Метод обучения сократа и его роль в современной педагогике подготовила учитель истории и обществознания мбоу оош с.грачевка матюхина юлия алексеевна. — презентация

Содержание

  • Слайд 1

    ФЭУП

  • Слайд 2

    1. Периодизация и основные представители софистики

    2. Источники и фрагменты классической софистики

    3. Основные идеи древнегреческой софистики

    3.1. Софисты и религия

    3.2. Этический релятивизм древних софистов

  • Слайд 3

    Софи́сты

    — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой пол. V — 1-й пол. IV в. до н. э.

    В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека.

    (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток»)

  • Слайд 4

    • Дэн Си
    • ГунсуньЛуна
    • Хуэй Ши
  • Слайд 5

    Периодизация и основные представители софистики

    В широком смысле принято говорить о трех эпохах софистики:

    • Классическая или древняя (древнегреческая) софистика
    • Вторая или новая софистика
    • Третья или поздняя софистика

    Он (Протагор) первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом… о мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берёт своё начало от него.

    — Диоген Лаэртский

  • Слайд 6

    V — 1-я половина IV веков до н. э.

  • Слайд 7

    • Лукиан Самосатский
    • Флавий Филострат и другие.

    2 — нач. 3 в. н. э.

    Вымышленный портрет Лукиана, XVII век

  • Слайд 8

    • Либаний
    • Юлиан Отступник
    • 4 в. н. э.
    • Юлиан Отступник
  • Слайд 9

    Фрагменты классической софистики

    В более-менее полном виде сохранились:

    Горгий. Сохранились две речи: «Похвала Елене» и «Защита Паламеда». В настоящее время считают эти речи подложными.

    Антифонт. Сохранилось несколько речей (так называемая «тетралогия») и фрагмент сочинения «Истина».

    Критий. Через Секста Эмпирика до нас дошёл фрагмент текста «Сизиф». По мнению большинства современных исследователей, этот текст не принадлежит Критию.

    «Двоякие речи» анонимного автора.

  • Слайд 10

    • Герман Александр Дильс
    • Александр Осипович Маковельский
  • Слайд 11

    • Филострат Старший
    • Диоген Лаэртский
    • Платон
    • Аристотель
  • Слайд 12

    • Человек — мера всех вещей
    • Моральные нормы произвольны
    • Все в мире относительно
    • Портрет Сократа работы Лисиппа, хранящийся в Лувре
  • Слайд 13

    В эпоху Перикла софисты, Сократ, которого можно назвать олицетворением философии, искусство и риторика вытеснили религию.

    — Карл Маркс

    Карл Маркс

    Взгляды на религию:

    • атеистический
    • агностический
  • Слайд 14

    Протагор

    «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет. Ибо многое препятствует узнать (это): и неясность (вопроса) и краткость человеческой жизни»

    — Протагор

    был агностиком и приобрел славу безбожника

  • Слайд 15

    Этический релятивизм древних софистов

    Специфику норм морали как норм, кодирующих неприродные общественные отношения между людьми. Их нарушение связано с позором и наказанием только в том случае, если это нарушение замечено другими людьми. Если оно не замечено, то нарушителю ничего не грозит.

    Не было разделения на частную и гражданскую жизнь. Закон добродетели равнялся закону полиса. Человек был, гражданином полиса, поэтому в качестве морального субъекта он был публичным человеком.

  • Слайд 16

    Философия и логика

    22.03.2013

Посмотреть все слайды

Содержание

  • Слайд 1

    Томь-Усинскийэнерготранспортный техникум

    Интерактивная презентация для проведения контрольно-обобщающего занятия по теме «Философия Сократа, Платона и Аристотеля»
    Печкунова Наталия Анатольевна преподаватель
    социально-гуманитарных дисциплин
    ГОУ СПО ТУ ЭТТ

  • Слайд 2

    В этом задании следует распределить указанные понятия, названия произведений по соответствующим столбцам. В таблице достаточно указать номера выбранных позиций.1) проблема человека, 2) идея, 3) перипатетики, 4) форма, 5) «Пир», 6) первая материя, 7) логика, 8) «Апология Сократа»,9) «Метафизика», 10) дефиниция, 11) теория воспоминания, 12) даймонион, 13) самопознание, 14) демиург, 15) метод иронииКритерии:За каждый правильный ответ – 1 балл.Максимальное количество – 15 баллов.

  • Слайд 3

    1
    2
    4
    3
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15

  • Слайд 4

    1) проблема человека
    Сократ совершил в философии коренной переворот. Основное философское вопрошание Сократа: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот.

  • Слайд 5

    7) логика
    Аристотель — основатель логики. Логика — наука о законах мышления.

  • Слайд 6

    2) идея
    Сердцевину философии Платона составляет концепция идей.
    Идея — это образец материального мира, существующая и независящая от него.

  • Слайд 7

    9) «Метафизика»
    Философское произведение Аристотеля, в котором излагаются наиболее существенные вопросы онтологического характера.

  • Слайд 8

    10) дефиниция
    Это понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции в процессе познания по Сократу.

  • Слайд 9

    12) даймонион
    Это совесть, «внутренний голос», он является гарантией постижения подлинной истины по Сократу.

  • Слайд 10

    4) форма
    Аристотель стремился разъяснить природу идей. Он перенес акцент с идеи на форму.
    Форма – это сущность любого предмета. Бытие есть синтез материи и формы. Материя — это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт.

  • Слайд 11

    11) теория воспоминания
    Это концепция Платона, в которой душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей.

  • Слайд 12

    5) «Пир»
    Философское произведение Платона второго периода творчества, где подробно разработана теория идей.

  • Слайд 13

    6) первая материя
    Это первичная материя, по Аристотелю, которая является основой всякого бытия.

  • Слайд 14

    3) перипатетики (перипатео — прогуливаюсь)
    Ученики афинского Ликея, основанного Аристотелем. Во время прогулок Аристотель излагал своим ученикам проблемы философии, вопросы естественных и общественных наук.

  • Слайд 15

    14) демиург
    Это Бог-мастеровой, в философии Платона, который соединил идеи с материей, сообщил миру определенный порядок и последовательность.

  • Слайд 16

    15) метод иронии
    Это философский метод Сократа, целью которого было достижения истины с помощью обнаружения противоречий в утверждениях противника.

  • Слайд 17

    13) самопознание
    Это процесс, по Сократу, в результате которого человек приобретает основные добродетели, такие как: сдержанность, мужество, справедливость.

  • Слайд 18

    8) «Апология Сократа»
    Философский трактат Платона, в котором он излагает философское учение Сократа.

Посмотреть все слайды

Философские взгляды

На протяжении всей жизни Сократ пытался познать мир с помощью философских понятий. Обо всем понятом и признанном он сообщал двум своим последователям-ученикам: Платону и Ксенофанту, которые записывали слова своего учителя. К слову, именно так до нас смогли дойти мысли этого знаменитого древнегреческого философа.

На сегодняшний день может показаться, что мы знаем о философии Сократа абсолютно всё, но это всего лишь миф. Дело в том, что его ученики по-разному трактовали сказанное своим учителем, и сравнение их трудов показало абсолютную противоположность мнений.

Платон упоминает в своих работах мнение Сократа по поводу врагов. Философ не раз останавливался на том, что своим врагам нужно причинять как можно большее количество зла и проявлять жестокость – столько, сколько это может быть возможным на протяжении всей жизни. И только так человек сможет предотвратить зло, которое бы исходило от этих врагов. Ксенофонт же, напротив, упоминал о том, что Сократ подчеркивал ненужность и бесполезность отмщения хотя бы одной живой душе, заявляя, что человек с подобными позициями не сможет считать себя полноценной личностью.

Логика присутствует в словах обоих последователей, поэтому для ученых до сих пор остается загадкой истинная философия Сократа по поводу своих врагов. Тем не менее, многие библиографы склоняются к истинности и достоверности Ксенофонта, так как Сократ не мог быть настолько бесчеловечным и эгоистичным философом, как его, чаще всего, описывал Платон в своих трудах.

Недолюбливали Сократа и пифагорейцы. В отличие от них, философ пытался узнать истинную сущность каждого явления и предмета. Он открыто заявлял всем и каждому, что окружающий мир, будь он живым или неживым, не представляет собой лишь определенную последовательность чисел, как об этом утверждали пифагорейцы. Сократ верил, что живые существа имеют собственную сущность, душу, и она уж точно не может быть обычным числом или математическим знаком.

Основные положения философии Сократа

Философ  Сократ (469—399 гг.) считается одним из величайших философов. На рисунке изображена скульптура Сократа.

Сократ получил хорошее философское образование, несмотря на свою бедность. Сократ участвовал в пелопоннесской войне.
В 399 г. он был приговорен  судом Афин к смертной казни.  В качестве обвинения ему было выдвинуто то, что  проповедуемое им новое учение подрывает основы государственности и демократии. Так же  философ был обвинен в безбожии. Обвинения в адрес Сократа было построено на неправильном толковании его учения, проповедывавшего не разрушение демократических основ, а улучшение существующих порядков согласно законам разума и высшей справедливости. По преданию Сократ умер в спокойствии, он до последнего часа не считал себя виновным. На предложение одного из его учеников бежать, Сократ ответил отказом, т.к. считал такой поступок недостойным.

Сократ по праву считается одной из ярчайших фигур в философии. Он был  рационалистом и считал разум основой человеческого существа. Знание, по его мнению, было высшей добродетелью. Сократ считал, что любое познание должно начинаться с себя самого.

Замечание 1

«Познай самого себя» — это девиз сократовской философии.

Методом научного познания он признавал диалектический метод.  Диалектический метод Сократа понимался как умение хорошо говорить и поступать «согласно собственной природе».

Во многом Сократ  расходился  с софистами, отвергая их познавательный нигилизм. По Сократу, ораторское искусство является поваренным искусством и характерно для души. Ораторское искусство призвано потакать прихоти толпы. Ораторы в своих речах не затрагивают вопросы о справедливом и должном.

Сократ пытается вести поиск объективной истины и справедливости

Путь поиска заключается в правильном рассуждении.Сократ уделяет внимание вопросу: будет ли человек знать, что же такое справедливость в процессе обучении риторике. Сократа интересуют объективное содержание основных гражданских добродетелей, которые позволяют отличать истину и ложь

Сократ акцентирует внимание на результатах относительности истины. Он как патриот родного города проявляет интерес к последствиям гражданского релятивизма, стремится к выявлению объективной нормы гражданской жизни, к справедливости как объективного обоснования, которое позволяет гражданам объединяться, охранять государство и будущее.

Центр философии Сократ пытался сместить из области физики и внешнего мира в этическую область и психологическую сферу.  Абсолютным знанием, по мнению Сократа,  обладает  только бог, человек же знает только одно, что он ничего не знает. 

На свою учительскую деятельность Сократ смотрел, как на служение богу и пророчеств. Его цель — найти не самое знание (софия), а разжечь любовь к знанию, в особенности высшему из всех знаний — философии.

Сократ создал почву  для философии Платона, он был «странствующим» философом и имел друзей, с которыми постоянно вел беседы по самым разным вопросам практической жизни и теоретической мысли. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Личная жизнь

До 37-летнего возраста в биографии Сократа не происходило никаких громких событий. Когда к власти пришел Алкивиад, которого мыслитель спас во время боя со спартанцами, у жителей Афин был очередной повод для того, чтобы обвинить его.

До прихода полководца Алкивиада в Афинах процветала демократия, после которой был установлен режим диктатуры. Естественно многие греки были недовольны тем, что некогда Сократ спас полководцу жизнь.

Стоит заметить, что сам философ всегда стремился защищать несправедливо осужденных людей. По мере своих возможностей он также выступал против представителей действующей власти.

Будучи уже в преклонном возрасте Сократ женился на Ксантиппе, от которой у него родилось несколько сыновей. Принято считать, что супруга равнодушно относилась к мудрости мужа, отличаясь скверным характером.

С одной стороны, Ксантиппу можно понять, весь Сократ почти не участвовал в жизни семьи, не работал и старался вести аскетичный образ жизни.

Он ходил по улицам в лохмотьях и рассуждал о разных истинах со своими собеседниками. Жена неоднократно оскорбляла супруга при людях и даже пускала в ход кулаки.

Сократ и его жена Ксантиппа

Сократу советовали прогнать строптивую женщину, позорившую его в общественных местах, но он только улыбался и говорил: «Я хотел научиться искусству ладить с людьми и женился на Ксантиппе в уверенности, что если вынесу ее нрав, то смогу выдержать любые характеры».

Презентация на тему: » Метод обучения Сократа и его роль в современной педагогике Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ ООШ с.Грачевка Матюхина Юлия Алексеевна.» — Транскрипт:

1

Метод обучения Сократа и его роль в современной педагогике Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ ООШ с.Грачевка Матюхина Юлия Алексеевна

2

Диалоги бывают разные…

3

«Это дело хорошее, если кто умеет воспитывать людей» Платон. Апология Сократа

4

Сократ: Значит, жизнь и мужество в высшей степени противоположны смерти и трусости? Алкивиад: Несомненно. Сократ: И одно бы ты себе очень пожелал, другое же – наоборот? Алкивиад: Да. Сократ: Потому что одно ты считаешь наилучшим, а другое – наихудшим? Алкивиад: Да. Сократ: Следовательно, ты относишь мужество к наилучшим вещам, а смерть – к наихудшим? Алкивиад: Именно так. Сократ: Следовательно, помогать на войне друзьям, поскольку это прекрасный подвиг мужества, — это прекрасно? Алкивиад: да. Сократ: Значит, если с помощью деяния совершается зло, мы его называем дурным, а если добро, — хорошим? Алкивиад: Я с этим согласен. Сократ: Но ведь деяние, ведущее к добру, мы называем также прекрасным, а то, что ведет ко злу, — безобразным? Алкивиад: Конечно. Сократ: Следовательно, утверждая, что помощь, оказанная на войне друзьям, прекрасна, но в тоже время дурна, т.к. ведет к смерти, и ты тем самым называешь ее одновременно и прекрасной и скверной. Алкивиад: Мне кажется, ты прав, Сократ. Сократ: Итак, ничто прекрасное не есть дурное, и ничто безобразное не есть хорошее. Алкивиад: Это очевидно.

5

« Обратился ученик к учителю: «О, мой учитель! Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь!». Восточная притча

6

Возможности применения метода проблемного диалога Блиц-опрос Мини-викторина Пресс- конференция Ролевая игра Интеллектуальная разминка

7

Технология проблемного диалога побуждающий Поставленная проблема Выдвижение гипотез выводы подводящий Вопросы и задания Логические построения Новые знания

8

Учебные мероприятия школьного уровня, подготовленные и проведенные учителем на основе метода проблемного диалога: Открытый урок «Великие битвы Великой войны»; Викторина по древней истории Игра «В первобытном обществе» для начальной школы Конкурс эссе по истории России Неделя истории Открытый урок «Великие битвы Великой войны»; Викторина по древней истории Игра «В первобытном обществе» для начальной школы Конкурс эссе по истории России Мероприятия по истории космоса Кулида А. «Исследования курганов около с. Мирный» Гудкова К. «Грачевка – моя Малая Родина» Рубцов И.А. История казачества Проектная деятельность

9

Научные и научно-популярные публикации педагога Ю.А.Матюхиной за гг. Брейн-ринг по Великой Отечественной войне\\»К вершинам мастерства» — I муниципальный сборник докладов и методических разработок учителей истории и обществознания». Саратов Классные часы с ролевыми играми. В печати. Работы по педагогике Великие империи мира. М История за 24 часа (пособие для абитуриентов). Ростов-на-Дону. «Феликс» Энциклопедия по истории для дошкольников. М Работы по истории Театрализация в археологии. Международная конференция «Поволжье – Урал». Ижевск Увек и народы Поволжья\\Народы Поволжья. Саратов Работы по археологии

10

Театрализация на уроках истории

11

Экскурсии и походы

12

Звездные часы и КВН

13

Сценки и спектакли

14

Предпочтение учениками различных форм урока (по социальному опросу)

15

Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще. Альберт ЭЙНШТЕЙН

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Слайд 2

Текст слайда:

Детство

Сократ (470—399 гг. до н.э.) — свободнорожденный гражданин древних Афин. Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл.Сократ получил общедоступное начальное образование, которое было нацелено на физическое и духовное формирование члена полиса (города-государства), его будущего полноправного и преданного гражданина.Когда Сократу исполнилось 18 лет, решался весьма существенный вопрос о наделении гражданскими правами и официальном признании Афинского государства. В соответствии с законом, гражданином Афин признавался лишь тот, чьи оба родителя – афинские граждане. 

Слайд 3

Текст слайда:

Личность Сократа

Сократ привлекал внимание решительно всем: внешностью и образом жизни, деятельностью и учением, всегда был одет скромно и нередко ходил босиком. Сократ был безобразен: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, большой лысой головой и огромным выпуклым лбом, бычья шея, глаза навыкате, толстые чувственные губы, бесформенный нос. 

Слайд 4

Текст слайда:

Философия Сократа .
Познай себя самого

Сократа взволновала и захватила призывная надпись «Познай самого себя».  Изречение как призыв к познанию, и выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь шла о принципе познания человеком своего места в мире.Философский интерес Сократа к проблемам человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его беседФилософски возвысив разум и признав за ним универсальную мощь, Сократ подчинил его господству все космические и земные дела. Знание в трактовке Сократа предстало в качестве единственного должного регулятора и подлежащего критерию человеческого поведения. Тем самым он вдохнул новую жизнь в старую мудрость: «Познай самого себя».

Слайд 5

Текст слайда:

Добродетель – это знание

Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам:а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.

Слайд 6

Текст слайда:

Однако мир удовольствий, как и мир страданий, оказывается сложным. Существует много удовольствий и существует много страданий. Разным людям приятны разные вещи. Кроме того, нет строгой границы между удовольствиями и страданиями, одно сопряжено с другим. За радостью опьянения следует горечь похмелья. Страдание может скрываться за личиной удовольствий. Путь к удовольствиям может лежать через страдания. Человек постоянно оказывается в ситуации, когда необходимо выбирать между разными удовольствиями, между удовольствиями и страданиями. Соответственно встает проблема основания такого выбора.

Слайд 7

Текст слайда:

заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой – искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил переворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Главная цель его философии – восстановить авторитет знаний, поколебленный софистами. Софисты претендовали на всезнания, а Сократ твердил: он знает только то, что ничего не знает.Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым и непременно обладающим искусством государственного управления. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.

Слайды презентации

Слайд 1

Жангазиева Айдана

Виды понятий ЭВсБ11

Слайд 2

Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями.

Слайд 3

Понятие – это логическая мысль о предмете, отражение предмета в одном или нескольких существенных признаках

Слайд 4

Признак предмета – это то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Слайд 5

Существенные признаки- это необходимо принадлежащие предмету признаки, выражающие его внутреннюю природу, его сущность

Слайд 6

Несущественные признаки – могут принадлежать или не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности

Слайд 7

Слова, закрепленные за понятиями (имена понятий) в сложившихся областях практики и научного познания называются терминами.

Слайд 8

Сравнение –мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам

Слайд 9

Абстрагирование –мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других

Слайд 10

Логическая структура понятия

Важнейшими логическими характеристиками всякого понятия являются его содержание и объем

Слайд 11

Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в понятии

Слайд 12

Объем понятия – это совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии

Слайд 13

Единичными понятиями являются те, которые отражают всего лишь один единственный предмет (явление, процесс), т.е. объем этих понятий индивидуален. Это, например, понятия о дневном светиле, об авторе «Мастера и Маргариты»

Слайд 14

Общими понятиями являются те, в которых мыслится множества предметов. Общее понятие в грамматической форме может выражаться и единственным числом; в логике слова «стол» и «столы» одинаково выражают общее понятие о столе.

Слайд 15

Утвердительными (положительными) понятиями являются те, которые отражают наличие какого-то признака у предмета. Положительными понятиями могут быть как общие. так и единичные, пустые. «Проницательность», «грамотные люди», «сказочные герои».

Слайд 16

Отрицательные понятия указывают на отсутствие любого признака, утверждаемого положительным понятием; формируются они простым прибавлением к любому положительному понятию частицы «не»: «не-роза», «не-студент» и пр. Общеупотребимое понимание отрицательности не всегда совпадают с логическим.

Слайд 17

Безотносительными понятиями являются все те, которые мыслятся сами по себе, без обязательного соотнесения их с другими. Такими понятиями могут быть и утвердительные, и отрицательные, и конкретные, и абстрактные, и общие, и единичные, и др., кроме соотносительных.

Слайд 19

Среди сравнимых понятий легко выделяются понятия, которые находятся в отношении совместимости и несовместимости

Слайд 20

Совместимые понятия — те, объемы которых полностью или частично совпадают: «студент», «учащийся», «спортсмен». В логике часто опираются только на один из этих элементов — на объем, поскольку он более прост и выразителен при формальном анализе понятий.

Слайд 21

Несовместимыми понятиями (понятия, находящиеся в отношении несовместимости) — являются те, объемы которых полностью не совпадают, а отдельные содержательные признаки исключают друг друга: «судья» — «прокурор», «зеленый» — «красный» и т. п.

Слайд 23

Связь объема и содержания понятия выражается определенным законом — законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Слайд 24

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия — это закон, согласно которому, чем больше объем понятия, тем меньше его содержание, и наоборот, чем меньше объем понятия, тем больше его содержание.

Слайд 26

Спасибо за внимание!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий