учение Д. Бруно направлено против средневекового аскетизма и ханжества. Мыслитель стал провозвестником новых нравов, входящих в европейскую жизнь, с формированием в ней буржуазного образа жизни.

Особенность заключительного этапа развития философии эпохи Возрождения заключается в том, что она наращивает свой потенциал вместе с развитием науки. Этот синтез философии и науки, дающий прирост в области методологии, характерен для трудов Галилео Галилея. Примером могут служить такие его труды, как: “Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой”; “Пробирных дел мастер”.

Разработанное философией эпохи Возрождения диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени.

Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали широкомасштабное влияние на все общественное сознание Европы.

Хаpaктеристика

Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в 14 веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и усовершенствованию социальной природы человека.

Распространению гуманистических идей среди философов в 15 веке послужила организация Платоновской академии в Кареджи (1462 год).

Известный меценат и госдеятель Козимо Медичи предоставил свою виллу для собраний ученых и мыслителей. Объединение возглавил итальянский философ Марсилио Фичино.

Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения:

  • Антропоцентризм: основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;
  • Антирелигиозность: критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский, а не церковный хаpaктер. Центром всего больше не является Бог или космос;
  • Интерес к античности: использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.

В философии Ренессанса чаще всего выделяют такие главные направления:

ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Великие гуманисты Европы
  • 2. Распространение реформации в Европе, контрреформация (7 класс)
  • Гелиоцентризм: распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опиравшемуся на выдержки из Библии;
  • Гуманизм: утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;
  • Неоплатонизм: представляет собой сложную теорию с мистическим уклоном о ступенчатой структуре Бытия, в которой мышлению отводится особая роль. С его помощью можно познать себя и окружающую действительность. Душа же позволяет соприкоснуться с непознанным высшим началом. Бог и Вселенная являются единым целым, а человек представлен как уменьшенная версия Вселенной;
  • Секуляризм: уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

Рис. 1. Платоновская академия в Кареджи.

Философия этой эпохи непосредственно повлияла на движение Реформации. Изменившееся мировоззрение не могло не затронуть религиозные устои. Поставив человека в центр Вселенной, приравняв природу к Богу, новая философия способствовала развитию критического отношения к роскошным внешним проявлениям католицизма, поддерживающего феодальные устои.

Рис. 2. Антропоцентризм.

Возрождение – движение к свету

В период Ренессанса было особенно много гениальных ученых, художников, философов. Благодаря их труду изменения в обществе закреплялись, и возврат в средневековое невежество становился невозможным.

Уникальность этой эпохи помимо всего прочего заключается еще и в том, что такие разные области как живопись, архитектура, математика, физика, философия были практически слиты воедино. Поэтому почти о любом известном деятеле Возрождения очень трудно сказать, кем он был: художником, писателем, изобретателем или философом.

Эпоха Возрождения закончилась, когда в Европе набрала силу католическая Контрреформация, которая весьма не одобряла увлечение античными идеалами, свободомыслием и любование человеком, составлявшими главные идеалы Возрождения. Но события той эпохи не просто оставили глубокий след в истории – они навсегда изменили мир и заложили нерушимый фундамент современной науки, философии и искусства.

Философия Возрождения кратко и понятно в видео:

Исторические предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения

  • Феодальные отношения изжили себя к 14 веку. Начали быстро расти города и самоуправление в них. Особенно в Италии, где не были утрачены традиции автономии больших городов, таких как Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция. Италия была образцом для других стран Европы.
  • К 14 веку монархи стали тяготиться влиянием католической Церкви во многих сферах жизни. Горожане и крестьяне также устали от налогов духовенства. Это привело к борьбе за реформы Церкви и к расколу на протестантизм и католичество.
  • 14-16 века ознаменовались великими географическими открытиями. Требовалась систематизация естественнонаучных знаний. Ученые стали все смелее заявлять о том, что мир устроен рационально.

Художники эпохи Возрождения

Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

Сандро Боттичелли – яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.

Пьеро делла Франческа – известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах».

Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».

Леонардо да Винчи – один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен (см. интересные факты о Леонардо да Винчи).

Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем».

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Один из главных символов Ренессанса.

Рафаэль Санти – один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа».

«Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля.

Микеланджело Буоанарроти – гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».

Тициан Вечеллио – выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».

Теперь вы знаете о том, что собой представляла эпоха Ренессанса. Мы постарались кратко осветить ключевые направления культуры, искусства и науки Ренессанса, а также рассказали о наиболее значимых представителях этих направлений.

Кстати говоря, рекомендуем посмотреть замечательные фотографии о том, как бы выглядели современные звезды в эпоху Возрождения. Очень интересно и увлекательно.

Если хотите много знать, — подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Идеологии и их последователи

В основу идеологий легли древнегреческие представления о мире и человеке. Среди многочисленных течений, зародившихся в начале 15 века, можно выделить 4 основных направления.

Идеологии эпохи Возрождения:

  1. Гуманизм. Этическая позиция, предполагавшая наличие у человека права на самоопределение.
  2. Секуляризм. Социально-политическое движение, предполагавшее разделение церкви и правительства.
  3. Гелиоцентризм. Согласно этому учению, Солнце – центр системы мира. Земля вращается вокруг него и подчиняется его влиянию. Гелиоцентризм зародился во времена античности, а в эпоху Возрождения был переосмыслен и получил широкое распространение.
  4. Неоплатонизм. Направление философии, основанное на учении Платона, древнегреческого философа. Оно базируется на идеях космической иерархии и восхождении души к уровню первоистока – Бога.

Последователи

Среди знаменитых философов эпохи Возрождения, присутствуют следующие:

  1. Н. Макиавелли. Он стал первым философом, критиковавшим и отвергшим идею теократии – непосредственного влияния Церкви на правящую монархию. Согласно идеям Макиавелли, государство должно базироваться на светском принципе управления. По его мнению, человек алчен по своей сути и стремится к эгоистичному удовлетворению своих желаний. Только государство, построенное на ненасильственных методах управления, отсутствие коррупции и развитая юриспруденция позволят управлять человеческой сущностью и совершенствовать ее.
  2. Д. Алигьери. Поэт, автор «Божественной комедии». В своем творчестве он описывает модель мира, похожую на средневековую. Согласно ей, центром мироздания является Земля, а единственным творцом – Бог. Но основным предназначением человека было не служение божьей воле, а достижение совершенства в рамках своей земной жизни. Данте верил в величие человека и его безграничные возможности.
  3. Ф. Петрарка. Его называют «первым гуманистом». Петрарка прославился как лирический писатель, автор сонетов, пьес и мадригалов. Также он писал философские трактаты, в которых пропагандировал гуманистические ценности. Отказавшись от учебы в престижном схоластическом университете, Петрарка предпочел самообразование и стал одним из самых почитаемых мыслителей своего времени.
  4. Н. Кузанский. Согласно его учению, Бог – недостижимое для человека начало. Человек способен постигать тайны природы и узнавать истинную суть предметов и явлений. Разум – нить, связывающая человека и с Богом и с природой. Свои идеи Казанский изложил в сочинениях «Об ученом незнании» и «О предположениях».
  5. Э. Роттердамский. Известен как автор учения «Философия Христа». Он утверждал, что любому человеку под силу следовать заповедям Иисуса и стать христианином в истинном понимании этого слова. Он порицал феодальный строй, самодовольство и войны. В своем сочинении «О свободе воли», он отстаивал право человека на самоопределение. Его близкий друг и соратник Т. Мор издал сочинения «Утопия» с похожими идеями. В нем, Мор рассматривал общественное устройство, основанное на принципах общественной собственности.
  6. М. Монтень. Он исследовал вопросы человеческого бытия. Свои идеи Монтень изложил в сочинении «Опыты» – монументальной работе, затрагивающей многие аспекты общества. Его взгляды остаются актуальными, приемлемыми и в 21 веке.
  7. Д. Бруно. Написал несколько философских трактатов, в которых утверждал о единстве и бесконечности Вселенной. Является автором гипотезы о неразрывности пространства, времени и материи. По мнению Бруно, конечная цель человеческого познания – созерцание божества. Оно доступно только энтузиастам – активным, целеустремленным людям, не приемлющим ханжества и аскетизма. Придерживался идей пантеизма и гелиоцентризма. За свои воззрения был осужден и казнен, как еретик.
  8. Г. Галилей. Ученый, опирающийся на принципы методологии. Изучал географию, физику, химию. В его представлении, философия и наука неразрывно связаны и должны развиваться параллельно. Написал несколько научных трудов, на которые опирались ученые 18-19 веков.

Антропоцентризм и гуманизм Возрождения

Ярчайшей чертой философии Возрождения стало объявление личности высшей ценностью, достойной всестороннего изучения. С этим было связано и бурное развитие светского общества.

Философия Средневековья была целиком посвящена вопросам богословия, а Возрождение вывело на первый план человека и его место в системе бытия, его образование, воспитание, интересы. Одной из самых основных особенностей Ренессанса стало появление так называемого гуманизма, родоначальником которого считается поэт Франческо Петрарка (1304-1374).

Собственно говоря, сам термин «гуманизм» был введен немецким педагогом Ф. Нитхаммером лишь в XIX веке. В эпоху Возрождения использовалось выражение «Studia Humanitatis» (то есть «изучение человечества»), которое объединяло в себе риторику, поэзию, грамматику, историю и этику, основанные на античной классике. Риторике отводилось первостепенное значение, а красноречие считалось высшим достижением.

По своей сути гуманизм Ренессанса не был полноценной философией, так как он не выдвигал никаких четких позиций по отношению к обществу или религии

Но его важнейшее значение заключалось в том, что спустя почти тысячу лет после античности ученые мужи отвлеклись от мертвой схоластики и стали признавать важность гуманитарных наук и важность личности

Не являясь философией, гуманизм Ренессанса оказал огромное влияние на ее развитие. Философы того времени собирали и систематизировали огромный пласт классических текстов, которыми пренебрегали средневековые философы. Древнегреческие тексты массово переводились на латынь. Новые переводы Аристотеля стали и новой интерпретацией его взглядов, довольно сильно отличавшихся от средневековой трактовки.

Средневековая философия

Средневековая философия формировалась и существовала в непростых исторических условиях. Достаточно драматичные события сопровождали её на протяжении всего периода. В 395 г., когда Римская империя была поделена на Западную и Восточную, начался массовый отток греческих философов из Рима, т.к. Греция стала принадлежать Восточной Римской империи. Далее произошёл распад Западной империи, а в 476 г. и вовсе Рим оккупировали немецкие племена. Таким образом, все первоисточники греческой философии были безвозвратно утеряны. И только спустя несколько веков, главные работы Платона и Аристотеля переведут на латинский язык.

Все эти исторические перипетии наложили негативный отпечаток на развитие философии и освоение философского наследия.

Говоря о христианской философии, можно выделить два основных этапа её развития: патристику и схоластику.

Определение

Патристика – это период, в который была создана христианская теология, основанная на активности отцов церкви и её основателей.

Представители этого направления выступали против философии. Среди ярких представителей Юстин Мартир Антиохийский и Квинт Септимий Тертуллиан. Они утверждали, что философия не нужна, однако спустя некоторое время сами же убедились в том, что без неё сложно бороться с различными ересями, поскольку именно посредством философии создаются канонические теологические формы.

Проблема заключалась в том, что в Средневековье теология использовала философию в своих корыстных целях, чтобы укрепить собственные позиции. Любая попытка предпочесть философию теологии пресекалась на корню. Философия тем временем продолжала существовать, но только благодаря теологии и во благо теологии.

Истоки философской мысли эпохи Возрождения

Каждому ещё со школы известно, что мыслители эпохи Возрождения вдохновлялись классической античной философией. Это действительно так

Франческо Петрарка, которого вполне заслуженно называют самым первым гуманистом, обратил внимание на то, что языческие авторы излагают в своих работах простые и доступные каждому истины: стремление к чистоте помыслов, единение с природой, познание бога и мира через самого себя. Петрарка сопоставлял идеи античных философов с тем, что видел вокруг себя: злоупотреблениями служителей церкви и схоластикой, губительно сказывавшейся на состоянии науки

Последователи Петрарки также стали искать истину в работах древних мыслителей. Конечно, идеи Аристотеля и Платона были известны образованным европейцам и в эпоху Средневековья. Но отличительной чертой философии Возрождения является понимание исторического контекста, в котором создавались те или иные концепции. Гуманисты не слепо копировали идеи античных авторов, а стремились разобраться в том, почему эти идеи были ценны для античного мира и что из них можно использовать и в более позднюю эпоху.

Однако идеи, захватившие умы европейской интеллигенции, не исчерпывались концепциями одних только классических философов. Большую роль в становлении философии Возрождения сыграл герметизм – эзотерическое учение: сплав астрологии, натурфилософии, алхимии и магии. Это учение возникло во II-III веках н. э. в Римской империи и должно было стать неким противовесом быстро распространявшемуся в этот период христианству.

Но, несмотря на определённые заимствования, очень многие идеи, возникшие в эпоху Возрождения, носили оригинальный характер. Во многом это связано с политическими изменениями, которые переживала в это время Европа. Всё чаще звучала критика в адрес католической церкви: как со стороны светских государей, не желавших делить свою власть с клириками, так и со стороны простого народа, уставшего от огромных налогов в пользу церкви. Была и третья категория недовольных: пока ещё слабо оформленная и немногочисленная европейская интеллигенция, из которой потом выйдут первые гуманисты. В Средневековье наиболее учёными и грамотными людьми были священники и монахи, но в Возрождение учёность перестала быть привилегией духовенства. С XIV века в Европе стали появляться светские учёные и мыслители. Этих людей не устраивал диктат церкви в духовной и повседневной жизни человека.

Переживали трансформацию и общественные отношения. Росла роль местного самоуправления, складывались предпосылки для формирования развитого гражданского общества. Гуманизм, секуляризм и критический научный подход были именно тем, в чём нуждалось европейское общество в эту эпоху.

Основные черты

Общая характеристика эпохи Возрождения такова, что интерес к человеку возводится в культ его возможностей, а в области эстетики и философии происходит возрождение античной культуры. Античность признается классикой, которую активно изучают и переделывают. Появляется материальное изображение мира, люди восхваляют разум личности. Индивидуальность и личная ответственность в эпоху Возрождения дают основания взглянуть иначе на церковную структуру, религию в целом. Свободная критика создает нападки на религиозную жизнь, на соответствие писаниям. Благодаря этому возникает эпоха Реформации, происходит реформирование католической церкви. Именно благодаря таким настроениям и экономическим причинам эпоха Ренессанса зарождается именно в Италии.

Какие основные признаки эпохи Возрождения?

Как мы уже сказали выше, происходит ослабевание хватки церкви

Религиозный аскетизм подвергается критике, появляются театры, разрешаются карнавалы, праздник, наслаждения;
Внимание с Бога теперь перенаправлено на его творение (антропоцентризм);
Статус творца приобретает авторитет. Люди больше не стесняются подписывать свои работы и не считают, что их рукой водит Бог;
Распространяется философия гуманизма – уважение к человеку, как к крупной, сильной, независимой личности;
Возникает идея богоподобия человека.

Корни европейской цивилизации уходят в античность, а не в средневековье. Далее мы подробнее рассмотрим все аспекты эпохи Ренессанса и как именно ее достижения повлияли на дальнейшую европейскую культуру.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий