Франческо петрарка

Изгнание и триумф

В 1304 году в семье изгнанного из Флоренции юриста по прозвищу Петракко родился мальчик, получивший имя Франческо. Пьетро Паренцо — так звали отца будущего поэта — принадлежал к белым гвельфам, агитировавшим за союзнические отношения с гибеллинами. За это его и изгнали из города представители чёрных гвельфов. Пьетро был вынужден покинуть Флоренцию одновременно с великим итальянским поэтом Данте Алигьери. Автор «Божественной комедии» тоже симпатизировал белым гвельфам.

Долгое время семья юриста кочевала из одного города в другой. После переездов из одного места в другое изгнанники поселились в Карпантре — торговом городке, который сейчас принадлежит Франции. Здесь маленький Франческо пошёл учиться в школу, где успешно освоил латинский язык. Это оказало огромное влияние на будущую деятельность юноши. Литературоведы делят творчество Петрарки на две части: италоязычные тексты и произведения, написанные на латыни. Кстати, о литературе: именно в школе Франческо увлёкся книгами. На сына изгнанника огромное впечатление произвели авторы, творившие во времена Римской империи.

Под влиянием отца-юриста Петрарка, окончивший школу, приступил к изучению права. Франческо поступил в Болонский университет, который он закончил без какого-либо желания заниматься профессиональной юридической деятельностью. Неудивительно, что Петрарка так и не попробовал стать юристом.


Портрет Петрарки. (pinterest.com)

Правовой сфере Франческо предпочёл религиозную. Петрарка переехал в Авиньон, где стал членом местного духовенства. Однако вскоре молодому человеку пришлось покинуть город: Франческо полюбил Лауру, которой начинающий поэт посвятил множество стихотворений; тёплое чувство Петрарки не было взаимным, и он решил уехать подальше от мест, напоминающих ему о любимой. Домом Петрарки стал город Воклюз.

В уединённом месте Петрарка смог полностью погрузиться в творчество. Связь с крупными представителями духовенства, оказывавшими материальную помощь выпускнику Болонского университета, позволяла ему не беспокоиться о деньгах и заниматься любимым делом. Узнав о смерти Лауры, которую поэт не забывал никогда, Франческо посвятил ей «Песенник» — сборник лирических сонетов. Стихотворения из этой книги филологи считают вершиной италоязычной части творчества Петрарки.

[править] Особенности творчества

Любовь не терпит принуждения, одно слово — и всё блаженство исчезнет! Мог ли бы Петрарка в узах брака любить свою Лауру так пламенно? Ах нет! Воображение его не произвело бы ни одного из тех нежных сонетов, которыми я восхищаюсь.

— Карамзин

Канцоньере XV века издания

Несмотря на то, что Петрарка считается итальянским поэтом, большинство его сочинений написано на классической латыни, причём проза давалась ему ничуть не хуже стихосложения. Франческо восхищался древнеримской культурой и считал свои сочинения на мёртвом языке более важными, нежели проникнутые чувственным жаром любовные писульки на volgare. Итальянский тех времён и представлял собой не что иное, как пропущенную через мозги быдланов и засоренную диалектизмами латынь, потому и назывался «вульгарным» (volgare), а признаком образованности считалось умение говорить на чистой латыни. ЧСХ, читатель ещё при жизни автора оценил именно сонеты к Лауре. Сей новояз был изобретён отнюдь не Петраркой: именно на нём читали свои опусы барды и трубадуры, разъезжающие по италийским городам и весям. Франческо лишь огранил алмаз романского просторечия, придал ему стихотворную форму и открыл итальянскому языку дорогу в большую литературу. Такую же услугу Пушкин сослужил русской словесности.

Большая часть стихов на вольгаре вошла сборник Canzoniere, составленный исследователями творчества Петрарки уже после смерти последнего. Сонеты делятся в нём на две большие части — посвящённые Мадонне Лауре при жизни и «постмортем». В своём «Письме к потомкам» пиит упоминал, что страсть к Лауре со временем притушили годы, её кончина и увлечение автора гуманитарными науками. Действительно, несмотря на горемычное описание своей юдоли, характерное для петраркиных сочинений в целом, стихи «На жизнь Мадонны Лауры» более жизнерадостны и внушают надежду на счастье здесь и сейчас. Сонеты же на её смерть проникнуты горечью утраты, и лишь возможная встреча героев в следующей жизни удерживает страдальца по сю сторону. Помимо «Книги песен», в итальянское наследие поэта входит также поэма «Триумфы», написанная в другой стихотворной форме, походящей на «Божественную комедию». В ней Петрарка поёт отнюдь не дифирамбы возлюбленной, но моралфажескую оду о преодолении телесных страстей для достижения духовного бессмертия в вечности.

учёности и хорошего тонаБлаженным Августиномтомистских схоластовБогууже не человекЗемлю
Да, собственно, и сам Петрарка написал об этом в одном из поздних сонетов: 

Восхитила мой дух за грань вселенной

Тоска по той, что от земли взята;
И я вступил чрез райские врата
В круг третий душ. Сколь менее надменной
Она предстала в красоте нетленной!
Мне руку дав, промолвила: «Я та,
Что страсть твою гнала. Но маета
Недолго длилась, и неизреченный
Мне дан покой. Тебя лишь возле нет, —
Но ты придешь, и дольнего покрова,
Что ты любил. Будь верен; я — твой свет».
Что ж руку отняла и смолкло слово?
Ах, если б сладкий все звучал привет,

Земного дня я б не увидел снова!

Краткая характеристика

«Канцоньере» состоит из 366 никак не озаглавленных отдельных стихотворений: 317 сонетов (самый популярный — № 35 «Solo e pensoso»), 29 канцон (среди наиболее известных — № 128 «Italia mia», № 53 «Spirto gentil», № 126 «Chiare, fresche et dolci acque»), 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала (в том числе № 52 «Non al suo amante», № 106 «Nova angeletta»). Вопреки скромному авторскому названию сборник содержит вовсе не «разрозненные» тексты, но выдаёт тщательную редакторскую и составительскую работу автора. Не вошедшие в «Канцоньере» итальянские стихи (так называемые «экстравагантные») утрачены либо вошли в другие сборники поэта. В изданиях сборника сложилась традиция делить его на 2 части: в первую часть включены стихи, написанные как бы при жизни Лауры, во вторую — как бы после её смерти. В действительности весь сборник «Канцоньере» поэт написал после 1348 г. (то есть после смерти Лауры).

Кроме любовной лирики в «Канцоньере» содержится несколько стихотворений иного содержания, преимущественно политического (например, № 136 «Fiamma dal ciel» с критикой Ватикана), патриотического (№ 128 «Italia mia») и религиозного. Сборник завершается большой канцоной (№ 366) alla Vergine («Vergine bella, che di sol vestita»), в которой поэт обращается к Богородице (из 12 строф 11 начинаются с прямого обращения «Vergine») с молитвой о заступничестве перед Господом, с тем чтобы Он даровал его мятежной душе вечный покой.

Первая страница «Канцоньере» в венецианской инкунабуле 1470 года

Краткая биография Петрарка Франческо самое главное

  • Биографии
  • Франческо Петрарк

Родился поэт в 1304 году в Ареццо. Его отцу, из — за принадлежности к определенной не популярной партии, часто приходилось менять место жительства в местности провинции Тосканы. Так, в конце концов, его родители осталились во Франции. В 1319 году Петрарка закончил обучение в школе, где изучал латынь, римскую литературу. По настоянию отца, он дальнейшее обучение продолжил на юридическом факультете. Но не лежала его душа к юриспруденции. По окончанию обучения, он принял решение, стать священником при папском дворце. Ему нравилась придворная жизнь. Там он познакомился с Лаурой. И именно она стала его главной музой для стихов. Не выдержав неразделенной любви, он перебрался в другую местность Франции. В 1348 году Лаура скончалась, но настолько сильна была любовь Петрарка, что он о ней писал еще лет 10. Но, к сожалению, так до сих пор и неизвестно, знала Лаура о чувствах или нет.

Интересный тот факт, что к своим стихам он не серьёзно относился, но, напротив, у других это вызывало восторг. Кроме стихов Петрарка написал несколько автобиографий на латинском языке. Одна была написана в виде писем, другая в виде диалога. Стоить отметить, что Петрарка был глубоко верующим человеком, и ему не нравилось развратное поведение некоторых людей, пусть даже это и влиятельные люди. Свою позицию он откровенно описывает в произведении « Письма без адреса». Но тут же парадокс, сам Петрарка имел двоих незаконнорождённых детей.

Он был первый, кто совершил восхождение на гору Мон – Ванту. Это событие произошло в 1336 году. Связи в католичестве и успех в поэзии, посодействовали некоторым изменениям в его жизни. Он смог приобрести небольшой дом, где и прожил больше 10 лет. Из Парижа, Неаполя и Рима пришли приглашения на коронацию лавровым венком. Петрарка из предоставленного списка городов, выбрал Рим.

Далее, он некоторое время путешествовал по городам Италии, заводя все новые и новые дружеские отношения с известными людьми. Ему удалось побывать также в Праге, с дипломатическим визитом.

В 1374 году поэт умер за столом вовремя своей работы. Он писал о подвигах Цезаря. Он был первый, кто писал о простых человеческих чувствах, до этого тематика была божественная. Петрарка за годы своей жизни интересовался всем, и соответственно о многом писал. Даже есть трактат о выборе жены. Спустя годы его стихи были положены на музыку.

Бытует также факт, что однажды стихотворец заболел и впал в литургический сон. Напротив друзья решили, что он скончался. Его спасла традиция, хоронить только через день. Пробудившись, Петрарка напугал до смерти своих близких. После этого он прожил не один десяток лет.

Творчество

Интересные факты и даты из жизни

[править] Детство, отрочество, юность

Папский дворец в Авиньоне

Малой родиной Франческо был Ареццо, куда из Флоренции в три шеи выпроводили его батю-нотариуса Пьетро ди сер Паренцо по кличке Петракко за участие в партии гибеллинов aka «белых». К слову, в один год с Пьетро из будущей колыбели Возрождения выпиздили и Данте. На дворе стояла эпоха Авиньонского пленения пап, когда приподнявшаяся с колен Франция стала нагибать соседние романские княжества и даже Рим, даже Папу, даже Аллаха — святой престол был перенесён в городок Авиньон в провансальской глуши, куда в скором времени переехали и родители девятилетнего Петрарки.

В авиньонской школе маленький Франческо быстро освоил латынь и начал взахлёб читать древнеримскую классическую литературу. Особый интерес вызвали у него похождения полководца Сципиона Африканского — именно тогда Петрарка загорелся идеей стать поэтом, аки Вергилий, дабы описать подвиги великого соотечественника в поэме «Африка». К сожалению, труд всей жизни Петрарка так и не завершил, но вовсе не «Африке» суждено было стать произведением, прославившим поэта в веках. Франческо хотел в совершенстве овладеть и древнегреческим языком, поскольку любимые им старые писатели шпрехали по-эллински свободно, как на втором родном, и считали латынь в сравнении с речью эллинов невыразительной. Но что-то не срослось.

По настоянию отца, видевшего в сыне продолжателя семейного дела, после школы Петрарка поступил на юрфак в Болонский университет, но работа в синекуре не прельщала юного книжного червя, и после смерти отца он решил стать священником, продолжить обучение, ознакомиться с философией и банально найти кров с пищей, так как Пьетро Петракко не оставил сыну в наследство ничего, кроме рукописей Цицерона. Поскольку продавать опиум для народа — занятие весьма непыльное, у Франциска было много времени для занятия графоманией.

Вернувшись в Авиньон, молодой и талантливый автор влился в местную тусовку, где познакомился с Джакомо Колонна, выходцем из семьи мажоров, которому стихи Петрарки пришлись до того по нраву, что он согласился быть спонсором юного дарования. Но вскоре тихой беззаботной жизни придворного поэта пришёл конец.

Переводы

  • Francesco Petrarca: Canzoniere. Nach einer Interlinearübersetzung von Geraldine Gabor in deutsche Verse gebracht von Ernst-Jürgen Dreyer. Mit Anmerkungen zu den Gedichten von Geraldine Gabor. Basel: Stroemfeld, Roter Stern, 1989. ISBN 3-87877-328-5; München: dtv, 1993. ISBN 3-423-02321-X (билингва)
  • Francesco Petrarca: Canzoniere – Triumphe – Verstreute Gedichte. Italienisch und Deutsch. Düsseldorf, Zürich: Artemis & Winkler, 2002. ISBN 3-538-06934-4 (билингва)
  • Francesco Petrarca: Canzoniere. 50 Gedichte mit Kommentar. Italienisch/Deutsch. Reclam, Ditzingen 2006, ISBN 3-15-018378-2 (билингва)
  • Francesco Petrarca: Canzoniere. Ausgewählt, eingeleitet und mit Anmerkungen versehen von Gerhard Regn. Zweisprachige Auswahl. Übertragen von Karl Förster. Mainz: Dieterich’sche Verlagsbuchhandlung, 1987. ISBN 3-87162-010-6 (билингва)
  • Петрарка, Франческо. Канцоньере / Перевод с итальянского А. Бердникова. — М.: «Летний сад», 2017. — 320 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-98856-290-0.

Лаура

Лаура, рисунок XV в. Библиотека Медичи Лауренциана (Флоренция)Лаура – главный адресат сонетов и других стихотворений, входящих в «Книгу песен», которая состоит из 317 сонетов, 29 канцон, а также баллад, секстин и мадригалов.Лаура – реальная женщина. Её внешняя биография известна в общих чертах. Как свидетельствует сам Петрарка, он впервые увидел Лауру на пасхальной мессе, когда ему было 22 года, а ей – 20. Она была замужем. Впрочем, спор о том, была ли Лаура реальной, не окончен до сих пор и вряд ли когда-то будет разрешён. В её реальности сомневались даже друзья Петрарки. Неизвестно также, говорил ли он с ней хоть раз, и подозревала ли она о его чувствах. Как мы видим, практически повторяющаяся история Данте и Беатриче, платоническая любовь.

Мэри Спартали Стилман «Первая встреча Петрарки и Лауры»Ровно через 21 год после их знакомства она скончалась, после чего он 10 лет продолжал писать о ней. В образе Лауры для Петрарки слились вся красота, все совершенство, вся мудрость мира. Она была для него и той женщиной, которую поэт любит, и символом славы, о которой он мечтает, и высочайшим выражением поэзии, которой он служит… У неё осталось 11 детей.Петрарка признавался, что в жизни у него было лишь два желания: Лаура и лавр (то есть слава). Славу великий поэт познал ещё при жизни, с Лаурой же он надеялся воссоединиться в ином мире: «Уже ни о чем не помышляю я, кроме неё».

«Книга песен» состоит из 2 частей:• «На жизнь мадонны Лауры» – 263 сонета;• «На смерть мадонны Лауры» – 103 сонета.

Ф. Петрарка. Сонет LXI

Благословен и год, и день, и час,И та пора, и время, и мгновенье,И тот прекрасный край, и то селенье,Где был я взят в полон двух милых глаз;

Благословенно тайное волненье,Когда любви меня настигнул глас,И та стрела, что в сердце мне впилась,И этой раны жгучее томленье.

Благословен упорный голос мой,Без устали зовущий имя донны,И вздохи, и печали, и желанья;

Благословенны все мои писаньяВо славу ей, и мысль, что непреклонноМне говорит о ней – о ней одной!

(Перевод А. Эфроса)

Ф. Петрарка. Сонет VI

Настолько безрассуден мой порыв,Порыв безумца, следовать упорноЗа той, что впереди летит проворно,В любовный плен, как я, не угодив, —

Что чем настойчивее мой призыв:«Оставь ее!» — тем более тлетворнаСлепая страсть, поводьям не покорна,Тем более желаний конь строптив.

И, вырвав у меня ремянный повод,Он мчит меня, лишив последней воли,Туда, где лавр над пропастью царит,

Отведать мне предоставляя поводНезрелый плод, что прибавляет болиСкорей, чем раны жгучие целит.

(«Книга песен», ч. I «На жизнь мадонны Лауры»)

«Любовь у Петрарки захватывает без остатка всего человека… Он не оставляет для себя почти никакой интимной жизни вне служения донне, служения славе, служения слову, которое буквально поглощало его с годами все больше – вплоть до последней минуты, заставшей его, согласно устойчивой легенде, над книгами и бумагами. Ему нет ни в чём готовой опоры; любовь, не благоразумная «любовь к Богу» или холодная «любовь к человеку», а захватывающая влюблённость, – единственный узел, на котором укреплена его душа» (Бибихин В.В. Слово Петрарки).Свою фанатичную платоническую любовь Петрарка оправдывал тем, что именно она помогала ему избавиться от земных слабостей, именно она возвышала его.

Ф. Петрарка. Сонет CCCV

Душа, покинувшая облаченье –Такого вновь Природе не создать, –На миг отринь покой и благодать,Взгляни, печалясь, на мои мученья.

Ты встарь питала в сердце подозренья,Но заблужденья прежнего печатьТвой взгляд не будет больше омрачать.Так влей мне в душу умиротворенье!

Взгляни на Соргу, на ее исток –Меж вод и трав блуждает одиноко,Кто память о тебе не превозмог.

Но не смотри на город, где до срокаТы умерла, где ты вошла в мой слог –Пусть ненавистного избегнет око.

(«Книга песен», ч. II «На смерть мадонны Лауры»)

Сонеты Петрарки отличаются совершенством формы и музыкальностью стиха.

Лаура

6 апреля 1327 года произошло событие, изменившее жизнь Франческо. Этот апрельский, солнечный день он помнил до последнего своего часа. В маленькой церкви Святой Клары, расположенной в предместье Авиньона, шла служба (как раз была Страстная пятница). Он увидел молодую женщину Лауру де Новес.

Франческо – молодой, но уже довольно известный и признанный поэт при папском дворе. Лаура была старше его на три года (ей 26, ему 23), замужем, к тому времени она родила супругу несколько детей (всего у неё было одиннадцать сыновей и дочерей). Её светлые волосы и огромные глаза, светящиеся добром, очаровали Петрарку. Ему казалась, что Лаура воплощает абсолютную женственность и духовную чистоту.

Франческо полюбил Лауру всем сердцем. Эта женщина стала его музой, вдохновением, ей он посвящал все свои стихи. Чудесным образом он описал тот миг, когда впервые увидел её глаза. Для поэта ничего не смогло изменить отношения к этой женщине: ни испортившаяся от многочисленных родов фигура, ни поседевшие и утратившие былую красоту волосы, ни исказившие прекрасное лицо глубокие морщины. Он любил свою Лауру и такой, потерявшей красоту от забот и возраста. Она всё равно оставалась для поэта несбывшейся мечтой, ведь любовь была неразделённой.

Много раз он видел её на церковных службах, встречал на улицах Авиньона, когда она шла под руку с мужем. Франческо останавливался в эти моменты и не мог отвести от Лауры свой взгляд. За все годы, которые он её знал, им не удалось обмолвиться ни единым словом. Но каждый раз, когда он замирал при виде любимой женщины, она одаривала его нежным и тёплым взглядом. И тогда он мчался домой. Вдохновлённый поэт творил всю ночь, не ложась спать. Стихи лились из Петрарки, словно бурная река.

Творчество

Наибольшую популярность Петрарке принесли стихотворные произведения, написанные на итальянском языке. Подавляющая часть посвящена Лауре де Нов (хотя ее полное имя до сих пор остается загадкой, и Лаура де Нов – это лишь самая подходящая кандидатура на роль музы Петрарки). Сам поэт сообщает о возлюбленной только то, что ее зовут Лаурой, которую впервые увидел 6 апреля 1327 года в церкви Санта-Кьяра, и что 6 апреля 1348 года эта женщина скончалась. После смерти Лауры Франческо воспевал эту любовь на протяжении десяти лет.

Лаура де Нов — безответная любовь Франческо Петрарки

Сборник канцон и сонетов, посвященных Лауре, носит название «II Canzoniere» или «Rime Sparse». Сборник состоит из двух частей. Хотя большая часть произведений, вошедших в него, описывает любовь Петрарки к Лауре, в «Канцоньере» нашлось место и для нескольких стихов другого содержания: религиозного и политического. Еще до начала семнадцатого века этот сборник переиздали двести раз. Рецензии на сонеты, содержащиеся в «Канцоньере», писали поэты и ученые из разных стран, признав неоспоримое значение произведений Франческо для развития итальянской и мировой литературы.

Примечательно, что сам Петрарка не относился серьезно к своим итальянским стихотворным произведениям. Хотя именно стихи обеспечили успех у публики, а изначально Петрарка писал исключительно для себя и воспринимал как пустяки и безделицы, помогающие ему облегчить душу. Но их искренность и непосредственность пришлись по вкусу мировой общественности, и в результате эти произведения оказали влияние как на современников Петрарки, так и на литераторов последующих поколений.

Статуя Франческо Петрарки

Широко известна также итальяноязычная поэма Петрарки под названием «Триумфы», в которой нашла свое выражение его жизненная философия. В ней автор с помощью аллегорий рассказывает о цепочке побед: любовь побеждает человека, целомудрие — любовь, смерть — целомудрие, слава — смерть, время -славу, и, наконец, вечность побеждает время.

Итальянские сонеты, канцоны, мадригалы Франческо оказали влияние не только на поэзию, но и на музыку. Композиторы XIV (пока длилось Возрождение), а затем и XIX веков положили эти стихи в основу своих музыкальных произведений. К примеру, Ференц Лист написал «Сонеты Петрарки» для фортепиано под глубоким впечатлением от стихов поэта, посвященных Лауре.

Мыслитель Возрождения

В стихи Петрарка ввёл индивидуальное представление автора о мире. Во времена Средневековья об этой мысли и подумать было нельзя, ведь авторство и отражение мировоззрения личности в произведении приравнивалось к тщеславию — одному из семи смертных грехов. Петрарка произвёл настоящую революцию, став одной из предтеч эпохи Возрождения, в которой человек был провозглашён главным творением бога, а не жалким рабом.

Петрарку считают философом-моралистом, отстаивавшим идеи о возможности человеческого счастья при жизни. Если в Средние века люди были убеждены в том, что жизнь является лишь подготовкой к воскресению, то итальянский поэт открыто заявил о ценности земного существования. Это тоже повлияло на становление мировоззрения многих личностей Ренессанса.

Также Петрарка отстаивал принципы свободы духа человека. Франческо считал, что абсолютно каждый имеет право на мнение и личный выбор. Об этом поэт говорил так: «Нет выше свободы, чем свобода суждения, и, признавая ее за другими, я требую ее для себя».


Франческо Петрарка. (pinterest.ru)

Взгляды Петрарки сформировали мышление целых поколений, заложив основы новой культуры. В историю Франческо вошёл как один из отцов европейского гуманизма.

Славу Петрарке ещё при жизни принесли его письма. В них Петрарка излагал свои философские взгляды на мир и высмеивал дурные нравы общества. За свою писательскую деятельность Петрарка получил приглашение в Рим, где было проведено торжественное венчание поэта лавровым венком.

Петрарка, любивший с юных лет Римскую империю за её культуру, в 40-ые годы XIV столетия стал грезить о возрождении былой мощной страны. Эта мечта побудила поэта поддерживать Колу ди Риенци. Петрарка активно пропагандировал идеи о былом величии Рима, восхваляя прошлое.

В середине XIV века поэт объездил почти всю Италию. Вскоре он переехал жить в Милан. В Италии Петрарка сразу же сдружился с видным итальянским писателем Джованни Боккаччо. Поэты часто вели литературные беседы, давали творческие советы друг другу, делились критическими замечаниями.

Также Петрарка получил престижное место при дворе Висконти. Поэт стал дипломатом и посещал многих крупных политических деятелей, с которыми вёл переговоры.

В конце 60-ых годов Петрарка переехал в Венецию, а в последние годы жизни, как и в далёком детстве, он постоянно путешествовал, кочуя с места на место. Любовь к Италии не заканчивалась в поэте никогда, и в каждом путешествии по этой стране Франческо находил что-то новое.

Эта любовь оказала влияние и на творческую деятельность Петрарки. На закате жизни поэт решил создать биографию Юлия Цезаря. Однако смерть помешала воплотить в реальность столь масштабную цель. Петрарка скончался 19 июля 1374 года, ровно за один день до своего семидесятого дня рождения.

Краткая биография

Франческо Петрарка

— выдающийся итальянский поэт, явившийся предтечей европейского гуманистического движения, авторитетнейший литературный арбитр своего времени — появился на свет 20 июля 1304 г. в городе Ареццо. Туда переехал изгнанный из Флоренции за политические убеждения его отец, флорентийский юрист. Поездив по провинциальным городам Тосканы, родители осели в Авиньоне (Франческо тогда было 9 лет).

Оказавшись во Франции, он становится учащимся школы, овладевает латынью, интересуется литературой Древнего Рима. По окончании обучения в 1319 г. юный Петрарка постигает азы права – поначалу в Монпелье, позднее в университете Болоньи. Там он пробыл до 1320 г., до смерти отца. Юриспруденция не представляла большого интереса для Петрарки, поэтому, окончив университет, он так и не начал практиковаться. Двадцатилетний Франческо принял сан священника: несмотря на то, что его очень интересовала классическая литература, нужно было найти источник средств к существованию; т.к. отец ему не оставил ничего.

После того как Петрарка поселился при папском дворе в Авиньоне, произошло его сближение с влиятельной семьей Колонна. Здесь же, в Авиньоне, в местной церкви, в апреле 1327 г. произошло событие, которое изменило его биографию и подарило миру множество прекрасных лирических стихов. Здесь он впервые увидел девушку Лауру, любовь к которой освещала его жизнь до самой смерти.

Чувства оказались неразделенными, и во многом поэтому Петрарка покинул Авиньон и переселился в Воклюз, где его ждало уединение. Литературная слава и поддержка Колонна помогли ему с помощью церковных синекур стать обладателем небольшого дома, располагавшегося в долине р. Сорга, где им в общей сложности было прожито с небольшими перерывами 16 лет, с 1337 по 1353 г.

Творения Петрарки получили такую широкую известность, что сразу несколько городов — Рим, Неаполь, и Париж — одновременно пригласили его к себе, чтобы короновать лавровым венцом. Торжественная церемония была проведена в 1341 г. на римском Капитолии. Примерно год прожив при дворе Аццо ди Корреджио, пармского тирана, Петрарка возвратился в Воклюз. Мечта о возрождении былого величия Древнего Рима сподвигла его на проповеди, призывающие к восстановлению римской республики. Из-за этого отношения с могущественными покровителями из семейства Колонна были испорчены, и Петрарка уехал в Италию. По этой стране он дважды путешествовал довольно продолжительное время (1344-1345 и 1347-1351). В 1353 г. поэт навсегда уехал из Воклюза в связи с вступлением на папский престол Иннокентия VI, который из-за увлечения Петрарки Вергилием счел его чародеем.

Петрарке предлагали кафедру во Флоренции, но он предпочел переехать в Милан, где выполнял мисстю дипломата при дворе Висконти. Покинув этот город в 1361 г. и предприняв несколько попыток возвратиться в Авиньон, а также обрести пристанище в Праге, Франческо Петрарка в итоге на протяжении 5 лет, в 1362-1367 гг., проживал в Венеции, где жила семья его незаконнорожденной дочери. Почти каждый год он ездил путешествовать в Италию, проводя там довольно много времени.

Последний период биографии Петрарки связан с жизнью при дворе Франческо Каррара; временами он жил в Падуе, в небольшой пригородной деревушке Арква. Там он, не дожив всего лишь одного дня до 70-летнего юбилея, в ночь с 18 на 19 июля 1374 г. скончался прямо за столом, держа в руке перо.

Франческо Петрарка оставил после себя богатейшее лирическое наследие. Главным его произведением считается «Книга песен» («Канцоньере»), красной нитью которой проходят его чувства к Лауре, а также любовь к славе, которая всегда его вдохновляла. Образ Лауры стал новаторским для итальянской поэзии: героиня стихов больше не была абстрактным, неземным идеалом, а являлась земной, реальной женщиной. Стихи из сборника «Канцоньере» стали точкой отсчета современной поэзии. Петрарка наряду с Боккаччо и Данте являлся создателем итальянского литературного языка. Его творческое наследие, которое принято называть петраркизмом, наложило огромный отпечаток на последующее развитие литературы всего континента.

Петрарка был личностью чрезвычайно многогранной — не только выдающимся поэтом, прекрасным знатоком литературы античности, но и ценителем природы, путешественником, мыслителем, ученым. Он был одним из первых, кто говорил о том, что поэт имеет гражданское призвание, ратовал за торжество разума, воспевал человеческую красоту. В его поэзии проявилось все лучшее, созданное человеческой мыслью в эпоху, предшествующую Ренессансу.

Особенности творчества и духовная борьба


Смотреть галерею

Именно сборник «Канцоньере» определил место и роль поэта в итальянской и всемирной литературе. Петрарка, стихи которого были настоящим открытием своего времени, впервые создал художественную форму для итальянских лирических произведений – поэзия писателя впервые стала историей внутреннего индивидуального чувства. Интерес именно к внутренней жизни стал основой всего творчества Петрарки и определил его огромную гуманистическую роль.

К таким произведениям относятся и две автобиографии Петрарки. Первая, неоконченная, имеет форму послания к потомкам и рассказывает внешнюю сторону жизни автора. Вторая, имеющая вид диалога между Петраркой и блаженным Августином, описывает внутреннюю жизнь и нравственную борьбу в душе поэта.

Основой этого противостояния является борьба между аскетической моралью церкви и личными желаниями Петрарки. На этом фоне понятен интерес поэта к этическим вопросам, размышлению над которыми он посвятил 4 работы: «О монашеском досуге», «Об уединенной жизни» и т. д. Тем не менее в споре с Августином, отстаивающим аскетически-религиозную философию, побеждает гуманистический взгляд на мир Петрарки.

Личная жизнь

Любовью всей жизни поэта была Лаура, о которой имеются весьма скудные сведения. После встречи с ней, он в течение 3-х лет мечтал поймать ее случайный взгляд в авиньонском храме.

Через несколько лет Петрарка купил усадьбу в Воклюзе, чтобы проживать поблизости от Лауры. Будучи священнослужителем, он не мог вступить в брак. Однако биографы заявляют, что он неоднократно вступал в отношения с другими девушками и даже имел 2-х внебрачных детей.

По мнению историков, Лаура, очевидно, была замужней женщиной и матерью 11 детей. В последний раз Франческо увидел свою музу 27 сентября 1347 г., а в следующем году она умерла. Самое печальное то, что Лаура могла вообще не знать о существовании Петрарки, не говоря уже о его чувствах к ней.

Еще при жизни поэт получил признание как среди соотечественников, так и за рубежом. В 1341 г. Римский сенат и Парижский университет объявили Петрарку лауреатом.

Анализ поэтического сборника Петрарки «Книга Песен»

Исповедальная тональность, предельная искренность, тонкий лиризм, какого еще не знала европейская поэзия, — все это торжествует в «Книге песен».

В 1348 году в Европе была масштабная эпидемия чумы, настоящий мор. Она унесла жизнь миллионов людей. От этой болезни умерла и Лаура. И умерла она именно в тот же день и месяц, и в те же утренние часы, и в том же городе, где впервые пересеклись их взгляды. Тайну этой встречи и любви нам не дано открыть. Смерть Лауры Петрарка воспринял как катастрофу:

В «Письме к потомкам» Петрарка написал: «Между смертными нет ничего длительного, и если случается что-либо сладостное, оно вскоре венчается горьким концом». На исходе своих дней поэт стал глубоко религиозным человеком:

Поэзию Петрарка понимал, как возможность достигать в слове неземного совершенства, поэтому он много раз редактировал свои стихи, оттачивал мастерство, изменяя форму и содержание сонетов не несколько раз. Чем больше он сам себя редактировал, тем яснее ему становилось, к чему его влечет. А стремился он отразить именно религиозные мотивы, и Лаура все чаще принимала образ Мадонны. Однако магия творчества заключалась для него в том, чтобы приблизить абстрактные образы к человеческому миру, понять и осознать их глубину, не покидая реалий своего времени, не отдаляясь от мира в скит. Красота и искренность человеческих чувств — это не просто главная мысль в лирике Петрарки. Это мировосприятие свободного человека.

Ни образ Лауры, ни любовь лирического героя не развиваются. Время бежит мимо них, и любовь не имеет истории. Явление Прекрасной Дамы – абсолютное новаторство в литературе того времени, ведь автор изобразил живую реальную женщину. Да, это парадный портрет в строгом стиле, без динамики и вольного очарования непосредственности, искренности, полноты характера, но в литературе и того не было. Лаура нужна поэту только ради того, чтобы он мог продемонстрировать свое мастерство, поклоняясь ангелоподобному лику. На этом ее функции заканчиваются. В освещении ее образа не фигурируют бытовые детали, например, так как с помощью  Лауры раскрывается внутренний мир поэта, проявляется восприятие им окружающей действительности.

Красота и искренность человеческих чувств в лирике Петрарки выражены прозрачно и ясно, его поэзия была понятна простым людям. Именно поэтому сонеты с легкостью становились романсами. Музыкальность стихотворений восходит к звучности народных песен. Петрарка знал фольклор и подсознательно вносил его характерное звучание в мелодику стиха.  Используя языковые приемы, сравнения, метафоры, эпитеты,  Петрарка воссоздал тип новых взаимоотношений человека и земного мира, людей и природы.

В произведениях Петрарки отсутствует средневековый аскетизм, догматизм и суровость католической веры. Внутренний конфликт противоречивых чувств (любовь и долг) не перерастает в конфликт с действительностью, так как поэт оценивает и жизнь, и собственные ощущения с точки зрения земного и все-таки глубоко религиозного человека. Он демонстрирует христианское смирение, не пытаясь нарушить спокойствие и уничтожить добродетель своей избранницы. Любовь Петрарки лишена чувственности, даже намека на эротичность. Она – платоническая, непорочная, а потому идеальная и возвышенная.

«Книга песен» — первый в истории европейской поэзии сборник, где наблюдается внутреннее единство лирических произведений. Каждый сонет можно рассматривать и как отдельное произведение, и как часть одной большой целостности, преисполненной нового понимания любви, природы и общества, характерного для нового времени.

Самая главная тема в поэзии Петрарки – летописное описание внутреннего мира лирического героя

Впервые внимание автора было приковано к индивидууму, его личным горестям и печалям. Появляется тенденция к созданию психологизма в лирике

Человек – венец творения, он осознает свою ценность и значимость своего «Я». Классической эмблемой ренессанса считается фреска Микеланджело «Сотворение Адама», где Творец передает своему чаду божественную искру, которая отличает человека от всех других существ. Эту «искру» Петрарка осознал в себе, разжег из нее пламя и запечатлел право потомка Адама и Евы чувствовать, переживать и говорить об этом всему миру без стеснения и страха разгневать небесного отца. Раскрепощение человеческого духа – вот основная заслуга Франческо Петрарки.

Рецепция в музыке

Уже в XIV веке Якопо Болонский написал мадригал на «Non al suo amante». Особенной популярностью у музыкантов пользовалась канцона alla Vergine (отдельные её строфы или — реже — целиком): духовный мадригал «Vergine pura» Филиппа де Монте, циклы духовных мадригалов «Le Vergine» Палестрины и Киприана де Роре, канцона Б. Тромбончино и др. Около 60 итальянских стихотворений Петрарки положил на музыку Орландо Лассо. Стихи Петрарки неоднократно воплощали мадригалисты Лука Маренцио (строфы из секстины «Mia benigna Fortuna», «Solo e pensoso» и др.), Клаудио Монтеверди («Zefiro torna», «Or che’l cielo e la terra», «Vago augelletto»), Сиджизмондо д’Индия («Benedetto sia’l giorno», «Voi ch’ascoltate in rime sparse»), Жак де Верт, Марко Антонио Индженьери и другие. В XIX—XX веках стихи из «Канцоньере» (в оригинале и переводах) использовали Франц Шуберт, Ференц Лист, Ганс Пфицнер, Ильдебрандо Пиццетти, Нино Рота, Елена Фирсова, Ларс Юхан Верле и многие другие композиторы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий