Идеи философии фрэнсиса бэкона

Социальные и практические идеи

Нельзя ни в коем случае умалять заслуги сэра Фрэнсиса Бэкона как политика и государственного деятеля. Размах его социальной активности был огромен, что станет отличительной чертой многих философов семнадцатого и восемнадцатого веков в Англии. Он высоко оценивает механику и механические изобретения, которые, по его мнению, несравнимы с духовными факторами и более качественно влияют на дела человека. Как и богатство, которое становится общественной ценностью, в отличие от идеала схоластического аскетизма. Технические и производственные возможности общества безоговорочно одобряются Бэконом, как и техническое развитие. Он позитивно относится к современному государственному и экономическому строю, что также будет характерным для многих философов последующего времени. Фрэнсис Бэкон уверенно выступает за расширение колоний, дает подробные советы по поводу безболезненной и «справедливой» колонизации. Как непосредственный участник политики Великобритании, он хорошо отзывается о деятельности промышленных и торговых компаний. Личность простого честного дельца, инициативного предпринимателя вызывает у Бэкона сочувствие. Он дает много рекомендаций относительно максимально гуманных и предпочтительных методов и способов личного обогащения. Противоядие против массовых беспорядков и смут, а также бедности, Бэкон усматривает в гибкой политике, тонком государственном внимании к нуждам общественности и увеличении богатства населения. Конкретные методы, которые он рекомендует, — это налоговое регулирование, открытие новых торговых путей, усовершенствование ремесел и земледелия, льготы для мануфактур.

Краткая биография

Фрэнсис Бэкон — английский философ, политик, историк, основоположник английского материализма, эмпиризма, появился на свет в семье лорда Николаса Бэкона, хранителя королевской печати, виконта, которого считали одним из известнейших юристов своего времени. Произошло это 22 января 1561 г. в Лондоне. Физическая слабость, болезненность мальчика сочеталась с чрезвычайной любознательностью и выдающимися способностями. В 12 лет Фрэнсис уже учащийся Тринити-колледжа в Кембридже. Получая образование в рамках старой схоластической системы, юный Бэкон уже тогда приходил к мысли о необходимости реформирования наук.

Окончив колледж, новоиспеченный дипломат в составе английской миссии работал в разных европейских странах. В 1579 г. ему пришлось вернуться на родину из-за смерти отца. Не получивший большого наследства Фрэнсис вступил в юридическую корпорацию Грейс-Инн, активно занимался юриспруденцией и философией. В 1586 г. он возглавляет корпорацию, но ни это обстоятельство, ни назначение на пост экстраординарного королевского адвоката не могли удовлетворить честолюбивого Бэкона, который стал искать все возможные пути для получения при дворе выгодной должности.

Ему было всего 23 года, когда он был избран в палату общин парламента, где снискал славу блестящего оратора, на некоторое время возглавил оппозицию, из-за чего потом оправдывался перед сильными мира сего. В 1598 г. было опубликовано произведение, которое сделало Фрэнсиса Бэкона известным, — «Опыты и наставления, нравственные и политические» — сборник эссе, в которых автор поднимал самые разные темы, например, счастья, смерти, суеверий и т.д.

В 1603 г. на престол вступил король Яков I, и с этого момента политическая карьера Бэкона начала стремительно идти в гору. Если в 1600 г. он был штатным адвокатом, то уже в 1612 г. ему досталась должность генерального прокурора, в 1618-ом он стал лорд-канцлером. Этот период биографии был плодотворным не только в плане завоевания позиций при дворе, но и с точки зрения философско-литературного творчества. В 1605 г. увидел свет трактат под названием «О значении и успехе знания, божественного и человеческого», который был первой частью его масштабного многоэтапного замысла «Великое Восстановление наук». В 1612 г. было подготовлено второе издание, существенно переработанное и дополненное, «Опытов и наставлений». Второй частью главного труда, так и оставшегося незаконченным, стал написанный в 1620 г. философский трактат «Новый органон», считающийся одним из лучших в его наследии. Главной мыслью является безграничность прогресса в человеческом развитии, превозношение человека как главной движущей силы этого процесса.

В 1621 г. у Бэкона как политика и общественного деятеля были очень крупные неприятности, связанные с обвинением во взяточничестве и злоупотреблениях. В итоге он отделался всего лишь несколькими днями тюрьмы и был оправдан, однако на его карьере политика отныне был поставлен жирный крест. С этого времени Фрэнсис Бэкон полностью посвятил себя исследованиям, экспериментам, другой творческой работе. В частности, был составлен свод английских законов; он трудился над историей страны при династии Тюдоров, над третьим изданием «Опытов и наставлений».

На протяжении 1623-1624 гг. Бэкон писал утопический роман «Новая Атлантида», который остался неоконченным и был опубликован после его смерти в 1627 г. В нем писатель предвосхитил многие открытия будущего, например, создание подводных лодок, улучшение пород животных, передачу на расстояние света и звука. Бэкон был первым мыслителем, в основе философии которого лежало опытное знание. Именно ему принадлежит известная фраза «Знание – сила». Кончина 66-летнего философа стала логическим продолжением его жизни: он очень сильно простудился, желая поставить очередной эксперимент. Организм не выдержал болезни, и 9 апреля 1626 г. Бэкона не стало.

Призрачная утопия или взгляд в будущее?

Фрэнсис Бэкон. «Новая Атлантида». Два термина в философии, которые можно считать синонимами. Произведение хоть и осталось незаконченным, однако впитало в себя всё мировоззрение своего автора.

«Новая Атлантида» была опубликована 1627 году. Бэкон перемещает читателя на далёкий остров, где процветает идеальная цивилизация. Всё благодаря научно-техническим достижениям, невиданным на то время. Бэкон словно заглянул на сотни лет в будущее, ведь в Атлантиде можно узнать о микроскопе, синтезе живых существ, а также об излечении от всех болезней. Кроме того, в ней имеются описания разных, ещё не открытых, звуковых и слуховых приспособлений.

Островом руководит общество, объединяющее главных мудрецов страны. И если предшественники Бэкона затрагивали проблемы коммунизма и социализма, то данное произведение носит полностью технократический характер.

«Новый органон»

Философия Бэкона, кратко и тезисно изложенная выше, расцветает в книге «Новый органон». Начинается она с размышления о том, что человек – истолкователь и слуга природы, понимает и совершает, постигает в порядке природы размышлением или делом. Философия Бэкона и Декарта, его фактического современника, является новой вехой в развитии мировой мысли, так как предполагает обновление науки, полное устранение ложных понятий и «призраков», которые, по мнению этих мыслителей, глубоко охватили разум человека и укрепились в нем. В «Новом органоне» излагается мнение, что старый средневековый церковно-схоластический способ мышления находится в глубоком кризисе, и подобного рода знание (как и соответствующие методы исследования) несовершенны. Философия Бэкона стоит на том, что путь познания чрезвычайно труден, так как знание природы подобно лабиринту, в котором необходимо проложить себе путь, и дороги которого разнообразны и зачастую обманчивы. И те, кто обычно ведет людей по этим путям, часто сами сбиваются с них и увеличивают количество блуждающих и блужданий. Именно поэтому стоит острая необходимость внимательно изучать принципы получения новых научных знаний и опыта. Философия Бэкона и Декарта, а затем и Спинозы строится установлении целостной структуры и методики познания. Первой задачей тут является очищение разума, его освобождение и подготовка к творческой работе.

Дифференциация науки

Сэр Фрэнсис писал, что наиболее правильное разделение знания человека – это деление на три естественных способности разумной души. История в этой схеме соответствует памяти, философия – это рассудок, а поэзия является воображением. История делится на гражданскую и естественную. Поэзия разделена на параболическую, драматическую и эпическую. Наиболее подробно рассмотрена классификация философии, которая делится на огромное множество подвидов и видов. Бэкон также отделяет ее от «боговдохновенной теологии», которую он предоставляет исключительно богословам и теологам. Философия же разделяется на естественную и трансцендентную. В первый блок входят учения о природе: физика и метафизика, механика, математика. Именно они образовывают костяк такого явления, как философия Нового времени. Бэкон масштабно и широко мыслит и по поводу человека. В его идеях есть учение про тело (сюда входят медицина, атлетика, искусство, музыка, косметика), и учение про душу, которое имеет множество подразделов. Оно включает такие разделы, как этика, логика (теория запоминания, открытия, суждения) и «гражданская наука» (в которую входят учение о деловых отношениях, о государстве, о правлении). Полная классификация Бэкона не оставляет без должного внимания ни одну из существующих на то время областей знаний.

Философия Бэкона

Френсиса Бэкона небезосновательно считают основопологателем мышления нового времени. Его философская теория в корне опровергает схоластические учения, выводя при этом на первый план знания и науку. Мыслитель считал, что человек, сумевший познать и принять законы природы, вполне способен использовать их себе во благо, обретая тем самым не только власть, но и нечто большее – духовность. Философ тонко подмечал, что во времена становления мира, все открытия были сделаны, по сути, случайно – без особых навыков и владения специальными приемами. Следовательно, познавая мир и получая новые знания, главное, чем нужно пользоваться – это опыт и индуктивный метод, а исследования, по его мнению, должны начинаться с наблюдения, а не теории. По Бэкону, успешный эксперимент может зваться таковым только в том случае, если во время его проведения постоянно меняются условия, в том числе время и пространство — материя должна быть всегда в движении.

«Новая Атлантида» Бэкона

Одним из важнейших произведений Бэкона принято считать «Новую Атлантиду», названную по аналогии с работой Платона. Написанию утопического романа мыслитель посвятил время с 1623 по 1624 г. Несмотря на то, что книга увидела свет незаконченной, она быстро приобрела популярность в массах.

Фрэнсис Бэкон рассказал об обществе, которое управлялось одними учеными. Это общество было найдено английскими мореплавателями, высадившимися на острове посреди Тихого океана. Они обнаружили, что жизнь на острове подчинена Дому Соломона – организации, в которую входят не политики, а ученые. Дом имеет своей целью расширить власть людей над миром живой природы, чтобы она работала на них. В специальных помещениях проводились эксперименты по вызову грома и молний, получения из ничего лягушек и других живых существ.

Позднее, взяв за основу роман, создали реальные научные академии, занимающиеся анализом и верификацией явлений. Примером такой организации является Королевское общество поощрения науки и искусств.

Сейчас, некоторые рассуждения в романе могут показаться наивными, но в эпоху, когда он был опубликован, изложенные в нем взгляды на научное знание были популярны. Могущество человека казалось огромным, основанным на божественных силах, и знания должны были помочь ему реализовать власть над миром природы. Бэкон считал, что ведущими науками должны быть магия и алхимия, которые могли бы помочь достичь этой власти.

Чтобы работать на человека, у экспериментальной науки должны быть большие комплексы сооружений, двигатели, работающие с помощью воды и воздуха, электростанции, сады, заповедники и водоемы, где можно было бы проводить эксперименты. В результате их необходимо научиться работать как с живой, так и неорганической природой

Большое внимание уделено конструированию различных механизмов и машин, которые могут передвигаться быстрее, чем пуля. Военные машины, орудия для сражений – все это подробно описано в книге

Только эпохе Возрождения свойственна такая сильная ориентация на изменение мира природы. Как сторонник алхимии, Бэкон пытается представить в «Новой Атлантиде», как можно вырастить растение без использования семян, создать животных из воздуха, используя знания о веществах и соединениях. Его поддержали такие видные деятели медицины, биологии и философии, как Бюффон, Перро и Мариотт. В этом теория Фрэнсиса Бэкона кардинально отличается от представлений Аристотеля о неизменности и постоянстве видов животных и растений, имевших влияние на зоологию нового времени.

Королевское общество поощрения науки и искусств, созданное на основе описанных в «Новой Атлантиде» сообществ, много внимания уделяло световым экспериментам – как и ученые в романе Бэкона.

Великие умы не умирают

Одни великие люди — спустя века — порождают других. Бэкон Фрэнсис – художник-экспрессионист нашего времени, а также далёкий потомок философа-мыслителя.

Фрэнсис-художник почитал труды своего пращура, он всячески следовал его наставлениям, оставленным в «умных» книгах. Фрэнсис Бэкон, биография которого закончилась не так давно, в 1992 году, оказал большое влияние на мир. И когда философ осуществлял это словами, то его далёкий внук – красками.

За свою нетрадиционную ориентацию Фрэнсис-младший был изгнан из дома. Скитаясь по Франции и Германии, он удачно попал на выставку картин Пикассо в 1927 году. Она оказала огромное влияние на парня. Бэкон возвращается в родной Лондон, где приобретает небольшой гараж-мастерскую и начинает творить.

Фрэнсиса Бэкона считают одним из мрачных художников современности. Его картины – яркое тому доказательство. Размытые, полные отчаяния лица и силуэты угнетают, но в то же время заставляют задуматься о смысле жизни. Ведь в каждом человеке спрятаны такие размытые лица и роли, которые он использует на разные случаи жизни.

Несмотря на свою мрачность, картины пользуются большой популярностью. Великий ценитель искусства Бэкона – Роман Абрамович. На аукционе он приобрёл полотно «Ориентир канонического XX века» стоимостью 86,3 млн долларов!

Фрэнсис Бэкон об идолах

Фрэнсис Бэкон разработал собственную теорию о предрассудках, господствующих над умом людей. Она говорит об «идолах», которых мыслитель нового времени называет также «призраками» за их свойство искажать действительность

Прежде, чем учиться познавать вещи и явления, важно избавиться от этих идолов

Всего им выделено четыре вида идолов:

  • идолы «рода»;
  • идолы «пещеры»;
  • идолы «рынка»;
  • идолы «театра».

К первой категории относятся идолы-призраки, присущие каждому человеку, поскольку его ум и органы чувств несовершенны. Эти идолы заставляют его сравнивать природу с самим собой и наделять ее теми же качествами. Бэкон восстает против тезиса Протагора, говорящего, что человек представляет собой меру всех вещей. Фрэнсис Бэкон заявляет, что ум человека, как плохое зеркало, отражает мир в неправильном виде. В результате рождаются теологическое миропонимание и антропоморфизм.

Идолы-призраки «пещеры» порождаются самим человеком под влиянием условий его жизни, особенностей воспитания и образования. Человек смотрит на мир из покрова собственной «пещеры», то есть с точки зрения личного опыта. Преодоление таких идолов заключается в использовании опыта, накопленного совокупностью индивидов – обществом, и постоянном наблюдении.

Поскольку люди постоянно контактируют друг с другом и живут плечо к плечу, рождаются идолы «рынка». Их поддерживает использование речи, старых понятий, обращение к словам, которые искажают суть вещей и мышление. Чтобы избежать этого, Бэкон рекомендует отказаться от словесной учености, которая оставалась в те времена от Средневековья. Главная идея – в изменении категорий мышления.

Признаком идолов «театра» является слепая вера авторитетам. К таким авторитетам философ относит старую философскую систему. Если верить древним, то восприятие вещей исказится, возникнут предубеждения и предвзятость. Чтобы победить таких призраков, следует обращаться к современному опыту и изучать природу.

Все описанные «призраки» – это препятствия к научному познанию, поскольку благодаря им рождаются ложные представления, которые не дают в полной мере понять мир. Преобразование наук по Бэкону невозможно без отказа от перечисленного и опоры на опыт и эксперимент как часть знания, а не на мысли древних.

Суеверия – мыслитель нового времени тоже относит к причинам, которые задерживают развитие научного знания. Теория двойственной истины, описанная выше и разграничивающая изучение Бога и реального мира, призвана оградить философов от суеверий.

Слабые продвижения в науке Бэкон объяснял отсутствием правильных представлений об объекте познания и самой цели изучения. Правильным объектом должна выступать материя. Философы и ученые должны выявлять ее свойства и изучать схемы превращения ее из одного предмета в другой. Человеческая жизнь должна обогащаться наукой за счет действительных открытий, внедряемых в жизнь.

«Призраки» – что это?

Философия Бэкона говорит про очищение разума, чтобы он приблизился к истине, которая заключается в трех изобличениях: изобличение порожденного разума человека, философий и доказательств. Соответственно, различают и четыре «призрака». Что это? Это помехи, которые препятствуют истинному, подлинному сознанию:

1) «призраки» рода, которые имеют основание в природе человека, в роду людей, « в племени»;

2) «призраки» пещеры, то есть заблуждения конкретного человека или же группы людей, которые обусловлены «пещерой» личности или же группы (то есть «малым миром»);

3) «призраки» рынка, которые проистекают из общения людей;

4) «призраки» театра, вселяющиеся в душу из превратных законов и догматов.

Все эти факторы должны быть отброшены и опровергнуты торжеством разума над предубеждениями. Именно социально-воспитательная функция является основой учения о подобного рода помехах.

Бэкон как лорд-канцлер

Коронование Джеймса I привело к тому, что Бэкон стал одним из самых доверенных государственных служащих короля. Ему удалось в основном остаться в стороне как с королем, так и с парламентом — несмотря на их осуждение расточительства монарха. Бэкон был назначен бароном Веруламом в 1618 году и лордом-канцлером (высшим титулом) в том же году. Фрэнсис был главным посредником между королем и парламентом в самые напряженные годы. К 1621 году он был назначен в пэры в качестве виконта Св. Альбана. Однако к концу года его стремительный подъем на вершину британской политики резко прервался, поскольку он был арестован, обвиняясь по 23 пунктам в коррупции.

Бэкон утверждал, что обвинениями способствовали политические интриги. Хотя он и принимал подарки, он утверждал, что это расценивалось как обычай дня, и дары никогда не позволяли ему влиять на его решение. Фрэнсис написал королю:

«Закон природы учит меня говорить в моей собственной защите: в отношении этого обвинения в взяточничестве я столь же невиновен, как и любой человек, родившийся в День святых. У меня никогда не было взятки или вознаграждения в моем глазу или мысли при произнесении суждения или приказа … Я готов сделать жертву себя королю».

Однако после парламентского расследования он признал свою вину — возможно, надеясь на мягкое наказание или возможно почувствовав, что парламент был настроен увидеть его падение, что бы он ни сказал.

«Мои господа, это мой поступок, моя рука и мое сердце; Я умоляю Ваши светлости быть милосердными к сломанному тростнику».

Парламент мало сочувствовал Бэкону и признал его виновным, он был оштрафован на 40 000 фунтов стерлингов, отправлен в лондонский Тауэр и лишен возможности занимать в будущем какой-либо пост. Однако через несколько дней в Башне он был освобожден королем Джеймсом и его штраф аннулировался. Но его общественное падение не могло быть отменено, и Бэкон больше никогда не вернется в парламент или государственную должность.

На свое политическое падение Бэкон ответил плодовитым литературным произведением; написав целый ряд статей, от науки и философии, до освещения юридических вопросов и политической ситуации в Британии. Литературный выход Бэкона и оригинальность мысли были более примечательными на фоне всего, что было в шестнадцатом веке в Англии. Религиозная и политическая напряженность привела к периоду ограниченного философского исследования. Бэкон был неотъемлемой частью английского ренессанса, который видел оживление литературы. Интересно, что Бэкона иногда предлагали в качестве реального автора работ Уильяма Шекспира, хотя эта теория не воспринимается слишком серьезно учеными.

Живопись

В 1929 году Фрэнсис вернулся в Лондон, где снял студию вместе с другом Эриком Олденом и няней. Он пытался работать дизайнером интерьеров, но услуги парня не пользовались спросом. В тот же период живописец разместил в журнале объявление, в котором описал себя как «спутника джентльменов». На него откликнулся брат Дугласа Купера, который помог молодому человеку устроиться оператором в лондонский клуб и развить навыки дизайна.

Embed from Getty ImagesАвтопортрет Фрэнсиса Бэкона

Первой картиной мастера, которая привлекла внимание общества, было «Распятие», вдохновленное «Тремя танцорами» Пабло Пикассо. Но работа была раскритикована, и парень почти на 10 лет прекратил рисовать

В этот период он приобрел иллюстрированную книгу о болезнях ротовой полости, которая поразила художника и отразилась на дальнейшем творчестве.

Когда началась Вторая мировая война, Бэкону удалось избежать призыва в армию из-за болезни — он страдал астмой. Молодой человек вызвался добровольно служить в гражданской обороне, но был вынужден уйти из-за обострения недуга. Тогда живописец вместе со своим любовником открыл подпольное казино.

Успех пришел к Фрэнсису в 1944 году, когда появилась картина «Три этюда к фигурам у подножия распятия», задавшая тон последующим работам в жанре экспрессионизма. После появления в галерее Лефевра работа была с восторгом принята критиками. В последующие годы мужчина много путешествовал и продолжал рисовать.

Фрэнсис Бэкон — «Три этюда к фигурам у подножия распятия» / TATE

Вместе с популярностью Бэкона захватила жизнь лондонской богемы. Он стал частым гостем казино и увеселительных заведений, обзаводился новыми знакомствами. Несмотря на мрачность и жестокость, царившие на картинах, в жизни живописец оставался остроумным и обаятельным, что сбивало с толку журналистов, приходивших брать интервью.

Вскоре наступила темная полоса в биографии знаменитости: последовательно умерли четверо его друзей, няня и любовник, которому мужчина посвятил серию портретов под названием «Черные триптихи». Фрэнсис все больше пил и рисовал преимущественно автопортреты, аргументируя этот тем, что у него больше не осталось близких людей, которых он мог бы изобразить.

Философия и учение

Основным литературным трудом Фрэнсиса Бэкона считаются «Опыты, или наставления нравственные и политические». Интересен факт, что для написания этой работы ему потребовалось 28 лет!

В ней автор размышлял о множестве проблем и качеств, присущих человеку. В частности, он высказывал свои идеи относительно любви, дружбы, справедливости, семейной жизни и т.д.

Стоит отметить, что хотя Бэкон был талантливым адвокатом и политиком, главным увлечением всей его жизни являлись философия и наука. Он критически отзывался об аристотелевской дедукции, которая в то время пользовалась необычайной популярностью.

Вместо этого Фрэнсис предложил новый способ мышления. Указывая на плачевное состояние науки, он заявлял, что до этого дня все научные открытия делались случайно, а не методически. Открытий могло быть гораздо больше, если бы ученые использовали правильный метод.

Под методом Бэкон подразумевал путь, называя его главным средством исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью.

В основе научного познания должны лежать индукция – процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему, и эксперимент – процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения теории.

Индукция получает знание из окружающего мира посредством эксперимента, наблюдения и проверки теории, а не из толкования, например, тех же трудов Аристотеля.

Стремясь разработать «истинную индукцию», Фрэнсис Бэкон искал не только факты, подтверждающие какой-либо вывод, но и факты, опровергающие его. Таким образом он показывал, что истинное знание является производным от чувственного опыта.

Подобная философская позиция называется эмпиризмом, родоначальником которой, собственно, и был Бэкон. Также философ говорил о препятствиях, которые могут стоять на пути познания. Он выделял 4 группы человеческих ошибок (идолов):

  • 1-й вид – идолы рода (ошибки, допускаемые человеком по причине своего несовершенства).
  • 2-й вид – идолы пещеры (ошибки, вытекающие из предрассудков).
  • 3-й вид – идолы площади (ошибки, рождающимися вследствие неточностей в использовании языка).
  • 4-й вид – идолы театра (ошибки, допускаемые по причине слепого следования авторитетам, системам или устоявшимся традициям).

Открытие Фрэнсисом нового метода познания сделало его одним из крупнейших представителей научной мысли нового времени. Впрочем, при жизни его система индуктивного познания была отвергнута представителями экспериментальной науки.

Интересно, что Бэкон является автором ряда религиозных сочинений. В своих работах он обсуждал различные религиозные вопросы, подвергая жесткой критике суеверия, приметы и отрицание существования Бога. Он заявлял, что «поверхностная философия склоняет человеческий разум к безбожию, глубины же философии обращают ум человека к религии».

Сочинения

За годы придворной хлопотливой службы эмпирическая философия Ф. Бэкона развивалась благодаря его интересу к науке, праву, морали, религии и этике. Его сочинения прославили своего автора как великолепного мыслителя и фактического родоначальника всей философии Нового времени. В 1597 году вышла в свет первая работа под названием «Опыты и наставления», которую затем дважды дорабатывали и многократно переиздавали. В 1605 году увидел свет очерк «О значении и успехе знаний, божественных и человеческих». После своего ухода от политики Фрэнсис Бэкон, цитаты которого можно увидеть во многих современных работах по философии, углубился в свои мысленные изыскания. В 1629 году вышел в свет «Новый органон», а в 1623 – «О достоинствах и приумножении науки». Философия Бэкона, кратко и тезисно изложенная в аллегорической форме для лучшего понимания широких масс, нашла свое отражение в утопической повести «Новая Атлантида». Другие прекрасные сочинения: «О небе», «О началах и причинах», «История короля Генриха Семнадцатого», «История смерти и жизни».

«Идолы» Френсиса Бэкона

Утверждая материальность мира, считая природу первичной, а сознание вторичным, Бэкон непоколебимо отстаивал познаваемость природы. Он первый из философов нового времени подверг критике идеалистов древнего мира и средних веков, провозглашавших невозможность познания законов природы. Идеалисты, в частности последователи школы Платона, говорил Бэкон, стремятся внушить людям, что их учения о природе — самые совершенные и законченные. Они считают, будто то, о чем не говорится в их учениях, является в природе непознаваемым.

Бэкон отмечал, что подобные порочные в своей основе теории о невозможности познания природы вселяют неверие в силы людей, подрывают их стремление к деятельности и наносят тем самым ущерб развитию наук и делу подчинения природы власти человека. Он указывал, что вопрос о познаваемости природы решается не спорами, а опытом. Успехи опыта людей опровергают доводы сторонников теории непознаваемости природы.

Природа познаваема, но на пути ее познания, учил Бэкон, лежит множество препятствий. Главным из этих препятствий он считал засоренность сознания людей так называемыми идолами — искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Бэкон называл четыре вида идолов, с которыми человечеству следует бороться, а именно: идолы рода, пещеры, рынка и театра.

Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которыми отличается весь человеческий род, и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств, результатом того, что люди, видя в своих чувствах меру вещей, примешивают к их природе свою собственную, создавая, таким образом, ложные представления о вещах. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию идолами рода, людям необходимо, учил Бэкон, мерить свои чувства вещами, сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающей природы и тем самым проверять их правильность.

Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, характерные для отдельных людей,— индивидуальные ошибочные представления. У каждого человека, учил он, есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, накладывающий печать на его суждения о вещах и явлениях действительности. Идолы пещеры, неправильные представления того или иного отдельного человека о мире, по мнению Бэкона, зависят от его прирожденных свойств, от воспитания и образования, от авторитетов, которым он слепо поклоняется, и т.п.

К идолам рынка Бэкон относил ложные представления людей, возникающие из-за неверного употребления слов, в частности, распространенным на рынках и площадях. Люди, указывал он, в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, а это ведет к пустым, бесплодным спорам из-за слов, что, в конечном счете, отвлекает людей от изучения вещей природы, затрудняет их правильное понимание.

В категорию идолов театра Бэкон включал ложные представления о мире, некритически заимствованными из разных философских учений. Он называл подобные представления идолами театра, указывая, что их столько было в истории философии, столько написано и сыграно комедий, изображающих вымышленные, искусственные миры.

Бэкон через учение об идолах пытался очистить мировоззрение людей от пережитков идеализма и схоластики и тем самым создать одно из важнейших условий для успешного распространения знаний, основанных на опытном изучении природы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий