Фома аквинский — доклад сообщение

Поздняя жизнь и смерть

В июне 1272 г. Святой Фома Аквинский согласился поехать в Неаполь и начать программу богословских исследований для доминиканского дома рядом с университетом. В то время как он все еще плодотворно писал, его произведения стали страдать по качеству.

Во время праздника Святого Николая в 1273 году,У святого Фомы Аквинского было мистическое видение, из-за которого письмо казалось ему неважным. По сообщениям, он услышал голос, исходящий от распятия: «Ты хорошо написал обо мне, Фома; какая награда у тебя будет?» на что святой Фома Аквинский ответил: «Никто иной, как ты сам, Господь».

Когда исповедник святого Фомы Аквинского, отец Реджинальд из Пиперно, убеждал его продолжать писать, он ответил: «Я не могу Более того, мне открылись такие секреты, что все, что я сейчас написал, кажется малоценным ». Святой Фома Аквинский больше никогда не писал.

В январе 1274 года Святой Фома Аквинский отправился в поездку во Лион, Франция, чтобы служить во Втором Совете, но так и не смог этого сделать. По пути он заболел в цистерцианском монастыре Фоссанова, Италия.Монахи хотели, чтобы святой Фома Аквинский остался в замке, но, чувствуя, что его смерть близка, Фома предпочел остаться в монастыре, сказав: «Если Господь хочет забрать меня, лучше, чтобы меня нашли в религиозный дом, чем в доме мирянина. »

Часто называемый» Вселенский Учитель «, святой Фома Аквинский умер в монастыре Фоссанова 7 марта 1274 года. Он был канонизирован Папой Иоанном XXII в 1323 году. Святой Фома Аквинский умер в монастыре Фоссанова 7 марта 1274 года. Он был канонизирован папой Иоанном XXII в 1323 году.

По Фоме Аквинскому философия должна служить богословию

Философия, настаивал Фома Аквинский, должна находиться в подчинении у богословия. Ее предназначение в том, чтобы разъяснять догмы богословия, делать их более доходчивыми для верующих: «Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через откровение. Притом же она не следует другим наукам, как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам, подобно тому как теория архитектуры прибегает к служебным дисциплинам или теория государства прибегает к науке военного дела. И само то обстоятельство, что она все-таки прибегает к ним, проистекает не от ее недостаточности или неполноты, но лишь от недостаточности нашей способности понимания: последнее легче вести от тех предметов, которые открыты посредственному разуму, источнику прочих наук, к тем предметам, которые превыше разума и о которых трактует наша наука». Фоме Аквинскому принадлежит знаменитое выражение: «философия является служанкой богословия», определившее положение философии в христианской Европе на несколько веков вперед.

Философия и идеи

Фома Аквинский никогда не относил себя к философам, считая их язычниками, которые «отрицают истину и мудрость христианского откровения». Он также считал, что философия прислуживает теологии, поскольку божье откровение важнее разума. Несмотря на нелестные выражения, Томас почитал Аристотеля, что нашло отражение в его схоластических теориях.

Теолог Фома Аквинский

Взяв за основу 4 ступени познания истины Аристотеля — опыт, искусство, знание и мудрость, Фома Аквинский определил свои. Он писал, что мудрость есть знание о Боге, то есть выше всяких ступеней. Мыслитель пошел дальше и выделил 3 типа мудрости: благодати, богословскую (мудрость веры) и метафизическую (мудрость разума).

Подобно Аристотелю, Фома Аквинский считал душу самостоятельной субстанцией, которая существует соответственно с желаниями человеческими, является отражением добрых и злых деяний. Душа человеку дана, чтобы после смерти соединиться с Господом.

Фома Аквинский на кафедре

Поэтому, говорит мыслитель, разумный гражданин стремится жить праведно, чтобы по ту сторону мира соединиться с Создателем. В этом Томас повторяет идеи прародителя идеи христианской философии Аврелия Августина, или Августина Блаженного.

Человек познает мир разумом, интеллектом и умом. Благодаря первому формулируются суждения и выводы, второе помогает анализировать внешние образы явлений, а третье представляет собой совокупность духовных компонентов человека. В целом познание – то, что, по мнению Фомы Аквинского, отделяет индивида от животных, растений, божественных существ.

Фома Аквинский

Для познания божественного начала также существуют 3 инструмента – разум, откровение и интуиция. Таким образом, Фома Аквинский был одним из первых теологов, признающих возможность постижения высшего просветления рациональным способом. Более того: в крупнейшей работе «Сумма теологии» мыслитель привел 5 доказательств бытия Бога.

  • Первое – движение. Движение всех динамичных предметов в мире когда-либо было спровоцировано движением других предметов, а те – третьих предметов. Однако первопричиной движения стал Бог.
  • Второе – производящая сила. Доказательство сходно с предыдущим и подразумевает, что первопричиной всего, когда-либо произведенного на свет, является Бог.
  • Третье – необходимость. Каждая вещь подразумевает потенциальное и реальное использование, однако все вещи не могут быть в потенции. Необходим фактор, способствующий переводу вещей из потенциального в актуальное состояние, в котором вещь необходима. Этот фактор есть Бог.
  • Четвертое – степень бытия. Люди сравнивают предметы и явления с идеальным нечто. Это идеальное и есть Бог.
  • Пятое – целевая причина. Деятельность живых существ должна быть целесообразной, значит, необходим фактор, задающий цель для всего, что есть в мире. И этот фактор — Бог.

Помимо религии, Фома Аквинский рассуждал о государстве. Оптимальной формой политического устройства философ считал монархию. Король – аналог Бога на земле, который обязан учитывать интересы и нужды всех слоев общества, не отдавая предпочтение отдельным кастам. При этом воля государя обязана подчиняться духовенству, то есть гласу божьему.

Статуя Фомы Аквинского

Томас первым провел черту между сущностью и существованием. Впоследствии это разделение легло в основу католичества. Сущностью Фома Аквинский назвал «чистую идею», то есть суть явления или вещи, совокупность характеристик. Факт нахождения вещи или явления в мире есть доказательство ее существования. На то, чтобы та или иная вещь существовала, необходимо божье одобрение.

На идеях мыслителя и его религиозном трактате «Сумма теологии» построено учение, получившее название томизм, или фомизм. Оно говорит не столько о догматах веры, сколько о способах принятия веры посредством разума. Однако высшей оценкой философии Фомы Аквинского является принятие ее как официальной идеологии католицизма.

Бытие

Мы рассмотрели кратко биографию и философию Фомы Аквинского, но некоторые его идеи требуют детального рассмотрения. Под бытием Фома понимал самое сокровенное, что скрыто в глубине души каждого живого существа. Он делал акцент на том, что существования какой-либо вещи куда важнее её сущности. Это исходило из того, что сущность не является актом творения, в отличии от существования.

Мир Аквинат понимал, как совокупность различных существований, которые зависят от Бога. Только в нём он виде единство сущности и существования, как тождественных понятий. При этом теолог предлагал рассмотреть две формы жизни: случайную, или зависимую, и самостную — безусловную.

При этом истинным бытием был только сам Бог, а всё остальное имело лишь иллюзию его. Фома не отрицал существования ангелов и прочих существ и считал, что чем ближе по ступени иерархии они стоят к Богу, тем больше свободы имеют.

Пять доказательств бытия Бога

Они были изложены с рациональных позиций и дополняли католическую доктрину:

  • Перводвигатель. Очевидно, что движение всякой вещи происходит в результате внешнего толчка. Ничто не может быть одновременно движимым и движущим. Поэтому, даже если мы найдем тот первый предмет, который «толкнул» все остальные, нам предстоит выяснить, что же толкнуло его самого.
  • Первопричина. Наука может объяснить физические законы и провести инвентаризацию вселенной, но она не в состоянии сформулировать смысл жизни. Причины и цель всего существующего мы находим за пределами материального мира – в сфере нематериального бытия. Не существует такой вещи, которая бы была причиной самое себя.
  • Необходимость. Все сущее имеет определенный жизненный цикл, однажды появившись в этом мире, чтобы когда-нибудь исчезнуть. Это значит, что все, что мы воспринимаем как сущее, когда-то было не сущим, но появилось в силу необходимости. Нет такой материальной вещи, которая бы являла необходимость для себя самое, а значит, необходимость лежит за пределами материального мира.
  • Степени бытия. В процессе познания мы сравниваем отдельные предметы с другими, более или менее совершенными. Постигая бытие, мы всегда будем его сравнивать с неким другим бытием, которое не просто совершеннее нашего бытия, но представляет собой идеал совершенства, пусть и недостижимый в материальном мире.
  • Целевая причина. Если четыре предыдущих аргумента доказывали наличие инобытия, то данный аргумент указывает на существование именно христианского Бога. Целесообразность всего сущего подразумевает бытие Того, кто эту цель полагает.

Доказательства бытия Божия

В первой части «Суммы теологии» Аквинат обосновывает необходимость теологии как науки со своей целью, предметом и методом исследования. Предметом ее он полагает первопричину и предельную цель всего сущего, то есть Бога. Именно поэтому трактат начинается с пяти доказательств бытия Божия. Именно благодаря им в первую очередь известна «Сумма теологии», несмотря на то, что из 3 500 листов, которые занимает этот трактат, существованию Бога посвящены всего полтора.

Первое доказательство бытия Божия опирается на аристотелевское понимание движения. Фома утверждает, что «все, что движется, должно быть движимо чем-то иным»  Здесь и далее: Summa Theologiae, I, quaestio II, De Deo, an Deus sit.. Попытка представить себе ряд объектов, каждый из которых заставляет двигаться предыдущий, но и сам при этом приводим в движение следующим, уводит в бесконечность. Попытка это вообразить неизбежно должна привести нас к пониманию того, что был некий перводвигатель, «который не движим ничем, а под ним все разумеют Бога».

Второе доказательство немного напоминает первое и также опирается на Аристотеля, в этот раз — на его учение о четырех причинах. По Аристотелю, у всего сущего должна быть действующая (или порождающая) причина, то, с чего начинается существование вещи. Поскольку ничто не может произвести самое себя, должна быть некая первопричина, начало всех начал. Это и есть Бог.

Третье доказательство бытия Божия — доказательство «от необходимости и случайности». Фома поясняет, что среди сущностей есть такие, которые могут как быть, так и не быть, то есть их существование случайно. Есть и необходимые сущности. «Но все необходимое либо имеет причину своей необходимости в чем-либо еще, либо нет. Однако невозможно, чтобы необходимых , имеющих причину своей необходимости , уходил в бесконечность». Следовательно, есть некая сущность, необходимая сама по себе. Эта необходимая сущность может быть только Богом.

Четвертое доказательство «исходит из степеней , обнаруживаемых в вещах. Среди вещей обнаруживаются более и менее благие, истинные, благородные и так далее». Однако о степени благости, истинности и благородства можно судить только в сравнении с чем-то «наиболее истинным, наилучшим и благороднейшим». Этими свойствами обладает Бог.

В пятом доказательстве Аквинат вновь опирается на учение Аристотеля о причинах. Исходя из аристотелевского определения целесообразности, Фома констатирует, что все предметы бытия направлены в своем существовании к какой-то цели. При этом «они достигают цели не случайно, но намеренно». Поскольку сами предметы «лишены разумения», следовательно, «существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к цели. И таковое мы называем Богом».

завод

Работы Фомы Аквинского были разнообразны, и их публикация была обширной. Он опубликовал большое количество книг за свою короткую жизнь, так как он умер, когда ему было всего 49 лет.

Среди огромного списка публикаций выделяются теологические синтезы: Сумма против язычников, Summa theologiae и Scriptum super quatuor libris приговор магистрат Петри Ломбарди.

Сумма против язычников

Эта работа переводится как Сумма против людей. Считается, что он был написан между 1260 и 1264 годами, хотя нет никакого согласия относительно правдивости этой даты..

Предполагается, что цель этой публикации — привести аргументы, которые подтвердят католическую и христианскую веру в ситуациях вражды.

В этой публикации вы можете найти аргументы, разработанные специально для реагирования на проявления неверных людей. Считается, что цель книги состояла в том, чтобы поддержать миссионеров в их действиях по распространению слова Божьего.

Предполагается также, что эти аргументы могли быть полезны перед лицом споров с евреями или мусульманами, которые были охарактеризованы в то время как адепты философии Аристотеля..

Summa theologiae

 Богословская сумма Он был написан между 1265 и 1274 годами. Он характеризуется как самый популярный богословский трактат средневекового периода и оказал сильное влияние на католицизм..

Больше, чем защищать веру (как в случае Сумма против людей), эта публикация была задумана как богословское пособие, которое может быть использовано в.

Для написания Богословская сумма, Фома Аквинский основан на Библии и других священных писаниях, а также на учениях Аристотеля и Августина Гиппопотама.

структура

Шаблон можно найти в структуре этой публикации. Во-первых, объяснение начинается с вопроса, который обычно выражал противоположную идею, которую защищал Фома Аквинский..

Позже Санто Томас описал аргументы, которые, по его словам, опровергли тезис, выдвинутый в начале, в поставленном вопросе; и после этого я продолжил описывать те аргументы, которые поддерживают этот тезис.

При разработке анализа Томас посвятил себя расширению и пониманию того, что будет его ответом, и, в конце концов, он ответил один за другим на все аргументы, которые возражали против рассматриваемого тезиса..

Эта книга была написана в трех частях, и третья из них осталась незаконченной после того, как Фома Аквинский в последние годы своей жизни заявил, что у него было откровение, благодаря которому ему сказали, что все, что он написал до сих пор это было бесплодно, и это не имело смысла.

Однако, хотя Фома Аквинский не завершил третью часть своей работы, его ученики завершили ее для него, добавив дополнение, в котором они разработали несколько работ, написанных им во времена его юности..

Scriptum super quatuor libris приговор магистр Петри Ломбарди

Это была первая работа Томаса де Акино, которая переводится как Комментарий к четырем книгам предложений Педро Ломбарди.

Предполагается, что эта работа была написана между 1254 и 1259 годами. В этой публикации Томас де Акино комментирует работу теолога Педро Ломбарди, в которой были разработаны таинства Церкви..

Некоторые ученые определили, что то, что Аквинский поднял в этих комментариях, сохраняет важные различия со способом выражения себя в Богословская сумма, самая трансцендентная работа Томаса. 

Однако тот факт, что Богословская сумма Томас Аквинский не закончил, может объяснить, что различие аргументов между обеими работами религиозного философа.

Другие ученые Фомы Аквинского указывают, что эта книга является конкретным свидетельством того, как его мысль развивалась и развивалась во времени.

Об Аристотеле

Альберт Великий, учитель Фомы Аквинского, был автором первого написанного в Западной Европе комментария к «Никомаховой этике» Аристотеля. Именно он ввел в обиход католического богословия сочинения Аристотеля, до того известные на Западе преимущественно в изложении арабского философа Аверроэса. Альберт показал отсутствие противоречий между учением Аристотеля и христианством.

Благодаря этому Фома Аквинский получил возможность христианизировать античную философию, в первую очередь — труды Аристотеля: стремясь к синтезу веры и знания, он дополнил вероучительные догматы и религиозно-философские умозрения христианства социально-теоретической и научной рефлексией, опирающейся на логику и метафизику Аристотеля.

Фома не был единственным богословом, пытавшимся апеллировать к трудам Аристотеля. Это же делал, например, его современник Сигер Брабантский. Однако аристотелизм Сигера считали «аверроистским», сохранившим некоторые идеи, привнесенные в труды Аристотеля его арабскими и иудейскими переводчиками и интерпретаторами. «Христианский аристотелизм» Фомы, опиравшийся на «чистое» учение древнегреческого философа, не противоречащее христианству, победил — а Сигер Брабантский за свои убеждения был предан суду инквизиции и убит.

Идеи Фомы Аквинского[править]

Беноццо Гоццоли. Триумф св. Фомы Аквинского. 1471. Лувр. Париж

Как теолог понимал бытие Бога в смысле христианской религии и разделял идею творения мира из ничего и бессмертия души, которая как «чистая форма» не может быть разрушена. Однако она не существует до земной жизни, а создается Богом. Она приобретает знания не в результате воспоминаний, как у Платона, а благодаря чувственному восприятию, в которое облечено познание идеи, озаряемое интеллектом. Всё мироздание рассматривается Фомой Аквинским как универсальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, который установлен Богом и указывает всему существующему его прирождённое место. Интеллект, по его мнению, подчинен воле. Для совершения нравственных поступков человек должен уважать естественный порядок в личной жизни и обществе. Одним из наиболее важных результатов богоучения Св. Фомы Аквинского является выведение пяти доказательств бытия Бога, пяти путей, благодаря которым мы можем от чувственно воспринимаемого мира, являющегося для нас первично постигаемым, продвигаться к познанию факта существования Бога и познанию многих Его качеств. Кроме того, он много писал о невидимом бытии, в частности, описал иерархию ангелов и их свойства. Выбранные из его философии (метафизики) и были определены церковью 24 июля года как истинное учение Фомы Аквинского (см. Томизм).

Пять доказательств существования Богаправить

В «Сумме теологии» Фома Аквинский приводит пять доказательств (путей) существования Бога:

  1. Доказательство через движение. Все вещи делятся на две категории: движимые и двигающие. Движимые двигаются только потому, что их движет что-то другое, движущие движутся сами и движут другие вещи. Но вещи двигаются лишь относительно того, что движет их, они не могут быть источником собственного движения. Соответственно должно быть что-то, что само неподвижно, но двигает движущие предметы. По Фоме это есть Бог.
  2. Доказательство через производящую причину. У каждой вещи есть цепочка причин являющихся причиной бытия этой вещи. Но невозможно, чтобы эта цепочка уходила в бесконечность. Значит есть что-то, что являясь причиной существования других вещей, само не имеет первопричины и существует безотносительно причин. Это и есть Бог.
  3. Доказательство через необходимость. Большинство вещей являются возможными, они могут быть, а могут и не быть, они появляются и исчезают. Если бы все вещи были такими, то они все могли бы перейти в небытие, а тогда можно сказать, что уже ничего не существует, поскольку не-сущее переходит в сущее только через сущее. А раз ничего не существует, ничто не могло бы перейти в нечто. Значит должно быть нечто, что необходимо, через что создаётся сущее. Но необходимость должна иметь внешнюю причину. Поскольку невозможно, чтобы цепочка зависимостей уходила в бесконечность, значит есть нечто необходимое, что не нуждается во внешней причине, необходимое само по себе. Это и есть Бог.
  4. Доказательство от степеней бытия. Всё обладает некими качествами и при этом можно говорить, что одно обладает этими качествами в большей степени чем другое. Значит есть нечто, относительно чего меряют качество, чем ближе к эталону, тем в большей степени сущее обладает этим качеством. Значит есть нечто являющееся идеалом истины, совершенства, благородства и, как следствие, обладающее истинным бытием. Но то, что в предельной степени обладает неким качеством, является и причиной всех проявлений этого качества. Значит есть сущность, являющаяся причиной всех благ и всякого совершенства. Это есть Бог.
  5. Доказательство через целевую причину. Из наблюдений известно, что у предметов, лишённых разума, действия, как правило, направлены к наилучшему исходу, а значит подчиняются целесообразности. Следовательно, они достигают цели не случайно, но по чьей-то воле. А значит есть что-то, полагающее цель для всего, что происходит в природе. Это именуется Богом.

Теология и философия

Получив образование, святой Фома Аквинский посвятил себя путешествиям, письму, преподаванию, публичным выступлениям и проповедям. Религиозные учреждения и университеты стремились извлечь выгоду из мудрости «христианского апостола».

На переднем крае средневековой мысли была борьба за примирение отношений между теологией (вера) и философией (разум). Люди не могли понять, как объединить знания, полученные в результате откровения, с информацией, которую они наблюдали естественным образом, используя свой разум и свои чувства. Основываясь на «теории двойной истины» Аверроэса, два типа знания находились в прямой противоположности друг другу. Революционные взгляды святого Фомы Аквинского отвергли теорию Аверроэса, утверждая, что «оба вида знания в конечном итоге исходят от Бога» и поэтому совместимы. Они не только были совместимы, согласно идеологии Томаса, но и могли работать совместно: он считал, что откровение может руководить разумом и предотвращать его от ошибок,в то время как разум мог прояснить и демистифицировать веру. Работа Святого Фомы Аквинского продолжается, чтобы обсудить роль веры и разума в восприятии и доказательстве существования Бога.

Святой Фома Аквинский полагал, что существование Бога может быть доказано пятью способами, главным образом посредством: 1) наблюдения движения в мире как доказательства Бога, «Неподвижного Двигателя»; 2) наблюдение причины и следствия и определение Бога как причины всего; 3) сделать вывод, что непостоянная природа существ доказывает существование необходимого существа, Бога, который происходит только изнутри себя; 4) замечая различные уровни человеческого совершенства и определяя, что высшее, совершенное существо должно существовать; и 5) зная, что природные существа не могли бы иметь разум, если бы он не был им дан им Богом.После защиты способности людей естественно воспринимать доказательство Бога Томас также решил задачу защиты образа Бога как всемогущего существа.

Фома Аквинский также однозначно обратился к соответствующему социальному поведению по отношению к Богу. , При этом он придал своим идеям современный, а некоторые говорили бы, что он вне времени. Томас полагал, что законы государства на самом деле являются естественным продуктом человеческой природы и имеют решающее значение для социального обеспечения. Следуя социальным законам государства, люди могут заслужить вечное спасение своей души в загробной жизни, заявил он. Святой Фома Аквинский определил три типа законов: естественный, положительный и вечный. Согласно его трактату, естественный закон побуждает человека действовать в соответствии с достижением своих целей и управляет человеком ».чувство добра и зла; позитивный закон — это закон государства или правительства, и он всегда должен быть проявлением естественного права; и вечный закон, в случае разумных существ, зависит от разума и приводится в действие посредством свободной воли, которая также способствует достижению духовных целей человека.

Сочетание традиционных теологических принципов с современными философская мысль, трактаты св. Фомы Аквинского, затрагивали вопросы и борьбу средневековой интеллигенции, церковных властей и обычных людей. Возможно, это именно то, что отметило их как непревзойденных по своему философскому влиянию в то время, и объясняет, почему они будут и впредь служить строительным материалом для современной мысли, получая ответы от теологов, философов, критиков и верующих.# x2014; после этого.

Интересные факты

В одном из своих сочинений Фома Аквинский провозгласил, что карой за ересь может быть не только отлучение от церкви, но и смерть. Данный постулат был подтвержден папской энцикликой. Таким образом, идеи Ф. Аквинского поспособствовали бесчинствам инквизиции, выставляя их «богоугодным делом».

Часть томистских положений были осуждены архиепископом Этьеном Тампье в последней четверти 13 века.

В 1879 г. Фома Аквинский был признан самым авторитетным католическим философом. Ведь именно он связал христианское вероучение с идеями Аристотеля.

После смерти названному теологу присвоено звание второго Августина и «ангельского доктора». В 1323 г. Фому причислили к лику святых.

Идеи Аквинского продолжили свое развитие в рамках «томизма». Ярчайшими его представителями являются Т. де Вио и Ф. Суарес. Томизм оказал некоторое влияние на Г. В. Лейбница. С конца XIX в. учение Фомы снова вызывает широкий интерес, возникает «неотомизм».

Единство религии и философии

Фома Аквинский, величайший схоласт

«Верую, чтобы понимать» — это высказывание средневекового философа Ансельма Кентерберийского стало девизом новой науки — схоластики. Схоластика занималась объединением веры и знания, старалась обосновать догматы веры с точки зрения философии. Представители этого философского направления считали, что путь к Богу — это не только вера, но и понимание законов мироздания.

Своего расцвета схоластика достигла в учении итальянского философа Фомы Аквинского, жившего в XIII веке. Он считал, что между философией и религией нет противоречий, они дополняют друг друга и образуют единство. Мир — это творение Бога, и поэтому он несет в себе тайну Божественного замысла, который мы можем попытаться разгадать.

Какими способами это можно сделать? Во-первых, при помощи разума. Это не прямой путь, и он не даст нам полного понимания, потому что возможности человеческого ума ограничены. Но его тоже можно использовать, чтобы приблизиться к Богу

Таким образом, философия, при всей ее важности, все же вторична по отношению к религии. Именно Фома Аквинский впервые назвал философию «служанкой богословия»

Второй путь постижения великого замысла Бога — это вера. Исходным понятием учения Фомы Аквинского было божественное откровение, нечто такое, что ускользает от человеческого разума, но при этом необходимо для спасения души.

Мудрость, по Фоме Аквинскому, это высшее знание о Боге. Философ выделял три вида мудрости: мудрость благодати, высшая из всех; мудрость богословия, основанная на вере, но использующая разум для понимания; метафизическая мудрость, чьими инструментами являются разум и знание.

Биография Фомы Аквинского

Фома Аквинский появился на свет примерно в 1225 году в итальянском городе Аквино. Он рос и воспитывался в семье графа Ландольфа Аквинского и его супруги Теодоры, которая происходила из богатой неаполитанской династии. Кроме Фомы у его родителей родилось еще шестеро детей.

Глава семейства хотел, чтобы Фома стал аббатом в бенедиктинском монастыре. Когда мальчику едва исполнилось 5 лет родители отдали его в монастырь, где он пробыл около 9 лет.

Когда Аквинскому было примерно 14 лет он поступил в университет Неаполя. Именно здесь он начал тесно общаться с доминиканцами, вследствие чего решил вступить в ряды доминиканского ордена. Однако, когда родители узнали об этом, они запретили ему это сделать.

Родные братья даже поместили Фому на 2 года в крепость, чтобы он «образумился». Согласно одной версии, братья пытались искусить его приведя к нему проститутку, чтобы с ее помощью разрушить обет безбрачия.

В итоге Аквинский якобы защищался от нее горячим поленом, сумев сохранить нравственную чистоту. Этот случай из биографии мыслителя изображен на картине Веласкеса «Искушение святого Фомы Аквинского».

Выйдя на свободу юноша все же постригся в монахи Доминиканского ордена, после чего уехал в Парижский университет. Здесь он учился у известного философа и теолога Альберта Великого.

Картина Веласкеса. «Искушение святого Фомы Аквинского»

Любопытно, что обет безбрачия мужчина смог сохранить до конца своих дней, вследствие чего у него никогда не было детей. Фома был очень набожным человеком, проявляющим интерес к схоластике – средневековой философии, представляющей собой синтез католического богословия и логики Аристотеля.

В 1248-1250 гг. Аквинский обучался в Кельнском университете, куда отправился вслед за своим наставником. По причине грузности и покорности, однокурсники дразнили Фому «Сицилийским быком». Однако в ответ на издевки, Альберт Великий однажды произнес: «Вы называете его немым быком, но его идеи однажды взревут так громко, что оглушат мир».

В 1252 г. монах вернулся в доминиканскую обитель Св. Иакова в Париже, а через 4 года ему доверили преподавать теологию в Парижском университете. Именно тогда он написал свои первые работы: «О сущности и существовании», «О началах природы» и «Комментарий к „Сентенциям“».

В 1259 г. Папа римский Урбан IV вызвал Фому Аквинского в Рим. На протяжении последующих десяти лет он преподавал богословие в Италии, продолжая писать новые труды.

Монах пользовался большим авторитетом, в связи с чем долго занимал пост советника по богословским вопросам при папской курии. В конце 1260-х он возвратился в Париж. В 1272 г., оставив должность регента Парижского университета, Фома обосновался в Неаполе, где выступал с проповедями перед простыми людьми.

Согласно одному преданию, в 1273 г. Аквинский получил видение – по окончании утренней мессы ему якобы послышался голос Иисуса Христа: «Ты хорошо описал меня, какую награду ты хочешь за свой труд?». На это мыслитель ответил: «Ничего, кроме тебя, Господь».

В это время здоровье Фомы оставляло желать лучшего. Он был настолько слаб, что ему пришлось оставить преподавательскую и писательскую деятельность.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Образование

Святой Фома Аквинский провел следующие пять лет, заканчивая начальное образование в бенедиктинском доме в Неаполе. В течение этих лет он изучал работу Аристотеля, которая впоследствии стала главной отправной точкой для собственного исследования философии святым Фомой Аквинским. В бенедиктинском доме, который был тесно связан с Университетом Неаполя, Томас также проявил интерес к более современным монашеским орденам. Его особенно привлекали те, кто подчеркивал жизнь духовного служения, в отличие от более традиционных взглядов и защищенного образа жизни, которые он наблюдал в аббатстве Монте-Кассино.

Около 1239 года святой Фома Аквинский начал посещать Университет Неаполя. В 1243 годуон тайно присоединился к ордену доминиканских монахов, получив привычку в 1244 году. Когда его семья узнала об этом, они почувствовали себя настолько преданными, что он отвернулся от принципов, на которые они подписались, что они решили похитить его. Семья Томаса держала его в плену целый год, заключенного в крепости Сан-Джованни в Рокка Секка. В течение этого времени они попытались депрограммировать Томаса из его новых убеждений. Фома, однако, твердо придерживался идей, которые он изучил в университете, и вернулся в доминиканский орден после своего освобождения в 1245 году.

С 1245 по 1252 год святой Фома Аквинский продолжал учиться у доминиканцев. в Неаполе, Париже и Кельне. Он был рукоположен в Кельне, Германия, в 1250 году и продолжал преподавать богословие в Парижском университете. Под опекой Святого Альберта Великого,Святой Фома Аквинский впоследствии получил докторскую степень по теологии. В соответствии с предсказанием святого отшельника Томас оказался образцовым ученым, хотя, по иронии судьбы, его скромность иногда заставляла одноклассников неправильно воспринимать его как дурака. Прочитав диссертацию Томаса и посчитав ее блестящей, его профессор, Святой Альберт Великий, заявил в защиту Томаса: «Мы называем этого молодого человека тупым волом, но его рев в учении однажды прозвучит по всему миру!»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий